Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Бароны СПЕНГЛЕР


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 60 61 62 63 64 * 65 66 67 68 ... 78 79 80 81 82 83 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
++Немцы на государственной службе России. К истории вопроса на примере освоения Дальнего Востока
Иларионова Татьяна Семеновна

https://www.universalinternetl...nigu.shtml

фрагменты из введения, и 1 главы
https://history.wikireading.ru/395264

Введение

Для понимания феноменологии иностранного участия в осуществлении внешней политики государства в третьих странах, что было характерно для России, когда она начала проводить активный курс как в Европе, так и на Дальнем Востоке в XVII – начале XX века, необходимы оценки большого комплекса исторических проблем, затрагивающих сферу дипломатии, отношений с отдельными странами, миграционных движений, правового развития института подданства, а также анализ личных стратегий конкретных людей, которые как раз и стали воплощением зарождения глобальных процессов на огромном Евразийском континенте.

Как правило, проблемы внутренней и внешней политики страны тесно увязываются с деятельностью собственных подданных, граждан. «Государственная» история (история государства) обычно способствовала выделению подвигов и подвижничества «своих», но не иностранцев. Между тем, очень часто пришлые, не свои, вносили весомый вклад в расширение и укрепление территориальных завоеваний новой родины, в установление внешних границ, в достижение выгодных договоров и контрактов с партнерами извне.

История Российского государства дает пищу для размышлений на эти темы. Прошлое нашей страны наполнено многочисленными примерами поразительной толерантности и открытых возможностей для самых разных людей издалека, которые взамен доброжелательному приему отдавали России талант и энергию, способствовали процветанию нового отечества. Многие из иностранцев стали ключевыми фигурами в развитии судьбоносных для страны процессов, способствовали мощи державы, стояли на страже ее интересов.

Ход освоения российского Дальнего Востока ярко свидетельствует об этом: иностраны – грек, датчанин, швед, серб, а также многочисленные немцы – способствовали установлению отношений с Китаем, Кореей, Японией, их подписи стоят под соглашениями, определяющими по сей день политику в этой части света.

Иностранцы сыграли значительную роль и в заселении дальневосточного края. Наместники, генерал-губернаторы из немцев всячески способствовали внутренней миграции из Центра России, создавали программы нелегкого «пути на Восток», чтобы обширные земли «говорили по-русски», были освоены, преумножали богатства страны.

........

1. Иностранцы на службе России: сферы деятельности, причины поступления на царскую службу, личные стратегии и судьбы
1. Иностранцы на службе России: сферы деятельности, причины поступления на царскую службу, личные стратегии и судьбы

Государственная политика российского правительства в отношении иностранцев, привлекавшихся на службу царю

Огромную сферу идейных, культурных, технических заимствований представляло собой на протяжении тысячелетий государственное управление. Все мало-мальски привлекательные новинки, все совершенствования политической или административной власти сразу или постепенно становились общим достоянием. Управление и организация труда были на протяжении веков и остаются сегодня сферой активных межгосударственных, транскультурных приобретений.

Интеллектуальным лидером в Новое время была Европа: сильным то или иное государство на континенте становилось благодаря тому, что оно начинало лучше управляться – более совершенной становилась его военная организация, а административная власть позволяла возводить на пик общественной пирамиды самых деятельных и способных. Этому учились остальные, они брали новые социальные технологии на вооружение, по успешному примеру строили собственную жизнь.

Эта синхронизация проявляла себя даже там, где главным принципом развития провозглашалась опора на собственные силы, изоляционизм. Удивительно, но факт: европейцы, открывшие Китай, обнаружили там, в этой полностью отрезанной от остального мира стране, императора, императорский двор, провинции со своими провинциальными начальниками… Эта страна по формам своего правления могла сравниваться с французским или австрийским политическими образцами и даже служить им во многих своих качествах примером.

Все это сопровождалось обменом кадрами между государствами. И в России случаев привлечения и использования на благо страны иностранных специалистов на протяжении истории было более чем достаточно. В основном приезжали по приглашению власти люди из Европы. Показательно: лишь немногие из иностранцев действовали здесь в качестве предпринимателей. Основная масса выполняла задания царей и российских правительств, т. е. именно работала на государство. Как государственные «предприятия» осуществлялись морские походы, геодезическая разведка, кругосветные путешествия, научные исследования. Множество иностранцев и их потомков было в российской дипломатии, на военной службе, в губернских администрациях.

Более того, развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Интерес ко всему новому, необычному, чужому – один из наиболее сильных стимулов социального развития, какой только знает человеческая цивилизация. Живой интерес к людям издалека возник еще тогда, когда не было развитых средств транспорта и связи. Этот интерес подогревал научные поиски для совершенствования техники, он стал необходимым условием для бурного развития инженерных идей и научных решений, он подготовил социальную инфраструктуру для последующих транскультурных коммуникаций.

В России начало интенсивным контактам с Европой было положено еще в древности. Однако правовое оформление этих связей началось значительно позже – в эпоху первых Романовых. Тогда цари берутся регулировать с помощью издаваемых актов отношения с иностранцами.






Комментарий модератора:
3. Немцы в продвижении России на Восток


есть еще книга
Немцы на государственной службе России. К истории вопроса на примере освоения Дальнего Востока
Иларионова Татьяна Семеновна
https://readli.net/chitat-online/?b=437450&pg=1

очень много ссылок на книги....

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
.
Государственный Эрмитаж 11.2022
++ Открытие выставки «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов»

18 ноября 2022 года в Пикетном зале Зимнего дворца состоялось торжественное открытие выставки «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». На экспозиции впервые представлены более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Среди них уникальные материалы из личного архива Ипполита Робийяра, которые демонстрируют высочайший уровень развития ранних технологий светописи и творческие искания мастеров, работавших в России 1860-х годах.

Выставку открыла Светлана Борисовна Адаксина, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа. «Эрмитаж хранит большую коллекцию исторических художественных фотографий, самые ранние из которых относятся к первым фотографическим опытам. Ещё недавно такие изображения не считались отдельным видом искусства, но когда научные сотрудники Эрмитажа и других музеев начали изучать это наследие, то стало понятно, что это очень серьёзный и сложный вид художественного творчества. История сохранила имена лучших фотохудожников, к которым бесспорно относится Ипполит Робийяр. Он сам был удивительной личностью, который начинал как мастер пастели, но прославился именно как фотограф», — сказала Светлана Борисовна.

Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/1806 – 1888) – французский художник, который был широко известен в России в середине XIX века. Он владел одним из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге на чердаке надворного флигеля на Большой Морской, 52. Робийяр снимал портреты представителей высшего света и художественной элиты российской столицы. Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении снимков и ярких запоминающихся образов эпохи.

Автор концепции и куратор выставки – Наталья Юрьевна Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022).

Выставку «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860 х годов» можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс.

Подробнее о выставке: https://clck.ru/32iarp


Комментарий модератора:
Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/1806 – 1888) – французский художник, который был широко известен в России в середине XIX века. Сначала он прославился как мастер пастельного портрета, но настоящую известность приобрёл в первой половине 1860-х годов как фотограф, владевший одним из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге.



Творческую биографию Ипполита Робийяра можно условно разделить на две части: первая половина прошла во Франции, вторая прочно связана с Россией, куда он приехал уже зрелым человеком и сложившимся мастером. Художник прибыл в Петербург в мае 1844 года для участия в масштабном проекте – издании «Императорской Эрмитажной галереи». В период с 1845 по 1847 годы Ипполит Робийяр создавал графические копии с картин Военной галереи Зимнего дворца для историко-художественного труда «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах».



В 1850-х годах Робийяр играл заметную роль в культурной жизни Петербурга как популярный портретист. Обращение автора к светописи объясняется не только его увлечением новым искусством, но и тем, что публика стала охладевать к пастели. Со второй половины 1850-х годов фотография становится доступнее: широкий выбор камер и качественных расходных материалов позволял быстрее освоить светописную науку и добиться вполне приличных результатов.



В 1861 году художник открыл фотографическое ателье на чердаке надворного флигеля на Большой Морской, 52. В течение пяти лет он снимал портреты представителей высшего света и художественной элиты российской столицы. Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении снимков и ярких запоминающихся образов эпохи.



