Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усть-Сысольский уезд

Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии - история, демография, поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://www.hcpncr.com/journ1812/journ1812voskoboynikova.html
Н.П. Воскобойникова
(Москва, Россия)

Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге
городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г.Ибской волости Ильинской церкви.

По зарушному приговору прихоцких людей велено быть //Л. 1104 об.// в церковных старостах той ж волости крестьянину Пиминку Варфоломееву Мальцеву и всякую церковную казну ему Пиминку ведать. А церковной денежной казны по досмотру в казенной коробье налицо у него старосты нет. И в роздаче церковной казны в кабалы и бескабально никому нет. И церковных казеных вотчин крестьянских, и половничих и бобыльских дворов и сенных покосов и никаких угодей нет ж. И церковной казне приходных и расходных книг нет, и не бывало, и счету церковным старостам в церковной казне никогда не бывает.
А дано той же Ильинской церкви казенных вотчин церковником на кормлю: священнику Иякову //Л. 1105// пашенной земли дана одна полянка, а сеетца ржи по полyосьмине. А хлеба приходит в год по две четверти. Да сенных покосов казенных дано на сорок копен. Дьячку Ивашку Поленову и пономарю Андрюшке Афонасьеву пашенной земли и сенных покосов обоим дано тож, что и священнику. A просфирнице Марьице Никифорове пашенной земли и сенных покосов не дано. А питаютца они, церковники, от крестьян хлебной ругой.
К сей переписной книге Ибской волости Ильинской церкви священник Ияков вместо детей своих духовных старосты церковного Пимена Варфоломеева да прихоцких людей Анания Кочева, Федора Патова, Прокопия Комщи, да Лариона Федосеева, да Андрея Худоева по их велению руку приложил. К сей переписной книге Ибской волости прихожанин Ларька Мурашов руку приложил. Прихожанин Афонька Попов руку приложил. Прихожанин Стенька Мальцев руку приложил вместо прихоцких людей Максима Исакова, Мартемьяна Дмитриева по их велению. Никонко Тюрнин руку приложил.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://www.hcpncr.com/journ181...a.htmlН.П. Воскобойникова
(Москва, Россия)

Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге
городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г.

/Л. 1105 об.// Межадорской волости Введенской церкви.
По зарушному приговору прихоцких людей велено быть в церковных старостах той ж волости крестьянину Сеньке Михайлову Савиных и всякую церковную казну ему Сеньке ведать. А церковной денежной казны по досмотру в казенной коробье налицо у него старосты нет.
И в роздаче церковной казны в кабалы и бескабально никому нет. И церковных казенных вотчин крестьянских и половничьих и бобыльских дворов и никаких угодий нет ж. И церковной казне приходных и росходных книг нет, и не бывало, и счету церковным старостам в церковной казне никогда не бывает. И церковникам казенной пашенной земли никому ничего не дано. А питаются они //Л. 1106// церковники от крестьян хлебной ругой. А церковных казенных дано сенных покосов священнику Анисиму на тритцать копен. Дьячку Филатку Красильникову на пятьнатцать копен. Пономарю Конашке на пятьнатцать копен. Просфирнице Евдокиице на пятьнатцать копен.
К сей переписной книге церковной староста Сенька Михайлов сын Савиных руку приложил.
К сей переписной книге Введенской церкви священник Онисим Петров вместо приходских людей детей своих духовных Якова Костроминина, Матфия Раевских, Григория Кирьянова, Якова Серебряникова и Федора Мосиева по их велению и за себя руку приложил.
Вместо приходских людей Василия Иосифова, Стефана Васильева Ушакова по их велению и за себя церковной дьячек Филатко Красильников руку приложил.

//Л. 1106 об.// Визенской волости Георгиевской церкви.
По зарушному приговору прихоцких людей велено быть в церковных старостах тое ж волости крестьянину Сидорку Турышеву и всякую церковную казну ему Сидорке ведать.
А церковной денежной казны и никаких казенных писем в казенной коробье нет. А объявилось в той коробье всякие письма мирские. И в роздаче церковной казны в кабалы и бескабально никому нет. И церковных ж казенных вотчин крестьянских и половничьих и бобыльских дворов и сенных покосов и никаких угодей нет ж. И церковной казне приходных и росходных книг нет, и не бывало. И счету церковным старостам в церковной казне никогда не бывает. //Л. 1107//
А церковной казенной пашенной земли на погосте ж дано церковником на прекормление: у священника Ивана Назарова сеетца ржи по полуосьмине в поле, а в дву потому ж. А хлеба с той пашенной земли приходит в год по три четверти. А ярового хлеба приходит по четыре четверти. Да сенных покосов дано на пятьдесят копен. Дьячку, и пономарю и просфирнице пашенные земли дано всем тоже, что и священнику. И хлеба приходит у всех против того ж. Да сенных покосов казенных дано дьячку Мишке Филатову на дватцать на пять копен, поно //Л. 1107 об.// марю и просфирнице обоим на дватцать ж на пять копен.
К сей переписной книге Визенские волости Георгиевской церкви священник Иван Назаров вместо детей своих духовных церковного старосты Сидорка Минина сына Туришевых и вместо прихоцких людей Лаврентья Фомина, Василия Павлова, Стефана Кузнецова, Прокопия Цыпанова, Терентья Богатырева, Михаила Безсонова, Федора Тебенькова, Михаила Васильева по их велению и за себя руку приложил.
Церковной дьячек Мишка Филатов вместо Ивашка Корнеева, Оксенка Макарова, Гришки Никитина по их велению и за себя руку приложил.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://zemstvo.com/volosti-ust-sysolskogo-uezda
Волости Усть-Сысольского уезда

В 1885 г. Усть-Сысольский уезд включал в себя 26 волостей:
Благовещенская,
Богородская,
Богоявленская,
Борисовская,
Визингская,
Выльгортская,
Воронцовская,
Вотчинская,
Керчемская,
Киберско-Спасская,
Койгородская,
Корткеросская,
Кочергинская,
Межадорская,
Мординская,
Небдинская,
Ношульская,
Печорская,
Подъельская,
Помоздинская,
Савиноборская,
Уркинская,
Усть-Куломская,
Усть-Немская,
Шиловская,
Щугорская.
В 1890 г. добавились Деревянская и Ибская, в 1912 – 1917 гг. добавились Пезмогская и Пожегодская волости.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://izbirkom.rkomi.ru/?id=001_p_4d468bce3d094
Список избирательных участков, образованных на территории муниципального района «Сысольский»
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://www.agiks.ru/patterns/PP-7/current/sysolskij.htm
Историческая справка. МО МР "Сысольский"

