Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Рабфаки


    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
YaAnYa

YaAnYa

Сообщений: 188
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 54
В ЦГА Москвы (Профсоюзная 80, бывший ЦИАМ) есть фонд:
Р-2399 "РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ ИМ.КИРОВА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1921-1941"

Описание содержания фонда в путеводителе (номер 3) на сайте архива:
"Приказы, списки поступающих, список преподавателей и сотрудников, алфавит студентов, книги выдачи удостоверений об окончании рабфака. Списки и личные дела студентов."
YaAnYa

YaAnYa

Сообщений: 188
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 54
Обращалась в ЦГА Москвы с запросом: запрашивала личное дело студента рабфака им. Кирова. Увы, не нашли.
Прислали только выдержки из списка студентов, выбывших по рабфаку им. Кирова за 1939-1940гг (где упоминается мой дедушка, о котором запрашивала информацию):

1939 год
Архипов Н.К.
Андрюхин А.М.
Айдаров Ф.А. восст. 7/II-40
Арсанис М.В.
Авцынова А.С.
Алесковская С.Б.
Авдюшев К.А.
Алешкин И.А.
Агейчев С.И.
Американцев С.П.
Анциферов А.В.
Абрамов Я.Ф.
Андрианов И.Н.
Иванов С.А.
Иванов Е.И.
Игумнова З.А.
Иванов К.И.
Игумнов П.А.
...
Якубов А.В.
Яшкова А.П.

1940 год
Иткина С.Б.
Иванов И.И.

(ф. Р-2399, оп.1, д.14, лл. 1,8)
YaAnYa

YaAnYa

Сообщений: 188
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 54
Мой дедушка, Игумнов Пётр Алексеевич, учился на Рабфаке им.Кирова с 1935 по 1939 год.

В своих воспоминаниях он писал об учёбе на рабфаке:

«Моё заявление было принято. Экзамены сдал и был принят на дневное отделение – это уменьшало время учёбы на год. Моей радости не было конца. Правда, на стипендию прожить будет трудновато, но можно. Не то, что теперяшняя, которая только на проезд еле-еле….

Не успел я пробыть на Рабфаке и недели, как у меня поднялась температура до 40. Только через 13 дней определили – брюшной тиф и положили в Боткинскую больницу…

К занятиям на Рабфаке я приступил только через два месяца. Наверстать упущенное было невозможно, и в полугодии был отчислен в группу отстающих, собранную из дневных и вечерних классов в 35 группу, разбитую на дневные и вечерние занятия. Днём занимались в основном девушки (неработающие), вечером ребята (работающие). Мне нужно было тоже подыскать работу. Перед нашей группой стояла задача, в основном, освоить программу семилетку, т.к. в будущем наборе на Рабфак - только с семилеткой. В связи с коллективизацией наплыв абитуриентов увеличился и требования к кадрам повысились. Надо заметить, что из нашей группы вытянули немногие. Кто же переплыл этот рубикон, мог выбрать дневной или вечерний курс. Я уже работал и пошёл на вечерний, жертвуя ещё год, т.к. финансы поют романсы.

Я работал по распространению передвижных библиотек по заводам и предприятиям, помогая просвещению. Ведь магазины ещё не могли обеспечить массового покупателя дешёвой книгой, а учились у нас и стар, и млад…

У меня на Рабфаке учёба шла успешно, хотя и с задержкой по времени, но потом я смирился....

В 39-м сгустились тучи над страной: тут и Западная Украина, Прибалтика, а затем Финляндия. Вот и нас, отсрочников, замели в армию…»


Мой дедушка окончил 3 курса рабфака и, так и не доучившись, ушёл а армию. А потом началась Война…
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24841
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20472
с середины 1920-х появился новый формат — вечерний рабфак, созданный специально для работающей молодежи (он стал быстро вытеснять дневной, так как многие хотели совмещать работу и учебу). Вступительные экзамены вначале не предусматривались; требовалось знание четырех арифметических действий и умение удовлетворительно выражать свои мысли письменно и устно — фактически это первый-второй класс начальной школы. Постепенно требования повышались, и в 1926 году ввели проверку по четырем предметам: русскому языку, математике, физике и обществоведению. Первоначально экзаменов не было и по окончании рабфака, и не было вступительных в вузы: рабфаковцы переходили в вуз по командировке — автоматически, гарантированно. По социальному происхождению среди студентов можно выделить три группы: непролетарская молодежь из «бывших» и нэпманов, из рабочих, из крестьян. По способу поступления — «командированные» по разнарядке, рабфаковцы и «конкурсники», или «второступенцы», те, кто окончил 9-й класс школы II ступени.

