На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
>> Ответ на сообщение пользователя navis от 6 августа 2021 13:39
Поздравляю! Удачи и в дальнейшем поиске.
--- Ищу сведения об Аншуковых, Пушковых и Карповых из Москвы и Московской (ныне Калужской) об-ти, Со<а>цердотовых из Саратова и Плотниковых (Алтайский край Чарышский р-н)
Москва Сообщений: 703 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 539
Наверх##12 августа 2021 0:3314 сентября 2021 11:04
В моих поисках тоже есть "питомец Московского Воспитательного Дома".
По алгоритму, описанному в теме, посмотрела объездные книги по Воскресенскому округу, оказалось, что в 1910 году состав 1-го участка Воскресенского округа упразднен и разделен между 2 участком Воскресенского и 2 участком Клинского округа. А искомая деревня с 1910 года из 2-го участка Воскресенского округа перешла в 3 участок Рузского округа. Буду искать теперь по описям этот участок. Другое важное открытие, что несмотря на известную мне дату рождения - 1894 год, которая изместна была из свидетельства о смерти, реальная дата рождения воспитанника - 1899 год, что сильно меняет планы по просмотру конкретных дел.
В итоге, я посмотрела Главную книгу - это ОЧЕНЬ крупная книга, правда, в ней не было никаких открытий, так как я уже знала и номер воспитанника и где он воспитывался в какой деревне. Из полезного только то, что его документы хотели сохранить в тайне - они были в запечатанном конверте. Можно искать этот конверт и метрику о рождении в 108 фонде, опись 3.
Также я посмотрела ремесленную книгу (определила по возрасту, когда его должны были отдавать учению, в 14 лет) и нашла запись о его неполном обучении. И да, мне тоже стало интересно, о каком "номере главной книги" там идет речь. Что это за параллельный учет? Потому что номер в настоящей Главной книге - это крестовый номер в ремесленной. Он же является тем жетоном-медальоном. Поэтому новый номер, который появился в ремесленной книге, интригует, что еще не все источники проверены.
Выражаю свою искреннюю благодарность nmash, разместившей работу Ларисы Лётовой, которая "разжевывает матчасть" и дает возможность прицельно искать то, что нужно (Лётова Л.М., https://cloud.mail.ru/public/ERtb/WKfwiJRYz ).
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
Москва Сообщений: 703 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 539
Наверх##9 сентября 2021 17:1311 сентября 2021 16:02
Tahicardia написал:
[q]
Ох, как меня тоже интересуют эти КОНВЕРТы и документы с которыми детей отдавали! Возможно вы правы, новую власть эти доки должны были тоже интересовать и они могли их изъять в свои какие то учреждения. Поделитесь пожалуйста, если удастся что то узнать.
[/q]
В фонде Воспитательного дома с 1892 года хранятся документы, с которыми отдавали младенецев. И если вы знаете номер крестовый ребенка и год его поступления в Воспитательный дом, то сможете легко найти и его метрические документы. Мне повезло и в огромной кипе метрических свидетельств и конвертов я нашла нужного мне младенца и теперь знаю его настояющую мать.
Конверты и метрические выписки хранятся в фонде 108, опись 3. Ниже кадр из этой описи, которую раньше уже выкладывали. Обратите внимание, как их много, по одному тому на 15 дней. Заказать можно только один том, иначе идет превышение по листажу.
--- Фамильная тема Резцовы: https://forum.vgd.ru/post/1249/101017/p3032544.htm#pp3032544
Автор книги "Вера Холодная: Осколки мифов" https://t.me/oskolki_mifov
Москва Сообщений: 407 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 573
Наверх##9 сентября 2021 17:479 сентября 2021 17:49
Janney Я знаю, но 1880 года нет. За вас очень рада, завидую белой завистью.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
Конверты и метрические выписки хранятся в фонде 108, опись 3. Ниже кадр из этой описи, которую раньше уже выкладывали. Обратите внимание, как их много, по одному тому на 15 дней. Заказать можно только один том, иначе идет превышение по листажу.
[/q]
Если бы все было так просто. Распоряжение о приеме детей в МВД только с метриками вышло где-то к 1890гг или даже чуть позже и все эти метрики есть. Так что Вам повело. Более ранних метрик нет.