село Канаевка
Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы
Орленко НатальяПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ  г.Ростов-на-Дону Сообщений: 3149 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2038 | Наверх ##
20 августа 2012 16:08 Добрый день, Валерия. Хочу отметится в Вашей теме, т.к. мои предки Атряскины были из соседнего села Можаровки. (Если посчитаете нужным, то можете удалить моё сообщение  ) Я только начала работать с этой веткой, пока мало что знаю, знаю лишь то что по прихоти своей помещицы Елизаветы Дмитриевны Сулиной мои предки Атряскины оказались в другой её слободе - Нижне-Ольховой-Поздеевой, которая находится в Области Войска Донского, было это где то в 1850-60 гг.
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
25 августа 2012 0:21 26 сентября 2014 10:24 Метрические книги церкви с. Канаевка за 1911-1917 гг. (ф.182, оп.1б, д.302-303) [q] В книге за 1912 г. находим, что село Канаевка относилось к 5-му медицинскому участку, в местном фельдшерском пункте 1 раз в месяц врачом Е.Сперанской-Суворовской производились приемы больных помимо постоянной амбулатории. В этот год в селе заболело дифтеритом 210 человек, скарлатиной - 6 (один умер), оспой - 2, корью - 18, брюшным тифом - 23, дизентерией - 87, заушницей (свинка) - 170, коклюшем - 466, инфлюенцей - 250...[/q]
С одной стороны, читаешь эти отвлеченные данные отчетной уездной статистики, параллельно вспоминая о высоком уровне детской смертности в те годы, а с другой - реальные записи в МК о смерти детей, так называемого раннего возраста, в родственных семьях, и становится неимоверно грустно. За семь лет (в период с 1911 по 1917 гг.) родились 11 малышей, из них скончались 8... --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
ВикторКотт Москва Сообщений: 241 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 783 | Наверх ##
3 сентября 2012 12:06Святой мученик священник Гавриил (Архангельский) из Канаевки Здравствуйте, уважаемые потомки жителей Канаевки! Сегодня, 4 сентября, празднуется память святого, служившего в селе. Это священномученик Гавриил (Архангельский). Священномученик Гавриил Иванович Архангельский родился 25 марта 1890 года в селе Урлейка Петровского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Первоначальное образование получил в Петровском Духовном училище. В 1910 году определен исправляющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Гусёлка Камышинского уезда Саратовской губернии. В 1917 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Рукоположен во диакона и в 1918 году во священника, служил в храмах Пензенской епархии. 29 ноября 1929 года арестован в числе священнослужителей церкви Рождества Богородицы в селе Канаевка (ныне Городищенский район Пензенской области). 12 февраля 1930 года приговорен к 5 годам заключения в концлагере. Отбыв срок, с 1934 года продолжил служение в храмах Пензенской епархии. 10 января 1936 года Пензенский епископ Феодор (Смирнов), которого отец Гавриил знал по учебе в Духовной семинарии, направил его в Покровский храм села Покрово-Берёзовка (ныне Кондольский район Пензенской области). В безбожниками храме не осталось богослужебных сосудов. С благословения епископа священник Гавриил Архангельский закупил стеклянную посуду и стал служить литургии. По-видимому, вскоре храм был закрыт. 5 апреля 1936 года отец Гавриил уехал в Пензу и по благословению епископа Феодора служил псаломщиком в Митрофаниевской церкви, где находилась архиерейская кафедра. Совершал панихиды на Мироносицком кладбище и побуждал прихожан обновленческой Успенской церкви перейти под омофор законного архиерея, что власти расценили как антисоветскую агитацию. 18 октября 1936 года вместе с епископом Феодором и 4 священниками по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников заключен в Пензенскую тюрьму. На допросах отрицал предъявленные обвинения. 10 апреля 1937 года дело было отправлено в Специальную коллегию Куйбышевского областного суда. По требованию члена коллегии возвращено на доследование и вновь определено к слушанию на 31 июля. 7 августа Особая тройка УНКВД по Куйбышевской области приговорила епископа Феодора и арестованных вместе с ним священников к высшей мере наказания. Священномученик Гавриил был расстрелян 4 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле. В августе 2000 года канонизирован Архиерейским юбилейным Собором. Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Архив УФСБ по Пензенской области. Д. 10554-П, 11977. http://www.fond.ru/index.php?m...son_id=705 С уважением, Виктор
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
5 сентября 2012 13:24 30 августа 2018 18:40 В 10-й ревизской сказке государственных крестьян с. Канаевки от 31 января 1858 г.(ф.60, оп.4, д.400) имеется следующая информация о ... (хотя фамилия, как и в рекрутском списке, не указана; возраст мужчин показан на момент предыдущей ревизии и текущий, возраст женщин - на текущую ревизию):
9-я ревизская сказка от 27 сентября 1850 г. с. Канаевки государственных крестьян (ф.60, оп.4, д.315):
8-я ревизская сказка от 14 апреля 1834 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.226):
7-я ревизская сказка от марта 1816 г. с. Канаевка экономических крестьян (ф.60, оп.4, д.176):
6-я ревизская сказка от сентября 1811 г. с. Канаевка (ф.60, оп.4, д.149): От всей ревизии сохранилось, увы, только два листа. Данные по искомым семьям отсутствуют...
