Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли
Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
31 июля 2019 11:46 8 января 2024 19:57Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
31 июля 2019 11:46 3 февраля 2023 10:29 "Метрические книги записи рождений, смертей и браков старообрядцев в фондах Национального архива Республики Карелия"https://forum.vgd.ru/post/1068/101180/p3235452.htm#pp3235452Конференции НПК "Старообрядчество на Русском Севере" 18.03.2020 https://forum.vgd.ru/post/1068/101180/p3262862.htm#pp3262862 Филипов, И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни : издана по рукописи Ивана Филипова : с соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выговских мужского и женского общежительных монастырей / И. Ф. Филипов. – Санкт-Петербург : Д. Е. Кожанчиков, 1862 https://vk.com/away.php?to=htt...2F&cc_key=**Старообрядцество Тихвиноборский погост // Олонецкие губернские ведомости. 1879. № 36.https://forum.vgd.ru/post/1068/61698/p1811660.htm#pp1811660СЕВЕРНЫЕ КАРЕЛЫ: СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ в конце XIX — первой четверти XX в. И. Н. Ружинская ..... http://geum.ru/next/art-37802.leaf-7.phphttps://forum.vgd.ru/post/1068...#pp2156375 Старообрядцыhttp://onego.karelia-life.net/Prilogenie1.htmlПалеостровский монастырь и «антимонашеская» политика государства в XVIII веке http://kizhi.karelia.ru/librar.../1087.htmlРаскол в Вырозерском приходе и вообще в Заонежье // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 73. С. 877 ‒ 879.http://davaiknam.ru/text/rasko...e-v-zanejehttp://flatik.ru/raskol-v-viro...e-v-zanejeЗаонежское старообрядчество в первой половине XIX векаhttps://forum.vgd.ru/post/1068...#pp2637047 БИБЛИОТЕКА СТАРОВЕРА (LIBRARY OF OLD BELIEVER)https://forum.vgd.ru/post/1068...#pp2654712https://vk.com/library_of_old_believerсостав книг в группе https://vk.com/topic-111492546_33205827Старообрядческое Подмосковье https://www.genealogy-kzn.ru/category/arhiv/ Сибирское генеалогическое об-во https://forum.vgd.ru/17/26521/Музей истории и культуры старообрядчества (Старый Боровск) http://borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rusГенеалогический форум ВГД » Сословия, вероисповедания, этносы » Вероисповедания, церковная практика... » Старообрядчество Посетите ЦИАМ - в нём есть фонд 1472 МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН, Г. МОСКВА. 1907-1918 гг Спасибо Tomile за оживление старой-новой темы О переселении из Олонецкой губернии старообрядцев в Витебскую губернию (ныне территория Латвии) >>>>> https://www.persee.fr/doc/slave_0080-2557_1997_num_69_1_6388 с. 75 8. Большую роль в становлении Старообрядчества в Латвии сыграл Выговский монастырь и х особенно миссионерская роль братьев Денисовых... (князей Мышецких) https://forum.vgd.ru/post/791/72237/p3032052.htm#pp3032052Сведения о раскольниках, извлеченных из указов в Новгородскую Губернскую Канцелярию и Олонецкую воеводскую https://forum.vgd.ru/post/1068/101180/p3041766.htm#pp3041766Сведения о находящихся в Олонецкой губернии, в Повенецком уезде раскольничьих скитах, пустынях и молельнях .... Записки от попечителей над Выголексинскими богодельнями, находящимися в Повенецком уезде Молитвенная просьба раскольников Даниловского селения к Начальнику Олонецкой Губернии об иконах https://forum.vgd.ru/post/1068/101180/p3041767.htm#pp3041767https://forum.vgd.ru/post/1068/101180/p3619485.htm#pp3619485 Урушев Д.А. История русского старообрядчества.djvu 21.5 МБ Зеньковский С. А. - Русское старообрядчество. В двух томах. - 2009.pdf 56.6 МБ Чумичева - Соловецкое восстание 1667-1676 годов (Москва, 2009).pdf 29.1 МБ Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2011.pdf 64.1 МБ Крамер А.В. Раскол русской Церкви. СПб.,2011.djvu 2 МБ Лобачев С.В. Патриарх Никон.pdf 11.1 МБ Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской Церкви в XVII в.pdf 3 МБ Кожурин К.Я. Боярыня Морозова. ЖЗЛ..pdf 34.1 МБ Урушев. Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах.fb2
