Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  Liolia, Москва
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

Liolia

Ольга

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений Liolia

Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
25.05.2025, 14:43

>> Ответ на сообщение пользователя dottor от 25 мая 2025 13:18

Мне не известны трагические события декабря 1915 года, унесшие жизни двух маленьких детей. Могу предположить, что семья вашего прадеда Сергея Петровича Курышева могла снимать комнату у крестьянина Трофима Петрова Чичварина. Благо места у того было достаточно.
По данным страхового общества 1895-1901г. у него с братом было два дома.
Перерва л.380об. ЦГА Москвы 184-12-872


Тема: деревня Новинки
24.05.2025, 15:44

>> Ответ на сообщение пользователя AlexandraMak от 22 мая 2025 21:09

Доброго дня!
В ЦГА Москвы ф.8 оп.1д.57 Посемейные списки 1889 г. в д.Новинки за №39/35 значится:
л.263об.
Чернышов Иван Михайлов 11/42
его сыновья от 1-й жены Иван -/20
от 2-й Семен -/4 в призыв 1905 г. пометка определен возраст 19 лет (* что косвенно указывает на то, что семья старообрядческая и метрическая запись о рождении Семена отсутствует , а Семен родился в 1885/1886 г.
Ивана Михайлова брат Павел Михайлов 8 мес./31г. 8 мес.
В 1893 году у Ивана Михайлова родился сын Николай
л.264
Ивана Михайлова 2-я жена Ирина Потапова 38
дочери Екатерина 17 1/2
Наталья 9
Ивана Иванова жена Анна Никитина 17
Павла Михайлова жена Павлина Федотова 25

подворная перепись 1869/71г. фонда 184-10-222
л.179 об.
№5 Иван Михайлов Чернышов 22 2 лош. 1 корова
его жена Акилина Григорьева 20
дочь Наталья 2
брат Павел Михайлов 11
мать вдова Авдотья Тимофеева 50




Федор Афонасьев 1714-1798
Федора Афанасьева сын
Илья Федоров 1742-?
Ильи Федорова сын
Назар Ильин 1797-1857
Назара мать Акулина Дмитриева ?1761-?
его жена Афимья Никифорова ?1798-?
Назара 1-й сын
Михайла Назаров ?1819-?
его жена Авдотья Тимофеева ?1819-? *возможно Московская мещанка, так как в восприемниках при крещении детей
на РК выступает Казма Тимофеев Московский мещанин
Акулина Михайлова 06.1839-15.05.1840
Марья Михайлова 22 марта 1840 восприемники Архип Иванов Акулина Михайлова д.Нагатино
Татьяна Михайлова 1845-1.09.1846
Пелагея Михайлова 17 апреля 1841 Катерина Николаева Казма Тимофеев Московский мещанин
Марья Михайлина 2 июля 1842 Катерина Николаева Казма Тимофеев Московский мещанин
Иван Михайлин 26 сентября 1846 МК Рогожского кл. восприемники: д.Новинок Катерина Николаева и Казма
Тимофеев Московский мещанин

Александра Михайлова 12 февраля 1854 Катерина Николаева Казма Тимофеев Московский мещанин
Александр Михайлин 1 марта 1850-1854 Катерина Николаева Казма Тимофеев Московский мещанин
Анна Михайлова 22 января 1849 Осип Васильев Татьяна Егорова (с.Коломенское)
Павел Михайлов 1857-?
Стефан Михайлов 22 марта 1852 Катерина Николаева Московский мещанин Козма Тимофеев
Назара еще сыновья
Федор Назаров ?1831-?
жена Марья Федорова
Александр Федоров 20 августа 1853 Михайла Назаров Московская м. Настасья Федорова Михайлова
Николай Федоров 1856-?
Алексей Федоров 1858-?
Василий Назаров ?1834-?

ПО РГАДА
Аверко Васильев сын его Андрюшка полугоду
Андрей Аверкиев 1656(74)-п.1748
жена Авдотья Федосьева 1658-п.1716
Афонасий Андреев 1691(86)-1768
жена Татьяна Еремеева 1692-п.1716
Федор Афонасьев 1716-п.1773
жена Марья Семенова 1712-п.1773

Илья Федоров 1745-п.1773
жена Авдотья Иванова 1742-п.1773 сельца Семеновского

Прасковья Ильина 1762-п.1773
Афимья Ильина 1768-п.1773
Алексей Федоров 1752-1771 з.
жена Матрена Иванова 1748-п.1773 с.Пахрина
Марья Алексеева 1770-п.1773
Ульяна Алексеева 1771-п.1773
Алена Алексеева 1773-п.1773
Авдотья Гаврилова 1757-п.1773 замужем в д.Кожухово внучка Афонасия Андреева
Татьяна Афонасьева 1715-п.1716
Иван Андреев 1706-п.1716
Михайла Андреев 1713-п.1716
Аксинья Андреева 1708-п.1716
Авдотья Андреева 1713-п.1716



Тема: Дворяне России XVII - XVIII века. Масштабный проект
14.04.2025, 17:15


Александр Шатохин написал:
[q]
Служилые люди раненые под Чигирином в 1678 году
[/q]

Александр, здравствуйте!
В списке значатся Мокрушин Игнашка и Мокрушин Федка. Хотелось бы уточнить откуда они?


Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
24.12.2024, 9:17


Armirka написал:
[q]

И сохранились ли похозяйственые книги? Подойдут ли они для доказательства родства?
[/q]

При отсутствии актовой записи о рождении доказательством родства могут послужить косвенные источники.

Похозяйственные книги с.Борисово 1949-1951гг. находятся в ГКУ МО ЦГАМО ф. 7123 оп.1 .д.85 ул.Советская
В ГКУ МО ЦГАМО ф.4775.оп.2 д.2918 -2922 сохранилась перепись населения 1959 года по с.Борисову.




Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
22.12.2024, 13:37


Armirka написал:
[q]
Добрый день! Ищу информацию: Алексеев Сергей Петрович 1912 г., умер 7 августа 1964(ищу его свидетельство о рождении)
[/q]


Екатерина, здравствуйте!
По всей видимости искомая вами актовая запись отсутствует. Единственная метрическая книга Троицкой старообрядческой общины, что сохранилась за 1913-1918 гг., не дает ответа на вопрос.


Тема: Старообрядчество
24.10.2024, 10:25

Долгожданное событие!
На yandex.ru/archive выложены оцифрованные книги Рогожского кладбища из отдела рукописей ФГБУ «РГБ», фонд №246!
https://yandex.ru/archive/cata...18cb2840c1

Тема: Коломенское. Ориентация на местности
23.10.2024, 18:23

Долгожданное событие!
На yandex.ru/archive выложены оцифрованные книги Рогожского кладбища из отдела рукописей ФГБУ «РГБ», фонд №246!
https://yandex.ru/archive/cata...18cb2840c1


Тема: деревня Батюнино
23.07.2024, 12:21


vadim81 написал:
[q]
Всем здравия желаю!
Признателен за труды. Очень информативно и интересно!
Моя прабабушка Арясина Аграфена Михайловна род. 24.06.1914 в д. Батюнино
(Сестры Евдокия и Капитолина)
Может ли кто помочь соотнести с родом Арясиновых? Ведь Арясины и Арясиновы это одно и тоже?
Заранее благодарен!
[/q]

Здравствуйте!
Арясины, Арясиновы, Орясины- формы написания фамилии, которые встречаются в документах.
В списках по д.Батюнино 1922 года (ЦГА МО ф.674, оп.1, д.146 л.30 об. )
значится семья Михаила Федоровича Арясина 46 лет
*далее как в тексте документа имя, отчество и возраст
Мих.Фед.Арясин 46
Авд.Ник. 42
Мих.Мих. 14
Евд.Мих. 11
Граф.Мих. 8 - ваша прабабушка Арясина Аграфена Михайловна 101.gif
Серг. Мих. 1 год
Кап.Мих. 3


Тема: Новости моего блогА
9.06.2024, 22:52

Галя, поздравляю!
Замечательное было время.
С благодарностью и теплотой вспоминаю о поисках, находках и открытиях, о возможности ими поделиться и спросить совета.