Археологические памятники, обнаруженные на территории Сысольского района (Вотчинское городище и могильник), относятся к эпохе средневековья. Но нет сомнения, что эти места были обжиты гораздо раньше, по крайней мере, в I тысячелетии до н.э. В XI в. н.э., когда сформировался народ коми, средняя, а также нижняя Сысола была заселена племенами сысольских зырян (или сырьян). Их центром являлась Вотча.
К сожалению, о том, когда именно были основаны населенные пункты на территории совр. Сысольского района, известно немного. Первое сообщение о существовании Вотчи относится к 1384 г.: именно тогда Стефан Пермский построил здесь монастырь. Вероятно, уже тогда Вотча была довольно крупным (по тем временам) населенным пунктом и имела важное административное значение на Сысоле, иначе Стефан не избрал бы ее для строительства монастыря. В 1485 г. существовало Пыелдино, где также имелся монастырь. Сведения о других селениях относятся к 1586 г.: тогда на средней Сысоле имелись Визинга, Кибра (Куратово), Межадор, Куниб, возникшее незадолго до этого времени Заозерье. Между 1586 и 1608 гг. появились Палауз и Чухлэм, позднее, в конце XVII – начале XVIII вв. – Гагшор.
В XVIII в. на территории района стали добывать железную руду для Кажимских заводов. В 1846-1851 гг. в Межадоре имелась школа, затем ее перевели в Визингу; в 1860 г. в Межадоре открылась приходская школа, в 1883-1884 гг. – земское училище. В 1870 г. земство решило открыть медицинский приемный покой в Визинге; в 1872 г. он уже работал. В 1883 г. на средней Сысоле появилась первая акушерка (в Визинге). В 1892 г. в д. Носково Визингской волости открыли церковно-приходскую школу. В 1896 г. в Визинге открылась библиотека, а в Кунибе – земское училище. В 1901 г. библиотека появилась в Межадоре, в 1904 г. – в Кунибе и Чухлэме. 20 февраля 1903 г. в Визинге открыто почтовое отделение и министерское училище, в 1904 г. – женское училище, летом 1905 г. – детский приют (ясли). В 1904 г. земство открыло в Визинге зерноочистительный пункт, где для крестьян бесплатно сортировались семена. В 1915 г. в Визинге открылось высшее начальное училище.
До 1780 г. эта территория относилась к Яренскому уезду, затем – к Усть-Сысольскому уезду Вологодской (с 1918 г. – Северо-Двинской) губернии. В июле 1921 г. в период подготовки к образованию Коми автономной области большая часть территории совр. Сысольского района вместе с другими сысольскими селениями вошла в Усть-Сысольский район, центр которого размещался в г. Усть-Сысольске; Киберская волость (совр. Куратово) была включена в Прилузский район с центром в Объячево. В конце 1921 г. районы стали называться уездами. В 1922 г. территория Прилузского уезда была включена в состав Усть-Сысольского уезда. 27 декабря 1926 г. Усть-Сысольский уезд официально был официально переименован в Сысольский, центр уезда перенесен в с. Визингу. 15 июля 1929 г. было проведено реформирование системы административно-территориального деления. Коми область была разделена на девять районов, одним из которых был Визингский с центром в с. Визинга. Он включал в себя территории современных Сысольского и Койгородского районов.
10 февраля 1935 г. Коми АО была разделена на 12 административно-территориальных единиц, в числе которых был Сысольский район (центр – с. Визинга), по-прежнему включавший в себя и селения совр. Койгородского района. 19 сентября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР установлены административно-территориальные границы Прилузского и Сысольского районов Коми АССР.
В 1946 г. Президиум Верховного Совета Коми АССР принял Указ о разделении Сысольского района на Сысольский и Койгородский, но Президиум Верховного Совета РСФСР не утвердил это решение. 19 мая 1949 г. Президиум Верховного Совета Коми АССР вновь принял указ о выделении из Сысольского района самостоятельного Койгородского района, и на этот раз данное решение было утверждено. 31 августа 1949 г. были утверждены границы между Сысольским и Койгородским районами.
В 1963 г. в связи с разделением районов на промышленные и сельские Койгородский район был ликвидирован, его территория вошла в Сысольский район. В ноябре 1964 г. было принято решение о ликвидации деления на промышленные и сельские районы, в марте 1965 г. сформировались новые районные органы власти, в том числе и в Койгородском районе, снова отделившемся от Сысольского. В 1966 г. Палаузский сельсовет был передан из Койгородского в Сысольский район, после чего Сысольский район приобрел свои современные очертания.
Проследим основные черты истории района после 1917 г. Главным занятием местного населения издревле являлось сельское хозяйство. На рубеже 1920-30-х гг. сысольским крестьянам пришлось пережить коллективизацию, сопровождавшуюся значительным снижением сельскохозяйственного производства. Но в середине 30-х гг. положение стало улучшаться. В колхозы стали направлять технику. В 1932 г. в деревне Пустошь Визингского сельсовета открылась первая в Коми автономной области Сысольская машинно-тракторная станция. В том же году в Визинге открылся первый в советское время базар (колхозный рынок), на котором была выставлена продукция сысольских колхозов «Возрождение», «Луч», «Красный май», «Правда Севера». Обустраивали и быт колхозников: в 1931 г. началась электрификация жилых домов в сельхозартелях «Переход» (деревня Колеговская), «Красная заря» (Морозовская), «Красный май» (Большой Погост) и «Луч» (Нижний Конец) села Визинги.
Первая попытка внести в экономическую жизнь населения большее разнообразие была предпринята в 1924 г., когда в Визингской волости организовали кооперативное производственное товарищество «Социализм» для строительства ГЭС и мукомольной мельницы. Но строительство началось только летом 1927 г. и получило громкое название «Визингстрой». В 1930 г. Визингский промкомбинат, включавший гидроэлектростанцию, мукомольную мельницу, слесарно-кузнечную и механическую мастерские и шпалорезную установку, был, наконец, введен в строй.
Промышленность стала активнее развиваться по мере расширения масштабов лесозаготовок, чему способствовала организация в том же 1930 г. районного леспромхоза. Проблемы с рабочей силой пытались решить внеэкономическими методами. После того как в 1930 г. Совнарком РСФСР принял постановление «О мероприятиях по проведению спецколонизации в Северном и Сибирском краях и Уральской области», в Визингский район стали прибывать спецпереселенцы – раскулаченные крестьяне, которых направили на лесозаготовки. В течение 1930 г. возникли поселки Ниашор, Воквад, Яр, в 1931 г. – Рабог и Воктыла. В 1932 г. спецпоселенцам разрешили создавать внеуставные артели и заниматься сельским хозяйством. В 1933 г. было проведено сплошное обследование пяти имевшихся в Визингском районе спецпоселков, показавшее тяжелейшее положение спецпереселенцев. В том же году Сысольский райком ВКП(б) принял решение ликвидировать спецпоселок Яр и перевести его обитателей в спецпоселки Ниашор, Рабог и Воквад. Из других промышленных предприятий следует упомянуть Маловизингскую ГЭС (на р. Малой Визинге), которая дала ток в 1952 г. Назовем также предприятие пищевой промышленности – квасной завод в селе Визинга, который открылся в 1937 г.
Особое место в развитии сельских районов, к которым относится и Сысольский, всегда занимали проблемы транспорта и связи. В 1938 г. началось строительство нового моста через реку Большая Визинга, завершенное в 1940 г. В 1963 г. завершено строительство автодороги Сыктывкар–Визинга. В 1968 г. началось строительство автотрассы Визинга–Объячево, в 1970 г. в основном было завершено строительство автодороги Визинга–Койгородок. В 1973 г. заасфальтированы дороги в райцентре Визинге, в 1986 г. построен автодорожный мост через реку Малая Визинга (около села Чухлом), в 1999 г. в Сысольском районе открылись для рабочего движения два моста на автодороге от села Куратово к поселку Широкий Прилук Архангельской области. В 2003 г. в Сысольском районе введена в эксплуатацию цифровая телефонная станция.
Значительные перемены произошли в сети поселений района. С одной стороны, возникали новые населенные пункты, связанные, главным образом, с лесодобывающей промышленностью. Кроме упоминавшихся уже спецпоселков, назовем поселок Первомайский (1953), поселки Поинга, Язель, Копса, Иванчемья (1965) и др. С другой стороны, многие населенные пункты, попавшие в разряд «неперспективных», прекратили существование. Так, в 1964 г. были исключены из учетных данных Бездубово, Джуджыд-Норыс, Жуодбок, Копса, Потевсикт, Протока, Ручкачой, Вурккодж, Пододзьшор, Вадчирыб, Вад, Квартал 131, Верхняя Иванчомья, Сопью, Средняя Иванчомья, Нижняя Иванчомья, в 1965 г. – Чаркинсикт, Жуод, Дзюзов, Тыдор, Лемпуа-Шор, в 1967 г. – Видзас, Вепра, Горсиб, Кыкашор, Высогор, Важпущуп, в 1974 – Панеель, Нур, Леккость, Понольмыльк и Ужбурысь, Ниашор, Куим-Вож, Горей, Малый Энталь, Шаньгинская, в 1976 г. – Уличпом, Кыддзашор и Сыктывдор…
Из истории культуры отметим, что еще в 1924 г. в Визинге открылся один из первых в Коми области школьных музеев. Позднее его работа фактически прекратилась, и в 1963 г. была предпринята новая попытка создать в Визинге краеведческий музей. Проработал он недолго, но энтузиасты культурно-просветительской работы находились, и в 1970 г. краеведческий музей в Визинге вновь стал активно действовать. Сначала он размещался в зале районной библиотеки. А в 1990 г. музей получил статус Сысольского районного краеведческого музея. В 1933 г. начала издаваться газета Сысольского района «Сыктывса ударник» («Ударник Сысолы», позднее – «Коммунизм знамя», ныне – «Маяк Сысолы»). В 1960 г. в Визинге открылась детская музыкальная школа. Сысольский район стал первым из сельских районов республики, подключенных к сети «Интернет». Это произошло в 1999 г., когда в средней школе села Визинга открылся узел доступа в «Интернет», что было сделано в рамках целевой программы «Информатизация образования и науки в Республике Коми на 1997–2000 гг.». Завершая обзор событий в сфере культуры, назовем еще одну немаловажную дату: в 1999 г. в поселке Первомайском Сысольского района открылся Стефано-Афанасьевский мужской монастырь.
В Сысольском районе проживали такие замечательные люди, как Герой Социалистического труда В.Е.Давыдова, ученые Э.А.Савельева, А.Д.Напалков, Е.А.Цыпанов и др.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://wiki.syktsu.ru/index.ph...0%B3%D0%B0
Визинга
Визинга (Визин) — село в России, на юго-западе Республики Коми, административный центр Сысольского района.
Население села — 7 140 человек по переписи 2002 года.
География
Село расположено в 86 км к юго-западу от республиканского центра Сыктывкара на реке Большая Визинга в 10 километрах от её впадения в Сысолу (бассейн Северной Двины).
Население В 1989 году в Визинге проживало 6913 человек, в 1992 — 7472 человек, в 2000 — 7376 человек (вместе с дер. Горьковская, Елин, Кольёль, Митюшсикт, Рай, Рочевгрезд, Сорд — 8136 человек).
История
Впервые погост Визенга с двумя деревянными церквами и тремя дворами церковнослужителей упомянут в 1585 году.
По мнению А.И. Туркина, название села происходит от коми "вись", "ысь" - "металл" и "ин" - "место". Таким образом, Визин - "место, где имеется металл". В окрестностях Визинги в XVIII - ХIХ веках добывали железную руду для Нювчимского чугунолитейного завода. Всего из Визинги на этот завод ушёл почти миллион пудов железной руды.
XVI век — XIX век Первое упоминание погоста на месте современного села относится к 1585 году. На погосте имелись две деревянные церкви — «Афанасия Александрийского чудотворца» и «Страстотерпца Христова Георгия».
По соседству с погостом располагались деревни Межатыла, Другая Межатыла, Бенгав, Иб, Дементьевская, Иб Большой, Аксеновская, Модоробка или Кузьмино (позднее — Модарыб), Другая Аксеновская, Новинка, Под Сосной (позднее — Сорд), Кычаныб, Большой Кычаныб (позднее - Кычаныб Гора), Матково, Лычем, Инпон, Меньшая и Большая Койтла. В этих селениях насчитывалось 65 крестьянских дворов, 4 из них были пусты. Отмечены только 2 фамилии — Пахов и Кознецов, остальные жители названы только по именам и отчествам.
В 1608 году в погосте было 4 церковных и 85 крестьянских дворов. В источнике указаны фамилии Кашан, Попов, Тебеньков, Лихачков, Беляев. Население занималось земледелием, скотоводством, портняжничеством, валянием обуви и охотой на боровую дичь и пушных зверей.
К 1646 году в Визинге и окрестных селениях имелся 91 двор. Появились новые фамилии: Худяков, Поздеев, Дьячков, Бессонов, Бучев. 19 дворов были пусты, их обитатели переселились на Вятку, Каму и в Сибирь.
В 1678 году в погосте и деревне насчитывалось 80 дворов; 10 стояли пусты, их обитатели умерли. К 1707 году большинство деревень слилось с погостом, осталась лишь деревня Сосновская(Сорд).
В 1707—1719 гг. появились новые деревни: Тебеньковых, Верхний Конец, Нижний Конец, Волпин, Вурдычева, Грезд Цыпановых, Дикоева Гора, Енъя Иб, Звенигород Гора, Большой Кольёль, Носковых, Колегова Гора, Коршунова Гора, Леутова Гора, Раевская Гора, Филина Гора, Черанева Гора. Жители носили фамилии Цыпанов, Носков, Морозов, Рочев, Леутов, Митюшев, Дикоев, Карманов, Ляшев, Колегов, Майбуров и др.
В ХVI-XVII веках через Сысольскую волость проходила Большая сибирская дорога. В феврале 1725 года из Санкт-Петербурга через Визингу и Пыелдино проехала Первая камчатская экспедиция, которую возглавлял капитан первого ранга Витус Беринг. В селе Пыелдино была ямская станция, где проезжие служивые люди меняли коней, отдыхали и парились в бане. Летом 1771 года через сысольские земли прошёл академический отряд адъюнкта Российской академии наук Ивана Лепехина. Маршрут небольшого отряда проходил от Кибры через Чукаиб и Визингу до Межадора, далее отряд плыл по Сысоле на лодках до Усть-Сысольска. В конце XIX века по Сысольской волости прошла экспедиция Кайзерлинга и Крузенштерна.
В 1824 году построена каменная церковь.
Согласно одним данным, училище в Визинге открылось в 1850 г. (НАРК. Ф. 180, оп. 1, д. 12; «В помощь учителю Коми АССР. Август 1962 г.»— Сыктывкар, 1962); по другому источнику, в 1851 году в Визингу из Межадора перевели действовавшее приходское училище, а в 1872 г. открылось земское училище («Начальное образование в Вологодской губернии».— Вологда, 1901, т. 1).
К 1885 году в Визинге появились также больница и лавка. В Верхнем Конце, Коршуновской, Кычанибской, Раевской, Сордской, Тебеньковской и Чераневской — часовни. В 1896 открылась библиотека.

