Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные"

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 174 175 176 177 178 * 179 180 181 182 ... 315 316 317 318 319 320 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 599
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
jelenap

jelenap

Рига, Латвия
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 65
Добрый день!

Работаю с Исповедными росписями крестьянской семьи из Ярославской губернии. Заметила следующие закономерности, например, часто холостые, но уже взрослые сыновья (один или сразу двое) исчезают из росписи ... речь идет о периоде 1740 - 1819 гг ... Иногда исчезает недавно женившийся сын вместе с женой ... Подскажите, что это могла быть? Пыталась искать их по приходу ... нет ...
И еще с женами: был ли какой-то определенный принцип при подборе жены? Ну, например, только из своего прихода или еще что-то ... Пытаюсь понять и найти откуда бабушки были)

Заранее благодарю за любую помощь))
---
Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7947
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11175
jelenap, здравствуйте!
С большой долей вероятности в рекруты забирали. Смотрите ревизские сказки, там писали причину выбытия.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
Mask-13

Москва
Сообщений: 1111
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1107

jelenap написал:
[q]
был ли какой-то определенный принцип при подборе жены?
[/q]


Если из вотчины того-же помещика, то бесплатно, а если из вотчины другого, то за большой выкуп, поэтому могли брать из своей вотчины даже если это очень далеко. Остальные принципы - как в современном мире.
Поищите в путеводителе архива "брачные обыски", они мало где сохранились, но если сохранились, там м.б. указано происхождение невесты. Также оно указывалось в ревизиях 1795, 1782, 1762 гг.
---
Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/
jelenap

jelenap

Рига, Латвия
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 65
Мужчин в рекруты ... а молодые семьи?

Простите мне мою дремучесть, вотчина и приход это, как я понимаю, разные вещи? А где вообще можно получить информацию о помещике данной деревни и его вотчине? Моя д. Княсково - Ярославская губерния, Мышкинский уезд, Васильковская волость - приход село Жданово ...

С уважением, Лена)
---
Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
jelenap

jelenap

Рига, Латвия
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 65
Еще очень удивляют поздние дети ... один из моих прадедов в 49 лет теряет жену, тут же заводит новую всего на три года младше и они тут же снова рожают детей ... И таких примеров, когда жена активно рожает после 45 довольно много ...
---
Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
Shtopor

Shtopor

Гондурас
Сообщений: 7947
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11175
jelenap, запросто забирали в рекруты и женатых тоже. Их жены и дети шли уже по военному сословию, солдатки и кантонисты.

Вотчина - это владения помещика, монастыря, государства и т.д. Приход - это состав населения по нас. пунктам, прикрепленных к церкви. Приход - это церковное деление. Вообще это все есть в интернете. Самое простое определить чья вотчина посмотреть исповедные ведомости за конкретный промежуток времени. Владельцы в течение времени могли меняться.
---
"Мы за. Но есть нюансы." (с)
jelenap

jelenap

Рига, Латвия
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 65
Хорошо ... посмотрю ... Теперь вспомнила, что запись была: Той же вотчины деревни Княскова крестьяне ... значит надо впереди поискать ...))

Спасибо за совет))
---
Ищу сведения о Улановых-Моисеевых (Великий Новгород), Детистовых-Петровых (Волгорад-ст.Качалинская), Комиссаровых (д.Демино Кашинского уезда, Курск), Ивановых (Москва, Гжатск), Меньшовых-Мачиных (Тамб.обл., Кирс.р-он, д.Дербень)
BOllga

BOllga

Москва
Сообщений: 1622
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3412

jelenap написал:
[q]
жена активно рожает после 45 довольно много
[/q]


Да, рожали, пока рожалось... Так принято было, да и церковь так наставляла.
Kalmikov

Сообщений: 1251
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 768

jelenap написал:
[q]
т.е. два ребенка от разных жен в один и тот же год ... Возник вопрос - возможно ли была такая ситуация в принципе или кто-то что-то напутал?
[/q]

первая померла родами например в январе, женился в феврале и еще 9 месяцев-встречал такое
---
ищу!
Rufina

Rufina

Киев
Сообщений: 1398
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8548
Возможно, такая ситуация ранее обсуждалась, но я не нашла.
У меня все предки и родственники служили в духовном сословии, но 3-м девочкам из многочисленных семей мужей среди духовенства не нашли.
У моего пра…деда диакона с.Никитского Василия Никифорова было 2 сына и 3 дочери. Внезапно в 42 г. в 1782 г.умирает диакон. Через 3 года в 45 лет в 1785г. умирает его жена. Дети остаются с дедушкой (тоже диаконом), который умер в 1787 г.
Старший сын после семинарии ушел в военное ведомство. Второй сын – мой предок, женился, и служил пономарем и дьячком в разных церквях.
Меня заинтересовала старшая дочь Татьяна, так как она - моя тезка и двоюродная пра…бабушка. В 1795 году она вышла замуж за Григория - "домового" человека из села Столбова.
В с.Столбово жила «Госпожа прапорщица вдова Матрена Петровна (Толмачева)» и ее обслуживали две семьи. «Домовые ее люди» , как написано в ИВ. Татьяна с мужем Григорием и его родителями. И еще одна семья. В 1815 году у Татьяны было уже 5-ро детей.
В апреле 1815 года «Госпожа прапорщица» умирает в возрасте 77 лет. Остальные владельцы села остались там жить, но моих нет с 1816 года ни среди «домовых людей», ни среди крестьян.
Мои вопросы: 1.Домовые люди – это те же крестьяне? 2. Куда они могли переехать из села Столбова в конце 1815 года после смерти хозяйки?
Спасибо.
---
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников

Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 174 175 176 177 178 * 179 180 181 182 ... 315 316 317 318 319 320 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