На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума... При этом, пожалуйста, обратите внимание на список Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>
Здравствуйте ! Буду благодарна за помощь и информацию по селу Кулаги Суражского уезда (сохранились Ревизские сказки по данному селу?). Нашла информацию - Фонд ОДФ 251 "Церкви Суражского уезда" с. Кулаги Церковь Рождества Пресвятой Богородицы МКЦ с. Кулаги №326 1891г. МКЦ с. Кулаги №348 1908г. Ищу информацию о родственниках по фамилии Белозеровы, Лагутенко , Шашура (которые проживали в селе Кулаги).
С уважением Лариса
Комментарий модератора:
[q]
Ищу информацию о родственниках по фамилии Белозеровы, Лагутенко , Шашура (которые проживали в селе Кулаги).
[/q]
Лариса, семьи представителей этих фамилий были многодетными, назовите представителей Вашего рода -
1. Вы (год рождения, место рождения можно не указывать) 2. Родители (год рождения, место рождения) 3. Дедушка/бабушка (год рождения, место рождения
Или Вы собираетесь проследить всех представителей по указанным фамилиям? Это очень объемная работа.
Летопись села Кулаги Суражского района Брянской области.
Летопись до конца 2021 года вела библиотекарь Кулажской сельской библиотеки филиала МБУК "Суражская районная межпоселенческая библиотека" Кирик Оксана Александровна
1.История населённого пункта Историческая справка
Село Кулаги при реке Суботке при поляках принадлежало шляхтичам Чернявским, а затем входило в состав ратушных сёл. Каким образом распределились крестьянские повинности между магистратом и полковниками, это поясняет следующее показание кулажского войта, записанное в 1727 году : «…Испрежди веку село Кулаги с деревнею Суботовичами принадлежало на ратуше стародубскою, и было под ними отчин восемь с сеножатми; за тот грунт давали они побору ратуше, в год: золотых 75 и мёду с ухожего дерева пуда по четыре; да на полковника стародубского подчас свят воскресенских и рождественских на кухню полковничью зверину и иншую уребину (птицу) по обыкновению давали…сено косили, гребли, гатили и дерево возили»,- свидетельствует запись в Генеральной Канцелярии Стародубского полка за номером 1379, год – 1727-й.
В 1711 году Кулаги вместе с Суботовичами были выпрошены у Скоропадского его «госпадарем дворовым», Иваном Даровским, который при этом заверил гетмана, что кулаги- сельцо малолюдное. Когда же Скоропадскому объяснили. Что Кулаги одна из самых значительных магистратских местностей, то гетман распорядился было оставить это село по- прежнему- при магистрате. Но это распоряжение Даровским не было исполнено и Кулаги остались за ним. По смерти Даровского, село это досталось сыну его Петру, а затем перешло дочери его Ульяне, бывшей замужем за Антоном Жоравкою. Частью села владела и вдова Ивана Даровского. После смерти Жоравки, Ульяна стала единственной владелицей Кулаг. Ей принадлежало 94 двора и 73 хаты. [7,С.422]
В 1723 году в селе насчитывалось сорок дворов и хат, а в 1781-м – сто тридцать. Земли, однако, были не очень плодородные, и хлебопашеством в конце восемнадцатого века здесь занимались мало. Основным же занятием было «вырабатывание лесных материалов: дерут дор, лубье, и лыки делают рогожи…»
Свое название село получило, как пишет в своей книге «Седая Брянская старина» краевед Я.Соколов, от слова «кулга». Кулга - сырое соложеное тесто, иногда с калиной. Его замешивают на кипятке, кладут поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи. Затем упаривают на вольном духу и ставят в прохладное место. «Кулажка - не бражка, не пьян, ешь вволю», - говаривали в старину. Для селян это было настоящим лакомством. Наверное, тот, кто занимался приготовлением данного блюда, и получил прозвище Кулага, переделанную впоследствии в фамилию, а затем и в название села.
На Брянской земле и сейчас проживают люди по фамилии Кулагин, Кулигин. Слово «кулига» в старину означало «расчищенная лесная поляна».
Жестоко в то время притесняли крестьян казаки и помещики. Отношения стали напряженными в июле 1748 года, жители села Кулаги и деревни Суботовичи открыто отказались подчиняться П.И. Даровскому и даже собирались его убить. Началось крупное восстание, руководил которым Лазарь Синченок.
