Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Детские трудовые коммуны (колонии)


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Наташа СМ

Наташа СМ

город-герой Смоленск
Сообщений: 2930
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 2214
Подскажите, пожалуйста, где можно найти информацию о РАБОТНИКЕ детской колонии (1920-е годы)? Куда делать запрос?
---
Стойковы, Толмачевы, Шпак, Рейслер
Вайсблит, Гольдштейн
Филимоновы, Маурах, Янович
Залесские, Раковские, Безобразовы
Ковалины, Масловы, Венглинские, Хрипач
Raisa28

Raisa28

Сообщений: 5629
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 9533

Наташа СМ написал:
[q]
о РАБОТНИКЕ детской колонии (1920-е годы)?
[/q]

Детские колонии чаще всего были в ведении территориальных отделов народного образования.
Поэтому в фондах этих отделов.
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23477
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18982
СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1920-Е ГОДЫ (АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДОНА). Сычева Н. С.

.......При изъятии беспризорного ребенка с улицы его доставляли в специальное учреждение – пропускной пункт. Туда дети помещались на короткое время, ожидая отправки к месту постоянного проживания или в приемный пункт. На пропускной пункт дети доставлялись социальными инспекторами, органами городской милиции или отдельными гражданами. Приемный пункт, или приемник, был «пунктом скорой социальной помощи» и по сути выполнял карантинную функцию. Там сосредоточивалась вся работа по приему, опросу, установлению личности, медицинскому осмотру, а также оформлению личной карточки [24, л. 15]. Срок пребывания ребенка в приемнике составлял от 3 дней до одной недели, и максимально дети могли задерживаться до 10 дней и более в случае карантина. Детям предоставлялись кров и пища, прививались элементарные санитарно-гигиенические навыки, выявлялись интересы и способности [26, л. 101], велись вовлечение детей в трудовую жизнь, ликвидация безграмотности, распределение в учреждения стационарного типа или на работу. Что касается несовершеннолетних правонарушителей, то для них приемник был местом первоначального расследования дела о совершенном правонарушении. Всех поступивших в приемник детей регистрировали, на каждого заполнялась анкета. По окончании приема на основании этих анкет составлялся именной список, так называемый «алфавит». В нем делались отметки о времени пребывания ребенка в приемнике, когда и куда он был переведен [27, л. 7об.]. «Алфавит» приемника является ценным источником для составления социального портрета беспризорника и организации воспитательной работы учреждений. Основным средством передвижения беспризорных была железная дорога. Северо-Кавказская магистраль стала местом сосредоточения огромного количества таких детей. Со сложившейся ситуацией трудно было бороться и обслуживающему персоналу: проводники, кондукторы, машинисты не могли принимать действенных мер по снятию беспризорных с транспорта [27, л. 34]. Большое их количество на железнодорожных станциях скопилось после проведения кампании по эвакуации детей из голодавших губерний в 1921 – 1922 гг., а затем последовавшей их реэвакуации на родину. Поэтому на железной дороге были организованы приемники и как их составная часть – вагоны-теплушки для подбора детей. Теплушка выезжала на ту или иную станцию, сотрудники подбирали беспризорных и доставляли их в приемник, после чего за счет отдела просвещения они обеспечивались одеждой, а за счет Дорожной комиссии отправлялись в детские дома. Создание приемников и вагонов-теплушек явилось эффективной мерой в борьбе с беспризорными на железной дороге – число их значительно уменьшилось. В 1929 г. подобные учреждения были организованы и на водном транспорте. Из приемника дети направлялись в распределители, где проводилось более глубокое их медико-психологическое исследование. Минимально ребенок находился в распределителе – один месяц, в течение которого его наблюдал воспитатель и врач, также он проходил через экспериментальный кабинет. На основании сведений, данных ребенку воспитателем, врачом и экспериментальным кабинетом, составлялась его общая характеристика. Эти документы служили основанием для более рационального распределения детей по стационарным учреждениям, а также определялись эффективные методы воспитательной работы. Было в распределителях так называемое «основное ядро», которое составляли дети, находившиеся там от года до двух с половиной лет [28, л. 96], посещавшие школу, состоявшие в организации юных пионеров, а самые старшие из них – в комсомоле [28, л. 15]. Они должны были быть примером для вновь прибывших, втягивать их в школьную и хозяйственную жизнь учреждения. Наличие таких детей в распределителях позволило организовать детское самоуправление. Были разрешены специальные детские собрания, которые выбирали старосту, назначали дежурных, устанавливали правила, которые следовало неукоснительно соблюдать. Проступки провинившихся обсуждались на детском товарищеском суде. В распределителях проводились учебные занятия по школьной программе. День ребенка был распланирован так, чтобы он всегда был занят. Школьные занятия чередовались с хорошо организованным досугом: при распределителях существовали литературные, драматические и прочие кружки, устраивались экскурсии на производство, в театры, музеи. Все занятия школьного и клубного характера были направлены на изучение ребенка: насколько он активен, инициативен, общителен. Для приобщения к труду дети работали в мастерских. Как правило, они обслуживали само учреждение и иногда выполняли мелкие заказы на продажу. Профиль мастерской зависел от профиля отраслей промышленности района, в котором находилось учреждение. Таким образом, беспризорные уже в распределителе получали профессиональную подготовку и в дальнейшем направлялись на предприятия. Приемники и распределители в 1920-е гг. сыграли важную роль в ликвидации детской беспризорности. В 1926 г. они были объединены в одно учреждение – приемнораспределительный пункт. Именно в них беспризорные дети и подростки получали квалифицированную медицинскую помощь, образование, здесь их готовили к переводу в стационарные учреждения, устраивали на производство или помогали найти родных и вернуться в семью. Основная работа с беспризорными детьми была сосредоточена в стационарных учреждениях. Они подразделялись на детские дома нормального типа, смешанные дома-городки, школы-коммуны, детские дома для трудновоспитуемых и отдельно – для физически дефективных детей и подростков. ........ Детские дома нормального типа делились в соответствии с возрастом детей. В дошкольные принимали детей от трех лет, по достижении 8-летнего возраста они переводились в школьные детдома, в которых пребывали до 18 лет. Но на практике в зависимости от состава детей, местных условий и возможностей местных властей появляются различные вариации, например, организовывались смешанные детские дома, в которых находились дети разных возрастных категорий. С созданием государственной системы учебно-воспитательных учреждений неизбежно встал вопрос об особенностях воспитательной работы, которая зависела от специфики обслуживаемого контингента детей.......
Поступив в детский дом, дети проходили обязательную процедуру регистрации, на каждого заводилась карточка, в которой в дальнейшем фиксировались все наблюдения, указания и выводы по работе с ребенком. ....... Воспитанники детских домов от 8 до 15 лет посещали городские школы. В дошкольном детдоме были различные развивающие занятия: рисование, пение, разучивание стихов и т.д.; дети старшего возраста проходили грамоту и счет [29, л. 114]. После школьных занятий предусматривалась работа в мастерских. Внешкольным занятиям отводилось время, примерно равное учебе в школе и труду в мастерских, которые должны были культурно развивать детей и включать их в общественно-политическую жизнь. Школы-коммуны, трудовые колонии, возникшие в 1920-е гг., были ориентированы на подготовку своих воспитанников к трудовой жизни. В 1925 г. Главсоцвос разработал положение о трудовых коммунах, основная цель которых заключалась в том, чтобы «через правильную организацию трудовой и общественно-политической деятельности подросткового коллектива подготовить членов ее к самостоятельной трудовой и общественной работе в среде трудящихся» [17, с. 28]. Здесь учеба совмещалась с трудом, что давало основы знаний по профессиональной деятельности и формировало желание в дальнейшем повысить квалификацию по выбранной профессии. Дети содержались в коммунах и колониях до полного окончания ремесленного и школьного курса, выпускники квалифицировались как подмастерья [28, л. 4]. .......Трудовые навыки воспитанники получили не только в мастерских, некоторые школы-коммуны имели сельскохозяйственный уклон. К ним были прикреплены участки земли, на которых трудились воспитанники, получая соответствующие навыки и параллельно специальное образование. ....... Среди беспризорных было много детей, получивших увечья в годы Гражданской войны, страдавших тяжелыми формами различных заболеваний, в том числе и умственно отсталых. Наркоматом здравоохранения для них была развернута сеть специализированных учреждений. Дети поступали туда, пройдя комиссию по дефективности. Они распределялись по группам не только по возрастному критерию, но и по установленной «аномалии». Содержались в таких домах в среднем от 2 месяцев до 1 – 2 лет, после заключения Комиссии по дефектологии и распоряжения отдела народного образования они распределялись в другие детские дома [27, л. 133]..........