Тема: село Коломенское
14.05.2024, 10:17


Klobi написал:
[q]
Скажите, уважаемые исследователи истории с. Коломенское, не встречалось ли вам где-нибудь упоминание о том, что в начале 18 века из дворцового села Коломенское переселяли(переводили) семьи крестьян во вновь обустраиваемые земли СПб губернии (точнее в Красное Село) ?
[/q]


РГАДА ф.350-1-258 1716 год л.24 "в приселке Дьяковском церковь... в том же приселке сад Великого Государя у того саду садовники ...двор пуст Михайла Селиверстов, а он Михайла взят в Санкт-Петербург на вечное житье"

*Михайла Селиверстов ок.1665 г.р. -один из моих прямых. Его сын Иван упомянут под фамилией Медведев.
Сын Ивана Михайлова Григорий меньшой 1722 г.р.:
"Так, сын садовника Коломенской дворцовой волости Григорий Медведев, продав все нажитое , работал по найму на черной работе в Москве,а в 1750 г. перебрался в Санкт-Петербург." "Государево село Коломенское и его жители". Москва 2007 л.121

РГАДА 1239-48-65 1764 год 3-я ревизия с.Коломенского Садовой слободы
-Иван Михайлов вдов 79/ 97
у него дети
Григорий большой 39 умре 1749 г у него жена Улита Потапова 46 взята того ведомства дворцового села Бесед д. Зябликова
у них сын Петр 20 переведен в Санкт Петербурх в Коерову Мызу в садовники по указу 1747 года.



Тема: деревня Батюнино
10.02.2024, 17:12

>> Ответ на сообщение пользователя Agrip901 от 9 февраля 2024 20:01
Pchelintsevak
ЦГА Москвы 8-1-57 Поселенные списки 1889 д.Печатники л.343 об.-344
№63/37
у Павла Андреева Андреянова записана дочь Анна 1/2 лет

Тема: Коломенское. Ориентация на местности
14.12.2023, 16:38


«Бабушкина вера» нам известна и в окрестностях Москвы, в юго-восточной части прежнего Московского уезда, в селе Коломенском и ряде окрестных населенных пунктов. Прошлое этого закрытого беспоповского течения известно здесь благодаря редким упоминаниям; из-за близости Москвы, а следовательно, и контролирующих органов о нем иногда узнавали авторы статей в старой периодике и т.п. Сюда данное согласие пришло непосредственно с территории Коломенского уезда, используя устоявшиеся веками хозяйственные, торговые и иные связи. Предки какой-то
части жителей этого уголка, судя по топонимике и фрагментам преданий, пришли со стороны Коломны.
Некоторые упоминания о «бабушкиных» вводят нас в определенное недоумение, поскольку в них они предстают не как старообрядческое беспоповское согласие, сродное федосеевскому, от которого в свое время откололось, а как духовное течение, близкое уже к русскому протестантизму. Например, в «Истории Министерства Внутренних Дел» И. Варадинова мы читаем следующее: «…В окрестностях Москвы образовалась хлыстовско-бабушкина секта, начальник которой был молодой крестьянин; он окружил себя молодыми девицами, с которыми бродил по разным местам; принимая в секту требовал, чтобы поступавший давал письменное обязательство кровью из руки и клялся сохранять в тайне обряды секты…» . Имя этого крестьянина Варадинов не
приводит, события, которые он описывает, вроде бы происходили
.
49
в 1830–1850-х гг., но мы его знаем по другому источнику. Однако цитируемый автор мог иметь в виду и не территорию Московского уезда, а более обширную территорию. Для жителя столицы, таковой в то время был Санкт-Петербург, «окрестностями Москвы» могли быть и местности, где расположены село Коломенское, деревня Грайвороново и т.п., и вообще земли, входившие в состав Московской губернии, включая и Коломенский уезд. Так что это может быть и живший во второй половине XVIII столетия Епифаний Лактионов, и крестьянин, который непосредственно принес
«Бабушкину веру» с ее родины под Москву. Отождествление «бабушкина» согласия с сектой хлыстов в строках Варадинова для нас также весьма важно.
При описании известных моментов истории интересующего нас исповедания мы приведем небольшой обзор имеющихся сведений, а также сообщим информацию из архивного дела, которое, по состоянию на 1870-е годы, дает важную информацию по истории его в юго-восточной части Московского уезда.
Первое известие, возможно, касается не «Бабушкиной веры», а какого-то иного исповедания, но время упоминания о нем в одном из приходов в окрестностях села Коломенского и деревни Грайвороново, где она создала свои локальные центры. В одном из номеров миссионерского журнала «Братское слово», издававшегося Братством Св. Петра Митрополита, в 1894 году был опубликован любопытный материал священника С. Маркова, именующийся «Братеевские лжеучители». Когда в 1820 г. на приход храма Иоанна Предтечи в с. Братеево прибыл новый священник
Иоанн Андреев Кудрявцев, он застал здесь из 55 дворов, 10 «раскола разного толка». К сожалению, распределение по конкретным
согласиям нам не сообщают. Также во многих других приходских дворах наблюдалась «склонность к расколу», что не было удивительным в таком уголке Московского уезда, где существовал значительный анклав населения по старой вере. За 23 года служения этот пастырь, разумеется, не без помощи властей, не только не дал возможности расширится братеевскому старообрядческому сообществу, но и смог загнать в официальное православие всех, кроме двух дворов. Но однажды, уже в 1844 г., о. Кудрявцеву стало известно, что в его приходе «…пронесся слух о каких-то бродягах
в окрестных селениях соседних приходов, старцах, называемых наставниками, которые, по слуху народной молвы, особенно привлекают к себе вдов и девиц, оказывая себя оным проводниками
50
на богомолье в разные места, или наставниками в их домах…». В июле того же года на литургию в братеевский храм пришли два неизвестных человека, которые встали на правом клиросе, «…пели с дьячком, перебивая онаго своим странным напевом…» (возможно, речь идет о наонном беспоповском распеве – С.М.). Священник обратил, конечно же, внимание на незнакомцев; как оказалось, не зря. После литургии два этих человека пошли в дом,
соседствовавший с поповским, где вскоре стали собираться девицы и вдовы, «как будто предупрежденные к такому собранию».
Когда туда зашел настоятель и спросил, что здесь делается, ему ответили, что собрались «посмотреть наставников, послушать их учение». Вскоре после этого из дома послышалось пение, окна предварительно были заклеены. Когда священник вторично посетил это место, то он увидел горящую пред иконами лампаду, один из незнакомцев сидел за столом, другой стоял, а по лавкам сидели вдовы и девицы. На столе лежала книжка – Служба Успению Богородицы, при рассмотрении которой, священник «нашел в оной письменную тетрадку “Устав православным христианам”». По предположению о. Кудрявцева, эта тетрадь служила

51
неким руководством для проведения собраний. Интересно, но сия рукопись не идентифицируется Кудрявцевым как «раскольническая», т.е. старообрядческая. Двое учителей сказали любопытному священнослужителю, что «мы учим не худому, а доброму». На вопрос, откуда они, «один назвался крестьянином г-жи Муравьевой, а другой крестьянином деревни Кортина». Разумеется, о произошедшем настоятель сообщил своему духовному начальству в лице митрополита Филарета (Дроздова). Началось расследование, продолжавшееся до следующего 1845 года.
Известно, что через какое-то время после собирания, которое застал приходской священник, двое «бродяг» снова пришли в село
Братеево, но на этот раз с еще двумя мужчинами и четырьмя женщинами. «…Они прошли в тот же дом, в каком были и в первый
свой приход, а затем пришли в церковь и простояли всю литургию, при чем один из них подпевал дьячку “дикообразно”…». По
окончании богослужения пришельцы снова отправились в известный дом, где были задержаны полицией. Началось следствие, в ходе которого один из «бродяг», считавшийся «главным», вроде бы неграмотный крестьянин Тульской