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
31 июля 2019 12:58 ... --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
4 августа 2019 19:47 https://vk.com/id203493595Деревня Пяльма От автора: Летом прошлого года вышла в свет книга А.Г. Костина «В Римской волости, на жемчужной реке». Александр Григорьевич хорошо известен жителям Пудожского района благодаря своим историко-краеведческим публикациям, о чём свидетельствуют сотни и тысячи просмотров его статей на странице газеты «Пудожский уездъ» В Контакте. Около двух лет я занимаюсь сбором исторических материалов о посёлке Пяльма. Порой мне встречается информация, относящаяся к тому периоду, когда посёлка ещё не было, а одноимённая деревня уже существовала. Хотя деревня Пяльма и не является предметом моих исследований, возможно, какие-то сведения заинтересуют читателей газеты «Пудожский уездъ», послужив в качестве дополняющих материалов к вышеупомянутой книге. Соседство с Выгорецией, во времена её существования и даже много позже, оказывало большое влияние на жителей деревни Пяльма. Мне кажется, что хорошим дополнением к книге А.Г. Костина могла бы послужить карта (схема) «Суземка раскольническаго», составленная в середине XVIII века Григорием Яковлевым. Эта достаточно известная карта была напечатана Н. Субботиным в журнале «Братское слово» за 1988 год, в качестве приложения к «Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещению праведному о расколе безпоповщины» [1]. Д. Островский использовал карту Суземка в своей книге «Выговская пустынь и ея значение в истории старобрядческого раскола», изданной Олонецкой губернской типографией в Петрозаводске в 1914 году. Карта Г. Яковлева публиковалась также в некоторых иных изданиях. При всех недостатках и неточностях этой карты-схемы, она всё-таки даёт представление о принадлежности земель тем или иным владельцам, а также о местонахождении Выголексинских общежительств (монастырей на реках Выг и Лекса) и некоторых скитов. Так, на восток от Челмужей (на карте отсутствуют), обозначена «Земля обельных дворян»; ещё восточнее и несколько южнее, в сторону Водлозера — «Земля Хутынских крестьян»; севернее Водлозера — «Земля Сухегорскаго монастыря». Севернее, в сторону Повенца, с землёй обельных дворян граничила «Земля Шунская и Толвуйская», а ещё севернее указаны «Земля Повенецкая» и «Земля Выгозерская». Что касается «Сухегорского монастыря», то здесь, видимо, ошибка автора карты. Поблизости от Выга и Лексы, в 40 верстах от Ладожского скита (на карте не указан), находился Юрьегорский монастырь (Троицкий Демьянский на Юрьевой горе монастырь). Деревни Пяльма на карте нет, но обозначены ближайшие к ней Тамбичозерский и Кодозерский скиты. Всего на карте Суземка обозначено около двадцати скитов и два общежительства (монастыря). На более ранней карте Олонецкого уезда, составленной в 1728 году профессиональным геодезистом Акимом Клешниным, деревня Пяльма отмечена. Также изображена дорога, идущая от Пяльмы в Кодозеро и далее, к Немозеру. Наличие в первой трети XVIII века прямой дороги из Пяльмы в Кодозеро подтверждает тесные связи пяльмских жителей с насельниками скитов Выгорецкого верховья. Известна ещё одна карта А.Ф. Клешнина, рукописная, составленная им в 1727 году. Эта карта хранится в Париже, в Национальной библиотеке Франции (Bibliothèque nationale de France), поскольку в своё время была тайно вывезена из России во Францию Ж.-Н. Делилем (Joseph Nicolas Delisle). Карта А. Клешнина 1727 года охватывает южную часть Олонецкого уезда и имеет название «Detail du lac d’Onega, pres ou en Finland». Это самая старая из известных мне карт, где Пяльма обозначена как населённый пункт. Названия географических объектов написаны латинским шрифтом, поясняющие надписи даны на французском языке. Графическое исполнение этой карты несравненно выше схематического изображения «Суземка раскольническаго» Григория Яковлева. На карту нанесено множество населённых пунктов, в том числе деревня Пяльма, а также показана сеть дорог, соединяющая населённые пункты. К