Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| vitalyi | Наверх ##
3 февраля 2011 8:32 Ув. Vitaly_Tur. Как мне кажется, ответ на Ваш вопрос о том, что представляли собою крестьяне, приписанные к духовным имениям, содержится в следующей работе: Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность (988-1917). М., 1997. С. 269-279. Это 3 параграф 13-й главы. Особо обратите внимание на учреждение 12 мая 1763 г. "Коллегии экономии духовных имений". Если у Вас нет этой книги в "бумажном" виде, то она есть в эл. виде. См.: http://www.sedmitza.ru/text/436420.html Удачи Вам. | | |
| Vitaly_Tur Новичок
Беларусь, Минск Сообщений: 24 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
3 февраля 2011 14:40 3 февраля 2011 18:56 vitalyi Огромное спаибо за помощь!
На "Коллегию экономии" внимание обратил! Вот только написано что она "ликвидирована в 1786 после введения новых губ. учреждений". Так что там ревизии искать бессмысленно.. Тем более что церковь эта была построена в 1751—75 гг., так что находилась под контролем Коллегии сравнительно недолго.. А вот что за новые губ. учреждения были введены после ее ликвидаци?? Есть ли где-нибудь фонды отдельно по подобным учреждениям или отдельно по экономическим крестьянам? (ведь я правильно понимаю, что крестьяне дух. имений считались экономическими?) --- С надеждой | | |
| vitalyi | Наверх ##
3 февраля 2011 19:53 Ув. Vitaly_Tur. Да, относительно экономических крестьян Вы понимаете совершенно правильно. "Новые губернские учреждения" - это обыкновенные Казенные палаты, ведавшие казенными (государственными) крестьянами. Бывшие монастырские крестьяне стали de facto государственными именно в 1764 г., а с упразднением Коллегии экономии в 1786 г. они стали государственными de jure. По существу, говорить об "экономических крестьянах" после 1786 г. уже некорректно. Однако первое и второе издания Свода законов 1832 и 1842 гг. обозначало, что казенных крестьян можно именовать названиями, производными от ранее отправляемой ими или их предками службы, т.е. термин "э.к." использовался до конца царствования Николая I, но уже как дань старине. Относительно фондов отдельно по "э.к." я лично сказать не могу. Однако есть такая работа: "Фонд документов екатерининской Коллегии Экономии. Общее и специальное делопроизводство". Здесь описаны соответствующие фонды, хранящиеся в РГАДА. См.: http://bankrabot.com/work/work_22552.html Однако этот сайт и эта работа - платные, так что будьте осторожны. Удачи Вам. | | |
| Vitaly_Tur Новичок
Беларусь, Минск Сообщений: 24 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
7 февраля 2011 14:50 Скажите, в метрических книгах могли перепутать отчество жены??? В трех случаях написано Федор Антипов и жена Ксения Павловна А в одном случае - Федор Антипов и Ксения Федоровна!!! Неужели в селе могло быть два Федора Антипова примерно одного возраста с одинаковыми именами жен, или это все же ошибка в записи??? --- С надеждой | | |
вологжанка Вологодская область Сообщений: 5402 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 10154 | Наверх ##
7 февраля 2011 15:11 Могли,сколько угодно,встречалось часто. --- Все личные данные,мои и моих предков,размещены на сайте добровольно.
| | |
| DmitryD Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
14 февраля 2011 17:33 Прошу разъяснить, как крепостную отпускали замуж за свободного крестьянина? Ей же вольную надо давать, а это право помещика. Или ее выкупать надо было, но таких денег у крестьянина скорее всего не может быть, очень дорого...Непонятен механизм такого брака. Речь идет о моих очень дальних предках (начало XIX века).
Заранее спасибо за ответ --- Ищу Шелохвостовы (Шелохвастовы, Шелофастовы), Данцкер, Гельблу, Ройхваргер | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
14 февраля 2011 18:56 DmitryD Кого Вы в данном случае называете свободным крестянином, и как он стал свободным? Что касается выкупа, то это было не редкость - выкупали даже целые семьи. Ведь многие крестьяне неплохо раскручивались. Кроме того, были и случаи, когда помещик просто давал вольную. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
14 февраля 2011 19:12 DmitryD написал: [q] за свободного крестьянина[/q]
Крепостное право отменено только Манифестом 1861 года. Согласно Указа о вольных хлебопашцах 1803 года помещик имел право отпустить крестьянина на волю. Но касалось это только западных губерний, за время действия Указа волю получили 111829 душ мужского пола, то есть примерно 2% всех крепостных.. Выкупались "капиталистые крестьяне" - таких в империи были единицы. | | |
| hsl | Наверх ##
14 февраля 2011 19:44/ DmitryD написал: [q] как крепостную отпускали замуж за свободного крестьянина?[/q]
Я думаю такой брак возможен был только если выгоден всем трем сторонам : помещику , невесте и жениху . 1 . Помещик не теряет свою крепостную душу , которая остается в имении и работает там , и плюс получает деньги за брак ( в то время около 10 р ). 2 . Жена остается крепостной , но её дети сословие получают по мужу ( не крепостные ). 3 . Муж не будет платить подати за жену . Платить будет за неё её владелец - помещик . При таком раскладе все довольны . А полностью выкупить невесту это около 200 р. | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
14 февраля 2011 21:58 Что касается выкупа то сколотить капитал на землях помещика было, конечно, проблематично, но крестьяне, отпущенные на заработки в столицы, или в губернские города могли это сделать. Если посмотреть историю многих купческих родов, то начинались они именно так - выкупались сами, потом выкупали семью. Помещику это тоже было выгодно, т.к. он получал действительно приличные суммы. Мне трудно судить сколько в процентах было отпущено, но если смотреть Ревизские сказки мещан, например СПб, то доля вступивших в сословие из отпущенных на волю достаточно велико. Это прекрасно видно при листании без всяких подсчетов. | | |
|