Читая летописи ушедших времен...
Читаем и перечитываем Пермские летописи
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
28 августа 2012 20:13 С 1875 года художники жили в Риме, но ежегодно летом приезжали поработать в свое имение. Их работы охотно покупали американцы и европейцы, приобретали П.М. Третьяков, киевский коллекционер Ф.А. Терещенко. После национализации частных коллекций, многих административных переделов имущества, в том числе — художественного, их картины нашли новых владельцев, «осели» в центральных и периферийных музеях России. Но самое большое собрание произведений Сведомских осталось у родственников, в Италии. [ Изображение на стороннем сайте: 50b61e3050dd.jpg ] П.А. Сведомский. Голова итальянки После национализации имения «Михайловский завод» и дачи в Крыму жена Александра Сведомского, Анна Кутукова-Сведомская, и его дочь, Анна Александровна, вернулись в 1919 году в Рим. Существует семейное предание о том, как женщины бежали из России на военном английском пароходе, пришедшем за Марией Федоровной, матерью последнего российского императора. Некоторое время они жили в Риме, затем перебрались на Лигурийское побережье, и в 1924 году семья осела в Сан-Ремо. Здесь была одна из самых больших на Лигурийском побережье колония русских. Русская баня, русская пекарня, аптека. В Сан-Ремо вспоминали о русских курортных сезонах, которые в свое время открыла императрица Мария Александровна. Но это было в «другой жизни». А после революции сюда двинулись неустроенные эмигранты: На русском кладбище нашли упокоение известные русские люди: гр. Олсуфьевы, ученый и врач А.С. Боткин, его супруга — М.П. Боткина, кн. Оболенские и многие другие. Здесь же похоронены А.Н. Кутукова-Сведомская и ее дочь — А.А. Сведомская-Джизмонди. Анна Александровна была талантливой художницей. В России ее имя совершенно неизвестно. Любителям искусства она знакома только как модель «Портрета Ниты Сведомской», написанного в 1916 году А. Лентуловым. В 1927 году Анна вышла замуж за адвоката Паоло Мануэле Джизмонди, принадлежавшего к древнему роду. Их сын — Миша Джизмонди, адвокат и археолог, женился на красивейшей женщине из старинного итальянского рода, Клеопатре Пизани. Ее немалая заслуга в том, что произведения и архив Сведомских остались неразрозненными. В коллекции нынешнего владельца Этторе Ребекки, пасынка Джизмонди, около тридцати картин, набросков, эскизов Сведомских, уникальные документы и фотоархив. Поистине — уголок русской культуры. Кроме того, здесь и работы 1920-1930-х годов Анны Сведомской-Джизмонди. Наследие семьи Сведомских неизвестно российскому зрителю. В 2001 году в Генуе прошла впечатляющая выставка «Врубель, Кандинский, Явленский и русские художники в Генуе и на Ривьере. В направлении Лигурии». Здесь, почти после столетнего перерыва и забвения, были показаны и работы Сведомских. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
28 августа 2012 20:16 [ Изображение на стороннем сайте: 15fe01aee505.jpg ] П.А. Сведомский. Девушка с цаплей Сведомские поселились в Риме в 1875 году. Пик их творчества приходится на 1880-1890-е годы. Несмотря на «связанность неразлучными узами крепкой любви и товарищеской дружбы», Сведомские были совершенными антиподами и внешне, и творчески. Павел много работал, о нем чаще писали. Александр постоянно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он находился как бы «в тени» своего брата. [ Изображение на стороннем сайте: e89874b48e43.jpg ] П.А. Сведомский. Ухаживание Современному исследователю трудно составить представление о творчестве братьев, так как не было ни одной выставки художников, которая представила бы их искусство в какой-то целостности или хотя бы последовательности. Нет даже сколько-нибудь приблизительного перечня произведений, мы не знаем всех работ, хранящихся в музеях России, так как не во всех музеях есть каталоги их коллекций. Мы не имеем представления и о произведениях в зарубежных собраниях. Неизвестно, где находится одна из, возможно, лучших картин П.А. Сведомского — «Сцена из времен французской революции. 1789 год», которая на выставке в Париже имела большой успех. В России ее широкий показ был запрещен, она выставлялась по «высочайшему разрешению» только в Петербурге и Москве. В Италии работы Сведомских покупали охотно. [ Изображение на стороннем сайте: f7de1abd4fe5.jpg ] П.А. Сведомский. Мессалина --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
