Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Железные дороги

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модератор: balabolka
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
продолжение:

4.3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

Адрес: 119992, Москва,
Ул.Большая Пироговская, 17,
Тел.: (8-495)246-48-56.
Факс: (8-495)245-26-64
E-mail:rgae@mail.magelan.ru

Российский государственный архив экономики создан в 1961 г. В архиве хранится свыше 4,5 млн.ед.хр., сформировано 2104 архивных фонда, каждый шестой фонд представлен документами личного происхождения.
Хранящиеся в архиве фонды содержат документы центральных органов управления народным хозяйством СССР с 1917 по 1991 г. Они составляют ряд крупных комплексов. Это прежде всего фонды планово-финансовых органов, народных комиссариатов, министерств, государственных комитетов и их главных управлений, обеспечивающих руководство народным хозяйством страны в целом и отдельных его частей – промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, торговли. Наиболее важными в этом комплексе являются фонды Государственного планового комитета СССР (Госплан СССР, 1921-1991), Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР (ВСНХ, 1917-1922) и СССР (1922-1932), народных комиссариатов (министерств) и Государственного банка СССР (Госбанк, 1921-1991). В архиве хранятся документы центральных органов государственного управления РСФСР до 1923 г., т.е. до образования СССР (а также тех республиканских учреждений, которые по роду своей деятельности выполняли до образования союзных учреждений их функции). Значителен комплекс статистических источников, отложившихся в фонде Центрального статистического управления СССР (ЦСУ, 1918-1987) и Госплана СССР, демографические материалы всесоюзных переписей населения 1926, 1937, 1939, 1959, 1979 и 1989 гг. на территории всех республик бывшего СССР также хранятся в этом архиве.
Фонды отраслевых органов управления промышленностью представлены документами Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром СССР, 1932-1939), отраслевых министерств и ведомств (черной и цветной металлургии, машиностроения, торфяной и газовой промышленности). Они сосредоточили документацию по истории как отдельных отраслей промышленности, так и всего промышленного комплекса страны в целом. Документация сельскохозяйственного сектора представлена фондами Народного комиссариата земледелия РСФСР и СССР, Министерства сельского хозяйства СССР (Минсельхоз СССР, 1947-193), Министерства совхозов СССР (1937-1957), Всесоюзного и Всероссийского объединения (союзов) сельскохозяйственных коллективов (Колхозцентр РСФСР (1927-1929) и СССР (1929-1932)), Совета по делам колхозов СССР (1946-1953).
Документы фондов наркоматов-министерств внешней торговли РСФСР и СССР (1917-1991), Государственного комитета по науке и технике СССР (с 1965 г.), ряда других отраслевых ведомств раскрывают вопросы, связанные с установлением и развитием торговых и научно-технических связей СССР с зарубежными странами на различных этапах истории; документы фонда Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949-1990) показывают механизмы деятельности этого координирующего органа экономического сотрудничества стран-членов СЭВ. Особую значимость для изучения истории научно-технического прогресса в СССР представляют фонды ВСНХ, государственных комитетов СССР по новой технике, по внедрению передовой техники в народное хозяйство, Государственного комитета по науке и технике, комитетов по ленинским и государственным премиям.
Второй крупный документальный комплекс в архиве составляют фонды производственно-хозяйственных организаций – всесоюзных трестов, объединений, акционерных обществ, непосредственно подчиненных центральным органам управления народным хозяйством бывшего СССР.
Третий комплекс документов представлен фондами научно-исследовательских учреждений, таких как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), Академия строительства и архитектуры, отраслевые НИИ.
Следующий комплекс составляют фонды центральных органов управления организациями промысловой и потребительской кооперации. В их числе фонды Совета Всероссийских кооперативных съездов, Центрального кооперативного совета, отраслевых всероссийских и всесоюзных центров сельскохозяйственной кооперации (Сельскосоюз, 1921-1929, Хлебоцентр СССР, 1926-1930).
Фонды личного происхождения образуют еще один крупный комплекс документации. Архив хранит свыше 300 фондов личного происхождения руководящих работников госаппарата (Л.Н.Богданова, Г.М.Кржижановского, А.М.Лежавы, Г.К.Орджоникидзе), видных деятелей науки и техники (В.Р.Вильямса, Н.Д.Кондратьева, Л.Б.Кафенгауза, Ю.В.Кондратюка, К.Э.Циолковского, А.В.Чаянова), организаторов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей экономики, полярных летчиков (М.С.Бабушкина, И.Т.Спирина). В этих фондах сконцентрирована официальная и неофициальная информация о становлении управления народным хозяйством, ее высшем звене - руководителях, творческие документы выдающихся экономистов. Архив является хранилищем уникальной отчетной документации организаций различного уровня от контор и трестов до наркоматов-министерств и государственных комитетов союзного подчинения, располагавшихся на всей территории бывшего СССР. Здесь также сосредоточен большой комплекс личных дел, в т.ч. личные дела руководящих работников всех отраслей и подотраслей народного хозяйства СССР.
В последние несколько лет РГАЭ принимает на хранение документы негосударственных организаций и учреждений профиля архива: акционерных обществ, ассоциаций, концернов, корпораций, консорциумов, холдингов, коммерческих банков, совместных предприятий. Об информационном богатстве РГАЭ свидетельствуют пять обширных справочников-путеводителей, в том числе путеводители рассекреченных и личных фондов. Работа над развитием научно-справочного аппарата продолжается. Готовится справочник документов по личному составу союзных министерств, ведомств и подчиненных им организаций. Размеры этой работы весьма значительны. Количество дел по личному составу приближается к миллиону. Собрание документов РГАЭ является важной связующей нитью современной России между народами ближнего и дальнего зарубежья, хозяйственными учреждениями, предприятиями и организациями различных стран. Деятельность Российского государственного архива экономики привлекает к себе большое внимание научного мира. Степень открытости фондов архива последнее десятилетие многократно увеличилась. Расширяется применение информационных технологий с участием специалистов РГАЭ, прорабатывается основа научно-справочного аппарата к архивному фонду СЭВ. Высокий статус архива подкрепляется его участием в совместных программах. Публикаторы РГАЭ входят в число составителей фундаментальных изданий «Трагедия советской деревни», «Деревня глазами ВЧК, ОГПУ, НКВД» и др. В сотрудничестве с японскими учеными был завершен крупный международный проект по истории развития советской статистики в 1920-1960-е гг.
Архивисты Российского государственного архива экономики проводят большую исследовательскую работу. Устойчивую репутацию заслужило созданное в РГАЭ в 1994 г. объединение энтузиастов-историков, экономистов, архивистов - Научно-исследовательский центр имени А.В.Чаянова. Среди учредителей Центра был сын выдающегося российского ученого аграрника Василий Александрович Чаянов. РГАЭ сотрудничает с представителями многих славных российских фамилий. Среди друзей архива – потомки Н.И.Вавилова, Н.Д.Кондратьева, А.И.Рыкова, А.Н.Челинцева и многих других известных деятелей российской истории. РГАЭ является инициатором и организатором ряда значительных выставок, научных конференций, «круглых столов» и презентаций, в том числе по истории денежных реформ в России, развитию отечественной нефтяной и газовой промышленности, европейской экономической интеграции, Победе в Великой Отечественной войне.