Рабфаки были объективно нужным новообразованием: широкой массе необразованной рабоче-крестьянской молодежи был необходим трамплин для поступления. Но к середине 1930-х годов, когда выросло поколение выпускников советских школ, рабфаки себя изжили.

https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B5%D1%82
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24841
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20472
Рабфак МГУ. От зарождения до ликвидации


Как же начиналась история рабфаков? Посмотрим на самый яркий их пример — Рабочий факультет имени Покровского в главном университете страны — Московском университете (МГУ), и проследим его историю от зарождения до ликвидации.


В Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет имени Плеханова, «Плешка») 2 февраля 1919 года был создан первый в стране рабфак при активном участии местных студентов и рабочих Замоскворечья.
Впрочем, «рабфак имени Артёма» (так назвали тот самых первый рабфак по имени участвующего в нём рабочего) был низовой самодеятельностью. Ещё до его появления Наркомпрос приказал открыть в Москве 13 курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшие школы. Все они были автономными учреждениями, не связанными с конкретными вузами — все, кроме одного.
Единственным вузовским рабфаком стали курсы при 1‑ом Московском Государственном университете, бывшем Императорском Московском университете и будущем МГУ. Подготовительные курсы при 1‑м МГУ были открыты 16 января 1919 года — раньше, чем «рабфак имени Артёма». Но, в связи с тем, что название «рабфак» для курсов 1‑го МГУ тогда ещё не использовалось, почётное звание первого так и осталось за учреждением при Московском институте народного хозяйства.

Длительность обучения на курсах при 1‑м МГУ, в зависимости от предварительной подготовки, составляла 1–2 года. На них записалось около 300 рабочих, которые в это же время были заняты в производстве — именно поэтому на Подготовительных курсах существовало только вечернее отделение.

В том же 1919 году московский опыт было решено распространить повсеместно. 11 сентября Наркомпрос издал постановление «Об организации рабочих факультетов при университетах». Термин «рабочий факультет» стал официальным, под ним подразумевались «подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Курсы 1‑го МГУ, согласно постановлению, признавались рабочим факультетом.

Автономность рабфаков подразумевала, что они должны были находиться в непосредственном ведении Отдела высшей школы Наркомпроса, именно этот отдел утверждал президиум рабфака и финансировал факультет. В постановлении также прописывались и такие права рабфака, как «представительство во всех коллективах и президиумах высшего учебного заведения», право пользования всем имуществом и помещениями вуза, в состав которого он входил, право самостоятельно приглашать преподавательский состав. Так сложилась парадоксальная ситуация, когда администрация вуза не имела практически никаких рычагов давления на факультет, притом, что рабфак считался частью вуза и влиял на организацию его учебно-научной и общественной жизни.

Первоначально рабочий факультет 1‑го МГУ состоял из двух отделений — физико-математического и естественного, и на нём было только вечернее отделение (дневное было открыто в начале 1920 года). Торжественное открытие факультета с оркестровым исполнением «Интернационала» состоялось 8 октября в здании историко-филологического корпуса. В числе прочих на нём выступил заместитель наркома просвещения, известный историк-марксист Михаил Покровский, имя которого было впоследствии, в декабре 1920 года, присвоено факультету.

Рабочие и крестьяне попадали на рабфак путём откомандирования партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями, а также региональными исполкомами партии — скажем, за 1920–1921 годы наиболее многочисленные группы рабочих были откомандированы на рабфак Московского университета от Союза металлистов, а также от союзов строительных рабочих, железнодорожного и водного транспорта и текстильщиков.

Замена вступительных испытаний на фактическое назначение студентов из трудовых и партийных организаций поставило под удар качество высшего образования. Руководство Московского университета встало перед проблемой: как сохранить приемлемый образовательный уровень поступающих в университет? Ведь для рабфаковцев приходилось снижать уровень преподавания, они не могли усвоить старые учебные программы. Университет сначала попытался создать собственные подготовительные курсы, которые бы не подпадали под прямой контроль наркомата, и постепенно вытеснить рабфак из своего учебного пространства, но в Наркомпросе в подобной идее заподозрили «контрреволюционность» и распустили эти курсы.

В сентябре 1920 года паёк рабфаковцев был приравнен к красноармейскому трудовому пайку, с 1922 года рабфаковцы обеспечивались стипендией в виде денег, продуктов и обмундирования, около 900 рабфаковцев, нуждающихся в жилье, обеспечивались общежитием.

