Найдено место, откуда в Устьянцево переселились
КЕТОВЫ!
Вот в
этой статье уже высказывал предположение, что Кетовы переселились из села Сосновского Шадринского уезда Пермской губернии. (Для сведения это более 1000 км от Устьянцево!) Благодаря коллегам пермякам (тема по
Шадринскому уезду), наконец, найдено документальное подтверждение этому факту.
Село (Сосновское) расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, в 25 в. к северу от Шадринска. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками-беспоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и передана была часовня, перестроенная с 18 мая по 7 сентября в церковь, и освящённая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь перешла утварь и книги из раскольнической часовни, в числе которых было много древнепечатных книг.
Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 1902. 612 с.Наиболее известный представитель Кетовых из Сосновского:
Пантелей Иванович, р. ок. 1784 г., старообрядец. Был основателем единоверческой церкви села Сосновского. В 1828 г. как поверенный от старообрядцев (всего 166 чел. муж. п.) подал епископу Мелентию прошение о желании иметь при своём обществе священника от местного епархиального начальства. А в 1832 году часовня в Сосновском была перестроена в церковь и открыт единоверческий приход.

Пантелей умер в 1835 г.
В 1836 г. в Сосновскую церковь определены его дети:
Кондратий Пантелеевич (р. ок. 1814 г.) – диаконом, потом был священником в разных церквях (в частности, в 1840-х гг. в с. Погадайском)

Иван Пантелеевич (р. ок. 1824 г.) – пономарём.
Семья записана в 9-й ревизии 1850 г.:

Кроме того, в той же ревизии в Сосновском упомянута следующая семья:
Григорий Григорьевич (ок. 1781 г.р.) и его дети Маркел (ок. 1808 г.р.), Тимофей (ок. 1831 г.р.), Евсегней (ок. 1834 г.р.), Яков (ок. 1840 г.р.).
А нам известно, что в Каинский уезд Томской губернии между 1825 и 1830 гг. переселились (уже выяснил, что из Сосновского уехали в 1816 г., информация будет позже):
Фома Григорьевич (ок. 1775 г.р.) и
Леонтий Григорьевич.
Леонтий был "исправщиком" треб и тоже активно участвовал в организации единоверческой церкви уже в Каинском уезде, где был образован в 1836 г. первый в Томской епархии единоверческий приход (об этом подробно рассказано в статье, упомянутой выше).


Единоверческие церкви в с. Сосновском Шадринского уезда в 1832 г., затем в Устьянцево Каинского уезда в 1836 г., наконец в самом Шадринске в 1839 г. были построены при содействии (в т.ч. финансовом) Шадринского купца Зота Черепанова (последняя – на территории его усадьбы).

Всех этих Кетовых удалось найти в исповедной росписи деревни Сосновской за 1800 г.:
18. Степан Никитич Кетов вдов 87,
дети его: Григорий 45, Акилина 46,
Григорьева жена Меланья Поликарповна 46,
дети их
Фома 21,
Григорий 19,
Леонтий 13, Матрона 18, Меланья 10, Евдокия 8
19. Иван Степанович Кетов 42, жена ево Настасья Карповна 41,
дети их
Пантелей 18, Иван 13, Аврам 12

Таким образом, Панкратий (ок. 1782 г.р.) и Леонтий (ок. 1787 г.р.) Кетовы были
двоюродными братьями. Вот почему оба они участвовали в открытии церквей!
Их дед
Степан Никитич (ок. 1713 г.р.) и его отец
Никита Максимович (ок. 1674 г.р.) Кетовы в 1-й половине XVIII в. проживали в деревне Иванищевых (позже село Иванищевское).
Из других древних Кетовых раскольниковых нашёл в литературе такое упоминание. Сюжет о беглом попе (источник: Корепанов Н.С. О Тыне Заречном).
В 1737 г. из Кунгура в Екатеринбург прислали арестованного старообрядца Федота Мокрецова, 27 лет. На допросе он показал, что родители его, обычные православные, ушли с ним на речку Сиву, потом жили на Уткинском заводе Демидова и на Юговском заводе Осокиных).
Правда, на других допросах «Мокрецов» дал несколько иные показания. Они довольно примечательны для характеристики взглядов «простых» староверов, поэтому процитируем их: «Зовут меня Федотом Григорьевым сыном Кетовым, и оное мне имя белеческое. А что в росписи Пермской канцелярии мне отечество и прозвище написано, и оное с чего учинено – не знаю… И с церковию ныне соединиться не желаю. Как оный отец мой, так и я в раскол впали, живучи при Уткинском заводе Демидова в приписной Верх-Сылвинской деревне, от тутошнего жителя Никиты Аверьянова сына Аврамьева, который по тому своему расколу увезен в Тобольск назад тому года с три и тамо умре. А мы с матерью моею и поныне обретаемся в расколе. С церковию не согласую за тем, что крестят и венчают против Солнца. Также и креститься повелевают троеперстным сложением, а не двоеперстным».Что ещё известно? До постройки в 1832 г. церкви в Сосновском единоверцы Шадринского уезда обращались в Спасскую (Толстиковскую) единоверческую церковь г. Екатеринбурга. В 20-е гг. XVIII в. священником при Спасской церкви был
Андрей Павлович Попов. Его отец Павел Иванович Попов священствовал при той же церкви лет десять (1810-1820 гг.). В сентябре 1835 года Андрей Попов по распоряжению епархиального начальства Екатеринбургским духовным правлением был командирован в разные уезды Томской губернии, где пробыл три года и 11 месяцев. О нём уже рассказывалось вот в
этой статье об Устьянцевской церкви в разделе "Штат священно- и церковнослужителей".
P.S. Сейчас жду архивные дела по этой истории из РГИА. Буду писать продолжение статей про сибирских единоверцев до переезда в Устьянцево.
Видимо не утвердили, так как в это время должность священника занимал А.А. Кожевников
Подробнее см. статью "К истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уезда".