Особую категорию представляли учреждения, предназначенные для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. ..... Уже в январе 1918 г. была учреждена комиссия по делам несовершеннолетних и разработаны принципы, составившие основу советского законодательства о несовершеннолетних правонарушителях. Так, суд и тюремное заключение для них были упразднены. По мере уточнения вопроса о мерах наказания вырабатывался и соответствующий тип учреждений. В 1918 г. во временной инструкции о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового предусматривались уже особые исправительные учреждения пенитенциарного типа для малолетних преступников – реформатории и земледельческие колонии [30, с. 4 – 5]. Специфика их заключалась в том, что они имели специальный режим и меры охраны. Само учреждение внешне походило на тюрьму – железные решетки на окнах, вооруженный милиционер на входе и т.д. За время пребывания в реформатории каждый должен был получить образование и трудовые навыки. Дети направлялись на исправление комиссией по делам несовершеннолетних, исправдомом, милицией через комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь находились воспитанники как осужденные, так и подследственные. Срок пребывания зависел от характера и тяжести совершенного правонарушения. После его окончания воспитанники распределялись в детские дома разных видов, а также отправлялись на родину. Возраст их не должен был превышать 16 – 17 лет. В реформатории находился приемник, куда доставлялись дети. Там же регистрировали и заводили личное дело, состоявшее из индивидуальной карточки, постановления комиссии по делам несовершеннолетних и разной переписки, касавшейся дела каждого. Затем воспитанники распределялись по группам. В зависимости от поведения и состава преступления было две группы: «А» – испытуемых и «Б» – исправляющихся [27, л. 98]. Воспитанник переводился из одной группы в другую по мере получения трудовых навыков и в зависимости от успеваемости в учебе. Такая практика содержания в реформатории позволяла оградить потенциально исправившихся правонарушителей от влияния преступников, т.е. была направлена на недопущение рецидива преступлений после выпуска несовершеннолетнего. В систему детских учреждений входили также общежития для выпускников детских домов. Цель создания общежитий состояла в том, чтобы помочь вышедшим из детских домов воспитанникам, оказав дополнительную материальную поддержку. По сути общежитие было переходной ступенью к самостоятельной жизни. В него принимались воспитанники с 16 лет, устроившиеся на работу и получавшие заработную плату, поступившие в школы профессионального образования и получавшие стипендию, поскольку подросток, хотя и на льготных условиях, самостоятельно оплачивал свое проживание [31, л. 34]. При общежитии организовывались мастерские, в которых можно было получить навыки той или иной профессии и найти работу на производстве. Такая форма помощи была временной, подростки могли находиться в общежитии до трех месяцев. В этот срок они должны были подыскать себе постоянный заработок и квартиру и уступить свое место другому выпускнику детского дома. Такой вид помощи оказался очень своевременным, поскольку общежития организовывались с середины 1920-х гг., времени активного вывода детей из детских домов, и стал дополнительной поддержкой для выпускников детских учреждений. В связи с возрастающей беспризорностью начинается быстрый рост количества детских учреждений. Государство пыталось оперативно решить эту проблему и с каждым годом расширяло сеть последних, что превосходило материальные возможности. Поэтому в 1926 г. начинается кампания по разгрузке детских учреждений и их сокращение, несмотря на достаточно высокий уровень беспризорности. Представленные данные свидетельствуют о том, что значительное количество беспризорных детей все-таки нашли приют в детучреждениях, где получили образование и трудовые навыки. Таким образом, в 1920-е гг. была создана сеть учебно-воспитательных учреждений и сформирована четкая структура исполнительных учреждений для беспризорных, которая включала в себя первичные учреждения (ночлежки, столовые, пропускные и приемнораспределительные пункты) и стационарные (детские дома, трудовые коммуны и сельскохозяйственные колонии, реформатории для разных категорий беспризорных детей и подростков). ..........