XIX век — XX век 20 февраля 1903 года в селе Визинга открылось почтовое отделение. В 1904 г. — женское училище, летом 1905 — детский приют. В 1902 г. здесь имелась земская больница на 15 кроватей. В 1916 г. в селе и прилегавших деревнях было 677 дворов, 3601 житель. В селе жил А. Е. Цыпанов (1859-1934) — мастер-самоучка по изготовлению гармоник и фисгармоний. В Визинге отбывал ссылку А. К. Гастев. В 1906 местные жители под руководством А. И. Митюшева выразили недовольство мерами правительства по повышению земского сбора, потребовали переизбрания старшины и сельского старосты, составили программу требований, пытались устроить митинг. Советская власть установлена в марте 1918 года. 1-я партячейка и комбед образованы 9 августа 1918. 1-я ячейка РКСМ — 1 ноября 1919. В годы гражданской войны Визинга на короткое время была захвачена белыми (ноябрь 1919). После образования Сысольского района (15 июля 1929) Визинга становится райцентром. 17 июля 1929 прошла 1-я Сысольская районная партконференция. В 1930 г. в районе Визинги построена первая сельская ГЭС в Коми автономной области. К 1930 году в селе имелись начальная и средняя школы, больницы, зубоврачебный кабинет, консультация женщин и детей, аптека, библиотека, кинопередвижка, заготовительный пункт госторга, лавка госспирта и др. учреждения. В 1930 в Визинге образована первая в Коми автономная область МТС. В 1934 открылся Визингский промкомбинат. В 1960 на базе колхозов в создан совхоз «Сысольский». В том же году построена первая в республине сельская АТС.
Экономика
Основа экономики села — сельское хозяйство, а также заготовка и переработка древесины. Основные предприятия — леспромхоз, деревообрабатывающие заводы.
Транспорт Через село проходит участок «Киров—Сыктывкар» федеральной автомагистрали А119 «Вятка». В Визинге от неё ответвляется боковая дорога на Койгородок. Строится Северо-транспортный коридор: «Пермь—Кудымкар—Гайны—Койгородок—Визинга—Широкий Прилук—Котлас—Архангельск».
Достопримечательности Сысольский краеведческий музей на месте здания бывшей волостной управы. Церковь Живоначальной Троицы
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://komi_toponyms.academic....0%BE%D1%80

Межадор
Межадор
с. в Сысольском р-не. Расположено на лев. стороне Сысолы. Во время переписи 1586 г. «Погост Межадор, а в нем деревни: деревня Михалевская над озерком Межадором», в 1678 г.— «Погостец Межадор, в нем часовня... над озером над Межадором». Существует мнение, что название Межадор образовалось от наименования оз. Межаты.'В настоящее время озера под таким названием в окрестностях Межадора нет. Оно некогда существовало. О чем говорит выписка из сотной с писцовой книги 1586 г. и топографическое изучение местности. Кроме того, оз. Межаты мы находим в жалованной грамоте 1485 г., где определяются границы сысольских земель. Владения сысоличей с одной стороны начинаются с Чесовой курьи (см. подроб» Часово), а с другой — одним из. пунктов рубежа отмечено оз. Межаты. Таким образом, можно предположить, что оз. Межаты было межевым (рубежным) и его название переводится как «межевое озеро, озеро на рубеже» (коми ты «озеро»). Межадор осмысливается «место около, возле межи, рубежа; поселение у межи, на границе земельных участков» (коми дор «место около, возле чего-л.»). Предполагаем, что название села могло выглядеть как Межатыдор «место у оз. Межаты», хотя такая форма не зафиксирована и остается чисто условной. Совр. д. Тыдор «место у озера», которая расположена возле с. Межадор, считается основанием села.
В пользу того, что название Межадор действительно имело такое значение, говорит наименование рядом расположенной д. Рай (см), что можно считать метонимической калькой.
Историк Л. П. Лашук пишет: «Само название Межадор (по-коми, буквально «у межи»), указывает, что здесь действительно проходил рубеж, отделяющий среднесысольский погост от нижнесысольских». Данную мысль поддерживает этнограф Л. Н. Жеребцов (12).

