Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
KRAN
1. По поводу достатка ямщиков Ямской слободы под Тюменью.
Тюменский воевода Щербатов получил от Годунова грамоту, писаную в 1601 году: "И мы указали на Тюмени устроити ямщиков... И как к тебе ся грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашей казны по 15 рублев человеку. А было бы у каждого ямщика гоньбы по три мерина. И хлеб бы еси им на семена из наших житниц, чем сперва земле обсеменить, давал".
В том же 1601 в Тюмень прислали 50 ямщиков, т.к местные жители не пожелали заняться ямским делом. Они получили земельные наделы.
Государева служба почти не оставляла ямщикам времени заниматься своими пашнями и сенокосами, поэтому они сильно бедствовали. Не выдержав ямской жизни к 1624 г. многие тюменские ямщики "брели розно", т.е разбежались. Тех кто остался от службы отстранили и они  стали крестьянами на тех пашнях, кот. им отрядили, как ямщикам. Ямскую службу возложили на местных татар за ту же плату.
Татары не выдержали ямщицкой жизни и пяти лет стали отказываться, жаловались что обнищали и грозились тоже "врозь разбрестись".
Воевода Плещеев посоветовался с Москвой и татар от ямской службы обвободили. В 1630 году провели новый набор ямщиков: сначала 50 человек, потом еще столько же. Годовой жалованье им увеличили на 10 рублей. В 1659 г. ямщики опять пообещали "разбрестись", и им добавили по 3 рубля к годовому жалованью каждого.
Можно еще продолжить, т.е это тоже пример уровня достатка.
2. Теперь пример по поводу "Ямская слобода для ямщиков".
В 1630 г. Вв Ямской слободе при Тюмени "... было: двор старого оставленного охотника  Фиофилки Петрова. И тот двор у него купили новые ямские охотники на приезд государевым посланникам и гонцам. Да в слободе же  17 дворов старых же отставных ямских охотников, 3 двора тюменских пеших казаков, двор посадского человека, двор вдовий... всего 22 двора, опричь выезжего двора, да 6 мест дворовых порозших".
Очевидно, что уже в те первые годы Ямской слободы в ней жилилюди разных сословий, а не только ямщики.

Осталось добавить, что наши с Вами примеры - это лишь частные случаи многоликой ситуации.

(Сообщение отредактировал Yulia 14 фев. 2005 16:16)

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yulia

Это не просто примеры многоликой ситуации.
1. Разница в датах почти 100 лет.
2. Тюмень и в 18 и в 19 веках была проблемной для Ямской работы. Ямщики из моей родной (где я я вырос и живу сейчас) слободы регулярно напрвлялись туда на срок до 6 лет (может и более, но этот документально подтвержден), как снйчас говорят "на усиление". Судя по фактам рождения детей их сопровождали и жены (чем не декабристки). Еще в 1830 году историк Тихонравов противопоставлял характер людей в разных районах России: Север (Владимир, Ярославль, Кострома, Вологда, Архангельск и т.д.) "Опольный - народ вольный", суровый, но трудолюбивый и безхитросгный. Южнее - " ленивые и вороватые". Конечно нельзя всех под одну гребенку. Но подобное всегда тянется к подобному. Не примите это за оскорбление ваших земляков. Это в любом производственном коллективе. Гдето слаженая команда, традиции и успехи. В другом таком же месте пьянка, гулянка, бардак и жалобы на жизнь и власти.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Okonnik

Okonnik

Беларусь. Витебск
Сообщений: 302
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 230
А я сегодня купила книгу в "Историчке" - Крестьяне на Руси" . Автор И. Беляев. Цена - 157,3 руб. В ней как раз все обсуждаемые здесь вопросы и описываются.
---
Ищу в МК упоминания о жителях сел и всех деревень их церковных приходов: слободы Аманакской, Ст. и Нов.Мансуркино, с.Исаково (в частности д.Абдуловский Завод), с.Ст.Сосны (д.Софьино, она же Поляевка). Все Бугурусланского уезда. И Оконниковых ищу!!!
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
При всем моем уважении к фундаментальному труду Беляева, его монография грешит неопределенностью и расплывчатостью изображения событий, основанного на субъективных толкованиях законодательных актов и «додумывании» реальных ситуаций.
Историчка -  
http://www.shpl.ru/
---
С уважением,
Юлия Стриганова.
gmar

gmar

Москва
Сообщений: 1168
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 136
Кто может подсказать означает вольнонаемные крестьяне?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
А какое Вас время интересует?
Если не средневековая Русь, то в VIII-XIX вв. под вольнаемными подразумевались крестьяне-отходники. Это те которые временно уходили из деревни на заработки в города и "промысловые" населенные пункты, при этом крестьяне могли быть как государственными, так и помещичьими, но! только оброчными.
Нанимались крестьяне на заводы и фабрики, на строительство дорог и сооружений, в бурлаки, в извозчики и т.п.

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
Лайк (1)
gmar

gmar

Москва
Сообщений: 1168
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 136
Yulia Меня интересует 1840-1890 года. В метрике моих предков записано то "Г-жи ______ временнообязанный крестьянин" то  просто  "крестьянин", а в 1890 уже мелькает " крестьянин собственник".
А где , в случае если он даже уходил в город, он должен был платить оброк?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
Тут все логично.
Временнообязанные, т.е вышедшие из крепостной зависимости формально после указа 1861 года, но реально не начавшие еще выкупать свой надел и продолжающие "пахать" на помещика. Если этот временнообязанный был еще и вольнонаемным, то значит был оброчным, потому что барщина была до 4-х дней в неделю, хотя, может быть, к тому времени уже все были оброчные, не помню.
Оброк он платил, конечно, помещику, чаще всего осенью частью урожая или деньгами, а работа в городе, в большинстве случаев, была сезонной, т.е зимой, хотя, опять же, если зарабатывал прилично и оброк платил деньгами, то мог в своей деревеньке появляться редко, семью раз в полгода навестить и с хозяином расчитаться.
Кажется, в начале, а может в конце. 80-х гг вышел указ о скорейшем и обязательном выкупе земли у помещика  - и вот он новоиспеченный собственник.

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
Лайк (1)
IAA
ФАМИЛИОЛОГ (в отпуске)

IAA

Россия-матушка
Сообщений: 938
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 38
Yulia а промысловый крестьянин - такое название было? или их как-то иначе назвали?  

Это я про тех, что промышляли целыми деревнями каким-то одним промыслом и ходили по других губерниям с целью продаже продуктов своего производства. Тут явно крепостной зависимости не было или УЖЕ не было.

poiskovik
poiskovik

poiskovik

Сообщений: 231
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 99
Что значит запись 1738 " крестьяне, принадлежали к двору ее Величества"? государственный чтоль?
Спасибо!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