Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  XX34AP, Киров, Россия
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

XX34AP

Анна

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений XX34AP

Тема: Былое и думы
16.06.2025, 14:26

Куда деваться русскому человеку?
(извините, накипело)

Ни для кого не секрет, что простые русские люди всегда жили и снабжались по остаточному принципу. Только встали с колен после многовекового крепостного рабства, а тут - революция, коллективизация, раскулачивание, войны, сталинский террор, хрущёвский волюнтаризм. Немного облегчённо вздохнули при Брежневе, но нефтяные деньги быстро закончились, тем более что помогали и вкладывали, в основном, в союзные республики, страны Варшавского договора и развивающиеся страны. Можно подумать, все они нам благодарны… А тут подоспели и дурачок Горбачёв, и пьяница Ельцин, и Запад постарался - понял, что Россию можно развалить только изнутри, и новые русские, к которым у меня классовая идиосинкразия, прости, Господи!
Мои крестьянские корни, как «пепел Клааса», стучат в моё сердце; вот и тут, на форуме, я заметила, что как-то по-особому радушно встречают и помогают людям с определённым цветом крови. Да что бы мы все делали без русского мужика, что бы ели, что пили, чем бы срам прикрывали? Вспоминаю сказку про двух генералов на острове – терпение русского народа не безгранично, и «не дай нам, Бог, увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».
Господи, Господи, прости ты нас, грешных. В церковь, что ли, сходить, поставить тёплые свечечки к иконам, помолиться. При входе на доске объявлений рядом с расписанием служб видишь грозное предупреждение «Кто покупает свечи не в церкви, тот крадёт у Бога!», хотя цены тут раза в три выше, чем в любой церковной лавке. Упитанные и краснощёкие даже в Великий пост священники служат в эконом-варианте, скоренько и оптом, особо не утруждая себя чтением пометок, и отнимают последнюю надежду на утешение. Придёшь домой, помолишься у своих иконок, попросишь всем прощения и покаяния, а лик Господа строг и укоризнен – получаете по грехам своим…


Тема: Ищите и обрящете
16.06.2025, 13:12

Решила собрать в одном месте некоторые свои прежние сообщения на форуме, разбросанные по разным темам в разделе "Разговоры". А то скитаются, как "сироты меж дворы", пусть будут под моим крылом, "у кучке" - как говаривал один мой знакомый известной национальности.

Генеалогия - это болезнь?

Когда я только начинала свою работу над родословной, мне жутко всё было интересно, нравилось ходить по архивам, перелистывать страницы старинных фолиантов, оставляя на пальцах их вековую пыль. Я с воодушевлением рассказывала родным и знакомым о своих находках, стараясь не замечать их равнодушных или насмешливых взглядов. Занятие генеалогией меня притягивало и постепенно затягивало.
Сейчас я иногда чувствую себя мухой, попавшей в паутину, или рыбой, затянутой частым бреднем, которая вяло пошевеливает плавниками в мутной воде истории, пока другие резво плещутся на просторе. Просто сюр какой-то, может у меня уже кукуха поехала – почему я никак не могу остановиться в своих поисках? Иногда мелькнёт трезвая мысль – зачем я это делаю, нужно ли это кому-нибудь, потомкам ли, предкам ли моим?
Вспоминаю случай из жизни – в 80-х годах прошлого века умерла моя тётка, прожившая почти всю свою жизнь в красивом старинном селе, и у которой мы детьми гостили летом. На похороны приехали её единственная дочь и моя сестра, которая потом рассказала мне поразившие её подробности. Дочь – инженер в НИИ, умный и образованный человек, после продажи родового гнезда разожгла во дворе большой костёр, в котором и сожгла все старые документы, письма и фотографии. Представляете, сколько всего так нужного мне сейчас сгорело в том жертвеннике!
А нынешнее поколение вообще легко расстаётся со старыми вещами и, учитывая всеобщую цифровизацию – а система может кикирикнуться в любой момент, то от нас вообще ничего не останется. Так что, надо надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Как говорит одна моя приятельница – Ну жили люди, ну умерли, не всё ли равно где и когда, пусть покоятся с миром. Живи уже настоящим и думай о будущем, пока оно у нас ещё есть. Вот я и думаю, а может она права?

Мистика в генеалогии

Не знаю почему, но мистики в моей жизни хватало с избытком, мне часто снились и до сих пор снятся вещие сны, которые сбываются с завидной регулярностью, особенно плохие. Возможно потому, что по святцам меня крестили, скорее всего, в день памяти святой Анны пророчицы, а может это влияние одной из родовых фамилий – Гонин, что означает гонать, то есть знать, ведать.
В детстве мне дважды приснился один и тот же сон – сижу я в одиночестве на зелёной траве большого луга и вдруг сначала слышу, а потом и вижу, как прямо на меня несётся огромный вороной конь, и в страхе просыпаюсь. Уже во взрослом возрасте, когда в продаже появились всякие сонники, я поняла, что этот сон – предупреждение, и мне нужно было опасаться большой лжи. Да, кабы знать, где упасть – соломки подослала бы.
Теперь по теме форума. Незадолго до того, как заняться мне своей родословной, мне, конечно же, приснился сон – приятельница зовёт меня поехать с ней в какую-то неведомую мне Шую на дискотеку, это в 65-то лет! Проснулась, посмотрела в интернете, оказалось, что это город в Ивановской области; в дальнейшем выяснилось, что оттуда в начале 17 века пришли на Вятку люди с ещё одной моей родовой фамилией. Думаю, что это предки выбрали меня в свои летописцы и подталкивали в спину – давай действуй уже, ты наша последняя надежда на память потомков! Вот я стараюсь по мере сил.
Работа моя по родословной приближалась к промежуточной развязке, когда мне приснился ещё один странный сон. Женщина лет 35-и в крестьянской домотканой одежде и в низко на лоб повязанном платке сидит на лавке в тёмных сенях. Голова её опущена, руки меж колен, и она воет, словно кого оплакивает. Рядом у плеча стоит девочка-подросток, зарёванная, вся в синяках и в разорванной одежде. Кто эти люди, о чём они плачут – не имею ни малейшего понятия, могу только предположить. Одного моего предка в 1840 году сослали в Сибирь, за что и куда конкретно выяснить пока не удалось, второй, если верить исповедным росписям, имел трёх жён. Но по метрическим книгам я не нашла не только записей о венчании, хотя он мог венчаться и в приходе невесты, но и о смерти предыдущих супружниц! Боюсь, что скоро эти предки приснятся мне и скажут – Да отвяжись ты уже от нас, что ты всё роешь, как собака Павлова, может, мы не хотим, чтобы вы это узнали! Наверное, так и сделаю, наступлю на горло собственному перфекционизму.

В чём смысл человеческой жизни? Крестьянские предки наши не задавались таким вопросом, просто жили в чётком соответствии с законами природы и сменой сезонов. Весной сеяли, осенью собирали урожай, надеялись на Бога, но и сами не плошали – «как потопаешь, так и полопаешь». Строили на века, жили не суетясь, растили детей, в будни работали до седьмого пота, в праздники широко гуляли, как душа просит. Мужественно переносили тяготы жизни и болезни, достойно встречали старость и смерть.
А мы сейчас живём, как черновик пишем, как пыль при уборке перегоняем с места на место. Продукты покупаем в магазине, готовим из них еду, не задумываясь о том, кто эти продукты для нас вырастил, и еда ли это вообще, может суррогат какой? Бесконечно меняем антураж своей жизни на более современный и лучший, как нам кажется; легко расстаемся со старыми вещами и покупаем новые - одноразовые.
Что мы оставим нашим детям и внукам, на что они обопрутся, когда тоже задумаются о смысле жизни? У меня, честно говоря, ответа нет.

Мои поиски по родословной стопорило несколько раз. Мало того, что предки часто меняли места проживания, так ещё и писари – пусть земля им будет пухом, были не особо внимательны. Один раз записали моих Гониных «автоматом» по фамилии предыдущей семьи, хорошо, удалось уточнить по спискам выбывших. Второй раз написали не то название деревни, из которой прибыли мои Пьянковы, а так как таких деревень по всей губернии было больше десяти, можете представить, сколько времени я блуждала в потёмках, пока не догадалась тупо перерыть весь правильно указанный уезд. Следует учитывать и то, что я, как человек старой формации, привыкла доверять написанному слову.
Но самую большую свинью подложили мне мои предки Поповы, поиски которых застыли на 1686 году, когда монастырские и светские власти осваивали и заселяли русскими людьми южные земли губернии. Кроме того, что фамилия эта довольно распространённая, они, как поповы дети могли быть записаны в прежних ревизиях под любой другой фамилией, или могли быть беглыми из Солей Камских, Пермских или Вычегодских, скрывались и назвались по-другому. Я, конечно, просмотрела весь Вятский уезд, из которого они будто бы прибыли в Уржумский, и, естественно, не нашла. Тогда я решила пойти другим путём и стала их искать только по именам, нашла подходящих по возрасту только в одном уезде губернии под фамилией Собакины. Испарились они оттуда после 1671 года, проявился один из них в 1686 рядом с Поповыми, да и то, как бежавший уже из Уржумского Чепочкина монастыря.
Вот я и думаю, остановиться мне на этой хоть какой-то версии, так как предыдущие переписи по этому месту отсутствуют, или оставить эти белые пятна как есть? После комментария dobby решила оставить как есть, упомянув в сноске как одну из версий.