сожалению, пользовательское (общедоступное) разрешение карты А. Клешнина 1727 года недостаточно для того, чтобы её можно было напечатать в газете или рассмотреть во всех деталях. Ещё одним доказательством связи пяльмских жителей с Выгорецкой обителью (киновией) является упоминание Пяльмы в книге «Поездка в Обонежье и Корелу» известного российского писателя-этнографа Владимира Николаевича Майнова. В своей книге Майнов пишет, что в царствование Императрицы Екатерины II, в старинном поморском монастыре, известном под названием Даниловского скита, делали серебряные рубли по образцу екатерининских. «Даниловские рубли были известны по всему северу и ходили там несколько дороже даже казенных, так как производились из чистейшего серебра; даже норвежцы охотно принимали рубли Даниловского изделья в плату за товары, а то так и просто покупали их из барышей» (цитируется по изданию 1877 года). Далее: «Подобным ремеслом занимались не только жители Даниловскаго скита, но и двух-трех окрестных деревень (Тихвин бор, на Пяльме и иныя)». В своей книге В. Майнов описывает технологию выплавки серебряных «Даниловских рублей», добавляя, «точно так же поступали и для выделки медных вещей». При этом в качестве литейной формы использовались берёзовые наросты, «так называемый березовый трут». Интересно, что описание именно этой технологии служит основанием для непризнания факта выплавки «Даниловских рублей» некоторыми современными исследователями. Они утверждают, что Майнов включил в свою книгу упоминание о выгорецких «фальшивомонетчиках», находясь под впечатлением от однократно услышанного, ничем не подтверждённого устного рассказа. Мне такая аргументация кажется неубедительной, поскольку Майнов пишет: «Нам самим пришлось видеть у одного из Даниловских выходцев серебряный рубль Даниловской чеканки, который решительно ничем не отличался от казенных». Известный карельский писатель и поэт, уроженец заонежской деревни Хашезеро, Иван Алексеевич Костин, опубликовал осенью 1993 года в медвежьегорской газете «Вперёд» серию статей, под общим названием «Старообрядцы в Заонежье». И.А. Костин, ссылаясь на письма Григория Изотова, обнаруженные им в материалах древлехранилища Пушкинского дома, упоминает о своём прадеде, Архипе Герасимове. Архип, не раз бывавший в Даниловском монастыре, рассказал автору письма, Григорию Изотову, известные ему сведения о процессе литья. Технология, описанная им, практически полностью повторяет технологию изготовления серебряных рублей, описанную В. Майновым. Следует сказать, что И.А. Костин специально консультировался со специалистами по поводу технологии выговского медного литья, поскольку сам был владельцем личной коллекции выгорецкого происхождения, включающей в себя около 50 предметов. Таким образом, имеются два независимых друг от друга описания одной и той же технологии изготовления небольших литых предметов из цветных металлов. Это позволяет, как минимум, усомниться в правоте тех, кто отрицает возможность практического применения подобной технологии. (Продолжение следует). А. Литвинович 1 - “Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына”.
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
12 ноября 2019 23:34 https://vk.com/doc-111492546_5...f35a770acaМОНОГРАФИЯ: Данила Евгеньевич Расков «Экономические институты старообрядчества.» — СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 344 с. АННОТАЦИЯ: В монографии представлен оригинальный, многосторонний взгляд на старообрядческое предпринимательство в экономической истории России XVIII–XIX вв. На основе открытых материалов и редких архивных источников воссоздается роль старообрядцев в промышленности и торговле в динамике, что позволяет проследить происхождение и эволюцию исследуемого явления. Рассматривается хозяйственная этика староверов. Выявляются причины и логика институциональных изменений экономической активности староверов. Книга адресована экономистам, историкам и социологам, а также всем интересующимся историей русского старообрядчества.
