На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
26-1-56 | В Барнаульское духовное праление указа правительства для составления опсиания тобольской губернии с указанием находящихся монастырей и количества в них людей | 39 листов
Дело состоит из нескольких рапортов и указов, практически без фамилий. На 22-23 странице АТД Томской губернии без года.
Сообщение о дочери рудовоза Сузунского завода, есть имена и фамилии | 226-228
[/q]
ГААК 26:1-43 л. 226-228, дело о "раскольничьих лжеучителях"
№65 Получено августа 25-го 1801 года. По секрету.
Из канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Барнаульское духовное правление.
Сия канцелярия слушав дело наченшееся по рапорту Сузунской заводской конторы с объявления жены рудовоза СкажитинаОксиньи Григорьевой дочери которым она находившемуся в том заводе Усмотрения за благочинием прапорщику Сутулову а наконец и в Конторе изъявъяла, якобы в бытность ее в доме свекра своего крестьянина Савелья Скажутина Ордынской волости в деревне Средне-Алеуской видела приезжающих в 1799 году в дом крестьянина Палкина двух лжеучителей имеющих волосы на головах и бородах русые, платье с широкими рукавами похожее на священнические полукафтаны и на шеях надеты белыя с крестами такие же как у наших священников епитрахили. Лет оба немолодых и которые будто бы перекрещивали вторично, почему и дочь ее Орину живущая в деревне Зелениной вдова посадчиха так же перекрестила. При следствии же, управителем Басаревым производимом, она Скажутина сперва с теми людьми какого сие выказывала и имянно с крестьянином Савельем Скажутиным и прочими будучи на очной ставке говорила, что хотя она на всех их в Сузун подъявляла(?) то что в деле значит, но показала все напрасно, будучи несколько пьяна и ничего того, что показывала, ни за кем из них не видала и ни от кого не слыхала. А после сего паки прежнее в Сузунской конторе ею учиненное объявление подтвердила, припомня, что свекор ея, чтобы она с них сговорила, сулил ей денег сто рублей, стращая при том, как он так и жена ево и ее свекровка за недоказание того, что на них поистинне выводила законным истязанием, чего она по молодости своей убоясь с них и зговорила, думая, что за сие ни им ни ей ничего последовать не может. По произведенному же следствию в держании(?) упомянутых лжеучителей и в прочем ей Аксиньи выказуемом никто из крестьян не признался, и как в том, так и в научении ее что б прежнее они показание сговорила свекра своего и прочих крестьян ничем уличить не могла. А Тобольская духовная консистория от канцелярии требовала о сыску объявленных лжеучителей по поступлении с ними по указам, учинить зависящее постановление. В следствие чего на данные от канцелярии предписании подведомственные ей места рапортами донесли, что сказанных лжеучителей по заводскому ведомству ничуть не оказалось. Из числа же упоминаемых людей Аксинья Скажутина находится в Павловском заводе, а прочие в своих селениях на поручительстве. А по справке: Тобольское губернское правление сообщением от 31 числа мая сего года Канцелярии знать дало, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР обращая милостивое и человеколюбивое внимание на заблуждающихся по простоте и невежеству уклоняющихся от правоверья и Святою церковию утвержденных правил высочайше повелеть господину генерал-прокурору соизволил подтвердить на основании прежде бывших об них постановлении всем господам военным и гражданским губернаторам дабы вместо строгости с каковою пред сим яко с ними поступаемо и которая не к исправлению а к единому ожесточению их служить может. Отныне впредь не делалось им нималейшаго притеснения, но предоставлялось духовным особам их вразумлять и наставлять на путь истинны. Без якого и с их стороны принуждения; но с кротостью, с терпением и с усердием настоянием, что единое может смягчить сердца жестончиншия(?) и отверсти от закоренелаго упорства, а из-за сего им(?) только попечение, чтоб повсеместное спокойствие везде нарушаемо не было. В канцелярии Горного начальства определено: хотя женка Аксинья Скажутина и доносила о видении ею раскольнических лжеучителей, перекрещивании людей и в прочем на свекра своего крестьянин Скажутина и прочих; но как ни тех лжеучителей по учиненномму распубликованию(?) не найдено, ни же кто-либо из тех на ково она выказывала ни в чем не признались и не обличены, да и изветы(?) самое ее Скажутиной в напоследок вышли разнообразные, причиною чему хотя она и поставляла якобы делали второе показание противно первому отбиранному от нее в Сузунском заводе, ни почему иному дан по уговариванию и устращиванию свекра ее и прочих, с обещанием от них ей за то денег ста рублей; но и в сем случае также ни чем тех людей не обличала, и для того по всем сим обстоятельствам, как донос той Скажутиной оказался ни чем не подкрепленной и никто в высказуемом ею признания не сделал и не обличон, всех заключающихся по сему делу людей оставить свободными и дело сие щитать решоным. Женку же Скажутину за разнообразные ее показания, хотя б и следовало оштрафовать, но как сие произошло до состояния во 2 день апреля сего 1801-го года всемилостивейшаго манифеста, то по сему и ее Скажутину также учинить свободною. Ко исполнение чего управителю Басареву и Павловской конторе предписать указами, а Сузунской к сведению дать знать таковым же. Что же касается ??? лжеучителей, то о присматривании и поимке оных неоднократные уже даны от канцелярии кому следовало предписания; относительно же до небытия значущихся по сему делу некоторых деревни Средне-Алеуской крестьян у святаго причастия, об оном, равно о вразумлении и наставлении заблуждающихся в вере, по высокомонаршему соизволению предоставленное духовным особам, сообщить во оное духовное правление о чем и Тобольской духовной консистории дать знать. Августа 24 дня 1801 года.
