продолжение:
4.5. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (Филиал РГАНТД)
Адрес: 443096, г. Самара,
ул. Мичурина, 58
Тел./Факс:(8-846 ) 336-17-85.
Е-mail: rgantd@saminfo.ru
http://www.rgantd.saminfo.ruФилиал РГАНТД в г.Самаре – центр хранения документов по истории отечественной науки и техники в области промышленности, строительства, транспорта, связи. Филиал хранит научно-техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, научно-исследовательскую, патентную), управленческую документацию, образовавшуюся в результате деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций союзного подчинения, ныне являющихся федеральной собственностью, расположенных на территории России (кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Архив хранит 2 млн.дел за 1855-2005 гг. по строительству железных дорог и электростанций, тепловозо-, электровозо-, автомобиле-, авиа, судостроению, металлургии, топливной, нефтяной, химической и нефтехимической промышленности, лесной, легкой и пищевой промышленности, лесному и водному хозяйству. Филиал хранит заявки на изобретения в области физики, радиотехники, электротехники, химии, металлургии, нефтедобычи, самолетостроения, транспорта и т.д., в том числе выдающихся деятелей науки и техники К.Э.Циолковского, П.Л.Капицы, Н.Н.Семенова, А.Н.Туполева, Ж.И.Алферова, И.В.Курчатова, П.А.Флоренского, И.К.Матросова, Н.А.Белелюбского, Ф.П.Казанцева и других.
Проектная документация представлена проектами Магнитогрского металлургического комбината, 1 ГПЗ, заводов Горьковского, Камского и Московского автомобильных, Луганского паровозостроительного, Мытищинского вагоностроительного, крупнейших гидросооружений: Волжских ГЭС, гидроэлектростанций Ангарского каскада, Асуанской высотной плотины, каналов Волго-Донского и Беломорско-Балтийского; железных дорог и мостов.
Конструкторская документация представлена проектами первых советских автомобилей, тепловозов и электровозов, первых образцов буровой техники, морских и речных пароходов и теплоходов, гражданских и военных самолетов и вертолетов различных модификаций, установок для лазерной хирургии.
Технологическая документация характеризует процессы механизации и автоматизации на предприятиях тяжелого машиностроения, совершенствование технологии производства машин для угольной, горнорудной, торфяной промышленности.В отчетах по темам научно-исследовательских работ отражены исследования по непрерывной разливке стали и применению кислорода в металлургии, по созданию жаропрочных сталей и металлов, получаемых методом порошковой металлургии, по разработке промышленного метода получения полиэтилена, новых видов каучука, вопросы планировки, застройки и благоустройства городов.
Техническая документация периода до 1917 г. собрана в коллекции проектов первых российских тепловозов и локомотивов, речных и морских судов, железных дорог, портов.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОНДОВ ФИЛИАЛА РГАНТД, СОДЕРЖАЩИХ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
Архивная коллекция «Проекты локомотивов Коломенского машиностроительного завода»
Ф.2, 749 ед.хр., 1869-1918.
Конструкторская документация: документы по проектированию пассажирских, товарно-пассажирских, товарных паровозов, кран-паровоза, танк-паровоза, тендер-паровоза.
Архивная коллекция «Проекты железных дорог, мостов и тоннеля, разработанные учреждениями Министерства путей сообщения Российской империи».
Ф.6, 13 ед.хр., 1892, 1894, 1898-1899, 1901-1903, 1905, 1908, 1913, 1915.
Проектная документация: Проект верхнего строения моста через Днестр. Эскизный проект тоннеля под Волгой у Нижнего Новгорода. Альбомы исполнительных чертежей Забайкальской, Киево-Ковельской, Рязано-Казанской, Рязано-Уральской, Средне-Сибирской железных дорог; железные дороги в Ярославле с мостом через Волгу. Отчет по постройке и план Московской окружной железной дороги.
Архивная коллекция «Проекты железных дорог Восточной Сибири»
Ф.7, 6 ед.хр., 1909-1911.
Проектная документация: проект Восточного направления Сибирской железной дороги. Альбом типовых исполнительных чертежей Байкало-Амурской магистрали. Отчет экспедиции Русского географического общества о предполагаемых железных дорогах в Якутской области и Северном Приамурье.
Архивная коллекция «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам и его предшественников», 1915-
Ф.Р-1, 826950 ед.хр., 1915-1993.
Патентная документация: заявочные материалы, патентные грамоты, авторские свидетельства на изобретения организаций, предприятий , выдающихся деятелей науки и техники, граждан СССР, иностранных фирм, изобретателей в области энергетики, электротехники, химии, физики, радиотехники, нефтедобычи, металлургии, самолетостроения, машиностроения, транспорта, связи, строительства и др.
