⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Корпус инженеров путей сообщения РИ учебное формирование для подготовки инженеров создан в 1809 г. В 1877 году институту присваивается имя Александра I. По нему, правопреемнику Корпуса инженеров путей сообщения, тема на форуме: СПб Александра I институт инженеров путей сообщения
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 Вперед → Модераторы: valcha, coika |
greek![]() Афины , Греция Сообщений: 186 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 62 | В 1809 году директором Департамента путей сообщений назначили принца Ольденбургского. Все руководящие структуры департамента размещались в Твери и лишь спустя 7 лет были переведены в столицу. Осенью того же года манифестом императора Александра I был образован Корпус инженеров путей сообщения в виде специального формирования «на положении воинском». Территория империи вместе с расположенными на ней всех видов путями сообщения была разделена на 10 округов. Для подготовки кадров инженеров-путейцев был создан привилегированный институт - Корпус инженеров путей сообщения со сроком обучения 4 года. В 1864 году состоялось последнее производство в военные чины (в поручики) выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения. С 1865 года окончившие курс института выпускались (в соответствии с Положением 1864 года) гражданскими инженерами с чинами коллежского секретаря и губернского секретаря. 1864—1880 В 1864 году было утверждено новое положение об институте, в 99 параграфах которого подробно оговаривалась его деятельность, как открытого учебного заведения. В институте введено 12 кафедр: по строительному искусству, гражданской архитектуре, практической механике, геодезии, высшей математике, аналитической механике и начертательной геометрии с приложениями. В институте введено пятилетнее образование Окончившие институт и сдавшие выпускные экзамены получают диплом на звание гражданского инженера с правом производства строительных работ. В зависимости от оценок, полученных на выпускных экзаменах, выпускники при вступлении в службу получают чин коллежского или губернского секретаря. Форма одежды служащих не отличалась от формы всех служащих по ведомству Путей сообщения.. Учащимся института по положению не была определена форменная одежда; определялось только, что она должна быть приличной С 1866 года по императорскому указу для выпускников института путей сообщения был введён серебряный знак, сохраняемый для всех чинов, включая генеральский. В 1877 году институту присваивается имя императора: Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в связи со 100-летней годовщины со дня рождения императора. По этому институту, правопреемнику института Корпуса инженеров путей сообщения, есть отдельная тема. СПб Александра I институт инженеров путей сообщения .Элита Российской империи: инженеры путей сообщения Университет до 1917 года Форменная одежда студентов Института Инженеров путей сообщения Александра I (обр. 1882 г.) и Московского Инженерного Училища ведомства путей сообщения (обр. 1896 и 1899 гг.) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Пешель Юлиус Адольфович Санкт-Петербург, около 1905 г Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 153. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Юлиус Пешель студент ИИПС. Петербург, начало 1900-х гг. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 154. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Диплом Юлиуса Адольфовича Пешеля на звание Инженера путей сообщения, полученный им по окончании ИИПС Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 155. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Первый заместитель управляющего Северо-Донецкой железной дороги Ю.А. Пешель (справа) со своим сослуживцем (вторым заместителем) и другом П.Г. Таллако. Харьков, 1910-е гг Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 158. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | ... В начале марта 1920 года начинается эвакуация, и на одном из пароходов с беженцами Пешель отправляет жену в Константинополь. В самые последние часы эвакуации, когда красные войска уже входили в город, Юлиус Адольфович вместе с остатками армии Деникина покидает Новороссийск, навсегда простившись с родиной. Начинаются годы скитаний. В июне и октябре 1920 г. Ю.А. Пешель значится в константинопольских списках беженцев [14]. Его жена М.