4.4. Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)

Адрес:117393, Москва,
ул.Профсоюзная, д.82
Тел.:(8-495) 335-00-95.
Факс :(8-495) 335-00-95.
Е-mail:director@rgantd.ru http://rgantd.гu

Архив образован в 1995 г. в результате объединения Российского научно-исследовательского центра космической документации (РНИЦКД), Российского государственного научно-технического архива в г.Самаре (РГНТА) и его филиала в г.Москве.
РГАНТД имеет на государственном хранении 382 фонда общим объемом документов 437,5 тыс. единиц хранения за 1894-2005 гг. В составе фондов научно-техническая документация, управленческая и аудиовизуальная документация, образовавшаяся в деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций федерального подчинения, расположенных в Москве и Московской области, а также личные фонды ведущих деятелей отечественной науки и техники. Самым большим и полным тематическим комплексом документов (более 220 тыс.единиц хранения) является документальный массив по истории отечественной космонавтики, авиационной и ракетно-космической техники.
Особенностью фондов архива является широкий видовой состав документов: научно-технические (научно-исследовательская, конструкторская, проектная, технологическая), управленческие, аудиовизуальные (кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, фототелеметрическая информация, машиночитамые документы), патентная, картографическая, документы личных фондов и архивов на различных носителях: от бумаги и кальки до оптических дисков.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОНДОВ РГАНТД, СОДЕРЖАЩИХ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

Государственное унитарное предприятие проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам (ГУП ПТК ЦП МПС России) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1932-
Ф.Р-50, 481 ед.хр., 1046, 1948, 1953-1957, 1960-1999.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: конструирование новых путевых машин, приспособлений, путевого оборудования, механизмов и подъемников для погрузочно-разгрузочных работ, автодрезин, мотовозов и другой железнодорожной техники.

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения СССР, 1941-
Ф.Р-129, 3091 ед.хр., 1965-1989.
Научно-исследовательская документация
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка и внедрение новой техники на железнодорожном транспорте, комплексная механизация и автоматизация тяжелых работ и трудоемких процессов, внедрение электронно-вычислительной техники в отрасли, повышение безопасности и культуры труда, экономические разработки.

Проектно-конструкторское технологическое бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом (ПКТБ АСУЖТ) Главного управления вычислительной техники Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1971-
Ф.180, 54 ед.хр., 1972-1998.
Технологическая документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: типовые разработки и внедрение автоматизированных систем управления железными дорогами и другими объектами отрасли.

Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи) Министерства путей сообщения Российской Федерации и его предшественники, 1954-
Ф.185, 253 ед.хр., 1940, 1945, 1948, 1951-1995.
Проектная документация. Управленческая документация. Основные направления деятельности: разработка схем развития железных дорог, перспектив грузовых и пассажирских перевозок в СССР и странах СЭВ.

Государственное предприятие «Проектно-конструкторско-технологическое бюро по локомотивам» (ГП ПКТБ по локомотивам) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1948-
Ф.202, 240 ед.хр., 1948, 1956-1995.
Конструкторская документация.
Технологическая документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка и конструирование локомотивов, их узлов и деталей, оборудования для ремонта и испытаний подвижного состава.

Государственное предприятие «Проектно-конструкторско-технологическое бюро по вагонам (ПКТБ по вагонам) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1948-
Ф.203, 175 ед.хр., 1948, 1958, 1960-1995.
Конструкторская документация.
Технологическая документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка и конструирование железнодорожных вагонов, их узлов и деталей, оборудования для их производства.

Государственное унитарное предприятие «Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям» (ГУП «Гипротранспуть») Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1937-
Ф.205, 165 ед.хр., 1947-1998.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: проектирование инженерных сооружений (мостов, тоннелей и путепроводов) и промышленных предприятий для строительства и реконструкции железных дорог, проведение геологических изысканий.

Государственное предприятие «Московский проектно-изыскательский институт Московской железной дороги» (Мосжелдорпроект) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1959-
Ф.207, 90 ед.хр., 1959-1960, 1962-1963, 1969-1995.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: изыскательские работы и проектирование путей, станций и вспомогательных сооружений для Московской железной дороги.

Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения (ГосНИИВ) Министерства экономики Российской Федерации, 1961-
Ф.Р-253, 224 ед.хр., 1961-1988, 1991-1994.
Научно-исследовательская документация.
Авторский указатель.
Основные направления работы: разработка новых типов вагонов и поездов, совершенствование и унификация выпускаемых вагонов, создание подвижного состава для метрополитенов и скоростных трамваев, перспективное проектирование новых видов рельсового транспорта.

Центральное конструкторское бюро тяжелых путевых машин (ЦКБ Путьмаш) Концерна транспортного машиностроения «Трансмаш» Министерства тяжелого машиностроения СССР, 1972-
Ф.265, 129 ед.хр., 1972-1990.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: конструирование машин и оборудования для путевого строительства.

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Министерства путей сообщения СССР, 1960-
Ф.Р-364, 749 ед.хр., 1961-1983.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: исследования в области гигиены и безопасности труда на железнодорожном транспорте. Проектно-конструкторское бюро по унификации и стандартизации главного управления вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ МПС) Министерства путей сообщения СССР, 1950-
Ф.Р-439, 47 ед.хр., 1971-1985.
Конструкторская документация.
Технологическая документация.
Основные направления деятельности: разработка и технико-экономическое обоснование вопросов унификации деталей и узлов вагонов; проектирование унифицированных конструкций.

Проектно-конструкторское бюро Главного управления локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ МС) Министерства путей сообщения СССР, 1956-
Ф.Р-448, 264 ед.хр., 1956, 1959-1991.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: модернизация локомотивов, их узлов и деталей, механизация и автоматизация их ремонта и эксплуатации.

Государственное унитарное предприятие проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам (ГУП ПТКБ ЦП МПС России) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1932-
Ф.Р-500, 481 ед.хр., 1946, 1948, 1953-1957, 1960-1999.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: конструирование новых путевых машин, приспособлений, путевого оборудования, механизмов и подъемников для погрузо-разгрузочных работ, автодрезин, мотовозов и другой железнодорожной техники.

Проектно-конструкторское бюро (ПКБ ЦЭ МПС России) Главного управления электрификации и энергетического хозяйства Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1953-
Ф.Р-506, 89 ед.хр., 1961-1995.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрической и энергетической аппаратуры для железнодорожного транспорта.