Прибывшие в Кулаги для ликвидации восстания мглинский сотник Лисеневич с казачьей командой не застал людей в домах, так как они ушли со своим имуществом в леса и другие села. Не удалось поймать восставших и в Суботовичах.
Осенью в Кулагах и близ лежащей деревни Суботовичи был расквартирован отряд казаков Черниговского полка, и, как жаловались крестьяне, «казаки, неслыханные бедствия нам чинили…, жен наших били, детей с хат на двор на мороз метали, лошадей наших грабили, а самих нас в рознь разогнали». Особенно жестоко расправлялись каратели с вожаками крестьянского движения. В стародубской тюрьме были замучены: О.Федоров, Е.Тихонов, М.Якимович, К.Карпов.
Под влиянием событий в Кулагах и Суботовичах прошли крестьянские волнения в селах Симонтовка, Костяничи, Лопазна и Старые Чешуйки.
Смерть многих руководителей восстания, разорение крестьянских хозяйств, насилия, чинимые воинскими командами,- все это привело к прекращению крестьянской борьбы.
В 1760 году крестьяне, доведенные до отчаяния, восстали вновь. Возглавил это восстание Семен Шостаковский, вернувшейся с польской границы в родные Кулаги. Восставшие поделили между собой землю, выбрали собственную администрацию (Шостаковского – сотникам, а Лазаренко- есаулом); собрали с каждого двора деньги для расходов, связанных с подачей жалоб. Однако когда Шостаковский и еще двое крестьяне пришли с жалобой в Стародубскую полковую канцелярию, их бросили в тюрьму.
Для усмирения крестьян в январе 1761 года в Кулаги была послана казачья команда, но жители, «подговоря себе в помощь» расквартированных в селе русских солдат, заготавливавших лес, напали на команду, «казаков били и всех… вон из села выбили».
Готовясь к прибытию новых воинских команд, крестьяне «все пожитки и скот… вывезли и вывели», а сами, «собрався все во многом числе народа не токмо мужеск, но и женск в одежи в мужской пол в одну улицу», вооружились ружьями, косами, цепями, топорами…
27 января в Кулагах новая казачья команда во главе с А.Силевичем пыталась подавить восстание, но крестьяне открыли ружейную стрельбу и вынудили казаков отступить. Только лишь через три дня команде удалось занять село.
В феврале 1761 года по указу гетмана К.Г.Разумовского была направлена в село Кулаги и деревню Суботовичи новые воинские команды для окончательного усмирения восставших. Исполнять приказ был назначен стародубский полковой есаул П. Лишень, но еще до прибытия восставшие разбежались и спрятались в окрестных селах и лесах.
Восемь воинских команд, находящихся здесь, пытались поймать беглых. Но их попытки привели лишь к расширению волнений; в поддержку восставших выступили жители окрестных сел и деревень.
Самое значительное такое выступление произошло в селе Брахлов. Узнав, что в Брахлове скрываются кулажцы, П. Лишень направил туда команду казаков во главе с сотником Я.Якимовичем. Казаки, прибыли в Брахлов, устроили кулажцам во дворе помещика Лисаневича публичное наказание. Брахловские крестьяне, присутствовали при этом, по призыву Онуфрия освободили арестованных и прогнали казаков. Подавить восстание крупным воинским силам удалось лишь к середине 1761 года.
В 1763 году С.Шостаковский бежал из тюрьмы и «тайным способом» прибыл на родину. Жители Кулаг и Суботовичей по его совету составляют новую челобитную, только теперь уже на имя Екатерины II. Известно, что Шостоковскому удалось передать его императрице, но положительного решения для крестьян так и не последовало, чего и стоило ожидать.
В 1783 году указом Екатерины II отменили казачье управление и распространения на Малорассию государственного установления. Ульяна стала потомственной дворянкой и наделена была всеми привилегиями российского дворянства. Крестьяне Кулаг стали крепостными Ульяны.
Основным занятием кулажских крестьян было «вырабатывание лесных материалов: дерут дор, лубьё, из лыки делают рогожи…» Хлебопашеством здесь в конце восемнадцатого века занимались мало, так как земли кулажские были не очень пригодными.
