Из истории семьи Звирбуль, моих латышских предков.
Жаль, что не было возможности узнать раньше. Но, лучше поздно, чем никогда.
Узнала от Марины, что первые мои предки, упоминаемые в документах, это - Бирнс (Бернхардс)(1734 - 1787) и Майя (1738г.р.), в последствии получившие фамилию Звирбулис. И мне захотелось узнать, что же представляла собой Латвия начала XVIII века.
Нашла сайт краткой истории Латвии XVIII века
http://www.travelzone.lv/_libr...ri/14.htmlНапишу ещё немного короче. А начну издалека.
22 000 лет назад территорию Латвии закрывал ледник, который начинал постепенно таять. Ледник постепенно отступал.
По мнению археологов, первые люди на территории современной Латвии появились примерно 11 000 лет назад.
В конце XVII века Россия стала сильным в экономическом политическом отношении государством. Ей требовался выход к Балтийскому морю.
В 1682 году царём России стал Пётр I. Он решил завоевать побережье Балтийского моря, находившееся в руках Швеции. Он понимал, что одной России будет трудно справиться с таким сильным противником. В 1699 году Пётр I, курфюст Саксонии и король Речи Посполитной Август II и король Дании Фредрих IV образовали Северную лигу.
Война началась зимой 1700 года .
Не буду вдаваться в подробности войны.
В Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года , Карл XII потерпел сокрушительное поражение. Полтавская битва подорвала могущество Швеции и ознаменовала решающий перелом в Северной войне.
В 1710 году русские войска под командованием Бориса Петровича Шереметева заняли Эстляндию и Лифляндию (10 июля Рига), а Ф.М.Апраксин овладел Выборгом, Кексгольмом и Вильманстрандом – выход из Финского залива был свободен.
В 1710-1711 годах на территории Латвии свирепствовала чума, унесшая значительную часть населения, в некоторых районах не осталось ни одного человека.
30 августа (10 сентября) 1721 года Швеция подписала Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингрию и западную Карелию.
Территория Латвии по-прежнему была разделена на три части: Видземе вошла в Российское государство, Латгалия осталась Польской, на левом берегу Даугавы находилось Курземско-Земгальское герцогство.
Пётр I был столь удовлетворён политическим присоединением Остзейского края (Ostsee – Балтийское море) к России, что вопросы местной жизни в новых губерниях его мало интересовали. К тому же он испытывал известную благодарность по отношению к прибалтийскому дворянству, поддержавшему его в ходе Северной войны. Поэтому не удивительно, что одним из условий Ништадтского мира являлось подтверждение прав и привилегий остзейцев. Пётр I предоставил местным немцам автономию, осуществлявшуюся посредством таких сословных органов дворянства как ландтаг, коллегия ландратов, конвент рыцарства. Вплоть до 80-х годов XIX века господствующим языком в Прибалтийском крае оставался немецкий язык.
Уже в 1711 году видземские дворяне обратились к русским властям с ходатайством о предоставлении им права суда над своими крестьянами.
Особенно ярко устремления дворян проявилось в так называемой Декларации барона Розена (1739), составленной с целью доказать, что крестьяне с XIII века являются неограниченной собственностью помещика. За крепостными крестьянами не признавалось даже право собственности на продукты личного труда, а всё их имущество рассматривалось как собственность помещика. Основные положения, высказанные бароном Розеном, нашли отражение в Своде рыцарского и земского права Лифляндии.
Хотя Лифляндия и стала составной частью России, губернией, управляемой назначенным из Санкт-Петербурга генерал-губернатором, фактическая власть оставалась в руках немецкого дворянства.
Досадным вторжением в местную жизнь было расценено обращение генерал-губернатора Брауна (в 1765 г.) к лифляндскому ландтагу с требованием об улучшении правового положения крестьян. Патентами от 12 апреля 1765 года был установлен размер барщины, ограничены наказания и запрещена продажа крестьян за пределы губернии. Но, контроль, за выполнением этих постановлений остался в руках помещиков, и потому в положении крестьян мало что изменилось.
Крестьянское право, достигшее своего апогея в XVIII веке и поставившее крестьян в положение рабов, не могло не вызывать протеста с их стороны.