Конструкторское бюро «КБЦШ» Министерства путей сообщения СССР, 1956-
Ф.Р-542, 340 ед.хр., 1965-1995.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка систем, схем и аппаратуры транспортной автоматики и телемеханики, устройств радио- и проводной связи, вычислительной техники для железнодорожного транспорта.

Государственное унитарное предприятие государственный проектно-изыскательский институт электрификации железных дорог и энергетических установок (ГУП Трансэлектропроект) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1935-
Ф.Р-603, 395 ед.хр., 1936-1995.
Проектная документация – Объектный указатель электрифицируемых железнодорожных участков.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрооборудования для локомотивного хозяйства и железных дорог в СССР и за рубежом.

Проектно-конструкторское бюро Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ПКБ ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1955-
Ф.Р-627, 87 ед.хр., 1955-1956, 1958-1995.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка оборудования для лабораторий института по исследованию материалов и подвижного состава.

Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин (ВНИИ тепловозов и путевых машин) Министерства путей сообщения Российской Федерации, 1955-
Ф.Р-806, 1177 ед.хр., 1961-1995.
Научно-исследовательская документация.
Авторский указатель.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: научно-экспериментальные работы по тепловозостроению, создание газотурбовозов на тяжелом жидком и твердом топливе, испытания локомотивов, их деталей и узлов, разработка перспективных программ и планов развития отрасли.
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
продолжение:

4.5. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (Филиал РГАНТД)

Адрес: 443096, г. Самара,
ул. Мичурина, 58
Тел./Факс:(8-846 ) 336-17-85.
Е-mail: rgantd@saminfo.ru
http://www.rgantd.saminfo.ru

Филиал РГАНТД в г.Самаре – центр хранения документов по истории отечественной науки и техники в области промышленности, строительства, транспорта, связи. Филиал хранит научно-техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, научно-исследовательскую, патентную), управленческую документацию, образовавшуюся в результате деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций союзного подчинения, ныне являющихся федеральной собственностью, расположенных на территории России (кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Архив хранит 2 млн.дел за 1855-2005 гг. по строительству железных дорог и электростанций, тепловозо-, электровозо-, автомобиле-, авиа, судостроению, металлургии, топливной, нефтяной, химической и нефтехимической промышленности, лесной, легкой и пищевой промышленности, лесному и водному хозяйству. Филиал хранит заявки на изобретения в области физики, радиотехники, электротехники, химии, металлургии, нефтедобычи, самолетостроения, транспорта и т.д., в том числе выдающихся деятелей науки и техники К.Э.Циолковского, П.Л.Капицы, Н.Н.Семенова, А.Н.Туполева, Ж.И.Алферова, И.В.Курчатова, П.А.Флоренского, И.К.Матросова, Н.А.Белелюбского, Ф.П.Казанцева и других.
Проектная документация представлена проектами Магнитогрского металлургического комбината, 1 ГПЗ, заводов Горьковского, Камского и Московского автомобильных, Луганского паровозостроительного, Мытищинского вагоностроительного, крупнейших гидросооружений: Волжских ГЭС, гидроэлектростанций Ангарского каскада, Асуанской высотной плотины, каналов Волго-Донского и Беломорско-Балтийского; железных дорог и мостов.
Конструкторская документация представлена проектами первых советских автомобилей, тепловозов и электровозов, первых образцов буровой техники, морских и речных пароходов и теплоходов, гражданских и военных самолетов и вертолетов различных модификаций, установок для лазерной хирургии.
Технологическая документация характеризует процессы механизации и автоматизации на предприятиях тяжелого машиностроения, совершенствование технологии производства машин для угольной, горнорудной, торфяной промышленности.В отчетах по темам научно-исследовательских работ отражены исследования по непрерывной разливке стали и применению кислорода в металлургии, по созданию жаропрочных сталей и металлов, получаемых методом порошковой металлургии, по разработке промышленного метода получения полиэтилена, новых видов каучука, вопросы планировки, застройки и благоустройства городов.
Техническая документация периода до 1917 г. собрана в коллекции проектов первых российских тепловозов и локомотивов, речных и морских судов, железных дорог, портов.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОНДОВ ФИЛИАЛА РГАНТД, СОДЕРЖАЩИХ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ


Архивная коллекция «Проекты локомотивов Коломенского машиностроительного завода»
Ф.2, 749 ед.хр., 1869-1918.
Конструкторская документация: документы по проектированию пассажирских, товарно-пассажирских, товарных паровозов, кран-паровоза, танк-паровоза, тендер-паровоза.

Архивная коллекция «Проекты железных дорог, мостов и тоннеля, разработанные учреждениями Министерства путей сообщения Российской империи».
Ф.6, 13 ед.хр., 1892, 1894, 1898-1899, 1901-1903, 1905, 1908, 1913, 1915.
Проектная документация: Проект верхнего строения моста через Днестр. Эскизный проект тоннеля под Волгой у Нижнего Новгорода. Альбомы исполнительных чертежей Забайкальской, Киево-Ковельской, Рязано-Казанской, Рязано-Уральской, Средне-Сибирской железных дорог; железные дороги в Ярославле с мостом через Волгу. Отчет по постройке и план Московской окружной железной дороги.

Архивная коллекция «Проекты железных дорог Восточной Сибири»
Ф.7, 6 ед.хр., 1909-1911.
Проектная документация: проект Восточного направления Сибирской железной дороги. Альбом типовых исполнительных чертежей Байкало-Амурской магистрали. Отчет экспедиции Русского географического общества о предполагаемых железных дорогах в Якутской области и Северном Приамурье.

Архивная коллекция «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам и его предшественников», 1915-
Ф.Р-1, 826950 ед.хр., 1915-1993.
Патентная документация: заявочные материалы, патентные грамоты, авторские свидетельства на изобретения организаций, предприятий , выдающихся деятелей науки и техники, граждан СССР, иностранных фирм, изобретателей в области энергетики, электротехники, химии, физики, радиотехники, нефтедобычи, металлургии, самолетостроения, машиностроения, транспорта, связи, строительства и др.

Архивная коллекция «Проекты мостов и земляного полотна Самаро-Златоустовской-Куйбышевской железной дороги»
Ф.Р-66, 799 ед.хр., 1875-1962.
Проектная документация: документы по проектированию мостов через Волгу у городов Сызрани и Ульяновска через реки Ик, Инсар, Кинель, Пензу, Самару, Сим, Суру, Талды-Булак. Проекты противооползневых мероприятий на Батракском, Ульяновском, Уфимском косогорах.

Уральский государственный проектно-изыскательский институт «Уралгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Свердловск, 1936-
Ф.Р-110, 368 ед.хр., 1937-1970.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: проектно-изыскательские работы для строительства новых, реконструкции и усиления существующих железных дорог, проектирование сооружений на железных дорогах Урала.

