Чечулины
Томская губерния
Dim-ev Сообщений: 1905 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2380 | Наверх ##
10 октября 2007 16:09 4 июня 2009 23:29 Чечулин Алексей Алексеевич, родился прибл. в 1893 г. в селе Устьянцево Нижне-Каинской волости Каинского уезда Томской губернии. 11.02.1943 погиб на Ленинградском фронте. Похоронен в г. Любань Тосненского района Ленинградской области на братском кладбище «Берёзовая аллея». По рассказам сына в первую мировую войну был в плену. Предположительно в Австрии. До революции был псаломщиком в местной церкви, обучен грамоте.
Интересуют любая информация об Алексее Алексеевиче и его предках. | | |
Dim-ev Сообщений: 1905 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2380 | Наверх ##
11 декабря 2014 0:46 3 июня 2024 22:54 Dim ev написал: [q] Чечулин Алексей Алексеевич, родился прибл. в 1893 г. в селе Устьянцево Нижне-Каинской волости Каинского уезда Томской губернии. 11.02.1943 погиб на Ленинградском фронте. Похоронен в г. Любань Тосненского района Ленинградской области на братском кладбище «Берёзовая аллея». По рассказам сына в первую мировую войну был в плену. Предположительно в Австрии. До революции был псаломщиком в местной церкви, обучен грамоте.[/q]
По метрическим книгам ГАНО и ГАТО удалось проследить линию примерно до конца XVIII века (правда, есть пробелы - не хватает ревизий). Первые носители в Устьянцево: Степан Никифоров сын Чечулин, р. ок. 1773 г., ум. в 1860 г., его жена Екатерина Михайловна, р. ок. 1767 г., ум. в 1851 г. У них дети: Косьма Стефанов, Федор Стефанов, Гаврило Стефанов. Обновление:На текущий момент род Чечулиных прослежен до рубежа XVII-XVIII вв. Фрагмент росписи прилагаю. У Никифора сыновья: Алексей (ок. 1775), Стефан (р. ок. 1778 - ум. 1860), Николай (р. ок. 1782), Иван (р. ок. 1785), Федор (р. ок. 1793 - ум. 1823). Скоро должна выйти моя статья по этому роду в 3 томе "Родословной книги Сибири". Привожу небольшой фрагмент оттуда. Видно, что перед революцией самыми многочисленными в селе по числу дворов были Чечулины, причём записаны они как старожилы. Но откуда же они пришли в Устьянцево?.. Как показано выше, в первые годы существования деревни и даже 1835 году их ещё не было. Долго я бился над разрешением этого вопроса... Первой логичной версией было то, что они выселились из одного из соседних населённых пунктов волости или уезда. Однако просмотр исповедных ведомостей за 1825 г. по всему Каинскому округу не выявил этой фамилии... Смотрели даже по Чаусскому округу, где нашли Чечулиных в деревне Криводановой, но они оказались не родственниками Устьянцевским. Ситуация осложнялась и тем, что ревизские сказки за XIX век по данной территории не сохранились, поэтому задача на первый взгляд выглядела неразрешимой...
Найти разгадку помог случай.
Сначала в метрических книгах Николаевской церкви села Устьянцево за 1840-х гг. были обнаружены упоминания о Чечулиных из деревни Новокрасулиной Казанской волости (в исповедных ведомостях за 1825 г. этой деревни ещё нет) [33]. Кроме того, уже с 1841 г. (первый год, за который сохранились метрические книги церкви села Устьянцево) Чечулины из деревни Кошкульской Юдинской волости Омского округа Тобольской губернии (!) крестили в Устьянцево младенцев, а также выступали восприемниками [34] у единоверцев других селений прихода, в том числе и у жителей Устьянцево, а в 1945 г. – и у Чечулиных из деревни Новокрасулиной (что навело меня на мысли об их родстве).
Опуская здесь подробности поиска, отмечу, что эти находки позволили мне найти нужную ниточку и установить факт выселения Чечулиных из деревни Кошкульской сначала в январе 1825 г. в деревню Новокрасулину, а затем в июне 1845 г. и в село Устьянцево [35]. Деревня Кошкуль (Кошкульская) – это, между прочим, другая губерния. Согласно клировым ведомостям она входила в приход Устьянцевской единоверческой церкви и находилась на расстоянии 120 вёрст (!) от центра прихода [36], неудивительно, что Чечулины в конце концов перебрались поближе к церкви. Помимо Чечулиных из Кошкульской в Каинский уезд похоже переселились только Болдыревы (они переехали Казанскую волость в 1825 г., возможно даже вместе с Чечулиными).