Прикрепленный файл (Raskov_D_E__Ekonomicheskie_instituty_staroobryadchestva___SPb__Izd-vo_S_-Peterb_un-ta_2012.pdf, 2071438 байт)--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
16 января 2020 7:36 ЭЛЕКТРОННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА На сайте Электронной краеведческой библиотеки "Русский Север" размещены новые книги в коллекции "Религия и духовная культура Русского Севера":✒ Легатов, И. И. О современных нуждах единоверия и о мерах для сближения старообрядцев с православной церковью / протоиерей Илья Легатов. – Архангельск : Типо-лит. В. Черепанова, 1905. – 72 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp064/✒ Отчет о состоянии и деятельности Братства Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Архангельской духовной семинарии за 1901-1902 братский год : (19-й с основания Братства). – Архангельск : Типо-лит. насл. Д. Горяйнова, 1902. – 20 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp049/✒ Отчет о состоянии и деятельности Братства Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Архангельской духовной семинарии за 1902-903 братский год. – Архангельск : Типо-лит. насл. Д. Горяйнова, 1903. – 21 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp059/✒ Перовский, В. Д. О сборах с церквей и духовенства, существовавших в Холмогорской епархии до 1730 года / В. Перовский. – Архангельск : [б. и.], 1895. – 30 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp050/✒ Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном просветителем лопарей : исторический очерк. – Санкт-Петербург : Тип. Е. Евдокимова, 1892. – 32 с. : ил. – (На дальнем русском Севере). http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp100/✒ Преподобный Феодорит, просветитель Кольских лопарей : (к 400-летию со времени его рождения). – [Архангельск : Типо-лит. насл. Д. Горяйнова, 1896]. – 15 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp160/✒ Устав Архангельского епархиального церковно-археологического комитета : (из Архангельских епархиальных ведомостей, 1905 г.) / Арханг. епарх. церков.-археол. ком. – Архангельск : [б. и.], 1905. – 7 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp056/✒ Фирсов, В. Ремонт старинного здания в Холмогорском женском монастыре / В. Фирсов. – Архангельск : Губернская Типография, 1913. – 8 с. http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2019/19kp047/Приятного чтения! Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север": http://ekb.aonb.ru/index.php?id=3830&year=2020Коллекция "Религия и духовная культура Русского Севера": http://ekb.aonb.ru/index.php?id=3171 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
25 февраля 2020 12:19 А. С. Соколов Метрические книги записи рождений, смертей и браков старообрядцев в фондах Национального архива Республики Карелияв связи с тем, что в дореволюционной россии ведение записи актов гражданского состоя-ния было возложено на религиозные общины (православные, католические, лютеранские и дру-гие) старообрядцы долгое время не имели возможности заключать браки, признаваемые государ-ством, официально регистрировать рождение детей и смерть родственников, так как их священ-ников и наставников государство не признавало за духовных лиц.Лишь 19 апреля 1874 г. высочайше учрежденным мнением Государственного Совета были утверждены «Правила о метрической записи браков, рождений и смертей раскольников».1Согласно им, браки старообрядцев приобретали в гражданском отношении «через записа-ние в установленные для сего особые метрические книги силу и последствия законного брака».Старообрядцы, желавшие, чтобы их брак был записан в метрическую книгу, должны были уведомлять об этом полицейское управление или волостное правление по месту постоянного пребывания.После чего данные учреждения составляли особое объявление, которое вывешивалось в течение семи дней на видном месте для извещения всех имеющих сведения о препятствиях к заключению указанного брака.По прошествии указанного срока желающим вступить в брак выдавалось свидетельство, что такое объявление было сделано и о том, было или нет заявлено о препятствиях к записи брака.Для записи брака будущие супруги должны были явиться в управление, предъявив вы-данное им свидетельство и привести двух поручителей того, что брак не принадлежит к числу воспрещенных законом.Перед внесением записи о браке в метрическую книгу оба супруга давали подписку, что они принадлежат к старообрядчеству от рождения и не состоят в браке, совершенном по прави-лам православной церкви или по обрядам другого, признаваемого в государстве исповедания.Брак, записанный в метрической книге, мог быть расторгнут только по суду.