Топонимический словарь Коми АССР. — Сыктывкар: Коми книжное издательство. А. И. Туркин. 1986.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
Мой край родной, любовь моя,

Ты душу растревожил.

На свете лучше есть края,

Но сердцу нет дороже.


2008 год

Уважаемые односельчане,

добрые соседи, и все, кто жил,

работал и помнит наше

село Межадор!

^ Наше село находится на левом берегу реки Сысола, по соседству с селом Чухлом, Куниб, поселком Первомайский. С севера проходит граница с Сыктывдинским районом.

От нас до города Сыктывкара 68 километров, до районного центра с.Визинга – 17.

В 2006 году село Межадор отметило 420 –летний юбилей.

Завораживает своей красотой и своеобразием природа Межадора. На территории сельского поселения находятся два нерестовых озера – Ыж-ты и Абкöдж.

Но главная гордость и ценность села – это его жители, 800 человек. Испокон веков сельское хозяйство считалось основным занятием сельчан. Земля всегда была кормилицей народа, а люди, которые работали на ней, пользовались почетом и уважением. Здесь живут прекрасные, талантливые люди, славные труженики – Заслуженный работник культуры Р.Д. Сыскина; А.Е.Тыдорская, награжденная орденом Ленина; Заслуженный работник народного хозяйства РК А.В. Кушманова; Р.М. Сажина, Председатель Сысольского землячества в 90-ые годы, ее имя внесено в Энциклопедию «Лучшие люди России»; Почетные граждане села Межадор: Е.В. Ушакова и А.М. Кушманов и многие-многие другие.

Межадор – Родина нашего земляка И.П. Морозова, который внес огромный вклад в развитие Республики Коми.

Межадорская земля вырастила и воспитала не одно поколение знаменитых людей, поэтому наш долг – не только сохранить, но и сделать все возможное, чтобы наши дети и внуки помнили и знали свою историю, были уверены в завтрашнем дне.

Наше село имеет все предпосылки для дальнейшего развития и процветания.

Видза корам миян сиктö!

Добро пожаловать в старинное коми село Межадор!


Глава сельского поселения «Межадор» Г.И. Давыдова





Историческая справка

1585-1586 гг. - впервые упоминается в писцовой книге

1842 г. - открылась двуклассная школа

1861 г. - в селе была построена церковь «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

^ 1884 г. –создано первое государственное заведение – одноклассное земское училище

1901 г. – открылась первая библиотека

1918 г. – создана партъячейка

- был организован сельский Совет, председателем которого был избран

М.К. Морозов

^ 1920 г. – организована I ячейка РКСМ

В 1921-1922 гг. в селе открывается народный дом в бывшем купеческом доме А.Г. Морозова

1924 г. – создается пионерская организация

1925 г. – впервые садился гидроплан «Стычка города с деревней»

^ 1926 г. – впервые услышали радио

1929 г. – началась коллективизация

- создана I коммуна «Выль олöм»

1932 г. – открылся ясли-сад

1950 г. – из пяти небольших колхозов образовался один «им.И.В. Сталина»

^ 1953 г. – начала работать ГЭС на реке Малая Визинга, электрификация села

1960 г. – образовался совхоз «Сысольский», Межадорский стал одним из 11 отделений совхоза «Сысольский»

^ 1963 г. – образовался самостоятельный совхоз «Межадорский»

1966 г. – вручили первый Орден Ленина доярке совхоза Истоминой Афанасье Алексеевне

^ 1970 г. – учреждена почта

1971 г. – орден Ленина вручается Тыдорской Алевтине Егоровне

1974 г. – открывается I в РК типовой животноводческий комплекс

1978 г. – открывается новое здание Дома культуры

1991 г. - впервые устанавливается связь с живущими в Сибири выходцами из Межадора

^ 1992 г. – открывается новое здание детского сада «Сьöлöмшöр»

1997 г. – фольклорный ансамбль «Пöлöзнича» впервые выезжает с выступлениями в Финляндию и Швецию

^ 1998 г. – открытие музея имени Ивана Павловича Морозова

2005 г. – избран Совет депутатов сельского поселения «Межадор»




В 2006 году селу Межадор исполнилось 420 лет


Подробнее о вехах истории

Живописное село Межадор расположено на левом берегу реки Сысола в 2 км. от районного центра с.Визинга и в 70 км. от столицы Республики Коми , г.Сыктывкара. Состоит село из 6 деревень: Межадор, Ягдор, Шорсай, Тыдор, Малешор, Утога.

В 2007 году в селе зарегистрировано 817 человек.

Первое упоминание о Межадоре встречается в «Жалованной грамоте Ивана Третьего жителями Перми Вычегодской на владения реками, озерами, угодьями, которыми владели их деды и отцы», относится к XV веку. В этом документе описаны реки и озера близ села. Более точные сведения о Межадоре приведены в документе «Сотная с писцовой книги 1585-1586 гг. Сысолькой земли Яренского уезда». Тогда оно называлось погостом, в состав которого входило несколько деревень: Микалево, Андреево, Родионово, Ыжмос, Яковлеов. Деревни называли по именам первых поселенцев. Позже эти деревни получат совсем другие названия.