Творческий почерк Робийяра отличает пристрастие к большому формату и использованию массивных аксессуаров: колонны, тяжелые драпировки. Автор стремился к монументальности композиции, подчёркнутой графичности силуэтов фигур и предметов. Шедевром студийной фотографии 1860-х годов стал портрет графини Софьи Александровны Бобринской.



Вершиной профессионального успеха Ипполита Робийяра в качестве модного столичного светописца стало создание портретной галереи Романовых, над которой фотохудожник трудился, начиная с 1862 года и вплоть до прекращения своей деятельности в 1865 году. Творческой удачей мастера стал портрет великих князей Николая и Александра Александровичей, выполненный в марте 1862 года.



На выставке «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» представлены также детские снимки, демонстрирующие мастерство художника. Он старался если не раскрыть внутренний мир ребенка, то хотя бы приблизиться к этой цели. Особой выразительностью отличаются фотографии великой княжны Марии Александровны, снятые в 1862–1864 годах.



Посетители выставки смогут познакомиться с личным архивом Ипполита Робийяра, в котором сохранились уникальные документы, раскрывающие особенности деятельности фотоателье. Большой интерес вызывают незавершённые работы мастера. Прежде всего, заготовки для снимков в формате carte de visite, выполненные на тонкой солёной бумаге и оставшиеся неразрезанными.



Выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860- х годов» завершает многолетний исследовательский проект Государственного Эрмитажа, посвящённый изучению различных аспектов становления нового искусства. Предшествующие выставки «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России» (2011) и «Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа» (2015) позволили зрителю окунуться в атмосферу первых лет существования фотоискусства.



Автор концепции и куратор выставки – Наталья Юрьевна Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022).



Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» будут показаны экспонаты из Государственного исторического музея; Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук; Российского государственного архива литературы и искусства; Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи; Музея-заповедника «Усадьба “Мураново” имени Ф. И. Тютчева», а также из частного собрания А. П. и П. В. Хорошиловых.



Выставку «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860‑х годов» можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс.

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
++Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон
1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон (с 21.10.1904)
Сибирский воздухоплавательный батальон (с 1910)

https://ria1914.info/index.php...0%BE%D0%BD

Штаб Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона во главе с командиром батальона полковником Кованько А.М. Содержание: 1 Справка, 2 История, 3 Командиры, 4 Офицерский состав
4.1 Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон
4.2 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон
4.3 Сибирский воздухоплавательный батальон, 5 Фотографии

Справка
Дата формирования:
Дислокация: г. Омск Акмолинской обл. (на 01.01.1909, 01.01.1910) с. Спасское Приморской обл. (на 05.10.1913)
Входил в: Омская саперная бригада (на 01.01.1910) 1-й Сибирский армейский корпус (Приамурский военный округ) (на 05.10.1913)
История
8 июля 1904 г. в крепости Варшава сформирован двухротный Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон.
21 октября 1904 г. назван 1-м Восточно-Сибирским полевым воздухоплавательным батальоном.
В результате реформ 1910 г. переименован в Сибирский воздухоплавательный батальон.
Командиры
Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон:
15.08.1904 - 30.12.1905 - Кованько Александр Матвеевич, полковник
1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон
? - 30.12.1905 - Кованько Александр Матвеевич, полковник
08.04.1906 - 09.07.1910 - Новицкий Владимир Михайлович, подполковник (командующий), полковник
Сибирский воздухоплавательный батальон
02.07.1910 - 30.03.1914 - Крицкий Павел Митрофанович, подполковник (командующий)

Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон 19041905 ВП 15.08.1904

Кованько Александр Матвеевич - полковник, командир батальона - назначен из командиров учебного воздухоплавательного парка, числящихся в лейб-гвардии Саперном батальоне
ВП 15.08.1904
Таранов-Белозеров Петр Иванович - подпоручик - переведен в батальон из Варшавской крепостной артиллерии - поручик (ст.09.08.1904; ВП 01.10.1904)
Нижевский Виктор Львович - поручик - переведен в батальон из 12-го саперного батальона
Ознобишин Владимир Николаевич - поручик (ст.12.08.1900; ВП 01.08.1901) - переведен в батальон из 6-го понтонного батальона - штабс-капитан (ст.12.08.1904; ВП 01.10.1904)
Вегенер Александр Николаевич - подпоручик - переведен в батальон из Варшавской крепостной саперной роты
Баратов Николай Григорьевич князь - штабс-капитан - переведен в батальон из учебного воздухоплавательного парка - капитан (ст.04.08.1904; ВП 06.09.1904)
Шлейснер Рихард Рихардович - поручик - переведен в батальон из учебного воздухоплавательного парка
Новицкий Владимир Михайлович - капитан - переведен в батальон из командиров Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения
Марков Николай Михайлович - поручик - переведен в батальон из Брест-Литовского крепостного воздухоплавательного отделения
Волков Александр Васильевич - подполковник - переведен в батальон из штаб-офицеров, заведывающих обучающимися в Николаевской инженерной академии офицерами
Найденов Василий Федорович - подполковник, военный инженер - переведен в батальон из преподавателей Николаевской инженерной академии и Николаевского инженерного училища

1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон
1905/1906/1907/1908/1909/1910
Кованько Александр Матвеевич - полковник, командир батальона - назначен командиром учебного воздухоплавательного парка (ВП 30.12.1905)
Волков Александр Васильевич - подполковник
Найденов Василий Федорович - подполковник - назначен командующим 3-м Восточно-Сибирским полевым воздухоплавательным батальоном (ВП 02.05.1905)
Новицкий Владимир Михайлович - капитан - подполковник (ВП 12.06.1905) - СА4 (ВП 23.12.1905)
Баратов Николай Григорьевич князь - капитан (ст.04.08.1904)
Ознобишин Владимир Николаевич - штабс-капитан (ст.12.08.1904)
Нижевский Виктор Львович - поручик - СА4 (ВП 23.12.1905)
Шлейснер Рихард Рихардович - поручик
Марков Николай Михайлович - поручик - СА4 (ВП 23.12.1905)
Таранов-Белозеров Петр Иванович - поручик (ст.09.08.1904)
Вегенер Александр Николаевич - подпоручик - поручик (ст.13.08.1905; ВП 14.12.1905)
13.05.1905
Спенглер Арвид Эдуардович барон - поручик - СС3мб (ВП 18.12.1905)
Кологривов Михаил ? - подпоручик - поручик (ст.13.08.1905; ВП 14.12.1905) - СС3мб (ВП 18.12.1905) - СА4 (ВП 23.12.1905)
оба переведены в батальон из 3-го Восточно-Сибирского саперного батальона

Сибирский воздухоплавательный батальон
19101911191219131914
ВП 02.07.1910

Крицкий Павел Митрофанович - подполковник (с 30.08.1910), командующий батальоном - назначен из командиров Владивостокской крепостной воздухоплавательной роты
Макаров Алексей Тимофеевич - капитан - подполковник (ВП 01.10.1910)
ВП 11.09.1910

Иванов Борис Андреевич - штабс-капитан
Карачаев Пантелеймон Константинович - штабс-капитан
Никифоров Михаил Николаевич - поручик
Девель Сергей Петрович - поручик
Марциновский Евгений Иосифович - поручик
Шабашев Николай Иванович - поручик
Шпарберг Николай Николаевич - поручик
Туношенский Иван Николаевич - подпоручик
все восемь переведены в батальон из Владивостокской крепостной воздухоплавательной роты

Фотографии
1-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон, Летопись войны с Японией, 1905г.


1-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон

Категория: Инженерные войска

Скачать фото







Сибирская Воздухоплавательная рота, назначено к формированию
http://antologifo.narod.ru/pages/list/histore/istPlVc.htm


Ссылки на литературу и документы




******************************
Национальная электронная библиотека, Русский инвалид. 1813-1917, 1905, № 266, л. 2

Станислав 3 степени с мечом и бантом ...