В конце восемнадцатого века действовало два винокуренных завода. Среди селян широко практиковалось ткачество шерстяных и льняных изделий.
По переписи населения 1897 года в селе Кулаги при ручье Воробьевка и озере число жителей мужского пола 932, женского пола 920, всего – 1852 человека. Разночинцев нет, купцов нет, мещан нет, казаков нет, казачковых подсоседков нет, крестьян казенных нет, крестьян владельческих 220, всего 220 человек.
Истинным украшением села была церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменной постройки 1806 года, построенная генерал-майором ст. Михаилом Шираем. [19]
По данным Черниговских Епархиальных известий 1894 года в приходе числилось 608 дворов, душ обоего пола 3724, земли 14 десятин. (Черниговские Епархиальные Известия, №№ 23-24, 1894 года)
6 декабря 1894 года в должности церковного старосты церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Кулаги Суражского уезда был утвержден дворянин Георгий Георгиевич Долинский. [19]
28 сентября 1896 года в должности членов благочиннического совета в 1 благочиннический округ Суражского уезда утверждены священники: Благовещенской церкви города Суража - Андрей Смельницкий и Покровской церкви села Глубовки - Феодор Лапчинский и кандидатами по них священники: церкви Рождества Пресвятой Богородицысела Кулаг - Александр Лебедев и церкви Василия Великого с. Душатин - Тихон Медведев.(Черниговские епархиальные известия, № 20, 1896 год.).
О секретах и чудесной силе православных святынь Церкви Рождества Пресвятой Богородицыс. Кулагисвидетельствовали Черниговские Епархиальные Известия: «Священник села Кулаг, Новозыбковского уезда, Черниговской губернии Александр Лебедев в рапорте своем, от 11 октября 1897 года за № 29, донес Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, о следующем случае благодатной помощи по молитвам к святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому, Чудотворцу.
У сына моего прихожанина, жителя села Кулаг, Василия Романова Матвеенка Спиридона – мальчика 2-х лет 18 августа сего года заболели глаза, а через два-три дня и совершенно закрылись, так что мальчик ничего не видел и, вероятно, от сильной боли часто и подолгу лежал ниц, приложив лицо к постели.
Пораженные горем родители немедленно обратились за помощью сначала к земскому фельдшеру, живущему в Кулагах, а затем и к врачу города Суража, но облегчения, в течение двухнедельного лечения, мальчик не получил и надежды на излечение больного не подавалось. Тогда родители страждущего мальчика Спиридона, оставив лечение, возложили всю свою надежду на Господа и Угодника Его Святителя Феодосия, Чудотворца Черниговского: стали промывать глаза больного святой водой и смазывать маслом, привезенным от мощей Святителя.
9-го сентября, в самый день открытия мощей Святителя Феодосия, после литургии Василий Матвеенок обратился ко мне с просьбой отслужить молебен Святителю Феодосию в его доме и помолиться о болящем младенце. Просьба его была исполнена мною немедленно. Взяв образ Святителя, я с причтом, при пении тропаря Святителю, отправился в дом Матвеенка и отслужил молебен, по окончании которого, осенив больного мальчика св. крестом, велел приложить его к иконе Святителя - и, о чудо! – как только приложили ничего не видевшего мальчика к иконе, левый глаз его моментально открылся и сделался совершенно здоровым, правый же, оставался в прежнем состоянии, но чрез несколько дней и тот открылся. Сначала он казался несколько тусклым, но в настоящее время мало по малу светлеет; заметно, что и этим глазом мальчик несколько видит. Все это под присягой могут подтвердить и супруги Матвеенковы». [18]
Острой проблемой оставалось развитие образования. В 1873 году в селе Кулаги Кулажской волости Суражского уезда было основаносельское начальное народное училище Министерства Народного Просвещения Черниговской губернии. На содержание училища от земства отпускалось 400 рублей и от общества 114 рублей. Учащихся было 70 мальчиков и 6 девочек. Законоучителем был священник Александр Ефимович Лебедев, учителем- Фома Никитович Кравцов, который окончил курс Коростышевской учительской семинарии. Пению сельских детей обучал законоучитель, училищный хор состоял из 15 человек.
