Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 13:24 RusBear Я опять включу фонарь Г.Дьяков - это не Григорий, Гавриил и даже не Георгий  это ГОСПОДИН Дьяков --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 19:20 RusBear А слово "господин" чаще всего писалось с большой буквы. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| archivdonbass | Наверх ##
24 января 2008 21:43 Подскажите, пожалуйста. В метрических книгах за 1850-1900гг нашла записи, например "крестьянка слободы Волкодаевой". Это значит, что женщина там родилась или проживает?
И еще... У меня все предки записаны как "Старобельский крестьянин или мещанин" (когда как), т.е. полагаю, что они из Старобельска. Но практически все их браки и рождения записаны в церкви села в километрах 50-х от этого города. Почему? Они жили там или приезжали? Зачем было совершать такой далекий путь? Стоит ли тогда искать в метричеих книгах близлежащих селений? --- Помощь в архивах Донецка и Луганска.
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
24 января 2008 22:31 apelsinKa[q] "крестьянка слободы Волкодаевой". Это значит, что женщина там родилась или проживает? [/q]
Это означает, что она там приписана. Ну т.е. постоянная прописка у нее там  а проживать она могла по паспорту где угодно, да и родиться в сл.Волкодаевой не обязана, но могла, конечно; если же она замужем, то это место приписки ее мужа, и его вероятное место рождения. Что касается второго вопроса, то тут трудно сказать, скорее всего они там жили. Приходская церковь не могла находиться так далеко, а если кто-то уезжал, то совершал все требы по месту жительства, а не ездил по месту приписки. Может и в других окрестных селах как-то засветились. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| archivdonbass | Наверх ##
25 января 2008 20:44 Ирина, спасибо. Но в метрической записи (о браке) в графе невеста неразборчиво написано: "Слободы Святодмитриевки Волкодаевой крестьянка .......". Это совершенно два разных села  . Что имелось в виду? Может в одном родилась, а в другом проживала? --- Помощь в архивах Донецка и Луганска.
| | |
| archivdonbass | Наверх ##
25 января 2008 20:51 А в каких документах отражалась прописка крестьян? Дело в том что в нашем архиве кроме метрических книг нет других документов (исповедниых ведомостей, ревизских сказок), может какие-нибудь другие источники? ? --- Помощь в архивах Донецка и Луганска.
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
25 января 2008 21:16 apelsinKa Ну я не сталкивалась с тем, чтобы одновременно писали два пункта - приписки и проживания. Обычно писали именно приписку, иногда добавляли, проживает по паспорту №... , выданному..., иногда добавляли: в доме Н-нова. Что касается документов - имеет смысл посмотреть фонд губернского земского управления (статистический комитет) и уездной земской управы. Там могут быть разнообразные переписи, карточки обследований крестьянских хозяйств, посемейные списки. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| archivdonbass | Наверх ##
25 января 2008 22:12 Ирина, спасибо за Ваш ответ. Обязательно буду спрашиваь эти документы, а то поиски уже зашли в тупик. Думала, уже просто просмотреть все близлежащие села. Дело в том, что иногда мои крестьяне упоминаются еще и как цыгане. Существуют ли какие-нибудь докуметы по их переписи отдельно или что-нибудь другое? --- Помощь в архивах Донецка и Луганска.
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2943 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
26 января 2008 2:31 apelsinKa Про цыган не могу ничего сказать, увы. В моих местах я как-то с ними не сталкивалась. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
ksologub Москва Сообщений: 7524 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 13109 | Наверх ##
26 января 2008 14:26 26 января 2008 14:27 2 apelsinka: Что касается приписки и проживания сельских обывателей (к их числу относились в т.ч. крестьяне), то в моем архиве есть выписка из метрической книги с таким текстом: такой-то, крестьянин села такого-то уезда, вступил в брак с такой-то, однодворкой села такого-то такого-то уезда, временно проживающей в селе таком-то такого-то уезда. Т.е. указано и место приписки, и место фактического проживания невесты. | | |
|