А. Пешель, попавшая в апреле 1920 г. вместо Константинополя на Лемнос – каменистый, безжизненный, малопригодный для жизни остров, претерпела много лишений; только в ноябре 1920 г. она сумела добраться до Константинополя и встретиться с мужем. Инженерной работы для русских в Константинополе не было. Известно (из семейных рассказов), что в более поздние годы эмиграции, в Париже, Пешель отчаянно бедствовал, и ему приходилось зарабатывать на жизнь игрой на виолончели в ресторанах. Скорее всего и в Константинополе Юлиуса Адольфовича выручала любимая виолончель. Этот его талант на долгие годы оказался более востребованным, чем знания и опыт инженера путей сообщения. В Париж Пешель переехал не позднее 1922 года. В январе 1923 г. он состоит в Союзе русских дипломированных инженер во Франции и участвует в заседаниях организационного комитета по созыву делегатского съезда русских инженеров за границей [15]. Этот съезд проходил в Париже с 11 по 18 марта 1923 года. В значительной степени он был посвящен вопросам, связанным с экономическим восстановлением России. Никаких практических результатов это обсуждение, разумеется, принести не могло. Зато оно приносило инженерам, лишенным работы и оторванным от Родины, ощущение собственной значимости, причастности к судьбе России, давало возможность сохранить в эмиграции свою профессиональную идентичность ... 14. ГАРФ, ф. 5982, оп. 1, д. 110 15. ГАРФ, ф. 5894, оп. 1, д. 11. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 162. |
Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | ... Живя в Париже, Юлиус Адольфович не переставал упорно искать работу по специальности. Наконец, удача ему улыбнулась: приняли инженером в одну из бельгийских промышленных компаний, расположенных в г. Льеже. Этот город стал его последним прибежищем: в нем Юлиус Адольфович прожил оставшиеся 19 лет своей жизни. Из ответа Льежского архива [16] на посланный туда запрос стало известно, что умер Ю.А. Пешель 24 августа 1944 г., на 64-м году, не дожив две недели до освобождения города от фашистов. О последних годах его жизни почти ничего не известно. Обращения к русской общине Льежа, попытки узнать что-то у потомков эмигрантов первой волны успехом не увенчались: никто из них не помнит Юлиуса Адольфовича и Марию Александровну. Из переписки с русскоязычными жителями г. Льежа выяснилось, что на кладбище Робермон, где покоится Пешель, захоронены многие участники местного сопротивления, расстрелянные гитлеровцами в 1944 г., незадолго до освобождения Льежа. Хотя Юлиусу Адольфовичу было уже за шестьдесят, он обладал таким стойким, твердым, бойцовским характером, что вполне мог участвовать в сопротивлении фашизму. Но никаких данных, подтверждающих или опровергающих эту версию, у авторов нет... 16. Ville de Liège, Département da l’Etat-civil, de la Populaton, de la Milice, des Sépultures et des Affaires Service de la généalogie et Recherche d’héritiers // Архивная справка от 11 января 2010 г. – 1 с Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 163. |
Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | ... В 1899 г. Юлиус окончил гимназию с золотой медалью и подал прошение о приеме в Институт инженеров путей сообщения [5]. В негласном рейтинге высших учебных заведений России того времени ИИПС занимал второе место после Александровского лицея и ценился выше университета, поскольку за время обучения в Институте студенты не только получали отличную научную подготовку, но и полезные, многосторонние практические знания, позволявшие сразу после выпуска самостоятельно работать в области проектирования, строительства и эксплуатации путей сообщения. Конкурс в Институт был высоким. Кроме математики, физики, русского и иностранного языков, с 1896 года обязательным вступительным экзаменом стало рисование. В 1899 году на первый курс ИИПС было принято по конкурсу 130 человек, среди них – Ю.А. Пешель, успешно сдавший все экзамены. Для Юлиуса началась новая, студенческая, жизнь. Он получил право (и обязанность) носить нарядный мундир с поперечными погонами черного бархата, на которых красовался посеребренный вензель императора Александра I. Занятия в Институте отнимали много времени, но с любимой виолончелью Юлиус по-прежнему не расставался. А вот в студенческих выступлениях и забастовках, не прекращавшихся в течение всего времени его обучения, Пешель никакого участия не принимал. Воспитанный в строгих правилах и приученный к порядку, он всегда резко отрицательно относился к революционной деятельности. Приняв российское подданство, он очень хотел быть примерным гражданином и приносить истинную пользу стране, ставшей для него родиной. Имея немецкие корни, Юлиус ощущал себя русским и всем сердцем любил Россию. В прошении о принятии в российское подданство (1899 г.) он писал: "Я желаю быть полезным Русскому государству, которое меня в течение моей гимназической жизни поддерживало материально, с которым я сросся и которое сделалось для меня отечеством" [6]. Каждое лето Юлиус уезжал на практику, которая продолжалась по три-четыре, а иногда и по пять месяцев. Именно там будущие инженеры путей сообщения получали бесценные навыки. На старших курсах практика приобретала характер самостоятельной инженерной работы, а денежное вознаграждение, получаемое учащимися за труды, служило для многих из них пособием для проживания в Петербурге в зимнее время и позволяло учиться в Институте. Несомненно, Юлиус использовал эту возможность заработка, а также занимался репетиторством. Свободного времени у него оставалось совсем мало. Недолгое время "вакаций" студент делил между Новозыбковом и Киевом, куда его по-прежнему неудержимо влекло. Летом 1903 года он был помолвлен, а 2 июля 1904 года женился на В.