УМЕР АЛЕКСАНДР МИЛОКОСТЫЙ
Имя Александра Милокостого вряд ли что-то скажет обычному прохожему на улице. И даже если показать этому воображаемому прохожему портрет взрослого актера, никаких эмоций он у него не вызовет. Другое дело - если показать кадр из фильма «Адъютант его превосходительства», телепремьера которого состоялась весной 1970-го, когда Александру было 13 лет. Тут всякий воскликнет: «Да это же Юра!»
Ну да, роль барчука, сына погибшего белогвардейца Львова, попавшего под опеку красного разведчика Кольцова (Юрий Соломин) мгновенно принесла Саше славу. А его реплика «Павел Андреевич, вы шпион?» стала одной из самых известных в советском кино. Но, как часто бывает с юными актерами, все оборвалось на взлете.
Александр Милокостый родился в Москве 8 сентября 1956 года. Когда ему было лет шесть, гулял около дома с бабушкой, и к ним подошла женщина с классическим вопросом: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Его пригласили на пробы в фильм «Я купил папу»; роль тогда не досталась, но фотография и данные были занесены в картотеку киностудии имени Горького. В этой картотеке его нашли несколько лет спустя и вызвали на пробы к «Адъютанту», а вскоре утвердили на роль Юры. Причем параллельно пригласили в фильм «Трое» по повести Максима Горького - и ему приходилось курсировать между Калугой и Киевом, где снимались две эти картины.
Режиссеру «Адъютанта» Евгению Ташкову ни разу не пришлось пожалеть о своем выборе: Саша оказался талантливым актером и вжился в образ полностью. Юрий Соломин вспоминал: «Не раз убеждался в том, что дети, как правило, абсолютно включаются в то, что им предстоит сыграть. И Саша не был в этом смысле исключением. Он прекрасно умел передать драматизм ситуации. Если помните, в самом начале фильма есть сцена, когда на поезд нападают ангеловцы и Мирон Осадчий пытается отобрать шубу, которой укрыта бредящая в горячке Юрина мама. По сценарию Саша кричит «Не трогать маму!» и вцепляется в Мирона, а тот вытаскивает его в коридор и выталкивает из вагона. Так вот Саша, позабыв обо всем на свете, упирался так, что далеко не слабый Витя Павлов, игравший Мирона, никак не мог вытащить его из купе. Он тогда чуть всю сцену не сорвал».
Ну, а сам Милокостый рассказывал: «От съемок получал колоссальное удовольствие. Я же мальчишка — а там революция! Оружие! Лошади! Достал всех пиротехников, чтобы дали подержать, пострелять. Оружие же настоящее. Конечно, из него стреляли не боевыми патронами, а холостыми, но - грохот, пламя вылетает из дула…» Что же касается остального, Милокостый утверждал, что образ Юры «на девяносто девять целых и девять десятых» заслуга Евгения Ташкова, подробно, «на пальцах» объяснявшего мальчику, что такое актерская игра и какие перед ним стоят задачи.
Популярность на него обрушилась огромная: он уже не мог сходить в магазин без того, чтобы на него не набрасывались люди с требованиями дать автограф. В школу письма приходили мешками. «В тринадцать лет я стал абсолютно счастливым человеком» - рассказывал Александр Викторович в интервью. Еще учась в школе, он снялся во «Всаднике без головы», в заглавной и максимально неблагодарной роли. Именно герой Милокостого, Генри Пойндекстер, - точнее, его обезглавленный труп, - в середине картины и оказывался тем самым всадником. Хорошо еще, что не пришлось самому ездить на лошади - загадочного персонажа изображала невысокая наездница в специальном головном уборе с прорезями для глаз.
Учился он очень плохо, и, когда настала пора ехать в Крым на съемки «Всадника», преподаватели и директор с облегчением перевели его из московской в ялтинскую школу. Там ему безо всяких контрольных и экзаменов, автоматом выписывали пятерки и четверки по всем предметам (как же, артист!) Десятый класс он окончил с прекрасным аттестатом и минимумом знаний. Понятное дело, дорога в этой ситуации была одна - в актерский вуз. И он смог без труда поступить в Щукинское училище. А потом, отслужив в армии (точнее, в Театре Советской армии, где даже умудрялся в статусе рядового ездить на гастроли в соцстраны), устроился в Московский областной театр драмы, где и работал много лет.
Но время шло, постепенно все разладилось и с кино, и с театром. В 90-е он открыл свою фирму по ремонту, в 2000-х уехал работать в Краков, в российское консульство (кстати, по национальности он наполовину был поляком), потом стал замдиректора НИИ промышленного транспорта... В общем, кажется, Александр Викторович был вполне доволен тем, как сложилась жизнь после актерства, но объективно это не очень интересная история. Куда интереснее феерические перипетии личной жизни: однажды Милокостого вызвали на Петровку и сообщили, что жена заказала его убийство. Точнее, сперва обратилась к услугам «ведьмы», которая несколько месяцев пыталась навести на Александра Викторовича порчу, а когда ничего из этого не вышло, обратилась к услугам какого-то мужичка с пониженной социальной ответственностью. Но тот не смог убить артиста и после долгих моральных мучений пришел к милиционерам с повинной. Ну, а милиционеры уже позаботились о том, чтобы потенциальной жертве не было нанесено вреда. Милокостый вспоминал, что, когда появился перед женой, уверенной в том, что ее план осуществлен, живым и невредимым, та «поплыла», у нее отказал язык; она еле смогла вымолвить «Саша, что случилось?» и даже не сумела сама одеться, когда ее уводили.
Он был женат еще дважды, своих детей у него не было. Сейчас его нашли в квартире на Севастопольском бульваре. Предположительно, смерть наступила около 10 дней назад вследствие сердечного приступа - просто никто не хватился его вовремя.
https://www.kp.ru/daily/27669/...x565711774