1-й ВосточноСабирской горной батареи, Александру Владимірскому;
1-го Восточно-Сибирскаго скоернаго баталіона, Вздяму Ковалеву,
Восточно-Сабирскихъ - полевыхъ воздуховлавательныхъ баталіоновъ:
1-го - Барону Арвиду Спенглеру и
2-го - Анатолію Мецу и Ивану Олеринскому;



++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
***************************************************************

не совсем тот год, но посмотреть надо

Онлайн библиотека Царское Село
-----— book-olds.ru —-----
Заглавие: 1922. Именные списки летного состава авиационных частей и рапорты начальников штабов Воздушного флота военных округов о представлении к награждению личного состава авиачастей (РК КА)., PDF.
#РГВА #РККА #Авиация #Генеалогия
Архив: Российский Государственный Военный архив
Фонд: №29, Управление начальника военно-воздушных сил РККА
Опись: №4, Организационно-строевая часть. Организационный отдел.
Номер дела: 632., 309 стр., 77,60 Мб.


http://book-olds.ru/BookLibrar...-RGVA.html


Комментарий модератора:
Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.
Авторы: М.Ф. Богомолова
https://books.google.ru/books?...mp;f=false
л. 829

№676 1904 мая 15 - 1905 мая 8
Из журнала военных действий Сибирской воздухоплавательной роты
....
26.06.1904 в 3 1/2 часа эшелоны соединились у ст.Ляоян. Имущество выгружено у платформы.
27.06.1904 С 8 часов утра переносилось имущество роты ибыла сделана разборка и сортировка.
После обеда имущество укладывалось в ящики для отправления всего излишнего в
склад г.Харбина. Перековывали лошадей, наполняли бочки серной кислотой.
28.06.1904 Занятия продолжались те же, что и 27
29.06.1904 Нагружали загоны отправляемым имуществом роты.
Заготовляли фураж. С имуществом в г.Харбин был отправлен поручик барон Спенглер
30.06.1904 Занятия по подготовке обоза роты к походу



фото
Штаб Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона во главе с командиром батальона полковником Кованько А.М.

оч интересная статья
КОВАНЬКО Александр Матвеевич [4(16).3.1856, Санкт-Петербург – 20.4.1919, Одесса], русский военный деятель, изобретатель и пилот-аэронавт, генерал-лейтенант (1913)
https://encyclopedia.mil.ru/en...cmsArticle
....Решением императора Александр III в начале 1885 года при военном ведомстве была образована специальная «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», делопроизводителем которой назначают подпоручика А.М. Кованько. ...

много фотографий

9] В 1911 г. в России при воздухоплавательных ротах, в соответствии с «Положением об авиационной службе», было начато формирование авиационных отрядов. – Прим. авт.


Прикрепленный файл: Кованько_Александр_Матвеевич1.jpgПустой.jpg, 0 байтСВоздрота форма.jpg, 113680 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
https://www.ksorsdenmark.org/w...2001RU.pdf
++ РУССКАЯ МЫСЛЬ – ЯНВАРЬ 2020 86

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫСОЦКОГО В ЛОНДОН
ИРИНА КУКОТА
В ноябре 2019 года лондонская публика имела возможность увидеть премьеру документального
фильма «Высоцкий… Одесская тетрадь» и вспомнить о творчестве поэта, оставившего столь яркий
след в истории русской культуры.
Премьера фильма, организованная 30 ноября Фондом Антропова при участии компаний Apollo Film
и Russian Day, прошла в кинотеатре Mayfair Hotel. Документальный фильм демонстрировался вне
программы, заявленной на Russian Film Festival, и вызвал оживленный интерес среди лондонской (как
русскоязычной, так и англоязычной) публики.
На премьере присутствовали организатор мероприятия Алексей Антропов, режиссер Анатолий Бальчев, продюсер Марк Ивасилевич и гости вечера – Никита Высоцкий, сын поэта, и Михаил Шемякин, известный художник, скульптор и близкий друг поэта.
Накануне премьеры, 29 ноября, директор Музея В. Высоцкого Никита Высоцкий выступил на конференции общества «Русское наследие в Соединенном Королевстве», посвященной теме «Русское наследие в современном мире. Герои. Подвижники. Созидатели», в посольстве Российской Федерации с докладом, в котором рассказал о новых исследованиях творчества
Владимира Высоцкого и открытиях, с этими исследованиями связанных. Он также упомянул, что в июле 2020 года музей будет отмечать сорокалетие со дня смерти Высоцкого и готовит обширную программу в связи с этой датой. На конференции также присутствовали меценат Алексей Антропов,скульптор Михаил Шемякин, режиссер Анатолий Бальчев и продюсер Марк Ивасилевич.
Кинопоказ начался с общения и небольшого фуршета, – присутствующие имели возможность пообщаться с гостями вечера, продюсером и режиссером и сделать фото на память.
На премьере фильма присутствовали: известный французский кинопродюсер Пьер Шпенглер (Pierre Spengler); писательница, сценарист и продюсер. Кира Пален (Kyra Pahlen); швейцарский дизайнер модной одежды, основательница известного бренда Rohmir Ольга Ро (Olga Roh); коллекционер русского искусства и меценат Никита Лобанов-Ростовский; глава Русского отдела
аукционного дома Bonhams Дарья Черненко; архитектор Александр Барабанов; куратор и арт-критик Энтони Фосетт (Anthony FawceŽ );основательница и директор благотворительного фонда Сhance for Life Ольга Махаринская; исследователь творчества Высоцкого в Великобритании и заведующая кафедрой русистики в Университете Ланкашира, доктор наук Ольга Табачникова; литератор, исследователь творчества Иосифа Бродского профессор Валентина Полухина; пресс-атташе Российского посольства Илья Ерофеев; основательница Ньюэмской спортивной академии «Все звезды», кавалер Ордена Британской империи Наташа Харт; кинопродюсер Мария Русанова; директор издательства Hertfordshire Press, вице-президент Евразийской творческой гильдии
Марат Ахмеджанов; директор «Академии Айтматова» в Лондоне Рахима Абдувалиева.
Некоторые из зрителей знали Высоцкого лично.
Фильм «Высоцкий… Одесская тетрадь» был посвящен той роли, которую Одесса сыграла в жизни и творческой судьбе Высоцкого: на Одесской киностудии были сняты самые известные фильмы с его участием – например, «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», вошедшие в золотой фонд отечественной культуры.
antropov-foundation.com/sites/default/files/pdf/PRINT_086_089_v02.pdf

****************************
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: И ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ПОНУЖДАЕТ НАС РАСПРАВИТЬ ПЛЕЧИ

Прислушаемся к его стихам.
Это о них, о стихах, он напишет с горечью:
И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
Не стоит рифмовать «кричу — торчу».
И лопнула во мне терпенья жила —
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут — отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, —
Мне выбора, по счастью, не дано.

Это стихотворение «Мой черный человек» датировано 1979 годом. И о каком суде идет здесь речь, о каком пути и о каком выборе, как кажется, пояснять не надо. Высоцкий, по точному замечанию Дмитрия Быкова, сжигал себя дотла, но по другому не мог и не умел, да и не хотел.
При этом его внутренний путь пролегал через Шекспира и Пастернака, включая «Гамлета», написанного одним и переведенного другим, через Брехта и Маяковского, каждый из которых сумел претворить, соответственно, театр и поэзию в жизнь, — в общем, через те материки и архипелаги, на которых остались следы и Неведомого Бога, и невиданных зверей.

И на этом пути, скорее, ближе к его концу, Высоцкий поднялся над эпохой и, словно шторы, раздвинул те горизонты, что многим из нас застили Небо:
В синем небе, колокольнями проколотом, —
медный колокол, медный колокол —
то ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
чтобы чаще Господь замечал.
Купола, 1975.

Но и враг рода человеческого, увы, тоже делал свое черное дело. Отсюда молитва, растворенная последней надеждой на то, что как-нибудь удастся совладать с судьбой, обернувшейся роком, схватившей за кадык и уволакивающей в никуда. Вот эта молитва, положенная на стихи менее чем за два месяца до исхода:

Две просьбы
М.Шемякину — другу и брату
посвящен сей полуэкспромт.

Мне снятся крысы, хоботы и черти. Я
Гоню их прочь, стеная и браня.
Но вместо них я вижу виночерпия,
Он шепчет: «Выход есть, — к исходу дня —
Вина! И прекратится толкотня,
Виденья схлынут, сердце и предсердие
Отпустит и расплавится броня!»
Я — снова Я, и Вы теперь мне верьте, я
Немногого прошу взамен бессмертия, —
Широкий тракт, холст, друга да коня
Прошу покорно, голову склоня,
Побойтесь Бога, если не меня, —
Не плачьте вслед, во имя Милосердия!
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
Но чтобы душу — дьяволу — ни-ни!
Зачем цыганки мне гадать затеяли?
День смерти уточнили мне они…
Ты эту дату, Боже, сохрани, —
Не отмечай в своем календаре, или
В последний миг возьми да измени,
Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
И чтобы агнцы жалобно не блеяли.
Чтоб люди не хихикали в тени.
От них от всех, о Боже, сохрани
Скорее, ибо душу мне они
Сомненьями и страхами засеяли.
Париж, 1 июня 1980.

