Читая летописи ушедших времен...
Читаем и перечитываем Пермские летописи
PElena Луганск Сообщений: 6956 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5983 | Наверх ##
15 июля 2012 23:31 Снежная
Очень интересно! Продолжайте!
 --- Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:07 И вновь возвращаемся к Пермской летописи. 1902 год, 1 апреля - в Перми открылась выставка картин художников-пермяков Сведомских.
Братьев Сведомских называли «перелетными птицами». Живя с 1875 года в Риме, художники каждое лето приезжали в свое имение «Михайловский завод», где у них была мастерская. Судьбы произведений повторили жизненные перипетии их творцов, «разлетевшись» по разным странам и музеям. [ Изображение на стороннем сайте: 68cc06b98def.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: afdbdf729d76.jpg ] А.А. Сведомский П.А. Сведомский Дворянская усадьба Сведомских, ныне памятник истории и культуры областного значения, располагается в живописном лесном крае Пермской области, у пруда. В низинке — речка, высокие берега ее усажены раскидистыми тополями и липами. После многих исторических катаклизмов ХХ века, переделок и перестроек от некогда цветущего поселка заводского типа остались развалины господского дома, памятные места, где были винокуренный завод, запруда, мельница. [ Изображение на стороннем сайте: e4d64a89e2b8.jpg ] В провинции историческая память сохраняется дольше, чем в мегаполисах. И сейчас немногие старожилы, оставшиеся в Михайловском, расскажут вам подробно и с любовью о прошедших временах — и что сами помнят, и что слышали от родственников. В настоящее время усадьба возрождается. Главная заслуга в этом семьи предпринимателей Сбоевых. Уже создан фонд-музей «Славянский двор», восстанавливается господский дом, отстроены гостиница, баня, купальня. Организуется интересный туристический комплекс, привлекающий как очарованием исторической дворянской усадьбы, так и именами русских живописцев А.А. и П.А. Сведомских. Здесь прошли три научно-практические конференции «Сведомские в селе «Завод Михайловский». Возрождается историческая память. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:10 [ Изображение на стороннем сайте: b99c3eba54a3.jpg ] П.А. Сведомский. Мария Гамильтон перед казнью Первый владелец имения — Михаил Гаврилович Сведомский (1785-1847), титулярный советник пермского губернского правления. В 1826 году Михаил Гаврилович купил лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии, обосновался здесь, построил церковь во имя архангела Михаила. Имение наследовал его племянник, лесничий Александр Павлович Сведомский, отец будущих художников, Александра Александровича (1848-1911) и Павла Александровича (1849-1904). Они родились в Петербурге. Их детские и отроческие годы прошли в лесной глуши Пермской губернии, родовом имении «Михайловский завод». Учились в Дюссельдорфской Академии и Мюнхене у Э. Гебгардта и М. Мункачи. [ Изображение на стороннем сайте: 7a03598bc86c.jpg ] П.А. Сведомский. В мастерской художника --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:13 С 1875 года художники жили в Риме, но ежегодно летом приезжали поработать в свое имение. Их работы охотно покупали американцы и европейцы, приобретали П.М. Третьяков, киевский коллекционер Ф.А. Терещенко. После национализации частных коллекций, многих административных переделов имущества, в том числе — художественного, их картины нашли новых владельцев, «осели» в центральных и периферийных музеях России. Но самое большое собрание произведений Сведомских осталось у родственников, в Италии. [ Изображение на стороннем сайте: 50b61e3050dd.jpg ] П.А. Сведомский. Голова итальянки После национализации имения «Михайловский завод» и дачи в Крыму жена Александра Сведомского, Анна Кутукова-Сведомская, и его дочь, Анна Александровна, вернулись в 1919 году в Рим. Существует семейное предание о том, как женщины бежали из России на военном английском пароходе, пришедшем за Марией Федоровной, матерью последнего российского императора. Некоторое время они жили в Риме, затем перебрались на Лигурийское побережье, и в 1924 году семья осела в Сан-Ремо. Здесь была одна из самых больших на Лигурийском побережье колония русских. Русская баня, русская пекарня, аптека. В Сан-Ремо вспоминали о русских курортных сезонах, которые в свое время открыла императрица Мария Александровна. Но это было в «другой жизни». А после революции сюда двинулись неустроенные эмигранты: На русском кладбище нашли упокоение известные русские люди: гр. Олсуфьевы, ученый и врач А.С. Боткин, его супруга — М.П. Боткина, кн. Оболенские и многие другие. Здесь же похоронены А.Н. Кутукова-Сведомская и ее дочь — А.