Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
14 февраля 2011 19:12 DmitryD написал: [q] за свободного крестьянина[/q]
Крепостное право отменено только Манифестом 1861 года. Согласно Указа о вольных хлебопашцах 1803 года помещик имел право отпустить крестьянина на волю. Но касалось это только западных губерний, за время действия Указа волю получили 111829 душ мужского пола, то есть примерно 2% всех крепостных.. Выкупались "капиталистые крестьяне" - таких в империи были единицы. | | |
| hsl | Наверх ##
14 февраля 2011 19:44/ DmitryD написал: [q] как крепостную отпускали замуж за свободного крестьянина?[/q]
Я думаю такой брак возможен был только если выгоден всем трем сторонам : помещику , невесте и жениху . 1 . Помещик не теряет свою крепостную душу , которая остается в имении и работает там , и плюс получает деньги за брак ( в то время около 10 р ). 2 . Жена остается крепостной , но её дети сословие получают по мужу ( не крепостные ). 3 . Муж не будет платить подати за жену . Платить будет за неё её владелец - помещик . При таком раскладе все довольны . А полностью выкупить невесту это около 200 р. | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3962
| Наверх ##
14 февраля 2011 21:58 Что касается выкупа то сколотить капитал на землях помещика было, конечно, проблематично, но крестьяне, отпущенные на заработки в столицы, или в губернские города могли это сделать. Если посмотреть историю многих купческих родов, то начинались они именно так - выкупались сами, потом выкупали семью. Помещику это тоже было выгодно, т.к. он получал действительно приличные суммы. Мне трудно судить сколько в процентах было отпущено, но если смотреть Ревизские сказки мещан, например СПб, то доля вступивших в сословие из отпущенных на волю достаточно велико. Это прекрасно видно при листании без всяких подсчетов. | | |
| DmitryD Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
15 февраля 2011 9:08 Спасибо всем за ответ относитель но брака крепостной и лично свободного (уточню: государственного) крестьянина.
Их брак был ориентировочно в 1798 году. Дело происходило в Казанской губернии. Села - казенное и помещичье - находились рядом, на расстоянии нескольких верст. Это единственный случай такого брака среди моих предков по этой линии за 18-19 вв. Все остальные выбирали свою "половину" в своем или соседнем, но тоже казенном селе. Поэтому я и заинтересовался, как это могло произойти. Выкуп вряд ли был возможен - 200 рублей - годовое жалование чиновника 12-14 класса...Скорее события развивались, как написал hsl --- Ищу Шелохвостовы (Шелохвастовы, Шелофастовы), Данцкер, Гельблу, Ройхваргер | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
15 февраля 2011 18:38 DmitryD написал: [q] лично свободного (уточню: государственного)[/q] это не одно и тоже. | | |
| DmitryD Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
15 февраля 2011 23:21 Konstantin Ivanov
БСЭ:
Государственные крестьяне, особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее — удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.
Врут энциклопедисты? --- Ищу Шелохвостовы (Шелохвастовы, Шелофастовы), Данцкер, Гельблу, Ройхваргер | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
16 февраля 2011 0:28 DmitryD Они нет, Вы - да, поскольку говорили о свободном крестьянине, а не о лично свободном. | | |
Николай Ф Тула Сообщений: 796 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3014 | Наверх ##
18 февраля 2011 17:08 --- Ищу сведения о семье однодворца Игната Иванова сына ФРОЛОВА с сыновьями ФОТЕЕМ (ок. 1694 г.р.) и ЯКОВОМ (ок. 1706 г.р.) до 1729 г. (предположительно Козловский, Тамбовский, Лебедянский и ближние уезды). В 1729 г. и позднее проживали в с. Русанове на р. Савале Тамбовского уезда. | | |
mari2347 Нижний Новгород Сообщений: 3193 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4471 | Наверх ##
19 февраля 2011 20:51 С отменой крепостного права всех. Правда не знаю праздник это или нет. До сих пор не разобралась. --- -------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