Литература

---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23477
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 18982
---
Прежде, чем писать мне в личные, прочитайте мою подпись.
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
irina_msk
Новичок

Сообщений: 10
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8
Здравствуйте, ищу первый дом беспризорных в Москве.
Там мой дед 1907 гр находился с декабря 1922 по февраль 1924 года, получил специальность ученика корзинщика.
Подскажите может у него какое-то другое название было и в каком архиве могут быть документы?

заранее спасибо
Raisa28

Raisa28

Сообщений: 5629
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 9533
irina_msk

Здравствуйте.

irina_msk написал:
[q]
первый дом беспризорных в Москве.
[/q]

Первый по дате образования или по номеру?
Сведения о нахождении в доме беспризорных из каких источников?
Документы могут быть в фондах Московского отдела народного образования в ЦИАМ.
irina_msk
Новичок

Сообщений: 10
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8

Raisa28 написал:
[q]
Первый по дате образования или по номеру?
Сведения о нахождении в доме беспризорных из каких источников?
[/q]


эта информация из анкеты члена ВКПб указана графе название предприятия, учреждения
и в графе название местности - гор. Москва
Наверное номер - 1.
В ЦИАМ напишу - спасибо за совет.
brousentsoff
Начинающий

Сообщений: 27
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 18
Занимаюсь историей ГЕОРГИЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, который был образован в 1879 году в Терской области близ станицы Государственной. Ныне это село Горнозаводское Кировского района Ставропольского края. Поводом закрытия монастыря было размещение в его стенах в 1927 году "ДЕТСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИИ" №14. В архиве КБР г. Нальчик нашел постановление Прохладненского РИКа о передаче зданий бывшего монастыря Дет.колонии в связи с отказом монахинь заключать договоры найма помещений монастыря на предложенных им условиях. Вопрос: где найти архивы Детколонии? К какому ведомству они тогда принадлежали?
---
С уважением Брусенцов Юрий. Пятигорск
svet11
Участник

Санкт-Петербург
Сообщений: 98
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 51
Здравствуйте!

Может, кому-нибудь попадалась книга:
Бейнар Н.А. Детская трудовая колония им. А.В.Луначарского. Ленинград. Каменный остров 1919-1923. Воспоминания колониста. 250 стр.

К сожалению, нигде не могу найти. Моя бабушка воспитывалась с 1921 года в детском доме на Каменном острове.
---
Ищу сведения о Резуненко (Харьковская губ.), Пуховых (Смоленская губ., СПб), Стрелковых (г.Санкт-Петербург), Скворцовых (Ярославская губ., СПб), Ларионовых (г.Санкт-Петербург), Гельцер (г.Санкт-Петербург)
Gogin10

Сообщений: 3846
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 3512

svet11 написал:
[q]

Может, кому-нибудь попадалась книга
[/q]
Здравствуйте. См.личные сообщения.
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