Росло и число учащихся на рабфаке. В 1919 году на подготовительные курсы было подано около 300 заявлений от рабочих, в 1920 году на рабфаке обучалось 1446 человек, а в 1921 году — 2185 человек. Другие рабфаки уступали МГУ: в это же время в Пречистенском рабфаке числилось 1344 студента, а в том самом «рабфаке имени Артёма» — 933.

Эксперимент по внедрению рабфаков в 1921–1922 годах был признан удачным как на I Всероссийском съезде рабочих факультетов, так и на более высоком уровне — X Всероссийском съезде Советов, который постановил «всячески и всемерно развивать и укреплять» деятельность рабфаков. В стране тем временем завершалась Гражданская война, и можно было гораздо больше внимания уделять мирным задачам — в том числе образованию.
В феврале 1922 года на рабфаке МГУ начинается проверка социального состава студентов. Комиссия по чистке состояла из представителей местных партийной и комсомольской ячеек, а также представителей профсоюзных организаций. Исключению из рабфака подверглись лица, не имевшие годового производственного стажа, и лица «чуждого социального происхождения».

Продолжительность обучения по новым правилам должна была составлять 4 года, на всех рабфаках устанавливалось два уклона — технический и общественно-экономический, возраст поступающих должен быть не менее 18 лет, а стаж в производстве — не менее 3 лет. Но что самое важное — в Положении впервые законодательно прописывалась необходимость оценки знаний:

«Уровень познаний, необходимых для поступления на рабочий факультет и подробности приёма регулируются особой инструкцией, издаваемой управлением профессионального образования».

За 1920‑е годы образовательный уровень как студентов, так и абитуриентов рабфака явно улучшился. В 1923–1928 годы 35590 учащихся вузов СССР (27% от общего числа) были выпускниками рабфаков. Что касается рабфака МГУ, то успеваемость студентов Московского университета, вышедших с рабфака, в течение 1920‑х годов практически сравнялась с успеваемостью остальных студентов, а на медфаке и вовсе была выше других категорий.

Такой результат был связан с усилением образовательных требований. С 1922 года преподавателями и администрацией рабфака начали разрабатываться единые учебные программы. Эпоха хаотичной проверки знаний «бригадными» методами прошла и уступало место экзаменам. Росли также требования к квалификациям преподавателей рабфака, и в 1926 году в Москве были созданы курсы по их переподготовке. К концу 1920‑х годов рабфак МГУ был разделён уже на 4 уклона: технический, естественный, общественный и педагогический.


19 сентября 1932 года ЦИК СССР издал постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», согласно которому вводились вступительные испытания для всех поступающих по ряду предметов (математике, химии, физике, родному языку и обществоведению). Кроме этого, постановление предусматривало укрепление университетов, и тем самым сводило на нет все попытки по разделению МГУ на ряд независимых институтов.

В 1935 году другим постановлением ЦИК и СНК СССР были отменены все установленные ранее ограничения по приёму в вузы, связанные с социальным происхождением. Таким образом, ликвидировалось и привычное для послереволюционных лет разделение на привилегированных пролетариев и «бывших» — по крайней мере, формально. Существование отдельных рабочих факультетов тем самым теряло смысл.

В сентябре 1937 года ЦК ВКП/б/ выпустило постановление «О рабфаках». Отмечая положительные итоги деятельности рабфаков, «ЦК признаёт необходимым, чтобы Совнарком и Наркомпрос РСФСР приняли необходимые меры к укреплению сети рабфаков и к дальнейшему улучшению постановки в них учебного дела». Но одновременно в этом же году приказом Наркомпроса Рабочий факультет МГУ был закрыт. Противоречие? Отнюдь нет. Ликвидация сети полноценных рабфаков растянулась на несколько лет, вплоть до конца 1940‑х годов, но главный вуз страны уже был готов самостоятельно отбирать «лучших из лучших», формируя интеллектуальную элиту советского государства.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
njadko
Новичок

Москва
Сообщений: 7
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 8
Уважаемые форумчане! После смерти моей тети я получила фотоархив семьи по линии отца. Я разыскиваю информацию о своем дедушке Безруких Алексее Алексеевиче. На фотографии он справа полулежа. Меня интересует название учебного заведения, внизу написано: 3 группа 1 курса Ир рабфак 19.04.1927. По анкетной информации он учился в Красноярске. Но родом он из Иркутской области ( где точно даных нет), возможно это Иркутск. Какой это может быть вуз? Спасибо за любую помощь!


