Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14591 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9019 | Наверх ##
19 сентября 2010 22:09 19 сентября 2010 22:19 Елена_Никифорова написал: [q] Сомневаюсь,что по старообрядцам Вы что-либо найдете в Курганском архиве. Если с.Кодское относилось к Тобольской губернии, то можно поискать по переписи 1897г. в Тобольском архиве, там м.б. указано место рождения Ваших предков. Постараюсь в течение недели побывать в нашей обл.библиотеке в отделе краеведения,там может быть книга по истории Шатровского р-на,где могут быть сведения по Вашему н.п.[/q]
Савицкая О.Н. Шатровский, Петуховский, Половинский районы и старообрядцы Зауралья в досоветский период. Курган, 1996. -- 15-й выпуск краеведческого альманаха "Земля Курганская: прошлое и настоящее". Генеалогический форум ВГД » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Уральский округ » Шадринский уезд | | |
Strilbyckiкоzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці  Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна Сообщений: 3234 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3342 | Наверх ##
20 сентября 2010 13:48 20 сентября 2010 14:17 KRAN написал: [q] Только к моменту рассматриваемых событий в 1169 году, он был единственым живым сыном Владимира Мономаха.[/q]
Увы, но к 1169 году уже 12-ть лет, как отпочивал в церкви Спаса на Берестові (Берестове) в Києві (Кыйиви). http://uk.wikipedia.org/wiki/Юрій_Долгорукий Народився \ родился бл.\ прибл. 1090 р. \ г. Помер \ умер (отруєння - отравили) 15 травня (мая) 1157 року (года) в Київі \ Кыйиви. На фото: Печать Юрия-Георгия Львовича. Надпись: «S[igillum] Domini Georgi Regis Rusie» — Печать государя Георгия, короля Руси. На оборотной стороне: «S[igillum] Domini Georgi Ducis Ladimerie» — Печать государя Георгия, князя Владимирского. Это к вопросу - кто и куда на горбу перенес трон с Кыйива.
 ---
| | |
| Елена_Никифорова Россия, Курганская область, Курган Сообщений: 222 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 484
| Наверх ##
20 сентября 2010 15:56 Konstantin Ivanov
Я имела ввиду то, что МК единоверческой церкви с.Кодское Ялуторовского уезда в Курганском архиве нет. | | |
| manent Участник новичок
г.Калининград Сообщений: 77 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
21 сентября 2010 15:43Крестьяне Обращающью за помощью и разьяснением к форумчанам! Хотелось бы узнать :Кто такие были безземельные крестьяне?А именно касаемо переселенцев в Бирский уезд Уфимской губернии. Откуда они могли переселятся?Из архивной справки, присланной мне из ЦГИА Башкирии есть данные о бракосочетании моих прадеда и прабабки в 1900 году.Жених-Бирского уезда Пономаревской волости безземельный крестьянин Роман лаврентьевич Нехорошков,первым браком 25 лет и невеста Вятской губернии Уржумского уезда села Татары солдата Моисея Епифанова Баталина дочь Агафья,первым браком 25 лет. И еще по ходу так сказать вопрос: Кто мог быть восприемниками- обязательно ли ближайшие родственники? --- Ищу Соловьевых,Злобиных , Рубежных , а также Никуленковых,Спиридоновых, Нехорошковых,Баталиных , Климовых,Холкиных | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14591 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 9019 | Наверх ##
22 сентября 2010 12:17 manent написал: [q] Кто такие были безземельные крестьяне?[/q]
крестьяне без земельного надела. manent написал: [q] Кто мог быть восприемниками- обязательно ли ближайшие родственники? [/q]
необязательно. | | |
| vitalyi | Наверх ##
23 сентября 2010 10:01 Добрый день, ув. Strilbycki. Ваш ответ о Юрие-Георгие Львовиче, "короле Руси", касался нашего с Вами обмена мнениями относительно деятельности Андрея Боголюбского, поэтому не могу не ответить Вам вновь. Что для Вас является аргументом в данной печати? Что Галицкое княжество, оторвавшись от единого общерусского тела и, приняв в лице Даниила Романовича "королевскую корону" из рук католического папы, стало претендовать на общерусскую гегемонию, как бы "перенеся" общерусскую столицу в свои земли? Но это давно известный исторический факт. Любопытно, при этом, что все галицкие претензии ограничивались границами своего княжества, ибо всерьез их не воспринимали даже в захиревшем после татарского погрома Киеве. Если же Вы хотите указать на данном примере, что несуществовавшее "королевство Русь" сохранило большую русскость в противопоставлении "коварной Московии", основанной Андреем Боголюбским, то данные концепции тов. Духиньского и прочих отнюдь не новы. Вот только исторически таковые концепции суть совершенно несостоятельны. Хотя бы потому, что куда делись "истинно русские" после своего поклонения католичеству в рассматриваемом крае? Чистое русинство, действительно считавшее себя такими же русскими, как и в Москве, и исповедовавшее Православие, давилось и уничтожалось, начиная с первой четверти XV в. В результате с позиции "просвещенного Запада" и не менее "просвещенных католиков" остатки православных русинов, "счастливо процветавших" под сенью Речи Посполитой, были для шляхты, в т.