Ещё один интересный факт. В первое время (во второй половине 1845 г.) дети Гаврилы Степановича Чечулина (это прадед Алексея Алексеевича) – сын Игнатий и дочь Федора упомянуты как жители деревни Чечулиной Нижне-Каинской волости [37]. В метрических книгах за последующие 1846–49 годы Степан Никифорович Чечулин, его дети Кузьма, Фёдор и Гаврила, а также внук Игнатий Гаврилович также упоминаются как жители деревни Чечулиной, но в некоторых случаях записаны как жители села Устьянцево [38]. Что это за деревня Чечулина выяснить пока не удалось... В списках населённых мест по состоянию на 1859 г., а также в более поздних такого населённого пункта не числится (хотя в метрических книгах она упоминается по меньшей мере до 1860 г. включительно). В начале 1850-х гг. в этой же деревне проживали и другие семьи из Устьянцево, в частности Кетовы и Митрохины, что зафиксировано всё в тех же в метрических книгах. Можно предположить, что деревня Чечулина постепенно слилась с селом Устьянцево. Быть может, это его часть, расположенная за озером, где в настоящее время находится улица Заозёрная, а перед войной был колхоз им. Чкалова.
Деревня Кошкуль (Кошкульская) [39] располагалась на берегу одноимённого озера и в начале XIX века входила в Юдинскую (в 1812 г. и ранее в Усть-Заостровскую) волость Омского округа Тобольской губернии, которая в 1887 г. отошла к Каинскому уезду Томской губернии. Достоверно известно, что уже в начале XVIII в. Чечулины были староверами. Сохранился рапорт присутствующего протоиерея Омского духовного правления И. Владимирова от 1816 г. [40]. По секретному сообщению, поступившему из Омского земского суда, он вместе с земскими исправниками участвовал в производстве по делу старообрядцев Юдинской волости, среди которых упомянуты братья Степан (Стефан) и Фёдор Чечулины – это отец и дядя упомянутого выше Гаврилы Степановича Чечулина.
Степан в расспросе показал, что стал старообрядцем поповскаго согласия примерно пять лет назад. Он сообщил, что в урмане [41] в соседней Каинской округе есть старообрядческой скит [42], где живёт наставник и учитель Иван Григорьев, но знает он это «только по слуху между народом носящемуся, но сам там не бывал и его не видал». Сестра же его, 27-летняя Авдотья, за три недели до масленицы отвезена братом Фёдором доучиваться грамоте к другому старообрядцу поповского согласия. Заканчивается дело такими словами: «ныне ж, вознав своё заблуждение, он обращается со всем своим семейством к православной церкви и будет исполнять все христианские правила».
Примерно в это же время в Устьянцево была сооружена старообрядческая часовня. Знал ли Стефан Никифорович об этом?.. Возможно, и знал, так как наверняка поддерживал связи со старообрядцами Каинского округа. А быть может он узнал об Устьянцево, уже когда там образовался единоверческий приход... Так или иначе, но, по-видимому, опасения попасть под репрессии послужили причиной для их семьи присоединиться к прихожанам Устьянцевской церкви, а затем, почти через 30 лет после описываемого случая, перебраться на жительство поближе к ней. Брат Фёдор умер в 1823 году, ещё два брата Степана – Николай и Иван со своими семьями выселились в 1825 году в деревню Новокрасулину. Что оставалось Степану?... Конечно – перебраться поближе к родне, что он и сделал в 1845 году.
Но и в Кошкуле Чечулины не были коренными! Они пришли туда из Черемшанской волости Ишимского округа в 1806 г., а приписаны были в 1807 г. В Черемшанской (в 1795 г. Костылевской) волости отец Степана – Никифор Симонович Чечулин со своей семьёй проживали в деревне Большой Болдыревой (в первой половине XVIII в. просто деревня Болдырева) на речке Китерня [43]. Что интересно на другом берегу речки, у одного из её притоков тоже располагалась деревня Чечулина [44], где проживали ещё 5 (!) семей Чечулиных. Удалось установить, что в деревне Болдыревой Чечулины жили по меньшей мере с начала XVIII века, а в соседней деревне Чечулиной – их родня, обосновавшаяся там во второй половине XVIII века. Самый старший из обнаруженных представителей фамилии, Ефрем Иванович Чечулин («Чечюнин»), родился приблизительно в 1691/92 году, в переписной книге Ишимского дистрикта Тобольской провинции Сибирской губернии за 1747 год он записан в возрасте 55 лет. Есть отметка о присутствии этой семьи в предыдущей переписи, так что они проживали здесь как минимум с 1719 года [45]. P.S. По истории села Устьянцева создана специальная тема.