Архивная коллекция «Проекты мостов и земляного полотна Самаро-Златоустовской-Куйбышевской железной дороги»
Ф.Р-66, 799 ед.хр., 1875-1962.
Проектная документация: документы по проектированию мостов через Волгу у городов Сызрани и Ульяновска через реки Ик, Инсар, Кинель, Пензу, Самару, Сим, Суру, Талды-Булак. Проекты противооползневых мероприятий на Батракском, Ульяновском, Уфимском косогорах.
Уральский государственный проектно-изыскательский институт «Уралгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Свердловск, 1936-
Ф.Р-110, 368 ед.хр., 1937-1970.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: проектно-изыскательские работы для строительства новых, реконструкции и усиления существующих железных дорог, проектирование сооружений на железных дорогах Урала.
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения и его предшественники, г.Москва, 1929-
Ф.Р-129, 11475 ед.хр., 1929-1983.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Указатели: именной, тематический, хронологический.
Основные направления деятельности: решение проблем технического перевооружения железнодорожного транспорта, внедрение новой техники, способствующей повышению производительности труда, повышению скоростей движения поездов, пропускной и провозной способности железнодорожных линий; осуществление комплексной механизации и автоматизации тяжелых работ и трудоемких процессов с применением электронно-вычислительной техники; повышение безопасности и культуры труда железнодорожников.
Всесоюзный научно-исследовательский институт промышленного транспорта (ВНИИПТ) Наркомата угольной промышленности СССР, г.Москва, 1932, 1933-1941.
Ф.Р-131, 1033 ед.хр., 1930-1941.
Патентная документация.
Управленческая документация.
Документация по личному составу.
Основные направления деятельности: технико-экономические обследования, сооружение и эксплуатация промышленного транспорта.
Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-178, 183 ед.хр., 1950-1974.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка научно-исследовательских проблем и актуальных научных вопросов железнодорожного строительства и проектирования.
Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт промышленного транспорта «ПромтрансНИИпроект» Госстроя СССР, г.Москва, 1932-1990
Фонд Р-208, 454 ед.хр.,1932-1969
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка технологических процессов комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, проектирование промышленного транспорта и всех видов промышленных дорог.
Московский государственный проектно-изыскательский институт «Мосгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Москва, 1935-
Ф. Р-232, 4086 ед.хр., 1902-1980
Проектная документация.
Основные направления деятельности: проектирование железнодорожных линий, станций, узлов, мостов, вокзалов, вагонного и локомотивного хозяйства.
Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (ВНИИВ) Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и его предшественник, г.Москва, 1933-
Ф.Р-253, 987 ед.хр.,, 1938-1973.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка новых прогрессивных типов вагонов и поездов, усовершенствование и унификация выпускаемых вагонов, создание подвижного состава для метрополитенов и скоростных трамваев.
Сибирский государственный проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Новосибирск, 1936-
Ф. Р-285, 1305 ед.хр, 1927-1975.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: изыскание и проектирование новых линий железных дорог Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока, мостов, узлов и станций, зданий и сооружений, реконструкция и усиление пропускной способности существующих железных дорог.
Новосибирский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства СССР, г.Новосибирск, 1959-
Ф.Р-313, 299 ед.хр., 1959-1976.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: исследования в области проектирования и строительства земляного полотна железных дорог, малых искусственных сооружений, противоэрозионной защиты откосов, способов и средств разработки грунтов в условиях Сибири и Дальнего Востока.
Проектно-конструкторское бюро Главного управления механизации строительства Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-335, 274 ед.хр., 1950-1970.
Проектная документация.
Технологическая документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка рациональных методов производства строительных работ на железнодорожном транспорте, проектирование гидромеханизированных и буровых работ; конструирование и модернизация машин и механизмов.
Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены и эпидемиологии (ЦНИИЛГЭ) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1934-
Ф.Р-364, 378 ед.хр., 1936-1960.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: исследования в области гигиены на железнодорожном транспорте; изучение влияния шума и вибрации железнодорожного транспорта на организм человека; изучение проблемы цветового зрения и его патологии.
Проектно-конструкторское бюро по унификации и стандартизации (ПКБ при ЦВ МПС) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-439, 24 ед. хр., 1952, 1954 - 1962.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка и технико-экономическое обоснование вопросов унификации деталей и узлов вагонов; проектирование унифицированных конструкций.
Проектно-конструкторское бюро центральной тяги «ЦКБ ЦТ» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1949-
Ф.Р-448, 87 ед.хр., 1957 – 1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: модернизация эксплуатируемых локомотивов, их узлов и деталей, механизация и автоматизация производственных процессов ремонта и эксплуатации локомотивов.
Проектно-конструкторское бюро Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1932-
Ф.Р.-500, 208 ед.хр., 1934-1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка конструкций новых путевых машин, приспособлений, путевого оборудования, механизмов и подъемников для погрузочно-разгрузочных работ, автодрезин, мотовозов и другой техники для нужд железнодорожного транспорта.
Проектно-конструкторское бюро «ПКБ ЦЭ» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1953-
Ф.Р-506, 43 ед.хр., 1953-1960.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрической и энергетической аппаратуры для систем железнодорожного сообщения.
Конструкторское бюро (КБ ЦШ) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1956-
Ф.Р-542, 118 ед.хр., 1956-1960.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка систем, схем и аппаратуры транспортной автоматики и телемеханики, устройств радио- и проводной связи.
Государственный проектно-изыскательский институт «Гипропромтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1937-
Ф. Р-571, 5320 ед.хр., 1918-1960.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: проектирование железных дорог Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Проектный институт по изысканиям и проектированию больших мостов «Гипротрансмост» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1937-
Ф. Р-583, 220 ед.хр., 1930-1950.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания, проработка индивидуальных проектов железнодорожных мостов и переходов.
Государственный проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1933-
Ф.Р-584, 683 ед.хр.,1933-1960.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: изыскания и проектирование метрополитенов и транспортных тоннелей.
Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1954-
Ф.Р-600, 220 ед.хр., 1955-1960.
Научно-исследовательская документация.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка схем развития и размещения сети железных дорог СССР на перспективу, разделов железнодорожного транспорта в схемах размещения и развития важнейших территориально-производственных комплексов народного хозяйства, разработка перспектив развития перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях в рамках СЭВ.
Государственный проектный институт по электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1951-
Ф.Р-603, 323 ед.хр., 1936-1960.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрооборудования локомотивного хозяйства и железных дорог. В фонде отложилась проектная и управленческая документация Специализированной конторы по проектированию технических зданий, тяговых устройств и энергоснабжению, предшественника института, за 1936-1950гг.
Проектно-конструкторско-технологическое бюро по стрелочной продукции (ПКТБ) Министерства путей сообщения СССР, г.Новосибирск, 1958-1970
Ф.Р-610, 41 ед.хр., 1959-1976.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка технологического оборудования для производства стрелочной продукции - проектирование универсальных сборочно-контрольных стендов, прессов, станков, полуавтоматов. В фонде отложились тематические планы проектно-конструкторско-технологических работ конструкторского отдела ПКТБ по вагонам за 1973-1976 гг.
Проектно-конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ПКБ ЦНИИ МПС) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1955-
Ф.Р-627, 25 ед.хр., 1956-1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка оборудования для оснащения лабораторий института по исследованию материалов и подвижного состава - испытательных машин, установок, стендов.
Воронежский проектно-изыскательский институт «Воронежжелдорпроект» Министерства путей сообщения СССР, г.Воронеж, 1969-
Ф.Р-743, 67 ед.хр., 1941-1975.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: топографо-геодезические, инженерно-геологические и линейные изыскания для проектирования строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта.
Архивная коллекция «Проекты железных дорог Российской империи и СССР».
Ф.Р-787, 3453 ед.хр., 1875-1934.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: документы по проектированию железных дорог, железнодорожных линий и ветвей, подъездных путей, гидроэлектрических станций.
Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ) Госкомитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению и его предшественник, г.Коломна Московской обл., 1948-
Ф.Р-806, 517 ед.хр., 1948-1961.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: доводка конструкций и испытание новых локомотивов и вагонов, исследование и усовершенствование их отдельных узлов и деталей, создание силовых установок тепловозов и газотурбовозов, исследование динамики локомотивов и прочности деталей и узлов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История железнодорожного транспорта России. СПБ.,1994. Т.1: 1836-1917гг.
История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. СПБ., 1997.Т.2: 1917-1945 гг.
Очерки истории техники в России. С древнейших времен до 60-х годов Х1Х века. М.: Наука,1978.
Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955гг.). М.: Транспорт, 1995.
Россия. Хроника основных событий. 1Х-ХХ века. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.
Сотников Е.А. Железные дороги мира из Х1Х в ХХ1 век. М.: Транспорт, 1993.
Техника в её историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства. М.:Наука,1979.
Уральский исток Транссиба. История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск: Автограф, 2004.
Узоры на картоне. Часть 1 https://a-orlov.livejournal.com/292159.html
Узоры на картоне. Часть 2 https://a-orlov.livejournal.com/293156.html