Комментарий модератора:
На форуме нужно крепить фотофайлы в формате .jpeg

Shabanov1956

Сообщений: 380
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 186
Подскажите, есть список рабфаков?
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24841
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20472

Shabanov1956 написал:
[q]
Подскажите, есть список рабфаков?
[/q]


Вряд ли Вы где-то найдете общий список по стране shok.gif

В постановлениях ЦИК и СНК Союза ССР, скорее всего, фигурируют только цифры


Из Вики
В 1930 году в РСФСР было 117 рабфаков (69 дневных, 48 вечерних) с 44930 студентами. К 1932/1933 учебному году в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек. Многие рабфаки создавались при отраслевых вузах, что позволяло использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь рабфаков с высшей школой. С годами всё большее значение получали вечерние рабфаки, «где студенты не отрываются от производства, от рабочей среды, оставаясь связанными с производственной, общественно-политической, профессиональной жизнью своего завода, фабрики. Это преимущество вечерних рабфаков делало их более доступными для рабочих и обеспечивает дальнейшее развитие их, тогда как дневные рабфаки утрачивают своё значение по мере того, как дети рабочих и крестьян получают в 7-9-летних школах образование, достаточное для поступления в вузы».

Постановлением Совета народных комиссаров СССР № 433-а от 13 сентября 1930 г. О реорганизации рабочих факультетов и контингентах приема на них в 1930‑1931 г. в развитие постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 23 июля 1930 г. о реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов было решено все существующие рабфаки прикрепить к соответствующим высшим учебным заведениям.

В конце концов, к середине 1930-х годов благодаря развитию системы общего и специального среднего образования в СССР необходимость в рабфаках стала отпадать, и они были упразднены.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
veradecor
Новичок

Сообщений: 9
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 6
Добрый день, уважаемые форумчани, а есть фонд где-нибудь Пречистенских рабочих курсов, которые потом превратились в Пречистенский практический институт? что-то я не могу найти никакую информацию...
---
Викторовы (Велиж, Витебская губерния 1850-1917)
Маловицкие (Слуцкий уезд, Минская губерния, 1810-1920)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24841
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20472

veradecor написал:
[q]
а есть фонд где-нибудь Пречистенских рабочих курсов, которые потом превратились в Пречистенский практический институт? что-то я не могу найти никакую информацию...
[/q]


Пречистенские классы Русского технического общества (Пречистенские рабочие курсы) - Существовали с 1897 по 1919 год.


Были открыты в Москве в 1897 Постоянной комиссией по техническому образованию моск. отделения Рус. технич. об-ва.
Насколько мне известно некоторые фонды Русского Технического общества находятся в РГИА ф. 90 (?) и в ЦГИА ф. ?
И, наверное, в ЦГА Москвы или в ГАРФ.
спросите про фонды здесь
https://forum.vgd.ru/1548/131916/

С 1915 и до апреля 1917 года в здании курсов размещался лазарет.

Почти весь 1917 год курсы использовались, главным образом, для проведения митингов и лекций на политические темы.

С переходом к нэпу усилилось внимание к кооперации. При рабфаке были созданы организационно-инструкторские курсы кустарной промышленности и промысловой кооперации.

В 1917 году на общем собрании преподавателей и слушателей курсы переименованы в Пречистенские рабочие социалистические курсы и таким образом становились самостоятельными.

В октябре 1918 года курсы перешли в ведение просветительного отдела Московского центрального рабочего кооператива.

В 1919 году преобразованы в Вечерний рабочий факультет имени Бухарина и переданы в ведение отдела рабфаков Наркомпроса РСФСР.

В 1921 году — университетское отделение (бывшая высшая школа) преобразовано в Пречистенский практический институт. Рабфаку и институту передано здание бывшего Коммерческого училища на Остоженке

https://linguanet.ru/ob-univer..._version=Y


Гольцева Н. А. Краткие воспоминания о Пречистенских курсах: (К прошедшему десятилетию). - ПЛ, 1908, кн. 4, с. 296 - 304.

Гольцева Наталья Алексеевна, помощник инспектора Пречистенских рабочих курсов.

1896 - 1907. Создание Пречистенских курсов для рабочих. Их помещение, программа, организация занятий. Состав преподавателей и слушателей. Влияние курсов на дальнейшие судьбы окончивших их рабочих.

К 25 - летию Пречистенских рабочих курсов: (Пречист, рабфак и Практ. ин - т), 1897 - 1922. - М.: 3 - я тип. МСНХ, "Мосполиграф", 1922. - 64 с.