5-я ревизская сказка от августа 1795 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.109):
Категория крестьян с годами меняется - до 1764 г. монастырские (Звенигородского Саввы-Сторожевского монастыря), затем экономические, далее государственные. Не совсем понятно, почему в двух ревизиях названы ясашными... --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | Лайк (1) |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
8 сентября 2012 13:06 26 августа 2014 15:15
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
ИЮЛЬСКАЯКрасноЯрочка  Красноярск Сообщений: 1881 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 5850 | Наверх ##
13 сентября 2012 8:32 13 сентября 2012 8:33 [q] У меня только одно предположение относительно такой разницы в возрасте супругов - жены были вторыми. [/q]
просто раньше у них часто такая разница была в возрасте,даже если оба первым браком.Все равно очень интересный факт )) bolero написал: [q] пензенского уезду Засурского стану села Рождественского конаевка тож[/q]
по моим в 4 ревизии написано села Никольского,Сабанова тож. что это может значить-что переписывалось подряд два села в один документ? Как вы думаете? ***Да, в нашем деле любые факты представляют большой интерес :-) По моим записям чаще встречается примерно одинаковый возраст новобрачных (плюс-минус пара лет). Случаи же с подобной разницей, особенно первобрачных, отмечены гораздо реже. Что касается двойного названия, я думаю, что это одно и то же село. В моем случае слились два близлежащих населенных пункта, и какое-то время писали оба названия: [q] "В материалах 1717 года в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Саввы-Сторожевского монастыря, которое сильно пострадало во время набега кубанской орды. Они убили здесь 12, взяли в полон 271 человека, выжгли 40 дворов. В тех же материалах есть сведения о деревне Кунаево, принадлежащей разным помещикам, из которой уведено в плен 13 дворян и 14 дворовых людей, 6 дворовых убито. По-видимому, эти села соединились в одно и известны сейчас под общим именем Канаевка. Название, скорее всего, антропонимического происхождения. Уже в 1727 году в церковных архивах упоминается сельцо Канаевка. В этом году вышел указ "в сельце Канаевка построить церковь в монастырской вотчине". Церковь получила название "Рождество Пресвятой Богородицы". Таким образом, название поменялось в десятилетнем промежутке. В 1748 – село Рождественское, Конаевка тож, Засурского стана Пензенского уезда, 490 ревизских душ Саввы-Сторожевского монастыря"[/q]
(это из материалов М.С. Полубоярова) | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 390 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 491 | Наверх ##
13 сентября 2012 19:59Канаевка Село Рождественское Канаевка тож означает то, что у села было два названия, одно по названию церкви(Рождества христова), второе - собственно название- Канаевка, которое было ещё до постройки церкви. Аналогично и с Сабаново. Александр. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
23 сентября 2012 16:43 24 сентября 2012 15:40 К вопросу об особенностях языка, на котором говорили предки: "Диалектный ландшафт Пензенской области включает три основных типа говоров – среднерусские, их свыше 60%, северно-русские (окающие), ок. 20%, южно-русские, 13%; немало в области населенных пунктов, где сосуществуют разные, даже противоположные типы говоров: северно-русские и южно-русские. Каждый из основных типов говоров жителей области (среднерус., северно-рус. и южно-рус.) тоже неоднороден, что свидетельствует о диалектном разнообразии губерний, уездов, сел, откуда шло заселение Пензенского края ... Наиболее оригинальными на территории Пензенской области являются «мещерские говоры» (диалекты). Они не укладываются в привычные схемы и комбинации диалектных черт. Так, имея такие «южно-русские» черты, как Г фрикативное, У неслоговое (кароу, деуки), твердое произношение долгих Ш и Ж, мягкое Т (ть) в 3-м лице глаголов и ряд др., они в то же время выделяются среди типичных южно-русских диалектов некоторыми северно-русскими чертами. Но и мещерские диалекты неоднотипны. Так, в с. Канаевка Городищенского района (в части села под названием Крукол) наблюдается, с одной стороны, правильное произношение Ц и Ч (отсутствие цоканья), нормальное употребление В и Ф (кароф, дефки), с другой – южно-русские черты: яканье новоселковского типа, родительно-винительный падеж местоимений на -е: у мене’, у тебе’, мягкое К в словах типа Ванькя, дочкя, а также типичное для наших западных мещерских говоров «перетягивание» ударения в глаголах: ска’жу, про’сю, хо’дю и т.