Дети старообрядцев подлежали записи в метрическую книгу только в том случае, если брак их родителей был записан в метрической книге.Запись о смерти старообрядца вносилась в метрическую книгу по заявлению родственни-ков умершего или посторонних лиц, подтвержденному показаниями не менее двух свидетелей.метрические книги велись в уездных и городских полицейских управлениях, подписыва-лись чинами полиции. кроме того, специальные книги велись и в волостных правлениях. Сведе-ния о сделанных в них записях правления ежемесячно пересылали в полицейское управление для внесения в метрические книги.в конце года метрические книги предоставлялись уездными полицейскими управлениями в олонецкое губернское правление для их ревизий и дальнейшего хранения.2Старообрядцы, записанные в сказках десятой ревизии (1857–1858 гг.) мужем и женой, при-знавались состоящими в законном браке супругами, а показанные по ревизии их дети считались их законными детьми, пока правильность означенных показаний не будет оспорена по суду.Дети, родившиеся у них после десятой народной переписи и поэтому в ревизские сказки не включенные, могли быть записаны в метрическую книгу по ходатайству их самих или по просьбе родителей или опекунов, с тем, чтобы происхождение их от брака, записанного в ревизской сказ-ке, и время их рождения были удостоверены показанием не менее двух свидетелей.Брачные союзы старообрядцев, заключенные ими после десятой переписи, равно как рож-денные в таких браках дети при жизни обоих супругов, также записывались в метрическую книгу.1 ПСЗри. Собрание второе. т. 49. Ч. 1 No 53391.2нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 3–4 об. 102Исследования когда в живых оставался один из супругов, то брак в метрическую книгу не вносился. рож-денные от такого союза дети, могли быть записаны в метрическую книгу с заявлением об имени, прозвании и состоянии как самих детей, так и родителей и показаниями двух свидетелей.3Уже в 1874 г. олонецким губернским правлением были разосланы инструкции о ведении метрических книг полицейским управлениям, становым приставам, петрозаводскому городскому приставу и его помощнику и всем волостным правлениям олонецкой губернии4, а в 1875 г. они циркулярно извещены о необходимости изготовления книг для дальнейшей записи рождений, смертей и браков старообрядцев.5При производстве записей в метрические книги местные власти испытывали затруднения, кого считать старообрядцем.так, распоряжением Петрозаводского уездного полицейского управления толвуйскому во-лостному правлению от 13 октября 1875 г. было разъяснено, что старообрядцами от рождения считаются такие лица, которые родились, воспитывались и состоят в старообрядчестве, креще-ные же по правилам православной церкви, но перешедшие в старообрядчество лица не могут считаться ими от рождения, а лишь «совращенными», с каковыми вообще надлежит поступать согласно главе 3 Устава о предупреждении преступлений — «о предупреждении и пресечении отступлений от православной веры». изданные 19 апреля 1874 г. «Правила о записи браков, рождения и смертей раскольников», относятся только к таким старообрядцам, которые от рождения вовсе не принимают святого кре-щения от православного священника по правилам православной церкви.6Прошение крестьян д. иевлевской олеховского общества агафоновской волости Пудож-ского уезда афанасия васильевича кичакова и других от 2 августа 1875 г. приставу 2-го стана об исключении их из церковных книг и внесении во вновь установленные метрические книги старообрядцев было отклонено, в связи с тем, что они родились до десятой ревизии и числились в церковных метрических книгах. При этом, по свидетельствам местных причтов в Пудожском уезде не числилось ни одного старообрядца.7толвуйское волостное правление 1 сентября 1878 г. доносило в Петрозаводское уездное полицейской управление, что крестьянин Фоймогубского общества д. якорь-Лядины Федор Гри-горьев обратился в толвуйское волостное правление с заявлением, в котором просил записать в метрическую книгу о родившихся детей его сына Петра 2 лет и дочь анну 4 лет, т.к. он с женой и детьми состоит в старообрядческой секте, а потому дети его не были крещены местным священ-ником и не записаны в метрические книги.