К началу XVII века появилась и деревенька Чухлом, которая также вошла в состав погоста Межадор. В 20-ые годы XX столетия начинают упоминаться еще несколько новых: Морозово, Ыджыдшор, Картасикт, Аныб, Грезд, Ягдор, Рипицино.

Год от года погост разрастался. Близлежащие деревеньки вскоре соединились с Межадором и потеряли свои названия. С конца XVI века до первой половины XIX века Межадор входил в состав Вотчинской волости, но он все больше становился самостоятельным. Особенно это стало заметно с 1861 года, когда была построена церковь.




Церковь. 1861 год.


В конце XVI века в Межадоре было всего 25 домов, в которых насчитывалось 120-150 жителей. А к пятидесятым годам XIX века стало уже 140 домов. Жили здесь 1402 человека.

В конце XVII- нач. XVIII вв. у крестьян появились фамилии. В то время здесь жили Морозовы, Ушаковы, Сажины, Тыдорские, Полкановы, Репицины, Давыдовы. Были еще Толтыевы, Микулины, Тотариновы, Меркурьевы, Шаньги.

Межадорцы считались государственными крестьянами, они обрабатывали землю, разводили скот. Жители выращивали пшеницу, рожь, ячмень, лен, овес. Зимой мужчины и женщины отправлялись на заработки на Нювчимский чугунолитейный завод – добывали руду, жгли уголь.

Появились со временем в Межадоре и предприимчивые крестьяне. Так, в начале XVIII века Родион Лукоянов Польканов построил мельницу и молол зерно для всего села.

Кроме того, жители занимались охотой и рыболовством. Межадорцы на стояли в стороне от российских событий. В начале XIX века Россия воевала с наполеоном. Рекрутов брали и из Межадора. Так, в 1795-1810 гг. из погоста взяли в армию 17 человек. Некоторые из них участвовали даже в Аустерлицом сражении. В 1811-1814 гг. на войну отправили еще 19 межадорцев.

В это время в России уже начали понимать, какую пользу может принести грамота. Стремились к ней и жители Межадора. В 1842 г. в селе открылась двуклассная школа, а в 1846 –ом – училище. Но в 1851 его перевели в Визингу. 2 октября 1879 г. в доме крестьянина Морозова открылась церковно-приходская школа. Ежегодно обучались там 20 мальчиков, но редко кому удавалось закончить ее. Учили детей попы и дяки.

В 1884 году создано первое государственное заведение – одноклассное земское училище. В нем обучались также и девочки.

9 февраля 1919 г. состоялся сход крестьян, на котором было решено построить новое здание училища.

Как ни далеко находится Межадор от центра России, но все же он жил интересами всего государства. Межадорцы были участниками и гражданской войны. По ее окончании сельское хозяйство пришло в упадок, лесозаготовки прекратились.

В июне 1922 г. было решено создать волсовет, председателем избрали М.К. Морозова. Важное место в деятельности волсовета занимало строительство мельницы, школы; пришлось немало заниматься ликвидацией безграмотности, пропагандой опыта возделывания новых для того времени сельскохозяйственных культур.

В 1926 г. в селе организуется кредитное товарищество. Оно выдавало ссуду организациям, индивидуальным хозяйствам на приобретение скота и инвентаря. А в 1927 г. в деревне Картасикт создается товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) из 8 хозяйств. Председателем был И.С. Конанов (в 1929 году он стал председателем колхоза «Вадор»).

Затем создаются мелкие колхозы почти во всех деревнях, а из нескольких передовых крестьян организуется коммуна «Выль олöм». В 1930 г. уже существуют три колхоза: «Красных партизан», «Рытъя кыа» и «Вадор».

В области образования было положено начало созданию коми национальной школы. Учителя в Межадоре перешли на сторону Советской власти. Начальные классы размещались в домах, отобранных у кулаков и в деревнях Грезд и Кычаншор. Поэтому люди часто по привычке называли школу именем бывшего владельца дома («Гурей школа», «Лукей школа»).

Большую роль в развитии культуры села играли народный дом и изба-читальня. Первыми избачами в Межадоре были И.И. Сажин и В. Карманов. Изба-читальня располагалась в здании бывшей школы.

17 февраля 1932 года на заседании пленума Межадорского сельсовета было решено «В суточный срок открыть детские ясли, тем самым еще освободить рабочую силу и направить в лес».

1941 год. Мирный труд людей был прерван. Миллионы советских людей поднялись на священную Отечественную войну с немецкими захватчиками. Не остался в стороне и Межадор. С первых дней войны началась мобилизация жителей. На фронт ушли 356 человек, в том числе 9 девушек.



Оставшимся надо было выполнять государственные планы поставок, работать сутками, чтобы помочь фронту. Но они сумели выжить, выстоять, преодолеть все невзгоды, непосильный труд, голод.



Из ушедших на поля сражений погибли и пропали без вести 231 человек, вернулись лишь 125.

В настоящее время в селе остался единственный участник Великой Отечественной войны – Раевский Алексей Михайлович.


На родной земле

( о славном сыне коми народа,

выходце из села Межадор, Иване Павловиче Морозове)



Иван Павлович Морозов – крупный государственный и общественный деятель, родился 30 сентября 1924 года в простой крестьянской семье Павла Ивановича и Екатерины Николаевны Морозовых.

В 1932 г. поступает в первый класс Межадорской неполной школы. Окончив 7 классов, идет учиться в Сыктывкарскую фельдшерско-акушерскую школу.

В октябре 1941 г. И.П. Морозова принимают в члены ВЛКСМ.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://www.komipress.ru/smi/is..._year=2013
Родом из Рая
Маяк Сысолы 08.08.2013

(Начало в №85).

КАК УПРАВЛЯЛИ ЗЕМЛЯМИ В РОССИИ

В 1481 году Коми край вошел в состав Московского княжества. В то время стала формироваться административно-территориальная единица, получившая в Русском государстве наименование: земля, волость, стан. Во главе земель и волостей стояли сотники, избираемые местным населением. В этот период, в конце XIV века, в одной из волостей Перми Вычегодской была Сысольская земля, где впоследствии была выделена Сысольская волость.