Из содерж.: Мазинг К. К. Возникновение Пречистенских курсов 1897 г., с. 6 - 11; Чемоданова - Услаль Е. М. Тернистый путь (1897 - 1917), с. 11 - 19; Шиль С. Н. Вечно живое (1897 - 1910 г.), с. 28 - 30; Лемберг К. Ф. Дорогое прошлое, с. 31 - 41; Коваленский М. Н. "Горящие глаза", с. 41 - 43; Сеченов И. М. Отрывок из "Автобиографических записок" (1904 г.), с. 43 - 44; Горшелев И. На широкую дорогу (1907 г.), с. 48 - 51; Модестов В. Толчок к жизни (1912), с. 52 - 55; Андреев И. Из жизни слушателей Пречистенских курсов (1912 - 17 гг.), с. 55 - 59; Трусова Е. Т. Маяк. 1915 г., с. 59 - 61; Чибисов Ф. Письмо из глухого уголка, с. 61.

Авторы - преподаватели и слушатели курсов.

6168. Пречистенские рабочие курсы: Первый рабочий ун - т в Москве. Сб. ст. и воспоминаний к 50 - летию курсов (1897 - 1947)/Предисл. Г. Д. Костомарова. - М.: Моск. рабочий, 1948. - 288 с., ил. - Сведения об авт., с. 282 - 285.

Из содерж.: Чемоданова Е. М. За двадцать лет (1897 - 1917 гг.), с. 13 - 54; Аралов С. И. Революционная работа на курсах: (Период 1906 - 1910 гг.), с. 76 - 90; Владиславлев И. В. Работа с книгой, с. 91 - 111; Айзенштат М. М. Преподавание истории на курсах, с. 112 - 121; Ряднова Т. Н. Как преподавалась математика, с. 122 - 129; Сеченов И. М. Из "Автобиографических записок", с. 143 - 144; Пичета В. И. Энтузиасты, с. 145 - 147; Коваленский М. Н. "Горящие глаза", с. 148 - 150; Бочкарев В. Н. Пречистенские курсы в первые годы XX века, с. 151 - 156; Чехов Н. В. Мои встречи с пречистенцами, с. 158 - 161; Чехович В. Ю. Моя работа на Пречистенских курсах, с. 162 - 164; Шиль С. Н. Вечно живое: (1897 - 1910 гг. Отр. из воспоминаний), с. 165 - 166; Голубков В. В. В рабочей аудитории, с. 167 - 171; Грифцов Б. А. Из воспоминаний о Пречистенских курсах, с. 174 - 176; Вентцель В. С. На заре, с. 177 - 179; Златовратская С. Н. Страничка из прошлого, с. 180 - 181; Зеленко А. У. Чудесная аудитория, с. 182 - 183; Шестернина С. П. Письмо партийного работника, с. 184 - 185; Дикий А. Д. Народные таланты, с. 186 - 188; Багдасарова Л. Г. Рабочая закалка, с. 189 - 190; Шестаков А. В. Пречистенские курсы в 1898 году, с. 193 - 196; Лемберг К. Ф. Путевые огни, с. 197 - 213; Фомин С. Д. У живого источника, с. 214 - 231; Телешев Н. П. Свет во тьме, с. 232 - 241; Карандасов А. П. Как ковались кадры, с. 242 - 248; Ряжский Г. Г. Воспоминания художника, с. 249 - 253; Груздев В. Н. Настоящая жизнь, с. 254 - 259; Родионов С. П. На новую дорогу, с. 260 - 262; Никитина П. П. До и после Октября, с. 263 - 281.

[К № 6167 - 6168]. 1894 - 1940 - е гг. История создания курсов, их структура, помещение. Постановка преподавания. Педагоги: А. А. Басанина, А. А. Бренко, А. С. Голубкина, Б. М. Данков, А. У. Зеленко, М. Н. Коваленский, А. С. Ковальская, Н. Н. Комаровский, Н. А. Мартынов, В. М. Петриковский, В. И. Пичета, Б. И. Сыромятников, М. А. Чехов, Н. В. Чехов, С. Н. Шиль, О. И. Шишкина. Постройка здания курсов (1905 - 1907). Сельскохозяйственное отделение. Библиотека. Драматический, литературный кружки. Класс рисования. Посещение курсов И. Е. Репиным. Чтение И. М. Сеченовым лекций по анатомии и физиологии. Слушатели. Делегатский совет курсов. Революционная и культурно - просветительная деятельность преподавателей и слушателей. Нелегальные политические кружки. И. И. Скворцов - Степанов.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