Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 200 201 202 203 204 * 205 206 207 208 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Mask-13

Москва
Сообщений: 1111
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1109

Santay написал:
[q]
Мне кажется с точкой изг.
[/q]


Может быть "изгнанный"?
За преступление могли изгнать из общины.
---
Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/
jelenap

jelenap

Рига, Латвия
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 65
Добрый день!

По рассказам родственников мой прапрадед был садовником при последних помещиках в селе Вяжля (д.Дербень) Кирсановского уезда Тамбовской губернии (скорей всего Дмитриевых-Мамонтовых). В етрике о рождении

детей в 1905 году - значится как безземельный крестьянин Вяжлинской волости. Подскажите пжлст. в каких архивах и какие документы искать на эту тему?

Заранее благодарю за любую помощь) Лена
---
Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
Santay

Santay

Сообщений: 246
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 262
Добрый день!
Прошу подсказать! В ревизской сказке по Воронежской губернии №9 за 1850 год у одних семей в заголовке написано КРЕСТЬЯНЕ, а других (в частности у моих предков) МАЛОРОССИЯНЕ. В 10 ревизии у предков уже значится Крестьяне. Почему МАлороссияне, а не Крестьяне? спасибо
---
Ищу сведения о Рожновых,Поповых, Гетман, Окшиных, Березовских, Ганженко, Карих, Ярных.
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17298
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8764

Santay написал:
[q]
В ревизской сказке по Воронежской губернии №9 за 1850 год у одних семей в заголовке написано КРЕСТЬЯНЕ, а других (в частности у моих предков) МАЛОРОССИЯНЕ. В 10 ревизии у предков уже значится Крестьяне. Почему МАлороссияне, а не Крестьяне
[/q]

Предположу, что у подданных малороссиян и у крестьян (скажем условно российского происхождения) на ревизию 1850 года ставка налога различалась. Поэтому их и записывали в разные группы. К 1858 году ставку налога уравняли, поэтому делить их на разные группы не стало смысла. Крестьяне и крестьяне, и не важно, какого происхождения.
Думаю, корни лежат в том, что некоторые уезды Воронежской губернии в разные периоды принадлежали не только Воронежской, не только Белгородской, но и Слободско-Украинской губернии, т.е. население губернии было неоднородным по национальному признаку.
Возможные разногласия между разными этническими группами пытались сгладить с помощью разной ставки налога. ИМХО
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
hsl

Santay написал:
[q]
за 1850 год у одних семей в заголовке написано КРЕСТЬЯНЕ, а других (в частности у моих предков) МАЛОРОССИЯНЕ. В 10 ревизии у предков уже значится Крестьяне. Почему Малороссияне, а не Крестьяне? спасибо
[/q]
это еще Петр 1 своим Указом от 10 мая 1722 года при производстве 1-й ревизии закрепил , что Малороссийцы и выдававшие себя за них Россияне , поселившиеся на Укрáине Великороссии " переписываются токмо для известия , а не для поборов " .
Так и повелось далее переписывать их отдельно , хотя и подати потом стали платить как обычные крестьяне.
idylle

idylle

Санкт-Петербург
Сообщений: 3229
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 2311
В МК 1799 года по Смоленской губернии попалась запись о браке помещичьего крестьянина-вдовца и мещанской девицы г.Вязьмы. Интересно, что могло явиться основанием для такого брака? Бедность мещан? Неужели помещичьи крестьяне в деревне жили настолько лучше мещан города Вязьмы?
---
Приглашаю в свой ДНЕВНИК https://forum.vgd.ru/2931/
Кого я ищу и чем могу помочь - всё там.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225
idylle
"Говоря о браках мещан с крепостными крестьянами необходимо помнить, что характерной особенностью социальной структуры в России ХIХ в. было несоответствие между сословным статусом человека и его фактическим местом в обществе. Мужчина, отмеченный в метрике о браке как «крепостной крестьянин», в реальной жизни мог оказаться и пашенным крестьянином, и городским слугой, и ремесленником, много лет живущим в городе, и приказчиком, и крупным предпринимателем. Несмотря на официальный запрет (с 1785 г.) крестьяне продолжали активно заниматься торгово-промышленной деятельностью. Не меняя своего статуса, они успешно практиковали различные виды предпринимательства, вступали под именем и по кредиту купцов или по доверенности дворян в подряды и откупа, содержали заводы и фабрики, трактиры, постоялые дворы, торговые бани, речные суда. [7] Например, дед и отец мемуариста С.Д. Пурлевского, оставаясь крепостными крестьянами, вели обширную торговлю с купцами из различных городов. На рубеже XVIII-XIX вв. дед мемуариста имел капитал в двадцать тысяч рублей.[8] Торгово-промышленная деятельность сближала крестьян-предпринимателей и городские сословия. Эти группы образовывали общий брачный круг. Богатый крестьянин-предприниматель А.Я. Артынов упоминает в своих мемуарах, что «смотрел» несколько невест как горожанок, так и дочерей состоятельных крестьян. В результате женой мемуариста стала дочь купца. [9]

Крестьяне со значительным торгово-промышленным капиталом были ориентированы на браки с верхушкой мещанского сословия и купечеством. Бедный мещанин для дочери богатого крепостного крестьянина был малопривлекательной партией, такой брак представлял мезальянс. Так же и бедная мещанская девушка имела мало шансов стать женой крепостного, владевшего крупным торгово-промышленным капиталом. При формировании брачного круга решающее значение часто приобретал не сословный статус, а финансовые возможности жениха и размеры приданого невесты."

http://www.relga.ru/Environ/We...2=articles
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
idylle

idylle

Санкт-Петербург
Сообщений: 3229
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 2311
Shtopor
Спасибо, интересно.
---
Приглашаю в свой ДНЕВНИК https://forum.vgd.ru/2931/
Кого я ищу и чем могу помочь - всё там.
Kfin

idylle написал:
[q]
Интересно, что могло явиться основанием для такого брака? Бедность мещан? Неужели помещичьи крестьяне в деревне жили настолько лучше мещан города Вязьмы?
[/q]

А любовь? Как вариант, тоже нельзя не рассматривать. У Салтыкова-Щедрина в "Пошехонской старине" очень красочно подобный эпизод описан, к сожалению трагичный.
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7975
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11225

Kfin написал:
[q]
А любовь? Как вариант, тоже нельзя не рассматривать.
[/q]

Это слишком легкомысленный повод для вступления в брак в патриархальном обществе, который не имел существенного значения, тем более на брак часто нужно было благословение родителей, а для них любовь - это временный маловолнующий фактор. Имущественный статус жениха/невесты, а также нравственный облик их семьи, имели значительно более весомое значение как среди крестьян, мещан, купцов, так и дворян.
"Стерпится - слюбится" не сегодня придумано.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 200 201 202 203 204 * 205 206 207 208 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