Первыми из Сысольских селений в летописях того периода упоминаются села Вотча и Пыёлдино. С XV века центром волости было с. Вотча - самое большое поселение на р. Сысоле. В 1582 году Сысольской волостью управляло выборное лицо - Фёдор Ларионов, сын Смирной, которому подчинялись другие волостные лица (Республика Коми - 80 лет. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001).

В писцовой книге Ивана Огарева и Фёдора Юрьева 1586 года в Сысольской земле уже упомянуты погосты (вичкоа сикт): Визинга, Вадыб, Кибра, Куниб, Межадор, Пустошь, Пыёлдино, Иб, Гарья, Пажга, Шошка. Каждый погост имел своих целовальников (сборщиков податей). На селе крестьяне избирали из числа зажиточных односельчан своих волостных должностных лиц - сельских старост и сотников (обычно от 100 дворов). Главным органом управления был тогда сельский сход, в котором участвовали все домохозяева. На сходах избирались волостные и сельские должностные лица: волостное правление, волостной суд, сельский староста, писарь, сборщик податей, волостной старшина и другие.

В XVI веке основной единицей административно-территориального деления русского государства стал уезд, постепенно сменивший название прежних земель, которые существовали до начала XVII века. Отличительной особенностью уезда в этот период является появление воевод вместо упраздненных должностей сотников. Воеводы назначались царем из числа русских дворян, так как своей аристократии в Коми крае не было (обычно они управляли уездами от года до трех лет). В ведении воеводы находились вопросы обороны уезда, суда, поддержки правопорядка, он отвечал также за исправный сбор податей и выполнение повинностей крестьянами.

Чтобы лучше управлять огромными регионами России, в 1708 году царь Петр I ввел новую административно-территориальную единицу - губернию. А в 1796 году, по указу Павла I, была проведена реформа низового звена управления. Вместо ранее существовавших волостей, погостов и приходов вводился единый округ - волость с примерной численностью до 3 тыс. ревизских душ. И тогда окончательно сложилась в России трехступенчатая административно-территориальная единица: волость -уезд - губерния (Обедков А. П. Административно-территориальное деление Республики Коми в системе территориально-государственной организации России. Сыктывкар, 2000).

До Октябрьской революции (1917 г.) нынешний Сысольский район, а значит, и д. Рай входили в состав Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Хотя в XIX веке основная часть территории Коми края оставалась в составе Архангельской и Вологодской губерний.

Административно Сысольская земля в царское время была разъединена на 3-4 губернии - Архангельская, Вологодская и Вятская. Только в годы Советской власти возникло три компактных административных образования - республика, область, район, значительно повлиявших на взаимоотношения людей. Таким образом, коми народ, известный в то время под названием «зыряне», разделил общую участь малых народностей царской России, территориально разобщенных и лишенных своих национально-государственных образований.

Основы современного управления Россией были заложены после установления Советской власти. В этот период были приняты важные документы, касающиеся государственного управления Советской Россией. В числе первых актов была «Декларация прав народов России», утвержденная СНК РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. Здесь были провозглашены принципы равенства и суверенности народов многонациональной

России, их права на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства.

НАЧАЛО И ТРИ ВЕКА

Взволнованный рассказами старожилов о д. Рай, я часто бываю на Райской горе и смотрю на луга, поля, леса вдоль р. Визинги, откуда видна вся округа. И пытаюсь представить себе, как всё это было тогда, много веков назад, как жили-были коми люди, мои далекие предки.

Ведь всему есть начало, были предшественники: охотники, рыбаки, мастеровые, которые появились и поселились на этих землях, начали строиться, и так возникла наша деревня. В 1703 году Петр I начал строить город Санкт-Петербург, и почти одновременно наши коми люди обживали эти места. Это были, видимо, Раевские, Дикоевы или Беляевы, потому что эти фамилии больше всего были распространены в деревне.

Есть предположение о том, что д. Рай начала строиться даже раньше, чем г. Санкт-Петербург. Так, старожил деревни Рочев Василий Петрович говорил при беседе со мной в 2002 году: «Когда разбирали дом Закар Василия, то на одной из балок дома была отмечена топором дата - 1696 год».

Также И.Л. Жеребцов в книге «Где ты живешь» отмечает: «Деревня Рай Сысольского района Визингского села расположена в 7 км от райцентра и возникла после 1707 года и впервые упомянута в 1719 году. Тогда её называли «Раевская гора»». С тех пор прошло 300 лет. После революции в 1926 году здесь было 32 двора, население - 131 житель. Нельзя не отметить, что самое большое количество жителей в д. Рай проживало в 1970 году - 199 человек. Когда в 1930-х годах все жители объединились в колхоз «Трактор», деревня получила современное название - Рай.

Существует несколько версий о том, откуда появилось название д. Рай.

Известный ученый Адольф Туркин считал, что в карельском и венском языках есть слово «га]"а» («райа»), которое переводится как «граница», «рубеж». По словам лингвиста, для коми языка не характерно сочетание двух гласных «а», и поэтому одна гласная «а» со временем выпала, и таким образом получилось название «Рай» (журнал «Войвыв кодзув». 1994. №1). А. Туркин не исключает версию о происхождении названия д. Рай от русского слова «край» - самая удаленная от центра часть селения, часть земли. Необходимо помнить, что, скорее всего, д. Рай и расположенное в 25 км село Межадор когда-то были границами, т. е. межой между коми и чудскими жителями.

Я думаю, что от чуди (чудские жители) нам оставлены такие названия, как «райа шор», «пола шор», «вудж шор» (пограничные ручьи), «шойна чой» (мертвая гора) и т.д. Надо отметить, что на территории Коми края имелись несколько небольших деревень с названием Рай. Это части сел: Лойма, Ношуль, Спаспоруб. Также есть Раевсикт в селах Куратове и Пыёлдине.

По другой из народных версий, название д. Рай произошло от фамилий первых жителей деревни - Раевские. Фамилия Раевский распространена сейчас в селах Визинга, Межадор, Пыёлдине и, конечно, в д. Рай.

Возможно, распространение фамилии Раевский в деревне имеет польское происхождение. О появлении других фамилий в д. Рай старожил В.П. Рочев (Каля Василь) говорил: «Фамилия Рочев появилась в деревне по приезде моих предков с Севера, когда фамилии Раевский и Бугаев уже были».