Полуэкспромт? — да, но просьба остается просьбой, и адресована она Богу, а Бог слышит каждое движение человеческой души, и душа слышит стук в её двери, особенно душа чуткая и настроенная слышать, а в этом умении Высоцкому не отказать.
Он знал, что погибает, что морфий несовместен не только с жизнью, что не самое страшное, но и с честью, и с совестью. В эти последние месяцы ему приходилось лгать и изворачиваться, от чего он, по воспоминаниям друзей, невероятно страдал, рвал с этой зависимостью и опять возвращался к ней.

Но вот вопрос — равен ли человек своим страстям, сводим ли он к своим ошибкам, только ли в них заключается его жизнь? Если посмотреть, сколько написано, спето, сыграно и выстрадано Высоцким за его недолгий век, станет понятнее такое его завещание нам:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
И далее — исповедуясь нам, своим слушателям, он поясняет:
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить — не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу!
Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу!
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу.
Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-
Я уйду и скажу, что не все суета!

А что, собственно, не суета? То, с чего начинается эта песня, — исповедальное исповедание веры в правоту, в правду Христа, над которым глумятся разномастные лабазники:
Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней — немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это все, не тот и не та…
Что лабазники врут про ошибки Христа…

Это поздний Высоцкий, стихотворение написано и спето в 1978 году. Но откуда здесь лабазники?
Ответ на этот вопрос мы находим в одном из его ранних стихотворений:
Ваш кандидат, а в прошлом он лабазник,
вам иногда устраивает праздник.

Таких многообещающе врущих кандидатов-лабазников и в наши дни хоть пруд пруди. Именно им в ответ, в защиту Христа распятого, которого жаль, ибо Он добровольно идет на Крест, а не просто является жертвой насилья и бессилья, именно в ответ всем расхристанным хулителям и гонителям хрущевско-брежневской да и нашей поры свидетельствует Высоцкий о том, что не всё суета.
Напомню, что еще задолго до предсмертия Владимир Высоцкий написал и спел:
Надеемся только на крепость рук,
на руки друга да вбитый крюк
и молимся, чтобы страховка не подвела.

Понятно, что здесь поэт говорит о молитве не в том высшем смысле, который вкладывает в нее апостол Павел, заповедавший нам непрестанно молиться, пребывая в общении со Христом. Но понятно и то, что альпинистская молитва о страховке — это все равно молитва, исполненная надежды на Бога, Который не оставит человека в беде. Это горное упование предваряет горнее богопредстояние, ведет к нему и включено в него как исходное основание и точка опоры. Но то, что проскальзывает в стихах и песнях, — это лишь отголосок тех мыслей о себе и о вечности, того общения с Богом или раз-общения с Ним, которое совершается в сердце каждого человека, но бывает запечатлено в поэтическом слове. Так что я бы не спешил с категорическими суждениями о том, насколько далек был Высоцкий от Творца и Спасителя, хотя бы потому, что это вне сферы нашей компетенции, ибо ведомо лишь нашему Судии.

А заметили ли вы, как грамотно он нарушает правила русского языка в пользу Троического богословия?
И я попрошу Бога, Духа и Сына,
чтоб выполнил волю мою:
пусть вечно мой друг защищает мне спину,
как в этом последнем бою.

По правилам русского языка должно было быть «выполнили» — но Бог един в Трех Лицах, и Высоцкий ставит глагол в единственном числе. Возможно, это чувство языка, возможно, эрудиция, но я думаю, прежде всего — ответственность за слово, за его значение и все связанные с ним коннотации.

На этот пример в свое время обратила мое внимание Марина Журинская, и она же дала такое определение поэтике Высоцкого: семантическая компрессия. Предельное насыщение целыми смысловыми пластами и измерениями каждой строки, каждого словосочетания приводит к тому, что за каждым словом стоит целая история, а может быть, и несколько взаимодополняющих событийных рядов.
Но вот как нож мне в спину —
забрали Катерину —
и следователь стал меня главней.

Это из ранних песен. А вот из вышеприведенной «Песни летчика»:
Им даже не надо крестов на могилы,
сойдут и на крыльях кресты.

Но вот что еще крайне важно не упустить из виду, так это ту оценку, которую дал творчеству Высоцкого Иосиф Бродский, отметивший, что перед нами именно поэзия, с очень сложными и совершенными рифмами, что пропевание этих текстов под гитару часто не позволяет нам заметить поэтического мастерства, каковое тем не менее и делает песни Высоцкого столь популярными среди, казалось бы, самых простых людей. Потому что любой человек откликается на красоту, в том числе, отображенную в слове.
Высоцкому было нелегко приближаться к пределам смерти, боюсь, что и нам это будет совсем нелегко. Потому, что вслед за нами к этим пределам потащатся все наши нераскаянные страсти, все нами содеянные грехи, и будут нас обличать там так же, как здесь они обличали нашу совесть. И только милостью Божией наша вечность не будет окрашена в совсем уж мрачные тона.
Высоцкий об этой совестной рефлексии над прожитой жизнью со всеми падениями и соблазнами, со всеми взлетами и схватками, в которых ему удавалось одерживать победу над серой скукой советской идеологии, пел так:
Общаюсь с тишиной я,
Боюсь глаза поднять,
Про самое смешное
Стараюсь вспоминать.
Врачи чуть-чуть поахали:
«Как? Залпом? Восемьсот?..»
От смеха ли, от страха ли —
Всего меня трясет.
Теперь я — капля в море,
Я — кадр в немом кино.
И двери на запоре —
А все-таки смешно.
Воспоминанья кружатся
Как комариный рой,
А мне смешно до ужаса:
Мой ужас — геморрой.
Виденья все теснее —
Страшат величиной:
То с нею я — то с нею, —
Смешно, иначе — ной!

Это — о тех видениях и образах, что обступают душу на пороге вечности и кружат над ней ежечасно, и о том внутреннем растождествлении себя и своих ошибок, себя и своих промахов, без которого невозможно покаяние. Но вот далее — о том, ради чего он положил свою душу, на что растратил жизнь:
Не сплю — здоровье бычее,
Витаю там и тут,
Смеюсь до неприличия
И жду — сейчас войдут…
Халат закончил опись
И взвился — бел, крылат.
«Да что же вы смеетесь?» —
Спросил меня халат.
Но ухмыляюсь грязно я
И — с маху на кровать.
Природа смеха — разная, —
Мою вам не понять.
Жизнь — алфавит: я где-то
Уже в «це-че-ше-ще», —
Уйду я в это лето
В малиновом плаще.
Но придержусь рукою я
В конце за букву «я» —
Еще побеспокою я! —
Сжимаю руку я.
Со мной смеются складки
В малиновом плаще.
С покойных взятки гладки, —
Смеялся я — вообще.
Смешно мне в голом виде лить
На голого ушат, —
А если вы обиделись —
То я не виноват.
Палата — не помеха,
Похмелье — ерунда, —
И было мне до смеха —
Везде, на все, всегда!
Часы тихонько тикали —
Сюсюкали: сю-сю…
Вы — втихаря хихикали,
А я — давно вовсю!
1980

Что-то мне подсказывает, что та свобода не втихаря смеяться над тем, что достойно лишь осмеяния, более чем нужна нам и сейчас. А поэтому и после смерти, и отнюдь не фальшивым фальцетом, но во всю мощь своего отчаяньем сорванного голоса, Владимир Высоцкий пробуждает в нас — нас самих.

И после смерти он понуждает нас расправить плечи, намотать на роги и растрясти по кочкам всех тех, кто возомнил себя медведем или волком в заповеднике.
И после смерти он просит нас пойти дальше — навстречу тому свежему ветру, который избранных пьянил, с ног сбивал, из мертвых воскрешал,
потому что, если не любил,
значит и не жил, и не дышал.

