Кривощековская волость (Томский у.)
Собираем материал
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
11 декабря 2020 17:45 11 декабря 2020 18:12 Никольская церковь (в честь святого Николая Угодника) села Кривощекова Спасательные археологические раскопки села Кривощеково. Кирпич с буквой « Ш» обнаруженный в культурном слое возможно Колыванского купца Шапкина, бывшего свидетелем освящения Никольской церкви, и оставившим свои воспоминания в газете «Томские епархиальные ведомости» за 1882 г. http://www.aphram.ru/%D1%80%D0...%EF%BB%BF/В газете Томские епархиальные ведомости № 10 от 15 мая 1882 года помещена заметка колыванского купца Шапкина о том, как проходила церемония освящения Никольской церкви в 1881 году в селе Кривощеково: «Освящение храма в селе Кривощеково. Томской епархии. 18-число декабря минувшего 1881 г, для прихожан Кривощековской церкви было днём великой радости и торжества. В этот день в селе Кривощёковском освящался новопостроенный храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Причиной этой радости было для них не одно освящение церкви, но и то, что они окончили устройство храма, стоившее им немалых трудов и забот; вместо ветхой и тесной деревянной церкви, существовавшей с 1824 года, они выстроили в 1879 году, на свои средства, в 5 месяцев, довольно просторную, деревянную-же церковь на каменном фундаменте, но не судил им Господь молиться в ней. Эта церковь, загоревшись с первого потолка колокольни от неизвестной причины, в одну ночь вся сгорела; остался только один каменный фундамент. Это несчастье, как гром поразившее Кривощековских прихожан, привело было их к совершенному унынию и отчаянию. Но при вразумлении и утешении со стороны местного настоятеля о. Платона Ставрова, через год с небольшим после пожара они опять принялись за постройку нового храма и в полгода выстроили его потому-же плану, — покрыли его железом, стены обшили тёсом и окрасили. Всё это сделано было ими частию на собственные средства, а частию на подаяния доброхотных жертвователей. И вот наконец церковь их отстроена и они встретили освящение оной с радостию, ибо они увидели, что настал конец их заботам и расходам по церковной постройке, увидели, что они не будут скитаться по чужим церквам, — у них своя церковь. Впрочем и самый обряд освящения церкви, совершённый с особой торжественностию немало способствовал к возбуждению радостнаго чувства. Освящение церкви совершено местным Благичинным, он-же и Настоятель Кривощековской церкви, при участии шести соседних священников. Пели как во время освящения, так и во время Богослужения, певчие и довольно порядочно. Некоторые из прихожан, от избытка чувств радости и умиления плакали. Собрание народа было громадное. В самой церкви находилось более 1000человек, не менее оставалось и вне церкви. Благочинный в конце обедни сказал слово очень нравоучительное и применительное к понятиям простаго народа. После обедни пет был молебен Храмовому Святому. По окончании молебна, к удивлению служащего духовенства и посторонних посетителей, прихожане Кривощековской церкви, чрез посредство избранных из среды себя старцев, поднесли своему настоятелю живописную икону Святителя Николая, с надписью на оной «от Кривощековских прихожан, настоятелю Платону Ставрову» и при этом высказали ему приблизительно следующее :Прими батюшка, от нас Святую Икону. Это тебе за твои труды,за твою службу, за твоё с нами доброе обращение. Настоятель при этом задумался, ясно было, что он был растроган в душе этой неожиданностью. Спустя несколько минут он обратился к своим прихожанам с краткою речью, смысл которой, насколько я мог упомнить был такой: «Вот вы подносите мне святую икону и именно того святого,имя коего носит ваш святой храм. Этим без сомнения вы выражаете своё желание, чтобы я и впредь служил при вашем храме. Но знайте, что на это есть воля Божия, а не наша. Если Богу будет угодно, я буду служить при вашем храме, но прошу вас убедительно чаще ходить в храм Божий и вместе со мною молиться в оном, — да не лишит нас Господь Бог царствия небеснаго , молитвами святителя Николая. За понимание-же ваше, ко мне, почтение и уверение остаюсьвам весьма благодарным». После этого Настоятель сделал прихожанам глубокий поклон, а прихожане ответили ему тем же. Колыванский купец Шапкин --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