52
губернии Устин Гаврилов Блюденков сообщил следующее: «Во время странничества я занимался и занимаюсь учением и наставлением других людей, отступающих повидимому от правил апостольских и святых отец, и стараюсь, обще с своими товарищами, присоединять их к собранию, состоящему из многих, именующихся Духовным Братством, разных лиц; в особенности лиц я имею с товарищами вдов и девиц, не отклоняя никого от установленных в
христианстве таинств (учим?) не вступать в брачную жизнь, поставляя оную чище и выше брачной, удаляемся забав и веселостей, жить произвольно в убожестве, носить одеяние самое простое без всяких украшений и такого (скромного?) цвета, иметь всегдашние посты, никогда не есть мяс и не пить вина, но только упражняться в беспрестанной молитве и именно: класть в сутки всякому не менее семисот поклонов, невзирая на возраст в пол, свободным от занятий семейных полагается от тысячи до шести тысяч поклонов, в том числе земных от двухсот до тысячи. Из числа нашего
Братства до 20-ти мужского и 80-ти женского полов…».
Присутствие в числе фигурантов уроженца Тульской губернии весьма важно для нас – вспомним о «бабушкиных» Серпуховской
общины, которая распространяла свою деятельность и на заокские селения, административно бывшие в Каширском уезде этой
территории.
Кроме упомянутого крестьянина Блюденкова, «принявшего на себя звание учителя и распространителя правил», «главными его последователями» были названы: крестьяне Бронницкого уезда, села Синькова – Григорий Филиппов, Подольского уезда, Островской волости, деревни Кардиной (на деле – Картино) – Михаил Леонов, Московского уезда, деревни Орешкова (Орехово) – девица Устинья Иванова, той же деревни девка Екатерина Васильева и
Московского уезда, села Братеева крестьянская жена Дарья Дмитриева. В результате проведенного следствия крестьянин Блюденков был выслан по месту жительства, в Тульскую губернию. С местным адептами данного исповедания разбирались внутри региона .
Идет ли в указанной статье речь о «Бабушкиной вере», или же нам рассказывают о каком-то другом старообрядческом духовном течении, как мы уже оговорились, сказать сложно. И автор ста-
Марков С. Братеевские лжеучители // Братское слово. М., 1894. № 19.
С. 599–605.
53
тьи, и само миссионерское издание первым делом ставят во главу угла «борьбу с расколом», особо не стараясь разобраться со всеми тонкостями того, с чем они сталкиваются. Мы же, не располагая конкретными указаниями, вынуждены подозревать «Бабушкину веру» во всех подобных непонятных беспоповских толках, о каковых становится известно в местах существования данного согласия. В пользу беспоповской принадлежности «лжеучителей»,
причем именно беспоповской безбрачной, свидетельствует тот момент, что пришедшие в сельский храм проповедники собирали вокруг себя преимущественно вдов и девок, и, что еще более важно – они проповедовали безбрачие. Но создается впечатление, что духовные лица и полицейские, которые занимались этой религиозной группой, стремились только разгромить ее и «вернуть» «отпавших» в официальное православие. Кроме приведения слов лидера группы – крестьянина Блюденкова, которые могли оказаться просто некой заготовкой, которую надо было сообщать представителям властей, никакого анализа учения, никакого расследования относительно возникновения «секты» и ее связей сделано не было. Возможно, кто-то из следователей такое и проводил, только это не попало на страницы расследования и последующей статьи в миссионерском издании. Также нам любопытно происхождение крестьянина Блюденкова с территории Тульской губернии. Как мы видели по серпуховскому делу, часть представителей общества тамошних «бабушкиных», включая активно участвовавших в богослужении и духовной жизни «стариков», проживала «за
Окой», в нескольких селениях Каширского уезда Тульской губернии. Учитывая близость Тульского края в том числе и с исторической родиной «Бабушкиной веры» – Коломенского уезда, можно предположить, что ее адепты в виде небольших групп могли проживать и в каких-то других его уездах. Здесь мы не будем забывать и тот исторический момент, что до 1799 года Коломна и Тула являлись центрами одной церковной епархии. Связи внутри
этой церковно-административной территории могли сохраняться и после ее упразднения и создания новых епархий, границы которых совпадали с границами губерний. Духовные связи стали складываться задолго до церковного раскола и были унаследованы местными старообрядцами. Данный момент староверческой истории еще предстоит исследовать.
В 1865 году Московская Духовная Консистория рассматривала небольшое дело о четырех старообрядческих моленных в приходе
54
села Коломенского. Большей частью речь шла о поповских молитвенных заведениях, но в качестве четвертой моленной здесь фигурирует небольшое сообщество «Бабушкиной веры», центр которого находился в деревне Садовая слобода (Садовники) прихода коломенской Казанской церкви. Здесь исповедание названо новым: «…сверх сего образовалась в сей деревне новая раскольническая секта, под название Бабушкина вера…» . Но, «секта» однозначно могла являться «новой» для Коломенского прихода, т.е. появиться здесь незадолго до 1865 года (или же просто оказаться
в поле зрения духовных властей – С.М.). «В приходе Казанской, того же села Коломенского, церкви, в Садовнической слободе,
есть еще секта под название Бабушкина вера, состоящая в том, что обращающихся в нее перекрещивают, хотя и ходят в православную церковь, но в то же время совершают свои обряды. В чем собственно состоит их вера, и какие у них обряды, об этом еще
по усиленной скрываемости, достоверных сведений не открыто; но замечательно то, что они веруют только медным образам. Начальницею этой секты в настоящее время состоит Коломенской Садовой слободы крестьянская девица Дарья Иванова Кошкина, пожилых лет…» .
К сожалению, авторы документов дела нам не сообщают о численности этого общества, было ли оно на тот момент ограничено
только Садовой слободой, или же сюда были ориентированы некоторые жители того же Коломенского, в котором, как мы увидим
ниже, «Бабушкина вера» в дальнейшем неоднократно упоминается. Нам не называют более ни одного (ни одной) представителя
сообщества. Мы видим, что в 1865 году согласие существовало в деревне Садовая слобода, его здесь возглавляла пожилая «девица»
(т.е. никогда не бывшая замужем) Дарья Иванова Кошкина, адепты перекрещивали переходящих к ним, но при этом окончательно не порывали с официальной церковью, и «бабушкины» считали приемлемым молиться только на медные, т.е. литые иконы. Здесь
«садовнический» вариант «бабушкина» согласия вступает в противоречие с тем, что мы видели выше в Серпухове – как мы помним, там фигурируют и деревянные образа.
В «Церковном вестнике» за 1877 год нам попалось еще одно любопытное упоминание о согласии «бабушкиных», в котором,
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 318. Д. 149. Л. 9.
Там же. Л. 2.
55
правда, они не названы своим именем. Однако география здесь дана именно тех населенных пунктов вокруг Коломенского, где «Бабушкина вера» существовала до момента их расселения и сноса. Указанное издание перепечатало заметку из «Современных известий». В описании, к которому, как к любому произведению поверхностных газетчиков, надо относиться достаточно осторожно, нам представляют что-то куда более смахивающее на протестантское течение, нежели на беспоповское старообрядческое течение, даже радикальное:«…в среде старообрядцев, проживающих более или менее значительными группами в различных подмосковных селениях, стало замечаться новое религиозное движение, обнаружившееся в этот раз появлением лишней секты. Название ей пока еще не приискано; обрядовая же сторона выражается в следующем.
Наставки, то-есть вероучительницы из женщин и девок, которые вообще играют главнейшую роль в новой секте, проповедывают, что настало время антихристово; что нет надобности ни сходиться для церковной молитвы, ни почитать икон, написанных на досках, ни возжигать пред ними восковых свечей или масла в лампадах; что нет надобности в причащении св. тайн, которые заменяются простою водою из Москвы-реки, но только взятою непременно в 12 часов ночи 5-го января, то есть в крещенский сочельник; что не нужно подавать нищим, а по смерти кого-нибудь из сектантов
трое суток пищи не употребляют. Секта эта распространена в деревне Беляевой, где в доме крестьянина Ивана Батеева и происходят собрания сектантов, в селе Дьякове, где две дочери крестьянина Григория Колотушкина, девицы Марья и Наталья, пользуются титулом рабынь Божиих, важнейшим отличием в секте, и всякого приходящего к ним сектанта, падающего ниц перед ними, разрешают от грехов, провозглашая “отпущаю ти греси”. На собраниях у Батеева или Колотушкина главную роль играют: какой-то фабричный из Москвы и портной, живущий в Садовой слободе, Федор Михайлов; сначала на собраниях читают книги, усевшись вокруг стола, потом делают объяснение прочитанного, а затем все наличные девицы – рабы Божии – поют рифмованные стихи различного содержания. Что секта успела достаточно развиться и окрепнуть, доказывает следующий случай. 13-го декабря были
похороны 90-летней сектантки, крестьянки деревни Новинок, Анисьи Козьминой Огородовой: пред смертью ее не было совершено над нею ни таинства покаяния, ни причащения; по смерти
56
не было также не обычного чтения псалтиря, ни отпевания, ни отслужено ни одной панихиды. Когда же крестьянин Иван Федоров Седов вздумал-было привести священника, то раба Божия девица Ирина Огородова сказала, что она его не пустит и на порог. Так без всякого христианского обряда и была поднята покойница и отнесена на кладбище» . Хотя в заметке рассказывается вроде бы о некой анонимной новой секте, перечень населенных пунктов, ключевая роль именно представительниц женского пола в духовной жизни рассматриваемого течения, а также ряд других моментов позволяют нам
заподозрить именно согласие «Бабушкина вера». Других «претендентов» в старообрядческом уголке, окружающем село Коломенское, по локальной истории не находится. Другие местные согласия даже отчасти не походят на описание анонимного корреспондента, иных духовных течений в рассматриваемый период здесь также не было. Мы полагаем, что анонимный автор «Современных известий», откуда был перепечатан приведенный материал, скорее всего воспользовался какими-то слухами об этом течении, которое, как видно из заметки, было распространено как минимум в четырех
населенных пунктах: село Дьяково, деревни Беляево (или, как его часто именовали, чтобы отличить от другого Беляево, располагавшегося возле нынешней одноименной станции метро, Беляево Ближнее, находилось южнее Коломенского и Дьяково, в районе нынешней ж.д. платформы «Москворечье» Курского направления), Новинки и Садовая слобода. Интересно, но здесь названы только селения, которые расположены вблизи Коломенского по правому берегу Москвы-реки, но ни одного пункта по противоположному берегу не названо. Возможно, там также жили собратья
по вере описываемых «сектантов», однако они составляли особое сообщество-приход и в поле зрения газетчика не попали. Ко второй половине 1870-х гг., когда происходили описываемые события, это не называемое по имени течение явно имело в данном уголке Московского уезда какую-то историю, поскольку успело и распространиться настолько широко, и пустить корни. «Новой» секта была для корреспондента, а также, возможно, для представителей уездной и губернской власти. Здесь мы вспомним случай с Серпуховом, где в 1866 году фактически случайно была открыта
Еще новая секта // Церковный вестник. СПб., 1877. № 4. С. 14.
57
интересующая нас «Бабушкина вера», которая спокойно существовала в городе и его окрестностях явно не один десяток лет.
Интересен возраст усопшей «сектантки» Анисьи Огородовой, до которого в сельской местности, где жители, прежде всего женщины, занимавшиеся тяжелым трудом, редко доживали. Мы сомневаемся, что эта женщина, однозначно стремившаяся предстать пред Господом в достойном виде, приняла столь радикальное для консервативного старообрядческого мирка исповедание, отрицавшее (если указанное в заметке правда) таинства, иконы, свечи
и многое другое, без чего считалась немыслимой вера простого русского человека, будь то по старой или новой вере, где-то ближе к своему 90-летию. Огородова могла состоять в «секте» не один десяток лет. В заметке не упоминается само село Коломенское, а также имевшие большое старообрядческое население Нагатино, Сабурово и другие местные селения, что вовсе не означает, что данное вероисповедание не имело в них своих адептов. В целом,
«география» расселения адептов «новой» секты так или иначе совпадает с тем, что мы знаем о местах проживания представителей «Бабушкиной веры» в первой половине – середине ХХ в.
По скудному описанию обрядности, данное исповедание куда ближе к протестантизму, однако «рабыни Божии», игравшие в ней ведущую роль, отпускали грехи по-славянски – «отпущаю ти греси». Также о том, что секта вышла именно из старообрядческого мира, нам анонимный корреспондент сообщает с самого начала, т.е. речь идет не о хлыстах и прочих известных в те времена течениях русского протестантизма, которые были бы названы своими именами или, по крайней мере, к старообрядчеству никоим образом не отнесены («сектантов»-протестантов регулярно представляли под общим определением «раскол» как представителей сообществ, порвавших с официальной церковью, но «старообрядцами» никогда не называли). Усопшую Огородову, если верить заметке, похоронили на местном кладбище. Мы, к сожалению, не знаем, как выглядело место погребения жителей деревни Новинки, но, по аналогии с Дьяковым и другими селениями, предполагаем, что оно включало две части – для старообрядцев и уступавших им в данном селении в плане численности православных. По примеру деревни Ёлкино Коломенского уезда, где уже в начале ХХ в. в баптизм перешел белокриницкий священник Фома Павлов, а с ним и часть старообрядческой паствы, нам известно, что «сектантов» хоронили за границей кладбища, среди самоубийц и
58
прочих «заложных» покойников. Представители разных ветвей старообрядчества и адепты официальной веры как-то признавали
друг друга на общих кладбищенских пространствах, но протестантов, отрицавших иконы и многое другое, без чего была немыслима вера для любых русских традиционалистов, воспринимали как нечто совсем чужое, непонятное и опасное. Видимо, новинские «сектанты» так или иначе местным старообрядческим большинством воспринимались как часть своего мира. Возможно, в крайне закрытом для внешних «бабушкином»
согласии, жизнь которого известна по нескольким эпизодам, а история в целом практически неизвестна, на каком-то этапе произошло разделение, оставшееся незамеченным внешнему миру, в том числе и авторам архивных документов и заметок периодики. Часть, как, например, известные нам по 1860-м гг. серпуховские «бабушкины», сохранила черты беспоповской старообрядческой секты. Другие, включая упомянутых выше жителей Дьяково, Беляево, Новинок и Садовой слободы, в ходе каких-то внутренних духовных поисков, возможно, не без внешнего влияния со стороны
русских протестантов, эволюционировали в исповедание, достаточно далеко ушедшее от исходного староверия. Не исключено, что в Коломенском и окрестностях, включая четыре упомянутых населенных пункта, были представлены оба типа «Бабушкиной веры» – сейчас нам об этом уже некому рассказать, а в архивных документах вряд ли найдутся нужные сведения.

Тема: Коломенское. Ориентация на местности
14.12.2023, 16:07

Большая просьба откликнуться старожилов на данную книгу С.С.Михайлова тех, в чьих семьях сохранились воспоминания о "Бабушкиной вере".
Возможно в семьях упоминались истории, когда местные старообрядцы оказывались в протестантских течениях (баптисты, пятидесятники, трезвенники-колосковцы).


Тема: Коломенское. Ориентация на местности
14.12.2023, 16:01


Liolia написал:
[q]
1893 году Московская Духовная Консистория рассматривала небольшое дело по донесению Павла Короткова, священника из приходского села Коломенского, посвященное «совращению в раскол» крестьянином деревни Нагатино Алексеем Косминым
[/q]


В исповедной росписи ц.Вознесения с.Коломенского 1864 года  ЦГА Москвы  ф.203, оп. 747, д.1888 л.628об.-629 №69 записана семья Куренковых (в тексте без фамилий)
Федор Козьмин 53 лет с женой Марфой Антоновой 50 лет- были
Их дети Василий 18 был
Илья -15 был
старшие сыновья  и их жены — «по нерачению»
Алексей 24
Иван 20
Козма 26 его жена  Марья Федорова 24 сын Николай 2
Сергей 30 его жена Дарья Дмитриева 27 сын Иван 2
далее идет семья Алексея Козмина с пометой «по охлаждению»
Алексей Козмин 46
жена Наталья Васильева 39
дети Федосья 15
Григорий 12
Марья 7
Василий 5 мес.


Тема: Коломенское. Ориентация на местности
14.12.2023, 15:56

продолжение...
63
новерцам о скрытии всех следов и соблюдении всевозможной
осторожности…» .
Благодаря этому архивному делу мы знаем, что в село Коломенское и окрестности «Бабушкину веру» принес крестьянин «деревни Карповой Коломенского уезда прихода села Борзецво, что около села Малино», по ремеслу – портной, Федул Михайлов . В Коломенское и окрестности данное течение им было принесено, по разным данным, или «лет двадцать», или «лет сорок» назад относительно времени, когда проводилось расследование .
На момент рассмотрения дела этот крестьянин был еще жив, вроде бы продолжал принимать участие в жизни рассматриваемого конфессионального сообщества, хотя и лежал разбитый параличом. Фактическими руководителями «бабушкиных», живших под Москвой, была «старая девица», крестьянка Садовой слободы Дарья Иванова Кошкина (встречавшаяся нам в других делах), которая «почитается за Богородицу» (снова моменты, роднящие «бабушкиных» с хлыстами – С.М.), а также упомянутый нами Матвей Михайлов Куликов из Грайвороново . Его считали основным распространителем секты, однако, учитывая то, что основной объем информации по этой персоне был получен иеромонахом Марком от соседа Куликова – крестьянина Прокшина – здесь может быть и весьма значительное преувеличение . Тем не менее, деревня Грайвороново оставалась важнейшим местным духовным центром рассматриваемого согласия вплоть до середины ХХ века. По материалам дела мы видим, что сестра Куликова была принята в дом
(т.е. вышла замуж) к сыну церковного старосты с. Коломенского Ивана Лапшина, что представляли как один из прецедентов укоренения «бабушкиных» в этой местности и наличия у их адептов влиятельных родственников, нужных связей, помогающих более чем спокойно жить и развиваться .
Информация о принесении согласия из коломенских земель прямо подтверждает все наши предположения о сохранявшихся столетиями связях крестьян Коломенского и других окрестных
Там же. Л. 31об–32.
Там же. Л. 35.
Там же. Л. 34об–35.
Там же. Л. 35об.
Там же. Л. 30.
Там же

64
пунктов с исторической родиной – Коломенским уездом. Используя этот налаженный путь, сюда, под Москву, пришла и Старая Вера, и одно из ее согласий, которому мы посвятили наше повествование. К сожалению, мы не располагаем знаниями о контактах, которые позволяли распространяться здесь другим толкам. В материалах расследования относительно «бабушкиных» Московской губернии, помимо приходов Московского уезда, о которых собственно и идет речь в деле, говорится только о Москве, а также об окрестностях села Малино Коломенского уезда . Ни Серпухов с его окрестностями, ни Орехово-Зуево, ни какие-либо другие уголки региона здесь не упомянуты. Возможно, у живших в Московском уезде «бабушкиных» не было столь тесных контактов с этими краями (основные связи были с Москвой и местами, откуда согласие пришло в Коломенское, Грайвороново и др.), что
позволило надежно скрыть их.
Из материалов рассматриваемого архивного дела мы видим, что «бабушкины» стояли особняком в достаточно пестром мире
местных населенных пунктов, а здесь жили как поповцы (окружники, неокружники, беглопоповцы, включая лужкан), так и беспоповцы, у которых весьма непросто складывались взаимоотношения между собой. Но к «Бабушкиной вере» здесь существовало особое предубеждение, что, в частности, выражалось в том, что ее адептам запрещали погребать своих усопших на местных старообрядческих кладбищах, и они хоронили на православных .
Как мы можем предположить, в последнем десятилетии XIX в., скорее всего после кончины крестьянки Садовой слободы Кошкиной, локальный духовный центр «бабушкиных» переместился из этого селения в Нагатино, где лидером стал Алексей Космин. Как мы видим по сведениям из приведенного архивного дела 1890-х годов, активные представители «Бабушкиной веры» и в этот период продолжали миссионерскую работу среди адептов господствующего исповедания и явно среди старообрядцев других толков.
В начале ХХ столетия ситуация со старообрядчеством в России, как мы уже упомянули чуть выше, кардинально изменилась, оно в
1906 году было легализовано. Духовные и светские власти уже не отслеживали и не преследовали случаи «совращений в раскол». Понятно, что ждать от этого периода каких-то новых упоминаний
Там же. Л. 31об.
Там же. Л. 33, 34

65
об интересующем нас согласии не приходится. После Космина его преемники осуществляли локальное руководство согласием в самом Коломенском. По отрывочным сведениям, полученным автором в середине 1990-х гг. от бывших жителей этого села и других населенных пунктов этого уголка Московского края, «бабушкины» как небольшое сообщество, регулярно собиравшееся на молитву по домам, сохранялись чуть ли не до самого сноса местных селений. Информанты принадлежали или к православному исповеданию, или к старообрядцам-поповцам (белокринишники и новозыбковцы), посему о том, что происходило внутри этого замкнутого согласия, не знали. На последние десятилетия существования с. Коломенского «Бабушкина вера» у жителей округи ассоциировалась именно с ним: «в Коломенском бабки, своя вера». Тем не менее, хотя «бабушкины» вроде как на соборную молитву
собирались именно здесь, адепты жили и в других деревнях, но их автору не назвали. Единственное, некоторые из старожилов были в курсе, что те же коломенские «бабушкины» регулярно ходили на молитву и на другой берег Москвы-реки, в относительно дальнюю деревню Грайвороново, в которой, как мы помним, в 1870-х гг. жил один из руководителей согласия – крестьянин Матвей Куликов. Это селение, вернее, проживавшее там общество «Бабушкиной веры», играло для данного согласия в этом микрорегионе какую-то особую роль. Возможно, такая традиция восходила ко
времени истоков «бабушкиных» в данной местности. Грайвороново было не такой уж большой деревней, основная часть жителей принадлежала к официальному православию. Сколько здесь было адептов «Бабушкиной веры», сведений у нас нет, но явно их было немного, скорее всего в пределах нескольких дворов.


Тема: Коломенское. Ориентация на местности
14.12.2023, 15:46

Михайлов С.С.
Старообрядческое беспоповское согласие «Бабушкина вера» в Подмосковье и соседних губерниях. Попытка исторического обзора. М.: Галлея-Принт, 2022. – 74 с.

л.58
Последнее обнаруженное нами архивное упоминание о «бабушкиных» юго-восточной части Московского уезда относится
к 1890-м гг. В 1893 году Московская Духовная Консистория рассматривала небольшое дело по донесению Павла Короткова, священника из приходского села Коломенского, посвященное «совращению в раскол» крестьянином деревни Нагатино Алексеем Косминым «перекрещеванцев», «от чего бывают случаи смерти». Приходской пастырь писал: «Крестьянин Алексей Космин, 73 л., тайно держит раскол бабушкиной безпоповщинской секты… совращает в раскол и перекрещивает, после чего таковые вскоре умирают».
Причиной обращения к духовному начальству стали следующие события. В конце сентября 1892 г. нагатинский крестьянин Григорий Алексеев, 40 лет, «после излишнего употребления водки», серьезно заболел. Земский врач оказал необходимую помощь, после чего наступило улучшение. После этого больно-
л.59
го навестил священник в лице того самого о. Павла Короткова, который также заметил, что Григорий выздоравливает. Родным отцом болящего оказался как раз Алексей Космин, стоявший «во главе бабушкиной секты». Здесь по материалам дела мы не можем понять, был ли он лидером «бабушкиных» только своего селения, т.е. деревни Нагатино, или же подведомственное ему общество объединяло братьев и сестер по вере и других соседних населенных пунктов. Супруга больного, которая, судя по всему, находилась под влиянием свекра или даже являлась адептом «бабушкина» согласия, обратилась к нему с просьбой перекрестить Григория, за состояние и судьбу которого весьма беспокоилась, несмотря на заверения врача и священника. Отец крестил сына холодной водой на озере, отчего новообращенный вскоре скончался. Какое-то время этот момент вроде бы не привлекал внимания, однако после этого Алексей Космин ходил к проживавшему в соседнем селе Коломенском крестьянину Якову Иванову Коробкину, 73 лет от роду, «с целью совращения в раскол». Там он якобы даже хвастал, что вовремя совершил обряд крещения над сыном – успел перевести его в правильную веру до кончины. Кстати, такая практика весьма часто встречалась у представителей беспоповских небрачных согласий, типа федосеевцев и филипповцев, у которых все адепты, сожительствовавшие, как бы мы сейчас сказали, гражданским браком, не выполнявшие всех достаточно строгих требований веры, автоматически попадали в категорию «замирщенных» и не имели права участвовать в богослужениях (просто стояли во время службы в западной части
молитвенного помещения, не совершая крестных знамений, земных поклонов и т.п.), пользоваться «християнской» посудой и др.
Люди, фактически тяготевшие к такому беспоповскому сообществу, всю свою сознательную жизнь жили как обычные православные, вступали в браки, рожали детей, а на склоне своих земных дней крестились в старообрядчество, дабы принять смерть уже в правильной вере. Здесь, кстати, и ответ на вопрос: почему отец стоит во главе локальной беспоповской общины «бабушкиных», а его сын является членом официального исповедания? Григория
Алексеева крестили только когда он был уже в состоянии «смертельной опасности». Коломенский крестьянин Коробкин, по словам священника,
был верным православным и доложил о. Короткову о попытках обратить его в «Бабушкину веру». Приходской священник пос-
60

пешил сообщить по инстанции далее, в Духовную Консисторию, добавляя, что «говорят, у бабушкиной секты бывают случаи, что закупывают больных до смерти», т.е. после погружательного крещения находящиеся в тяжелом болезненном состоянии новообращаемые умирают. Подобные моменты, разумеется, были сообщены и светским властям, которые провели свое расследование. Оно закончилось в сентябре 1893 г. благополучно для Алексея Космина – прокурор Московского Окружного Суда прекратил следствие, поскольку случаи частых смертей обращаемых в «Бабушкину веру» не подтвердились, также не подтвердились и сведения о. Короткова о «совращении» православных в интересующее нас исповедание . Но не будем забывать о том, что дело рассматривалось уже не во времена митрополита Филарета, а уже ближе к эпохе вероисповедных свобод в отношении старообрядцев, а также и то, что местная власть, вопреки рвению о. Короткова, явно постаралась не давать ход делу, тем более что от самих родственников лиц, умерших после крещения, заявлений не поступало – они явно так или иначе находились в сфере влияния «бабушкиных», т.е. или непосредственно были членами указанного исповедания, или официально являлись православными, но на склоне дней готовились перейти в «правильную веру». «Предсмертные» крещения совершались над людьми, которые и так были в тяжелом состоянии, поэтому погружения больного в холодную воду водоема родственники причиной кончины близких не считали. Те родственники, кто был из других старообрядческих согласий, да
и православные, односельчане по традиции старались «не сдавать своих» полиции, прочим официальным лицам.Также нам хотелось бы обратить внимание, что, пусть даже и не нашедшие подтверждения при расследовании, случаи крещения умирающих Алексеем Косминым перекликаются с делом 1820-х гг., из которого мы узнаем о событиях в Боровском уезде Калужской губернии, когда фигурируют дети, коих также успели перекрестить в «Бабушкину веру» перед смертью. Эти два выявленных нами дела, относящиеся к разным временам, к местностям,
лежащим в сотнях верст друг от друга (т.е., возможно, к разным «ветвям» или вариантам «бабушкиных»), позволяют заподозрить,
что в рассматриваемом согласии немалая часть крещений, т.е. фактического полноценного приема в свою веру, совершалась над
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 385. Д. 62. Л. 1–7

61
людьми, независимо от их возраста, которые были смертельно
больны, уже непосредственно перед их кончиной. Видимо, в связи с строгими требованиями к адептам, основной массе тяготеющих к «Бабушкиной вере» до определенного момента в их жизни проще было жить в статусе официальных православных.Теперь же, обозрев эти упоминания о «бабушкиных» (и предполагаемых «бабушкиных», как это было в 1840-х гг. в с. Братеево), перейдем к архивному делу, которое достаточно подробно описывает историю данного согласия в приходах с. Коломенского и других церковно-административных образованиях юго-востока Московского уезда.
В 1879–1880-м гг. Московская Духовная Консистория, благодаря сведениям, выявленным иеромонахом Симонова монастыря
Марком, рассматривала дело о «Бабушкиной вере», которая пустила весьма обширные и крепкие корни фактически на всем юговостоке Московского уезда, чуть ли не во всех местных приходах. Фактическое начало расследования было еще в 1876–1877 гг.,
однако завершение его, которое дало некоторое количество важной информации, произошло только на исходе десятилетия . По «хитрой скрытности сектантов» прежде факт распространения учения «бабушкиных» в столь значительных масштабах вроде бы выявить не удавалось, хотя, как мы видели, адепты согласия более-менее регулярно попадали в поле зрения внешних лиц – как властей, так и журналистов. Иеромонах Марк узнал подробности
о «бабушкиных» из разговора с крестьянином деревни Грайвороново Яковом Ивановым Прокшиным, сосед которого Матвей Михайлов Куликов являлся одним из местных лидеров этого толка.
Секта «бабушкиных» была распространена в самой Москве (судя по всему – прежде всего в районах, прилегающих к юго-востоку Московского уезда, в источнике особо упоминается Новая деревня вблизи Рогожской заставы), в трех приходах села Коломенского, приходах сел Сабурово («как в самом селе, так и в Перервинской слободе»), Покровское-Городня («в деревне Котляковой»), Капотня, Беседы, Царицыно, Карачарово и приходе храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, к которому относилось и селение Грайвороново. В селе Коломенском «бабушкиных», согласно материалам дела, вроде бы насчитывалось порядка десяти человек, в деревне Ближнее Беляево, находившейся
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 357. Д. 10. Л. 28–45

62
в приходе села Дьяково, «половинное число жителей принадлежит к этой секте» .
Понятно, что о настоящих масштабах распространения согласия «Бабушкина вера» в Московском уезде сведения из архивного
дела нам не говорят. Один из основных источников информации для расследования – коломенский священник Сергий Понятовский говорил: «…в числе других раскольнических сект, находящихся в трех приходах села Коломенского и прилегающих к нему селениях, есть тайная по своим обрядам и учению безпоповщинская секта, известная между жителями села Коломенского под именем “бабушкиной веры”, принадлежащие к этой секте наружно считаются православными, изредка, для вида, в большие праздники ходят в церковь и принимают священников в доме…» . К сведению, что весьма важно для нас, тот же священник Понятовский так характеризовал учение «бабушкиных»: «…сходно с учением беспоповского Федосеевского толка с примесями молоканского… сходно с учением хлыстов…» .
Поставщик устной информации для иеромонаха Марка крестьянин Прокшин отказывался подтвердить все это под запись: «…если узнают об этом сектанты, то убьют или застрелят его…». Священнику Понятовскому говорили разные лица, что будто бы у «бабушкиных» существовали тайные связи с «шайками политических преступников» . Однако, как ним кажется, здесь мы видим лишь некий местный фольклор и предрассудки, которые возникли вокруг явления, странного для местных крестьян, как официальных православных, так и старообрядцев разных согласий. «Бабушкины», генетически имевшие здешнее происхождение, бывшие выходцами из этих сел и деревень и имевшие в них обширные родственные связи, в духовном планеявлялись чем-то чужим и непонятным, а ввиду своей особой замкнутости (вряд ли большей, нежели замкнутость местных беспоповцев), еще и чем-то пугающим. Сложность выяснения информации заключалась еще и в том, что «…сектанты весьма осторожны и подозрительны. И при малейшей тревоге или слухе
относительно их секты, они тотчас же передают всем своим еди-
Там же. Л. 35–35об.
Там же. Л. 32.
Там же. Л. 36.
Там же. Л. 30об.



Тема: село Коломенское
8.09.2023, 18:59

Галерея «На Каширке» (ул.Миллионщикова, д.35к5 )


10 сентября 2023 года в 17:00 в галерее «На Каширке» Объединения «Выставочные Залы Москвы» откроется долгосрочный музейный проект «Река времени» — музей и центр краеведения районов Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон.


Название «Река времени», в первую очередь, связано с речной спецификой района. В Нагатинском Затоне находился один из крупнейших судостроительных заводов, здесь был построен завершающий шлюз Канала имени Москвы. Большая часть жилых кварталов, природных и промышленных зон, о которых рассказывает экспозиция музея, расположена вдоль участка реки Москвы от Новоспасского монастыря до Капотни, а также вдоль малых рек, притоков и оврагов этих районов (Даниловка, Чура, Котловка, Жужа, Коршуниха и другие). Река стала образующей стихией районов Нагатино.

«Река» в концепции музея понимается и как метафора течения времени. На стенах пространства она выполняет роль временной шкалы, вдоль которой располагаются артефакты разных эпох, начиная от Юрского периода и до современности. Среди них природные артефакты, фрагменты архитектуры, личные вещи, образцы различных производств, находившихся на территории Нагатино, аудио- и фотохроника, документы и тексты. Музей существует при поддержке сообщества краеведов и историков Южных округов Москвы. Экспонаты переданы из частных коллекций или подарены жителями районов. Коллекция музея постоянно пополняется.

Приглашаем на открытие.
https://galereya-na-kashirk-org.timepad.ru/event/2521902/


Тема: село Коломенское
6.07.2023, 15:49

Музей Москвы просит поделиться жителей Коломенского, Нагатино, Садовники своими историями.
https://mosmuseum.ru/events/p/remember_nagatino/
Встреча завтра 7 июля 2023 года в 14:00

Тема: Садовники
27.05.2023, 13:28


IVAKHNENKOV написал:
[q]
Здравствуйте. Известно ли что нибудь о Белышевых?
Белышев Николай Александрович погиб на войне, род. в 1912 году в Садовниках, согласно похоронным документам.
Живëм по сей день в Нагатинском затоне.
[/q]


Добрый день! Фамилия Белышев среди крестьян Садовой слободы в МК мне не встречалась. Возможно семья приехала после революции.




Тема: Садовники
22.05.2023, 19:02


AlisaAn написал:
[q]
Прадеда моего звали Обухов Максим Борисович, семья наша - старожилы Садовников. Семья была старообрядческой.
[/q]



Здравствуйте!
Прямые предки Обухова Максима Борисовича.

Тема: деревня Батюнино
22.05.2023, 18:49

>> Ответ на сообщение пользователя Pchelintsevak от 22 мая 2023 11:32


Pchelintsevak написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, как новичку, пока собрала информацию из интернета. В другой ветке писала о моих предках Кормаковых ( Сабурово). Теперь хочу про прабабушек узнать.
Информации мало, имя и отчество, замужем за Кормаковым Василием Максимовичем, была из семьи старообрядцев из-за речки. Предположительно Перервинской слободы. Хотя может и из Батюнино, тоже жили какие-то родственники.
А Кормаков Василий Максимович был сиротой, которого оставили к себя родственники его отца, это предположение основанное на рассказах моей бабушки от родных про отца. Умер рано, в возрасте 42 лет. Тоже хочется найти его родителей.
Благодаря Вашему форуму много собрала информации и о других родственниках. Но пока только из интернета. Дальше нужно идти в архивы?
Еще мы долго не могли найти мужа старшей сестры моей бабушки. Была замужем за Терешиным Георгием из Батюнино.
[/q]


Добрый день! Вы не написали имя и годы жизни Вашей прабабушки и её сестры, а так же Кормакова Василия Максимовича, когда он родился. В Сабурово мне известен лишь Максим Ильин Кормаков 1846 г.р. в 1895 году он записан домохозяином.

Тема: деревня Батюнино
16.03.2023, 18:06


Garik69 написал:
[q]
Дед :Лопатин Григорий (Иванович) 1890 гр
Бабушка; Лопатина(Крылова) Александра (Васильевна) 1913 гр

Если вдруг есть какие то соображения и информация, прошу поделиться , при наличии возможности конечно же!
[/q]


Игорь, здравствуйте! К сожалению ничего сказать не могу. Лопатина Григория Ивановича 1890 г.р. я в документах не встречала.
В 1922 году в списке жителей д.Батюнино (ЦГАМО 674-1-146 л.22об.) упомянут Григорий Николаевич Лопатин 32 лет (1890 г.р.) сын Николая Павловича Лопатина 62 лет (1860 г.р.)

Род Григория Николаевича Лопатина

Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
21.02.2023, 14:44


Harlampiy написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Liolia от 16 февраля 2023 14:45
Ольга, мне кажется информация по Головановым дополнялась продолжением к Лукьяну Сергееву Скачикову 1630 г.р., который записан садовником Лукашкой Сергеевым в выписи Ивана Офросимова за 1680 г.?
[/q]


Перепись 1710 года дворцовых крестьян Ратуева стана Московского уезда среди крестьян приселка Борисова : "во дворе Лукьян Сергеев сын Скачиков осмидесяти лет у него жена Пелагея семидесяти пяти лет у него дети Никита сорока пяти лет у него жена Марья Кондратьева тридцати лет у Никиты дети Иван семи лет Алексей трех лет дочери Агрипена трех лет сын Симеон полугоду у него ж Лукьяна сын Степан тридцати четырех лет у него Татьяна Федорова дочь тридцати лет у него дети Степан полугода да дочери Анна шести лет Варвара полугода у него Лукьяна сын Иван тридцати двух лет у него жена Авдотья Иванова тридцати лет у него сын Степан трех лет да дочь Ирина десяти недель"

(РГАДА фонд 350, опись 1, дело 250 л.470об.)

В 1716 году: Лукьян Степанов семидесяти пяти лет к него жена Пелагея Силина семидесяти лет дети Никита пятидесяти лет Степан сорока пяти. У Никиты жена Марья Кондратьева дочь пятидесяти лет дети сын Иван десяти, Алексей пяти, дочери Агрипена четырех Марья году. У Степана жена Татьяна Федорова дочь сорока лет дети дочери Анна осми лет. У него ж Лукьяна построенный вновь дом, а по сказке его тот дом построен сыну его а отдел.
младший сын Лукьяна Иван живет своим двором : "Иван Степанов тридцати семи лет, у него жена Авдотья Иванова тридцать лет, дочь Дарья трех лет"

РГАДА фонд 350, опись 1, дело 258 л.43, л.44)

Потомки Лукьяна Сергеева от его сыновей Никиты и Алексея станут носить фамилии Замятины, Мещаниновы, Чижовы, Жаровы, Гневушевы, а младшего Ивана- Лохины, Костины и Головановы.
Внуки Лукьяна Сергеева о его сына Ивана стали Головановыми. По сказке 1773 года доме Василия Иванова , одного из сыновей Ивана Лукьянова, какое-то время жил его родной племянник Андрей Никитин (1747 г.р.), переведенный из приселка Дьяковского . Андрей Никитин был сыном сестры Василия Варвары и дьяковского крестьянина Никиты Афанасьева. После Андрей Никитин вернется в с.Дьяково, его сыновья будут носить фамилию Головановы, а потомки Андреевы.


Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
19.02.2023, 15:08


necrophage написал:
[q]
Василий Васильевич Дидилев (он же Голованов), женился на Марии Павловне
[/q]

Василий Васильевич Дидилев (он же Голованов) женился 9.11.1894 г. на дочери крестьянина д.Батюнино Павла Гаврилова ГАЛКИНА Марии. Именно по этой причине и состоялся его переход из раскола в господствующую церковь.
Так что версия что о том, что он взял фамилию жены ошибочная. Скорее всего фамилия образовалась от прозвища Дидиль,
именно прозвище священник Николай Смирнов и записал у переходящего из раскола в православие старшего из сыновей Василия Андреева Голованова (Костина) - "Василий Васильев Дидиль", а тот подписался как Дидилев Головин.

Дидиль- одно из названий полевого щавеля, он же волосатик. За длинные курчавые волосы возможно Василий и получил это прозвище.
Как вариант, от русской потешки:
Дидили, Дидили, Где вы Машу видели?

- Заглянули в огород - Маша пляшет у ворот.

- Дидили, Дидили, Где вы Катю видели?

- Заглянули в зелен сад - Катя щиплет виноград.

- Дидили, Дидили, Где вы Дуню видели?

- Заглянули под крылец - Грызёт Дуня огурец.

- Дидили, Дидили, А Ваньку вы не видели?

- На полянке у колодца Ванька с курицей дерётся!

Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
16.02.2023, 20:27


necrophage написал:
[q]
У какого-то Василия Васильевича в последнем поколении есть вариации написании фамилии как Голованов и Дидилев
[/q]

У меня древо не полное, и ограничено 1869 годом. Сейчас с помощью нейросетей и выложенных архивом отсканрованых метрических книг присланное мною
Василий Василевич Голованов, он же в дальнейшем упомянутый как Дидилев есть в древе, он сын Василия Андреева и Прасковьи Николаевой.

Из старообрядцев-неокружников, в 1894 году, двадцати двух лет присоединился к православной церкви. После революции был членом приходского совета борисовской церкви.


Тема: ✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
16.02.2023, 14:45

>> Ответ на сообщение пользователя necrophage от 15 февраля 2023 21:18

Добрый день! Возможно отсутствие метрических записей в Троицкой ц. с.Борисова свидетельствует о приверженности к старообрядчеству. Тогда найти рождение вашего деда и прадеда весьма затруднительно и придется опираться на косвенные источники. Советую для начала просмотреть в архиве посемейные списки с.Борисова ЦГА Москвы ф.378, оп.1 д.186 . В нём все жители села на 1889 год с дополнениями о рожденных вплоть до 1912 г.
Головановы ведут свой род от Константина Степанова 1750 г.р. и Марьи Ивановой (внучки Мирона Гаврилова сына Карасёва крестьянина присёлка Братеева, по нему мы с вам родня). В некоторых документах Головановы писались под фамилией Костины. Морозкины- скорее дворовое прозвище. В списке домохозяев 1914 года в с.Борисове за есть №224 Иван Иванов Костянов
К сожалению я не могу связать вашу семью с имеющимися у меня данными, но когда-то ваша ветка дополнит эту схему.

Тема: Коломенское. Ориентация на местности
27.01.2023, 20:49


babyboo написал:
[q]
Здравствуйте! Я ищу своих прямых предков из д.Чертаново. Приход Дьяково, церковь Предтеченская.
Пока в оцифрованных метрических книгах добралась до Василия Никифоров Громушкин 1867 гр, Никифор Иванов Громушкин.
[/q]



Здравствуйте! У меня по Громушкиным информация до 9-й ревизии.
Корнями своими они восходят к Мелешке Захарьеву около 1590 года рождения из д.Заборье ( познее название д.Чертаново) . Его потомки будут носить фамилии Осташонковы, Громушкины, Широковы и Прохоровы.
Мелешка Захарьев и мой прямой предок.
РГАДА ф.1209, оп.1, д.9809, л.425об. «деревня Заборье, а в ней крестьян…двор Мелешка Захарьев с зятем Ивашком Наумовым да с сыном с Васкою да Савкою…»
РГАДА ф.1239-2-1359. "Выпись с писцовых книг Московского уезду письма и меры стольника Ивана Михайловича Офросимова да подьячего Ивана Васильвва 183-185 годов... к дворцовому селу Коломенскому деревня Новая Заборья на речке на Чертановке что на перед сего была деревня Чертаново..(л.76) двор Архипко Савельев у него дети Захарко десяти лет Лазорко пяти лет у него племянник Федка Якимов".

Прямая схема от Никифора Иванова до пращура его Мелешки Захарова выглядит так.


Тема: село Коломенское
17.01.2023, 15:18

На блоге Владимира Соколова "Старообрядческое Подмосковье" по инициативе участницы Галины Кочетковой составлено обращение к Митрополиту Московскому и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилию (Титов Константин Иванович) с просьбой о поддержке обращения в отдел рукописей Российской государственной библиотеки по вопросу оцифровки фонда 246. Рогожское кладбище и обеспечению его дальнейшего доступа для исследователей.

Приглашаю потомков коломенских старообрядцев поддержать это обращение.

Обращаю внимание, в подписи нужно указывать фамилию, имя, отчество и регион проживания.

Ознакомиться с текстом обращения и поддержать его своими подписями в комментариях к тексту можно по адресу:
https://www.genealogy-kzn.ru/obraschenie-3/



Тема: Коломенское. Ориентация на местности
10.12.2022, 20:02


Agrip901 написал:
[q]
РГАДА 350-2-1871
Интересная запись в «заразной» сказке 1773г. по селу Булатникову.
У одного из крестьян села жена Катерина Сергеева 60 лет, взятая дворцовой коломенской волости д. Нагатина из дому крестьянина Степана Назарова сына Безгудова ( Безгулова?) без отпускной и вывода и жила у него в работницах.
Еще раз о фамилиях, были, но не все прижились.
[/q]


Ирина, спасибо, очень интересная запись.
Попробовала найти семью Катерины в д.Нагатино. По всей видимости отчество Сергеевна ей записали ошибочно.

в 1716 году: "во дворе Степан Назарьев сын Юрасов тридцати пяти лет у него жена Анна Иванова двадцети лет дочь Катерина пяти лет Елена полугоду"
в 1747 году Степан Назаров умрет, род продолжит его сын Евдоким (1720-1760). Внук Евдокима Матвей Козмин будет носить фамилию Ботин.


Тема: Дьяково
15.05.2022, 12:55


Harlampiy написал:
[q]
Илья Харитонов 45 – у.1759
Ж. Наталья Максимова 61 – из д.Гагиной
[/q]

Наталья Максимова из д.Чагино