Деревянное здание школы в селе Кулаги было построено в 1878 году. Одна комната была предназначена для учеников, другая комната для учителей. В здании были сарай, погреб. В 1912-1913 годы попечителем был Исаев И. А., учителями - Саввин (закончил городское училище) и Левдик (закончил педагогические курсы). При школе имелась библиотека-читальня[11] http://surbibl.ru/surazhskiy-k...go-rayona/ _____
Название населенных пунктов, входящих в состав поселения: Село Кулаги;
деревни – Жемердеевка, Беловодка, Княж, Селище, Каменск, Глуховка, Лагутовка, Поповка, Новая Кисловка, Старая Кисловка; поселки- Лесное, Речное, Машина, Алексеевский, Никольский, Гришанов, Острица, Ленинский, Алешкин, Заполье, Красный Завод, Лебедин, Александровский, Колесников.
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
focusnik1 Посмотрите сообщение этой темы >>> Вы можете работать с Микрофильмами (исповедками) в поисках представителей Вашей фамилии. Они между собой родственники (кровники) от одного пращура. Ваш дед 1938 года рождения. ЗАГСы появились в 1917 году, до этого записи о рождении/браках/ смерти велись в Метрических книгах церковного прихода. В селе Кулаги была своя церковь. Отца и мать Вашего деда Вы сможете узнать, запросив справку (выписку) из Книги гражданского состояния (о рождении) в районом ЗАГСе. Адрес: Брянская область, Суражский район, Сураж, улица Ленина, 40 Почтовый индекс: 243500 E-mail: suraj@zagsbrk.ru
Вам придется доказывать степень родства для получения такой выписки. Смотрите тему https://forum.vgd.ru/24/74292/ Пока Вам никто не сможет помочь. Этот путь кроме Вас никто не пройдет.
В этой же теме есть сведения о сохраненных Метрических книгах.
--- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее. Мой ДНЕВНИК >>
Моя прабабушка, Александра Егоровна Бауло, родилась в с. Кулаги Суражского района 06.05.1916 г.
Изучала информацию по её родителям - в отделе ЗАГС Суражского района сообщили, что есть актовая запись о смерти матери Александры Бауло - Варвары Васильевны Бауло. Но чтобы получить справку о смерти Варвары Бауло, нужно доказать родство, т.е. нужна справка о рождении Александры Бауло.
В ЗАГС записи о рождении Александры Бауло нет, просила проверить (мало ли, зачем-то восстанавливали свидетельство).
В Гос.архиве Брянской области, я так понимаю, метрические книги церкви Рождества, которая была в с. Кулаги, сохранились только за 1891 и 1908 годы, т.е. там тоже данные о рождении найти не получится...
Я немного застопорилась - не могу придумать, куда двигаться дальше. Куда стоит обратиться, где ещё искать сведения... подскажите советом, пожалуйста!
1. Бауло Егор жена- Бауло Варвара Васильевна 1.1. Бауло (по мужу ?) Александра Егоровна 1916 (с. Кулаги) муж - 1.1.1. (дети Александры Егоровны и ее мужа) 1.1.1.1. (внуки Александры Егоровны и ее мужа)
Доказать родство могут дети (1.1.1.), подняв "Свидетельство о браке" Доказать родство смогут внуки (1.1.1.1.), подняв "Свидетельство о браке дедушки и бабушки" и "Свидетельство рождения" (своего родителя с фамилией Бауло)
Воинская часть 115-й пехотный Вяземский полк Место рождения Черниговская губ., Суражский уезд, Кулагская вол. Причина выбытия пропал без вести Дата события 08.02.1915
Добрый день. Моя бабушка, Бауло Ольга Фёдоровна, родилась в селе Кулаги в 1936 году. Пытаюсь восстановить ее свидетельство - не выходит, говорят, записей нет, утеряны, скорее всего, во время ВОВ. Есть ли какой-то способ восстановить свидетельство бабушки? Или прабабушки прадедушки? Есть свидетельство о браке бабушки и дедушки, Бауло Ольги и Суворина Вельгельма. Прабабушка Прасковья, 1896(98) года рождения, год смерти 1964 Прадедушка Федор Бауло, 1900(ориентировочно) года рождения, год смерти 1946(47) Я ведь не смогу доказать родство, если не найду свидетельство о рождении бабушки? Без него всё бессмысленно?