19 февраля 2011 21:12 19 февраля 2011 21:13Алтайский горный округ и отмена крепостного права Юдин Ю. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день // Кузбасс (г. Кемерово) http://www.kuzbass85.ru/2011/0...yurev-den/18.02.2011 13:07 На днях исполняется 150 лет со дня отмены в России крепостного права. Часто говорят, что в Сибири его никогда не было. Помещиков в Сибири действительно не было, однако территория Кузбасса входила в Алтайский горный округ, так что здешние крестьяне с 1727 года были приписаны к горным заводам и отрабатывали «подушный оклад», то есть ту же барщину. Перевозили руду, валили лес, выжигали уголь, иногда работали в шахте или у плавильной печи. Крестьяне не были жестко прикреплены к земле: в пределах округа они могли переселяться на новое место; однако самовольно покидавшие пределы округа считались беглыми. На положении крепостных были и заводские мастеровые; даже вольнонаемные при первой же ревизии прикреплялись к заводам, и труд их превращался в принудительный. Но по большей части мастеровых набирали из тех же крестьян. Они объединялись в команды, подчинялись воинскому уставу, за неповиновение начальству и прочие провинности подлежали военному суду и даже жениться не могли без дозволения начальства. В преданиях горнозаводских рабочих эпоха крепостного права называется «обязательное время». Впрочем, дети мастеровых обучались в заводских училищах и при усердии могли выслужить офицерский чин и получить свободу. Иван Ползунов, изобретатель парового двигателя, выслужил такой чин через 10 лет беспорочной службы. Похожий путь проделал сын мастерового Козьма Фролов, строитель гидравлических установок: ему пришлось ждать первого классного чина 15 лет; зато сын его Петр дослужился до постов начальника горных заводов и томского губернатора. Но, разумеется, далеко не все карьеры складывались столь благополучно. Иногда детей мастеровых посылали учиться за границу, они женились там на немках и француженках, а когда возвращались, обнаруживали себя со всем семейством на положении рабов; несколько таких случаев описывает Дмитрий Мамин-Сибиряк. Крепостное право задержалось у нас даже несколько дольше, чем в центральной России: реформу завершили лишь к 1867 году. Крестьяне переводились с «издельной горнозаводской повинности» на оброк, мастеровые переходили на положение вольнонаемных. Абсолютное большинство их осталось работать на горных заводах по контракту (они назывались в народе «кондрашными»). Впрочем, при советской власти крестьяне быстро вернулись в первобытное состояние: собранные в колхозы и не имеющие паспортов, они снова оказались на положении крепостных. Возобновилась и практика мобилизации крестьян для проведения горных работ. Например, Краснобродский угольный разрез, старейший в Кузбассе, в 1947 году строили именно крестьяне из окрестных деревень. Разрез (точнее, карьер, как их тогда называли) стали строить поздней осенью, на зиму глядя, именно потому, что до этого колхозники были заняты на уборке урожая. Мобилизовали их вместе с лошадьми и подводами, совсем как в «обязательное время». К вскрышным работам приступили 23 ноября, когда грунт уже промерз на полметра, весь инструмент – клин и кувалда, лопата и тачка. Зато зарплату на разрезе выдавали «живыми» деньгами; колхозникам, которые привыкли трудиться за виртуальные трудодни, такая система чрезвычайно понравилась, и они с удовольствием оставались работать на карьере. Что касается других сословий, помимо крестьян, то им в СССР пришлось отведать рабского труда в системе ГУЛАГа. Причем в Сибири лагерей было столько, что они быстро затмили воспоминания о казацких вольностях и кержацком свободолюбии. Писательница Татьяна Толстая в начале 1990-х отправилась преподавать в США и оказалась в провинциальном колледже, в аудитории – одни негры. «Я из страны, где самый знаменитый поэт был черный, и у него были белые рабы». Как они обрадовались… Напомним, что в России и в США рабство отменили почти одновременно: у них это случилось после Гражданской войны 1861–1865 гг. Интересно, что рудименты рабства в обеих странах пришлось выкорчевывать еще примерно сто лет. В США расовую сегрегацию («а зато вы негров линчуете») победили примерно к концу 1960-х, у нас паспорта колхозникам выдали немножко раньше. Не менее интересно, что происходит после окончательной отмены крепостных порядков. Тут российско-американские пути вроде бы расходятся. В США наступают времена черного расизма и оголтелой толерантности, так что белый образованный мужчина-англосакс оказывается самым бесправным существом. Россия после 1991 года стремительно возвращается к феодализму, вплоть до торговли «живым товаром», и не только на мятежном Кавказе: появляется целый бизнес по отправке рабынь в заграничные бордели. Впрочем, и в России, и в Америке тем временем образуется новое сословие бесправных эмигрантов-гастарбайтеров: у них это мексиканцы, у нас – узбеки и таджики. Кроме того, у нас осталась такая вещь, как прописка: институт вроде бы совершенно бессмысленный в условиях тотального электронного контроля, но имеющий важное психологическое значение. Тут уже паспорт выступает как инструмент прикрепления к земле, хотя бы и символического. И разорвать эту пуповину не удалось ни Столыпину, ни Хрущеву, ни Ельцину. Ни даже былинному великану Святогору: он может победить кого угодно, но когда в глупой самонадеянности пытается победить «тяги земные», тут и надрывается. | | |
|