На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
может проживать далее в этой деревне или вынуждена ее покинуть из-за презрения и косых взглядов односельчан?
[/q]
Легко могла проживать. И замуж выйти могла. А вот покинуть - вообще-то сложно: куда она пойдет? на что жить будет? кто ей паспорт выпишет? Вообще незаконнородящих девок и жен было немало - и жизнь деревенская была не такая чистая и светлая даже и внешне, чтобы было презрение и косые взгляды. Чай не американская глубинка ))) Хотя побить - и избить - могли точно.
может проживать далее в этой деревне или вынуждена ее покинуть из-за презрения и косых взглядов односельчан?
[/q]
Легко могла проживать. И замуж выйти могла. А вот покинуть - вообще-то сложно: куда она пойдет? на что жить будет? кто ей паспорт выпишет? Вообще незаконнородящих девок и жен было немало - и жизнь деревенская была не такая чистая и светлая даже и внешне, чтобы было презрение и косые взгляды. Чай не американская глубинка ))) Хотя побить - и избить - могли точно.
[/q]
Cофья, спасибо за ответ. Под словом "покинуть" подразумевал выйти замуж и переехать в соседнюю деревню. С остальным полностью согласен)))
День добрый. Такой вопрос: какой должен быть механизм поиска нужной записи, если я точно знаю дату рождения и крещения, ФИО матери, где крестили (1898 г.). Дальше есть информация только о том, что отдавали в воспитательный дом и забирали (ФИО забиравших есть), но ни дат сдачи - забора, ничего такого нет. Хотелось бы найти, но куда идти, как конкретно искать, по каким маркерам? Подскажите, пожалуйста, кто в теме.
AlexSSS Вы уверены, что в вашем сюжете именно МВД, а не какой-то другой приют? Тем более если вы знаете обстоятельства рождения - это нехарактерно для МВД. Если МВД - смотрите базовую рекомендацию, ссылка в закрепленном посте. Вам нужен вариант "номер неизвестен".
Здравствуйте! Извините за очень глупые вопросы, никак не могу понять, как искать человека, если в записи о браке нет номера. Нашла запись о браке прапрабабушки и прапрадеда и там написано, что она была из Московского императорского воспитательного дома - Екатерина Николаевна. Предварительно 1884 гр. Также в записи указано, что она проживала в Подольском уезде, Шебанцевской волости, д. Красное (в разных записях по-разному звучит название деревни). Также известно, что она была в девичьей фамилии Золотова, но в метриках о браке такой информации нет, но при рождении детей в крестных часто фигурирует эта фамилия, при этом не могу найти отца и записи её рождения, есть подозрение, что Золотовы были опекунами. Буду благодарна за любую информацию, как найти или может кому-то что то попадалось. Заранее благодарю! Запись о браке: запись о браке
--- Ищу:
- (Ир)родиона Аганичева (середина 19 века) не знаю откуда
- Рождение где-то в Питере Василия Ивановича Галкина (~1872) из села Угодичи, Ростовского уезда, Ярославской губернии
Да, я её вижу, и по ней пыталась сделать, даже нашла в документах что из этой деревни было 2 человека в этом воспитательном доме. А дальше все, то ли у меня сайты не открываются, то ли я не понимаю что делать. Не из тупых людей вроде как, нашла огромное количество предков, даже за рубежом, а тут не выходит. Собственно поэтому и написала.
Нашла делопроизводсвенные номера в Объездных книгах, Подольского уезда (прикрепила фото) Изучила таблицу Главные книги ИМВД_ЦГАМ ф 108 оп 3
А дальше не понимаю что делать. Где можно заказать ГК? Можно ли это все сделать онлайн? Или нужно делать заказ в читальный зал?
>> Ответ на сообщение пользователя Tsinskaya_Olesya от 18 декабря 2025 7:34 Я думаю, что 108-й фонд в разумное время в оцифрованном виде ждать не приходится. Поэтому придется через читальный зал.
PS: Если вдруг кому-то надо что из ГК 1847, то сегодня вечером буду смотреть первую часть. Если не повезёт, то на следующей неделе вторую.
А дальше не понимаю что делать. Где можно заказать ГК? Можно ли это все сделать онлайн? Или нужно делать заказ в читальный зал?
[/q]
Дальше - смотрите объездные книги, вразбивку или последовательно, как угодно. Но начать стоит, кмк, с книг по 1 участку - в 1883 году Подольских округов было два, а уже в 1890м - один, с одним же участком. И смотрите, пока не находите книгу за период между рождением вашей питомки и ее браком (т.е. за любой год между 1883 и 1901, включительно). И в этой книге находите вашу деревню Красное - а в ней вашу питомку - и у нее указанный номер и год рождения. После чего переходите к Главным книгам за нужный год и с нужным номером внутри (для этого сверяетесь с таблицей по ГК, если нужный год в ней уже есть), чтобы выяснить - была ли ваша питомка некрещеным подкидышем или была принесена с метрикой. Ну а дальше или тупик, или шанс что-то еще найти )) И да, как уже написал коллега Александр - ничего по фонду 108 не оцифровано и не предполагается к оцифровке.
Tsinskaya_Olesya написал: