Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги. |
Работа Рамазанова в Третьяковке и «Портрет Неизвестного»
вопросы атрибуции работы скульптора Н.А.Рамазанова - бюста, известного как «Портрет Н.Д.Панова» и как проверить версию атрибуции «Портрета неизвестного», нужна помощь в Государственном архиве Калужской области (объединены две темы одного автора)
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
16 декабря 2011 11:55 16 декабря 2011 16:58 Еще одна история в которой есть загадочная связь между Е.В.Гольдингер и Н.А.Рамазановым. В 1963 году вышла книга Э.Н.Ацаркиной "К.П.Брюллов. Жизнь и творчество" где среди работ Брюллова упоминается [q] ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА Н. А. РАМАЗАНОВА (1817 (?) – 1867)*. Б., граф. кар. 15,2 X 10,2.
На обороте надпись пером: Александр Николаевич Рамазанов (работы К. П. Брюллова). Выставка: «К. П. Брюллов». ГТГ. 1949. Собрание: К. В. Гольдингер. Портрет* относится к концу 1830-х гг., когда отца скульптора, А. Н. Рамазанова, уже не было в живых. Скульптора же звали Николай Александрович. Рисунок поступил на выставку в ГТГ после выхода в свет каталога, поэтому он в нем не значится. [/q]
Но и эта атрибуция вызвала сомнения у искусствоведов. В каталоге Третьяковки высказывается совсем другое предположение. Русское искусство XVIII начала XX века. Рисунок. Портретная миниатюра. Гравюра. Новые поступления: Каталог выставки/ Государственная Третьяковская галерея. Отв. ред. Л.И. Иовлева. М., 2000. 2000 Москвы ЛЖ : [q] 62. Портрет М.С.Щепкина (?). Вторая половина 1830-х – начало 1840-х
Б., граф. кар. 15,7 X 10,5 На обороте картона, на который был наклеен рисунок, пером тушью старая надпись: Александръ Николаевичъ Рамазановъ (работы К.П.Брюлова) Приобр. в 1982 у М.П.Домбровской, Москва; ранее собр. Е. В. Гольдингер, Москва Инв. Р-3623 Реставрация в 1995 И.Н.Быковой Щепкин Михаил Семенович (1788 — 1863), актер, выступал на сцене Малого театра (с 1824).
Рисунок поступил как портрет А.Н.Рамазанова (1792 — 1828), актера Императорского театра. Э.Н.Ацаркина датирует его концом 1830-х годов и определяет как портрет скульптора Н.А.Рамазанова (1817 — 1867), сына актера (Ацаркина Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963, с. 402). Однако известная нам иконография Н.А.Рамазанова и возраст изображенного не позволяют согласиться с этой атрибуцией. Авторы каталога считают, что на портрете может быть изображен М.С.Щепкин, с которым К.П.Брюллов встречался в Москве и Петербурге во второй половине 1830-х – начале 1840-х годов. Это предположение подтверждается изучением известной иконографии актера. Исследователи творчества М.С.Щепкина О.М.Фельдман и Н.Н.Панфилова также не исключают вероятность этой атрибуции. Портрет, скорее всего, исполнен в Москве в 1836 году или в Петербурге в 1838. [/q]
Да, на трезвую голову тут не разобраться... Воспоминания Солнцева // Русская Старина, 1876. Т. XV, с. 630: [q] Однажды в мастерскую к Брюллову приехало какое-то семейство и пожелало видеть ученика его Н. А. Рамазанова. Брюллов послал за ним. Когда он пришел, то Брюллов, обращаясь к посетителям, произнес:
— Рекомендую — пьяница.
Рамазанов, указывая на Брюллова, хладнокровно ответил:
— А это — мой профессор.[/q] | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
23 декабря 2011 12:27 23 декабря 2011 12:46 OVerner написал: [q] 3. И было бы совсем идеально, хотя маловероятно и затратно, найти нотариальное завещание Н.Д.Панова, ведь кроме как по завещанию Екатерина Васильевна не могла претендовать на наследство от него. Но в ЦИАМе несколько десятков фондов московских нотариусов, не считая фондов 10-ти Городских нотариальных контор...[/q]
Конечно, бессистемно просматривать несколько десятков нотариальных фондов в надежде найти требуемое дело нереально, но идея найти завещание Н.Д.Панова так заманчива, что решил полистать законы РИ: что же делали с завещаниями? Вот что я обнаружил: [q] ОБ УТВЕРЖДЕНИИ К ИСПОЛНЕНИЮ ДУХОВНЫХ ЗАВЕЩАНИЙ ... Ст. 150. Завещания, смотря по цене завещанного имущества, представляются в окружной суд или мировому судье, в ведомстве которых завещатель имел последнее, пред своею смертью, место жительства, а если он постоянного жительства в Империи не имел, или таковое неизвестно, то по месту нахождения завещанного имущества. Завещание представляется мировому судье лишь в том случае, если в оном самим завещателем вполне ясно определена стоимость завещанного имущества, причем она не превышает 1000 рублей. Примечание. Установленный в ст. 1063 Законов гражданских срок не считается пропущенным, если завещание до истечения сего срока предъявлено в суд или судье, хотя бы впоследствии обнаружилось, что завещание по цене имущества или по жительству завещателя подлежало предъявлению в другой суд или другому судье.[/q]
Сроки были установлены следующие: для находящихся в России – 1 год, а для находящихся за границей – 2 года со дня смерти завещателя (т. X ч.1 ст. 1063 Свода). Место и дата смерти Н.Д.Панова известно из "Московского Некрополя": Панов, Николай Дмитриевич, р. 16 февраля 1832 + 14 мая 1895 (Новодевичий монастырь). А в "списке фондов ЦИАМ" есть Ф.142 - Московский окружной суд. Этот фонд тоже немаленький, но, надеюсь, как-то структурирован. Так что надежда найти когда-нибудь решение загадки остается... | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 12572 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37078 | Наверх ##
19 марта 2012 20:08 № 5 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», ГОД 1911-Й [ Изображение на стороннем сайте: 92aaa94c3094.jpg ] Надписи к фотографиям: С. 38 Группа московского т-ва художников. (Выставка открыта 25 января). Фот. А. И. Савельева. Стоят: Л. В. Зак, В. В. Трусов, Н. П. Ульянов, М. С. Сарьян, В. А. Гаврилко, Л. М. Браиловский, Н. Н. Голощапов, И. Ф. Рерберг, Н. М. Ширшов, В. И. Комаров. Сидят: А. С. Глаголева, Е. И. Каменцева, Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава, И. И. Машков, К. В. Кандауров, В. И. Зауэр. *** Принц Чин-Пом-И-И, бывший корейский посланник в Петербурге, брат низложенного корейского императора. 13 января в припадке отчаяния, вызванного сознанием, что его родина, как государство, погибла бесповоротно, покончил самоубийством. (См. №№ 10 и 12 «Русск. Слова»). Д. К. Сементовский-Курило, русский посланник в Софии. † 13 января. (См. № 10 «Русского Слова»). Ген.-лейт. Г. П. фон Медем, бывший московский градоначальник. † 18 января. (См. № 17 «Русского Слова»). А. И. Давыдов, известный исполнитель цыганских романсов († 20 января). Фот. Р. Бродовского. В. Ручкин. А. Курдеев. Г. Иванов. Т. Шкляев. Трупы тюремных надзирателей, убитых 21 января каторжниками в московской пересыльной тюрьме. (См. №№ 17 и 18 «Русского Слова»). № 6 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», ГОД 1911-Й [ Изображение на стороннем сайте: 36b162fcd763.jpg ] Надписи к фотографиям:1) Головка. Скульптура А. С. Голубкиной. 2) Из тарантаса. В. Н. Пирогова. 3) ПОРТРЕТ КНЯЖНЫ М. Н. ЩЕРБАТОВОЙ. Екат. Гольдингер. 4) ЭТЮД. Скульптура Е. Д. Никифоровой. 5) МАСКА. О. Л. Делла-Вос-Кардовская. 6) Иллюстрация к повести Погорельского «Монастырка». Офорт А. В. Мангарини. 7) ЛЕТО. Е. В. Гольдингер. --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
4 марта 2013 12:39 29 апреля 2013 16:24Стрелковский Алексей Иванович (1819 - 1904) Всем, кто еще не забыл историю с "бюстом Панова", работы Рамазанова. Заняться поисками завещания Николая Дмитриевича Панова в фондах ЦИАМ пока не удалось. Но неожиданно наткнулся на запись в "Каталоге художественных произведений, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. - 27-е изд. 1917 г.", на стр. 235-236: [q] ... 3337. Портретъ Николая Дмитрiевича Панова. (1832 — 1895). К. акв. 32X27. Справа внизу, карандашомъ, подпись: СтрЬлковскiй 1855. Даръ Зинаиды Николаевны Окуньковой-Гольдингеръ. (Принятъ въ 1916 г.). ...[/q]
Акварель. Портрет кисти А.И. Стрелковского... Его, наверное, можно сравнить с портретом-бюстом работы Рамазанова. Получается, вопрос темы нужно переформулировать следующим образом: Как посмотреть в Третьяковке портрет Николая Дмитриевича Панова кисти Алексея Ивановича Стрелковского? А. И. Стрелковский. Сельская школа. 1872Интересно и то, что в том же каталоге указаны другие произведения, переданные тогда же Зинаидой Николаевной в дар Третьяковке. Это у же известный нам бюст работы Рамазанова - стр. 304: [q] ... 4020. Бюстъ Николая Дмитрiевича Панова. (1832 — 1895). Мраморъ. 40X23. Даръ Зинаиды Николаевны Окуньковой- Гольдингеръ въ МосквЬ. (Прин. въ 1916 г.). ...[/q]
и еще один любопытный для наших поисков портрет - стр. 235: [q] ... 3336. Портретъ Николая Ираклiевича Шаповалова. (1829 — 1872). К. акв. 33X27. СлЬва внизу подпись: СтрЬлковскiй. 1855 г. Даръ Зинаиды Николаевны Окуньковой-Гольдингеръ. (Принятъ въ 1916 г.). ...[/q]
Теперь вспомним, что нам известно про П.И. Шаповалова. OVerner написал:[q] Лакшин В.Я. Собрание сочинений в 3 томах. Том 2. А.Н. Островский. М.:Гелеос, 2004:
[q] В Москве на Собачьей площадке в наследном собственном доме жила богатая помещица Софья Алексеевна* Панова. Ее двадцатилетний сын Николай Дмитриевич - любитель литературы и музицирующий дилетант - затеял в доме матери представления. В качестве режиссеров здесь пробовали себя приятели Островского по "Москвитянину" - Николай Шаповалов и скульптор Рамазанов. В дивертисментах участвовали графиня Ростопчина, композитор Дюбюк, Пров Садовский. Николай Дмитриевич благоговел перед Островским и, как говорят, первым начал собирать его черновые рукописи, составившие потом основу собрания Н. И. Шаповалова, ныне бережно хранимого Отделом рукописей Ленинской библиотеки. В доме Пановой и были разыграны, между прочим, сцены из "Банкрота".
[/q]
* Здесь ошибка. На самом деле мать Николая Дмитриевича Панова звали Софья Александровна, но это уже другая история, связанная с декабристом Пановым...[/q] Также известно, что[q] Шаповалов Николай Ираклиевич - либеральный чиновник Дворцовой конторы в Москве. В 50-60-х годах XIX века, вместе с двоюродным братом своим - Николаем Львовичем Шаповаловым, Н. И. Давыдовым и Н. А. Дубровским (все чиновники этой же конторы), был организатором и деятельным участником любительского драматического кружка, ставившего свои спектакли на квартире Н. И. Давыдова (зятя А. Н. Островского), у Красных ворот. Здесь Шаповалов выступал главным образом в качестве режиссера. Был близок к "молодой редакции" журнала МСКВ, в котором помешал компилятивные статьи научно-популярного характера.[/q]
Н.Д. Панов и Н.И. Шаповалов были приятелями, их портреты написал в 1855 году А.И. Стрелковский. Оба портрета, как и бюст работы Н.А. Рамазанова, очевидно, хранились тогда в коллекции Н.Д. Панова в доме на Собачьей площадке. Таким образом, наиболее логичным и простым объяснением тому, как эти произведения потом все вместе попали к Зинаиде Николаевне Окуньковой-Гольдингер, представляются слова Екатерины Васильевны Гольдингер о том, что это было наследство от Н.Д.Панова - ее (Екатерины Васильевны) родного отца. Осталось найти в Третьяковке портрет Н.А.Панова работы Стрелковского и стравнить его с Рамазановским бюстом. | | |
Svetlana50 Сообщений: 125 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 24 | Наверх ##
29 апреля 2013 16:15 29 апреля 2013 16:17портрет Панова добрый день. вот удалось сегодня сфотографировать обещанный портрет дата 1855 год.размер 33,3х27,8. техника-картон,акварель. ГТГ хранитель просил прислать краткие сведения об изображенном лице.для ак каталога
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
29 апреля 2013 23:38 29 апреля 2013 23:40 Николай Дмитриевич Панов (16.02.1832 – 14.05.1895) Принадлежал к знатному дворянскому роду, в 1855 г. - губ. секретарь, чиновник канцелярии управления губернского гражданского начальства. Племянник декабриста Н.А.Панова. Жил в Москве, в особняке матери, С.А.Пановой на Собачьей площадке. Н.Д.Панов был страстным поклонником А.Н.Островского, собирал его черновые рукописи, составившие впоследствии основу собрания Н.И.Шаповалова, ныне хранящегося в Отделе рукописей РГБ. В домашнем театре Пановой на Собачьей площадке были впервые сыграны некоторые пьесы Островского и графини Е.П.Ростопчиной, причем в постановках принимал участие сам Островский, а также Н.И.Шаповалов, скульптор Н.А.Рамазанов, композитор А.И.Дюбюк, П.М.Садовский, Е.П.Ростопчина, И.В.Самарин. Н.Д. Панов был родным отцом художницы и искусствоведа Е.В.Гольдингер, которая, впрочем, с купели была принята в семью В.П.Гольдингера и З.Н.Окуньковой-Гольдингер, а затем удочерена ими. После смерти Н.Д.Панова этот его портрет, а также его же бюст работы Рамазанова и портрет Н.И.Шаповалова были переданы в семью Е.В.Гольдингер, а позже подарены Третьяковской галерее. Svetlana50, еще раз спасибо! Если потребуется дополнительная информация об изображенном лице, я всегда в Вашем распоряжении. С уважением, Олег | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
30 апреля 2013 17:23 30 апреля 2013 17:28 Определение идентичности модели по работам двух разных художников - дело весьма рискованное. И все же, на мой взгляд, нет никаких оснований сомневаться в первоначальной атрибуции этих портретов - Н.Д.Панов. Есть еще основания доверять именно тем словам Екатерины Васильевны, когда она говорила, что бюст Н.А.Панова достался ей от родного отца. Помимо уже упомянутых двух акварелей и скульптуры, которые были подарены З.Н.Окуньковой-Гольдингер Третьяковке (кстати, в 1916 году, задолго до того, как Екатерина Васильевна стала искусствоведом - это по поводу комментария Tasha56 о том, "как к искусствоведам попадали произведения искусств"), известно, что в 1913 году Екатерина Васильевна на заседании Московского Археологического Общества демонстрировала письмо драматурга А.Н. Островского к Н.Г.Шаповалову в 1857 году. Позже это письмо и дарственная надпись Островского П.Г.Шаповалову на оттиске комедии "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!" были приобретены у Екатерины Васильевны Государственным литературным музеем. Учитывая то, что Николай Дмитриевич Панов собирал черновики А.Н.Островского, логично предположить, что эти вещи также попали к Екатерине Васильевне от него.
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
30 апреля 2013 22:34 19 января 2015 23:08 И напоследок пару отрывков из книги Екатерины Васильевны Гольдингер (Главы из книги воспоминаний Е. В. Гольдингер были напечатаны в сокращении в Московском журнале. N 8 - 2005 г. Публикация В. А. Десятникова)[q]
АРБАТСКИЕ ЭТЮДЫ
 | Моя родина - Арбат. Москвы, какую видела я в детские годы, давно уже нет. О ее узких улочках и привольных садах, больших дворах и огородах, за высокими заборами которых сушилось белье и гремели цепями собаки, можно только вспоминать, рассматривая картины того времени. Крутые зимние сугробы, осенняя грязь и опаленная летним зноем зелень древнего города, равно как и его мирные, почти сельские пейзажи, часто давали темы Саврасову, Поленову, Максимову и многим другим нашим художникам-реалистам. И редко кто из крупных русских писателей не черпал материал для своих творений в сохранившей старинный уклад первопрестольной русской столице. Большинство ее каменных построек было выкрашено в светло-желтый цвет, придававший городу радостный, солнечный вид. Богатые особняки, уцелевшие от пожара 1812 года или вновь выстроенные вскоре после него, неисчислимое множество уютных домиков с мезонинами и обилие церквей придавали каждому району неповторимый «московский» облик. На перекрестках обычно располагались торговые заведения, трактиры и аптеки. Каждая отрасль торговли заявляла о себе большими расписными вывесками. Это помогало неграмотным людям находить то, что им было надобно.
Насколько иной была московская жизнь в сравнении с теперешней, ярко показывает такой случай. Однажды в тихий вечер, сидя у окна, услыхала я скрип колес и увидела подводу, которая повернула с Молчановки в Ржевский переулок, обогнув церковь Николы, «что на курьих ножках». Посмотрев на подводу, я вскочила - в ней сидел... медведь и тихо рычал. Не было видно ни возчика, ни поводыря. Я следила за подводой до тех пор, пока она не доехала до Поварской и не повернула налево к Зоологическому саду. Я была в полном недоумении: медведь один разъезжает по улицам Москвы! Очевидно, поводырь все же имелся, просто я его не заметила. Позже оказалось, что это был ручной медведь из Зоологического сада, которого возили на Девичье поле, где он проделывал всякие фокусы.
Но на этом дело не кончилось. Как-то утром у ограды церкви Николы остановилась телега то ли огородник продавал с нее картошку, то ли молочник молоко, я не могла понять. В телегу была впряжена белая деревенская лошадка опустившая голову к подброшенному прямо на мостовую сену. Внезапно из-за угла появилась та самая подвода с медведем. Лошадка вскинула голову - и в следующий момент исчезла за углом. Остались оторопелый хозяин, несколько покупателей и дворник. Они с минуту молча смотрели друг на друга, а потом с криками бросились вдогонку. Лошадку, мчавшуюся карьером, поймали уже около Арбата…
В те годы Девичье поле представляло собой огромную песчаную площадь с небольшим сквериком с одной стороны. А кругом шли огороды до самого Новодевичьего монастыря и дальше, до берега Москвы-реки. Позже, в 1890-х годах, здесь началось строительство клиник медицинского факультета Московского университета, и все изменилось.
|
Я хорошо помню, как в конце прошлого века Москва начала стремительно преображаться. Если бы из настоящего времени мы перенеслись в старую Москву с ее бесконечными тупичками и переулочками, в которых можно было заблудиться, она показалась бы нам патриархальным провинциальным городком. Этот процесс шел за счет частного капитала (государство почти ничего не строило), отчего возводимые здания принимали облик, отвечавший характеру заказчиков: купцов, промышленников либо так называемых жертвователей. На собранные пожертвования (а они достигали порой сотен тысяч рублей от одного лица) в Москве построены больницы, клиники возле Новодевичьего монастыря, в значительной степени укомплектован Музей изящных искусств (ныне - Музей изобразительных искусств имени Пушкина), воздвигнуты памятники и многое- многое другое. Там и тут вырастали многоквартирные жилые дома, здания для размещения различных предприятий, учреждений, банков. Разбогатевшие подрядчики скупали и перестраивали владения разорившихся хозяев. Так, в Гранатном переулке находилось большое владение Леонтьевых. Стены украшенного шестью колоннами фасада были теплого желтого тона. По бокам широкой лестницы стояли две мраморные вазы очень тонкой работы конца XVIII века. За домом находился большой просторный двор с различными строениями и манежем. Владение это явилось типичной барской городской усадьбой, случайно сохранившейся до второго десятилетия XX века. Пожар 1812 года не тронул ее. Но вот незадолго до войны 1914 года я случайно проходила Гранатным переулком и увидала, что дом пуст, мебель вывезена. Я зашла в открытые двери, и меня поразила красота стенной росписи. Большой зал был заполнен лесами, стоя на которых, рабочие сбивали со стен штукатурку. Я спросила, зачем они это делают. Они отвечали, что дом продан на слом и на его месте будут строить новый. Я увлеклась осмотром великолепной живописи, покрывавшей стены и потолки. К моему ужасу, вся эта живопись с грохотом летела на паркет. Вернувшись домой, я позвонила графине Прасковье Сергеевне Уваровой, председательнице Археологического общества, на заседаниях которого бывала, - в надежде, что она приостановит это варварство. Она, оказывается, уже пыталась спасти дом, но ей ответили, что он продан и новый собственник волен делать с ним все что хочет…
Подрядчики возводили многоквартирные каменные коробки на месте зданий хорошей сохранности и высокого архитектурного стиля. Это был довольно прибыльный вид деятельности, вредно сказавшейся на внешнем облике города. Так дурнела Москва. Высокие дома в узких улицах придавали мрачный характер переулкам и дворам, лишая их света и воздуха. И ничего нельзя было поделать: право частной собственности надежно охраняло претензии строителей... |  |
[/q] [q]
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПУСТОХАНОВ
Работая в Коллегии по охране памятников искусства и старины, я познакомилась с живым, смелым и остроумным человеком, архитектором Николаем Алексеевичем Пустохановым. Он занимался обследованием и реставрацией старинных зданий. Пустоханов был энтузиастом своего дела и показывал иногда ансамбли, мимо которых я проходила много раз, даже не подозревая об их уникальности.
Однажды я встретила его на Тверской улице.
- Хотите увидеть нечто интересное? - предложил он. - Это совсем близко.
На углу Тверской мы свернули в Охотный ряд. Он имел еще старый вид - на площадь выступала церковь Параскевы Пятницы, напротив были торговые ряды.
Повернув влево, мы прошли мимо рыбных магазинов, свернули в первые ворота за церковью и попали на грязный двор, где валялись бочки из-под рыбы. В глубине двора стоял старинный двухэтажный дом с облезлой штукатуркой и с низкой аркой.
- Вы знаете, чей это дом? – спросил архитектор.
- Я в первый раз сюда попала.
- Это дом Василия Голицына, приближенного царевны Софьи. Он прилично сохранился. Его можно хорошо отреставрировать...
Несколько правее я увидела другой старинный дом - примерно той же эпохи и, с моей точки зрения, лучшей сохранности. - Нет, - сказал Николай Алексеевич, - этот дом внутри сохранился хуже. Он принадлежал боярину Троекурову, который враждовал с Голицыным. Оба здания - настоящие исторические памятники XVII века...
А вот еще одна история, услышанная мною от Николая Алексеевича, - я вспомнила о ней недавно, когда при мне зашел разговор о поисках библиотеки Ивана Грозного.
Много лет тому назад Николая Алексеевича вместе с архитектором Суховым, руководившим отделом обследования старинной архитектуры, вызвали в Кремль. В сопровождении представителей кремлевской охраны Пустоханов и Сухов спустились в подземный ход, где обнаружили окна. Казалось бы, зачем окна под землей? Но, очевидно, в незапамятные времена они выходили в колодцы, через которые сюда проникал свежий воздух и отчасти свет.
Шли подземным коридором довольно долго, наконец охрана остановилась. Архитекторы настаивали на продолжении поисков: ведь ход куда-то вел, может быть, в конце его обнаружится какое-нибудь хранилище. Однако этим доводам не вняли - ход был замурован. По своим ощущениям Пустоханов предполагал, что они двигались под землей из Кремля по направлению к Спасской башне и затем к Варварским воротам...[/q]
 Русская живопись XVIII-начала XX века в собрании ГХМАК. КаталогГОЛЬДИНГЕР Екатерина Васильевна30 октября (11 ноября) 1881, Москва – 18 ноября 1973, Москва. Живописец, график. Портретист, пейзажист, писала интерьеры. Из семьи врачей. Училась у профессоров МУЖВЗ К.А. Савицкого (1895-1897), Л.О. Пастернака (1899-1902), в Строгановском училище (1897-1898), а также в Париже в мастерской Витти и Ф. Кормона, у О. Мерсона (1900, 1906, 1908). Окончила историко-филологический факультет МГУ (1918-1921). Жила в Москве. Побывала в Италии, Франции, Австрии, Германии. Член объединений: МОХ (с 1914), МТХ (с 1916), СРХ (с 1921). Участие в выставках. ИАХ (1904-1906, 1908); МОЛХ (1904-1906); МТХ (1905-1913, 1915-1918, 1924); НОХ 33 (1910); Рим (1910); СРХ (1910-1911, 1913-1915, 1922-1923); МОХ (1914); IV Государственная (1919); Сан-Луи (1921); Венеция (1926); «Художники РСФСР за XV лет» (1932) и др. Персональные. Москва (1961, 1971). 34. В раздумье. (Портрет Н. Орловой). 1907 Холст, масло. 40,4 х 57. Справа вверху: Е Гольдингер Поступление. Приобретено в 1972 у автора, Е.В. Гольдингер, Москва. Инв. Ж-643 35. Письмо. 1909 Картон, масло. 51 х 35,1. Слева вверху: Е. Гольдингер Поступление. Приобретено в 1972 у автора, Е.В. Гольдингер, Москва. Инв. Ж-642 34 36. Солнечный луч. 1911 Холст, масло. 75 х 59. Слева внизу: Е. Гольдингер Поступление. Приобретено в 1972 у автора, Е.В. Гольдингер, Москва. Инв. Ж-644
 | | |
OVerner Зеленоград Сообщений: 1508 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4678 | Наверх ##
