Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

НЕ НАДО ЦИТИРОВАТЬ 3х-4х 5-ти ступенчатые диалоги! Отвечайте на конкретно заданный вопрос, пользуйтесь "кнопкой "ответить"!

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 291 292 293 294 295 * 296 297 298 299 ... 318 319 320 321 322 323 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 598
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 132

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17380
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8823

Agata123 написал:
[q]
писали сын вдовы такой-то
[/q]

Почему, могли написать "сын умершего крестьянина"... а могли и при живых, и при умерших родителях написать "крестьянский сын"

Я вот на днях нашла запись о браке своих пра- в 1795 году "крестьянский сын отрок и крестьянская девка" - только их имя-отчество и из какой деревни, о родителях ни слова вообще (ни о живых, ни об умерших)
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 76

Любчинова написал:
[q]

Agata123 написал:
[q]

писали сын вдовы такой-то
[/q]


Почему, могли написать "сын умершего крестьянина"... а могли и при живых, и при умерших родителях написать "крестьянский сын"

Я вот на днях нашла запись о браке своих пра- в 1795 году "крестьянский сын отрок и крестьянская девка" - только их имя-отчество и из какой деревни, о родителях ни слова вообще (ни о живых, ни об умерших)
[/q]



В МК этой волости просто крестьянский сын, без указания отца, начали писать со 2-й половины 19 века, а в первой писали с указанием родителей, либо других родственников: бабушки, дядьёв, братьев. Вот я и хотела узнать, могли ли указать умершего родителя, я просто с таким ещё не сталкивалась
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17380
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8823
Agata123
указывать родителей (живых или умерших) - зависело от священника
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 76

Любчинова написал:
[q]
Agata123
указывать родителей (живых или умерших) - зависело от священника
[/q]



Я спрашивала не совсем об этом. В метрике записано :" сын крестьянина Степана...", не умершего, хотя на тот момент он уже 2 года как был на небесах, а просто крестьянина.
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4514
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3710

Agata123 написал:
[q]
В метрике записано :" сын крестьянина Степана...", не умершего, хотя на тот момент он уже 2 года как был на небесах, а просто крестьянина.
[/q]

Ну по большому счёту Степан оставался отцом своего ребёнка и после смерти. Так что никакого противоречия нет.
А писать умерший он или нет, как правильно заметили выше, решал притч.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (2)
idylle

idylle

Санкт-Петербург
Сообщений: 3236
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 2350
Добрый день!
Работал ли кто-то с Окладными книгами сельских обществ конца 19 - начала 20 вв? Какая информация в них может содержаться?
---
Приглашаю в свой ДНЕВНИК https://forum.vgd.ru/2931/
Кого я ищу и чем могу помочь - всё там.
MMM963
Начинающий

Сообщений: 28
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 19
Добрый день.
Что означает запись в Ревизской Сказке (уже в новой деревне в 1811г):
переведен из такой-то волости, такой-то вотчины,такой-то деревни по мирскому приговору в 1801г.
Это было наказание? Если так, то за что наказывали таким образом. Или разрешение на смену места жительства.
И можно ли найти мирской приговор и где?
Предок при этом переехал с детьми и женой к отцу жены в другую деревню.
Спасибо.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 8060
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11306

MMM963 написал:
[q]
Это было наказание? Если так, то за что наказывали таким образом. Или разрешение на смену места жительства.
И можно ли найти мирской приговор и где?
[/q]

Добрый день!
Мирской приговор - это решение на сельском сходе. За этот временной интервал бесполезно искать приговор. Данное решение могло быть как наказанием со стороны односельчан, так и личным желанием переселиться, да и много разных причин могло быть. Сомневаюсь что Вам удастся найти истинную причину. Я бы принял это как данность.

MMM963 написал:
[q]
Предок при этом переехал с детьми и женой к отцу жены в другую деревню.
[/q]

Это называется уйти в примаки. У тестя были мужчины в домохозяйстве?
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (2)
BORISBEL

BORISBEL

Сообщений: 10329
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11907

MMM963 написал:
[q]
переведен из такой-то волости, такой-то вотчины,такой-то деревни по мирскому приговору в 1801г.
Это было наказание? Если так, то за что наказывали таким образом. Или разрешение на смену места жительства.
И можно ли найти мирской приговор и где?
[/q]


Почитайте про крестьянскую общину. Это типа круговой поруки.
---
в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет
Лайк (2)
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4185
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 12093

MMM963 написал:
[q]
Добрый день.
Что означает запись в Ревизской Сказке (уже в новой деревне в 1811г):
переведен из такой-то волости, такой-то вотчины,такой-то деревни по мирскому приговору в 1801г.
Это было наказание? Если так, то за что наказывали таким образом. Или разрешение на смену места жительства.
И можно ли найти мирской приговор и где?
Предок при этом переехал с детьми и женой к отцу жены в другую деревню.
Спасибо.
[/q]


Мирской ПРИГОВОР звучит сурово, но, по сути, это согласие "мира", т.е. конкретной крестьянской общины на поселение во двор к отцу жены со всеми вытекающими правами и обязательствами - такими же, как у крестьян "старожилов". А причина приговора записана в РС...
:-)
И, кстати, "мир", т.е. крестьянский сход не был наделен полномочиями наказывать провинившихся. Чтобы было понятно приведу цитату из указа 1747 года, посланного в Куртамышскую слободу, заведенную двумя годами раньше:
Того ради по Указу Ея Императорскаго Величества в Ысецкой правинциал[ь]ной канцелярии определено: ежели в Куртамышской слободе между обывателей случатца малые о делах прозбы, то есть в брании и драках и небол<ь>ших долгах и в протчем тому подобно, то разбирать и винных наказывать определенному отсель тамо комисара Ивану Мисайлову да слоботчику Лоскутникову, яко оной той слободы изо всех обывателей первой. А в бол[ь]ших делах, которые тамо к суду не следуют, о таковых писать или до кого такие касатца будут, оных присылать, яко поблизости в Ысецкую правинциал[ь]ную канцелярию
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Лайк (4)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 291 292 293 294 295 * 296 297 298 299 ... 318 319 320 321 322 323 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