Клавишные игры наших детей

Новый лозунг эпохи – «Вся власть интернету!» Можно, конечно, благодушно отмахнуться – дескать, проблема решаема: надо следить за детьми, контролировать время нахождения и сайты, где они зависают, направлять, заинтересовывать чем-то другим, больше общаться. А сами-то мы как общаемся? Почему нам легче позвонить, а ещё лучше написать sms-ку, общаться в блогах, соцсетях и на форумах, чем вживую, глядя в глаза друг другу? Скоро вообще будем переписываться одними смайликами! Мы уже не только общаемся, но и учимся по интернету, покупаем и продаём, обманываем и воруем, даже убиваем дистанционно – это же так легко, нажал кнопку, и нет человека, как в компьютерной игре. А тут ещё искусственный интеллект объявился – « Вы не ждали нас, а мы припёрлися!» Не страшно ещё, что кто-то проводит очередной эксперимент над человечеством? А мне уже страшно…






Тема: Былое и думы
15.06.2025, 17:40


OlegVS написал:
[q]

XX34AP написал:
[q]

единственного................... комментатора
[/q]


У Вас отзывы есть не только от моей скромной персоны...
[/q]


Олег, я имела ввиду комментарии к моим сообщениям, а они только от вас, спасибо. И кстати, отзывы ваши тоже самые искренние и доброжелательные, хотя на форуме, как мне кажется, это не особо приветствуется в отношении новичков. Простите, если ошибаюсь.


Тема: Былое и думы
14.06.2025, 19:17


OlegVS написал:
[q]
Уважаемая Анна, Вы замечательно пишите! Мудро, тонко, с чувством юмора, самоиронией... и какой завидный слог! Читается на одном дыхании!

[/q]


Спасибо, Олег, за лестную оценку и поддержку, Любому автору важно знать, нравится ли людям то, что он пишет, и стоит ли вообще писать дальше. Присуждаю Вам звание своего единственного "Почётного комментатора" hug.gif


Тема: Былое и думы
10.06.2025, 20:04

Время, вперёд!
Никакой политики, просто жизнь и мои мысли вслух.

Ребёнок родился… Где и когда, у каких родителей, ждали его или появился некстати и невзначай – это уж как кому повезёт, а Божий промысел нам неизвестен. Ребёнок чист и открыт миру, ему нужны только любовь и забота, иначе не выжить. Где-то я слышала или читала, что рождаемся мы со старой душой, которая молодеет со временем. Под охраной Ангела-хранителя, с большей или меньшей свободой выбора, набивая синяки и шишки, греша и делая ошибки, падая и поднимаясь, мы взрослеем, набираемся опыта, некоторые даже становятся мудрее. Проявляется наша душа - мы это ощущаем как угрызения совести, осознание души приходит гораздо позднее.

Время – судья и лекарь, самая неизведанная из величин, самая странная и парадоксальная. Время растяжимо и непостоянно, в детстве оно течёт медленно, как струя густого мёда. Ты не можешь дождаться, когда, наконец, наступит Новый Год или день рождения, торопишь его, подгоняешь, пришпориваешь. И добиваешься, безумец, своего – время всё убыстряется, ты уже не успеваешь сделать за день все намеченные дела, нарастает усталость и недовольство собой. Появляются новые болячки, ты поначалу сопротивляешься, прислушиваясь к своему организму, пытаешься понять, чего ему не хватает и как помочь. Но с возрастом уже просто с интересом наблюдаешь, что он ещё выкинет, какой орган стоит первым в очереди?

Ты учишься достойно стареть, снижаешь свои запросы и нагрузки, делаешь утром зарядку без фанатизма, позволяешь себе полениться, умеренность – вот твой девиз. Принимаешь радости и горести спокойно, со стоицизмом "диванного философа" – будь, что будет. Только вот не фотографируешься без крайней надобности после шестидесяти, зрелище не для слабонервных. Ты уже не ловишь на себе заинтересованные взгляды мужчин, дамы поначалу ещё оценивают твой прикид, но постепенно мы все становимся невидимками. Женщинам даётся это труднее, мужчины, в основной своей массе, к их счастью, более толстокожие.

Недавно я обходила ремонтные работы тротуара по мостовой и нарвалась на окрик рабочего, здоровенного мужика лет пятидесяти – Куда прёшь, бабуля, на тот свет торопишься? Пошутила – Только после вас! - мужик юмора не оценил, а я призадумалась, выходит, я уже не стройная дамочка, а худая старушка, даже и не заметила, когда это случилось! И вот ты подходишь утром к зеркалу, говоришь свою «мантру» – я красивая, здоровая и счастливая, а оно смеётся тебе в ответ – эко, спохватилась, голубушка, раньше надо было говорить! Вот, кстати, какие разные бывают зеркала, мне только одно льстит, то, которое в ванной комнате, к остальным и не подхожу; самые безжалостные – в примерочных кабинках магазинов.

В заключение, немного юмора, чтобы подсластить пилюлю – женщины всегда кокетничают своим возрастом. В начале они его убавляют, а потом прибавляют, чтобы услышать – Не может быть, вы так молодо выглядите! dntknw.gif


Тема: Былое и думы
8.06.2025, 17:42

>> Ответ на сообщение пользователя OlegVS от 8 июня 2025 16:02

"Вашими бы устами, да мёд пить", завидую, мне бы вашего оптимизма. Как послушаешь наших политологов, которые уже готовят нас к третьей мировой, а то и к концу света... Скорее бы всё закончилось нашей победой, да навести бы порядок в стране. Трудная это задача, когда каждый второй чиновник начинает выполнять свои обязанности, только когда его пнут сверху, а каждый третий - ворует. Впрочем, это не только российская, но и общемировая проблема.

Опять мы с вами про глобальные проблемы, вы хоть смешное-то в этом посте заметили? Я вообще-то выполняла вашу директиву.
biggrin1.gif

Тема: Былое и думы
7.06.2025, 16:31

Порылась в "загашнике" своего компьютера в поисках подходящих записей, но там только или слишком личное, или написанное на злобу дня, а этому здесь не место, да и не время. У меня, конечно, довольно критический склад ума, но в нынешней ситуации кусать грудь матери, вскормившей всех нас, по меньшей мере, безнравственно. Хочется только сказать, что я понимаю под словом русский. Быть русским, это не приговор и не болезнь, это судьба, это данность от Бога. Ничего не поделаешь, мы родились на этой земле, это наша Родина, а мы её дети, и на Западе никому не нужны. Можно неплохо жить там, выучить язык, приобрести европейский лоск и приличные манеры, но ты никогда не станешь там своим, просто потому, что ты русский. И если что, то первым попадёшь под раздачу. Мой любимый племянник, к сожалению ныне покойный, в юности просто бредил Западом и мечтал уехать туда на ПМЖ, но побывав там в служебных командировках, быстро снял розовые очки и понял, что не всё так хорошо "в Датском королевстве". Забавно, что ещё в 80-х одна знакомая моей сестры, по долгу службы общавшаяся с иностранцами, передала нам одно их высказывание - Вы сами не понимаете, как хорошо вы живёте! В то время мы отнеслись к нему со скепсисом, хотя оно нам и польстило.

Опять меня увело не туда, а ведь поначалу собиралась написать что-нибудь лёгкое и позитивное. Недавно, в поисках нужной книги, обнаружила в шкафу свои старые записные книжки. Дневников я не вела, но по этим записям можно было понять, что меня раньше интересовало, что занимало мой ум и сердце. В самых ранних – стихи, песни, романсы разных авторов и разного достоинства, всё-таки вкус развивается со временем. В более поздних пошли записи практического толка – кулинарные и косметические рецепты, советы домохозяйкам и садоводам, в общем, всякая «лабудень», которая вряд ли пригодится в дальнейшем. В зрелом возрасте, когда пришла пора раздумий, появились выписки из книг с позаимствованной чужой мудростью или глупостью, это как посмотреть - взгляды со временем тоже меняются, хотя и не так радикально, как мода. В них-то я и нашла, наконец, кое-что весёленькое, а именно – образчики тонкого английского юмора и более прямолинейного, но с более глубоким смыслом, советского. Предлагаю их вашему вниманию, конечно, не всех авторов и в ооочень сокращённом варианте.

Гай Браунинг

Многие браки распадаются вскоре после того, когда один из супругов скажет – Я за рулём, а ты указывай путь.
Три скорости езды на скоростных трассах – быстрее, да быстрее же и, ради Бога, сбавь скорость, дорогой!
Если мужчина сворачивает не в том направлении, то это изобретательный способ проехать напрямик, а если женщина – то потому, что она обладает навигационными способностями старой тележки для покупок.
Вещи ломаются по трём причинам – вы слишком часто ими пользовались, вы слишком редко ими пользовались или вы пользовались ими как идиот. В любом случае, большинство приборов разработаны так, чтобы испустить дух в то самое утро, когда истекает срок их гарантии.
Чем больше вы похожи на гладильную доску, тем чаще наслаждаетесь её компанией.
Компьютеры склонны к обширным поражениям нервной системы, причём плохо становится сначала машине, а потом и её владельцу. А служба поддержки – это продвинутый эквивалент вашей жестянки с гайками и шурупами, она всегда рядом, но толку от неё никакого.
Мужчины идут в обувной магазин и через некоторое время выходят из него в тех же самых туфлях, только поновее.
Учёба – это переписывание всякой ерунды из книг, повторение – выделение существительных из этой ерунды, а экзамен – последнее испытание, которое вы будете проходить относительно трезвым.
В конечном итоге всех нас ждёт смерть, даже людей, которые сделали подтяжку лица.