А. Сведомская-Джизмонди. Анна Александровна была талантливой художницей. В России ее имя совершенно неизвестно. Любителям искусства она знакома только как модель «Портрета Ниты Сведомской», написанного в 1916 году А. Лентуловым. В 1927 году Анна вышла замуж за адвоката Паоло Мануэле Джизмонди, принадлежавшего к древнему роду. Их сын — Миша Джизмонди, адвокат и археолог, женился на красивейшей женщине из старинного итальянского рода, Клеопатре Пизани. Ее немалая заслуга в том, что произведения и архив Сведомских остались неразрозненными. В коллекции нынешнего владельца Этторе Ребекки, пасынка Джизмонди, около тридцати картин, набросков, эскизов Сведомских, уникальные документы и фотоархив. Поистине — уголок русской культуры. Кроме того, здесь и работы 1920-1930-х годов Анны Сведомской-Джизмонди. Наследие семьи Сведомских неизвестно российскому зрителю. В 2001 году в Генуе прошла впечатляющая выставка «Врубель, Кандинский, Явленский и русские художники в Генуе и на Ривьере. В направлении Лигурии». Здесь, почти после столетнего перерыва и забвения, были показаны и работы Сведомских. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:16 [ Изображение на стороннем сайте: 15fe01aee505.jpg ] П.А. Сведомский. Девушка с цаплей Сведомские поселились в Риме в 1875 году. Пик их творчества приходится на 1880-1890-е годы. Несмотря на «связанность неразлучными узами крепкой любви и товарищеской дружбы», Сведомские были совершенными антиподами и внешне, и творчески. Павел много работал, о нем чаще писали. Александр постоянно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он находился как бы «в тени» своего брата. [ Изображение на стороннем сайте: e89874b48e43.jpg ] П.А. Сведомский. Ухаживание Современному исследователю трудно составить представление о творчестве братьев, так как не было ни одной выставки художников, которая представила бы их искусство в какой-то целостности или хотя бы последовательности. Нет даже сколько-нибудь приблизительного перечня произведений, мы не знаем всех работ, хранящихся в музеях России, так как не во всех музеях есть каталоги их коллекций. Мы не имеем представления и о произведениях в зарубежных собраниях. Неизвестно, где находится одна из, возможно, лучших картин П.А. Сведомского — «Сцена из времен французской революции. 1789 год», которая на выставке в Париже имела большой успех. В России ее широкий показ был запрещен, она выставлялась по «высочайшему разрешению» только в Петербурге и Москве. В Италии работы Сведомских покупали охотно. [ Изображение на стороннем сайте: f7de1abd4fe5.jpg ] П.А. Сведомский. Мессалина --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:21 Перечень работ Павла Сведомского, составленный по известным источникам, говорит о сюжетном разнообразии, характеризующем его творчество. Серия больших исторических полотен — «Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке:», «Сократ у дверей Ксантиппы» — рождена пребыванием в Риме, соединившем в своем духовном пространстве современность и историю. Картина «Медуза» (1882) была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с бубном и флейтой» дает представление об особенностях «итальянского жанра» в творчестве Сведомского. Время расцвета этого жанра для публики было далеко позади. Но хрестоматийная история, образы «вечного Рима» заставляли художника снова и снова обращаться к тематике, которая была востребована покупателями. В творчестве П.А. Сведомского присутствует тема праздника; женщины играют на музыкальных инструментах, танцуют: Точность и выверенность композиции, техническое совершенство выдают мастера академической выучки. Классическая красота римлянок, величавый ритм их фигур, декоративность их костюмов с замечательно уложенными складками не затмевается облезлыми скамьями или осыпавшейся штукатуркой. Кажется, эти «мелочи жизни», тщательно и красиво прописанные, имеют одну цель — сделать картину более живописной и эффектной. [ Изображение на стороннем сайте: 746682608af9.jpg ] П.А. Сведомский Портрет Анны Николаевны Кутуковой-Сведомской Нам известны два портрета работы П.А. Сведомского — Анны Кутуковой-Сведомской и А.Н. Веселовского, ученого, историка литературы. Портрет Анны эффектен по живописи и передает тонкое очарование молодой женщины, искреннее восхищение ее красотой и элегантностью. В последние годы жизни Павел Сведомский обратился к отечественной истории и жанру («Бедная невеста», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Казнь Ермака», «Бородино», «Танец скифов»). Некоторые из этих работ остались неоконченными. Свидетель пребывания братьев в Михайловском, близкий друг Сведомских Д.В. Шебардин оставил интересные замечания о том, как работал художник. Он вспоминал, что Павел Александрович, задумав «Казнь Ермака» (над картиной, хранящейся в музее Сарапула, художник работал в последний год своей жизни), ездил в Екатеринбург, Тобольск, рисовал в музеях татарские костюмы и оружие, что-то собирал у населения, приобретал и делал сам множество снимков. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:24 [ Изображение на стороннем сайте: 1a3a2cb9db0f.jpg ] П.А. Сведомский. Неаполь Особое значение в творчестве Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора, Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Эскизы и этюды к росписям находятся во многих коллекциях, в том числе Пермской галерее, а также в итальянском собрании Э. Ребекки. [ Изображение на стороннем сайте: 427683fde88c.jpg ] П.А. Сведомский. Одинокая римлянка --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