Тема любви — и тема войны, без которых Высоцкий — не Высоцкий, требуют отдельной статьи, отмечу здесь лишь то, что в одном из последних стихотворений поэт обращается одновременно и к Марине Влади, и к Творцу мироздания:
И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.

Д. Першин
https://vk.com/wall-155688991_207902

************************


Комментарий модератора:
Слева направо: Никита Высоцкий, Анатолий Бальчев, Ая Антропова,
Алексей Антропов, Михаил Шемякин, Пьер Шпенглер, Марк Ивасилевич



фильма «Высоцкий… Одесская тетрадь» трейлер,
а где можно посмотреть сам фильм??
https://www.youtube.com/watch?...=KIPA-JAZZ


Прикрепленный файл: Спенглер Высоцкий.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Алексей Васильев
++ Круг общения Александра Константиновича Глазунова в Гатчине

http://old.conservatory.ru/files/Almanah_2011_Vasiliev.pdf

Именно в Гатчине отмечались дни рождения Глазунова (29 июля/10 августа), которые
в юбилейный сезон 1925/26 года (60-летие со
дня рождения и 20-летие директорства) проходили с особым размахом. Одно из таких чествований М. О. Штейнберг в своих записях
назвал «большим фестивалем» со съездом на
«грандиозный обед» гостей, среди которых
присутствовали «английский консул м-р Престок со своим секретарем, молодой американский доктор, Лавров, Николаев, Спенглер,
Григорьев ... заведующий дворцом Макаров с женой, Луговая с мужем и под конец
А.Н. Бенуа с женой, который недавно приехал из Парижа (без бороды!). Очень приятно
было с ним беседовать; рассказывал про Дягилевские балеты, про Стравинского и проч.».

**************************
Всорока километрах южнее Санкт-Петербурга находится город Гатчина, известный большинству как бывшая резиденция русских царей.
В 1783 году ЕкатеринаII купила Гатчинскую мызу у графа Орлова и подарила сыну престолонаследнику Павлу Петровичу в честь
рождения первой дочери Александры. И жил Павел гатчинским затворником, пока императором не стал. Но и тогда любимого места
не оставил, царская семья приезжала в Гатчину в начале августа и оставалась порою до декабря.
После убийства императора Гатчина опустела: лишь вдовствующая императрица изредка приезжала сюда. НиколайI, став императором, выбрал Гатчину местом проведения военных маневров. Семья императора — жена Александра Федоровна и семеро детей — приезжала в Гатчину
как на каникулы. Балы, охота, любительские спектакли... Но не только развлечениями были заполнены дни: Николай вместе с дочерьми посещал расположенные неподалеку Сиротский институт и богадельню; воспитанников института иногда приглашали во дворец и угощали конфетами и фруктами.
Следующий император, Александр II, будучи страстным охотником, перевел в Гатчину царскую охоту: в окрестных лесах тогда
водились олени, волки, зайцы, всякая птица и даже... зубры.
Семья АлександраIII проводила в Гатчине почти весь год. Зимой лепили огромного «снежного болвана», катались на коньках —
особенно отличалась императрица Мария Федоровна. По весне, к Вербному воскресенью, сажали вербы. Летом катались всей семьей
на лодках и велосипедах, охотились, ловили рыбу. Императрица и великие княжны Ксения и Ольга были большими любительницами рыбалки. О житье-бытье предпоследнего российского императора сохранилось множество свидетельств, включая фотографии царских покоев, сделанные перед Великой
Отечественной: после 1917 года все стояло нетронутое. Родители и дети в разлуке скучали и писали друг другу письма. «Погода у нас
прелестная; жить в Гатчине блаженство; жаль только, что вас нет», — это писал цесаревич родителям.
Несмотря на то, что с тех пор прошло уже более ста лет и многое изменилось, можно вполне согласиться: жить в Гатчине — блаженство! Гуляя по здешним улицам, испытываешь умиротворение и прилив мыслей. Гатчинские парки прекрасны и загадочны, их природа вызывает вдохновение у творческих натур. И неудивительно, что Гатчина ныне — культурный центр ленинградской области. Таковой она была и ранее, во времена, когда жил и бывал в Гатчине композитор и директор СанктПетербургской консерватории Александр Константинович Глазунов.
А бывать в Гатчине он начал еще в 1880–1890-х годах, у жившего здесь постоянно в летние месяцы М.А. Балакирева. Об этом есть упоминания в письмах В. В. Стасова и Н.А. Римского-Корсакова. Также известно, что на протяжении нескольких лет (1922–1926), не имевший больше возможности
проводить летние месяцы на своей любимой даче в Озерках, Александр Константинович отдыхал в Гатчине, где ему предоставлялось помещение в квартирах, сдававшихся под дачи в кухонном каре гатчинского дворца.
Дело здесь в том, что директором Гатчинского дворца в то время (1918–1928) был Владимир Кузьмич Макаров, которого с Глазуновым связывали дружеские отношения. Об этом может свидетельствовать следующий факт. В июле 1926 года Глазунов преподнес в дар клавир своего одноактного балета «Барышняслужанка», созданного в 1899 году, со следующей надписью: «Дорогому, радушному хозяину Владимиру Кузьмичу Макарову на добрую
память от душевно преданного ему и признательного гостя А. Глазунова, автора произведения, сочиненного в стиле, близком к эпохе создания Гатчинского дворца. Гатчина, 15/28 июля 1926 г.»
В том же 1926 году Глазуновым в Гатчине были написаны два фортепианных произведения: «Идиллия» и Прелюдия и фуга ми минор. Кроме перечисленных фактов, в газете «Гатчинская правда», за 10 августа 1965 года, есть заметка, в которой жительница Гатчины О. Верёвкина рассказывает: «Летом 1921 года Александр Константинович приезжал на дачу к пианистке Анне Алексеевне Луговой, с семьей которой он дружил. А жил Глазунов в доме №6 по Госпитальной улице (ныне Киргетова), где проживала моя семья. В этом доме Глазунов написал один из своих вальсов. Александр Константинович бывал в Гатчине неоднократно. Дом, где композитор жил, не сохранился, он был разрушен во время войны».
Кстати, в 1896 году по соседству, в доме №4, по той же улице, которая в то время носила название Мариинская, жил композитор и будущий приглашенный Глазуновым в 1910 году профессор Петербургской консерватории и староста консерваторской церкви в 1919–1922 гг. Сергей Михайлович Ляпунов. Александр Константинович был дружен с Ляпуновым, но в Гатчине они, скорее всего, не встречались. Также Глазунов был знаком с гатчинским музыкантом Сергеем Александровичем Зайцевым (1824–1896), учителем пения и музыки в Гатчинском сиротском институте и Гатчинской учительской семинарии. В 1868 году Зайцев купил в Гатчине землю с небольшим деревянным домом на углу Фабричного переулка и Бомбардирской улицы
(ныне Горького), дом № 13. Этот участок был смежным с Суконной фабрикой. Через десять лет С.А. Зайцев построил более просторный дом по проекту архитектора Л.Ф. Шперера. В этом доме в 1880–1896 гг. собирались музыканты Г. Я. Ломакин, М. А. Балакирев, К.К. Альбрехт, М. М. Ипполитов-Иванов,
А.К. Глазунов, Н.А. Римский-Корсаков, художник В. М. Максимов, написавший портрет С.А. Зайцева, педагог Острогорский, автор хрестоматии «Живое слово», археолог Н.И. Веселовский и другие.
К 20-м годам Гатчина стал своеобразным центром, исключительно высокий тонус которого создавался представлявшей разные виды искусства интеллигенцией, объединенной идеей сохранения культурного прошлого. Лидером этого движения в 1920-е годы выступил художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа, назначенный Советом музеев Наркомпроса в том же, что и Макаров, 1918 году заведующим картинной галереей
Эрмитажа. Не ограничиваясь рамками должности, Бенуа важнейшую свою задачу видел в мобилизации сил по превращению исторических памятников — дворцов в окрестностях Петербурга — в музейные ценности. Страстным пафосом дышит его выступление на одной из конференций 1923 года, посвященных этому вопросу, где он говорит о судьбе дворцов Царского села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и Петергофа и поименно
называет тех, кто взял на себя трудные обязанности возглавить на местах охранительные аппараты этих дворцов, превратившихся в музеи и оказался на высоте поставленной задачи.
Одним из первых в этом списке значится имя В.К. Макарова. В воспоминаниях дочери Макарова, Веры Владимировны Добровольской, Бенуа предстает как своеобразный эпицентр, душа гатчинского сообщества. Будучи другом ее отца, он принимал деятельное участие в создании новых экспозиций, в превращении дворца в научный центр. «Итак, мы жили в Гатчине, — пишет В.В.Добровольская, — Туда постоянно приезжали сотрудники Русского музея и Эрмитажа, музыканты, ученые, художники. Там бывали Глазунов, семья Лозинских, академик Иоффе <...> архитектор Лансере и его
знаменитая сестра художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Ее дочь Екатерина Борисовна (Катя — ей в 1924 году было десять лет) рисовала рядом с матерью или служила ей моделью... По берегу Белого озера любил прогуливаться композитор А.К. Глазунов. На его плече при этом гордо восседал любимый кот Мигузан».
Именно в Гатчине отмечались дни рождения Глазунова (29 июля/10 августа), которые в юбилейный сезон 1925/26 года (60-летие со дня рождения и 20-летие директорства) проходили с особым размахом. Одно из таких чествований М. О. Штейнберг в своих записях назвал «большим фестивалем» со съездом на «грандиозный обед» гостей, среди которых присутствовали «английский консул м-р Престок со своим секретарем, молодой американский доктор, Лавров, Николаев, Спенглер, Григорьев ... заведующий дворцом Макаров с женой, Луговая с мужем и под конец А.Н. Бенуа с женой, который недавно приехал из Парижа (без бороды!). Очень приятно было с ним беседовать; рассказывал про Дягилевские балеты, про Стравинского и проч.».
О том, насколько Глазунов любил и, благодаря своему искусствоведческому окружению, хорошо знал Гатчину, можно судить по
следующему фрагменту из воспоминаний композитора Юрия Александровича Шапорина: «Однажды, летом 1928 года, я, по поручению
Союза музыкальных и драматических писателей, председателем которого был А.К. Глазунов, направился к нему в Гатчину с деловой бумагой. Получив его подпись, я уже откланивался, чтобы уехать, но Глазунов вдруг удержал меня и попросил остаться вместе с ним пообедать. После обеда Глазунов спросил меня: “Вы хорошо знаете Гатчину?”. Я ответил, что в Гатчине я лишь второй раз, причем в первый был очень недолго.
— Разрешите быть Вашим чичероне. Я поблагодарил Александра Константиновича и тут оказался свидетелем его несколько странных сборов. Он поставил ногу на стул и начал что-то прилаживать у щиколотки (выяснилось, что это был шагомер), потом он что-то долго прикреплял к своему жилету (оказалось, компас). Вооруженный этими точными приборами, он предложил начать наш путь. Проходя мимо грота с многократным эхо, он своими “Огого!” проиллюстрировал мне его акустические свойства. Когда мы проходили мимо прудов, он обратил внимание на прозрачность их вод. Действительно, стоя на берегу, мы ясно видели проплывающие стайки форелей. Поднявшись к Гатчинскому дворцу (а по пути Глазунов очень интересно рассказывал мне подробности его сооружения, отмечал особенности архитектуры), он настолько увлекся ролью гида, что для разговоров о музыке у нас
не осталось времени. Когда мы снова подходили к дворцу, уже с западной стороны, небо закрылось тучами. Нашим проводником стал компас, сверяясь с его стрелками, Александр Константинович показывал, как выстроен дворец в отношении стран света».
Описываемый Шапориным эпизод (если память его не подвела) относится буквально к последним дням жизни Глазунова в России: 15 июня
1928 года он выехал в Вену для участия в Международном жюри конкурса, посвященного 100-летию со дня смерти Шуберта, и уже не вернулся. Так же, как за два года до того, летом 1926 года, навсегда покинул родину другой «гатчинец» — Бенуа.
Из воспоминаний помощницы по хозяйству и ученицы Глазунова Елены Павловной Никольской (20 мая 1960 г.): «Помню, одно лето Александр Константинович жил на даче в Гатчинском дворце. Он пригласил меня приехать к ним. И в один из летних солнечных и жарких дней я, наконец, решила поехать к Глазунову в гости в Гатчину. <…> Когда я подходила к калитке сада, то услышала голос Александра Константиновича. Он стоял около кустов шиповника, разговаривая с каким-то пожилым мужчиной и рассматривая их. Я вошла и тихо поздоровалась. Он повернулся и с доброй улыбкой поприветствовал меня, направляясь вместе к дому по аллее сада. За обедом А. К. сказал, что после пойдем осмотреть дворец, но так как Ольга Николаевна (экономка) любезно попросила меня сходить по хозяйственному делу, в чем я ей не могла отказать, осмотреть дворец мне так и не пришлось в связи с тем, что идти нужно было за полтора километра.
Все чаще я стала слышать разговор о выезде Александра Константиновича за границу, главная причина — желание Ольги Николаевны. Она убеждала его о необходимости лечиться от тучности. А.К. не хотел ехать,в беседе со мной говорил: “Пока жива моя мать, я никуда не выеду, а умирать-то я приеду
на родину”. Я молча слушала его с глубоким уважением.»
...Однако вернемся к воспоминаниям В.В. Добровольской. Описывая прощание Бенуа с семьей Макарова летом 1926 года (Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки), она сообщает: «A. H. обнял и поцеловал меня, говоря, что, быть может, мы больше не увидимся... На следующий день все “гатчинцы” вышли на Балтийский вокзал к поезду, увозящему семейство Бенуа на Запад. Я передавала в вагон охапки роз».
Был ли Глазунов в тот день среди «гатчинцев»? Вероятно, мы этого уже не узнаем, так же как никогда не узнаем, о чем он думал, прощаясь с друзьями и коллегами, спустя два года, 15 июля 1928-го. «Ha Витебском вокзале, кроме меня, его провожали профессора — Оссовский, Налбандян, Житомирский, Малько, Гордон и около 15 студентов, поднесших большой букет из роз, левкоев и сирени» [4].
Использованная литература:
1. Гатчинская Правда. 10 августа 1965 года.
2. Мемуары Е. П. Никольской.
3. Материалы, предоставленные В. Б. Кузнецовым.
4. Некрасова Г. Размышления по поводу одной дарственной надписи // Музыкальная академия. 2002. № 4.
5. Тематические интернет-сайты.