п. ... Различают два типа аканья – неполное и полное. Неполное аканье сходно с аканьем лит. языка, О и А в первом предударном слоге совпадают в звуке А, а в др. предударных и заударных – в звуке Ъ: вада’, въдано’с (водонос), пътало’к, хъраш’о, стърики’, гълъсаво’й (голосовой), го’лъс, пла’кълъ (плакала) и др. ... В Пензенской области господствует неполное аканье; оно свойственно среднерусским и южнорусским говорам и наблюдается во всех без исключения районах области, напр. в с. Кандиевка Башмаковского, селах Вяземка, Нарышкино Земетчинского, с. Засечное Пензенского, с. Канаевка Городищенского, с. Мещерское Сердобского районов и в сотнях селений". (см. статьи "Диалекты территориальные" и "Аканье" в Пензенской электронной энциклопедии http://94.25.70.100/encyc/index.php --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:29 30 августа 2018 18:44 Насыщая картину сельской жизни красками, нельзя обойти вниманием и крестьянскую одежду села Канаевка. С одноименной статьей А. Тарховой, посвященной этой теме (2005 г., №6), удалось ознакомиться на сайте Канского педагогического колледжа: http://www.cross-kpk.ru/ims/fi...ge0013.htm. Текст и фотографии взяты оттуда. "Традиционная крестьянская одежда села Канаевка Городищенского района Пензенской области конца XIX—начала XX вв. очень красочна и разнообразна. Жители села Канаевка не коренные уроженцы Сурского края. По приказу первого настоятеля монастыря в Звенигороде Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, на Пензенские земли были переселены крестьянские семьи с Пошехонья (Подмосковье) и Мещеры (Рязанская область). Сначала пешехонцы и мещеряки жили обособленно и мало общались между собой. Но с течением времени стали образовываться смешанные семьи, что повлияло и на изменение одежды крестьян Канаевки. Увидев хоть раз в жизни крестьянку села Канаевка, запомнишь её образ на всю жизнь, и где бы ты ни был, в какую бы сторону ни поехал — канаевский женский наряд никогда не перепутаешь ни с каким в России, настолько он ярок и колоритен. Канаевский женский сарафанный комплекс вобрал в себя черты как северных, так и южных районов. Традиционный женский костюм села Канаевка имел в старину название мохры, полученное от названия украшения на запоне (фартуке) в виде шёлковой бахромы. Женская одежда различалась в зависимости от возраста и семейного положения, а также подразделялась на будничную, праздничную, свадебную и траурную. Основные элементы женского канаевского костюма: · рубаха с прямыми поликами; · косоклинный сарафан; · запон; · пояс; · головной убор; · шейно-нагрудные украшения; · онучи или вязаные шерстяные или хлопчатобумажные чулки; · лапти, коты (кожаные туфли). --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:33 19 мая 16:36 А теперь более подробный рассказ о каждой детали костюма. РубахаРубаха состояла из двух полотнищ холста — переда и спинки рубахи, соединенных между собой на плечах четырёхугольными кусками ткани — поликами. Полики, по мнению исследователя Б. А. Куфтина, заменили собой плечевые пряжки — аграфы, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнища одежды скреплялись на фигуре. Образовавшийся вырез для горловины собирали в сборки и отделывали узенькой обтачкой. Для застежки ворота использовались две соединённые между собой пуговички, которые перехватывались петелькой. Такую застежку канаевские женщины называли запонкам. Сшив боковые швы рубахи и пришив к ней широкие рукава, которые также собирались в сборку у запястья чуть-чуть (на 4 см) выше края запястья, оформляли рукав красивой атласной тесёмочкой и стеклянной пуговицей. Верхняя и нижняя части рубахи, как правило, шились из различных по качеству, цвету, рисунку тканей. Для верхней части рубахи, называемой рукава, в которую входили полики и рукава, использовались ткани более добротные и красочные. Так, рукава в праздничном костюме делали чаще всего из узорного ситца или сатина. Цветочный рисунок на ярко-красном фоне в сочетании с узором «огурцы» придавал рубахе неповторимый вид. На свадьбу рукава делали из розовой ткани, а после смерти надевали на канаевскую крестьянку домотканую белую рубаху с ткаными полосами бледно-розового цвета. Узорные полосы располагались в 2 ряда на поликах и рукавах рубахи, по краям швов соединения полик и рукавов. Такую же рубаху надевали просватанные девушки, как бы прощаясь со своей волюшкой. СарафанТермин «сарафан» впервые появился в русских письменных источниках XIV в. (Никоновская летопись, 1376). Область распространения сарафана в основном соответствовала границам русского государства