28 августа 2012 20:21 Перечень работ Павла Сведомского, составленный по известным источникам, говорит о сюжетном разнообразии, характеризующем его творчество. Серия больших исторических полотен — «Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке:», «Сократ у дверей Ксантиппы» — рождена пребыванием в Риме, соединившем в своем духовном пространстве современность и историю. Картина «Медуза» (1882) была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с бубном и флейтой» дает представление об особенностях «итальянского жанра» в творчестве Сведомского. Время расцвета этого жанра для публики было далеко позади. Но хрестоматийная история, образы «вечного Рима» заставляли художника снова и снова обращаться к тематике, которая была востребована покупателями. В творчестве П.А. Сведомского присутствует тема праздника; женщины играют на музыкальных инструментах, танцуют: Точность и выверенность композиции, техническое совершенство выдают мастера академической выучки. Классическая красота римлянок, величавый ритм их фигур, декоративность их костюмов с замечательно уложенными складками не затмевается облезлыми скамьями или осыпавшейся штукатуркой. Кажется, эти «мелочи жизни», тщательно и красиво прописанные, имеют одну цель — сделать картину более живописной и эффектной. [ Изображение на стороннем сайте: 746682608af9.jpg ] П.А. Сведомский Портрет Анны Николаевны Кутуковой-Сведомской Нам известны два портрета работы П.А. Сведомского — Анны Кутуковой-Сведомской и А.Н. Веселовского, ученого, историка литературы. Портрет Анны эффектен по живописи и передает тонкое очарование молодой женщины, искреннее восхищение ее красотой и элегантностью. В последние годы жизни Павел Сведомский обратился к отечественной истории и жанру («Бедная невеста», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Казнь Ермака», «Бородино», «Танец скифов»). Некоторые из этих работ остались неоконченными. Свидетель пребывания братьев в Михайловском, близкий друг Сведомских Д.В. Шебардин оставил интересные замечания о том, как работал художник. Он вспоминал, что Павел Александрович, задумав «Казнь Ермака» (над картиной, хранящейся в музее Сарапула, художник работал в последний год своей жизни), ездил в Екатеринбург, Тобольск, рисовал в музеях татарские костюмы и оружие, что-то собирал у населения, приобретал и делал сам множество снимков. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
28 августа 2012 20:24 [ Изображение на стороннем сайте: 1a3a2cb9db0f.jpg ] П.А. Сведомский. Неаполь Особое значение в творчестве Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора, Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Эскизы и этюды к росписям находятся во многих коллекциях, в том числе Пермской галерее, а также в итальянском собрании Э. Ребекки. [ Изображение на стороннем сайте: 427683fde88c.jpg ] П.А. Сведомский. Одинокая римлянка --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
28 августа 2012 20:28 Александр Сведомский не был так известен, как Павел. Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не походил на брата. Известные сегодня его произведения — это в основном пейзажи с элементами жанра. [ Изображение на стороннем сайте: 3d690ca4b664.jpg ] А.А. Сведомский. Цыганский табор Работы А.А. Сведомского всегда одухотворены присутствием человека. Так, например, фигурка женщины, изображенной на террасе барского дома в Михайловском, вносит в пейзаж особую эмоциональную ноту. [ Изображение на стороннем сайте: 52d485b6cf9d.jpg ] А.А. Сведомский. В Михайловском. На террасе В городских видах А. Сведомского косвенно присутствует античная тематика. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только древней архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в античную эпоху. Работа сразу же была куплена П.М. Третьяковым. А в 1887 году Третьяков приобрел для своего собрания картину А.А. Сведомского «На берегу Тибра». В итальянской коллекции находятся каприйские, помпеянские пейзажи, виды итальянских городов, ряд картин, сделанных в Михайловском. В работах Александра Сведомского сочетаются классические традиции с живым восприятием современной жизни и натуры. Он свободен в выборе сюжета, непринужден в композиции. В сюжетном мотиве почти всегда есть элемент мимолетности, незаконченности действия... ( по материалам сайта http://www.interesniy.kiev.ua ) --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17387 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8830 | Наверх ##