http://old.conservatory.ru/files/Almanah_2011_Vasiliev.pdf






Размышления по поводу одной дарственной надписи
https://portal-slovo.ru/art/44664.php

В июле 1926 года А.К. Глазунов преподнес в дар клавир своего одноактного балета «Барышня-служанка» (1899) со следующей надписью: «Дорогому, радушному хозяину Владимиру Кузьмичу Макарову на добрую память от душевно преданного ему и признательного гостя А. Глазунова, автора произведения, сочиненного в стиле, близком к эпохе создания Гатчинского Дворца. Гатчина 15/28 июля 1926».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru



---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
++ к теме 15-07. Спенглер Александр Эдуардович (09.06.1855Белгород – 30. 12. 1941, Ленинград) и Кравцова Клеопатра Васильевна ( -11.1928) Дети: Вадим (01.01.1886), Борис (28.12.1888), Олег (29.10.1899), Валентина (07.04.1897)

Групповая фотография Боткина, Сеченова и Грубера. 1910-е гг. 16,6×10,8 см.
Фотография дублирована на паспарту.
На обороте паспарту следующий текст орешковыми чернилами:
«Пусть эта группа представителей точного научного мышления и опыта
напоминает моему другу Владимиру Венедиктовичу Бажанову о тех
беседах и спорах, которые так часто возникали у меня с ним;
— нами всегда руководило тоже стремление к точному знанию и отысканию истины.
И когда неумолимое время разлучит нас, да не забудет мой друг Владимир Венедиктович,
что у него был близкий человек, с которым он шел по одному пути, к одной цели
— чистому бескорыстному знанию всего сущего.
Александр Спенглер. г. Тамбов 1922 28/VII».
https://www.litfund.ru/auction/126/164/

Вот нашла книгк про Тамбов 1922
Антоновщина. - [Тамбов], 1923. - (Путь борьбы : сборники Тамбовского губистпарта; Сб. 2).
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/1...163/zoom/4
можно почитать


Комментарий модератора:
Собираем Бажановых
*. хоть имя совпадает, а вдруг Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1875 год
Губернское правление Вице-губернатора барон Ал Ал юарон Фредерикс,
Секретарь общего присутствия губернского правления .., Делопроизводитель:
с. 5 1,..., 8. и.д.Губернский секретарь Венедикт Всеволодович Бажанов
с. 6 Строительного отдления, и.д. Коллежский регистратор Алексей Всеволодович Бажанов
с форума http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8265
... сопровождении лично мне известных свидетелей Губернских Секретарей: Ивана Всеволодовича Бажанова, Александра Ивановича Никольского и Ивана Васильевича Вейсова жительстующих в Нижнем-Новгороде первый – первой Кремлевской части на Напольно-Монаст. улице в доме Сенатской, второй – второй Кремлевской части на Дворянской улице в доме Винокурова и третий 1-й Кремлевской части на Старо-Никольской улице в доме Винокурова (правильно: Вейсовой; Л.Б.), с объявлением, что они, Фомин и Блохины, желают совершить купчую крепость на следующих условиях: Евлампий Иванович Фомин продал Михайлу и Ивану Петровым Блохиным собственную свою удобную землю, состоящую Нижегородской губернии, Сергачского уезда, при селе Покров,
https://proza.ru/2018/10/20/430


******
Откуда пошли Бажановы – неизвестно. Но в Нижнем Новгороде на рубеже XIX—XX вв мной обнаружена большая ветвь – детей некого Всеволода Бажанова: Николай, Алексей, Венедикт, Иван, Василий и Александр (ставший личным дворянином в 1914 г).
Иван Всеволодович Бажанов подходит на роль отца нашего Василия Ивановича Бажанова больше всех. Судя по Адресным календарям он в 1891, 1894 и 1895 гг он работал регистратором в Полицейском управлении Нижнего Новгорода и имел чин коллежского секретаря (10-11 класс). В 1891 проживал в Нижнем Новгороде в Гусиновском пер. в доме Воробьёва, а в 1894 и 1895 гг. – на Ковалихинской ул. в доме Успенской....

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8265 - еще много о разных Бажановыъ Ярославль - НижНовгород

*. По ведомству Главнаго Штаба: военно-походной
канцѳлярии: делопроизводитель, Действительный Статский Со-
в тник Попов, журналнст, Статский Советвик Калугин,
помощник журналиста, Надворный Сов тник Дубинин, чинов-
ники для усиления: Титулярный Сов тник Анненков и Кол-
лежски! Регистратор Бажанов, вс пять — в резерв чинов
при штабе Петроградскаго воевнаго округа,
ВРЕМЕННАГО ПРАВИТЕЛЬСТВА АРМИИ И ФЛОТУ О ВОЕННЫХ ЧИНОВНИКАХ
18 Июня 1917 года № 45.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/5.../14/zoom/4

*. Михаил Михайлович Бажанов, сын М.И. Бажанова (врач, заведующий Пермскими тюремными больницами, коллежский советник), родился 29 апреля 1880 года в г. Пермь. https://prozhito.org/person/2054
*. Среди документов личного происхождения, в которых освещается исследуемая проблематика, преобладают воспоминания непосредственных подавителей «антоновщины». Некоторые из них опубликованы - мемуары М.И.Покалюхина, Е.Муравьева, П.А.Борисова. Остальные недоступны широкому читателю, хотя работы М.Н.Тухачевского, Н.Е.Какурина, статьи И.Трутко, Б.Леонидова, Н.Доможирова, В.Мокерова, фрагменты воспоминаний эмигрантов (Питирим Сорокин, В.Бажанов), рядовых антоновцев (М.Фомичев) дают яркую картину событий, происходивших в Тамбовской губернии в начале 1920-х гг. и позволяют живее представить, как предпосылки восстания, так и мотивацию конкретных повстанцев. В самое последнее время в новом сборнике документов, материалов и воспоминаний по «антоновщине» впервые опубликованы воспоминания многих рядовых современников событий в Тамбовской губернии в 1920 -1921 гг., в которых хорошо отражен простой житейский взгляд на эти события без идеологической окраски
5. Крестьянское движение в Тамбовской губернии в 1920 - 1921 гг., по сути, являлось повстанчеством, каждый этап которого соответствовал конкретной исторической обстановке. Союз Трудового Крестьянства, организованный A.C. Антоновым и его окружением осенью 1920 г., за короткий период превратился в хорошо организованную военно-административную структуру, низовые комитеты которого сыграли главную роль в организации Тамбовского восстания
Предпосылки и мотивы участия крестьян в Тамбовском восстании 1920-1921 гг. микроисторический подход 2009 Иванов, Дмитрий Павлович
!!!! -список литературы в Диссертации !! -
https://www.dissercat.com/cont...storichesk
*. На фото комдив Бажанов Николай Николаевич — летчик испытатель https://www.drive2.ru/b/524345276610119112/
жил в Тамбове с 1923 - по 1928 ??
*. В главе «Белая сирень» книги Николая Даниловича Бажанова «Рахманинов», дважды выходившей в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» в 1963 и 1966 годах в издательстве «Молодая гвардия», упоминается о первом букете белой сирени, полученном Сергеем Васильевичем после концерта памяти В. Ф. Комиссаржевской в Москве 4 апреля 1910 г. В дальнейшем белую сирень ему дарили инкогнито на всех выступлениях в концертных залах России — в столицах и провинции. В Интернете называется романтичная поклонница музыканта — педагог Ф. Я. Руссо (Ольга Лебедева «Сергей Рахманинов. Сирень и тишина» // www.top.4top.ru). Эта история легла в основу художественного фильма Павла Лунгина «Ветка сирени», премьера которого прошла в Тамбове в октябре 2007 г. на Всероссийском фестивале духовного кино «Десять заповедей».
*. редактора первых мордовских газет Владимира Васильевича Бажанова. (14.07.1874 Сарансий уезд ..) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46233202




******************************* НЕ ПО ТЕМЕ, для интереса
Краткий справочник по фондам Центрального архива Нижегородской области
https://www.archive-nnov.ru/?id=12934

****************************** Электронная библиотека ГПИБ России , есть поиск (не по всем материалам, но ...)
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9...oteka-gpib


ПОСЛУЖНЫЕ СПИСКИ КАК ИСТОЧНИК О СОСТАВЕ ВЫСШИХ
ЧИНОВ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
(1870-1890-Е ГГ. -
http://emsu.ru/khramtsov/files...D1%8F).pdf
*******************************
История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях в 4х томах
https://imwerden.de/pdf/istori...3__ocr.pdf


Прикрепленный файл: Фото Ботчтн Сеченов и Грубер Спенглер 1910.jpgФото Ботчтн Сеченов и Грубер Спенглер об.jpg, 207313 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
++ Рекламная листовка "Леонарди"
Леонарди с 1867 г. Спенглер. Пассаж.
Точильное заведение. Торговля стальными изделиями
Реклама. Ножи

- это Спенглеры Герман и ....

