Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 190
| Наверх ##
20 июня 2023 20:59 king написал: [q] с отечеством по восприемнику[/q]
Не приглядывался к восприемнику. Он не из родственников, поэтому и невнимательно смотрел. Спасибо! Думал посмотреть РС-1834 года, чтобы найти Ивана. Но этот вариант выглядит более правдоподобным. Тем более, что архив не нашёл записей о браке 1827-1833 годы. Правда, делал запрос о браке Ивана Родионовича Качергина и Евдокии. Но думаю, что если бы Евдокию нашли, то сообщили о таком варианте. Архивисты предложили ещё версию о том, что отца забрали в рекруты и в церковь его принёс дед. А объяснение отсутствия в ИВ-1839 Евдокии - умерла после родов или повторно вышла замуж под другой фамилией. С уважением, Сергей | | Лайк (1) |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 190
| Наверх ##
20 июня 2023 21:05 king написал: [q] Это может быть незаконнорожденный сын Евдокии [/q]
Такая версия стояла в приоритете. Но она не очень приглядная. Была надежда на какой-нибудь другой вариант. Но ничего у Андрея Ивановича с женой (тоже Евдокией/Авдотьей) родились потом 11 детей, в т.ч. и мой прапрадед. | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4438 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3627 | Наверх ##
20 июня 2023 21:20 Veselchak_U написал: [q] Такая версия стояла в приоритете. Но она не очень приглядная. [/q]
В большей степени тут вопрос в том, что ветвь по отцу Андрея - это тупик. Но тут уж ничего не поделаешь. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (2) |
king Тамбовская область Сообщений: 4438 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3627 | Наверх ##
20 июня 2023 21:28 Veselchak_U написал: [q] Архивисты предложили ещё версию о том, что отца забрали в рекруты и в церковь его принёс дед. А объяснение отсутствия в ИВ-1839 Евдокии - умерла после родов или повторно вышла замуж под другой фамилией.
[/q]
Написали бы "у солдатки" по типу такого
 --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 190
| Наверх ##
20 июня 2023 23:26 21 июня 2023 18:51 В продолжение темы. Могла ли Евдокия двадцать с лишним лет спустя, выйти замуж под именем Авдотьи (встретилась такая запись в ИВ-1854, возраст примерно совпадает, село то же самое)? | | |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 190
| Наверх ##
20 июня 2023 23:29 20 июня 2023 23:29 king написал: [q] ветвь по отцу Андрея - это тупик[/q]
Я подумал об этом, когда предположил, что старшим ребёнком Родиона Евтихеева Качергина может быть дочь. Получив ИВ-1827 года, это подтвердилось. Но всё-таки в глубине души была надежда. И мне тоже странно, что священник не записал Андрея как незаконнорожденного. Сам видел множество таких записей в метриках. С уважением, Сергей | | |
Alex_Ganskau Баден-Баден Сообщений: 622 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 532 | Наверх ##
21 июня 2023 0:04 Veselchak_U написал: [q] Я подумал об этом, когда предположил, что старшим ребёнком Родиона Евтихеева Качергина может быть дочь. Получив ИВ-1827 года, это подтвердилось. Но всё-таки в глубине души была надежда. И мне тоже странно, что священник не записал Андрея как незаконнорожденного. Сам видел множество таких записей в метриках.
С уважением, Сергей [/q]
Мысль о том, что ребенок незаконнорожденный приходит в голову в первую очередь. "Неприглядность" это эмоция. А жизнь всякая бывает. Было бы отлично найти ревизии. Я обратила внимание, что церковные записи и ревизии отличаются по именам. В церковных часто мелькают именно церковные имена - Иоанн, Прокопий, Симеон. А в ревизии "по-простому", как назвался крестьянин и перечислил своих детей, так и пишут - Иван, Прокофий, Семен. Могли и Евдокию записать Авдотьей. | | Лайк (1) |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 190
| Наверх ##
21 июня 2023 6:37 Alex_Ganskau написал: [q] Евдокию записать Авдотьей[/q]
В ИВ-1827 записана Евдокией. | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7964 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11208 | Наверх ##
21 июня 2023 8:19 Нужны ревизии. Крайне сомнительно, что священник скрыл факт незаконнорожденности. Я в это не верю если честно. Под такое никакой священник не стал бы подставляться, а ему проверить факт незаконнорожденности легко. Если отец в законном браке, значит законнорожденный, пока не будет опротестовано. Ошибка в МК могла быть вполне по ИО родителей. Такие ошибки более распространённые и не столь критичные, как скрытие факта незаконнорожденности. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (2) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6191 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8650 | Наверх ##
21 июня 2023 8:30 Veselchak_U написал: [q] Почему крестьянин в записи о рождении в МК записал своего родного внука как СЫНА (дал своё отчество), а его маму - свою старшую родную ДОЧЬ - записал как законную жену, не указав её отчество, только имя.
В дальнейшем внук везде записывался с отчеством ИВАНОВИЧ (отличается от имени деда), а в ближайшей ИВ, которую нашли в архиве ни мать, ни отец ребёнка не фигурируют.[/q]
А из чего вообще следует, что Андрей - внук Родиона? И можно ли увидеть оригинал записи, а не архивную справку? --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (1) |
|