28 августа 2012 21:40 Очень интересный материал! Больше всего меня поразила красота зданий. Хорошо, что многие из них сохранились и охраняются государством. Далеко не каждый город может этим похвастаться. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
29 сентября 2012 19:34 И вновь возвращаемся к Пермской летописи. 1796 г. Кончина губернатора И.В. Колтовскаго и приезд в Пермь новаго губернатора инженер-полковника К.Ф. Модераха. [ Изображение на стороннем сайте: a3df734ee8fb.jpg ] Карл Федорович Модерах Модерах Карл Фёдорович (27.09.1747-12.06.1819) — тайный советник, инженер-строитель, архитектор, сенатор, почётный опекун С. - Петербургского опекунского Совета, кавалер орденов Св. Анны 1-й ст., Св. Владимира 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст. Один из самых знаменитых и почитаемых пермских губернаторов, очень много сделавший для развития Пермской губернии. Карл Фёдорович Модерах родился 27 сентября 1747 г. в Петербурге в дворянской семье немецкого происхождения. Его отец, Карл-Фридрих Модерах, служил одно время инспектором университетской гимназии, но из-за конфликта с М.В. Ломоносовым, безосновательно обвинившим Модераха в присвоении казенных денег, был вынужден перейти преподавателем математики в кадетский корпус. Карл Модерах получил образование в инженерном корпусе, после окончания которого поступил на службу 8 января 1764 г. кондуктором 2 класса. К.Ф. Модерах обратил на себя внимание редкой честностью и практичностью, своим профессионализмом, знанием языков и плодотворной деятельностью. 21 апреля 1768 г. он получает звание инженер-поручика, а к 9 июня 1789 г. дослуживается до чина инженер-полковника, приобретя репутацию одного из лучших инженеров в России, "дешевле и скорее" которого "никто не мог производить построек". [ Изображение на стороннем сайте: fa3c76b27768.jpg ] Петербург. Грибоедовский канал В Петербурге Модерах строил каналы (в частности — нынешний Грибоедовский) и дороги, одевал в гранит набережную Фонтанки, возводил Большой Каменный театр (на фундаменте которого ныне расположена консерватория) и многое другое, оставшееся памятником инженерному таланту Карла Федоровича. 23 июля 1789 г. по настоянию генерал-прокурора князя Вяземского он оставляет военную службу и переходит в экспедицию государственных доходов. После смерти своего покровителя Карл Федорович просился губернатором в Выборг, но получил 29 апреля 1796 г. назначение в Пермь на смену скончавшемуся И.В. Колтовскому. Модерах был расстроен этой должностью и первое время не оставлял надежды перевестись в Финляндию, что чуть было не произошло в 1797 г., когда был подготовлен его перевод в Выборг. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
29 сентября 2012 19:37 [ Изображение на стороннем сайте: b395b72b6ac8.jpg ] Пермь. Дом губернатора. Арх. И.И. Свиязев В 1796 году, согласно именному Высочайшему повелению императора Павла I от 12 декабря, наместничества переименовались в губернии. Вместо Пермского наместничества была учреждена Пермская губерния. Новым губернатором был объявлен Карл Фёдорович Модерах. Смерть наместника А.А. Волкова, губернская реформа Павла I и упразднение наместничества в Перми привели к тому, что 2 марта 1797 г. К.Ф. Модерах стал единственным начальником самостоятельной Пермской губернии. К.Ф. Модерах единственный губернатор, сохранивший свою должность при Екатерине II, при Павле I и Александре I. В 1804 году Александр I, специально для Модераха, учредил Пермское и Вятское генерал-губернаторство. В помощь ему был назначен пермским губернатором Б.А. Гермес. [ Изображение на стороннем сайте: 3dd57b6c3c0d.jpg ] Каменный гостиный двор был построен в нач.19 в. при Модерахе За его 15 лет губернаторства Модераха застраивается и преображается Пермь. При его участие в Перми были построены набережная, вал, бульвар, городская больница на 25 мест (март 1798 г.), работный и смирительный дома и гостиный двор (1802), идея строительства которого обсуждалась еще при А.