Поездки по Русскому Северу. 2012 год.
Посещение и некоторые описания мест, где жили и служили наши предки. Вологодский р-н, Пигилинка Сямженского р-на, гг.Сокол и Кадников, Погорелово Тотемского р-на, Тотьма, В.Устюг, Котлас Архангельской обл., Сольвычегодск, В.Матигоры, Архангельск
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 13:26 Один из скверов Котласа:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 13:32 18 июня 2015 13:41 Мое личное ощущение, что Котласу не хватает теплоты, уюта. Слишком много старого жилья, неухоженных территорий, особенно это бросается в районе ж/д вокзала. Особенно неприятно практическое отсутствие автовокзала, вместо него на задворках ж/д вокзала – площадь с разрушенным покрытием, на которой нет ни лавочек, ни навесов, ни кассы, ни доски с расписанием. Негде скрыться от дождя либо пекла в солнечную погоду. Может быть была под впечатлением, того, что здесь был пересыльный лагерь.
Кстати, музей расположен недалеко от станции. Но все, с кем встретилась и познакомилась в Котлас, доброжелательные, гостеприимные люди, благодарна им за понимание, хороший прием. В конце пребывания в Котласе с главой администрации Котласского района Светланой Николаевной Брайлиной, состоялась беседа, в которой поделилась впечатлениями об этом крае. Договорились обмениваться информацией. Светлана подарила интересный путеводитель по Котласскому району.
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 13:39 И конечно же особенная благодарность Валентине Петровне Бирюковой. Из моего SMS-сообщения во время отъезда из Котласа: «Спасибо за прекрасный, главное душевный прием. Для меня Вы теперь близкий человек. Дай Бог Вам благополучия, здоровья, успехов во всем, восстановлении храма. Катюше всего наилучшего». Валентина Петровна, действительно вложила много времени, души в дело восстановления храма Святой Троицы в Вондокурье. Этот храм, по словам Бирюковой, был единственным символом веры для всех каторжан Котласа. Независимо от национальности, вероисповедания, они обращали взоры к нему в надежде на облегчение участи. Считаю, что чаще всего человек, на долю которого (или членов его семьи) выпали горести и муки гонений, в состоянии понимать необходимость восстановления таких символов веры, знаков сохранения памяти. К ним относится Валентина Петровна Бирюкова. Есть, конечно, и другие Котловчане, причастные к созданию мемориала в Макарихе, восстановлению храмов, хьсранению исторических музейных экспонатов, но с Валентиной Петровной довелось ближе познакомиться. В довершение к отчету о посещении Котласского района считаю уместным поместить также информацию о Раменской Спасской церкви Вельского уезда, родом из которой, как ранее упоминала, был репрессированный в Котласе Николай Александрович Воскресенский. К сожалению, не смогла посетить это место. Во-первых, г. Вельск находится в стороне от намеченного маршрута, во-вторых, и это главное, эта церковь находится в такой глубинке, что добираться туда на общественном или попутном транспорте просто бы не решилась. В КВ за 1912 г. помещена очень короткая информация о Раменской церкви Ф 496, оп.4, Д.265 КВ Спасской Раменской ц. Вологодской Епархии Вельского у. 1-го благочинного округа I и III части за 1912 год (запись Дм. Пшеницына): Церковь построена в 1873 г., освящена 8 октября тщанием прихожан и на суммы, пожертвованные богомольцами. Здание церкви каменное, одноэтажное, с такой же колокольней в связи. Крыша железом крыта. Престол один во имя Спаса Премилостивого. Утвари достаточно. В штате священник и псаломщик. По указу Синода от 1888 г. за №325 жалование полагается на содержание притча 392 руб на человека. Кружечных доходов за 1912 год 130 руб. Земля у церкви: усадебная вместе с погостом церковным 10 десятин, пахотная 13 десятин, однокосная 8 десятин, выгон 10 десятин. Отведена в пользование в 1889 г. из надела прихожан на окраинах крестьянских полей и в местах, отстоящих от церкви до 3-х верстах. Качество земли плохое. Дома: 1)для помещения церковно-приходской школы – деревянный одноэтажный; 2) амбар для хранения пожертвований – деревянный; 3) 10 лавок – деревянные.
После обращения в администрацию Раменского поселения весной 2012 г. получила ответ, что оно практически опустело. Никто не может что-либо рассказать о судьбе семьи Воскресенских. Но прислали старые, просто необыкновенные фотографии Спасской Раменской церкви, а также часовни в Раменском.
