Поездки по Русскому Северу. 2012 год.
Посещение и некоторые описания мест, где жили и служили наши предки. Вологодский р-н, Пигилинка Сямженского р-на, гг.Сокол и Кадников, Погорелово Тотемского р-на, Тотьма, В.Устюг, Котлас Архангельской обл., Сольвычегодск, В.Матигоры, Архангельск
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 18:47 18 июня 2015 18:53 Через полчаса ранним утром 31 июля приехала в Сольвычегодск. Это совсем маленький город, всего несколько улиц, можно обойти часа за три. Поэтому здесь практически нет многоэтажек, в основном деревянные одно-, изредка двухэтажные деревянные дома. Очень мало машин и прохожих. Карта Сольвычегодска http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part4/:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 18:57 19 июня 2015 7:15 Кто-то указал дорогу от автостанции до Введенского собора (о Борисоглебской церкви никто не знает), и буквально через несколько минут передо мной предстало необыкновенное чудо в лучах утреннего солнца. Это действующая церковь, но в такое раннее время собор был еще закрыт.
Введенский собор, двухуровневый домик и святой источник. Подобный ансамбль (и еще лев за кадром) где еще встретишь?
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:02 3 сентября 2015 12:12 В течение нескольких часов обошла интересные для меня места Сольвычегодска. И влюбилась в этот городок. Тишина, размеренность, ухоженность, чистейшая изумрудная зелень. И сказочные дворцы, святые соборы. Исключительная история этого города и его основных покровителей Строгановых поражает воображение, поэтому считаю уместным привести некоторые подробности его расцвета и дальнейшего упадка. В интернете нашелся содержательный отчет петербуржцев, фрагментами из которого воспользовалась: http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part4/. Город Сольвычегодск вырос из небольшого поселения, основанного в XIV-XV веке новгородскими купцами для добычи соли на единственном тогда водном пути в Пермь и Предуралье. Как город Сольвычегодск складывается лишь к середине XVI века. Возникший на путях в Сибирь, город стал быстро разрастаться; его расцвету способствовало удобное расположение на оживленной водной магистрали и быстро развивающееся солеварение. Тогда же здесь появились деятельные и предприимчивые люди Строгановы, и дальнейшая судьба города неразрывно связана с историей и деятельностью этого рода. Одним из наиболее ярких представителей рода Строгановых, при котором, по-существу, и началось становление Сольвычегодска как города, является Иоанникий (Аника) Строганов. Расчетливый делец Аника Строганов (1497—1569) строил здесь в Сольвычегодске соляные варницы, возводил церкви, оказывал различные услуги царскому двору и московскому митрополиту, приобретал товары для Ивана Грозного, вынашивал планы завоевания Сибири. К XVII веку Строгановы полностью поглотили мелких производителей. На протяжении XVII века эта семья в пяти своих варницах в Сольвычегодске произвела около 3 млн. пудов соли, которую продавали во всех русских городах и особенно в поволжских. Для приумножения своих капиталов Аника прокладывает путь в Сибирь, в пермские земли, скупает за бесценок пушнину, основывает там свои вотчины, налаживая соляное дело. Сосредоточение в одних руках огромных богатств позволило Строгановым тратить значительные средства на возведение в своих вотчинах церквей и хором, для убранства которых они организовали различные художественные промыслы. Особенное внимание уделяли они своему родовому гнезду — Сольвычегодску. Подвергаясь различным перестройкам, деревянные хоромы Строгановых просуществовали в Сольвычегодске до начала XIX века. В 1560-е годы Строгановы возвели здесь домовую церковь — огромный каменный Благовещенский собор, а на посаде основали Введенский монастырь с деревянным храмом, который в конце XVII века был заменен каменным. Стремясь укрепить свои позиции в пермских вотчинах, которые подвергались нападениям татар, ханты и манси, Строгановы добились разрешения на содержание собственной армии. В свою очередь московское правительство всячески подталкивало их к военным действиям против сибирских народов, обещая пожаловать им новые земли за Уралом. В 1581 году полностью на деньги сыновей Аники Строганова была снаряжена экспедиция Ермака против сибирского хана Кучума, положившая начало русскому освоению Сибири. «За службу и радение» при покорении Сибири Иван Грозный пожаловал Строгановым право беспошлинной торговли на присоединенных территориях. К началу XVII века могущество «дома Строгановых» почти достигает своего зенита. В XVII веке это была единственная фамилия именитых людей в России. По званию «именитых людей» Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами. С появлением династии Романовых Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске. В 1722 г. Петр I за заслуги (неоднократную помощь денежными суммами на содержание армии и флота) последнего «именитого мужа» Строганова, Григория Дмитриевича, пожаловал его сыновьям редкий в России баронский титул достоинство. Позднее Строгановы, возведенные в графское достоинство, утвердились в роли одного из самых влиятельных российских аристократических родов. В XVII—XVIII веках Сольвычегодск - крупный торговый, ремесленный и культурный центр Северной России. Город был известен своими тремя ярмарками — Алексеевской, устраиваемой перед началом полевых работ (7—14 марта), Прокопьевской, являвшейся своеобразным «смотром невест» и местом найма людей на работу перед уборкой урожая (7—10 июля), и Введенской, проводимой после сбора урожая (20—27 ноября). В это же время Сольвычегодск является одним из значительных центров русского искусства. Здесь при поддержке Строгановых развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань. В конце XVII в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т.