Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
larisa67 Венгрия Сообщений: 646 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 264 | Наверх ##
28 января 2011 14:28 Спасибо большое, а то меня все буква после второй "В" смущала. --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
larisa67 Венгрия Сообщений: 646 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 264 | Наверх ##
28 января 2011 17:14 Еще возник вопрос - могло ли быть такое что Илья записан с фамилией, а его отец и возможные братья и сестры без нее? --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14597 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9014 | Наверх ##
28 января 2011 17:24 larisa67 Если запись в одном документе - вполне (чего зря бумагу и чернила переводить; у поручителей на свадьбе экономили одинаковые отчества и фамилии). | | |
larisa67 Венгрия Сообщений: 646 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 264 | Наверх ##
28 января 2011 18:59 В одном документе, но этот документ Ревизская сказка. --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
| Папешина Ольга Сообщений: 634 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 537
| Наверх ##
29 января 2011 11:11 Подскажите, пожалуйста, могло ли быть, что в метрическую книгу рождение крестьянского ребенка не записали?
У меня есть пара предков, они поженились и рожали детей всю жизнь в одной деревне. Записи о рождении первого и третьего ребенка есть, а второго - как не бывало. Я обыскала все МК на пять лет назад и вперед от точно известной даты рождения - нет ничего... Причем через 20 лет этот "ребенок" венчается в той же деревне - есть запись о его браке (с указанием лет жениха), потом о рождении шестерых его детей. А о его рождении - ни полслова. Как такое может быть? И где теперь искать запись о рождении? --- Все личные данные мои и моих предков размещены мною на сайте vgd.ru добровольно, исключительно для составления родословной.
Почта, указанная в профиле, не работает! При необходимости можно писать helga75@yandex.ru | | |
igolka97 Сообщений: 1404 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 778 | Наверх ##
29 января 2011 11:27 Папешина Ольга могли покрестить в соседнем приходе, такое иногда случалось по каким-то причинам --- Афанасьевы, Пшеничные (ст. Темиргоевская); Дубинины, Прокоповы (ст. Ессентукская); Вержбицкие, Безпоясные, Корзун, Нагон, Кудерские (Херсонская губ., Ананьевский у.); Дружинины, Созоновы (г. Сольцы); Ивановы (СПб, д. Шахницы) | | |
N_Volga Волгоград Сообщений: 2452 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 36322 | Наверх ##
29 января 2011 11:28 Папешина Ольга
Все предки моей мамы жили в одном селе с церковью, в которой крестили всех новорожденных, за исключением одного ребенка, который был записан в метрической книге церкви, которая находилось на расстоянии 8 км от родного села. Причина мне неизвестна, но такой случай был. --- Селезневы, Гулины (Вятская губ. Котельнич.у.), Карась (Черниг.губ. Кролевец.у. с.Алтыновка; Примор.кр. с.Монастырище), Москаленко (Черниг.губ. Козелец.у. с.Хрещатое; Примор.кр. с.Монастырище), Кузнецовы (Новг. губ.), Еремины (Ворон. губ.) | | |
| Папешина Ольга Сообщений: 634 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 537
| Наверх ##
2 февраля 2011 16:41 Понятно. Значит, надо будет искать по окрестным церквям. --- Все личные данные мои и моих предков размещены мною на сайте vgd.ru добровольно, исключительно для составления родословной.
Почта, указанная в профиле, не работает! При необходимости можно писать helga75@yandex.ru | | |
| Vitaly_Tur Новичок
Беларусь, Минск Сообщений: 24 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
3 февраля 2011 0:06 Уважаемые форумчане! На днях в архиве нашел следующую информацию. Мои предки значатся в "Ревизской сказке о крестьянах приписанных при Войсковской Православной церкви". В ведомостях по губернии данная церковь называется "духовым имением". У меня в связи с этим вопрос. Что представляла собой жизнь крестьян, приписанных к духовным имениям? Отличались ли они чем-то от крестьях помещичьих имений? Они выполняли какие-то работы, связанные с содержанием и благоустройством самого храма, или просто были обычными хлебопашцами на земле, находящейся в собсвенности духовного имения? --- С надеждой | | |
| vitalyi | Наверх ##
3 февраля 2011 8:32 Ув. Vitaly_Tur. Как мне кажется, ответ на Ваш вопрос о том, что представляли собою крестьяне, приписанные к духовным имениям, содержится в следующей работе: Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность (988-1917). М., 1997. С. 269-279. Это 3 параграф 13-й главы. Особо обратите внимание на учреждение 12 мая 1763 г. "Коллегии экономии духовных имений". Если у Вас нет этой книги в "бумажном" виде, то она есть в эл. виде. См.: http://www.sedmitza.ru/text/436420.html Удачи Вам. | | |
|