А. Волкове. Старый гостиный двор находился на берегу Камы в устье реки Егошихи, где ныне расположена станция Пермь I. Купцы просили у Модераха разрешения построить новый двор на месте хлебного Черного рынка (ныне сквер Уральских добровольцев), но получили отказ. По мнению губернатора, хлебный рынок нельзя было закрывать, напротив, необходимо было расширять. Но гостиный двор надо ставить недалеко от камских пристаней: место было, между Покровской — Торговой и Сибирской — Обвинской улицами, да распоряжался этими двумя кварталами Петербург, предполагавший разместить здесь казенные губернские присутственные места и каменный дом для губернатора. Карл Федорович обратился с письмом в Сенат, в котором отмечал, что все присутственные казенные учреждения можно разместить в огромном пустующем доме бывшего генерал-губернатора, что в новом доме для губернатора нет необходимости (и старый как новый!), но городу нужен новый гостиный двор. Петербург согласился с доводами пермского губернатора, и Модерах получил в свое распоряжение оба городских квартала. На одном из них купец И.Р. Жмаев (прапрадед С.П. Дягилева) в течение 1800-1802 гг. и построил гостиный двор на 60 лавок (двор был снесен в начале 1930-х гг. под Комсомольский, ныне Театральный, сквер). [ Изображение на стороннем сайте: 0b6a15f8386e.jpg ] Пермь. Театральный сквер При К.Ф. Модерахе закончено строительство каменного здания Главного народного училища, начатое его предшественником. В течение некоторого времени фактически выполнял обязанности его директора ввиду отсутствия кандидатов на эту должность. Модерах снабдил училище библиотекой, физическими инструментами и минералогическим кабинетом, употребив на это и свои собственные средства. Н.С. Попов отмечал, что губернатор "частовременно посещал училище..., поощряя своим присутствием юношество к вящим в науках успехам и замечая отличные способности, благонравие обучающихся". В 1808 г. главное народное училище преобразовывается в губернскую гимназию. Первым ее директором был назначен Н.С. Попов. Модерах учредил воспитательный дом, обративший на себя внимание правительства, и значительно увеличил капитал Приказа общественного призрения, он обеспечил устойчивое снабжение города продовольствием, наладив торговлю продуктами (до него в городских лавках мясо не продавалось, а в иных местах стоило дорого). Модерах содействовал созданию городских производств и развитию ремесленничества, набирая рабочие кадры из ссыльных. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
29 сентября 2012 19:41 [ Изображение на стороннем сайте: d55c1a83b749.jpg ] Пермь. Сибирская улица В Перми Модерах занимался обустройством улиц и, как писал П.И. Мельников-Печёрский, "Дороги Пермской губернии он довёл до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии". Самое удивительное, что всё это было сделано без издержек для казны. Пермь утопала в грязи. Дождевые и талые воды веками скатывались с южной возвышенности к Слудской горе, образовав огромную стоячую болотину (нынешняя эспланада) с островками мелкого пихтовника. По указанию Модераха (1804 г.) за южной чертой города между ручьем Стикс и речкой Данилихой был прорыт глубокий ров длиной 800 сажен, а на северной кромке его был насыпан широкий земляной вал, соединивший заставы Казанского и Сибирского трактов. Вдоль вала были высажены четыре ряда берез: крайние аллеи — для пешеходных прогулок, средняя, широкая, служила проезжей дорогой для обозов, следовавших через Пермь из Казани на Кунгур и далее до Иркутска. Живой кусочек модераховского бульвара — городской детский парк им. Горького. Им были составлены "Правила для содержания дорог и на оных плотин, мостов и гатей в Пермской губернии". К.Ф. Модерах заботился об устройстве почтовых дворов на трактах. [ Изображение на стороннем сайте: 690de296ddf7.jpg ] Пермь. Парк Горького По плану, намеченному Модерахом, осуществлялась застройка города в течение всего XIX в. Расчеты оказались настолько продуманными, что по замечанию Мельникова-Печорского "Пермь построена правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц". Число домов в Перми увеличилось при нем на 900, из них 28 — каменных. Именно К.