Михаил Мишин

Советского человека волнует ни то, что ни хрена нет, а чтобы этого ни хрена – поровну.
Ну откуда у такого народа такое начальство? Прямо всплывает и всплывает, и не тонет и не тонет!
Куда не плюнь – супер, куда не доплюнул – элита.
Каждый, ни хрена не делая, искренне возмущается – почему ни хрена нет?
Население живёт в постоянном предчувствии обмана, помноженном на пугливую надежду – А вдруг не обманут? - делённую на опыт, что обманут обязательно.
Женщина, отвечающая высоким запросам мужчины – чтоб готовила, получала в валюте и была развратной девственницей.
8 марта. Сколько раз его просила – празднуй молча, итак тошнит.
В 21 веке между мужчинами и женщинами ещё сохраняется граница, но число перебежчиков всё более возрастает.


Тема: Пролог
7.06.2025, 15:41

Мои предпочтения в кинематографе.

Что я люблю смотреть - кроме советской, это фильмы американской классики, типа."Унесённых ветром", французские и итальянские 60-80--х годов, английские исторические фильмы и детективы 80-90-х, где так интеллигентно убивают, мило хоронят на чистеньких кладбищах; умный инспектор быстро и с юморком расследует дело - всё так по-английски благопристойно. Раньше с удовольствием смотрела продукцию Голливуда, такие фильмы, как - "Грязные танцы", "Привидение", "Пятый элемент", пока их не испортили дешёвым дубляжом, заменив из экономии прежний, очень даже приличный.

Что не люблю смотреть - боевики, вестерны, космические и другие ужастики, дурацкие американские комедии, фэнтези, современные российские и зарубежные фильмы с изобилием спецэффектов, с сытыми лицами актёров, озабоченных только суммой гонорара.

Список "моих" фильмов, которые я пересматриваю время от времени, нечасто, чтобы не набить оскомину:

1. Сергей.Бондарчук - "Война и мир", "Судьба человека", "Серёжа".
2. Сергей Герасимов "Тихий Дон".
3. Павел Лунгин "Остров".
4. Глеб Панфилов "В огне брода нет", "Начало".
5. Василий Шукшин "Калина красная", "Печки-лавочки".
6. Вячеслав Криштофович "Ребро Адама"
7. Владимир Меньшов "Любовь и голуби".
8. редко комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия и Эльдара Рязанова - очень уж заездили, самая любимая - "Кин-дза-дза".

Тут можно было бы представить себя эстетом, сказать, что я без ума от элитарных фильмов, но мне они не очень нравятся, кроме "Соляриса" и "Иванова детства" Андрея Тарковского. Но его фильмы я не могу смотреть после того, как узнала, что на съёмках "Андрея Рублёва" он, для пущего эффекта, приказал живьём сжечь корову.





Тема: Разное из настоящего и прошлого
2.06.2025, 20:26

>> Ответ на сообщение пользователя valcha от 14 мая 2023 13:37

Уже не помню, где и когда я это прочитала, и какого именно народа эта пословица, но вот она -
"Политики развязывают войны, богатые дают на них денег, бедные отдают сыновей. После окончания войны политики пожимают друг другу руки, богатые подсчитывают барыши, а бедные хоронят своих сыновей."

Тема: Былое и думы
2.06.2025, 18:05


OlegVS написал:
[q]
Но хотелось бы Вам пожелать чуть побольше оптимизма
[/q]


Спасибо, я буду стараться. heart.gif



Тема: Былое и думы
2.06.2025, 9:34

>> Ответ на сообщение пользователя OlegVS от 31 мая 2025 14:30

Долго размышляла, прежде чем написать ответ на ваш комментарий, Олег. Я поняла эту молитву немного иначе - сначала старики просят Божью Матерь, чтобы эти люди были в их жизни, а потом уже благословения для них. Возможно, у меня несколько более трагичное восприятие мира - даже когда всё хорошо, с боязнью ждёшь, что случится что-то плохое.
И что ещё остаётся нам, старикам, кроме как молиться о себе, своих близких и о всех людях на земле, о даровании прощения и утешения.

Тема: 1 июня - Международный ДЕНЬ защиты детей
1.06.2025, 9:14

Поздравляю всех форумчан с днём защиты детей; мира, здоровья и счастья всем вашим детям и внукам.

"Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!"




Тема: Былое и думы
31.05.2025, 13:44

Какая-то грустная у меня получается тема, под стать реалиям нашей сегодняшней жизни. Ещё в 2009 году моя семилетняя внучка Соня спросила меня - Тюля, когда уже будет твой день рождения? - Скоро, а что? - В моей жизни не хватает праздника, а точнее, праздника, праздника, праздника! Всё это с интонацией Тамары из сериала "Папины дочки"- очень похоже и смешно. Дождёмся ли мы все этого праздника, праздника, праздника, как вы думаете?
А пока у меня опять печальный пост, но с оптимистичной ноткой в конце - выдержки из книги, несколько усечённый вариант эконом-класса, но смысл остался прежним.

Оливия Лэнг «Одинокий город»

Одиноким можно быть где угодно, но у одиночества городской жизни, в окружении миллионов людей, есть особый привкус. В одиночестве, в отсутствии или скудости связей, родства, близких отношений трудно признаться, в этом есть стыд и тревога, и одинокий человек со временем делается всё более отчуждённым. Он желает быть на виду, быть воспринятым и принятым, и в то же время опасно уязвим, боится чужого суждения.

Одиночество бывает разным – есть временное, обусловленное обстоятельствами, личным горем; есть более глубокое – можно переживать острое одиночество, находясь в отношениях или общаясь с друзьями. Одиночеством нельзя поделиться, другим людям неловко от этого, они склонны видеть изоляцию одиноких людей, как оправданную – чрезмерно застенчивы или непривлекательны, слишком жалеют себя или чересчур собой заняты, они неудобные и странные. Люди боятся, что чужое одиночество перейдёт на них как плесень, пустит корни, и его невероятно трудно будет выкорчевать.

Можно, конечно, заявить о своём присутствии в этом мире в бескрайних полях интернета, но в ответ на затраченное время не получаешь ничего осязаемого. Будет достаточно самой малости – упущенных связей или недополученных лайков, чтобы одиночество снова проступило; виртуальное, оно столь же болезненно, как и то, что возникает от общения в настоящей жизни. Мало того, отчуждёнными становятся все привязанные к своим компьютерам, недоверчивыми к настоящим связям. Наша способность общаться усыхает и отмирает. Одиночество таят, прячут как уродство, скрывают свои шрамы, но зачем, что позорного в переживании этого чувства?

Несмотря на невообразимое ощущение оставленности в этом мире, который мы испоганили, нас не оставляет мучительная надежда на воссоединение в одно целое. Необязательно быть с кем-то, чтобы избавиться от одиночества; необходимо понять, что все трудные чувства – депрессия, тревога, хандра, вообще-то следствие более масштабных проблем в обществе. Одиночество – штука и личная и политическая, правил, как в нём обитать, нет, но стоит помнить, что поиски личного счастья не отменяют наших обязанностей друг перед другом. Мы вместе в этом мире накопления шрамов, в этом физическом временном раю, какой часто похож на ад. Важны доброта и общность, важно оставаться чутким и открытым, потому что из минувшего нам известно, по крайней мере, одно - все чувства недолговечны и преходящи.


Тема: Родом из детства
30.05.2025, 13:40

После майских холодов пришла, как всегда неожиданно, изнуряющая жара, и уже тоскуешь по благословенным сереньким и прохладным денькам. Делать ничего не хочется, вот и решила вернуть в дневник свою прежнюю тему, в сущности, почему бы ей тут не быть. Все мы потихоньку становимся реликтами прошлого, пусть внуки и правнуки почитают, как жили их деды и бабки в "доисторическую" эпоху без интернета. Пригладила своей беглянке торчащие вихры, почистила пёрышки, кое-что убрала, кое-что добавила.

Самое раннее детство, в отличии от старшей сестры, запомнившей своё до мелочей, я помню смутно, в основном, по испытанным тогда ощущениям. До моих шести лет мы жили в Малмыжском районе, папа работал главным инженером в леспромхозе, мама занималась хозяйством и растила трёх дочек. Помню утренние сборы в детский сад - папа пытается надеть мне цигейковую шапку поверх платка, а я рыдаю, потому что мне кажется, что у меня завернулись уши; помню как вечером нас ждала и потом провожала домой из д/сада наша умная и добрая собака Дамка. Помню, как нас сестрой, закутанных в шали, везли из бани на фанерных закрытых санках с застеклённым окошечком спереди, как скрипел снег под полозьями, и тихо переговаривались родители. Запомнилась их поездка в город за товарами, не знаю, сколько времени они отсутствовали, оставив нас на бабушку, папину маму, только однажды поздно вечером они прямо в одежде, весёлые и румяные с мороза, зашли к нам, полусонным, в детскую и вручили каждой по большому целлулоидному пупсу. А наутро мы примеряли обновки и танцевали в зале под патефон в нарядных платьях с оборками и рукавом фонариком. Ещё у нас во дворе стоял сделанный местным плотником по папиному заказу маленький деревянный домик с дверью и окнами, внутри стоял стол с двумя стульчиками, только вот играли мы в нём недолго - папу в 1960г. перевели в Киров начальником планового отдела в ВВСК - Волго-Вятскую сплавную контору.

