Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 290 291 292 293 294 * 295 296 297 298 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Vladi1868
Участник

муром
Сообщений: 78
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 66
Село небольшое . остальные крестьяне в сказке есть. Может ли эта семья быть ясашными или дворцовыми в монастырском селе.































7
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 75
Есть 3 записи в МК:
1. 30 апреля 1806 г погребён крестьянин Стефан Ефимов 74 лет
2.1 мая 1810г у кр. Степана Ефимова сын Афанасий, сочетающийся....
3. 24 апреля 1816г у кр. Афанасия Степанова брат Евсегней Степанов, сочетающийся......
Вопрос: могли ли в акте о бракосочетании записать Афанасия как сына умершего к тому времени отца?
Дополнительная информация: В указанный промежуток времени ( 1806-1816) не обнаружила в МК ни одной записи о кончине ещё какого-либо Степана.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7972
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11221

Agata123 написал:
[q]
Вопрос: могли ли в акте о бракосочетании записать Афанасия как сына умершего к тому времени отца?
[/q]

Конечно могли и писали так.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (1)
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 75

Shtopor написал:
[q]

Agata123 написал:
[q]

Вопрос: могли ли в акте о бракосочетании записать Афанасия как сына умершего к тому времени отца?
[/q]


Конечно могли и писали так.
[/q]


Спасибо, обнадёжили. Просто в случаях, когда отца уже не было, писали сын вдовы такой-то. Но тут, видимо, к моменту венчания уже и матери не было
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17286
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8758

Agata123 написал:
[q]
писали сын вдовы такой-то
[/q]

Почему, могли написать "сын умершего крестьянина"... а могли и при живых, и при умерших родителях написать "крестьянский сын"

Я вот на днях нашла запись о браке своих пра- в 1795 году "крестьянский сын отрок и крестьянская девка" - только их имя-отчество и из какой деревни, о родителях ни слова вообще (ни о живых, ни об умерших)
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 75

Любчинова написал:
[q]

Agata123 написал:
[q]

писали сын вдовы такой-то
[/q]


Почему, могли написать "сын умершего крестьянина"... а могли и при живых, и при умерших родителях написать "крестьянский сын"

Я вот на днях нашла запись о браке своих пра- в 1795 году "крестьянский сын отрок и крестьянская девка" - только их имя-отчество и из какой деревни, о родителях ни слова вообще (ни о живых, ни об умерших)
[/q]



В МК этой волости просто крестьянский сын, без указания отца, начали писать со 2-й половины 19 века, а в первой писали с указанием родителей, либо других родственников: бабушки, дядьёв, братьев. Вот я и хотела узнать, могли ли указать умершего родителя, я просто с таким ещё не сталкивалась
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17286
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8758
Agata123
указывать родителей (живых или умерших) - зависело от священника
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
Agata123
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 75

Любчинова написал:
[q]
Agata123
указывать родителей (живых или умерших) - зависело от священника
[/q]



Я спрашивала не совсем об этом. В метрике записано :" сын крестьянина Степана...", не умершего, хотя на тот момент он уже 2 года как был на небесах, а просто крестьянина.
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4436
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3634

Agata123 написал:
[q]
В метрике записано :" сын крестьянина Степана...", не умершего, хотя на тот момент он уже 2 года как был на небесах, а просто крестьянина.
[/q]

Ну по большому счёту Степан оставался отцом своего ребёнка и после смерти. Так что никакого противоречия нет.
А писать умерший он или нет, как правильно заметили выше, решал притч.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (2)
idylle

idylle

Санкт-Петербург
Сообщений: 3228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 2309
Добрый день!
Работал ли кто-то с Окладными книгами сельских обществ конца 19 - начала 20 вв? Какая информация в них может содержаться?
---
Приглашаю в свой ДНЕВНИК https://forum.vgd.ru/2931/
Кого я ищу и чем могу помочь - всё там.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 290 291 292 293 294 * 295 296 297 298 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