Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 129 130 131 132 133 * 134 135 136 137 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
lady495

Сообщений: 908
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 855
Уважаемый Владимир, спасибо за отклик!

Отрезано только название села- Княжая Байгора (чтобы текст был покрупнее). В этом селе, Вы правы, могли быть и те и другие.
Речь идёт о 1770-х годах. У крепостных, как я это понимаю, своей земли не было, соответственно, её не межевали для них?
Меня смущает, что в тексте читается "и крепостных государственных крестьян". Это вольность писавшего и следует понимать просто "государственных"?
Запуталась немного).
---
Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у.
Sadovod

Sadovod

Киев
Сообщений: 214
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 170

lalafa написал:
[q]
[/q]

Это могут быть списки составленные архивистами. Посмотрите админделение. Может быть эти населенные пункты ушли в другую волость, уезд, губернию. Это был постоянный процесс
---
Крамаренко, Скляровы, Колесниковы,Чебановы (Грабовская волость ВДО), Крамаренко (с.Петропавловка Таврической губ), Бондаренко, Халин, Сушицкие, Ермоленко (с. Никольское Екатеринославской губ), Смертюк (с.Лозова(Людвиковка) Подольской губ)
Владимир Иванов
Любознательный

Владимир Иванов

Россия, г. Псков
Сообщений: 2479
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1424

lady495 написал:
[q]
Это вольность писавшего и следует понимать просто "государственных"?
[/q]

Вольности на каждом шагу.
А уж запятую не поставить - за грех не считается )))
---
с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25277
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20829

..СПЕЦИФИКА ДОКУМЕНТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГЕНЕАЛОГИИ КРЕСТЬЯНСТВА СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛА XXI в.

АВТОР: И.С. ФЕДОРОВА | 19 ИЮЛЯ 2012.


<...>Исследованием метрических книг и ревизских сказок, как видов массовых документов, необходимых для изучения демографии, занимался В.М. Кабузан. В его работе дана критика метрических книг, выделены недостатки массовых источников церковного происхождения, затронут вопрос формирования метрического учета в России.

Подробный анализ исповедных росписей проводит известный специалист по социальной истории России Б.Н. Миронов. В 1999 г. был издан его сводный труд «Социальная история России периода империи», а в 2003 г. вышло 3-е издание этой монографии, где отражены многие аспекты жизни и быта крестьянской семьи.

Г.А. Алексейченко анализирует приговоры сельских сходов как источник по истории и социально-экономическому состоянию крестьянской общины в целом и крестьянской семьи в отдельности. В работе даны указания по практическому использованию источника в исторических исследованиях. Л.И. Панина рассматривает специфический исторический источник - списки населенных мест, излагается история возникновения списков и дается анализ их состава и содержания. М.Е. Бычкова рассматривает вопросы источниковой базы крестьянских родословных, а также анализирует работы российских историков, посвященные этой теме.

Проблему изучения документов, содержащих генеалогическую информацию, поднимает в статье И.И. Глуховская. Автор дает краткую характеристику тех источников, из которых можно почерпнуть информацию о непривилегированных слоях населения, в первую очередь о крестьянах. На такой малоизвестный и колоритный источник по истории крестьянских семей как этнографические рассказы обратила внимание Т.И. Трошина. Д.А. Панов, занимаясь вопросами истории генеалогии и проблемами разработки методики генеалогического исследования, акцентирует внимание на вопросах историографии и источниковедения генеалогического исследования. Исследователь ведет большую работу по описанию генеалогических источников в региональных архивохранилищах.


<...>
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
penshinalexander

Сообщений: 137
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 76
Здравствуйте!

Прошу высказать Ваши соображения по следующему вопросу: что именно курили крестьяне на Урале в 1930 - 1940-е годы. Махорку? Сигареты? И где они могли доставать свое курево: покупали в лавках? Сами выращивали?

Спасибо!
Доня
ушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!

Доня

алейск алтай
Сообщений: 2908
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2368

penshinalexander написал:
[q]
что именно курили крестьяне на Урале в 1930 - 1940-е годы. Махорку? Сигареты?
[/q]

Джек Восьмёркин -американец Из Америки он привозит с собой семена качественного табака "Вирджиния", в надежде разбогатеть на продаже сигар. Получив участок земли, он занимает внушительную сумму денег у местного "кулака" по имени Пал Палыч Скороходов. Упорная работа на земельном участке вскоре приносит свои первые плоды. Сигары нравятся местным мужикам, однако они отказываются покупать их, возмущаясь наглостью "проклятого капиталиста". Бизнес не приносит прибыли, Яшку постигает одна неудача за другой, плюс ко всему Скороходов начал требовать свои деньги, угрожая физической расправой.
---
Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14597
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 9014
Читайте местную прессу тех годов.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17285
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8757
penshinalexander сигареты до войны простой люд, тем более вдали от столиц, точно не знал. Самокрутки - махорка, самосад. Или папиросы - Беломорканал тот же...
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
maslov

maslov

г. Сергиев Посад
Сообщений: 628
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 1201
Насколько мне известно - просто покупали табак в лавках и делали самокрутки. Это было самым массовым. К тому времени пользовались спросом и папиросы. Но они были дороже, чем самокрутки. Люди посостоятельнее (как правило горожане) нередко использовали папиросную бумагу или готовые гильзы, куда набивали имеющийся табак. Они предпочитали отдельно покупать хороший табак, отдельно гильзы и лично набивать папиросы. Гильзы для папирос «домашней выделки» начали производиться еще до революции на специальных гильзовых фабриках, в гильзовых мастерских, а также отдельными кустарями. Кроме того, кустари-одиночки не только клеили гильзы, но и набивали их табаком, а потом продавали врассыпную.
---
Масловы,Пронины,Лакедемонские,Сокольские,Монаенковы,Жерковы,Подзагнетниковы,Русиновы,Рахлеевы,Зарины в Липецкой обл. (Тамб.губ.) и прилег.
Брылёвы,Музалёвы,Кирюшкины,Злокомановы,Калугины,Хорошиловы,Меркуловы,Вороновы в Орловской обл.(Тульск.губ.) и прил
Ласве

Санкт-Петербург, г.Пушкин
Сообщений: 1898
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 18814

penshinalexander написал:
[q]
что именно курили крестьяне на Урале в 1930 - 1940-е годы.
[/q]

В Армизонском районе, ныне Тюменская обл, выращивали табак. Бумага для самокруток была в большом дефиците.
Моя прабабушка сеяла табак в огороде. Во время войны меняла махорку на продукты.
Курить в нашей деревне начинали рано. 10-летний курящий мальчик был не в диковинку.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 129 130 131 132 133 * 134 135 136 137 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