В. Ящуржинской. 15 июня 1904 года в его жизни произошло важнейшее событие: он получил долгожданный диплом инженера, дающий "право составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на государственную службу" [8]. 5. ЦГИА, ф. 381, оп. 1, д. 586, 588. 6. РГИА, ф. 1284, оп. 96, д.3813. 8. РГИА, ф. 229, оп. 22, д. 93. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 154 - 155. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Служба в Санкт-Петербурге (1904–1909) В ноябре 1904 года Пешель поступает на службу в Управление Санкт-петербургской сети Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Несмотря на серьезную теоретическую и практическую подготовку, начать Юлиусу Адольфовичу пришлось со скромной должности чертежника технического отдела службы движения. 1 апреля 1905 г. он занял место счетовода этого отдела и только после года работы в Управлении получил, наконец, инженерную должность – стал инженером для технических занятий в том же отделе, с жалованием 2250 руб. в год [7], [8]. В 1905 году Юлиусу Адольфовичу пришлось отбыть недолгую воинскую повинность кондуктором II класса [8]. Семейная жизнь молодого инженера в Петербурге была вполне благополучной и счастливой. В 1906 и 1908 гг. он стал отцом двух девочек – Елены и Наталии. В доме Пешелей часто собирались друзья Юлиуса Адольфовича, среди которых был его сослуживец П.Г. Таллако [1]. Устраивались музыкальные вечера, на которых хозяин играл на виолончели, а его жена аккомпанировала ему на фортепиано, пела арии из опер, романсы, народные песни. Успешно складывается карьера Юлиуса Адольфовича: в сентябре 1907 г. он становится начальником технического отдела службы движения. Эта должность на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге совмещалась со званием 2-го помощника начальника данной службы [8]. Начальником службы движения был Борис Дмитриевич Воскресенский – выдающийся специалист по теории и практике эксплуатации железных дорог, имевший к тому времени соответствующие печатные труды. Юлиусу Адольфовичу представились широкие возможности для профессионального роста при работе под его руководством. Воскресенский и Пешель стали единомышленниками, позднее – друзьями. Судьба связала их на долгие годы. В 1908 году начинается строительство Северо-Донецкой железной дороги. Председателем Правления новой дороги становится управляющий Петербургской сети Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Л.Ф. Шухтан, который приглашает с собой на новое строительство наиболее способных сослуживцев, в первую очередь Б.Д. Воскресенского, который не только занимается постройкой, но и участвует в последующем вводе дороги в эксплуатацию. Скорее всего именно по его рекомендации Ю.А. Пешель вскоре также был приглашен для работы на новой дороге. Следует отметить, что данные назначения совершались отнюдь не по знакомству Правление Общества Северо-Донецкой железной дороги, существовавшее в условиях жесткой конкуренции, было заинтересовано в привлечении к работе исключительно знающих и способных специалистов. 15 января 1909 года Юлиус Адольфович увольняется по прошению [7] и переезжает вместе с семьей в Харьков. 1. Инженер путей сообщения Павел Григорьевич Таллако / Н. А. Тахтамышева, О. А. Ящуржинская // Известия ПГУПС. – 2012. – № 2. – С. 169–177. 7. РГИА, ф. 13б1, оп. 3, д. 10367. 8. РГИА, ф. 229, оп. 22, д. 93. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 155 - 156. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | Харьков (1909 – 1915) С января 1909 года Юлиус Адольфович работает на Северо-Донецкой дороге старшим инженером. Новая дорога явилась прекрасной школой для молодого инженера. Здесь все надо было начинать "с чистого листа", и это давало широчайшие возможности для самостоятельной деятельности. По проекту Пешеля, в частности, построена крупнейшая сортировочная станция Основа. 16 апреля 1909 года был согласован протокол узловой комиссии "о примыкании Северо-Донецкой дороги к Харькову", а уже 14 июля 1909 года был готов не только сам проект ст. Основа, но и все чертежи, а также поясни-тельная записка к проекту и даже график движения [9]. Старшим инженером Пешелем подписаны чертежи проекта, его же рукой сделаны дополнительные надписи на титульном листе. Юлиус Адольфович не только проектировал станцию, но и осуществлял наблюдение за ее постройкой (это следует из надписи от 1 сентября 1909 года). Станция Основа являлась головной станцией двухпутного участка Лиман–Основа и представляла собой крупный транзитный и сортировочный узел. Здесь собранные на юге грузы, прибывавшие из Лимана, распределялись для передачи на станции Харьков и Новая Бавария Южных железных дорог, на товарную станцию Харьков Северо-Донецкой железной дороги и для дальнейшего следования по этой дороге в направлении к г. Льгову. При