11 декабря 2020 18:03 11 декабря 2020 18:23 Архивный фонд Новосибирской области http://e-archive.nso.ru/basesr/wkf.nsf/search.xsp Личный фонд Зайцева Кузьмы Петровича краеведа, кандидата архитектуры 1883-2007 в наличии Название архива Новосибирский городской архив Номер фонда 778 Номер описи 1 Название описи документы личного происхождения Количество экз. 3 Начальная дата Конечная дата 1 883 2 007 Срок хранения постоянно Количество ед.хр. 152Аннотация В опись вошли статьи, газетные публикации тезисы, заметки об истории края, населенных пунктов Новосибирской области, истории острогов, казачьих поселений на территории Сибири, храмов, города Новосибирска и др.документы.[b некоторые дела 3 Статьи и заметки Зайцева К.П. «Сибирская дорога», «Предтеча Ново-Николаевска», «Потаенная Кривощекова», «Новая деревня – село Новониколаевское», «Архитектурные неточности в географии» (рукопись с авторскими правками) 1979-1979 25 7 Газетные заметки и статьи Зайцева К.П. «Бульдозером по памяти», «Здесь было поселье Кривощеково», «Колония у Гороховского пруда», «Кривощеково, Ново-Николаевск, Новосибирск», «Легенда об «отце города», «Превратности судьбы одной деревни» (типографский экз.) 1987-1997 8 9 Статьи Зайцева К.П. «Главная улица», «Прошлое улиц Новосибирска», «Таран на паровозе», «Большое Кривощеково», «Связисты революции» (типографский, машинопись) 1988-1988 22 10 Статья Зайцева К.П. «Когда появился план Новосибирска?» (авторизованная машинопись) 1988-1988 3 11 Статьи и заметки Зайцева К.П. по истории г. Новосибирска: «Казачий стан «Большое Кривощеково», «Историко-архитектурный памятник – здание Новониколаевской почтово-телеграфной конторы и гостиницы «Метрополь», «Есть у Новосибирска основатель», «Миф об основателе», «Приглашение в историю Новосибирска», «Справка без словарей», «Это необходимо», «Историко-архитектурный комплекс Коммуна «Факел Революции» и другие (машинопись, типографский экз., рукописи) 1988-1996 99 17 Статья Зайцева К.П. «История Большого Кривощекова» (машинопись) 1980-1980 12 32 Статьи Зайцева К.П. «Мы наш, мы новый мир разрушим», «Бердский острог», «Большое Кривощеково 300 лет назад», опубликованные в газетах (типографский экз.) 1990-1996 3 43 Статья Зайцева К.П. «О дате образования г. Новосибирска» и материалы к статье (машинопись) 2000-2000 44 50 Брошюра и статьи Зайцева К.П. «Кто основал Новосибирск?», «Документальная легенда об основании Новосибирска» (типографский экз., машинопись) 2005-2005 33 121 Копия ситуационного плана с. Кривощекова Кривощековской волости Томской губернии (1900-е гг.) (чертежи) 1980-1980 7 122 Чертежи, фотографии, описания и др. документы по церквям г. Новосибирска и Новосибирской области (рукописи, чертежи, фотографии), том 1 1980-1990 210 --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