10 апреля 2016 22:21 19 декабря 2016 19:30 Нужна необычная помощь в Государственном архиве Калужской области. В качестве пояснения, наверное, нужно привести исходную историю. Возможно, кто-то еще помнит обсуждение атрибуции работы скульптора Н.А.Рамазанова - бюста Н.Д.Панова из Третьяковской галереи. Это про художницу Е.В.Гольдингер и акварель А.И. Стрелковского с портретом племянника декабриста Панова... Там было упоминание еще об одной картине Василия Андреевича Тропинина - портрете Д.А. Панова, который интересовал меня, честно говоря, даже больше. Напомню известные факты. 25 июня 1859 года Н.Рамазанов написал некролог В.А.Тропинину, который позже был опубликован в 36-м томе Русского вестника (1861). Там и была отмечена эта работа среди наиболее замечательных портретов. Писатель и исследовательница творчества Тропинина, Александра Михайловна Амшинская поясняла в своей книге "Василий Андреевич Тропинин: 1776-1857": [q] Панов Дмитрий Алексеевич (1803-1843). Отставной поручик лейб-гвардии Подольского кирасирского полка, помещик Пензенской, Владимирской губерний и Калужско-Боровского уезда. Брат декабриста Н. А. Панова, жил в Москве в Ржевском переулке, где и умер. Литература о нем: Голубовский П. В., проф., Письма декабриста А.П. Юшневского и его жены М.К. (Юшневской) из Сибири, Киев, 1903 Портрет упоминается у Рамазанова, стр.69. Местоположение неизвестно.
[/q]
Местоположение неизвестно... Что это значит? Пропал, уничтожен бесповоротно, или хранится где-нибудь в личной коллекции? А может быть, пережив революции и войны, он хранится в каком-нибудь музее, но никто уже не знает, чей же это портрет? Я, конечно, не столь самонадеян, чтобы рассчитывать на удачу там, где не смогли ничего найти профессионалы. Но я знал то, что, очевидно, не могли предположить искусствоведы. Во время семейных поисков была обнаружена запись в метрической книге о том, что родились декабрист Николай и его брат Дмитрий Пановы в Москве "в приходе церкви Ржевской Пресвятой Богородицы, что в Пречистенском сороке 1803 года ноября 19 дня …" Т.е. они были близнецами! Вполне вероятно - внешне похожими! И я решил искать среди "портретов неизвестных" кисти Тропинина. Смотрел много где, естественно, и среди запасников Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. Много было любопытных портретов, но все не то... Ситуация осложнялась тем, что из портретов Панова мне известны были только литографические копии с акварелей декабриста Бестужева, карандашный рисунок Карла Мазера 1849 г. (т.е. где-то за год до смерти декабриста) и дагерротип Альфреда Давиньона 1845. Портрет Дмитрия Панова должен был быть написан ранее, т.к. в 1843 году брат декабриста уже умер. Литографические копии нужно использовать с осторожностью, т.к. даже сами декабристы и их родственники иногда путались с тем, кто изображен на литографии. Но известны еще и словестные описания декабриста. - "лицом бел, круглолиц, глаза голубые, волосы на голове и бровях светло-русые, нос мал"; - "небольшого роста плотный блондин, с большими выпуклыми глазами, с румянцем на щеках и с большими светло-русыми усами". И вот, в Калужском Музее Изобразительных искусств я увидел такой портрет:  В.А.Тропинин. Портрет неизвестного в синей шубе
Калуга... А ведь там, в Боровском уезде была усадьба Пановых, родовое гнездо. Значит надо связаться с Калужским Музеем Изобразительных искусств, спросить, что им известно о происхождении этого портрета... Продолжение следует | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7564 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4180 | Наверх ##
10 апреля 2016 22:47 Какая интересная история! --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
|