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения и его предшественники, г.Москва, 1929-
Ф.Р-129, 11475 ед.хр., 1929-1983.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Указатели: именной, тематический, хронологический.
Основные направления деятельности: решение проблем технического перевооружения железнодорожного транспорта, внедрение новой техники, способствующей повышению производительности труда, повышению скоростей движения поездов, пропускной и провозной способности железнодорожных линий; осуществление комплексной механизации и автоматизации тяжелых работ и трудоемких процессов с применением электронно-вычислительной техники; повышение безопасности и культуры труда железнодорожников.

Всесоюзный научно-исследовательский институт промышленного транспорта (ВНИИПТ) Наркомата угольной промышленности СССР, г.Москва, 1932, 1933-1941.
Ф.Р-131, 1033 ед.хр., 1930-1941.
Патентная документация.
Управленческая документация.
Документация по личному составу.
Основные направления деятельности: технико-экономические обследования, сооружение и эксплуатация промышленного транспорта.

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-178, 183 ед.хр., 1950-1974.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка научно-исследовательских проблем и актуальных научных вопросов железнодорожного строительства и проектирования.

Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт промышленного транспорта «ПромтрансНИИпроект» Госстроя СССР, г.Москва, 1932-1990
Фонд Р-208, 454 ед.хр.,1932-1969
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка технологических процессов комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, проектирование промышленного транспорта и всех видов промышленных дорог.

Московский государственный проектно-изыскательский институт «Мосгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Москва, 1935-
Ф. Р-232, 4086 ед.хр., 1902-1980
Проектная документация.
Основные направления деятельности: проектирование железнодорожных линий, станций, узлов, мостов, вокзалов, вагонного и локомотивного хозяйства.

Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (ВНИИВ) Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и его предшественник, г.Москва, 1933-
Ф.Р-253, 987 ед.хр.,, 1938-1973.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка новых прогрессивных типов вагонов и поездов, усовершенствование и унификация выпускаемых вагонов, создание подвижного состава для метрополитенов и скоростных трамваев.

Сибирский государственный проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г.Новосибирск, 1936-
Ф. Р-285, 1305 ед.хр, 1927-1975.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: изыскание и проектирование новых линий железных дорог Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока, мостов, узлов и станций, зданий и сооружений, реконструкция и усиление пропускной способности существующих железных дорог.

Новосибирский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства СССР, г.Новосибирск, 1959-
Ф.Р-313, 299 ед.хр., 1959-1976.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: исследования в области проектирования и строительства земляного полотна железных дорог, малых искусственных сооружений, противоэрозионной защиты откосов, способов и средств разработки грунтов в условиях Сибири и Дальнего Востока.

Проектно-конструкторское бюро Главного управления механизации строительства Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-335, 274 ед.хр., 1950-1970.
Проектная документация.
Технологическая документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка рациональных методов производства строительных работ на железнодорожном транспорте, проектирование гидромеханизированных и буровых работ; конструирование и модернизация машин и механизмов.

Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены и эпидемиологии (ЦНИИЛГЭ) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1934-
Ф.Р-364, 378 ед.хр., 1936-1960.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: исследования в области гигиены на железнодорожном транспорте; изучение влияния шума и вибрации железнодорожного транспорта на организм человека; изучение проблемы цветового зрения и его патологии.

Проектно-конструкторское бюро по унификации и стандартизации (ПКБ при ЦВ МПС) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1950-
Ф.Р-439, 24 ед. хр., 1952, 1954 - 1962.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка и технико-экономическое обоснование вопросов унификации деталей и узлов вагонов; проектирование унифицированных конструкций.

Проектно-конструкторское бюро центральной тяги «ЦКБ ЦТ» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1949-
Ф.Р-448, 87 ед.хр., 1957 – 1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: модернизация эксплуатируемых локомотивов, их узлов и деталей, механизация и автоматизация производственных процессов ремонта и эксплуатации локомотивов.

Проектно-конструкторское бюро Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1932-
Ф.Р.-500, 208 ед.хр., 1934-1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка конструкций новых путевых машин, приспособлений, путевого оборудования, механизмов и подъемников для погрузочно-разгрузочных работ, автодрезин, мотовозов и другой техники для нужд железнодорожного транспорта.

Проектно-конструкторское бюро «ПКБ ЦЭ» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1953-
Ф.Р-506, 43 ед.хр., 1953-1960.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрической и энергетической аппаратуры для систем железнодорожного сообщения.

Конструкторское бюро (КБ ЦШ) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1956-
Ф.Р-542, 118 ед.хр., 1956-1960.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка систем, схем и аппаратуры транспортной автоматики и телемеханики, устройств радио- и проводной связи.

Государственный проектно-изыскательский институт «Гипропромтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1937-
Ф. Р-571, 5320 ед.хр., 1918-1960.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: проектирование железных дорог Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Проектный институт по изысканиям и проектированию больших мостов «Гипротрансмост» Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1937-
Ф. Р-583, 220 ед.хр., 1930-1950.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания, проработка индивидуальных проектов железнодорожных мостов и переходов.

Государственный проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1933-
Ф.Р-584, 683 ед.хр.,1933-1960.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: изыскания и проектирование метрополитенов и транспортных тоннелей.

Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (Гипротранстэи) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1954-
Ф.Р-600, 220 ед.хр., 1955-1960.
Научно-исследовательская документация.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка схем развития и размещения сети железных дорог СССР на перспективу, разделов железнодорожного транспорта в схемах размещения и развития важнейших территориально-производственных комплексов народного хозяйства, разработка перспектив развития перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях в рамках СЭВ.

Государственный проектный институт по электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» Министерства транспортного строительства СССР, г.Москва, 1951-
Ф.Р-603, 323 ед.хр., 1936-1960.
Проектная документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка электрооборудования локомотивного хозяйства и железных дорог. В фонде отложилась проектная и управленческая документация Специализированной конторы по проектированию технических зданий, тяговых устройств и энергоснабжению, предшественника института, за 1936-1950гг.

Проектно-конструкторско-технологическое бюро по стрелочной продукции (ПКТБ) Министерства путей сообщения СССР, г.Новосибирск, 1958-1970
Ф.Р-610, 41 ед.хр., 1959-1976.
Конструкторская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: разработка технологического оборудования для производства стрелочной продукции - проектирование универсальных сборочно-контрольных стендов, прессов, станков, полуавтоматов. В фонде отложились тематические планы проектно-конструкторско-технологических работ конструкторского отдела ПКТБ по вагонам за 1973-1976 гг.

Проектно-конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ПКБ ЦНИИ МПС) Министерства путей сообщения СССР, г.Москва, 1955-
Ф.Р-627, 25 ед.хр., 1956-1960.
Конструкторская документация.
Основные направления деятельности: разработка оборудования для оснащения лабораторий института по исследованию материалов и подвижного состава - испытательных машин, установок, стендов.

Воронежский проектно-изыскательский институт «Воронежжелдорпроект» Министерства путей сообщения СССР, г.Воронеж, 1969-
Ф.Р-743, 67 ед.хр., 1941-1975.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: топографо-геодезические, инженерно-геологические и линейные изыскания для проектирования строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта.

Архивная коллекция «Проекты железных дорог Российской империи и СССР».
Ф.Р-787, 3453 ед.хр., 1875-1934.
Проектная документация.
Основные направления деятельности: документы по проектированию железных дорог, железнодорожных линий и ветвей, подъездных путей, гидроэлектрических станций.

Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ) Госкомитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению и его предшественник, г.Коломна Московской обл., 1948-
Ф.Р-806, 517 ед.хр., 1948-1961.
Научно-исследовательская документация.
Управленческая документация.
Основные направления деятельности: доводка конструкций и испытание новых локомотивов и вагонов, исследование и усовершенствование их отдельных узлов и деталей, создание силовых установок тепловозов и газотурбовозов, исследование динамики локомотивов и прочности деталей и узлов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История железнодорожного транспорта России. СПБ.,1994. Т.1: 1836-1917гг.

История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. СПБ., 1997.Т.2: 1917-1945 гг.

Очерки истории техники в России. С древнейших времен до 60-х годов Х1Х века. М.: Наука,1978.

Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955гг.). М.: Транспорт, 1995.

Россия. Хроника основных событий. 1Х-ХХ века. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.

Сотников Е.А. Железные дороги мира из Х1Х в ХХ1 век. М.: Транспорт, 1993.

Техника в её историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства. М.:Наука,1979.

Уральский исток Транссиба. История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск: Автограф, 2004.
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
обратить внимание

15. Атлас мостового имущества. 1907 г. РГВИА. Ф.2000. Оп.4. Д.309. Л.1-42.

28. Карта железных дорог (казенных и частных) и водных путей сообщений Европейской России. 1917 г. РГИА. Ф.350. Оп.64. Д.21, Л.3.

5. Альбом подвижного состава Николаевской железной дороги. 1878 г. РГИА. Ф.350. Оп.91. Д.129.

10. Чертеж вагона-церкви для Закаспийской железной дороги. 1895 г. РГВИА. Ф.400. Оп.24. Д.2454. Л.24.

17. Фотография служебного железнодорожного вагона. 1910 г. РГВИА. Ф.2000. Оп.4. Д.949. Л.121.
18. Фотографии паровозов, вагонов на железных дорогах. РГИА. Ф.350. Оп.66. Д.110. Л. 1, 7, 8, 13, 14.

3. Форменная одежда начальника депо, начальника станции, машиниста, истопника. Акварель. 1870 г. РГИА. Ф.1409. Оп.10. Д.397. Л.8, 9, 11.
5. Описание форменной одежды ведомства МПС (правила ношения одежды), арматура, погоны, форменная одежда. 1904 г. РГИА. Ф.1409. Оп.10. Д.148. Л.98, 106, 108.
6. Фотографии форменной одежды для учеников учебных заведений МПС. 1911 г. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.2710. Л.24-27.

27. Список работников железной дороги имени В.В.Куйбышева, представленных к правительственным наградам. 1942 г. РГАЭ. Ф.1884. Оп.85. Д.57. Л.95-97.

3. Карта с указанием Томско-Иркутской ветки железной дороги. 1887 г. РГВИА. Ф.400. Оп.24. Д.1161. Л.86.

5. Виды Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог. 1892-1896 гг. Филиал РГАНТД. Ф.Р-787. Оп.2-4. Д.1633б. Л.2, 3, 7.

9. Доклад министра путей сообщения князя М.И.Хилкова на Высочайшее имя о результатах его инспекционной поездки по Сибирской железной дороге. 6 февраля 1898 г. РГВИА. Ф.372. Оп.3. Д.14. Л.4-9 об. В докладе особо отмечено тяжелое положение служащих дороги. На документ перенесены пометы, сделанные императором Николаем II по ходу чтения доклада.
10. Виды работ и мостовых сооружений на Средне-Сибирской железной дороге. 1894-1899 гг. Филиал РГАНТД. Ф.6. Оп.1-4. Д.5. Л.32, 33, 38, 41, 42, 44-48, 59, 61, 63.

14. Штатное расписание с указанием окладов нижних чинов Уссурийской железнодорожной бригады, служащих на Уссурийской железнодорожной дороге. 1904 г. РГВИА. Ф.400. Оп.24. Д.3962. Л.21об.- 22об.
15. Проект инструкции по эксплуатации Уссурийской железной дороги. 1904 г. РГВИА. Ф.400. Оп.24. Д.3962. Л.17-21.
16. Фотография группы офицеров и нижних чинов Заамурской железнодорожной бригады у разрушенного железнодорожного моста. Манчжурия. Май 1905 г. РГВИА. Ф.2000. Оп.4. Д.775. Л.237.

18. Постройка головного участка Амурской железной дороги с ветвями Нерчинской и Часовинской. 1907-1910 гг. Филиал РГАНТД. Ф.7. Оп.1-4. Д.5.
19. Альбом видов работ по переустройству Сибирской железной дороги под 2-й путь линии Ачинск-Иркутск. 1908-1909 гг. РГИА. Ф.350. Оп.48. Д.344.
20. Ситуационный план Ачинск-Нижнеудинск и Зима-Половина Сибирской железной дороги. 1911 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-787. Оп.2-4. Д.267.
21. Фотографии мостов, депо, станций Сибирской железной дороги. РГИА. Ф.350. Оп.66. Д.31. Л.5, 9, 17, 18, 38, 112.


4.1. Российский государственный исторический архив (РГИА).СПб

4.2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Москва E-mail: rgviarchives@mtu-net. гu
ф. 1, ф. 89, ф. 100, ф. 181 Усс жд, ф. 231, ф. 369, ф. 372, ф. 400 Глав Штаб , ф. 422,
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
Тахтамышев книга
Тахтамышева Инженеры Путей сообщения -найти

ВОт еще кое-что о нем.
Как-то он очень близко с нашими Спенглер.

30.041874
Георгий Степанович Тахтамышев

инженер путей сообщения, специалист в области строительства. Министр путей сообщения (управляющий министерством) Временного правительства (1917). Родился в городет Белгород, в семье дорожного мастера. Окончил Белгородскую классическую гимназию (1894), год проучился в Петербургском университете, затем поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге (1901). В годы учёбы активно участвовал в революционном движении, за что был исключен из Института. Ему удалось восстановиться и получить диплом лишь в декабре 1901. В 1909—1911 обучался в Цюрихском Политехникуме, получил диплом инженера по специальности «постройка мостов, эллингов и специальных зданий из металла, дерева и железобетона».