ч. для вчерашних окатоличившихся русинов не более чем "хлопами". А какой процент Православия содержится в сегодняшней Галиции? Да и в XIX в. еще до появления "москвофильского" движения тамошние русины считали себя русскими. Но их русскость уже базировалась на греко-католичестве", а, перефразируя известный афоризм О'Генри ("песок - неважная замена овсу"), таковое трудно рассматривать даже бледной тенью Православия. С подачи же поляков 1860-х гг., с благословения австрийцев и венгров, устроивших для несогласных Терезин с Талергофом, в 1910-х гг. большевики, наконец, превратили всех русинов в "украинцев". Вот закономерный итог развития "королевства Руси", ибо пренебрежение исторической памятью и голосом крови, - а собравшиеся здесь люди, изучающие свои родословные, должны знать это хорошо, - оборачивается весьма жестокими наказаниями от Бога. Существует ведь важнейший житейский постулат, который никому и никогда не удастся опровергнуть: предавший раз предаст и впредь. Но все это - эдакие "мысли вслух". Все это и без меня должно быть известно тем, кто занимается изучением истории. Что же до того, что Андрей Боголюбский никуда общерусскую столицу не переносил, то это не так. Что же до того, что Галицкое княжество явилось преемником общерусской государственности, то это тоже не так. Однако не я являюсь автором этих постулатов, поэтому любому спорщику с ними необходимо вначале исторически аргументированно (т.е. без публицистики) "разгромить" серьезных академических историков. Но, как мне кажется, тема данной ветки в форуме не относится к спору ни вокруг Андрея Боголюбского, ни вокруг "королевства Руси", не говоря уже о том, что спорить-то, собственно, не о чем. Поэтому с ув. к Вам предлагаю настоящую дискуссию завершить, не пытаясь ни в чем не переубеждать ни друг друга, ни кого бы то ни было. | | |
| Gloire Москва Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 105
| Наверх ##
29 сентября 2010 16:47 Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста!
Предки моего мужа - крестьяне. Мне удалось установить, что в 1900 году они переселились на Алтай из Курской губернии. Везде в документах (переселенческие списки, сельскохозяйственная перепись 1916 - 1917 гг., метрические записи) они значатся как крестьяне. Недавно получила из Курского архива запись о рождении деда моего мужа. Там написано, что его отец Тарасов Егор Андреевич - солдат. О чем это может говорить? Что он на какое-то время призывался на службу, а затем, вернувшись, отправился на переселение? | | |
LeslaR1a-VK05  Санкт-Петербург Сообщений: 2509 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 2238 | Наверх ##
29 сентября 2010 18:32 Gloire написал: [q] Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста!
Предки моего мужа - крестьяне. Мне удалось установить, что в 1900 году они переселились на Алтай из Курской губернии. Везде в документах (переселенческие списки, сельскохозяйственная перепись 1916 - 1917 гг., метрические записи) они значатся как крестьяне. Недавно получила из Курского архива запись о рождении деда моего мужа. Там написано, что его отец Тарасов Егор Андреевич - солдат. О чем это может говорить? Что он на какое-то время призывался на службу, а затем, вернувшись, отправился на переселение? [/q]
Скорее всего. Был призван, отслужил, вернулся, переселился. --- Мой канал в Телеграмме, где рассказываю о применении методов ДНК-тестирования в генеалогии.
Ищу жителей и потомков жителей дд. Ручьевая Дедовического и Дубки Бежаницкого районов Псковской обл. | | |
| Gloire Москва Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 105
| Наверх ##
29 сентября 2010 19:09 Lesla
А Вы не знаете, на какой срок призывали в этот период времени (дед моего мужа родился в 1886 году)? | | |
Алла К Москва Сообщений: 217 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 45 | Наверх ##
29 сентября 2010 19:38 --- Климов,Курусин-Орловская
Карпов,Сафронов-Руза,Волоколамск
Щукин,Беседин -Курская
Щепкин,Афремов-Тульская
Морозов-Железноводск,Дружинин-Смоленская,Быков-Мордовия, Тамбов
Серажетдинов,Мустафин - Нижний Новгород | | |
|