Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

село Канаевка

Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: bolero
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 389
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 488
По Канаевке есть 3-я ревизия 1762 г.: Ф. 60, оп. 4, д. 49.
6-ая ревизия 1811 г. представлена не полностью- несколько первых и последних страниц.
Некоторые метрики содержат сведения только о церковнослужителях, например, за 1770, 1782 г.г. До какого то времени они велись раздельно.

Смотрел метрическую книгу по Канаевке за 1906 г. Встречались Ванчины в двух вариантах написания фамилии: Ваньчин и Ваньчев. Конкретно, персоны: Илья Матвеев Ваньчин и его жена Марья Филиппова, Феодор Кузмин Ваньчев и его жена Анна Кузмина, девица Параскева Кузмина Ваньчева, Тимофей Терентьев Ваньчин. Может что-то пригодится.


Комментарий модератора:
Александр, про наличие третьей ревизии - ценное дополнение!!! Ваньчиных//Ваньчевых пока не могу идентифицировать, но все равно огромное спасибо!!!

Лайк (1)
Орленко Наталья
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3131
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2032
Добрый день, Валерия.
Хочу отметится в Вашей теме, т.к. мои предки Атряскины были из соседнего села Можаровки.
(Если посчитаете нужным, то можете удалить моё сообщение a_003.gif )
Я только начала работать с этой веткой, пока мало что знаю, знаю лишь то что по прихоти своей помещицы Елизаветы Дмитриевны Сулиной мои предки Атряскины оказались в другой её слободе - Нижне-Ольховой-Поздеевой, которая находится в Области Войска Донского, было это где то в 1850-60 гг.


Комментарий модератора:
Здравствуйте, Наталья. Соседям здесь тоже рады - ведь кто знает, из какого села да какой фамилии окажутся неизвестные пока предки по женской, к примеру, линии :-) Так что, добро пожаловать!

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1711
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1019
Метрические книги церкви с. Канаевка за 1911-1917 гг. (ф.182, оп.1б, д.302-303)

[q]
В книге за 1912 г. находим, что село Канаевка относилось к 5-му медицинскому участку, в местном фельдшерском пункте 1 раз в месяц врачом Е.Сперанской-Суворовской производились приемы больных помимо постоянной амбулатории. В этот год в селе заболело дифтеритом 210 человек, скарлатиной - 6 (один умер), оспой - 2, корью - 18, брюшным тифом - 23, дизентерией - 87, заушницей (свинка) - 170, коклюшем - 466, инфлюенцей - 250...
[/q]
С одной стороны, читаешь эти отвлеченные данные отчетной уездной статистики, параллельно вспоминая о высоком уровне детской смертности в те годы, а с другой - реальные записи в МК о смерти детей, так называемого раннего возраста, в родственных семьях, и становится неимоверно грустно. За семь лет (в период с 1911 по 1917 гг.) родились 11 малышей, из них скончались 8...
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
ВикторКотт

ВикторКотт

Москва
Сообщений: 241
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 782
Здравствуйте, уважаемые потомки жителей Канаевки!

Сегодня, 4 сентября, празднуется память святого, служившего в селе.
Это священномученик Гавриил (Архангельский).

Священномученик Гавриил Иванович Архангельский родился 25 марта 1890 года в селе Урлейка Петровского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Первоначальное образование получил в Петровском Духовном училище. В 1910 году определен исправляющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Гусёлка Камышинского уезда Саратовской губернии. В 1917 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Рукоположен во диакона и в 1918 году во священника, служил в храмах Пензенской епархии.
29 ноября 1929 года арестован в числе священнослужителей церкви Рождества Богородицы в селе Канаевка (ныне Городищенский район Пензенской области). 12 февраля 1930 года приговорен к 5 годам заключения в концлагере. Отбыв срок, с 1934 года продолжил служение в храмах Пензенской епархии. 10 января 1936 года Пензенский епископ Феодор (Смирнов), которого отец Гавриил знал по учебе в Духовной семинарии, направил его в Покровский храм села Покрово-Берёзовка (ныне Кондольский район Пензенской области). В безбожниками храме не осталось богослужебных сосудов. С благословения епископа священник Гавриил Архангельский закупил стеклянную посуду и стал служить литургии. По-видимому, вскоре храм был закрыт. 5 апреля 1936 года отец Гавриил уехал в Пензу и по благословению епископа Феодора служил псаломщиком в Митрофаниевской церкви, где находилась архиерейская кафедра. Совершал панихиды на Мироносицком кладбище и побуждал прихожан обновленческой Успенской церкви перейти под омофор законного архиерея, что власти расценили как антисоветскую агитацию.
18 октября 1936 года вместе с епископом Феодором и 4 священниками по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников заключен в Пензенскую тюрьму. На допросах отрицал предъявленные обвинения. 10 апреля 1937 года дело было отправлено в Специальную коллегию Куйбышевского областного суда. По требованию члена коллегии возвращено на доследование и вновь определено к слушанию на 31 июля. 7 августа Особая тройка УНКВД по Куйбышевской области приговорила епископа Феодора и арестованных вместе с ним священников к высшей мере наказания. Священномученик Гавриил был расстрелян 4 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле. В августе 2000 года канонизирован Архиерейским юбилейным Собором.