В 1771 году сравнительно крупные крестьянские волнения охватили северную часть Видземе. Причём в ходе этих волнений крестьяне с оружием в руках выступили против помещиков и пришедших им на помощь войск. В 1776-1777 годах волна крестьянских выступлений охватила Цесисский и Валмиерский уезды. Наиболее широкий размах крестьянские выступления приняли в 1784 году. Эти волнения известны под названием мятеж подушной подати. Хотя выступления крестьян были подавлены, всё же им удалось добиться признания принципов патента от 12 апреля 1765 года. В целом же события конца XVIII века всё более отчётливо свидетельствовали о кризисе феодально-крепостнических отношений.
Своеобразной формой протеста против существующих порядков явилось движение гернгутеров. Это движение возникло в Чехии. Вскоре идеи этого религиозно-общественного движения достигли и Видземе. Руководимые старшинами приходы, богослужения в домах сходок или под открытым небом без соблюдения церковных церемоний и без участия пасторов вызывали симпатию у латышских крестьян. Многие из них стали членами братских общин, которые, хотя и были по характеру религиозными, но превратились в противовес покровительствуемой дворянами лютеранской церкви. Главным центром движения по созданию братских общин стал Валмиерский уезд. В 1736 году в Валмиеру приехал руководитель гернгутеров граф Цинцендорф. По его совету местная помещица Галгарт основала в 1737 году в Валмиермуйже латышскую учительскую семинарию, из которой вышли многие деятели латышских братских общин. Всплеск гернгутского движения среди латышей пришёлся на 1742 год. Однако уже в следующем году немецким дворянам и пасторам, напуганным размахом движения, удалось добиться от императрицы Елизаветы указа о ликвидации братских общин. Но, не смотря на запрет гернгуты продолжали устраивать свои сходки тайно, по ночам, в крестьянских хуторах и сараях, а иногда в лесу. Движение, освободившись от немецких руководителей, приобрело более определённую социальную и национальную окраску. Однако, видя, что путём запрета с гернгутством покончить нельзя, а также опасаясь окончательно выпустить из-под своего контроля, власти пришли к выводу о необходимости отмены указа от 1743 года. В 1764 году гернгутерам было разрешено возобновить свою деятельность.
Деятельность братских общин способствовала подъёму нравственности среди латышских крестьян, помогая им глубже понять основы крестьянской веры. Участвуя в братских общинах, латыши прокладывали себе путь к национальному пробуждению.
Северная война на некоторое время затормозила развитие Риги и рижской торговли. В 1710 году, в год взятия Риги русскими войсками, рижскую гавань посетило лишь 15 судов, в следующем году их количество достигло уже 79. К концу столетия в рижскую гавань ежегодно заходило более 800 судов. Рига превратилась в крупный торговый центр, связывавший обширный российский рынок со странами Западной Европы. Из Риги вывозили в основном хлеб, пеньку, лес, дёготь и т.д, а ввозили соль, колониальные товары и различные промышленные товары. Расцвет торговли способствовал и росту населения города, число жителей превысило 20 тысяч. Внегородских стен возникли обширные предместья. Согласно условиям капитуляции Рига сохранила аристократическое городское самоуправление (магистрат). Немцы прикладывали все силы, чтобы латыши и жители других национальностей, не имели недвижимости в городе, а также не занимались торговлей.
После смерти Анны Иоанновны в 1740 году, Бирон попал в немилость и оказался в ссылке. В то же время курляндские помещики, не чувствуя над собой “твёрдой руки”, вступили в междоусобную борьбу. Тогда польский король назначил герцогом своего сына Карла, но лишь часть дворянства признало его. Назначение Карла вызвало беспокойство в российских кругах. В связи с этим Екатерина II в 1763 году способствовала возвращению Бирона в Курляндию, потребовав от него при этом свободного вероисповедования для православных, беспошлинной торговли для русских купцов и разрешение им свободно селиться в городах. К тому же Бирон был обязан содержать русские войсковые части во время их пребывания в Курляндии или при пересечении её территории. Бирон прибыл в Елгаву (Митаву) в сопровождении русских войск. Карл, видя, что его дело проиграно, покинул пределы герцогства. Но и Бирона признало не всё дворянство. Только в 1766 году все дворяне присягнули Бирону, ибо Екатерина II пригрозила „непослушным” расквартировать в их поместьях русские войска.