Года два мы жили в Вересниках (запомнились всплывающими в половодье деревянными тротуарами и лодками на дорогах, ставших реками) в казённом доме без удобств возле Поповского озера, и мама по деревенской привычке завела уток. Ночью они спали в сарае, а днём их выпускали поплавать, пометив каждую химическим карандашом - у соседей тоже были утки. Однажды в выходной день мама куда-то ушла, поручив папе приглядывать за ними, папочка наш решил модернизировать процесс выгула - привязал каждой на шею по верёвке и закрепил колышком на берегу. Хорошо, что мы не увидели итоговый результат, а то была бы душевная травма на всю жизнь
В первый год жизни в Кирове мы, дети, беспрестанно болели. Сначала по очереди корью, заболевшую изолировали в родительской спальне с занавешенными окнами, так как глаза не выносили солнечного света, уже выздоровевшие тайком пробирались к ней с зеркальцем и хохотали до упаду, когда та, рыдая, лицезрела своё пятнистое лицо. Потом все переболели краснухой, это уже было полегче, и, наконец, я попала в больницу, не знаю с каким диагнозом. Пролежала я там сутки, отвернувшись к стенке, всё время плача и трясясь от страха - рядом со мной лежал странный мальчик, который не говорил, а только мычал и всё время дёргался, и я старалась на него не смотреть. К вечеру у меня появились сильные боли и припухлость в околоушной области, но я, боясь, как огня, уколов, никому об этом не сказала и не спала всю ночь. На утреннем обходе опытный врач сразу же диагностировала свинку, на отделение наложили карантин, а меня тут же выписали домой, где я две недели пролежала в постели с компрессом на толстой шее.

После кори нас с младшей сестрой Олей пристроили в детский сад, причём в одну ясельную группу, так как мест в старшей не было. Я этим была весьма довольна, всё-таки вместе с сестрой, и с радостью возилась с малышнёй, категорически отказываясь переходить в группу по возрасту, когда место там уже освободилось. Воспитателям пришлось устроить целое, довольно жестокое, представление - придраться к тому, что я не ем манную кашу, выгнать из одной и притащить меня, зарёванную, в другую группу, где была разыграна вторая мизансцена - дети тихо сидели на стульчиках вокруг воспитателя, читавшего им какую-то сказку. Мне утёрли слёзы, усадили на стул - так началась моя беззаветная любовь к художественной литературе и страсть к чтению. Из моей жизни в детском саду ещё я помню, как мы на прогулке помогали воспитателю лепить из мокрого снега различные фигуры и раскрашивать их акварельными красками; помню подарок, который все мы получили по окончанию - большую коробку со школьными принадлежностями: карандашами, ручкой с пером, чернильницей, тетрадями
.
Запомнился ещё вечер знакомства будущих первоклассников и их родителей со школой; мама нарядила меня в синюю юбочку в складку на лямках и белую блузку с круглым воротничком, вплела в тощие косички атласные ленты. Была я маленькой худышкой, и меня выбрали исполнять танец куклы с мишкой в пару с мальчиком в коричневом с начёсом костюмчике. До сих пор помню слова этой незамысловатой песенки "Мишка с куклой громко топают, громко топают - посмотри, и в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают - раз, два, три!" Мы с моим кавалером неловко топтались посреди зала, взявшись за руки, он пыхтел и наступал мне на ноги, а я чуть не плакала от застенчивости, да ещё подол юбки распоролся с одного боку, и все это заметили. Мать стояла поодаль в кругу родителей и казалась одновременно гордой и разочарованной.

Вскоре мы переехали в благоустроенную квартиру по улице Хлыновской, стали совсем городскими, так что сельский житель я никакой. Большая комната была проходной и с аркой, над которой висел карниз со шторами. Иногда мы их задёргивали и устраивали концерт с выходом для родителей, подложив для солидности кубики в чулки под пятки, типа каблуков, и накинув на плечи кружевные накидки с кровати родителей - пели песни, читали стихи и даже неуклюже танцевали под смех и аплодисменты зрителей. Перекрытия в доме были деревянными, а к соседям сверху часто приходили гости, и начиналось веселье до позднего вечера - крики, смех и "топотуха"; абажур наш раскачивался, потолок пружинил и трещал, и мы боялись, что он рухнет нам на головы. Дома мы играли в настольные игры: домино, шашки, лото, рисовали цветными карандашами, обязательно все трое одно и тоже - у кого лучше получится, такая вот конкуренция. Старшая Люся как-то быстро повзрослела, завела подружек, а я третировала младшую, заставляя её играть в то, что нравиться мне. Как-то, прочитав в журнале "Мурзилка" рассказ о том, как Незнайка готовился стать космонавтом, я устроила для нас испытания - прели, задыхаясь под шубами, задерживали дыхание, выпили целый чайник воды, как только не лопнули, и другие тому подобные глупости - критично относиться к написанному я ещё не научилась.

. Телевизор мы тогда уже купили, но передачи начинались с семи вечера, так что всё свободное время мы проводили на улице. Двор был один на три дома, все друг друга знали и играли допоздна в классики, прятки, догонялки, в "испорченный телефон", я могла часами крутить обруч и прыгать через скакалку. Зимой катались с горок-ледянок, играли в снежки, прыгали в сугробы с сараев; летом ходили гулять на гору - вверх по улице Верхосунской мимо деревянных домишек, и по тропке, вьющейся по краю обрыва, доходили почти до Нововятска, лакомясь по пути сурепкой. Иногда по воскресеньям ходили туда с мамой, расстилали одеяло под маленькими ёлочками возле опытного поля с несъедобной кукурузой и устраивали пикник с хлебом с солью и зелёным луком.

На лето нас "ссылали" к бабушке Луше, маминой маме, в любимую деревню Мелеть. Бабка, солдатская вдова, жила бедновато в половине низенького дома в одну комнату с маленькой кухонькой с печкой- голландкой. В центре деревни рядом с почтой и магазином был пруд с кувшинками и кубышками, из длинных стеблей которым мы мастерили браслеты и бусы, а в самом пруду купались, надув наволочку из плотного тика, крепко держа её руками, и яростно молотя ногами по воде, чтобы не пойти ко дну. Но больше мы любили ходить на мелководную с песчаным дном речушку Мелетку, сначала чистили влажным песком принесённую из дома посуду, а потом носились по колено в тёплой, ласково журчащей воде, визжа от восторга. Бабушка вскоре тоже переехала в Киров, и мы уже стали ездить в село Кильмезь к папиной сестре Нюре.

Вернее не ездить, а летать на самолёте АН-2, "кукурузнике", как его называли в народе, тогда ещё без окон и с двумя скамьями вдоль бортов. Самолётик громко рокотал, без конца проваливаясь в воздушные ямы, а мы держали наготове коричневые бумажные пакеты с пропиткой, один вид и запах которых уже вызывал рвоту. Село было большое, стояло на крутом, поросшем елями и соснами, берегу реки, тоже Кильмези, за которой простирались луга и лиственные рощи, там по праздникам проходили массовые гулянья. Тётка была хозяйственная, держала всякую живность, в огороде чего только не было, готовились на зиму варенья-соленья, коптились окорока, в русской печи сушились малина и грибы, пеклись вкуснейшие пироги. Большой крытый двор, сеновал, баня по-чёрному, где я постоянно угорала, спали в клети на широких кроватях под марлевыми пологами. Помню пешие походы в дальний лес за грибами и ягодами, на молочную ферму с вёдрами за обратом для поросят, к реке в "полоскальню" под горой - длинное мрачное строение с деревянной колодой посередине, где даже в жару текла ледяная вода из родника. Спасибо, тётушка, за эти чудные летние дни, вечная тебе память и царствие небесное.

Были ещё поездки в пионерский лагерь "Ровесник" в Сидоровке, к маминым сёстрам в Свердловск, с папой в военный санаторий на Украине, но это уже отдельная песня. А пока, прощай моё милое детство, иногда радостное, иногда печальное, не очень сытое и чуточку бестолковое. Спасибо тебе за все твои запахи, мечты и надежды, за первую прочитанную книгу и услышанную мелодию, спасибо за каждый прожитый день в ожидании счастья. и прости меня, пожалуйста.