Составитель игумен Дамаскин (Орловский)

Архив УФСБ по Пензенской области. Д. 10554-П, 11977.

http://www.fond.ru/index.php?m...son_id=705

С уважением, Виктор


Комментарий модератора:
Виктор, спасибо за внимание к теме и за дополнение к ее материалам!
Валерия

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1711
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1019
В 10-й ревизской сказке государственных крестьян с. Канаевки от 31 января 1858 г.(ф.60, оп.4, д.400) имеется следующая информация о ... (хотя фамилия, как и в рекрутском списке, не указана; возраст мужчин показан на момент предыдущей ревизии и текущий, возраст женщин - на текущую ревизию):

9-я ревизская сказка от 27 сентября 1850 г. с. Канаевки государственных крестьян (ф.60, оп.4, д.315):

8-я ревизская сказка от 14 апреля 1834 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.226):

7-я ревизская сказка от марта 1816 г. с. Канаевка экономических крестьян (ф.60, оп.4, д.176):

6-я ревизская сказка от сентября 1811 г. с. Канаевка (ф.60, оп.4, д.149):
От всей ревизии сохранилось, увы, только два листа. Данные по искомым семьям отсутствуют...

5-я ревизская сказка от августа 1795 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.109):


Категория крестьян с годами меняется - до 1764 г. монастырские (Звенигородского Саввы-Сторожевского монастыря), затем экономические, далее государственные. Не совсем понятно, почему в двух ревизиях названы ясашными...
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Лайк (1)
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1711
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1019
Фрагмент карты Городищенского уезда Пензенского наместничества 1792 г.
https://sites.google.com/site/...nskij-uezd

Прикрепленный файл: Копия.jpeg
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
ИЮЛЬСКАЯ
КрасноЯрочка

ИЮЛЬСКАЯ

Красноярск
Сообщений: 1881
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5846
[q]
У меня только одно предположение относительно такой разницы в возрасте супругов - жены были вторыми.
[/q]
просто раньше у них часто такая разница была в возрасте,даже если оба первым браком.Все равно очень интересный факт ))

bolero написал:
[q]
пензенского уезду Засурского стану села Рождественского конаевка тож
[/q]
по моим в 4 ревизии написано села Никольского,Сабанова тож. что это может значить-что переписывалось подряд два села в один документ? Как вы думаете?