По данным исторического музея Республики Коми, поляков в Великую Отечественную войну только в Сысольском районе было около 800. Как рассказал Е.А. Раевский (Кодзай Егор), как появились поляки в деревне неожиданно, так и внезапно увезли их обратно. Они оставили свой след в истории и в памяти местных жителей, в частности в д. Рай. Поляки работали в колхозе, мирно жили, делили кров и пищу с деревенскими жителями. Как вспоминал Семенчин Алексей Иванович (Косой Ольоксей): «Поляки научили нас выращивать табак».

Я также помню из детства, как мой дед, по матери Раевский Василий Егорович, выращивал табак после войны. У него всегда была в «холодной» комнате целая кадка табака. Как сейчас помню, я часто помогал деду собирать урожай листьев табака, потом вывешивал их на чердаке и просушивал. После этого специальной сечкой измельчал табак до готового состояния. К деду любили захаживать в гости деревенские мужики, чтобы покурить самосад, а он их с удовольствием угощал своим крепким табаком. Несмотря на такое обилие табака в доме, я никогда не курил.

Есть еще одна версия о происхождении названия д. Рай, которая связана с природой этих мест. Она вокруг деревни действительно райская, не хуже, как говорят, швейцарской. С райских холмов открываются красивые виды, особенно там, где протекает р. Большая Визинга. Далеко видны широкие поля и луга, хорошо просматриваются деревни Ластавыв, Кырув, Сорд, с. Визинга.

Из-под горы со всех сторон бьют ключи с чистейшей водой. Недаром жители деревни поговаривали: «Откуда бы ни шел человек в д. Рай, то ли из с. Визинга, то ли из лесу, все время приходилось подниматься в гору». Конечно, каждый раз крестьянин был вынужден преодолевать эти пригорки: при перевозке дров на санях из лесу или сена, заготовленного на лето, или просто при возращении домой из лесу после сбора ягод и грибов. Иногда приходилось на верху пригорка отдохнуть, но как приятно видеть свою деревню вдалеке, шагая и шагая к любимому очагу.

Деревню Рай с давних пор жители разделяют на три части, которые сами обитатели называют также по-своему -деревнями. Например, жители домов, проживающих у ключа, ближе к реке Б. Визинге, называют Дикоево (Дикосикт), так как здесь расселены в основном жители по фамилии Дикоевы. В средней части деревни - Раевсикт (Рай), где больше жителей по фамилии Раевские. Как говорил ветеран деревни А.И. Семенчин (Косой Ольоксей): «Все дома как будто разошлись по улицам. Население здесь было больше всех, иногда между собой деревню называли «китай-городком», и все понимали, о чем идет речь. А на противоположном конце деревни, ближе к лесу, к речушке Вуджшор, называли местность - Дав (Далдор), чуть дальше от д. Рай. Там в основном обитали жители с фамилиями Беляевы и Бугаевы. В целом все местечки от Дикоево до Дав впоследствии получили общее название - деревня Рай, но до сих пор деревенские придерживаются старых названий.

С 1939 года д. Рай входила в состав Горьковского сельсовета, куда вошли населенные пункты Кычаныб (Вурдысево), Дикоево (Дикосикт), Раевская (Разолчи, Рай), Чераневская (Семенчин), Ластавыл (Коршуново), Кырув (Больше-Носковская), Проловчи (Мало-Носковская), Катыдпом (Верхний Конец).

Сюда же входили населенные пункты починков, расположенные в 30 км от д. Рай в лесу: Лысчом шор, Ньылидз, Кумлос, Воль-йыв, Копса, Чурк, Ыджыд шор, Вис-устье, Кузь-ю-бок и другие. Центр Горьковского сельского Совета находился в д. Семенчин (Чераневская) (Указ Президиума Верховного Совета Коми АССР, протокол №2, от 7.04.1939 г.).

Тогда же в 30-х годах жители дд. Рай и Кычаныб объединились в колхоз «Трактор», который просуществовал до 1958 года. Затем образовался новый колхоз под названием «Победа», существовавший до 1960-х годов. После этого в районе все колхозы объединились в совхоз «Сысольский».



Г. МАЙБУРОВ. Продолжение след
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1914
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3219
http://vologda-1914.ru/kartote...poselenie=
побежденные, но не забытые

Агиев Александр Федоров 58 пех. Прагский полк Устьсысольский
Бажиков Савва Евдокимович Устьсысольский
Безносиков Николай Устьсысольский
Бужуков Серапион Егорович Устьсысольский
Ваниловский Семён Тимофеевич Устьсысольский
Вахминов Савватий Петрович Устьсысольский
Верченко Сергей Алексеевич Устьсысольский
Войчас Николай Викторович Устьсысольский
Вокник Иван Никитич Устьсысольский
Габов Пётр Андреевич Устьсысольский
Габов Степан Гаврилович Устьсысольский
Гудырев Андрей Алексанов 111 пех. Донской полк Устьсысольский
Гуляев Александр Петрович Устьсысольский
Дербин Николай Иванов 290 пех. Валуйский полк Устьсысольский
Динов Иван Иянуф. Устьсысольский
Елохин иван иванович Устьсысольский
Елупимов Александр Дмитриевич Устьсысольский
Есов Ниталин Максимов 192 пех. Рымникский полк Устьсысольский
Жаков Василий Степанов 2 стрелковый полк Устьсысольский
Жаков Николай Ферапонтов 7 Стрелковый полк Устьсысольский
Жикин Василий Семёнович Устьсысольский
Золотников Дмитрий Иванович Устьсысольский
Игнатьев Тимофей Устьсысольский
Камышов Константин Дмитриевич Устьсысольский
Канов Иван Васильевич Устьсысольский
Клинцов Михаил Александрович Устьсысольский
Кожин Федор Михайлович Устьсысольский
Колесов Иван Арсеньевич Устьсысольский
Копатов Михаил Федоров 191 пех. Ларго-Кагульский полк Устьсысольский
Копылов Андрей Устьсысольский

Страница: 1 2 3 из: 3
найдено записей: 81 из 5045
---
Ищу любую информацию о зырянах сошедших на Урал,
в Сибирь и Дальний Восток, в 17- начале 20 вв.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