Тема: Ищите и обрящете
30.05.2025, 0:58


Хочется поделиться с вами своими наблюдениями и выводами, которые я сделала, восстанавливая свою родословную по четырём основным ветвям - на боковые у меня не хватит ни сил, ни времени, ни зрения. Расскажу коротко, с минимумом имён и дат, чтобы вас особо не напрягать, да и кому интересны чужие предки.
Пришлось четыре года походить по архивам, порыться в метрических книгах, ревизских сказках и в списках переписи населения. Ревизии в России проводились 10 раз, результаты первых трёх находятся в Госархиве Москвы, остальные с 1795 по 1858 годы – на местах; 4 ревизия 1782 года по Вятской губернии утрачена, ревизия 1811 года оказалась наименее результативной - переписывали только мужчин. И в Ревизских сказках, и в списках переписи указывался возраст людей, года рождения я высчитывала сама, поэтому возможны расхождения в датах плюс-минус год, только некоторые из них удалось уточнить по метрикам. Восстановление родословной оказалось делом очень увлекательным, но довольно муторным и долгим, так как часто менялись церковные приходы, волости и даже уезды, у деревень были двойные, а то и тройные названия. В архивах приходилось ждать своей очереди сначала недели по две, а сейчас уже по месяцу, да и документов выдавали не более 1500 листов за раз, из которых нужных тебе всего 5-10. Кроме того, метрические книги за период с 1865 по 1882 годы находятся в Кировском краеведческом музее и выдаются платно, но нужного мне Малмыжского уезда не оказалось и там, и даже в самом Малмыже. Писари не отличались каллиграфическим почерком, а в 17 - 18 веках вообще писали сплошными завитушками, для экономии чернил разводили их водой, так что со временем записи сильно выцвели. Иногда они при очередной ревизии просто дублировали старые записи, не утруждаясь даже прибавить возраст, путали фамилии и названия деревень. По папиной линии нашлось больше данных, так как все предки были православными; а по маминой - старообрядцами, поэтому архивных документов сохранилось мало. Следует отметить, что уже год в нашем архиве идёт большая работа - систематизация и оцифровка документов, пока только неудовлетворительного состояния. И хорошо, что у нас есть сайт "Родная Вятка", где в прямом доступе переписные книги 17 века и первые три ревизии, большое спасибо его учредителям Денису Шабалину и Ивану Зыкову, а так же всем модераторам и активистам. И так, начинаем.

Все предки мои были монастырскими крестьянами Трифонова Успенского монастыря: Пьянковы жили при церквях на бобыльских дворах, пахотной земли не имели и занимались ремеслом – были кузнецами, мельниками и т.п., остальные пахали монастырские земли и платили оброк. Недород, падёж скота, непомерные подати, выбиваемые побоями в острогах: крестьяне вымирали не то, что семьями – деревнями, сироты скитались меж дворов, их отдавали в солдаты, высылали на стройки в Петербург и Азов, где они и помирали. Люди семьями бежали в южные волости губернии, как мои Поповы, некоторые - за Урал, в Сибирь. Перевод их в экономические (государственные) по указу Екатерины II несколько улучшил положение, Пьянковы хотя бы получили землю, но ремесла не забывали.
Первые упоминания о роде Пьянковых датируются 1562 годом в бумагах поселения Шуя нынешней Ивановской области, где жил Пьянко Мартемьянов, и из московских документов 1573 года - царский конюх Пьянко Легасов, на Вятке же люди с такой фамилией появились в 17 веке. Предполагается, что она произошла от некрестильного домашнего имени-оберега Пьянко, какое раньше родители специально давали детям, чтобы уберечь их от нечистой силы, наделить трезвостью и другими хорошими качествами. По переписи населения 1628 года в вотчине Трифонова монастыря – Усть-Чепецком Никольском погосте Хлыновского уезда при церкви Николая Чудотворца на бобыльских дворах жил и платил тут оброк Ларка Иванов Пьянков В дальнейшем монастырь переселил семью сначала в Курчумскую волость в деревню Екатерининскую при монастырской мельнице, потом в Лудянскую в починок Тиминский. Наконец, по указу Земской палаты мой предок был переселён в 1811 году в Уржумский уезд, где основал починок и вырастил всех своих девятерых детей, что удивительно при ужасающей детской смертности того времени.

Фамилия Гонины произошла или от слова гонец, или глагола гонать - гадать, ворожить; наверное, от этой родни у меня в юности была такая тяга к хиромантии, гороскопам, гаданиям и вообще ко всему таинственному. Чтобы разыскать Гониных на сайте «Родная Вятка», мне понадобилось больше всего времени, так как в пятой ревизии 1795г. не было написано, откуда они прибыли в заимку, поэтому мне пришлось перерыть весь Хлыновский уезд. Наконец, нашла - в 1617 году в деревне Трухинской Трифонова монастыря вотчины Быстрицкой волости числятся Богдашко, Шестак и Ивашко Гонины. В дальнейшем сына Ивана - Марка, по прозвищу Любимко, забрили в рекруты, уже его сын проживал в разных деревнях половником, пока монастырь не поселил семью сначала в деревне Мокеевской Курчумской волости, потом перевёл в заимку Платуновскую, откуда по указу всё той же Земской палаты 1811года эта родовая ветвь тоже поселилась в Уржумском уезде в деревне Кадошники. Царскому правительству нужно было осваивать и заселять русскими людьми южные земли губернии, населённые черемисами и вотяками, считавшими эти земли испокон веков своими, и нужно было как-то поладить и ужиться с ними, думаю - это было нелегко.

Род Поповых упоминается с 15 века, фамилия произошла от слова поп – священнослужитель, или от имени Поп. Фамилия эта весьма распространённая, и я потратила почти год, пытаясь разыскать предков в начале 17 века в Хлыновском уезде в вотчинах всё того же Трифонова монастыря, откуда они, по их словам, прибыли в Уржумский, где в переписи 1686 года я обнаружила их в Петровской волости в ясачной деревне Крюково Чамское поле на речке Буй - Родьку Ефимова сына Попова с сыном Офонькой. Версий начала века было предостаточно, но ни одну из них не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, вполне возможно, что мои Поповы вообще беглые из Сольвычегодского, Кайгородского или Соликамского уездов, сейчас это Вологодская губерния и Пермский край. Кроме того, если у священника с любой фамилией было много сыновей, то только старшему из них она и переходила вместе с приходом, а остальным давали фамилию Попов, как детям поповым. В дальнейшем семья жила в починке Бусоргин этой же волости, потом с 1824 года в деревне Мелеть Мамыжского уезда.

Ну и наконец, четвёртая ветвь - Блиновы, московский род, первые упоминания относятся к 15 веку, на Вятке люди с такой фамилией появились с 17 века; фамилия произошла от слова блин и означала, скорее всего, широколицых или любящих блины людей. В переписи 1678 года в починке Камешной Трифанова монастыря Сунской волости проживал Ивашко Иванов Блинов с детьми Мартынко, Ярушко, Власко и Ельфимко. В более ранних переписях никого идентифицировать не получилось, там таких Ивашек Ивановых сынов Блиновых - пруд пруди. После смерти отца сыновей переселили в деревню Дудинскую Кырчанской волости, которая в дальнейшем получила второе название - Большая Блиновщина, очень уж плодовиты были мои предки. В 1811 году семью, как вы уже догадались, по указу Земской палаты переселили в деревню Малый Порек Малмыжского уезда.

Перелистывая страницы архивных документов, постепенно учишься читать между строк, анализировать, сопоставлять с известными историческими событиями и делаешь порой неожиданные и даже парадоксальные выводы. Привычно, как к себе домой, заходишь на сайт и вдруг задумываешься - Боже мой, да это ведь допетровская Русь, аж дух захватывает! Находишь в интернете дополнительные сведения, попутно изучая историю своей страны и своего края, и ужасаясь тому, как плохо её знаешь, и пытаешься как-то восполнить эти пробелы.




Тема: Былое и думы
29.05.2025, 12:41

А это уже, к сожалению, не мои умные мысли, хотя и очень созвучные моей душе. Кое-кто раньше меня ощутил и выудил их из океана вселенского разума, и этот кто-то - английский писатель Джулиан Барнс со своими размышлениями о жизни и смерти.
Вот, кстати, толи в силу возраста, толи вследствие занятий генеалогией, но меня последнее время больше интересуют вопросы смерти, нежели жизни, жутко интересно - что же там, за последней чертой? Торопиться, конечно, не стоит - успею ещё, но мне, как и большинству русских людей, и жить уже неохота, и помирать страшно.


Размышления о жизни

Если твоя природа для тебя непостижима, это наверняка уменьшает твои шансы на счастье. Когда разум отдыхает, на поверхность ]памяти немедленно всплывает разнообразнейший мусор от всех прожитых лет. Мы можем сколько угодно делать вид, будто ничего не потеряно, не сотворено, не сказано, но наша потаённая сердцевина ничего не забывает, потому что единожды совершённое меняет нас навек.

История – это уверенность, которая рождается на том этапе, когда несовершенства памяти накладываются на нехватку документальных свидетельств. История – это ложь победителей и самообман побеждённых. Англия продаёт своё прошлое другим народам в качестве их будущего. Мы хотим возложить ответственность на конкретную личность, чтобы оправдать всех остальных; или, наоборот, на исторический процесс, чтобы обелить конкретных личностей.

Рассказывая историю своей жизни, часто приходится её корректировать, приукрашивать, ловко подравнивать. Наша жизнь – вовсе даже не жизнь, а просто история, рассказанная о жизни. Рассказанная нами для других, но в первую очередь для себя. Люди, неспособные усвоить те уроки, которые преподносит им жизнь, испытывают жалость и ненависть к самим себе по поводу всей своей жизни.