***Да, в нашем деле любые факты представляют большой интерес :-) По моим записям чаще встречается примерно одинаковый возраст новобрачных (плюс-минус пара лет). Случаи же с подобной разницей, особенно первобрачных, отмечены гораздо реже. Что касается двойного названия, я думаю, что это одно и то же село. В моем случае слились два близлежащих населенных пункта, и какое-то время писали оба названия:
[q]
"В материалах 1717 года в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Саввы-Сторожевского монастыря, которое сильно пострадало во время набега кубанской орды. Они убили здесь 12, взяли в полон 271 человека, выжгли 40 дворов. В тех же материалах есть сведения о деревне Кунаево, принадлежащей разным помещикам, из которой уведено в плен 13 дворян и 14 дворовых людей, 6 дворовых убито. По-видимому, эти села соединились в одно и известны сейчас под общим именем Канаевка. Название, скорее всего, антропонимического происхождения. Уже в 1727 году в церковных архивах упоминается сельцо Канаевка. В этом году вышел указ "в сельце Канаевка построить церковь в монастырской вотчине". Церковь получила название "Рождество Пресвятой Богородицы". Таким образом, название поменялось в десятилетнем промежутке. В 1748 – село Рождественское, Конаевка тож, Засурского стана Пензенского уезда, 490 ревизских душ Саввы-Сторожевского монастыря"
[/q]
(это из материалов М.С. Полубоярова)
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 389
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 488
Село Рождественское Канаевка тож означает то, что у села было два названия, одно по названию церкви(Рождества христова), второе - собственно название- Канаевка, которое было ещё до постройки церкви. Аналогично и с Сабаново.
Александр.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1711
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1019
К вопросу об особенностях языка, на котором говорили предки:
"Диалектный ландшафт Пензенской области включает три основных типа говоров – среднерусские, их свыше 60%, северно-русские (окающие), ок. 20%, южно-русские, 13%; немало в области населенных пунктов, где сосуществуют разные, даже противоположные типы говоров: северно-русские и южно-русские. Каждый из основных типов говоров жителей области (среднерус., северно-рус. и южно-рус.) тоже неоднороден, что свидетельствует о диалектном разнообразии губерний, уездов, сел, откуда шло заселение Пензенского края ... Наиболее оригинальными на территории Пензенской области являются «мещерские говоры» (диалекты). Они не укладываются в привычные схемы и комбинации диалектных черт. Так, имея такие «южно-русские» черты, как Г фрикативное, У неслоговое (кароу, деуки), твердое произношение долгих Ш и Ж, мягкое Т (ть) в 3-м лице глаголов и ряд др., они в то же время выделяются среди типичных южно-русских диалектов некоторыми северно-русскими чертами. Но и мещерские диалекты неоднотипны. Так, в с. Канаевка Городищенского района (в части села под названием Крукол) наблюдается, с одной стороны, правильное произношение Ц и Ч (отсутствие цоканья), нормальное употребление В и Ф (кароф, дефки), с другой – южно-русские черты: яканье новоселковского типа, родительно-винительный падеж местоимений на -е: у мене’, у тебе’, мягкое К в словах типа Ванькя, дочкя, а также типичное для наших западных мещерских говоров «перетягивание» ударения в глаголах: ска’жу, про’сю, хо’дю и т.п.
... Различают два типа аканья – неполное и полное. Неполное аканье сходно с аканьем лит. языка, О и А в первом предударном слоге совпадают в звуке А, а в др. предударных и заударных – в звуке Ъ: вада’, въдано’с (водонос), пътало’к, хъраш’о, стърики’, гълъсаво’й (голосовой), го’лъс, пла’кълъ (плакала) и др. ... В Пензенской области господствует неполное аканье; оно свойственно среднерусским и южнорусским говорам и наблюдается во всех без исключения районах области, напр. в с. Кандиевка Башмаковского, селах Вяземка, Нарышкино Земетчинского, с. Засечное Пензенского, с. Канаевка Городищенского, с. Мещерское Сердобского районов и в сотнях селений".
(см. статьи "Диалекты территориальные" и "Аканье" в Пензенской электронной энциклопедии http://94.25.70.100/encyc/index.php
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1711
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1019
Насыщая картину сельской жизни красками, нельзя обойти вниманием и крестьянскую одежду села Канаевка. С одноименной статьей А. Тарховой, посвященной этой теме (2005 г., №6), удалось ознакомиться на сайте Канского педагогического колледжа: http://www.cross-kpk.ru/ims/fi...ge0013.htm. Текст и фотографии взяты оттуда.

"Традиционная крестьянская одежда села Канаевка Городищенского района Пензенской области конца XIX—начала XX вв. очень красочна и разнообразна. Жители села Канаевка не коренные уроженцы Сурского края. По приказу первого настоятеля монастыря в Звенигороде Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, на Пензенские земли были переселены крестьянские семьи с Пошехонья (Подмосковье) и Мещеры (Рязанская область). Сначала пешехонцы и мещеряки жили обособленно и мало общались между собой. Но с течением времени стали образовываться смешанные семьи, что повлияло и на изменение одежды крестьян Канаевки.
Увидев хоть раз в жизни крестьянку села Канаевка, запомнишь её образ на всю жизнь, и где бы ты ни был, в какую бы сторону ни поехал — канаевский женский наряд никогда не перепутаешь ни с каким в России, настолько он ярок и колоритен.
Канаевский женский сарафанный комплекс вобрал в себя черты как северных, так и южных районов. Традиционный женский костюм села Канаевка имел в старину название мохры, полученное от названия украшения на запоне (фартуке) в виде шёлковой бахромы.
Женская одежда различалась в зависимости от возраста и семейного положения, а также подразделялась на будничную, праздничную, свадебную и траурную.

Основные элементы женского канаевского костюма:
· рубаха с прямыми поликами;
· косоклинный сарафан;
· запон;
· пояс;
· головной убор;
· шейно-нагрудные украшения;
· онучи или вязаные шерстяные или хлопчатобумажные чулки;
· лапти, коты (кожаные туфли).
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: bolero
Вверх ⇈