Ф. Модерах привлёк Никиту Савича Попова — директора Пермской мужской гимназии, первого историка и географа Пермской губернии к написанию двухтомного труда: "Хозяйственное описание Пермской губернии" (1804 г.). Губернатор обеспечил Попова огромным статистическим материалом, который были обязаны собирать все городские, уездные и заводские управления губернии. По поручению императора с 1804 по 1809 гг. Карл Модерах руководил строительством Северо-Екатериниского канала между системами Камы и Вычегды. Сам он с подобным предложением по вопросу соединения Северной и Южной Кельтмы обращался ещё в 1799 году. Однако в 1809 г. работы были приостановлены из-за недостатка средств. Канал был достроен в 1822 г., но по причине крайней неэффективности его закрыли в 1832 г. На основании Положения 1806 года, он образовал управление казённых горных заводов по Уральскому хребту. Он был жестким правителем и требовал от подчинённых исполнения служебного долга, определяемого российскими законами. Ему приходилось подавлять бунты на пермских заводах. Заводчиков — нарушителей законов наказывали штрафами, рабочих — бунтовщиков пороли, на что те не обижались, ибо бунты они поднимали часто ради приезда губернатора, так как судил он справедливо, а подношений от заводчиков не принимал. [ Изображение на стороннем сайте: 33dc182f692e.jpg ] Дом губернатора сегодня --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | Лайк (1) |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 914 | Наверх ##
29 сентября 2012 19:46 Карл Федорович не выезжал ни разу за все четырнадцать с половиной лет службы в Перми ни по делам, ни в отпуск, ни на лечение. Но годы брали свое. Тем более, что много сил и нервов было потрачено на расследование о причинах пожара весной 1810 г. на Ижевском оружейном заводе, порученное императором лично К.Ф. Модераху. В начале 1811 г. Карл Федорович подает прошение об отставке, сославшись на возраст, утомление и болезни. Указ об отставке последовал 22 марта 1811 г. "22 мая 1811 г. пермское благородное общество, желая выразить чувство своего глубокого уважения к бывшему начальнику, давало ему прощальные: обед, бал, спектакль и ужин...". Поскольку Модерах не брал взяток и не принимал никаких подношений от подчиненных ему лиц, то через день им был дан ответный бал, а ещё через два дня семейство Модерахов уезжало из Перми. [ Изображение на стороннем сайте: 3f1b48aaa767.jpg ] Все улицы, по которым двигался губернаторский обоз, были запружены народом разного сословия и положения, от именитых и имущих граждан до простых обывателей. Стоял звон колоколов всех церквей. После его отставки Пермское и Вятское генерал-губернаторство было упразднено. Модерах был назначен сенатором, а 10 марта 1812 г., "в вознаграждение усердной службы и отличных трудов, оказанных им в бытность Пермским м Вятским генерал-губернатором", он был пожалован "в вечное и потомственное владение из свободных казенных земель, состоящих в Вятской губернии, две тысячи десятин, по его избранию". После Отечественной войны 1812 г. сенатор Модерах обследовал последствия разорении в Москве и Смоленске, организовав восстановительные работы и помощь нуждающемуся населению. Благодарное московское купечество поднесло Модераху 100 тыс. руб. и стихи, начинавшиеся со строк: Москве, измученной от зол и страха, Монарх послал в утеху Модераха, Чтоб излечить ее от лютых ран, Которые нанес ей злой тиран.Стихи Карлом Федоровичем с благодарностью были приняты, а деньги он попросил раздать нуждающимся. Впоследствии Модерах заседал в комитете по земским повинностям, а в 1818 г. по воле императрицы Марии Федоровны стал членом опекунского совета Воспитательного дома, получив 1 января 1819 г. в подчинение два отделения (экспедиции) Петербургского воспитательного дома. 12 июня 1819 г. Карл Федорович скончался на 72 году от инсульта, сопровождавшегося тяжелым параличом. Похоронен он был на Волковом лютеранском кладбище рядом со своей женой, Иоганной-Елизаветой Модерах, умершей 17 февраля 1817 г. Его дочерям по высочайшему указу были пожалованы пенсии. ( http://www.heritage.perm.ru/articles.php?lng=ru&pg=112 ) --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
|