28 августа 2012 20:28 Александр Сведомский не был так известен, как Павел. Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не походил на брата. Известные сегодня его произведения — это в основном пейзажи с элементами жанра. [ Изображение на стороннем сайте: 3d690ca4b664.jpg ] А.А. Сведомский. Цыганский табор Работы А.А. Сведомского всегда одухотворены присутствием человека. Так, например, фигурка женщины, изображенной на террасе барского дома в Михайловском, вносит в пейзаж особую эмоциональную ноту. [ Изображение на стороннем сайте: 52d485b6cf9d.jpg ] А.А. Сведомский. В Михайловском. На террасе В городских видах А. Сведомского косвенно присутствует античная тематика. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только древней архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в античную эпоху. Работа сразу же была куплена П.М. Третьяковым. А в 1887 году Третьяков приобрел для своего собрания картину А.А. Сведомского «На берегу Тибра». В итальянской коллекции находятся каприйские, помпеянские пейзажи, виды итальянских городов, ряд картин, сделанных в Михайловском. В работах Александра Сведомского сочетаются классические традиции с живым восприятием современной жизни и натуры. Он свободен в выборе сюжета, непринужден в композиции. В сюжетном мотиве почти всегда есть элемент мимолетности, незаконченности действия... ( по материалам сайта http://www.interesniy.kiev.ua ) --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17380 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8822 | Наверх ##
28 августа 2012 21:40 Очень интересный материал! Больше всего меня поразила красота зданий. Хорошо, что многие из них сохранились и охраняются государством. Далеко не каждый город может этим похвастаться. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
29 сентября 2012 19:34 И вновь возвращаемся к Пермской летописи. 1796 г. Кончина губернатора И.В. Колтовскаго и приезд в Пермь новаго губернатора инженер-полковника К.Ф. Модераха. [ Изображение на стороннем сайте: a3df734ee8fb.jpg ] Карл Федорович Модерах Модерах Карл Фёдорович (27.09.1747-12.06.1819) — тайный советник, инженер-строитель, архитектор, сенатор, почётный опекун С. - Петербургского опекунского Совета, кавалер орденов Св. Анны 1-й ст., Св. Владимира 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст. Один из самых знаменитых и почитаемых пермских губернаторов, очень много сделавший для развития Пермской губернии. Карл Фёдорович Модерах родился 27 сентября 1747 г. в Петербурге в дворянской семье немецкого происхождения. Его отец, Карл-Фридрих Модерах, служил одно время инспектором университетской гимназии, но из-за конфликта с М.В. Ломоносовым, безосновательно обвинившим Модераха в присвоении казенных денег, был вынужден перейти преподавателем математики в кадетский корпус. Карл Модерах получил образование в инженерном корпусе, после окончания которого поступил на службу 8 января 1764 г. кондуктором 2 класса. К.Ф. Модерах обратил на себя внимание редкой честностью и практичностью, своим профессионализмом, знанием языков и плодотворной деятельностью. 21 апреля 1768 г. он получает звание инженер-поручика, а к 9 июня 1789 г. дослуживается до чина инженер-полковника, приобретя репутацию одного из лучших инженеров в России, "дешевле и скорее" которого "никто не мог производить построек". [ Изображение на стороннем сайте: fa3c76b27768.jpg ] Петербург. Грибоедовский канал В Петербурге Модерах строил каналы (в частности — нынешний Грибоедовский) и дороги, одевал в гранит набережную Фонтанки, возводил Большой Каменный театр (на фундаменте которого ныне расположена консерватория) и многое другое, оставшееся памятником инженерному таланту Карла Федоровича. 23 июля 1789 г. по настоянию генерал-прокурора князя Вяземского он оставляет военную службу и переходит в экспедицию государственных доходов. После смерти своего покровителя Карл Федорович просился губернатором в Выборг, но получил 29 апреля 1796 г. назначение в Пермь на смену скончавшемуся И.В. Колтовскому. Модерах был расстроен этой должностью и первое время не оставлял надежды перевестись в Финляндию, что чуть было не произошло в 1797 г., когда был подготовлен его перевод в Выборг. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
|