Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2942 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
9 сентября 2008 0:21 StaGor Не надо думать, что "дворянские" фамилии у крестьян - обязательное следствие их принадлежности владельцам-однофамильцам. Мне никогда такое в реальности не попадалось, кроме случая выхода в купечество, там бывший крепостной взял фамилию бывшего владельца. Фамилии могли возникнуть независимо.
--- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
nmash Москва Сообщений: 6494 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3511 | Наверх ##
9 сентября 2008 0:32 Нина Костяева написал: [q] в каком документе смотреть бракосочетание[/q]
В метрических книгах соответствующей церкви нужного села за нужный год. Нина Костяева написал: [q] где какая церковь стоит[/q]
В деревнях церквей не было - смотрите по карте ближайшее село. Потом - ищите в интернете или в библиотеке - какая там церковь была или есть до сих пор. Удачи! --- Наталия. U5a1d2a Лётовы (Ряз.), Суриковы, Башиловы, Суровы (Подмосковье), Субботины, Столяровы, Андриановы, Долженко (Ейск), Щербины (Полтав. и Кубань) Нейгебауер. http://rusgenealogy.clan.su/ Все мои и моих предков данные только для генеалогии. | | |
| StaGor Тевтонская губерния Сообщений: 145 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 59
| Наверх ##
9 сентября 2008 0:34 Уж больно фамилия "вычурная" для 19 века. Да и были Голохвастовы в Рыбинском уезде, я Голохвастовыми тоже занимаюсь. Когда в этой деревне у других семей фамилии появились, то такие, как, например, Смирновы, Новиковы... Все же, если я увижу крестьянина Волконского, я предположу, что это не совпадение... --- Genealogy: tracing yourself back to better people.
| | |
Нина Костяева Москва Сообщений: 243 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
9 сентября 2008 2:21 nmash Спасибо еще раз, большущие | | |
| Целебровская Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
29 сентября 2008 12:11простите, торопилась, ошиблась Фамилия стала после семинарии Целебровский | | |
| gotard Сообщений: 213 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 57
| Наверх ##
15 октября 2008 14:18 Здравствуйте. Может ли кто-нибудь подсказать документы по которомы есть вероятность вычислить отца ребенка, если он незаконнорожден, отец в метрической книге не указан. Да и биография весьма странная у этого ребенка. Сын крестьянской девки из помещичьей деревни в 15 лет (т.е. в 1869 г.) уже владел домом в столице губернии, среди крестных его детей почти все чиновники или представители их семей. Сам он записан мещанином (уже после того, как стал владельцем дома). | | |
| gotard Сообщений: 213 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 57
| Наверх ##
16 октября 2008 13:43 16 октября 2008 15:25 В продолжение к своему предыдущему посту. У этого ребенка в метрике записано: "Деревни N помещика N крестьянская дочь девка N, православного вероисповедания, родила незаконно".
В то же время похожих записей в метриках я не встречал. Были только те, где в графе дата рождения/крещения после дат писалось "незаконнорожденные". А тут запись в графе "родители".
Имеет ли какой-то смысл такое различие в этих написаниях? Может ли это значить, что крестьянская девушка родила от помещика (а деревня была крепостной)? | | |
SerGo57 Россия Сообщений: 432 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 176 | Наверх ##
16 октября 2008 16:54 gotard Формулировка сама по себе, на мой взгляд, ничего на дает. В метрических книгах попадаются и та, и другая из вами приведенных. Насколько помню, вариант "родила незаконно" (или "незаконно родила") характерен для более раннего этапа. В конце XIX - начале XX в. писали "незаконнорожденный", "-ая" в левой части метрической записи, под именем рожденного/окрещенного младенца (или под номером, датой и именем). Впрочем, прежние формулировки нет-нет да и проскакивают там, где они появляться уже не должны. К примеру, в 1902 г. формулировка ("незаконнорожденный, -ая") была отменена, однако местами ее продолжали употреблять до конца первого - начало второго десятилетий XX в. --- С уважением Сергей | | |
| gotard Сообщений: 213 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 57
| Наверх ##
16 октября 2008 20:37 16 октября 2008 20:40 SerGo57 написал: [q] gotard Формулировка сама по себе, на мой взгляд, ничего на дает. В метрических книгах попадаются и та, и другая из вами приведенных. Насколько помню, вариант "родила незаконно" (или "незаконно родила") характерен для более раннего этапа. В конце XIX - начале XX в. писали "незаконнорожденный", "-ая" в левой части метрической записи, под именем рожденного/окрещенного младенца (или под номером, датой и именем). Впрочем, прежние формулировки нет-нет да и проскакивают там, где они появляться уже не должны. К примеру, в 1902 г. формулировка ("незаконнорожденный, -ая") была отменена, однако местами ее продолжали употреблять до конца первого - начало второго десятилетий XX в. [/q]
Спасибо, в принципе, тоже так подумал. У меня сейчас проблема, где искать отца этого человека, да и возможно ли это вообще. В общем тупик. Хотя деревня небольшая была.  Жалко, что пока можно продолжать исследование только по линии матери. Меня смутило то, что в этой метрической книге, когда писалось о трех незаконнорожденных детях (это вторая половина 1854 г.), формулировка "незаконно" использовалась один раз. Также смутило то, что мать этого мальчика названа "крестьянской дочерью девкой", а другие просто "девками". Видимо, писец был не в настроении, когда писал про них.  Интересно и то, что крестным отцом у всех троих незаконнорожденных был один человек из этой же деревни. Хотя это тоже ничего такого не дает. Где искать ниточку? | | |
SerGo57 Россия Сообщений: 432 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 176 | Наверх ##
16 октября 2008 21:12 gotard Уж не помню где слышал или читал, что иногда крестным отцом незаконнорожденных становился как раз реальный отец. Не ручаюсь за достоверность этого заявления. Да, если б такое и бывало, - все равно в плане рабочей гипотезы, - как говорится, вилами по воде писано. Еще из каких-то очерков сельского быта и нравов припоминаю, что быть крестным у незаконнорожденного считалось делом не зазорным, а, напротив, скорее престижным. Или, скорее, не престижным, а сулящим удачу. Пример из личной поисковой практики: в отцовском родном селе у моей дальней родственницы незаконнорожденные сыновья появлялись дважды - в 1899 и 1902 годах. Восприемники были разные (в смысле не один и тот же человек). А году в 1905-м, когда у брата одного из этих восприемников умерла жена, он женился на матери тех двух незаконнорожденных. И потом однин из незаконнорожденны сыновей (про другого не знаю) писался с отчеством, совпадающим с именем отчима. --- С уважением Сергей | | |
|