Начало инженерной деятельности
С января 1902 — инженер-конструктор по проектированию моста через Дон в Правлении Владикавказской железной дороги (Санкт-Петербург). В декабре 1902 уволен со службы «за солидарность с бастующими рабочими в Ростове и за публичное выражение порицания Правлению за применение репрессий к бастующим». С весны 1903 по январь 1906 — помощник начальника участка службы пути на ст. Славянск Курско-Харьково-Севастопольской ж.д. Организовал кружок для молодых рабочих, где бесплатно читал лекции по математике, физике, астрономии. После всероссийской политической забастовки в декабре 1905 был одним из главных фигурантов в деле о подстрекательстве к забастовке в Славянске. В Белгороде на него также завели дело за призывы к забастовке в речи, с которой он выступил в железнодорожном депо. В январе 1906 Тахтамышева арестовали и поместили в одиночную камеру Белгородской тюрьмы. Через месяц отпустили под залог. Чтобы избежать трехлетней сибирской ссылки, Георгий Степанович нелегально перешёл границу и уехал в Швейцарию.

Эмигрант
Российский диплом инженера за границей не признавался; Тахтамышеву приходится работать репетитором. В 1909 поступил в Цюрихский Политехникум. Трудолюбие и незаурядные способности позволили Георгию Степановичу окончить это учебное заведение менее чем за два года. В июле 1911 Тахтамышева временно взяли младшим инженером на частный завод металлических конструкций в Базеле. Его проект моста к конкурсу, в котором участвовало восемнадцать заводов, оказался лучшим и занял первое место на конкурсе. Георгия Степановича зачислили в число постоянных инженеров и направили в конструкторское бюро завода этой же фирмы в городке Боллате (60 км от Милана). Несколько спроектированных им мостов получили премии на конкурсах; по его проектам были возведены мосты в Риме, Флоренции и других городах. За победу в одном из конкурсов Георгий Степанович был назначен начальником конструкторского бюро по проектированию и постройке железных и железобетонных сооружений на заводе в Боллате. Вскоре Тахтамышеву предложили возглавить завод металлических конструкций в Кастелламаре-ди-Стабия под Неаполем. Дела завода были совсем расстроены. Новый директор решительно начал преобразования. Вскоре завод стал приносить прибыль, заработки рабочих и служащих выросли, появилась возможность дальнейшего расширения производства. Переменами на бывшем убыточном заводе заинтересовалось правительство Италии; в марте 1917 премьер-министр Паоло Бозелли предложил Тахтамышеву возглавить создававшийся государственный концерн по производству металла и изготовлению стальных конструкций. Георгий Степанович отказался, поскольку в России произошла февральская революция, и он спешил вернуться на Родину.

В центральном аппарате министерства путей сообщения
С 21 мая 1917 — инженер V класса, состоящий при министре путей сообщения для исполнения инспекторских обязанностей; с 5 июня — главный инспектор МПС, с 28 июня — товарищ министра путей сообщения, 11-24 июля — управляющий МПС; 7 августа — 22 декабря 1917 — товарищ министра путей сообщения; с 7 ноября по 22 декабря исполнял обязанности управляющего МПС. В предполагаемом правительстве генерала Л.Г.Корнилова (август 1917) Тахтамышеву отводилась должность министра путей сообщения.

При советской власти
В ноябре 1917 Георгий Степанович принимает участие в заседаниях подпольного Временного правительства, является активным участником протестного движения в МПС. Уволен наркомом Елизаровым 22 декабря 1917 «за неисполнение служебных обязанностей без объяснения причин». Осень 1918 — май 1919 — помощник начальника работ по сооружению плотин и каналов, член коллегии Управления ирригационных работ в Туркестане (Иртур). 29 ноября 1918 вместе со всем личным составом Иртура Тахтамышев был арестован Самарской ЧК и помещен в тюрьму. 25 февраля 1919 Президиум ВЦИК принял постановление о ликвидации дела Иртура. 13 мая 1919 — 4 октября 1919 — начальник Управления по снабжению железных дорог топливом и лесными материалами НКПС (ЦУТОП). 19 мая 1919 — 1 ноября 1922 — член коллегии Главного лесного комитета (Главлеском), позднее переименованного в Центральное управление лесной промышленности(ЦУЛП). С 21 ноября 1919 — член Высшей коллегии по постройке топливных веток, с 11 октября 1920 — председатель данной коллегии. С 4 ноября 1922 — член Топливной секции Плановой комиссии по транспорту при НКПС (Трансплан); апр. 1923 — апр. 1924 — по совместительству член правления Московско-Казанской ж.д. С 3 января 1924 — член технической секции Трансплана. С мая 1926 — член Совета научно-технического комитета НКПС. С 1 августа 1928 — председатель технической секции Центрального планового управления НКПС, с 27 декабря 1928 — член тепловозной комиссии НКПС; с дек. 1928 — член Совета Днепростроя от НКПС.

Арест и гибель
10 июня 1929 г. был арестован. Во время следствия держался с исключительным мужеством и достоинством, не признал ни одного из предъявленных обвинений. 4 апреля 1930 г. Коллегией ОГПУ по обвинению в шпионской, контрреволюционной и вредительской деятельности приговорён к смертной казни. Расстрелян в Москве 27 мая 1930 г. Похоронен в общей могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Реабилитирован 11 декабря 1963 года Военной коллегией Верховного суда СССР.
Семья: Жена — Варвара Александровна Тахтамышева, урождённая Кононович (1877—1970); Дети — Борис (1902—1977), инженер; Сергей (1904—1986), инженер; Георгий (1906—1996), инженер; Андрей (1909—1993), инженер. Труды: Тахтамышев Г.С. Волго-Доно-Азовская магистраль // Водн. транспорт. — 1928. — Том 6, № 2. — Страницы 41-45; Тахтамышев Г.С. К сооружению Волго-Донской магистрали. Содоклад к докладу Северо-Кавказского Краевого исполкома на сессии ВЦИКа // Советский Юг. — 1926, 8 декабря; Тахтамышев Г.С. Кубанская проблема // Водн. транспорт. — 1928. — Том 6, № 4. — Страницы 120—129; Тахтамышев Г.С. Проблема Волго-Донской магистрали. Содоклад к докладу Северо-Кавказского Краевого исполкома // Волго-Доно-Азовская водная магистраль : Доклады и прения на 3-й сессии ВЦИК’а XII-го созыва. — Москва: 1926; Тахтамышев Г.С. Пятилетний план реконструкции ж.-д. транспорта // Транспорт и хозяйство. — 1929. — № 1. — Страницы 30-52. Библиография: Тахтамышева Н.А. Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени. — Москва : Издательство Триумф, 2014; Тахтамышева Н.А., Ящуржинская О.А. Инженер путей сообщения Георгий Степанович Тахтамышев // Известия ПГУПС. — 2013. — № 1. — Страницы 200—210; Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917 году. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009; Зензинов Н.А. Тахтамышев Георгий Степанович // Министры и наркомы путей сообщения. — Москва: Транспорт, 1995. — Страницы 129—133.
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
Известия Собрания Инженеров Путей Сообщения 1907 том .....

Прикрепленный файл: Известия собрания инженеров  Путей сообщения.jpg
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
Инженеры путей Сообщения на Западно сибирской ЖД конец 19в

yrw.ru

Прикрепленный файл: Инженеры путей Сообщения на Западно сибирской ЖД конец 19в.jpg
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
иНТЕРЕСНО ОПИСАНИЕ СТАНЦИЙ проезда ПО ХОДУ ПОЕЗДА.

1900. Курск
Александр Суворый
https://proza.ru/2020/06/06/2320

После станции Ворожба, через 59 км, проехав полустанки Волфино и Глушково, салон-вагон архиерея Иринея в составе поезда выехал из Черниговской губернии на территорию Курской губернии и прибыл на станцию Коренево. Ещё 41 км мимо полустанка Колонтаевка и салон-вагон архиерея Иринея приехал на станцию Льгов-Киевский. Здесь опять смена поезда и железной дороги, потому что от этой станции до Курска уже было хозяйство, которое в советское время будет называться «Железная дорога имени Дзержинского». До Курска оставалось несколько десятков километров пути. От Киева до станции Льговская (Льгов-Киевский) поезд и салон-вагон архиерея Иринея проехал 396 км железнодорожного пути. От станции Льговская (Льгов-Киевский) ещё 24 км до почтовой станции Иванино, затем станция Дьяконово и ещё через 24 км – железнодорожный вокзал Курска.

Представить Курск конца XIX – начала XX веков можно по Путеводителю по городу Курску, составленному действительным членом Курского Губренского Статистического Комитета А.А. Танковым и секретарём этого Комитета Н.Н. Златоверховниковым в 1904 году (с планом города).

«Предлагаемый "Путеводитель по городу Курску" представляетъ первый опытъ подобнаго изданiя для г. Курска, всл;дствiе этого, не смотря на все старанiе составителей сделать Путеводитель возможно полнымъ и отв;чающимъ запросамъ, предъявляемымъ къ такого рода изданiямъ, онъ можетъ быть не свободенъ отъ н;которыхъ недостатковъ, которые обусловливаются и новизной д;ла, и срочностiю этого изданiя. При составленiи Путеводителя имелось въ виду, съ одной стороны, дать читателю описанiе Курска, его особенностей и достоприм;чательностей въ популярномъ изложенiи, съ другой - сгруппировать, по возможности, полныя св;д;нiя, которыя-бы удовлетворяли практическимъ требованiямъ и въ которыхъ особенно нуждаются прi;зжающiе въ Курскъ. Н;которыя св;д;нiя о г. Курск;, не вошедшiя въ Путеводитель, помещены въ Сборникъ, о чемъ и сд;ланы соотв;тствующiя указанiя въ первомъ» (Предисловие Путеводителя по городу Курску).

Центръ города. Обозр;нiе Курска всего удобн;е начать съ центральнаго холма, на которомъ въ старину находилась Курская кр;пость (кремль) и собственно городъ, къ которому примыкалъ посадъ и слободы. Курскъ принадлежитъ къ числу древн;йшихъ русскихъ городовъ. Онъ былъ основанъ въ XI в;к; и былъ стольнымъ городомъ Курскаго княжества. Разоренiе Курска татарами относится къ 1285 году.

Возобновленъ городъ, по повел;нiю царя ;одора Iоанновича, въ 1597 году воеводою Иваномъ Полевымъ и головою Нелюбомъ Огаревымъ, которые населили его людьми ратными - стр;льцами и казаками. Въ начал; XVII стол;тiя Курскъ много вытерп;лъ отъ политическихъ смутъ того времени; въ особенности сильное разоренiе нанесъ Курску въ 1612 году польскiй гетманъ Жолк;вскiй, ц;лый м;сяцъ державшiй Курскъ въ осад; и опустошившiй его окрестности. Татары крымскiе и ногайскiе также н;сколько разъ подвергали опустошенiю окрестности Курска, хотя иногда были отражаемы съ усп;хомъ Курскими воеводами.

Въ 1634 году осаждали Курскъ поляки, подъ предводительствомъ князя Iеремiи Вишневецкаго; однако посл; н;которыхъ кровопролитныхъ нападенiй поляки принуждены были снять осаду и удалиться съ большимъ урономъ. Курскъ въ конц; XVII в;ка былъ гораздо обширн;е многихъ другихъ городовъ; въ немъ тогда считалось однихъ посадскихъ и подъяческихъ дворовъ 599. Число жителей въ немъ увеличилось отъ водворенiя сюда Московскихъ стр;лъцовъ, которыхъ, въ предохраненiе Москвы оть мятежей, въ 1683 году разослали по разнымъ городамъ. - 18 декабря 1708 г. Курскъ былъ приписанъ, въ числ; другихъ 56 городовъ, къ Кiевской губернIи.

Въ 1719 году онъ уже былъ въ Б;лгородской провинцiи (впосл;дствiи - губернiи). Въ начал; 1780 года Курскъ былъ объявленъ губернскимъ городомъ и въ немъ открыто нам;стничество. Первымъ нам;стникомъ былъ генералъ-фельдмаршалъ графъ Румянцевъ-Задунайскiй. Въ 1797 году Курскъ сталъ губернскимъ городомъ Курской губернiи. Первымъ Курскимъ губернаторомъ былъ С. А. Бурнашевъ.

Въ 1780-хъ годахъ Курскъ былъ окруженъ со вс;хъ сторонъ дремучими л;сами и даже въ самомъ город; было много м;стъ, заросшихъ сплошнымъ л;сомъ. Въ 1784 г. по конфирмованному Императрицею Екатериною II плану нам;стникомъ, княземъ А. А. Прозоровскимъ Курскъ былъ распланированъ и улицы были расчищены; в;ковыя дикiя деревья находились въ курскихъ садахъ еще въ недавнее время.

Старинное расположенiе Курска надо представить такъ: городъ состоялъ изъ группы слободъ, дома которыхъ ютились около церквей. Остатокъ такого расположенiя мы находимъ возл; Успенской Ахтырской церкви, Благов;щенской, Николаевской и Флоровской. Въ посл;днемъ м;ст; пришлось даже нарушить планъ, чтобы не подвергать сломк; н;которыхъ зданiй. Въ теперешней городской черт; были слободы: Городовая, Разсыльная, Подьяческая, Солдатская и Малороссiйская. Въ 1808 году он; были упразднены и жители ихъ перечислены въ м;щане.