XVI-XVII вв. Этот вид одежды сформировался в период обособления великорусов от других восточнославянских народов. Сарафан как женская одежда часто упоминается в летописях XVII в. Однако, как считают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафан была распространена намного раньше, но под другими названиями. По форме сарафан — это высокая юбка, закреплённая на плечах с помощью бретелей, или безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. По мнению П. И. Савваитова, слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что означает «с ног до головы». Канаевский сарафан — это косоклинный сарафан со швом спереди, вдоль которого усажены пуговицы (стеклянные, разноцветные) и петли, имитирующие застёжку. Петли выполнялись из шерстяной плетёной узенькой тесёмочки яркого ядовито-зелёного цвета. Кроме того, перед украшали позументом 4-5 см (золототканая узорная тесьма). Сарафан шился из хлопчатобумажного полотна, крашеного в тёмно-синий (китайка) или красный (кумашник) цвет. Название сарафана китайка произошло от названия ткани тёмно-синего (буквально чернильного) цвета, привозимой из Китая. Интересно отметить, что канаевский сарафан был достаточно коротким (чуть-чуть ниже колена) и легким. Под сарафан подшивалась нижняя юбка такого же покроя из домотканого полотна, что придавало ему пышность. При хранении сарафан укладывали мелкими складками, а затем клали под пресс из горячего хлеба. Так создавался эффект современного гофре. Обилие складок на косоклинном сарафане при ношении напоминает распустившийся хвост павлина. Бретели делали неширокие — 1,5-2 см. Отдельно выкраивалась V-образная выменка, соединяющая сарафан с бретелями. Края бретелей, выменки и сарафана оторачивались косой цветной бейкой. Подол сарафана ничем не декорировался, так как всё внимание привлекал к себе красивый необычно красочный запон. Запон имел достаточно сложную конструкцию и делился на 2 части — верхнюю однотонную в форме трапеции (грудку) и нижнюю цветную, шившуюся из прямоугольного полотнища, присборивающегося на талии. Нижняя часть фартука шилась из цветной покупной ситцевой или сатиновой материи с рисунком, схожим с рисунком рубахи, или из домотканого тёмного сине-бордового полотнища в клетку или полоску. Для грудки использовали однотонный дорогой материал, обычно атлас или шелк, темно-зеленых, ярко-желтых, сиреневых, бордовых тонов. Эта часть, как правило, была двойная: на домотканой подкладке, для придания изделию формы. По верхнему краю грудка присборивалась и украшалась тесьмой. На линии груди, на талии и по низу фартука пришивались манжетки — кисти из черного или молочно-бежевого бисера или стекляруса, либо бахрома из шелковых нитей (мохры). Эта отделка очень гармонировала с темно-синим или красным сарафаном, оттеняя яркую цветовую гамму запона. Что интересно, бретелей у запона не было, а вместо них была небольшая лямка с пуговицей, которая зацеплялась за бретели сарафана. Еще оригинальнее пришивался пояс запона (называемый покромка): чуть выше линии талии, чтобы не закрыть красивый тканый или плетёный пояс, являющийся обязательным элементом одежды крестьян России. Покромка красиво декорировался позументом, позднее лоскутной техникой, тонкими змеевидными тесемочками разных цветов. Головные уборы крестьянок села Канаевка были необычайно разнообразными. В будни девушка могла носить красный платок, сложенный углом и подвязанный под подбородком или сложенный несколько раз в виде полоски шириной 10 см, повязанной сзади на затылке, таким образом часть головы оставалась непокрытой. В праздники девушкам позволялось ходить с распущенными волосами. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали на темени вокруг головы. Сначала надевался повойник (мягкая шапочка, поверх которой надевался праздничный головной убор), закрывающий всю голову и затылок, изготовленный из простой фабричной ткани, ситца или сатина. Закреплялся он на вздержке (шнурочке) на затылке. Сверху надевался большой барановский платок (названный так в честь выпускавшей его фабрики), на алом фоне которого горели желтые, зеленые и синие цветы. Женщины более преклонного возраста носили кубовые (темно-синие) платки с красными цветами. Траурные платки были белого цвета. Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музеяГоловной убор замужней женщины. Барановский платок
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
|
Здравствуйте, Наталья. Соседям здесь тоже рады - ведь кто знает, из какого села да какой фамилии окажутся неизвестные пока предки по женской, к примеру, линии :-) Так что, добро пожаловать!