Жизнь не ограничивается сложением и вычитанием, в ней есть и аккумуляция, и умножение потерь и неудач. Ответственность за твою жизнь лежит на тебе одном; нельзя винить родителей, кивать на гены, перекладывать ответственность на общество. Большая часть жизни проходит в пассивности; настоящее – булавочный укол между придуманным прошлым и воображаемым будущим. И хотя мы думаем, будто вольны творить, что хотим, мы не можем определить, чего именно хотим.

Человеческая душа разрушается тремя способами: действиями других, собственными действиями, совершаемыми по чужой воле во вред себе, и собственными действиями, добровольно совершаемыми во вред себе.

Если б можно было блокировать память по своему желанию, поставив рычаг в нейтральное положение. Но мозг упорно не желает изгонять прошлые неудачи, унижения, самобичевания. Как бы славно было хранить в памяти только приятное, по своему выбору; но поверх приятного наваливается, напирает то, что хочется выбросить из головы, то, что мучает.

Ирония – средство защиты своего существа и своей души, изо дня в день она даёт тебе возможность дышать. Но у иронии есть свои границы. Например, истязатель, равно как и его жертва, не может быть ироничным. Если же иронией пренебрегают, она сгущается до сарказма; и какой тогда от неё толк? Сарказм – это ирония, потерявшая душу. В идеале молодой человек не должен быть ироничным. У молодых ирония препятствует развитию, притупляет воображение. Жизнь лучше начинать с открытым забралом, с верой в других, с оптимизмом и доверительностью. А уж потом, придя к пониманию вещей и людей, можно культивировать в себе ироничность.

Естественный ход человеческой жизни – от оптимизма к пессимизму, а ироничность помогает смягчить пессимизм, достичь равновесия и гармонии.

Людям свойственно делать мелодраму из своей юности, а также без конца перебирать в памяти варианты и решения, которые в ту далёкую пору были приняты бездумно.

В молодости у нас нет никаких обязательств перед будущим, зато в старости появляются обязательства перед прошлым, перед тем единственным, что нельзя изменить; человек начинает рассуждать в сослагательном наклонении: что, если бы произошло так, а не этак?

Есть два взгляда на жизнь, две крайности одной сущности, разделённые пропастью. Согласно первому, каждое действие человека неизбежно несёт в себе отмену любого другого действия, которое могло бы совершиться вместо первого; следовательно, жизнь состоит из череды мелких и крупных актов выбора, проявлений свободной воли. Согласно второму, всё происходящее неизбежно и во всём важна предыстория.

Размышления о старости

С уменьшением числа очевидцев становится всё меньше доказательств твоей жизни.

Разница между молодостью и старостью заключается, среди прочего, в том, что молодые придумывают для себя будущее, а старики – прошлое.

Если жизнь не раздаёт заслуженные награды, почему она должна под конец дарить нам тёплые утешительные чувства?

Теперь, когда друзья меня покидают, я уже больше не могу решить из-за чего – моего ли успеха, моего ли провала. Такова старость.

Единственный верный способ не доставлять затруднений родственникам – это лечь в гроб.

Главные причины для умирания: это то, чего от вас ожидают другие; надвигающиеся одряхление и сенильность; пустая трата денег (разбазаривание наследства); утрата интереса к новостям; желание узнать, что ждёт за гробом (или не ждёт?) Главные причины для неумирания – никогда прежде не делал того, что ожидают другие, с какой стати начинать теперь? За - всегда оказываются сильнее против.

С возрастом становится всё труднее и труднее смотреть вперёд, жизнь складывается преимущественно из наблюдений и воспоминаний. Но есть и другая крайность, в особенности у мужчин, которые на седьмом и восьмом десятке продолжают вести себя как тридцатилетние, ныряя в круговорот молодых женщин, экзотических путешествий и экстремальных видов спорта. В немецком для обозначения такой лихорадочности есть особое выражение, которое переводится как «паника при закрытии дверей».

Как хочется обладать мудростью в начале своей жизни, а не в конце. Люди выслушивают советы старых людей с вниманием, а затем поступают прямо наоборот.

К концу долгой жизни между выходящими из строя и ослабевающими частями тела начинается соревнование за первое место в нашем свидетельстве о смерти
.
Прожить нужно ровно столько, чтобы не разочаровать других и самому не разочароваться в жизни.

Редко у кого жизнь заканчивается фортиссимо в мажоре, а смерть редко бывает своевременной – кто-то уходит до срока, кто-то запаздывает. И как жить за чертой своих лучших лет, за той чертой, где жизнь больше не дарит радости, а приносит одни разочарования и дурные вести.




Тема: Былое и думы
27.05.2025, 20:00

В этом разделе будут собраны мои разрозненные и разновременные мысли вслух - экскурсы в прошлое, размышления о настоящем и думы о будущем. Здесь не будет архивных выписок, ссылок и материалов из, в общем, ничего полезного для людей, интересующихся генеалогией. Так что, кто не любит "болталогические" темы, может смело его пропустить. Да, и раздел будет пополняться - мало ли, что взбредёт мне в голову. Ну, начну, пожалуй, как сказал один хороший человек - Поехали!

Белая зависть

Как же я завидую людям, у которых сохранились их родовые гнёзда, дома дедов-прадедов, куда можно приехать в трудную минуту и набраться сил у предков, окунуться в детство и напитаться его запахами. У меня ничего этого нет – одна деревня вообще перестала существовать, две вошли в состав других поселений, а четвёртая, наверное, так изменилась, что страшно приехать и ничего не узнать: нельзя войти в одну реку дважды.
В детстве, приезжая к тётке в деревню, я любила забираться на чердак и разглядывать старые сундуки, корзины, стопки пожелтевших от времени газет и журналов, деревянный инвентарь непонятного мне назначения. Тётка ворчала: «Иди погуляй, что ты дышишь этой пылью, ещё упадёшь, сломаешь себе чего-нибудь!» Наша же семья так часто переезжала с места на место, безжалостно выбрасывая старые вещи, что мало чего сохранилось в семейном архиве - несколько старых открыток и два альбома фотографий, домотканое бабушкино полотенце, мамина строчёная скатерть, да каким-то чудом наши детские рисунки. Ещё потёртая картонная зелёная папка с папиными документами, медалями, служебными записками, мандатами делегатов всевозможных съездов, его готовальней, похоронкой и трофейной опасной бритвой с рукояткой из слоновой кости.
Что имеем не храним, потерявши – плачем…


Вы чьё, старичьё?

Дедов своих я не застала, один пропал без вести на фронте в 1942 году, второй тогда же умер от сердечного приступа, получив похоронку на младшего сына. Представляю их себе по единственным сохранившимся фотографиям, с бабушками же хотя бы общалась изредка, приезжая в деревню на летних каникулах. Сейчас, сама став почти старухой, я понимаю, что им не хватало нашего внимания и заботы, своей вовлечённости в нашу жизнь. Чего уж говорить про сегодняшнее время!
Прежде родителям было особо некогда заниматься нами: работали от зари до зари, чтобы прокормить семью, и воспитывали, в основном, собственным примером. Но мы ходили в советские школы, занимающиеся не только нашим образованием, но и воспитанием, посещали различные бесплатные кружки и секции, читали хорошие книги с замечательными иллюстрациями талантливых художников. Нынешним детям и внукам, зависающим в соцсетях и на примитивных сайтах, взрослые, особенно пожилые, совсем не интересны; они считают нас старомодными и отсталыми. И, сколько бы мы не пытались приблизиться к ним, стараясь понять их вкусы и предпочтения, даже используем иногда в разговоре их сленг, они всё равно слушают нас с равнодушными и ироничными лицами.
Есть, наверное, счастливые старые люди, которых всё устраивает в их жизни, есть «толстокожие», не чувствующие болезненных уколов по самолюбию, есть люди совсем без кожи – таким хуже всего. Основная же масса держится бодрячком, но глаза у всех грустные и какие-то потухшие. Жизнь стариков становится всё комфортабельнее и всё противнее, мы чувствуем себя лишними, мы всем мешаем. Мешаем Пенсионному фонду – слишком долго живём, системе «Здравозахоронения» -- помним, как раньше лечили, системе ЖКХ – помним, сколько платили за коммунальные услуги, предприятиям торговли – поскольку помним ещё вкус настоящих продуктов. Мешаем всем самоуверенным и дерзким, которые думают, что будут всегда здоровыми и молодыми, и не понимают, что мир, в глобальном значении этого слова, в котором всё меньше любят детей и стариков, такой мир, к сожалению, обречён.


Молитва стариков

В Италии, в церкви Сан-Донато стоит скульптура Божьей Матери Стариков, рядом висит на стене эта молитва.

