Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 247 248 249 250 251 * 252 253 254 255 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
corian55

corian55

Екатеринбург
Сообщений: 4184
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 11805
Что касается князя-восприемника... Ну, выказал князь таким образом свое благорасположение к дворовому человеку. И что в том такого?
:-)
---
НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него.
Natalia280779
Новичок

Санкт-Петербург
Сообщений: 22
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 10

corian55 написал:
[q]
Билет - это письменный вид на жительство, т.е. временное разрешение на отлучку с прежнего местожительства
[/q]


Спасибо, стало понятнее. Видимо, действительно, приехала родить...

Про князя - ну да, наверное)))


max shestyora

Сахалин -> Москва
Сообщений: 324
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 285
Добрый день!

Хотел бы задать вопрос, по какому принципу выбирали восприемников католики в западных губерниях в середине XIX века? Изучая метрики Красносельского прихода (около Молодечно), заметил, что у детей крестьян нередко встречаются восприемники дворяне (шляхтичи).

Также встретился пример, где мой предок крестьянин Иосиф Машевский был восприемником у сына дворянина Иосифа Масюкевича, а жены обоих Иосифов были родными сестрами (и еще одна сестра указана восприемницей - Кристина Кузьмевичовна). Как я понял, Масюкевичи не жили по данному приходу, а ребенок здесь родился фактически "в гостях" у Машевских. Почему это могло так получиться? Еще удивило заключение брака между шляхтичем и крестьянкой, насколько была распространенной такая практика?

И еще вопрос. У тех же предков Машевских в качестве восприемников детей часто фигурирует чета крестьян Клечковских, но при этом у детей Клечковских ни разу не встретил своих предков в качестве восприемников - с чем могла быть связана такая диспропорция? Благодарю за ответы!

Прикрепленный файл: 1861 сын Юзефы Кузьмич.jpg
---
Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225
max shestyora
Добрый вечер!
Ваш вопрос понятен и ответ кроется в 40-хх годах XIX века. Прочитайте в интернете о процессе "разбора шляхты" в западных губерниях. Вот после этого процесса более 90% бывшей шляхты лишилась рос. дворянства и была деклассирована сначала в однодворцы, а затем в крестьяне. Небольшой части шляхты удалось подтвердить по документам дворянское достоинству. Однако надо понимать так, что рос. дворянство давало ряд привелегий и не более того, по образу жизни те самые крестьяне и дворяне ничем принципиально не отличались в большинстве случаев, т.к. происходили корнями из чиншевой шляхты. Большинство крестьян и так называемых дворян занимались земледелием и ремеслами, просто с одних брали налоги, а с других нет, одни ходили а рекруты, а другие были освобождены от рекрутского набора. Соответственно, на родственные связи сословная принадлежность не сильно влияла, т.к. это были люди одного круга и одних традиций. Часто бывало так, что в одном селе были родственники с одной фамилией крестьяне и дворяне. Одни смогли предоставить нужные документы вовремя, а другие нет, вот вся и разница.
По последнему вопросу о восприемниках могу предположить, что Клечковские для своих детей подбирали более близких и, возможно, более обеспеченных восприемников, чем Машевские. Тут мог быть личный более выгодный расчет при выборе восприемников для своего ребенка.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (1)
max shestyora

Сахалин -> Москва
Сообщений: 324
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 285
>> Ответ на сообщение пользователя Shtopor от 14 января 2021 22:42

Да, я про это тоже думал, что это было примерно одинаковая среда и эти дворяне, в основном, мелкая шляхта. Просто про крестьян я встречал такое мнение, что это могли быть не только неутвержденная шляхта, но и богатые крестьяне-собственники. Там еще история, что Иосиф Машевский (или Мошко - там путаница с фамилией, летом у меня на форуме был вопрос, что он женился второй раз, не разведясь с первой женой) был родом из Ракова, первые двое детей родились там (от первой жены), но потом он переехал в это Красное, где и жил потом. Как я понимаю, переехать из одного местечка в другое крестьянину (даже казенному) было нелегко?
---
Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225

max shestyora написал:
[q]
встречал такое мнение, что это могли быть не только неутвержденная шляхта, но и богатые крестьяне-собственники
[/q]

Вы знаете кто такие крестьяне-собственники? Этот статус приобретали бывшие крепостные после выкупа своего надела земли. Конечно среди них были зажиточные, но чтобы прям говорить о богатстве, по моему мнение довольно неоднозначное.

max shestyora написал:
[q]
Как я понимаю, переехать из одного местечка в другое крестьянину (даже казенному) было нелегко?
[/q]

Запросто. В чем сложность? Припишется к другому сельскому обществу и там будет платить налоги. Тут больше сложности могут возникнуть, связанные с личным хозяйством. Перевести хозяйство и обосноваться на новом месте тоже задача не из простых, даже в наше время.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Лайк (3)
Товарищ Саахов

Товарищ Саахов

Сообщений: 5068
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3709

max shestyora написал:
[q]
летом у меня на форуме был вопрос, что он женился второй раз, не разведясь с первой женой
[/q]


Это какой то нонсенс
У католиков развод запрещен до сих пор, а уж в середине 19 века и подавно. Развестись было абсолютно нереально. Можно было признать брак аннулированным, но это куча времени, сил, и немало денег стоило. Пойти на это могли разве что состоятельные люди.
А уж о том чтобы повторно венчаться будучи женатым - крайне маловероятное событие т.к. являлось еще и уголовным преступлением
Лайк (1)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225
Товарищ Саахов
Увы, теория несколько расходится с практикой. В православных исповедных периодически встречаю товарищей с припиской (двоеженец). По идее с этими товарищами должны разбираться светские и церковные власти, но они в исповедных спокойно фигурируют в текущем статусе, просто с особой отметкой.
У меня у самого есть конкретный пример двоеженца, которого венчали оба раз в одном и том же приходе на двух разных женщинах и от обеих жен были дети, которых там же крестили. Как такое могло случиться не могу сказать. По идее должен быть брачный обыск. Но есть 2 метрические записи о бракосочетании с одним и тем же крестьянином и ряд записей о крещении его детей от разных жен.
Жениха по ФИО проверял по ревизии. Там всего 5 дворов по моему в этой деревне, жителей немного, и один только крестьянин такой комбинацией ФИО.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Товарищ Саахов

Товарищ Саахов

Сообщений: 5068
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3709

Shtopor написал:
[q]
В православных исповедных периодически встречаю товарищей с припиской (двоеженец)
[/q]


Видел такое и не раз, но это означает что венчан вторым браком.
Никто не позволил бы массово заводить гаремы, за такие фокусы сами знаете что было в те времена положено

q=Shtopor]У меня у самого есть конкретный пример двоеженца
[/q]


Случай любопытный
Я думаю тут либо ошибка в ФИО, либо первый брак был прекращен таким образом, что имелось право на повторное венчание
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225

Товарищ Саахов написал:
[q]
Случай любопытный
Я думаю тут либо ошибка в ФИО, либо первый брак был прекращен таким образом, что имелось право на повторное венчание
[/q]

Представляю РС 1858 года. 1 двор - двор Комогоровых. Других Комогоровых не было в деревне, и все записанные там люди носили эту фамилию.
Здесь представляет интерес Иван Филиппов 5 лет.

Прикрепленный файл: P_20160504_112357_HDR.jpg
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 247 248 249 250 251 * 252 253 254 255 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