На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
Исследуя свою родословную я обнаружил, что восприемницей моей прабабушки Анны Павловны Карельской (по мужу Черновой, 1894 г.р., сельцо Образцово, Бронницкого уезда) была дама, родившаяся на территории Польши. Ее звали, если верить метрике, Францишка Анатольева Неслуховская. Дальше я выяснил, что Францишка была замужем за дядей прабабушки (1893), была католичкой, а также место и примерный год рождения (1861-1862). Кроме того, восприемницей родной (1887) и двоюродных сестер (1888) прабабушки была Фаина Анатольева Неслуховская, причем место рождения у нее тоже самое, но она указана православной.
Дальше удалось выяснить, что, действительно, в деревне Выжики, гмины Голембе, Ломжинской губернии в 1862 году родилась Franciczka Nesluchowska. Правда ее отца звали не Анатолий, а Tertulian (1834-1868), а старшую сестру Josefa, а не Фаина (1859). После смерти отца мать девочек в 1870 году повторно выходит замуж за человека, который на 8 лет младше ее и всего на 12 лет старше Йозефы.
Других метрики по Фаине и Францишке Неслуховским Яндекс и Генотек не выдают. Все те, что есть, тесно связаны с семьей моих предков. Других связей с Польшей в семье Карельских тоже не видно.
С учетом того, что в деревне моих предков на вскармливании было много воспитанников МИВД, не могли ли эти девочки тоже быть воспитанницами МИВД? Можно ли проверить списки поступивших в 1870-71 годах? Могли ли в МИВД принять католичек? Могла ли Йозефа за время обучения стать православной с именем Фаина?
Буду очень признателен за идеи, куда копать дальше.
--- Ищу информацию о:
Черновых, Карельских (д. Образцово Бронницкого уезда Московской губ.);
Пахомовых, Гришиных, Демешевых (Соболевская волость Пронского уезда Рязанской губ.);
Кулаковых, Николаевых, Пенягиных (с. Вишневое, д. Фроловка Козловского уезда Тамбовской губ.);
Enman, Pander, Brunn
Sipsikiarch А не могло быть, что Франциска приняла православие и нарекли её Фаиной - то есть, это одна и та же женщина.
[/q]
Нет. Замуж в 1894 Францишка выходит, как католичка, а Фаина указана православной в 1888. Только если православной указали по ошибке, а Фаиной назвали Францишку, также как Фердинандов называли Федорами, а Йоганнов Иванами. Но опять же, почему для этого использовали крайне редкое имя Фаина, а не Федора, Февронья и т.д.?
--- Ищу информацию о:
Черновых, Карельских (д. Образцово Бронницкого уезда Московской губ.);
Пахомовых, Гришиных, Демешевых (Соболевская волость Пронского уезда Рязанской губ.);
Кулаковых, Николаевых, Пенягиных (с. Вишневое, д. Фроловка Козловского уезда Тамбовской губ.);
Enman, Pander, Brunn
Sipsikiarch Вы должны учитывать, что в МК могли указать всё что угодно. Если крёстным был человек иной веры с иностранным именем, священник на своё усмотрение подбирал похожее имя и писал, что он православный. У меня в семье есть такой случай. В МИВД брали младенцев и отдавали в деревни на вскармливание.
[/q]
Не совсем так и не всегда. Кроме того Фаина, как восприемница указана в метриках двух разных церквей: церкви погоста Бурхино и Саввинской церкви в Москве. Так могли записать только если сама так назвалась. Но имя Фаина также не характерно для католиков, как и для православных. Отсюда предположение, что все-таки ее крестили в православие и нарекли этим именем.
На счет младенцев - это тоже не всегда было так. У меня в дереве есть случай, когда в Лифляндии в смешанной семье (муж - протестант, жена православная) умирает муж - уездный учитель. На руках у жены 6 детей от 2 до 14 лет, и она беременна седьмой. Старшего сына отправляют в Москву учеником аптекаря, а двухлетнюю дочь в МИВД. Здесь, конечно, Францишке на момент смерти отца 5 полных лет, а не 2. Но тем, не менее.
--- Ищу информацию о:
Черновых, Карельских (д. Образцово Бронницкого уезда Московской губ.);
Пахомовых, Гришиных, Демешевых (Соболевская волость Пронского уезда Рязанской губ.);
Кулаковых, Николаевых, Пенягиных (с. Вишневое, д. Фроловка Козловского уезда Тамбовской губ.);
Enman, Pander, Brunn
Подскажите, я правильно понимаю, что если в книге приноса про моего написано «принесли в возрасте 10 дней, такого то числа в 4 часа дня, крест медный», то в книге законных детей его не будет?
[/q]
Не будет. Смотрите по пометкам - куда отправили, если отправили - в какой округ, какая деревня. Потом смотреть объездные книги.
--- Специализация: история Московского воспитательного дома, генеалогия сирот в Российской империи, источниковедение.
Добрый день. Хотел бы помощь специалистов. В объездной книге моего предка в графе примечание написано следующие ( на фото) Я не совсем понял первое и последние слово. Скорее: "Докл. 24 апреля 1904 г усыновили оконч." В 1904 году ему было 20 лет, и 18 апреля он женился. Те его после свадьбы в 20 лет усыновили окончательно?? или я что-то не понял?
Krot1977 Да все верно вы поняли. У моего прадеда абсолютно аналогичная ситуация.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
Подскажите, я правильно понимаю, что если в книге приноса про моего написано «принесли в возрасте 10 дней, такого то числа в 4 часа дня, крест медный», то в книге законных детей его не будет?
[/q]
Не будет. Смотрите по пометкам - куда отправили, если отправили - в какой округ, какая деревня. Потом смотреть объездные книги.
[/q]
Это я уже все нашла и посмотрела. Однако при просмотре книги приноса за 1839 год, упоминаются фразы «возвращен родителям», «возвращена родственникам».
Здравствуйте, подскажите когда воспитанников отдавали в крестьянские семьи их как-то отбирали (семьи в смысле) и могла семья согласиться/ не согласиться?
[/q]
Моя прапрабабушка взяла двоих мальчиков. Взамен двух своих умерших. Думается мне, что не случайно.
--- Ищу сведения о воспитаннице ИМВД Анисьи Алексеевой, прапрабабушку Громову Веру Михайловну, деда Анищенко Семёна Тимофеевича
Рузский уезд, Моск. губерния, Ащеринской волости
Громовы, Ильичёвы, Ситеевы, Дроздовы, Анищенко (Онищенко)
Здравствуйте . 1. Изучал главную книгу за 1884 г. Ни у одного воспитанника не написано откуда прибыл, были ли родители. Либо из родильного отделения, либо пустое поле. Так же у моего предка дата рождения указана "по документам". Отсюда вопросы. Где-то еще есть документы о принятии воспитанников, кроме главной книги или объездной?? Если да, то какие? И по каким документам указана дата рождения? 2. Также не могу расшифровать надпись последнюю строчку в прикрепленном документе - "причислен". куда - не могу понять.Так же где-то документы из Казенной палаты, которые указаны - они доступны? Где их можно искать? Благодарен за любую помощь