Благословенны те, кто смотрят на меня с участием…
Благословенны те, кто приноравливает свой шаг к моему, усталому и замедленному…
Благословенны те, кто громко говорят в моё оглохшее ухо…
Благословенны те, кто ласково сжимают мои трясущиеся руки…
Благословенны те, кто с интересом слушают мои рассказы о давно ушедшей молодости…
Благословенны те, кто понимают мою жажду общения…
Благословенны те, кто дарят мне своё драгоценное время…
Благословенны те, кто помнит о моём одиночестве…
Благословенны те, кто возле меня в минуты моих страданий…
Благословенны те, кто радует меня в последние дни моей жизни…
Благословен тот, кто будет держать меня за руку в минуту моего ухода…







Тема: Пролог
19.05.2025, 10:47

Записки книголюба

Читать книги я начала с шести лет, слава Богу, детская литература в те времена была замечательная. Читала запоем, без разбору и какой-либо системы, в юности это были классические французские романы с лямур-тужуром, потом увлеклась русской классикой. В период начала гласности почитывала Солженицина и Довлатова, с 2000-х пришло время Улицкой и английской классики, которая мне показалась ближе всех к русской, французская всё-таки более легковесная. Как-то сестра подарила мне книжку Акунина, что-то про монаха, что-ли, не помню уже - не понравилось от слова совсем, мелко как-то и сюжет из пальца высосан; со временем разочаровалась и в Улицкой.
Вообще, когда хорошие книги уже прочитаны, а магазинные и библиотечные полки завалены чтивом, на которое жаль времени, подходишь с осторожностью к выбору литературы. Из прочитанного в последние годы понравились и запомнились Максим Кантор "Стратегия левиафана", Евгений Водолазкин "Лавр", публицистика Татьяны Москвиной, Алексей Варламов "Душа моя, Павел", "Рождение" и другие его повести и эссе.
Но поддерживает на плаву, утешает душу и придаёт сил всё-таки нетленная русская классика, особенно нестареющая поэзия.

Тема: ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ, ищем родных\знакомых на фотографиях
18.05.2025, 15:21

1945 год Кировская область Уржумский район Калашниковский планово-учётный техникум. В центре преподаватели - Иван Осипович, Иван Петрович Данченко, Марк Сергеевич Марголин.
А вообще, можно просто кликнуть по фото мышкой, и оно увеличится, легко прочитаете надпись.

Тема: ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ, ищем родных\знакомых на фотографиях
18.05.2025, 15:12

Кировская область Уржумский уезд, Шурминская средняя школа IV "Б" класс, 1934 год ноябрь месяц. Одно фото сделано около школы и подписано с обратной стороны, второе в классе, подписи нет, но видно, что это те же люди.
1 ряд слева направо - Бердников Михаил, Пьянков Лазарь; 2 ряд - Чекалкин Валентин, Решетников Александр, Гордеев Павел, Смирнова Евдокия Андреевна, Стрелков Борис, Чекалкин Фёдор, Пантюхин Валентин; 3 ряд - Овечкин Прокопий, Шалагинов Фёдор, Чернов Филимон, Чернышёв Владимир.

Тема: Пролог
14.05.2025, 10:09

Надеюсь, вы не возражаете, если я тисну сюда ещё несколько фото Просто мне надо переместить тему в начало дневника и закрепить её там, чтобы не прыгала с места на место, как кое-кто на гребешке.

Тема: Пьянковы
14.05.2025, 9:54

Вот ещё несколько интересных фактов из истории этого рода я нашла, роясь в МК архива.
Папины предки были православными, хотя жена Андрея Фомича - Мокрида Яковлевна в 1809 году одна из всей семьи ушла в раскол. Возможно, сказалась тяжёлая болезнь, в 1811 она умерла от чахотки, и отпета была почему-то по православному обряду. Покаялась и вернулась в лоно прежней церкви? - опять загадка, которую уже не разгадать. Сын их Степан Андреевич в 1811 по указу Земской палаты вместе с женой и четырьмя детьми был переселён из Нолинского тоже в Уржумский уезд, основал починок Пьянков, вырастил всех своих девятерых детей и, если верить ИР, имел трёх жён - Маремьяну Трифоновну, Марину Стефановну и Евдокию Калиновну, последняя была на 19 лет его моложе. Допускаю, что Маремьяна могла как-то трансформироваться в Марину, но я не нашла в МК не только записей о втором и третьем венчании, хотя он мог венчаться и в приходе невесты, но и записей о смерти предыдущих жён! Уже я заказывала некоторые дела по второму разу - глаз "замыливается", могла и пропустить; уже, перефразируя Пушкина, "архивны юноши толпою на Аню чопорно глядят и про неё между собою неблагосклонно говорят". И я их понимаю - потягай-ка эти неподъёмные фолианты с полки на полку, но простите, если обнаглею и закажу ещё раз, мой перфекционизм не даёт мне покоя. Если бы ещё дела были сшиты по приходам, а не по годам, что предпочтительно для статистиков и краеведов, но крайне неудобно для потомков, пытающихся составить свои родословные.
Вот ещё две выявленные неувязки - у Степана Петровича Пьянкова все дети, кроме прадеда Сергея, умерли в младенчестве, включая полугодовалую Анну. Но что интересно, записи о её рождении именно в этой семье нет, зато есть другая о рождении в это же время дочери Анны в родственной семье. Возможно, это один и тот же ребёнок, и священник просто ошибся, только вот когда - при записи рождения или смерти?
Пока я копалась в архивной пыли, разыскивая следы трёх жён, то попутно выявила интересные, хотя и печальные факты о судьбе предка по боковой линии - Пьянкова Прокопия Климентьевича1762г.р. У него было уже 6 дочерей, когда его жена умерла при родах долгожданного наследника, тоже умершего в 4 мес. Горемыка женился на вдове из соседней деревни и сам скончался через 3 года в возрасте 42 лет, оставив своих дочерей круглыми сиротами. Мачехе было, наверное, не до них, всех по бедности замуж выдать не удалось, и, по крайней мере, двое из них сбились с пути праведного - приносили почти каждый год по незаконнорожденному, умиравшему в младенчестве ребёнку, вот уж судьба-злодейка!
Сколько же можно сделать неожиданных и, возможно, не очень достоверных открытий, просто пролистывая архивные дела. Вообще, мне кажется, что история, особенно древняя, многогранна и неоднозначна, вызывает много споров, разногласий и разночтений; любой летописец и исследователь волен трактовать события и факты по своему. Правд много, истина одна, помрём - узнаем, может быть.

Тема: Мой отец
14.05.2025, 9:40

В моём семейном архиве хранятся папина похоронка 1942 года и несколько старых групповых фотографий, подписанных его рукой Может, это будет кому-нибудь интересно, или кто узнает на них своих родных и знакомых. Две фотографии 1934 года - ученики IV "Б" класса Шурминской средней школы Уржумского уезда Кировской области, одна сделана в классе, вторая - на улице около школы, на ней перечислены фамилии. Первый ряд слева направо - Бердников Михаил, Пьянков Лазарь, второй ряд - Чекалкин Валентин, Решетников Александр, Гордеев Павел, учительница Смирнова Евдокия Андреевна, Стрелков Борис, Чекалкин Фёдор, Пантюхин Валентин; третий ряд - Овечкин Прокопий, Шалагинов Фёдор, Чернов Филимон и Чернышёв Владимир.
Третья фотография сделана в июле 1954 года в сквере у Дома культуры города Малмыжа, первый ряд слева направо - братья Власовы Николай Трофимович и Пётр Трофимович, второй ряд - мой отец и корреспондент газеты "Кировская Правда" Наумов Пётр.

Тема: Поповы
13.05.2025, 22:36

Бабье царство

Работая с доступными архивными материалами, просматривая ревизские сказки и метрические книги, обнаружила я одну странную закономерность - у предков моих по двум родовым ветвям Поповых и Пьянковых, переехавшим из Нолинского в Малмыжский и Уржумский уезды, начиная с 1830 года стали рождаться, в основном, одни девки. Мальчики или умирали в младенчестве, или вообще был только один наследник, так что род Петра Степановича Пьянкова 1810г.р. вообще прервался по мужской линии, а Григория Сергеевича Попова 1817г.р. - под большим вопросом. Дедов своих я никогда не видела, их не стало ещё до моего рождения, а я в этом посте хочу отдать долг памяти своим бабушкам, царство им небесное.

Бабка моя по отцу Анна Николаевна 1887г.р., урождённая Гонина из д.Кадошники Уржумского уезда, венчалась с Пьянковым Иваном Сергеевичем в 1905 году и родила девятерых детей, из которых первые четверо умерли в младенчестве. По рассказам папы, земли у семьи по купчей и по наделу было много, а работников мало - дед был единственным сыном, так что бабушка вскоре после родов уже работала в поле. Домашним хозяйством и детьми занимались две родственницы-приживалки, водиться с младенцами им было неохота, да и недосуг, и они специально поили их холодным молоком с погреба, отчего те помирали от кровавого поноса. Разоблачил преступниц дед, "некстати" вернувшийся с поля по какой-то надобности, следующих пятерых кормила и пестовала уже сама роженица. Пережив революцию, гражданскую войну, раскулачивание и потерю старшего сына, пропавшего без вести в тридцатых годах, бабка, после смерти мужа в 1942 году, жила поочерёдно у всех своих детей, нянчила внуков и умерла в 1975 году в Кильмези у своей дочери Нюры. Виделась я с ней редко, только когда в детстве гостила у тётки на каникулах, и запомнилась она мне своими натруженными руками, гладившими нас по головам и заплетавшими тощие косицы, и добрым старушечьим смехом, от которого колыхалось всё её грузное тело. Ещё иногда бабушка пела тонким дребезжащим голосом старинные, протяжные и заунывные песни.