Прикрепленный файл: Леонарди объявл.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Нейштадт Владимир Ильич
26.12.2020 08:46:31
Меня зовут Владимир Ильич Нейштадт, я шахматный журналист и историк,проживаю в столице Алтайского края городе Барнауле. Автор ряда шахматных книг,изданных в Москве и Сибири. Давно уже изучаю биографию гениального русского шахматиста Александра Алехина,в частности в 2019-2020-м опубликовал в центральном российском шахматном журнале «64-Шахматное обозрение» серию статей «Александр Алехин в годы Второй мировой...». И в этой связи меня интересует человек по имени Павел Германович Спенглер, это был редактор шахматного отдела издававшейся в Берлине газеты "Новое слово». Потом он сосватал на пост редактора шахматного отдела «Нового Слова» Александра Алехина(для чего ездил в апреле 43-го в Прагу,где Алехин тогда играл в крупном международном турнире),а сам П.Спенглер стал техническим редактором этого отдела... В инете я нашел про Павла Германовича Спенглера, что умер он в 51-м в Сан-Франциско. Есть в инете и фото его могилы на одном из сан-францисских(сербском) кладбищ... И вот мой вопрос -известны ли вам какие–то другие биографические данные Павла Германовича Спенглера? Был бы очень признателен Вам за помощь. С уважением Владимир Нейштадт, г.Барнаул,Алтайский край,Россия
Здравствуйте, Владимир Ильич.
В адресных (на 1902-1916 гг.) и «купеческой» (на 1911 г.) книгах сохранились сведения о родителях П. Г. Спенглера – Спенглере Карле-Герм. Ив. и Спенглер Луизе Як. Отец – французский подданный, содержал точильное заведение «Леонарди» в Петербурге, умер в 1914 г. После смерти К.-Г. Спенглера дело перешло к Луизе Як. Спенглер.
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 27. Дело 886 По прошению К.Стенглера об открытии точильного заведения. Крайние даты документов: без даты–1907
Спенглер Карл-Герм. Ив. в адресных книгах: На 1902 г. проживал - Свечной пер., 2-12; точильное заведение. На 1903 г. Съезжинская, 9, точильное заведение. На 1904 г. Загородная, 21; точильное заведение. На 1906 г. Невский, 46, точильн. завед. «Леонарди» в Пассаже под № 53 и на П. С. Большой пр., 3-1 (без названия). На 1908 Большом пр., П.С. 16, точильн. завед. находится на Большом пр., 3-1. На В.О., 19 линия, дом № 14. В Промышленном разделе справочника «Весь Петербург» в рубрике «Точильщики» - «Леонарди» Невский Пассаж 53 и Большой пр., П.С., 5. На 1914 г. В. О. 19 л., 14 Маг. стальн. под., в разделе «Точильщики»: «Леонарди» Невский Пассаж 53, влад. Спенглер Карл Ив.
Спенглер Луиза Як.: На 1915 г. В.О., 9 л., 42; влад. Фирмы «Леонарди»; на 1916 г.: В.О., 19 л., 14; магазин стал. издел. и точил. заведение.
«Купеческая книга» за 1911 г.: Спенглер Карл-Герман Иванович, 42 лет, франц. гражд., веры лютеранской, свидетельство выбирает с 1901 года; проживает на Провиантской, дом 3-4, торг. стальными изделиями на Невском, 27.
ЦГИА СПб. Фонд 225. Опись 1. Дело 6762 По иску Р. Ф. Шпенглера к К. Спенглеру о долге. Крайние даты документов: 15.07.1914–10.11.1914. В числе имущества, охраненного после смерти Французского подданного Карла Спенглера, описано было, межу прочим, Судебным приставом 23 участка Васильчиковым торговое предприятие под фирмой «Леонарди» (обстановка магазина, товары и оборудование мастерской, принадлежащего моему доверителю Рихарду Шпенглеру, доверенным коего состоял ныне умерший Карл Спенглер… (URL: http://mirpeterburga.ru/questions/ Выписка из архивного документа содержалась в вопросе Ольги: 21.02.2015 10:19:58)
Сложно сказать, когда П. Г. Спенглер уехал из России, как оказался в Берлине, в США. Его брат Вл. Герм. Спенглер (1899-1928) учился в Петроградском Политехническом институте и был отчислен в 1919 г. (Ист.: ЦГА СПб. Фонд Р-3121. Опись 2. Дело 4329 Спенглер Владимир Германович. Крайние даты документов: 01.01.1917–31.12.1919). Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.
Сведения о П. Г. Спенглере могли сохраниться в архивах Чехии, в Федеральном архиве Германии (Bundesarchiv) (возможно, в нем - архив редакции газеты «Новое слово»).
О русской колонии в Берлине, о русской газете «Новое слово» вспоминал Градобоев Н. «Берлин 1942 года // Новый журнал. Нью-Йорк, 1971. №102. С. 176-190».
Газета «Новое слово», рубрика «Шахматы»: Новое слово. 1939. 26 марта (№13); 1941. 21 сент. (№39); Спенглер Павел. Международный шахматный турнир в Праге (от собственного корреспондента «Нового Слова» // Новое слово. 1943. 5 мая (№36); Спенглер Павел. А. А. Алехин // Новое слово. 1943. – 23 мая (№41)
«Новое слово. 1943. 14 апр. (№30) С. 8»: рубрика «Шахматы» (под ред. П. Спенглера). Кратко о многом: «… но наш шахматный отдел – не только для опытных шахматистов, а также (и главное) для тех, кто интересуется шахматным искусством и игрой, хотя и не очень в них сведущ. Несколько писем с просьбой указать правильный ход – подтвердили правоту моего взгляда на ведение шахматного отдела: не для гроссмейстеров и мастеров, а для рядовых и начинающих шахматистов. Такой взгляд, конечно, обязывает к несколько иному, не похожему на заурядный способ, ведению отдела. Поэтому в будущем я уделю особое внимание и место начинающим шахматистам… Между прочим, спрашивает, например, И. Г. из Липманштадта, что означают знаки: + <…> В ближайшей статье дам полное объяснение всех особенностей записи шахматной партии <…> По мере возможности шахматный отдел будет отвечать на все вопросы и, чем теснее будет установлена связь с читателями, тем шире будет выполнять свою задачу наш шахматный отдел. Дело наших читателей – всемерно помочь мне в этом <…> Всем начинающим шахматистам необходимо помнить главное правило: знатоком или сильным игроком станет тот, кто наедине занимается шахматами».
Литература о газете «Новое слово»: URL: http://www.emigrantica.ru/item/novoe-slovo-berlin-19331944
В ГАРФе хранится машинопись - Стихотворение П.Г. Спенглера "Скорбь". 23 июня 1925: ГАРФ. Ф.Р5878. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "ДНИ" (РЕДАКТОР А.Ф.КЕРЕНСКИЙ). Берлин, Париж. Оп.1. Редакция газеты "Дни". 1920-1928 гг. Номер дела: 366
С уважением. Сотрудники Центра петербурговедения
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
++ где-то я уже начала собирать библиотеки

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры каталог

https://nlr.ru/nlr_history/persons/alf.php?nn=

...

Даттан Эрика Оттовна
(род. 29.11.1910, Вупперталь-Эльберфельд (Германия)), в ПБ 1934—38. (т. 3)
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462

++ Спенглер Олег Александрович ( ))

Олег Спенглер - Слово о воде Слово о воде Олег Спенглер 4,8 1 февраля 2021 г. 21:44 86 5 Слово о воде Автор - Спенглер Олег Александрович (1899-1978гг.), советский ученый-гидролог. Книга впервые опубликована в 1980г. Жанр: научно-популярная литература. Читал выборочно отдельные главы книги. В выпускных данных указывается, что на обложке использован фрагмент гравюры «Вечное движение» голландского художника М.К.Эсхера. На самом деле это измененный фрагмент его литографии «Водопад», аллюзия на круговорот воды в природе и графическое изображение главной мысли автора о возможности избежать глобального дефицита воды. Оценка общего количества воды на Земле (1 386 млн.км3), как и оценка запасов пресной воды (35 млн.км3), которые приводятся в книге, актуальны и сегодня, хотя с момента издания прошло более 40 лет. Вода является возобновляемым ресурсом, ее количество на планете с течением времени практически не меняется. Основные потребители (хотя точнее говорить не о потреблении, но об использовании) воды: промышленность, сельское хозяйство (в основном орошение) и население (хозяйственно-бытовые нужды). Значительное количество воды испаряется с поверхности водохранилищ. Качественное ухудшение пресной воды становится более серьёзной проблемой, чем количественный ее дефицит. Недостаток пресной воды предлагается восполнять различными путями: опреснять морскую воду, очищать сточные воды, экономнее расходовать пресную воду. Серьезных причин опасаться глобальной нехватки воды по-видимому нет. Правильное распределение водных ресурсов в пространстве и во времени, борьба с загрязнением, всемерная экономия воды в промышленности и сельском хозяйстве являются условиями длительного и беспрепятственного пользования благами неоценимого природного дара. В книге упоминается неосуществлённый советский проект, направленный на обеспечение водой засушливых регионов страны (поворот сибирских рек). Видно, что автор всю жизнь профессионально занимался любимым делом - гидрологией.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/558664-oleg-spengler

Прикрепленный файл: Oleg_Spengler__Slovo_o_vode.jpeg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 60 61 62 63 64 * 65 66 67 68 ... 78 79 80 81 82 83 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