н. усольская эмаль). Уже в XVI веке сложилась и в дальнейшем развивалась Строгановская школа иконописи. С начала XVIII века в связи с закрытием соляных варниц и перемещения торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска постепенно приходит в упадок. Кроме того, в 1720 году Строгановы покидают город. К середине XIX века Сольвычегодск превратился в неприметный провинциальный город с населением чуть более 1000 человек. В конце XIX - начале XX вв. он используется как место политической ссылки. Двадцатое столетие не принесло городу ничего, кроме утрат. Девять церквей были разрушены полностью, еще одна обезображена. Панорама города сильно обеднела, и сейчас над его малоэтажной застройкой возвышаются только два монументальных собора, сохранившиеся со времен могущества Строгановых. С 1923 года Сольвычегодск является бальнеологическим и грязевым курортом. В последние десятилетия XX века Сольвычегодск, еще недавно входивший в «Серебряное кольцо» России, столкнулся с тяжелейшим кризисом: упал спрос на санаторное лечение, прекратили свое существование туристические маршруты, ориентированные на посещение знаменитых Строгановских соборов. Исторический город стал провинциальным городком, даже деревней..В 2012 году население городка составляло 2261 человек. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:05 Типичная усадьба (огород, теплица, цветник), очевидно, живут натуральным хозяйством:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:07 Соленое озеро. Если бы не электрические столбы, перед глазами пейзаж 18-19 в.:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:11 18 июня 2015 19:13 До своей поездки искала информацию о Борисоглебской церкви, но не могла понять, где точно она стояла из-за какой-то неопределенности сведений. Узнала, что в ней когда-то находились мощи Аники Строганова, уничтожены вместе с церковью в 30-е годы… Нашла телефон батюшки Введенского собора Владимира Демкив, и он рассказал, что Борисоглебская монастырская церковь давно разрушена, сохранились только бывшие кельи монахов, церкви располагались рядом на территория монастыря. На месте Борисоглебской церкви сейчас находится корпус санатория. В Сольвычегодске даже есть музей, там оказалась фотография разрушенной в 30-е годы Борисоглебской церкви:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:16 18 июня 2015 19:18 На фото: слева – бывшие кельи монахов, справа – санаторий, место, где находилась Борисоглебская церковь:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:21 На переднем плане – бывшие кельи монахинь, а за ними – Введенский собор:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:28 В Интернета скудная информация о репрессиях Зяблова Виктора Александровича(http://pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGZfSm*s8LVse-yAHNyV8Kfc5tjML6iAHEm**) Зяблов Виктор Александрович, 1891 г.р., родом с.Емца Вологодской губ., священник, сынсвященника, Вологодская Духовная Семинария. Служение священник Архангельская о.,г.Сольвычегодск, Борисоглебская церковь до 8 июня 1938 г. Арест Архангельская о.,г.Сольвычегодск, 8 июня 1938 г. Осуждение Архангельский обл. суд, 9 января 1939 г. Обвинение "антисоветская агитация, активный участник контрреволюционной группировки церковников". Приговор 10 лет ИТЛ с поражением в правах на 5 лет. Место проживания Архангельская о., г.Сольвычегодск, окончание 16 июля 1951г. (после освобождения возвратился в г.Сольвычегодск). Арест Архангельская о., г.Сольвычегодск, 16 июля 1951 г. Осуждение Особое Совещание при УМГБ 24/10/1951 Обвинение "контрреволюционная агитация". Приговор 10 лет высылки в Новосибирскую о. Дальнейшая судьба неизвестна. Причислен к лику новосвященномучеников. Некоторую ясность в сведения помогла внести статья В.Григоряна «Соль вычегодская», помещенная в 1995 г. в газете http://www.rusvera.mrezha.ru/2/1.htm (№187-188). Автор совершил поездку в Сольвычегодск накануне его 500-летия, чтобы собрать информацию о нем и его жителях в смутные времена после Октябрьской революции. В статье приведены воспоминания старожила Александры Васильевны Родзевич (Воронцовой), отец которой работал в церкви. В беседе участвовал ее муж Иосиф Викторович Родзевич: О предвоенных годах в Сольвычегодске известно Александре Васильевне по обмолвкам знакомой, Анны Факеевны, у которой жил большой праведник блаженный о.