>> Ответ на
сообщение пользователя
Tata 777 от 28 января 2022 17:57
Добрый вечер, многоуважаемая пани!!
Я прокомментировал ту часть, которая лежит в плоскости между 1870 и 1920 годом.
И вовсе не имел в виду время присоединения 1795 и до 1870 года.
Перепитии того времени слишком противоречивы в части веры.
Многие до сего дня считают, что на Подолии было православие в полном объёме как доминантная религия. Откуда пошла гулять эта мулька я не знаю, но, уверяю вас, что это не Черниговщина. Это бывшие Подольское и Брацлавское воеводства РечиПосполитой.
Как бы тут не бегал и мельтешил Зиновий Хмельницкий сотоварищи, православие сюда не ложится хоть тресни.
Всё это придумки наших ушлых исторических слепцов. Ибо их мнение выросло из штанишек чужого заказа.
И поэтому спорить с вами не стану. Обсуждать это как очевидное мне, не представляется возможным.
Для меня это истина и если у кого-то есть другая точка зрения, пусть так и будет.
Просто я всегда прошу представить аргументы. Если есть метрические книги православных церквей по Подолью или Брацлавщине до 1795 года - представьте их.
Если таковых у вас нет - молчите.
Касательно Балтского уезда, а в период присоединения Вознесенского наместничества.
Это специфическая территория. Пограничье между степью и Крымом. Оттуда шли набеги.
Потому там никто не селился в былые времена. Только отчаянные там жили и то, большей частью беглый люд.
Частое безводье было причиной, а неурожай в те годы был равносилен смерти.
И заселяться прилично стал вот как раз после присоединения.Безлюдие страшное.
Судя по описанию церквей (самая крупная два с половиной аршина на три аршина) это были больше калицы, чем церковный приход.
И были они греко-католические. Сплошь. Деревянные сплошь. Постройки между 1700-1745 годами.
То бишь сразу после возвращения из турецкогой оккупации в 1699 году.
А что было до оккупации???? На территории речи Посполитой??? Будем спорить??
Что касается шляхты Балтского уезда. Это вопрос отдельный.
Основой были населенный пункты вдоль тракта на Одессу.
Их было по пальцам посчитать.
И шляхты там почти не было.
Ни до присоединения, ни после. Делать там было нечего добропорядочному шляхтичу.
Они там стали появляться после 1802 года. Первой волны легитимации и, сразу же вслед ей, льготам по заселению того края.
А были они существенные. А шляхтич не прошедший легитимации был вольным в отличии от крепостных крестьян и мог туда поехать и селиться.
Далее государство там завело военные поселения в каестве гарантии от военных действий.
Но в конце 40-х угроза такая отпала, поселения распустили и оставшиеся свободными земли раздали разного рода российским чиновникам, сановникам и генералам. Вот к этому времени там (на 1848 год) бывшей шляхты оказалось больше, чем крестьянства.
Так что сено и силос - вещи разные. Не надо их путать.
Переход из православия в католицизм не носили массового характера. Имелось, да!!! Имелось. Но....
А как вы хотите. Если по присоединению к империи туда приталщился Синов православный и принудительно забрал все приходы.
И назначил своих священников. Часть из согласных перекрестили, а несогласных (30 процентов) просто выгнали.
А пства встала перед выбором, куда податься. В православие или католицизм.
Большая часть пошла в православие, но не все. Процентов 15-20 ушли в католицизм.
А потом вот бывшие униаты стали обратно переползать в католицизм. Вот и весь переход.
Тут надо отметить, что большая часть селений Бессарабии действительно была православной.
Почти повально.
Это правда. НО не Подолье и не Брацлавщина.
уважением Якут