На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
Добры день! Подскажите, пожалуйста, имеются ли в фонде ИМВД или Опекунского совета (или где-то еще?) материалы по "трудоустройству" кандидаток? Скажем, запросы потенциальных работодателей, решения по этим запросам... Мне хотя и известно, где и у кого служила домашней учительницей моя прапрапрабабушка после выпуска из ИМВД, но любопытно узнать, как и почему уроженка Смоленской губернии, до попадания в ИМВД находившаяся на воспитании у тамошнего предводителя уездного дворянства, оказалась в домашних учительницах в Тамбове
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, с чего начать поиски девочки 1907-1908гр, усыновленной в 5-7 лет крестьянами, проживающими всю жизнь в Москве (но приписанными к деревням Можайского уезда), после их венчания первым браком в 1913 году? В МК нет данных рождения девочки как незаконнорожденной от кого-то из этой супружеской пары, хотя у невесты в биографии был незаконнорожденный мальчик в 1902 году и далее сведений о нем нет. Я подозреваю усыновление взрослой девочки из ИМВД (хотя не факт), т.к. детей у пары больше не было, а сама девочка пропала без вести в 1932 году, после рождения своего ребенка. Может моя логика хромает, но надеюсь на совет специалистов, в какую сторону копать.
Здравствуйте. Моя прабабушка являлась воспитанницей Императорского воспитательного дома. В записи о браке есть её номер с годом рождения 1871. Прочитала, что надо искать информацию по ней в ГК. Но там 1871 год отсутствует. Есть 1870 и 1872. Может ещё где-то сведения можно поискать?
Здравствуйте. Моя прабабушка являлась воспитанницей Императорского воспитательного дома. В записи о браке есть её номер с годом рождения 1871. Прочитала, что надо искать информацию по ней в ГК. Но там 1871 год отсутствует. Есть 1870 и 1872. Может ещё где-то сведения можно поискать?
[/q]
Главные книги за 1871 год: Фонд 108, опись 3, дела 1629,1630,1631 А также статистические сведения о рожденных и принятых на воспитание детях за 1871 год: Фонд 108, опись 5, дела 308, 309, 310
- поехала куда было место. Если воспитывалась в дворянском семействе, скорее всего и после попадания в МВД ее не оставляли без внимания, могли про нее замолвить словечко. По делам Опекунского совета собственно подобные перемещения можно проверить. Но ничего личного там не будет - просто общие сведения, примерно так: такой-то предоставлено место, она об этом уведомляет. Может быть будет и упоминание о прошении - но опять же без личных факторов. Если будет. В 1890х по журналам ОС вообще ничего похожего не встречается. По фонду ИМВД - надо смотреть по описям, есть ли за нужные года подходящие по теме дела.
- нет. Тем более если в найденной вами записи указан восприемник мужского пола. Информация о биологическом отце ниоткуда не могла взяться - ни в записи о крещении, ни тем более в ИМВД. Если ребенок был крещен, то отчество ему не меняли. Современный вариант - мать-одиночка дает ребенку отчество, какое хочет - в РИ был невозможен.
девочки 1907-1908гр, усыновленной в 5-7 лет крестьянами, проживающими всю жизнь в Москве (но приписанными к деревням Можайского уезда), после их венчания первым браком в 1913 году?
[/q]
Версия об удочерении подтверждается какими-то документами или известна только по семейной легенде? В принципе крестьянские усыновления ищутся в описи 7 фонда 51 - т.к. факт усыновления означал также переход прав состояния и рассматривался - при данных обстоятельствах - Казенной палатой. Опись 7 не оцифрована и доступна только в ч/з архива. Как версии - ребенок мог быть не из МВД, а например сирота из той же деревни, ребенок родственников; также в начале 1900х в Москве было уже прилично всяких приютов.
>> Ответ на сообщение пользователя sofytim от 16 октября 2025 14:35
Спасибо большое за информацию и отклик. Усыновлена девочка была по семейной легенде, имела уже после революции отчество и фамилию усыновителя, но никаких документов об усыновлении нет. Ближайших родственников, крестных и тех, у кого свидетелями они были на свадьбах или крестинах, просмотрела - нет ни у кого подходящей новорожденной девочки Валентины (имя все же не частое). Заказывала домовые книги в архиве по ул. Арбат 4, написали, что не сохранились того периода. Да еще она и без вести пропала, просто никаких у меня зацепок не осталось, вот и хватаюсь за соломинку. Еще раз спасибо за совет и направление.
Дело 1562: январь - 1 июля 1846 года, номера с 1 по 4475.
Видел там пару братьев - один 3 года, второй вообще 5. Свою пока не нашёл. Попробую посмотреть книгу об усыновлённых, вдруг упростит задачу.
--- Ищу:
- (Ир)родиона Аганичева (середина 19 века) не знаю откуда
- Рождение где-то в Питере Василия Ивановича Галкина (~1872) из села Угодичи, Ростовского уезда, Ярославской губернии