К радости, знакомство с Раменье Вельского района состоялось в 2013 году, об этом подробно на форуме ВГД в отчете ВладММ. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 18:24 18 июня 2015 20:27 11. Случайная экскурсия в Сольвычегодск В Сольвычегодске служил священником Борисоглебской церкви Виктор Александрович Зяблов, старший сын Марии Автономовны (здесь же он арестовывался в 1938г. и 1951г.), но в мои планы не входило посещать этот город из-за плотного намеченного графика поездки по Русскому Северу и назначенных здесь встреч. К тому же намечена встреча в Верхних Матигорах под Архангельском, где последние годы служил отец Виктор, мой двоюродный дядя. В Котласе должна была точно договориться о посещении в Коряжме семьи Сисевич – потомков Панцырева Алексея Константиновича – брата моего прадеда Николая Алексеевича. Однако встреча не состоялась, видно, не очень хорошо поняли друг друга при переписке, и Алексей с семьей уехал в это время отдыхать в Турцию. Образовавшееся окно посвятила посещению Сольвычегодска. Может быть, и Бог так распорядился. От Котласа до Сольвычегодска ездит автобус (расстояние всего-то 20 км), который проезжает мимо Коряжмы по хорошему асфальтированному шоссе, далее по понтонному мосту через Вычегду и затем по грунтовой дороге до Сольвычегодска. Проезжая мимо Коряжмы, послала мысленный привет дому Сисевичей. Панорама Сольвычегодска с колокольни собора, фото из Инета http://www.mycicerone.ru/wiki:
![Прикрепленный файл: 800px-Ru_arch_reg_solvychegodsk_sobor_blagovesensky_panoram_stadt_08[1].jpg](file.php?a=preview&fid=185156&key=483575522) --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 18:47 18 июня 2015 18:53 Через полчаса ранним утром 31 июля приехала в Сольвычегодск. Это совсем маленький город, всего несколько улиц, можно обойти часа за три. Поэтому здесь практически нет многоэтажек, в основном деревянные одно-, изредка двухэтажные деревянные дома. Очень мало машин и прохожих. Карта Сольвычегодска http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part4/:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 18:57 19 июня 2015 7:15 Кто-то указал дорогу от автостанции до Введенского собора (о Борисоглебской церкви никто не знает), и буквально через несколько минут передо мной предстало необыкновенное чудо в лучах утреннего солнца. Это действующая церковь, но в такое раннее время собор был еще закрыт.
Введенский собор, двухуровневый домик и святой источник. Подобный ансамбль (и еще лев за кадром) где еще встретишь?
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:02 3 сентября 2015 12:12 В течение нескольких часов обошла интересные для меня места Сольвычегодска. И влюбилась в этот городок. Тишина, размеренность, ухоженность, чистейшая изумрудная зелень. И сказочные дворцы, святые соборы. Исключительная история этого города и его основных покровителей Строгановых поражает воображение, поэтому считаю уместным привести некоторые подробности его расцвета и дальнейшего упадка. В интернете нашелся содержательный отчет петербуржцев, фрагментами из которого воспользовалась: http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part4/. Город Сольвычегодск вырос из небольшого поселения, основанного в XIV-XV веке новгородскими купцами для добычи соли на единственном тогда водном пути в Пермь и Предуралье. Как город Сольвычегодск складывается лишь к середине XVI века. Возникший на путях в Сибирь, город стал быстро разрастаться; его расцвету способствовало удобное расположение на оживленной водной магистрали и быстро развивающееся солеварение. Тогда же здесь появились деятельные и предприимчивые люди Строгановы, и дальнейшая судьба города неразрывно связана с историей и деятельностью этого рода. Одним из наиболее ярких представителей рода Строгановых, при котором, по-существу, и началось становление Сольвычегодска как города, является Иоанникий (Аника) Строганов. Расчетливый делец Аника Строганов (1497—1569) строил здесь в Сольвычегодске соляные варницы, возводил церкви, оказывал различные услуги царскому двору и московскому митрополиту, приобретал товары для Ивана Грозного, вынашивал планы завоевания Сибири. К XVII веку Строгановы полностью поглотили мелких производителей. На протяжении XVII века эта семья в пяти своих варницах в Сольвычегодске произвела около 3 млн. пудов соли, которую продавали во всех русских городах и особенно в поволжских. Для приумножения своих капиталов Аника прокладывает путь в Сибирь, в пермские земли, скупает за бесценок пушнину, основывает там свои вотчины, налаживая соляное дело. Сосредоточение в одних руках огромных богатств позволило Строгановым тратить значительные средства на возведение в своих вотчинах церквей и хором, для убранства которых они организовали различные художественные промыслы. Особенное внимание уделяли они своему родовому гнезду — Сольвычегодску. Подвергаясь различным перестройкам, деревянные хоромы Строгановых просуществовали в Сольвычегодске до начала XIX века. В 1560-е годы Строгановы возвели здесь домовую церковь — огромный каменный Благовещенский собор, а на посаде основали Введенский монастырь с деревянным храмом, который в конце XVII века был заменен каменным. Стремясь укрепить свои позиции в пермских вотчинах, которые подвергались нападениям татар, ханты и манси, Строгановы добились разрешения на содержание собственной армии. В свою очередь московское правительство всячески подталкивало их к военным действиям против сибирских народов, обещая пожаловать им новые земли за Уралом. В 1581 году полностью на деньги сыновей Аники Строганова была снаряжена экспедиция Ермака против сибирского хана Кучума, положившая начало русскому освоению Сибири. «За службу и радение» при покорении Сибири Иван Грозный пожаловал Строгановым право беспошлинной торговли на присоединенных территориях. К началу XVII века могущество «дома Строгановых» почти достигает своего зенита. В XVII веке это была единственная фамилия именитых людей в России. По званию «именитых людей» Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами. С появлением династии Романовых Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске. В 1722 г. Петр I за заслуги (неоднократную помощь денежными суммами на содержание армии и флота) последнего «именитого мужа» Строганова, Григория Дмитриевича, пожаловал его сыновьям редкий в России баронский титул достоинство. Позднее Строгановы, возведенные в графское достоинство, утвердились в роли одного из самых влиятельных российских аристократических родов. В XVII—XVIII веках Сольвычегодск - крупный торговый, ремесленный и культурный центр Северной России. Город был известен своими тремя ярмарками — Алексеевской, устраиваемой перед началом полевых работ (7—14 марта), Прокопьевской, являвшейся своеобразным «смотром невест» и местом найма людей на работу перед уборкой урожая (7—10 июля), и Введенской, проводимой после сбора урожая (20—27 ноября). В это же время Сольвычегодск является одним из значительных центров русского искусства. Здесь при поддержке Строгановых развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань. В конце XVII в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т.н. усольская эмаль). Уже в XVI веке сложилась и в дальнейшем развивалась Строгановская школа иконописи. С начала XVIII века в связи с закрытием соляных варниц и перемещения торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска постепенно приходит в упадок. Кроме того, в 1720 году Строгановы покидают город. К середине XIX века Сольвычегодск превратился в неприметный провинциальный город с населением чуть более 1000 человек. В конце XIX - начале XX вв. он используется как место политической ссылки. Двадцатое столетие не принесло городу ничего, кроме утрат. Девять церквей были разрушены полностью, еще одна обезображена. Панорама города сильно обеднела, и сейчас над его малоэтажной застройкой возвышаются только два монументальных собора, сохранившиеся со времен могущества Строгановых. С 1923 года Сольвычегодск является бальнеологическим и грязевым курортом. В последние десятилетия XX века Сольвычегодск, еще недавно входивший в «Серебряное кольцо» России, столкнулся с тяжелейшим кризисом: упал спрос на санаторное лечение, прекратили свое существование туристические маршруты, ориентированные на посещение знаменитых Строгановских соборов. Исторический город стал провинциальным городком, даже деревней..В 2012 году население городка составляло 2261 человек. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:05 Типичная усадьба (огород, теплица, цветник), очевидно, живут натуральным хозяйством:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:07 Соленое озеро. Если бы не электрические столбы, перед глазами пейзаж 18-19 в.:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
opel45Модератор раздела  казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3720 | Наверх ##
18 июня 2015 19:11 18 июня 2015 19:13 До своей поездки искала информацию о Борисоглебской церкви, но не могла понять, где точно она стояла из-за какой-то неопределенности сведений. Узнала, что в ней когда-то находились мощи Аники Строганова, уничтожены вместе с церковью в 30-е годы… Нашла телефон батюшки Введенского собора Владимира Демкив, и он рассказал, что Борисоглебская монастырская церковь давно разрушена, сохранились только бывшие кельи монахов, церкви располагались рядом на территория монастыря. На месте Борисоглебской церкви сейчас находится корпус санатория. В Сольвычегодске даже есть музей, там оказалась фотография разрушенной в 30-е годы Борисоглебской церкви:
 --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
|