волостное правление, имея в виду, что на основании § 15 высочайше утвержденного 19 апреля 1874 г. мнения Государственного Совета, дети старообрядцев подлежат записи в метриче-скую книгу в таком только случае, если брак их родителей записан в такой книге и принимая за тем во внимание, что брак родителей вышеозначенных детей был совершен по обряду православ-ной церкви местным приходским священником, встретило затруднение, следует ли записывать детей Ф. Григорьева в метрическую книгу волостного правления о родившихся, и обратилось 1 сентября 1878 г. в Петрозаводское уездное полицейское управление. в ответе на запрос от 11 сентября 1878 г. управление пояснило, что «проситель Григорьев не состоит в расколе от рождения, а только придерживается к расколу», а потому законы о записи 3нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 3.4нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 1.5Циркуляр олонецкого губернского правления от 19 ноября 1875 г. петрозаводскому городскому, уездным полицейским правлениям и волостным правлениям олонецкой губернии о заготовке метрических книг старообрядцев на 1876 г. // нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 66нарк.Ф. 123. оп. 1 Д. 11/480. Л. 11–11 об.7нарк.Ф. 2. оп. 44. Д. 10/162. Л. 17–18. 103А. С. Соколовдетей старообрядцев в метрические книги не могут быть применены к детям просителя Григо-рьева.8Циркуляром олонецкого губернского правления от 16 февраля 1877 г. петрозаводскому городскому, уездным полицейским правлениям было предписано требовать со старообрядцев, желающих вступить в брак, удостоверения, что они не записаны в метрических книгах право-славного или другого признаваемого в государстве вероисповедания.9По причине того, что многие старообрядцы до 1874 г. были крещены православным при-чтом и не могли записываться в метрические книги старообрядцев, записей в них было немного. некоторые из них старались заключить брак и записаться в других городах и губерниях, напри-мер, в Санкт-Петербурге, однако таких случаев также было немного.толвуйское волостное правление рапортовало петрозаводскому уездному исправнику 19 декабря 1876 г. о том, что закон со времени его получения неоднократно «чрез прочет» был объявлен на сельских сходах, но по настоящее время заявлений от старообрядцев для внесения в метрические книги волостного правления записей о рождении и смерти и записи браков не поступало».10 и в 1877–1879 гг. записей в книги также не было и книги «остались белыми».11в связи с этим олонецкое губернское правление указами от 10 мая 1880 г. предписывало всем полицейским управлениям олонецкой губернии при условии, если в подлежащих метри-ческих книгах о браке, рождении и смерти старообрядцев не было никаких записей в истекшем году, следует доносить об этом в срок, указанный § 11 означенной инструкции местному по-лицейскому управлению, а «белые» книги согласно разрешению в циркулярном предписании министра внутренних дел 12 декабря 1875 г. оставлять на следующий год.12олонецкое губернское правление 16 февраля 1877 г. предписывало Петрозаводскому го-родскому и уездным полицейским правлениям олонецкой губернии вести метрические книги старообрядцев согласно форм, утвержденных министром внутренних дел от 30 декабря 1876 г. в их число входили обложка метрической книги с ее названием, форма оглашения о браке, форма свидетельства заявления о браке, форма книги для записи лиц, рожденных от браков старообряд-цев, форма книги для записи смерти лиц.13особое значение гражданские и духовные власти придавали бракам между старообрядца-ми и православными. так, в циркуляре олонецкого губернского правления полицейским управлениям олонец-кой губернии от 4 февраля 1899 г. было указано: «епархиальным начальством олонецкой губер-нии обнаружен случай, имевший место в январе 1898 г., обращения православного по рождению, вдовца по первому браку и крещеной также по обрядам православной церкви крестьянской деви-цы — с заявлением в местное волостное правление о своей принадлежности к старообрядчеству о желании вступить в брак по раскольническому обряду. хотя заявление это не имело дальней-ших последствий, в смысле законности их брака, и брак этих лиц, несовершенный по обрядам Православной церкви, епархиальным начальством признан «сводным», но по заявлению этого начальства некоторые из волостных правлений (мирошкинское и Подпорожское Лодейнополь-ского уезда) ввели в обычай, не имея к тому никаких законных оснований, вносить подобного рода лиц в посемейные списки мужем и женой, давать отчество и фамилию новорожденным и фамилию их матери по крестьянину, живущему в незаконном браке...».14епископ олонецкий и Петрозаводский анастасий в письме олонецкому губернатору от 28 апреля 1903 г. обращал его внимание на брак старообрядца крестьянина д. Бардовской яндебского 8нарк.Ф. 123. оп. 1 Д. 11/480. Л. 28–29 об.9 нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 7.10нарк.Ф. 123. оп. 1 Д. 11/480. Л. 18–18 об.11 нарк.Ф. 123. оп. 1 Д. 11/480. Л. 20–20 об, 32.12 нарк. Ф. 2. оп. 7. Д. 16/94. Л. 4.13 нарк.