Советник, 8-го класса Алексеев
Аксинья Григорьевна Скажутина — жена рудовоза Сузунского завода
Ирина Скажутина — дочь Аксиньи
Савелий Скажутин — свёкр Аксиньи, д. Средне-Алеуская
Палкин — крестьянин, д. Средне-Алеуская
Сутулов — прапорщик Усмотрения за благочинием
Басарев — управитель
Алексеев — советник 8-го класса канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства
Екатерина Ивановна Истомина, крестьянская дочь, д. Усть-Жаравлиха
«Умершего крестьянина Ивана Истомина дочь Екатерина за родного свата золопоставщика Фирса Кирилова Уржумова, коего родная сестра взята за родного брата Екатерины Истоминой, которая свенчана за Уржумова.»
10 июня 1831 года свенчали несовершеннолетнего:
Иван Ефимович Круглов, д. Шигаева, Чингисской волости 15 лет, род. 26 мая 1815 г.
Агафья Иовлевна Жаркова, д. Болтовская (или д. Кусково), Чингисской волости девица 30 лет (или 23, 25 лет)
(Разночтения в датах, именах и деревнях происходят из самого дела.)
Разбирательство по второму делу завершилось в 1835 году. В деле приведены показания, «что метрики оной церкви по 1819 году сгорели во время пожара церкви и потому верную справку учинить не по чему». Поэтому возраст жениха установили по ревизской сказке 1816 годе, где указано, что Иван Ефимович «полугодовалый», а «следовательно при венчании недоставало оному Ивану до узаконенных 18 лет одного года 11 месяцов и 15-ти дней». Дополнительно ссылаются на Сказку 1830 г., где Иван Круглов 13 лет, и ИР 1817 г. («2-х лет»).
Приняли решение:
«Агафья при следствии в показаниях своих изъявила общее согласии свое к супружеству, но она Агафья много превосходит Ивана Круглова летами, по причине значительного неравенства лет брак их яко незаконный по силе Святейшаго правительствующаго синода указа 1774 года декабря 17 дня разторгнуть и позволить им ежели пожелают вступить в брак со свободными лицами.»
Священник Иван Михайлович Седачев, венчавших их, умер 29 мая 1833 года (или 23 октября 1832 года) и поэтому оставлен без наказания.
Диакон Семен Алексеевич Попов (ок. 1795 г.р., женат, 4 сына и 2 дочери) и дьячек Петр Иванович Поникаровский (ок. 1808 г.р., женат, 1 дочь) «были при венчании». За то, «что оные пред венчанием Круглова пренебрегли предосторожности», оштрафованы «монастырскими трудами через один год 11-ть месяцов и 15 дней» и рекомендовано «лишить (Попова) дьяконского сана, а последняго (Поникаровского) отослать в Гражданское ведомство». Позже наказание изменено: «диакону быть без запрещения в священнослужении и обоим им с дьячком одну неделю служить в церкви, а другую работать при нашем доме, доходы же получить на своих местах половинные помесячно». Дьякон отбывал епитимью в Томском алексеевском монастыре.
Священник Василий Михневский при венчании не был, и «согласия своего на свенчание Круглова не только не давал, но ещё священнику Седачеву изъяснял […], что сомнительно венчать Круглова.» Несмотря на разные показания свидетелей, участие Михневского установить точно не смогли, «и потому священника Михневского не можно признать участником в свенчании Круглова».
Мирские, «кои ложно уверяли, что жених Круглов 20 лет», направлены в Колыванский окружной суд:
Иван Ефимович Круглов, жених
Ефим Матвеевич Круглов (ок. 1788 г.р.), крестьянин, отец жениха
Яков Иовлевич Жарков, д. Болтовская, брат невесты и поезжанин
Василиса (Васса) Иовлевна Козина, д. Лушниково, сестра жениха и сваха
Маркелл (Мартел) Круглов, мастеровой и запасной служитель
Анисья Михайловна Круглова, жена Маркела и «мать крестная жениха»
Прокопий Фролов (Зырянов), сельский старшина д. Шигаева
Другие лица, упомянутые в деле:
Анна Ивановна Круглова (ок. 1790 г.р.), мать жениха