Есть свидетельство о браке бабушки и дедушки, Бауло Ольги и Суворина Вельгельма.
[/q]
Данные укажите (годы рождения персон по возрасту), печать какого учреждения на документе, год какой?
[q]
Прабабушка Прасковья, 1896(98) года рождения, год смерти 1964
[/q]
Из какого документа сведения о рождении? По дедушке тоже самое..
Черновая поколенная роспись по роду Бауло (с. Кулаги)
1. Бауло Федор жена - Бауло Прасковья 1.1. Бауло (по мужу Суворина) Ольга Федоровна муж Суворин Вельгельм 1.1.1. Дети Ольги Федоровны 1.1.1.1. Внуки Ольги Федоровны
По сайту ОБД "Мемориал" в Кулагах родились - Бауло Николай Андреевич 1922-1947 .. Алексей Устинович 1909 ..Александр Васильевич 1907 ..Максим Тарасович 1907 ..Максим Кузьмич 1922 ..Иван Владимирович 1920 ..Ефим Петрович 1905 ..Василий Зосимович 1917
Эти данные Вы оставляли? БАУЛО|БАУЛА ФЕДОР СЕМЕНОВИЧ 1909 — 03.1942 Место рождения Брянская обл., Суражский р-н, с. Кулаги https://1418museum.ru/heroes/30973358/
В ГАБО на хранении книги с. Кулаги Церковь Рождества Пресвятой Богородицы МКЦ с. Кулаги №326 1891г. МКЦ с. Кулаги №348 1908г.
Есть смысл проверить МК 1908 года. Напишите по электронке в Администрацию Суражского района Брянской области...остались ли у них в архиве Похозяйственные книги жителей с. Кулаги? http://admsur.ru/
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Прасковья Бауло, 1896(98) - 1964, место рождения неизвестно Федор Бауло, 1900 (примерно, со слов отца, прадед был младше прабабушки на 3-4 года) - 1946(47)
Tasha56 написал:
[q]
Данные укажите (годы рождения персон по возрасту), печать какого учреждения на документе, год какой?
[/q]
Эту информацию мне дали в МФЦ, когда я запрашивал справку о рождении деда, Вельгельма Суворина, оригинала нет. Брак Суворина Вельгельма и Бауло Ольги 11.02.1958 а/з 105 Бюро записи актов гражданского состояния города Находки Управления милиции Приморского края.
Tasha56 написал:
[q]
Из какого документа сведения о рождении? По дедушке тоже самое..
[/q]
Это всё со слов моего отца, документов нет.
По поводу мемориала, опять же со слов отца, Федор Бауло был мобилизован, но вроде бы работал на нужды фронта по месту жительства, а это Приморский край, на войне он не погибал, а умер своей смертью по болезни то ли в 1946, то ли в 1947 году.
Tasha56 написал:
[q]
Есть смысл проверить МК 1908 года. Напишите по электронке в Администрацию Суражского района Брянской области...остались ли у них в архиве Похозяйственные книги жителей с. Кулаги?
[/q]
Это можно, но только если я не могу восстановить даже свидетельство бабушки Ольги Федоровны Бауло 1936 года рождения, есть ли смысл копать прабабушку и прадедушку? Мне ведь без бабушки не подтвердят родство. По бабушке записей почему-то нет, вроде как из-за ВОВ, район был под оккупацией, могли потерять документы В ЗАГС суражского р-на писал по электронке, ответили, что записей по ней нет, т.к. она 1936 года, возможно утеряны во время ВОВ
Комментарий модератора:
[q]
Напишите по электронке в Администрацию Суражского района Брянской области...остались ли у них в архиве Похозяйственные книги жителей с. Кулаги? http://admsur.ru/
[/q]
Мы по своим поискам находим эти книги в архивах районной Администрации. Там список семьи и годы их рождения по домам...
Ваши Бауло переселенцы в Приморский край? В каком году?
Лариса, семьи представителей этих фамилий были многодетными, назовите представителей Вашего рода -
1. Вы (год рождения, место рождения можно не указывать)
2. Родители (год рождения, место рождения)
3. Дедушка/бабушка (год рождения, место рождения
Или Вы собираетесь проследить всех представителей по указанным фамилиям? Это очень объемная работа.
Таша56