| Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"  ✔ ДИАЛОГОВАЯ тема  | Demesha  Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх   ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36   Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали:- владельческие крестьяне , в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые,  но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п. ; - черные или черносошные крестьяне , жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям,эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии ); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили названиеэкономических,  потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне , обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян; - крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам;  этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.После реформ 1860-х гг.  была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Первыми документами учета крестьян былиписцовые и переписные книги . В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки . Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий)  включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). ---Латвия, Юрмала
 Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
 Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
 |  |  |  | 
 | jelenap  Рига, Латвия Сообщений: 95 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 65 | Наверх   ##
5 июня 2018 19:25   Еще очень удивляют поздние дети ... один из моих прадедов в 49 лет теряет жену, тут же заводит новую всего на три года младше и они тут же снова рожают детей ... И таких примеров, когда жена активно рожает после 45 довольно много ...   ---Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
 |  |  |  | 
 | Shtopor  Гондурас Сообщений: 7962 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11197 | Наверх   ##
5 июня 2018 19:28 5 июня 2018 19:29   jelenap, запросто забирали в рекруты и женатых тоже. Их жены и дети шли уже по военному сословию, солдатки и кантонисты.
 Вотчина - это владения помещика, монастыря, государства и т.д. Приход - это состав населения по нас. пунктам, прикрепленных к церкви. Приход - это церковное деление. Вообще это все есть в интернете. Самое простое определить чья вотчина посмотреть исповедные ведомости за конкретный промежуток времени. Владельцы в течение времени могли меняться.
 
 ---"Мы за. Но есть нюансы." (с)
 |  |  |  | 
 | jelenap  Рига, Латвия Сообщений: 95 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 65 | Наверх   ##
5 июня 2018 21:01   Хорошо ... посмотрю ... Теперь вспомнила, что запись была: Той же вотчины деревни Княскова крестьяне ... значит надо впереди поискать ...))
 Спасибо за совет))
 ---Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
 |  |  |  | 
 | BOllga  Москва Сообщений: 1624 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3418 | Наверх   ##
5 июня 2018 22:27   jelenap написал: [q]жена активно рожает после 45 довольно много [/q]
 Да, рожали, пока рожалось... Так принято было, да и церковь так наставляла.   |  |  |  | 
 | Kalmikov Сообщений: 1255
 На сайте с 2015 г.
 Рейтинг: 770
 | Наверх   ##
6 июня 2018 20:35   jelenap написал: [q]т.е. два ребенка от разных жен в один и тот же год ... Возник вопрос - возможно ли была такая ситуация в принципе или кто-то что-то напутал? [/q]
 первая померла родами например в январе, женился в феврале и еще 9 месяцев-встречал такое   ---ищу!
 |  |  |  | 
 | Rufina  Киев Сообщений: 1398 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8611 | Наверх   ##
10 июня 2018 18:48         Возможно,  такая ситуация ранее обсуждалась, но я не нашла. У меня все предки и родственники служили в духовном сословии, но 3-м девочкам из многочисленных семей мужей среди духовенства не нашли.
 У моего пра…деда диакона с.Никитского Василия Никифорова было 2 сына и 3 дочери. Внезапно в 42 г. в 1782 г.умирает диакон. Через 3 года в 45 лет  в 1785г. умирает его жена. Дети остаются с дедушкой (тоже диаконом), который умер  в 1787 г.
 Старший сын после семинарии ушел в военное ведомство. Второй сын – мой предок, женился, и служил пономарем и дьячком  в разных церквях.
 Меня заинтересовала старшая дочь Татьяна, так как она - моя тезка и двоюродная пра…бабушка. В 1795 году  она  вышла замуж за Григория - "домового" человека из села Столбова.
 В с.Столбово жила «Госпожа прапорщица вдова Матрена Петровна (Толмачева)» и ее обслуживали  две семьи. «Домовые ее люди» , как написано в ИВ. Татьяна с мужем Григорием и его родителями. И еще одна семья. В 1815 году у Татьяны было уже 5-ро детей.
 В апреле 1815 года «Госпожа прапорщица»  умирает   в возрасте 77 лет. Остальные владельцы села остались там жить, но моих нет с 1816 года ни среди «домовых людей», ни среди крестьян.
 Мои вопросы: 1.Домовые люди – это те же крестьяне? 2. Куда они могли переехать из села Столбова в конце 1815 года после смерти хозяйки?
 Спасибо.
 
 ---Все  личные данные мои и  моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
 
 Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
 Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
 |  |  |  | 
 | Kalmikov Сообщений: 1255
 На сайте с 2015 г.
 Рейтинг: 770
 | Наверх   ##
10 июня 2018 20:12   jelenap написал: [q]Мужчин в рекруты ... а молодые семьи? 
 [/q]
 жена солдата становилась лично свободной (если была крепостная) дети рожденные после призыва относились к военному ведомству, рожденные до брака оставались в прежнем состоянии   ---ищу!
 |  |  |  | 
 | Kalmikov Сообщений: 1255
 На сайте с 2015 г.
 Рейтинг: 770
 | Наверх   ##
10 июня 2018 20:14   Rufina написал: [q]Куда они могли переехать из села Столбова в конце 1815 года после смерти хозяйки? [/q]
 к наследникам,    ---ищу!
 |  |  |  | 
 | Rufina  Киев Сообщений: 1398 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8611 | Наверх   ##
10 июня 2018 22:17   KalmikovА как узнать. где наследники Толмачевой живут?
 ---Все  личные данные мои и  моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
 
 Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
 Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
 |  |  |  | 
 | G_Spasskaya  Москва Сообщений: 7661 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4282 | Наверх   ##
10 июня 2018 23:22   Rufina написал: [q]Домовые люди – это те же крестьяне? 2. Куда они могли переехать из села Столбова в конце 1815 года после смерти хозяйки? [/q]
 Предположу, что "домовые" - это те же "дворовые", т.е.по факту не крепостные крестьяне, служащие своему владельцу барщиной и оброком, а прислуга в доме. Я как раз пытаюсь отследить сейчас перемещения дворовых одного (!) хозяина, и хватаюсь за голову! Будучи формально приписанными в ревизии к конкретной усадьбе (как и крепостные), они фактически (по исповедкам) постоянно "мелькают": то в одном сельском имении, то в другом, то в городском доме, а то вообще нигде (вероятно, еще в каком-то имении или доме). Т.е.помещик, если сам жил динамично, то и дворовых своих перемещал, как ему было нужно. Конечно, если место жительства было одно - то проще. В вашем случае надо понять, кто унаследовал этих людей и куда он их дел потом: мог перевести в какое-то своё другое имение или продать.    ---Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
 |  |  |  | 
 |