Федор. До войны, когда местные христиане мечтали получить от властей Борисоглебскую церковь, отец Федор сказал: “Бориса и Глеба не откроете”, и добавил : “А вот в монастыре послужите”. Имеется в виду Введенский монастырь, единственный, что не был когда-то закрыт здесь Екатериной Великой. А церковь Бориса и Глеба после войны власти совсем разрушили. Отец Александры Васильевны - Василий был старостой Введенской церкви 25 лет. В Сольвычегодск он вместе с семьей бежал из деревни. Когда в деревне начали создавать колхоз, ему, как самому толковому, предложили стать председателем. Как самый толковый, он отказался и вообще в колхоз вступать не стал. За то односельчане его невзлюбили. Крест осуждения от людей нести ему пришлось всю жизнь. - За что не любили-то отца? - недоумеваю я. О неприязни к христианам со стороны людей, не облеченных властью, я слышу впервые. - За что его было не любить? Батюшка никого не обижал, даже алкоголиков жалел... И меня многие ненавидели, и всех нас, кто в церкви работал. Не можешь ты этого понять. В церкви не люди, в городе мы были никто. Меня все знали, а не здоровались. Ребята мои каждый день просили: “Мама, уйди с работы”. А батюшке моему все во след кричали: “Васька-свято й”. По словам бабы Саны, открытия Введенской церкви добилась бывшая монахиня Анна Андреевна Верховцева (церковь открылась в 1943 г.). Сильно помог церковь назад получить Шарапов Алексей Федорович, предрайисполкома, с женой которого, Клавдией Павловной, Анна Андреевна дружила. В Божий вид храм привели всего за два месяца, к большому удивлению отцов города - “как вошли они впятером, так рты и разинули”. Учителя приводили детей, которые работали в церкви посменно, да пять старушек с утра до ночи здесь “орудовали”. Людей ходило много. Приезжали из соседних городов, пели на два клироса, до двадцати человек в хоре. До сих пор, помнится, свадьба Сереги Ильина, когда из церкви из-за скопления народа, ели живыми люди вылезали. В Пасху милиция, дружинники людей отсекали. Продолжалось так до пятидесятого года. Радиолы появились, так народу стало мало ходить. А еще меньше из-за телевизора. Служили в церкви: Отец Виктор, трех годов не прослужил, в тюрьму забрали. Старичок такой был серенький, нет - рыженький, такой старичок был. Что-то не то по политике сказал. Образцово служил, отец Афиноген, 12-й священник в роду, а сын его сейчас 13-й. Отец Афиноген выпивал, его и сняли. В Лальске его похоронили”. Десять ли пятнадцать лет до нас сидел. Потом отец Федор Юданов четырнадцать лет у нас пробыл с 53-го по 67-й годы. Дольше всех у нас был. Сосланный он, из Куйбышевской области. Его на десять лет посадили железную дорогу на Воркуту строить. Пятеро детей его ждали, да жена, бедная, в одном платье. Как выстирает, так на печь лезет в одной рубашке, ждет, когда платье высохнет. А добрый батюшка Федор был, такой добрый, уж не знаю, есть ли еще такой на свете. После него отец Владимир Мешков был, голова на Украине - ноги здесь. Столько горюшка он перенес. Четверо детей имел, без жены жил. Жена учительница от него ушла и самого хотела со священников сбросить. Потом отец Модест Мелентьев из Лальска служил. Мать у него была алтарницей и он с пяти лет в алтаре. Вместе со священником его и арестовали. Издевались очень в тюрьме. Рассказывал: “Выгонят на мороз, так я свернусь калачиком, как собачка под крыльцом. А как товарищи селедку делить начнут, так кому хвостик, кому середка, а мне головка. А в голове все жиры. Они умерли, а я жив”. Следующий - Коваленко Анатолий. После был Пантелеимон Сорока, тоже без жены жил. Служил хорошо, только пил много. Потом был отец Алексей Рыба, тоже пятеро детей имел, чуть с голоду они здесь не перемерли. Потом отец Василий Холод. Потом отец Андрей - строитель большой, он до нынешнего отца Василия здесь служил. И кресты юродивым он поставил, там только холмики были. Нынешний одиннадцатый батюшка за пятьдесят лет. Не могут здесь прижиться - доход маленький… Баба Саня с горечью вспомнила о том, что во время хрущевских гонений и некоторое время спустя, по инерции, не допускала она людей без документов креститься. Такое было заведено правило, что списки новокрещаемых, их родителей и восприемников должны были подаваться властям. Не для отчетности одной. Отец Федор разрешал не записывать. При отце Анатолии я тоже кого могла, не записывала. Он молодой был, рассеянный. Не догадывался. А остальные батюшки следили, не разрешали. Александра Васильевна проводила до кладбища. Постояли у могил Василия Афиногеновича, блаженного Федора, Анны Андреевны. Когда проходили мимо нового кладбища, она говорит: “Здесь матушку расстреляли, жену священника”. Из рассказа Александры Васильевны следует, что Виктор Зяблов вернулся из ссылки в 1949 г. и служил во Введенском соборе до ареста в 1951 г. Но о его семье – опять никаких сведений. Мелькнула мысль: «Жена какого священника была расстреляна?». Предстоит выяснить. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:31 18 июня 2015 19:32 Затем совершила экскурсию по Солевычегодску. Спасообыденная церковь прекрасна, хотя в лесах:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
|