Знаменскiй монастырь. Въ центр; Курска въ настоящее время находится Знаменскiй монастырь и зданiя: присутственныхъ м;стъ, дворянскаго собранiя и мужской гимназiи. Въ отдаленную отъ нашего времени эпоху зд;сь была Курская кр;пость, окруженная ст;нами, рвомъ и валомъ, воторые проходили по теперешней Красной площади и по Знаменской улиц;. Ровъ и валъ были уничтожены въ 1782 году.
....
BalabolkaM
Начинающий

Сообщений: 46
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 18
разНЕСТИ

****************************

КУРСКИЙ МУЗЕЙ
http://kursk-museum.ru/

*****************************



https://rgavmf.ru/search?searc...mp;page=12

Фонд 417, Опись 5, Ед.Хр.41171888-1889 г
О награждении инж.шт.-кап. М.А.КОТЛЯРЕВСКОГО за постройку башни Пакерортского маяка
Фонд 421, Опись 5-2, Ед.Хр.864 1887-1890
О переводе помощника старшего инженера механика Котляревского в корпус инженеров морской строительной части поручиком.
Фонд 432, Опись 5, Ед.Хр.6364 1873 год
Котляревский Николай Амвросимович
Фонд 873, Опись 10, Ед.Хр.587 1900-1917
Котляревский Евгений Брониславович. Полковник.
Фонд 920, Опись 6, Ед.Хр.193 1899г
Об оскорблении мичманов Азарьева и Пущина фельдфебелем 1-ой роты крепостного батальона Котляревским.
Фонд 935, Опись 4, Ед.Хр.40 1854-1913
КОРМИЛЕВ Николай Николаевич, КОРНИЛЬЕВ Алексей Иванович, КОРНИЛЬЕВ Евгений Алексеевич, КОРОЛЕВ Николай Федорович, КОРСАКЕВИЧ Николай Егорович, КОРШУНОВ Василий Николаевич, КОСАТКИН-РОСТОВСКИЙ Николай Федорович, КОТЛЯРЕВСКИЙ Михаил Амвросиевич, КОТТЕР Юрий


******************расписать УТГОФА см Маргарита Спенглер

*******************
еще инт
РАН
Архив почетного академика Н.А.Морозова
http://www.ras.ru/namorozovarchive/about.aspx
Хранителем личного архива почётного академика Николая Александровича Морозова (1854-1946 г.г.) является Архив РАН. Личный архив Н. А. Морозова (фонд 543) представляет собой 13 описей, содержащих 5293 дела, включающих 135746 листов архивных документов.

Имя народовольца Н. А. Морозова, проведшего 29 лет в одиночном заточении в Шлиссельбургской крепости и других царских тюрьмах, вошло в историю русского революционного движения.
письма 1913,1917, 1919 Утгоф Владимир Львович. Переводчик, товарищ Н. А. Морозова по заключению в Двинской крепости. Гатчина, Варшава.
https://www.geni.com/family-tree/index/6000000047509460876

************************


http://www.ras.ru/namorozovarc...mp;print=1
http://www.ras.ru/namorozovarchive/5_actview.aspx?id=3647
1921 Урицкий Николай Иванович. Петрозаводск, Смоленск. письма

там же
Рубакин Николай Александрович. Директор Интернационального Института библиографической психологии в Лозане.

*****************************

https://www.geni.com/family-tree/index/6000000040676955193
древо Писаревы-Спенглер ...
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8420
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2447
Великие описи.
в том числе

Ф. 320, оп. 8, д. 43/2147 Управление Мурманской железной дороги. Личное.
Дело №911 Кобытченко Нила Николаевича (19.05.1917-10.12.1917) (42л)

л. 1, 1об МПС Приемный лист (прим: анкета , на обороте Формулярный список –скопировать -2 листа, остальные пустые),
1. Кобытчиков Нил Николаевич
2. Крестьянин
3. 24 мая 1873
4. Область Воинска Донского, Донецкого округа, Курнаковоликовской вол
5. Православный
6. Русский
7. Образование- городское училище
8. Жена Васса Никифорова 43, прав
…дети… 6 чел (указано имя и число лет) + бабушка 90 лет (имени нет)

л. 2 Представление об определении …

л. 3, 4 Командированы .. суточные за время ожидания открытия разъезда
л. 5 и 6 Счета на помощника Цымбалиста..
л. 16 и 17 однотипные Счет на командировочные подпись Кобытчиков
л. 18 – просит 3х нед отпуск для устройства в квартирном отношении -
л. 20? ..ДСП Кобытчиков прибыл-вступил (бланк-серая бумага)
л. 24 о возврате ополчен. билета, но самого билета нет ()
л. 26,26об,27, 27об Докладная записка Начальнику станции. (4 стр белая бумага, черные чернила)
л. 28 Талон Перемещения на ст Кемь
л. 32? – заболел цингой и надо переехать
л. 40 Докладная – надо перевести семью в Петрозаводск 15.12.1917
л. 41 Талон об испытании на должность – удовлетворительно
л. 42 Корешок талона Розовый бланк об откомандировании

Большинство документов небольшого формата половинка А4, серая бумага, карандаш,
Многие подшиты в край,

**********************
По большому счету основная часть документов относится к переписке -
их направили на разъезд в районе Кеми, который еще не действовал.
(не было еще железной дороги)
Они просили дополнительные деньги на проживание, их не дали.
Только те, что по командировочным.
Потом он просит оплатить лечение и дорогу, т.к. заболел, и уезжает обратно.
Но не оплатили.
***********************

Но в любом случае - очень даже приличное дело.
Чаще 1-2 листика, даже без анкет.

Прикрепленный файл: Кобыт 5.jpgКобыт 4.jpg, 34794 байтКобыт 3.jpg, 55508 байтКобыт 2.jpg, 45498 байтКобыт 1.jpg, 70792 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
avgousta

Москва
Сообщений: 230
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 208
Орлов А. Г. "Узоры на картоне".

Интересная книга, посвящённая истории картонных (эдмондсоновских) билетов в Российской империи, Советском Союзе, России. В основном железнодорожный транспорт, но есть также метро и водный.
История жд билетов предваряется характеристикой железных дорог, к которым они относились.


Комментарий модератора:
Узоры на картоне. Часть 1 https://a-orlov.livejournal.com/292159.html
Узоры на картоне. Часть 2 https://a-orlov.livejournal.com/293156.html


Прикрепленный файл: IMG_20241019_091322.jpgIMG_20241019_092238.jpg, 2762675 байтIMG_20241019_093307.jpg, 2771471 байт
---
Ищу: Косаревы (Дебёсы), Евсеевы, Чалковы (Ишим), Тювакины (Новоспасское), Фёдоровы (Арск, Малмыж), Шалаевы, Сторожковы, Щукины, Гуляевы, Карасёвы, Поповы, Козновы (Нижний Тагил, регион), Лейбенгрубы, Залмановы (Севск), Кутеповы (Орёл), Ройфе (Николаев)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