В 1769 году Эрнест Бирон, будучи в преклонном возрасте, отказался от власти в пользу своего сына Петра.
Петру Бирону было суждено стать последним Курляндским герцогом. Весь период его правления – это беспрерывные смуты и раздоры.
Развязку событий ускорили волнения, начавшиеся в герцогстве под влиянием известий о Французской революции, и об охватившим Польшу восстании, под предводительством Тадеуша Костюшки. В 1792 году в Елгаве вспыхнуло так называемое восстание мельников. Вскоре к мельникам присоединились мастера и ученики других цехов, а так же городская беднота. Восстание было подавлено.
Весной 1794 года в Курляндии началось крупное восстание крестьян. Напуганные им дворяне обратились за помощью к герцогу но, видя, что и он не способен что-либо сделать, они были вынуждены обратиться за помощью к России. Вскоре в Курляндию прибыли русские войска и легко подавили беспорядки. В начале 1795 года курляндский ландтаг принял решение о подчинении России. 28 марта 1795 года герцог Пётр, находившийся в то время в Петербурге, официально подписал отречение от престола, за что Россия выплатила ему немалое вознаграждение.
27 мая 1795 года Курляндское герцогство прекратило своё существование, и стало составной частью России со статусом Курляндской губернии.
В 1795 году вся территории Латвии вошла в состав Российской империи.XVIII век вошёл в историю Европы как век просвещения. Носители просветительских идей стремились устранить недостатки существующего строя, изменить его нравы, политику, быт путём распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Идеи просвещения получили распространение и в Латвии.
Одним из первых и наиболее известных просветителей был пастор Иоганн Георг Эйзен (1717-1779). Получив блестящее образование в нескольких университетах Германии, Эйзен в 1741 году начал работать пастором в эстонской части Лифляндии. Познакомившись с местным бытом, он пришёл к убеждению, что крестьянское право является злом не только для крестьян, но оно не выгодно и для помещиков. В 1764 году И.Г.Эйзен в Петербурге издаёт свою книгу Описание одним лифляндским патриотом крестьянского рабства, как оно учреждено над крестьянами в Лифляндии, в которой разоблачал ужасы крепостничества и обосновывал необходимость реформ. На эту тему Эйдоном был написан ещё ряд сочинений на немецком языке. Свои идеи И.Г.Эйзену удалось изложить Екатерине II и встретить с её стороны известное сочувствие. Естественно, что идеи И.Г.Эйзена пришлись не по нраву немецкому дворянству, в результате чего он был вынужден покинуть Остзейский край.
Навсегда вошло в историю Латвии имя Гарлиба Меркеля (1769-1850). В отличие от Эйзена, он родился и вырос в Лифляндии и с детских лет был знаком с жизнью народа. В 1796 году в Лейпциге, где Г.Меркель учился на медицинском факультете, он выпускает свой, ставший знаменитым труд «Латыши, особливо в Ливонии, в исходе философского столетия.» В этой работе Г.Меркель ярко и безжалостно вскрыл пороки крепостничества, показал ужасающее положение, в котором пребывали латышские крестьяне. „Латышский народ стал тем, до чего унизили его палачи – безжизненным орудием их корыстолюбия, писал Г.Меркель. – У него отняли свободу, землю, прирождённые права. Сама жизнь каждого латыша в отдельности не имеет другого достоинства, кроме того, которое даёт ему покупная цена. В убийстве такого существа, как латыш, и совесть, по-видимому, уже не упрекает разбойника рыцаря ”. Неудивительно, что книга встретила живой отклик и у самих латышей. Однако царская цензура, вплоть до революции 1905 года, запрещала издавать перевод этой книге на латышский язык. Ещё многие видные деятели того времени пытались обратить внимание общества на тяжёлую жизнь простых людей, но всё оставалось по старому.
Владимир, спасибо.
Обязательно расскажу.