Ф. 107. оп. 1. Д. 6/22. Л. 8–25.14 нарк. Ф. 2. оп. 15. Д. 18/66. Л. 7. 104Исследования прихода м. м. Лебедева с крестьянской девицей той же деревни а. П. Сукиной, православного вероисповедания: «...в виду широкого распространения сводных браков в яндебском обществе, Подпорожской волости Лодейнопольского уезда ... на основании 37 ст. Устава о предупреждении и пресечении преступлений, имею честь просить ваше превосходительство учинить зависящее от вас распоряжение о точном соблюдении Лодейнопольским полицейским управлением и Под-порожским волостным правлением правил 1874 г. о записи в метрические книги раскольнических браков, с предписанием означенным учреждениям, чтобы они объяснили местному населению и раскольникам, являющимся за записью своих браков, что дети от тех браков, кои по правилам, не могут быть записаны в метрические книги, не пользуются присвоенными законным детям правами наследства и другими преимуществами...».15С объявлением в 1905 г. свободы вероисповедания в россии, метрические книги старооб-рядцев стали вестись старообрядческими общинами, священниками или наставниками.При этом, ведение метрических книг старообрядцев, не объединившихся по закону 17 октя-бря 1906 г. в общины продолжали вестись в волостных правлениях и полицейских управлениях.16в 1906 г. по олонецкой губернии таких общин было две — в каргопольском уезде были открыты и внесены в реестр старообрядческих общин волосовская и Панфиловская старообряд-ческие общины беспоповского согласия. копии их метрических книг представлялись на ревизию в олонецкое губернское правление.17ведение метрических книг было отменено декретом вЦик и Снк от 18 декабря 1917 г.в фондах национального архива республики карелия выявлено небольшое количество ме-трических книг старообрядцев. По указанным выше причинам, записей в них также немного. к примеру, метрическая книга Повенецкого уездного полицейского управления на 1883 г. содержит лишь две записи о смерти пожилых крестьян Даниловской и Петровско-ямской волости 71 и 80 лет,18 на 1884 г. — три записи о смерти крестьянок Даниловской волости 55, 69 и 81 лет.19Данные метрические книги печатались в олонецкой губернской типографии, выдавались олонецким губернским правлением, имеют графы «No по порядку», «месяц и число», имеется безымянная основная графа, в которой указаны имя и фамилия умерших, фамилии должностных лиц и, у волостных правлений кроме того, имеется графа «время отправления выписки в поли-цейское управление» (не заполнялась). в них регистрировались смерти старообрядцев, записей рождений и браков в полицейских метрических книгах по олонецкой губернии нет.в книгах, которое вело, кемское уездное полицейское управление, наоборот, имеются только записи о браках и рождениях.кроме того, имеется одна «книга для внесения объявлений лиц, состоящих в расколе от рождения, о желании их записать брак свой в установленную полицейскую метрическую книгу, а также для выдачи по оным свидетельства».20в данной книге за 1874–1875 гг. — имеется только 1 запись — от 25 января 1875 г. — кре-стьянин д. Подужемской маслозерской волости василий михайлович яковлев и крестьянская девица той же деревни матрена николаевна артемьева. При этом имеется 1 февраля 1875 г. пометка о том, что они «не принадлежат к записным раскольникам по решению суда, крещены в православной церкви и числятся уклонившимися в раскол, брак будет иметь совращения в рас-кол. Заявление сделано несогласно форме».в метрической книге кемского полицейского управления за 1874–1875 гг. указаны графы «номер по порядку» «месяц и число» и «Содержание».21 имеются записи:15нарк.Ф. 2. оп. 16. Д. 3/41. Л. 1–1 об.16 нарк. Ф. 2. оп. 15. Д. 29/295. Л. 1–2. 17нарк.Ф. 2. оп. 15. Д. 25/226, л. 8 об., 92–93; Д. 29/295. Л. 4.18 нарк. Ф. 2. оп. 7. Д. 19/103. Л. 47–49.19 нарк. Ф. 2. оп. 7. Д. 20/106 Л. 10–12 об.20 нарк. Ф. 737. оп. 2. Д. 1/1. Л. 1–221 нарк. Ф. 737. оп. 2. Д. 1/2. Л. 1–6 об. 105А. С. Соколов6 февраля 1875 г. — крестьянин с. Сорока Сороцкой волости кузьма матвеевич камбалин и крестьянка с. Сорока мария акимовна миронова. 8 февраля 1875 г. — крестьянин с. Сорока василий Степанович новиков и крестьянка с. Сорока агафья никитична худякова.8 февраля 1875 г. — крестьянин с. Сороки алексей егорович Богданов и крестьянка с. Со-роки евдокия васильевна Скулина.в книге есть подписка, что они оба принадлежат к старообрядчеству и не состоят в браке, совершенном по правилам православной церкви и других обрядов, признанных в государстве, подписи свидетелей.Другой книгой, заведенной кемским полицейским управлением, является «метрическая книга записи лиц, рожденных после х народной переписи от родителей, состоящих в расколе от рождения и показанных в ревизских сказках супругами».22в записи от 11 ноября 1875 г. указаны крестьянин с. Сороки алексей егорович Богданов, который «задолго до внесения в записи брака его в 1874 г., прижил сына козьму и дочь анну, рожденных до х народной переписи. козьме 20, анне 22 года». По рассмотрению настоящей книги в архангельском губернском правлении 21 июня 1878 г. оказались следующие отступления от правил — «рождение указанных детей следует внести в книгу форма в».кроме того, в составе фонда «олонецкое губернское правление» имеются метрические книги Панфиловской и волосовско-Усачевской старообрядческих общин в каргопольском уезде о родившихся, умерших старообрядцах за 1909 г.23в данных книгах записей уже имеется 6 записей о рождении, 9 о смерти по Панфиловской общине и 3 о рождении и 15 о смерти по волосовско-Усачевской. При этом, графы данных метри-ческих книг имеют по сравнению с полицейскими более полные сведения и по внешнему виду с метрическими книгами, которые велись православными причтами (в книге записи рождений — даты рождения, крещения, имена младенцев, звания и имена, фамилия и отчества родителей и восприемников, их подписи; в книге записи смертей — дата смерти, звание, имя, отчество и фа-милия умершего, его возраст, причина смерти, звания лица, сделавшего заявление о смерти, кем совершен чин погребения и место захоронения).всего на данный момент в фондах архива выявлено 15 метрических книг старообрядцев.22 нарк. Ф. 737. оп. 2. Д. 1/3. Л. 1–3. 23 нарк. Ф. 2. оп. 15. Д. 29/295. Л. 14–35. 106Исследования Список метрических книг старообрядцев, выявленных в фондах национального архива республики карелия 1. метрическая книга кемского уездного полицейского правления о браках старообрядцев за февраль 1875 г. Ф. 737. оп. 2. Д. 1/2. 2. метрическая книга кемского уездного полицейского правления записи лиц, рожденных после х народной переписи от родителей, состоящих в расколе от рождения и показанных в ре-визских сказках супругами за 1875 г. Ф. 737. оп. 2. Д. 1/3. Л. 1–3. 3. метрические книги записи смерти старообрядцев выгозерского волостного правления за 1879г. , Повенецкого уездного полицейского управления за 1879 г. Ф. 2. оп. 7. Д. 16/92. Л. 9–50, 51–91. 4. метрические книги записи смерти старообрядцев ребольского волостного правления за 1880 г. , Повенецкого уездного полицейского управления за 1880 гг. Ф. 2. оп. 7. Д. 16/94. Л. 26–31. 5. метрические книги записи смерти старообрядцев волостных правлений выгозерского и Даниловского волостных правлений за 1881 г. , Повенецкого уездного полицейского управления за 1881 гг. Ф. 2. оп. 7. Д. 17/96. Л. 18–59, 71–142. 6. метрические книги для записи заявлений о смерти старообрядцев Даниловского, Пе-тровско-ямского волостных правлений и Повенецкого уездного полицейского управления за 1883 г. Ф. 2. оп. 7. Д. 19/103. Л. 9–72. 7. метрическая книга для записи заявлений о смерти старообрядцев Даниловского волост-ного правления и Повенецкого уездного полицейского управления за 1884 г. Ф. 2. оп. 7. Д. 20/106. Л. 10–61. 8. метрическая книга Повенецкого уездного полицейского правления о смерти старооб-рядцев за 1885 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/6. 9. метрическая книга Повенецкого уездного полицейского правления о смерти старооб-рядцев за 1889 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/15. 10. метрическая книга Повенецкого уездного полицейского правления о смерти старооб-рядцев за 1890 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/16. 11. метрическая книга Даниловского волостного правления о смерти старообрядцев за 1890 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/17. 12. метрическая книга Даниловского волостного правления о смерти старообрядцев за 1891 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/18. 13. метрическая книга Повенецкого уездного полицейского правления о смерти старооб-рядцев за 1891 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/19. 14. метрическая книга Повенецкого уездного полицейского правления о смерти старооб-рядцев за 1903 г. Ф. 197. оп. 1. Д. 1/20. 15. метрические книги Панфиловской и волосовско-Усачевской старообрядческих общин в каргопольском уезде о родившихся, умерших старообрядцах за 1909 г. Ф. 2. оп. 15. Д. 29/295. Л. 14–35. https://vk.com/doc6961764_5320...8b96e08fb4
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
|
прощу любить и жаловать
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
https://vk.com/feed?w=wall-23104276_1302
http://www.semeyskie.narod.ru/science_leonov.html
другие р-ны
https://forum.vgd.ru/post/232/3767/p1454964.htm#pp1454964
https://vk.com/away.php?to=htt...mp;cc_key=