  | | |
lidia1305 Новичок
Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
1 апреля 2018 6:42 Форумчанин Dim ev как далеко Вы продвинулись в поисках Чечю(у)линых? В моей родословной по Шадриным с Алтайского края тоже есть Чечю(у)лина Дарья Никифоровна (1752г.р.) из Белоярской слободы деревни Романовой (ГААК Ф.169,Оп.1, Д.221, л.29) ее родители: отец - Никифор Степанович Чече?(у)лин 1697г.р. причислен к Белоярской слободе в 1772г. из Чаусской слободы, мать - Марина Семеновна 1712г.р. взята из Берской слободы деревни Гуселетовой у крестьянина Семена Харева | | |
EVGENY Сообщений: 771 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1404 | Наверх ##
1 апреля 2018 13:15 lidia1305
Сын умершего Степана Иванова Чечулина +1752, Никифор Степанов *1720 с женой Мариной Семеновой *1717 и дочерью Дарьей *1755 из деревни Криводановой. --- Хотите знать больше?
| | |
lidia1305 Новичок
Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
1 апреля 2018 15:24 Спасибо за предложение, но это видно разные Чечю(у)лины, просто случайное совпадение некоторых данных, т.к. у меня есть документы на Никифора Степановича Ч., Марину Семеновну Ч. и Дарью Никифоровну Ч. Не совпадает год рождения Никифора Степановича Ч. и деревня проживания | | |
EVGENY Сообщений: 771 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1404 | Наверх ##
2 апреля 2018 12:43 lidia1305[q] Не совпадает год рождения Никифора Степановича Ч. и деревня проживания[/q] Не особо верил бы данным 4 ревизии на переселившихся из других мест, накидывали себе лет 20-25 чтобы "дожить" до 80 и не платить налоги, видимо. Криводанова деревня проживания до перевода в Белоярскую слободу. --- Хотите знать больше?
| | |
ciberhunter Барнаул FTDNA IN12531 GEDMATCH T775758 Сообщений: 1600 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 422 | Наверх ##
3 апреля 2018 4:59 В моей деревне Бураново тоже Чечулины жили. Старшему поколению часто возраст "на глаз" писали --- Клочки, Бельмесево, Бураново, Калманка, Стежки, Дегтянка, Верхние пупки, Малые пупки, Березовка, Тамбовка, Незнановка, Просечье
тг @chelnavskii Челнавский стан
тг @barnaul_genealogy Барнаульский уезд
тг @lysie_gory Лысые горы Тамбовский уезд и выселки Незнановка, Беломестная криуша, Козмодемьянов | | |
znoelena Москва Сообщений: 2574 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 5129 | Наверх ##
26 мая 2018 21:23 26 мая 2018 21:36 КГКУ ГААК : Фонд 1 "Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства" Опись 1 Дело 308 Книга ревизии населения Томского уезда 1760 Лист 447 - 452 оборот Деревни Криводановой разночинцы. причислены в подушной оклад после той переписи по указом Томской воеводской канцелярии к штатным дваром В 725 году Степан Чечулин 73 (умре) У него дети: Федор 15 (в Криводановой) Иван 10 (в Криводановой) Никифор Чечулин 25 (в Криводановой) У него брат Алексей 24 (в 748 году выбыл в Барнаульский завод) У Никифора сын Афанасий 20 дней (в Криводановой) Итого в деревне Криводановой разночинцев 95 https://forum.vgd.ru/post/17/86873/p2590977.htm#pp25909
 | | |
znoelena Москва Сообщений: 2574 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 5129 | Наверх ##
26 мая 2018 21:57 26 мая 2018 21:59 EVGENY написал: [q] Не особо верил бы данным 4 ревизии на переселившихся из других мест, накидывали себе лет 20-25 чтобы "дожить" до 80 и не платить налоги, видимо. Криводанова деревня проживания до перевода в Белоярскую слободу. [/q]
Тут скорее разночтения в возрасте из-за того, что в некоторых ревизиях копировали данные из предыдущих ревизий. У меня такая же петрушка сейчас в Тамбовских ревизиях 18 века. Вот что пишет про ревизию 1760 г. Чаусского острога Julia6883 https://forum.vgd.ru/post/17/86873/p2590977.htm#pp25909Сравнив данные, которые у меня были по родной семье из РГАДА ф.350 оп.2 д.3579, подтверждается, что в этом деле указаны один в один данные второй ревизии (со ссылкой на первую). Плюс в правом столбце добавлены пометки о том, кто куда переехал за прошедшие от нее годы. Таким образом, возраст, указанный в деле - возраст на момент Второй Ревизии, а прежняя перепись - это Первая Ревизия. Фонд 350 - указатель к делам. ... оп. 2, д. 3579, 1747 г., Томский уезд То есть в ревизии 1760 года переписывается возраст с ревизии 1747 г. Значит - 13 лет. | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2280 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5088 | Наверх ##
26 мая 2018 23:08 znoelena написал: [q] про ревизию 1760 г. Чаусского острога[/q]
3 ревизия по Чаусскому острогу проходила в 1763 году. (ГААК 1-1-404 Ревизские сказки по третьей ревизии1763*-1763*) В деле ГААК 1-1-308 копия материалов 2 ревизии, сделанная в связи с приемом крестьян и разночинцев в ведомство Алтайских заводов. Подробнее об этом здесь. | | |
|