проектировании станции Юлиус Адольфович использовал последние достижения науки и практики; все аспекты функционирования станции и движения поездов были им тщательно продуманы. Четная и нечетная стороны станции работали независимо одна от другой; каждая из них состояла из парков приема, отправления и сортировочного парка, снабженного вытяжкой, горкой (в России сортировочные горки начали строить незадолго до 1909 г., т. е. она тоже была новшеством) и перегрузочными устройствами. На станции строго было выдержано разделение движения по направлениям, устранены возможности пересечения маршрутов; соединительный путь, служивший для подачи паровозов и для сообщения четной и нечетной сторон станции, проходил путепроводом над главными путями. Паровозное депо, работавшее в обе стороны от Основы, обеспечивало смену паровозов всех пассажирских и товарных поездов; в Основе также сменялись кондукторские бригады. Станция Основа, построенная по проекту Пешеля и при его непосредственном участии, стала одной из важнейших на Северо-Донецкой дороге и оставалась в течение долгого времени единственной сортировочной станцией на этой дороге. Ныне она находится в черте г. Харькова и функционирует как важнейший транспортный узел. Интересно отметить, что недавно праздновалось 100-летие станции, но каких-либо сведений об авторе проекта, кроме его фамилии (иногда в искаженном варианте), не сообщалось... 9. РГИА, ф. 350, оп. 11, д. 44. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 156 - 158. |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29656 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31530 | В 1910 г. началось двухпутное движение поездов на линии Основа–Лиман по временной схеме. Ю.А. Пешель становится заведующим временным движением, а после окончания строительства, по приказу министра – начальником службы эксплуатации и заместителем управляющего дорогой (с 3 января 1912 года) [9]. На нем лежит ответственность как за службу движения, так и за коммерческую службу. Со 2 декабря 1912 г. Юлиус Адольфович становится первым заместителем управляющего дорогой (с окладом 8000 руб.). Одновременно вторым заместителем назначается начальник службы пути П.Г. Таллако, давний приятель Ю.А. Пешеля. Б.Д. Воскресенского вскоре переводят с Северо-Донецкой дороги в Управление Южных казенных железных дорог (оно также размещалось в Харькове), а с 1913 г. он становится начальником этих дорог. Но дружеские и деловые отношения между Воскресенским и Пешелем сохраняются. Северо-Донецкая железная дорога быстро развивается и вскоре становится в высшей степени прибыльным предприятием, в чем, несомненно, большую роль играло ее руководство, в том числе и Ю.А. Пешель. Знающий и энергичный начальник службы эксплуатации обеспечивает бесперебойную работу службы движения. Он не разрабатывает коммерческую стратегию дороги, этим занимается правление, но Пешель весьма успешно проводит эти проекты в жизнь. Его авторитет растет, поэтому он представляет интересы дороги на ответственных собраниях, например на совещании, состоявшемся в Совете Съезда горнопромышленников Юга России по вопросу направления трассы второй очереди Северо-Донецкой железной дороги (22 января 1912 г.) [10]. С 1913 года Управление Северо-Донецкой железной дороги разместилось в новом величественном доме на Вознесенской площади Харькова, где одна из комнат на первом этаже была выделена под кабинет начальника службы эксплуатации Ю.А. Пешеля. Интересно отметить, что в настоящее время в этом доме находится Академия железнодорожного транспорта. На фронтоне здания до сих пор сохранилась надпись "Управленiе Северо-Донецкой железной дороги". Дружба Юлиуса Адольфовича с Борисом Дмитриевичем Воскресенским не прекращалась: жена Б.Д. Воскресенского Мария Максимилиановна стала крестной матерью третьей дочери Пешелей Екатерины, родившейся в 1909 году; в 1914 году у них родился четвертый ребенок – сын Павел. Но отношения между супругами разладились, и в 1915 г. они расстались. Спустя некоторое время Юлиус Адольфович женился на дочери потомственного дворянина Марии Александровне Фриман, преподававшей в Харьковском институте благородных девиц, а Валентина Викторовна вышла замуж за Павла Григорьевича Таллако. 9. РГИА, ф. 350, оп. 11, д. 44. 10. Линия Родаково–Лихая (Совещание при Совете Съезда горнопромышленников юга России по вопросу о направлении линии Родаково–Лихая Северо-Донецкой ж. д.22 января 1912 года) // Горно-заводское дело. – 1912. – № 7. – С. 4605–4608. Источник: Н.А. Тахтамышева, О.А. Ящуржинская. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель. // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2013/3. С. 158 - 159. |
Лайк (1) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 Вперед → Модераторы: valcha, coika |
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Учебные заведения » Военные учебные заведения » Корпус инженеров путей сообщения РИ [тема №5093] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |