Лазовские
Минская область Копыльский район д. Риматовщина / Аксамиты / Поповцы / Слободка. Эта тема на карте: Лазовский Иван Стефанов (Иван Илларионов) (после 1792)
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
4 октября 2021 11:17 Павел! Внимательнее относитесь к написанному в этой теме. Речь идет не о метриках конкретных лиц. В дворянском деле священник дал справку о ненахождении метрических книг Старицкой церкви. Якобы они были вывезены и отсутствуют на хранении в церкви. А ведь они-то, метрические книги есть. И метрические книги велись всегда в 2-х экземплярах. Источником права является даже не приходской экземпляр, а консисторский (беловой). И метрические выписи дает не церковь (костел) а архив Консистории (Епархиального управления). Вот в чем его ложь. Это довольно распространенное ложное утверждение для фальсификации документов для выводных дворянских дел. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
alextsyn Сообщений: 360 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 378
| Наверх ##
4 октября 2021 16:23 4 октября 2021 16:55 GrayRam написал: [q] Источником права является даже не приходской экземпляр, а консисторский (беловой).[/q]
Без относительно к Лозовскими, изучая МК униатской церкви в Янушковичах столкнулся с такими случаями, когда в приходском экземпляре есть записи о рождении детей шляхетского сословия, а в копии для консистории этих записей нет. И это не единичный случай, например, не был внесен в "беловой" вариант, родившийся ребенок самого плебана (он тоже из шляхты) этой церкви. Я даже начал предполагать, что в конце 18 века и в начале 19 в консисторию по шляхте составляли отдельные списки. Потом обратил внимание, что в беловой вариант зачастую не попадали записи детей, где указанные н/п не входили в приход этой церкви, или название н/п не указывалось, а фамилии такие больше не встречал в приходе. Правда, лет через 15, в беловой вариант попадало в лучшем случае половина записей о рождении, которые отображались в приходской книге, но это я связываю с нерадивостью священника. В 1826 году в копиях вообще мизер: 7 записей о рождении, 3 о смерти и 3 венчания, правда не с чем сравнить, приходской экземпляр не сохранился. Но с 1827 года другой священник начал служить, картина резко изменилась, количество записей существенно выросло, только о рождении 49 записей, против 7 годом ранее. Как Вы думаете с чем связано не внесение в копию для консистории записей связанных с рождение детей шляхетского сословия, полагаю сам плебан в отношении записи о рождении своих детей фальсифицировать не будет? --- Борисовский уезд (Логойский район): Цинкевич, Липский, Куницкий, Масловский, Королевич. Новозыбковский уезд (Клинцовский район): Хижный, Муковня, Прищепа, Воронка, Страж, Стражев, Сильченко, Дудей, Гарцуй. Невельский уезд: Рыбаков, Михайлов, Ханин, Михельсов, Начетов. Игуменский уезд (Червенский рай | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
4 октября 2021 17:25 alextsyn написал: [q] изучая МК униатской церкви в Янушковичах[/q]
Почитайте у Лисейчикова. У униатов метрические книги велись в единственном экземпляре. Денис пишет: [q] Асаблівасцю справаводства уніяцкай царквы ў XVII-XVIII ст. было тое, што метрычныя кнігі вяліся ў адным асобніку. Часцей за ўсё яны захоўваліся пры тых жа самых цэрквах, і толькі зрэдку практыкавалася перадача метрык у дэканацкі архіў. [/q]
И далее [q] З моманту далучэння беларускіх земляў у склад Расійскай імперыі законы новай дзяржавы распаўсюдзіліся і на справаводства уніяцкай царквы. Абавязковай стала практыка здачы адной копіі метрык у кансісторскі архіў. Таму асноўная маса уніяцкіх метрык мае ніжнюю храналагічную мяжу 1797-1798 гг.[/q]
Кроме того: [q] метрычныя кнігі уніяцкіх цэркваў XVIII ст. можна ўмоўна падзяліць на два тыпы:
1. Арыгінальныя. Захоўваліся ў царкоўных архівах. 2. Капійныя. Тут можна вылучыць чатыры падтыпы – копіі, зробленыя на ўзроўні царквы (іх вельмі мала, напрыклад метрычная кніга царквы ў в. Гутава Пінскага пав. 1730-1798 гг.), на ўзроўні дэканата (напрыклад, копіі метрычных кніг Барысаўскага дэканата), копіі, зробленыя на ўзроўні кансісторыі і нават духоўнай калегіі. [/q]
Вероятно в этих особенностях документооборота в униатской церкви и ответ на ваш вопрос. А смотреть источники надо в СПб в РГИА: [q] Вялікі комплекс метрычных кніг Ашмянскага, Лідскага, Мазырскага, Мінскага, Навагрудскага, Пінскага, Пружанскага, Рэчыцкага, Слонімскага, Слуцкага пав. за 1719-1801 гг. захоўваецца ў 2-м вопісе фонда «Канцылярыі мітрапаліта грэка-уніяцкіх цэркваў у Расіі» РДГА ў Санкт-Пецярбурзе[/q] --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (2) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
4 октября 2021 17:42 alextsyn написал: [q] Как Вы думаете с чем связано не внесение в копию для консистории записей связанных с рождение детей шляхетского сословия, полагаю сам плебан в отношении записи о рождении своих детей фальсифицировать не будет?[/q]
Я могу Вам свое мнение только высказать. Написал парох репорт и отправил копию метрической книги за какой-то год в консисторию. Она ушла и более не в его власти. А в черновую приходскую книгу парох-ксендз может вписать сколько хочешь новых "шляхтичей" и даже выписки сделать и сажевую приходскую печать поставить. Но юр. силы такая метрическая выпись не имела. Консисторскую же подделать приходской священник не мог выпись. На этой выписи подписи ставили архивариусу и столоначальник. Они несли за это уголовную ответственность. Особенно после 1831 г., когда начались все эти ревизии и разборы шляхты. Кроме того, униатские парохи массово изготавливали свидетельства о крещении детей шляхты в униатской церкви по католическому обряду, но якобы одною водою. И после этого уже в костелах через несколько лет, якобы после начального крещения водой, уже католические ксендзы проводили обряды дополнения обряда крещения елепомазанием. Но это скорее не для подделки шляхетского состояния, а чтобы после отмены унии в 1839 г. и не попасть "автоматом" в православные. Таких "левых" метрик полно по узденскому РК костелу, кстати. Думаю, что эта информация и пану Лазовскому пригодится. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (3) |
alextsyn Сообщений: 360 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 378
| Наверх ##
4 октября 2021 19:09 4 октября 2021 20:13 GrayRam написал: [q] Почитайте у Лисейчикова.[/q]
То, что написал я и то, что написал Лисейчийков друг другу не противоречит. После оккупации униатские церкви начали вести два экземпляра, как это принято было в Российской империи, именно об этом времени я и пишу. Есть приходские экземпляры по Янушковичской церкви с 1798 года и есть копии, которые отправлялись в канцелярию бискупа с 1798 года. Вот запись за 1799 год, до 1831 года и до отмены унии еще далеко, да и сам плебан умер в 1804 году. Но вот экземпляр приходской книги, где запись о рождении его ребенка от 3 ноября 1799 года (на среднем снимке - слева, вторая сверху). Справа снимок из копии для канцелярии, где видно, что запись о рождении ребенка плебана в ноябре 1799 года отсутствует. И еще, на снимке слева внизу справа запись о рождении сына Людвика в шляхетной семье Томаша и Анны Окуличов. Эта запись тоже отсутствует в копии для канцелярии бискупа. И если я не ошибаюсь, то ни одна запись о рождении детей шляхетного происхождения, указанных в приходском экземпляре, включая двух детей плебана не попала в копии для канцелярии бискупа. Полагаю, что конкретно в этом случае с подделкой здесь навряд ли связано. Поэтому и у Лазовских может быть аналогичная ситуация в период с 1793 года, как минимум по 1820 год. Сейчас посмотрел еще раз несколько известных мне фамилий, которые точно были утверждены. За 1809 год из семьи дворян Шумских, владевших если не ошибаюсь имением Луковец, в приходском экземпляре есть запись, а в копии для канцелярии нет. 1820 год в семье дворян Ивановских, которые владели Малым Слижино аналогичная ситуация. Для меня пока непонятно с чем это связано.
   --- Борисовский уезд (Логойский район): Цинкевич, Липский, Куницкий, Масловский, Королевич. Новозыбковский уезд (Клинцовский район): Хижный, Муковня, Прищепа, Воронка, Страж, Стражев, Сильченко, Дудей, Гарцуй. Невельский уезд: Рыбаков, Михайлов, Ханин, Михельсов, Начетов. Игуменский уезд (Червенский рай | | Лайк (2) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
4 октября 2021 20:47 5 октября 2021 12:41 alextsyn написал: [q] И если я не ошибаюсь, то ни одна запись о рождении детей шляхетного происхождения, указанных в приходском экземпляре, включая двух детей плебана не попала в копии для канцелярии бискупа. Полагаю, что конкретно в этом случае с подделкой здесь навряд ли связано.[/q]
Знаете, я такое тоже не раз встречал. Было и у меня некое недоумение. Но посмотрите внимательно, как называется консисторская копия изученной Вами метрической книги. Зачастую это не аутентичная копия! А некий экстракт, выжимка. Которая делалась по заданию епархиального начальства. Например, выписывались из приходской книги только лица одного пола или одного сословия, или еще чего, что не сразу очевидно или понятно. Также я находил по нескольку одинаковых метрических книг, а потом оказывалось, что это т.н. частная книга. Т.е. униатский или православный приход был поделен на 2-3-4 части и каждый священник отправлял свою копию начальству. И они, конечно, не совпадали. Ну, и не забывайте, что Старицкая церковь - это одночастная (целая) православная церковь. Думаю, что тут мы наблюдаем иной случай, если касаться "дворянских" метрик Лазовских. По этой церкви я уже нашел доказательства того, что поп солгал. В дворянском деле Лазовских говорится, что Бенедикт Григорьев Лазовский Въ 1738 году владѣлъ имѣніемъ Ханцковщина въ Минскомъ воеводствѣ.А в действительности - он был всего-то чиншевый земянин на земле Радзивилла. Его сын в родоводе Яков - показан как Поручикъ Литовскихъ войскъ. А по РС 1795 г. - он вольный земянин-хлебопашец, на чинше, на владельческой земле... Понимаете? Какие же они Лазовские "потомственные дворяне" коли были в панском инвентаре показаны как "живущые на владелческой земля платя оному оброк и другие на инвентару исполняя обязателства именуемые земяне волные".Вот и метрики их никуда не делись. В отличие от Вашего случая. Есть они. И метрические книги Старицкой церкви сохранились. Просто надо методично работать с этими книгами, выписывая всех Ла(о)зовских. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (3) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
5 октября 2021 12:36 alextsyn написал: [q] И если я не ошибаюсь, то ни одна запись о рождении детей шляхетного происхождения, указанных в приходском экземпляре, включая двух детей плебана не попала в копии для канцелярии бискупа. Полагаю, что конкретно в этом случае с подделкой здесь навряд ли связано.[/q]
Я дал ответ на Ваш вопрос в другой теме. https://forum.vgd.ru/post/10/2959/p3938200.htm#pp3938200 --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
PavelLazovskiy Сообщений: 238 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 145 | Наверх ##
8 октября 2021 20:54 8 октября 2021 21:06 Википедия: "...Обвинён был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте, и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд. Три года и три месяца Садковский находился в заключении сначала в Варшаве, а потом в Ченстохове. 21 июля 1792 года он был освобождён русскими войсками". После второго раздела Польши начался переход в православие населения завоёванных Россией областей. Под руководством Садковского около полутора миллиона человек перешло в православие. 13 апреля 1793 года преосвященный Виктор был назначен епископом Минским. С мая 1794 года по февраль 1795 года при его участии 1800 церквей с 1032 священниками 101090 прихожан перешло в православие. 12 апреля 1795 года преосвященный Виктор возведён в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. 13 мая 1796 года преосвященный Виктор переведён в Чернигов.". "...Слуцкая духовная семинария (1785 — 1840) 15 сентября 1785 года в Слуцком монастыре была открыта православная семинария. Преподавали в семинарии наставники из Киевской духовной академии. Первоначально в ней было только два «грамматических» класса: низший и высший, где обучались 25 воспитанников — дети духовенства. Во время польского восстания 1789-1792 годах семинария прекратила свое существование. К июлю 1790 года, когда это случилось, в ней было около 100 студентов. По освобождении из-под ареста в июле 1792 года ее ректор, преосв. Виктор (Садковский), еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников". Факт вывоза Виктора Садковского в апреле 1789 года имел место. Значит и указанные документы, гипотетически, могли быть вывезены. Происходило это в период польского восстания 1789-1792. Теперь что касается второго экземпляра в Минскую духовную консисторию. Фонд 95, опись 1, страница 3.  "...Минская Епархия была образована 13 апр. 1793 г. указом имп. Екатерины II о преобразовании присоединенных к России по 2-му разделу Речи Посполитой территорий: Витебского и Минского воеводств, вост. части Волынского воеводства, всего Брацлавского и большей части Подольского воеводства - в губернии Минскую (с 22 сент. 1795 Минское наместничество), Изяславскую и Брацлавскую (с 12 мая 1793 Подольское наместничество) и о создании здесь епархии Минской, Изяславской и Брацлавской вместо ранее существовавшего Переяславского и Бориспольского коадъюторства. Управляющим М. е. назначался еп. Виктор (Садковский) с возведением в сан архиепископа. Новая епархия была причислена ко 2-му классу, ставилась по рангу после Могилёвской епархии. В 1793 г. была образована Минская консистория, преобразованная из Слуцкой. Первоначально резиденция Минского архиепископа находилась в Слуцке Минской губ. В авг. 1799 г. резиденцию перенесли в Минск." Даже если метрики и писались в 2х экземплярах, оба они, хранились в Слуцком Троицком монастыре. Их некуда было везти, потому что Минской духовной православной консистории на тот момент не существовало. Другими словами. Свидетельство священника Старицкой церкви Стаховского было правдой, по всей видимости. Метрические книги ДО 1787-1788, примерно, могли быть вывезены в Варшаву. Если посмотреть отсканированные мормонами метрики Старицкой церкви, если мне не изменяет память, то 1787 год метрик является крайним, ранее ничего нет. --- Лазовские, Беларусь.
Подлясье, Дрогичинский пов, им.Лазов; Клецкое Княж., село Жиличи; Тимковичское Граф., село Смоличи; Копыльское Княж., с.Рымаши, заст.Леневичи, зас.Калубель, д.Слободка, Болговичи, Евсеевичи, Аксамиты, Римотовщина.
Мой дневник: https://forum.vgd.ru/7397/145954/0.htm | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
8 октября 2021 21:43 9 октября 2021 10:43 PavelLazovskiy написал: [q] Факт вывоза Виктора Садковского в апреле 1789 года имел место. Значит и указанные документы, гипотетически, могли быть вывезены.[/q]
Павел, а зачем при аресте Садковского в 1789 году надо было православные метрические книги именно Старицкой православной церкви вывозить в Варшаву, в этот центр католицизма? Причем метрики этой церкви в НИАБе имеются с 1786 г., то есть с годов еще до ареста епископа? (см. дело 136-13-190 с 1786 по 1795 г.г. РБУ). Кстати, в православии обязательность ведения метрических книг была установлена только в 1772 г. Ранее вряд ли что можно вообще найти. Изучение же метрик Лозовских в МК Старицкой церкви, а также РС Слуцкого и Игуменского уездов вас не занимает... UPD! Прочитайте, что писано про метрическую книгу в Старицкой церкви в 1786 г.
  --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12106 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8003 | Наверх ##
9 октября 2021 10:52 1789 г. Описание приходов Игуменского уезда Минской епархии Читаем: в архиве церковном МК хранятся с 1796 г. Добавляем: а в Консисторском - с 1786 г. То есть, именно с того года как это было поручено Епископом Виктором.
   --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
|