Бабушка по матери- Лукерья Самойловна 1910г.р., происходила из крепкой старообрядческой семьи Поповых из д.Мелеть Малмыжского уезда, в которой было пять дочерей и один сын Гурьян, в дальнейшем проживавший в Комсомольске-на-Амуре.
Прабабка Мария Пантелеймоновна была женщиной умной и хозяйственной, хотя и однорукой - ещё в молодости левая рука попала в мялку, когда она засовывала туда стебли льна. Бабушка её очень уважала, говорила о ней с придыханием, но не всегда слушалась и выросла озорной безотцовщиной. Старшие сёстры удачно вышли замуж за зажиточных парней и жили: Матрёна - в Мелети, Пелагея - в Мелетских Горках, Клавдия - в Вятских Полянах; мама особенно любила своих тётушек Палашу и Клашу. Последнюю и я запомнила очень доброй и спокойной старушкой, когда она гостила у нас в Кирове и пыталась, правда безрезультатно, научить меня прясть на веретене. Бабушка же выбрала в мужья Степана Григорьевича Блинова из бедной семьи старообрядцев из д.Малый Порек, венчались они по старому обряду, а зарегистрировали брак в сельсовете перед самой войной в апреле 1941г. Когда их старшей дочери Нине (моей маме) было два года, молодые родители решили попытать счастья на чужой стороне и в 1935 году уехали к родне в Комсомольск-на-Амуре, но почему-то не прижились и, после похорон годовалой, уже там родившейся дочери, вернулись на родину и осели в Мелети, где родили ещё одну дочь Лиду. Дед пропал без вести в 1942 году и с войны не вернулся; бабушка, чтобы прокормить детей, стала работать на торфоразработках, поэтому колхоз землю у неё забрал, оставив только небольшой приусадебный участок под картошку. Семья жила очень бедно, да ещё и обокрали их проезжие "гастролёры", вынесли из дома последнее.
Школы в деревне не было, и мама каждый день ходила за семь километров в соседнее село, иногда оставаясь там ночевать у дальней родни; тогда бабушка давала ей с собой две варёных картошки и кусок хлеба - вот и вся еда. Несмотря на все трудности, мама выросла умницей и красавицей, и, в свою очередь, родила трёх дочерей - бабье царство продолжается. В 60-х годах бабушка переехала на житьё в Киров, сначала в нашу 2-х комнатную "хрущёвку"; потом устроилась уборщицей и сторожем в начальную школу №7, где ей выделили служебное жильё. Маленького роста, полтора метра с кепкой, круглолицая и смешливая, она часто приходила к нам повидаться. Иногда они с мамой начинали с серьёзными лицами и многозначительным перемигиванием разговаривать на тарабарском, самими же придуманном языке - смеси исковерканных русских, татарских и марийских слов, и, прекрасно понимая друг друга, заливались смехом до слёз и никак не могли остановиться. Помню меткие бабкины словечки: "путяшший мущщина, накулькала не пойми чего, Коля-модный" - был такой деревенский дурачок. В начале 70-х годов бабушка переехала в Свердловск к младшим дочерям, где и умерла в 1975 году, и я только недавно сообразила, какая выявляется загадочная временная цикличность - бабушки были ровесницами своих мужей, только папины родители были старше маминых на 23 года, дедов не стало в 1942, а бабушек в 1975, и обе они пережили своих мужей на 33 года.

Родителям нашим особо некогда было рассказывать нам о прошлом - работали от зари до зари, запомнила то немногое, что услышала краем уха из взрослых разговоров; бабки тоже помалкивали, наученные горьким опытом за годы репрессий. А детям вообще не свойственен интерес к прошлому, они живут настоящим, здесь и сейчас. Вы простите нас за всё, наши мудрые бабушки, глядящие на нас с небес с грустной улыбкой, пожалейте нас, неразумных, погладьте по голове и заплетите нам косички.


Тема: Пролог
13.05.2025, 16:05

О своём творчестве - громко сказано, конечно, - я уже писала в своей заметке в разделе "Очумелые ручки" и повторяться не буду, только немного дополню.
Когда я заехала в свою нынешнюю квартиру и сделала косметический ремонт, она получилась какая-то монохромная, вся в цвете беж - и стены, и мебель. Нужно было что-то делать с этой безликостью, а денег после ремонта осталось с гулькин нос, но - голь на выдумки хитра. Соня, которая в это же время пошла в первый класс, явилась своего рода катализатором моих "околохудожественных" потуг. Я водила её на занятия всевозможных кружков и помогала делать поделки для уроков труда, или технологии, как сейчас его называют - "Мир, технология, май!"
Короче, я увлеклась: на стенах появились картины, нарисованные восковыми мелками - приблизительные копии Дега, Борисова-Мусатова, Маке и других художников, что мне нравятся. Старые шкатулки и жестяные банки преобразились декупажем - живописью для бедных, светильники надели новые шляпки из валеной шерсти. Потом пришла очередь папье-маше, ватных игрушек и лепки из пластики. Переборщила, получился визуальный кавардак - пришлось часть раздарить, да и Соня обижалась, что её поделки заняли скромные места в коридоре, пришлось потесниться.
Когда я уже немного угомонилась, Соня выдала своё резюме (а мы тогда жили на одну мою пенсию) - Тюля, мы живём бедно, но красиво! "Умри, Денис, лучше не скажешь!"

Тема: Пролог
13.05.2025, 15:14

Обмолвилась я о своей любви к пешим прогулкам - природа, пожалуй, единственное, что не приносит большого разочарования, всегда нова и неповторима. Хотя наблюдать, как она постепенно умирает со временем и с нашей помощью - удовольствие то ещё, сердце кровью обливается. Нет уже былого разнотравья, в лесу много поваленных деревьев, которые никто не убирает, постоянно натыкаешься на левые свалки, на мусор, оставленный после пикников; даже птицы поют как-то невесело. Или это я постарела и ворчу не по делу?
Раньше мы ездили в Дендропарк в Нововятске, в сосновый бор в Порошино - всё в пригороде, в получасе езды. С возрастом обленилась и гуляю, в основном, поблизости от дома по крутому берегу реки Вятки, по "тропе здоровья", как мы её называем. Кормлю белок и любимых деликатных синичек, хватает корма и нахальным воробьям, умным воронам и глупым голубям. Фотографирую , скачиваю в свою фототеку и удивляюсь - как одни и те же места по-разному выглядят в зависимости от сезона и погоды! Сейчас попробую некоторые виды здесь разместить.

Тема: Смысл человеческой жизни
11.05.2025, 12:52

В чём смысл человеческой жизни - хороший вопрос. Крестьянские предки наши не задумывались об этом, просто жили в чётком соответствии с законами природы и сменой сезонов. Весной сеяли, осенью собирали урожай, надеялись на Бога, но и сами не плошали - "как потопаешь, так и полопаешь". Строили на века, жили не суетясь, растили детей, в будни работали до седьмого пота, в праздники широко гуляли, как душа просит. Мужественно переносили тяготы жизни и болезни, достойно встречали старость и смерть.
А мы сейчас живём, как черновик пишем, как пыль при уборке перегоняем с места на место. Продукты покупаем в магазине, готовим из них еду, не задумываясь, кто эти продукты для нас вырастил, и еда ли это вообще, может суррогат какой? Бесконечно меняем антураж своей жизни на более современный и лучший, как нам кажется; легко расстаёмся со старыми вещами, выкидывая их на помойку и покупая новые "одноразовые".
Что мы оставим своим детям и внукам, на что они обопрутся, когда тоже задумаются о смысле жизни? У меня, честно говоря, нет ответа.

Тема: Технический вопрос по работе Дневников сайта ВГД
8.05.2025, 19:25


Alina_S написал:
[q]

XX34AP написал:
[q]

>> Ответ на сообщение пользователя Alina_S от 6 мая 2025 22:04

Спасибо большое, Алина. Про фотографии всё понятно, про очерёдность - ни бум-бум, где нужно её выставить самой? А дневник я вроде запрашивала простой, мне с разделами и не потянуть, как полному профану. Как же я "люблю" эту электронную жизнь!
[/q]



Простите, я поспешила ответить. В простом дневнике темы меняются местами при обновлении каждой из них. Вы можете какие-то важные закрепить сверху.
[/q]


Спасибо, всё понятно. Вот если бы можно было поставить порядковый номер перед каждой темой, но если невозможно - пусть будет, как будет; кому интересно - сами разберутся, что за чем. С уважением.

Тема: Технический вопрос по работе Дневников сайта ВГД
6.05.2025, 22:21

>> Ответ на сообщение пользователя Alina_S от 6 мая 2025 22:04

Спасибо большое, Алина. Про фотографии всё понятно, про очерёдность - ни бум-бум, где нужно её выставить самой? А дневник я вроде запрашивала простой, мне с разделами и не потянуть, как полному профану. Как же я "люблю" эту электронную жизнь! pcwhack.gif

Тема: Пролог
6.05.2025, 22:06

>> Ответ на сообщение пользователя OlegVS от 6 мая 2025 21:17

Спасибо вам, Олег, за добрые слова и пожелания успеха, чего и вам желаю от всей души! С уважением, Анна.