11 декабря 2020 18:05 http://www.aphram.ru/%D1%80%D0...%EF%BB%BF/В 1987 году Кузьма Петрович Зайцев, кандидат архитектуры, член всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), краевед, дал описание месторасположения села Кривощеково. По его данным, вначале село Кривощеково разместилось на неширокой сухой косе между берегом Оби и старой протокой Тулы и представляло собой несколько дворов с овинами и хлебных магазинов (амбаров), вскоре вытянувшихся в одну улочку вдоль реки. Появилось оно здесь не случайно. Издавна в этом месте была одна из переправ через Обь,(коровий брод) где обычно устраивались «ряжи и сходни причалов», плотбища леса, «дежурные избы» и другие сооружения. Хотя деревня и была приграничной, она не носила функции сторожевой. Вплоть до сноса в конце XIX века, Кривощёково всегда было связано с рынком.Древняя скотная переправа располагала к обширной торговле скотом и лошадьми между чатскими татарами (жившими на правобережье реки Оби современного Новосибирска, Колывнском районе и до города Томска), телеутами ( Телеуцкое княжество имело территорию от левого берега реки Оби («Телеутской (Калмыцкая) межа» – граница) до Алтайского края) и Русским государством. После 1713 года новоселебную деревню Кривощёковскую «на Телеутской (Калмыцкой) меже» приписали к ведомству Чаусского острога. Довольно быстро деревня обрастала людьми. Кузьма Зайцев пишет, что в церковно-приходских книгах отражено, что уже в 1723 году здесь была молельня во имя святого Николая. В 1746 году «тщанием посельщиков» в деревне был построен небольшой, но отдельный молельный дом — Никольский. Опираясь на приходские церковные книги за 1778 год, Кузьма Зайцев приводит следующие данные по селу. Всего жителей было 249 душ м.п., 258 ж.п., 186 детей м.п., и 176 детей ж.п., — из них: церковнослужителей 11, отставных солдат 15, посадских 140, заводских крестьян 584, ясачных 99. В целом, в приходе Никольской церкви в 1778 году значилось 435 душ м.п., 414 ж.п., 512 детей м.п., и 472 дитя ж.п., а через четыре года уже 496 м.п., 469 ж.п., 629 мальчиков и 592 девочки. В Кривощёкова есть церковь, острог, двор приказчика, казенные амбары. Село уже выполняет некоторые административные функции и даже называется слободою. В 1824 году сельское общество «коштом» с жителями окрестных деревень построило в Кривощёково новую деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Ранее построенные церкви села Кривощеково не сохранились и где они находились неизвестно. В 1881 году в селе Кривощеково «заместо огнившей» деревянной церкови во имя Святителя и Чудотворца Николая, всем миром было возведено новое рубленое из бревен здание, крытое железом, на каменном фундаменте с деревянной же колокольней. Новая пятиглавая церковь была однопрестольной, того же посвящения. Были также построены новые здания волостного и полицейского управлений. 18 декабря 1881 года, по благословению епископа Томского Петра, состоялось освящение новосооруженного храма. Приход Никольской Кривощековской церкви был большим. В него входило помимо села Кривощеково десять деревень: Ерестная, Толмачевская, Инская, Каменская, Луговая, Чемская, Мало-Чемская, Издревинская, Верткова, Верх-Тулинская, позднее в него добавились деревни Бугринская, Шатрова, Кривошапкино, Плотниково, Кобылий Лог. В 1885-м в Кривощёковском насчитывается 89 дворов. Имеется пароходная пристань. В 1892 году село Кривощёково имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от Базарной площади. На главной улице, от Базарной до Соборной площади, располагались торговые лавки и дома. Просторная Соборная площадь была образована постройками, принадлежащими Никольской церкви: дом причта и церковные кладовые. В результате раскопок 2018 года выяснено, что Никольская церковь 1881 года постройки, Соборная площадь, дом причта и церковные кладовые находятся на территории православного кладбища, где ранее в 18 веке жители села Кривощеково хоронили своих односельчан. В 1894 году целый массив строений села Кривощеково, попавший в зону строительства железнодорожной линии и насыпи моста через Обь, был перенесен на новые места. На средства, отпущенные железнодорожным ведомством. Учитывая тот факт, что село Кривощеково находилось на стыке трех этносов: русские, чатские татары и телеуты (белые калмыки), антропологические исследование, планиграфия погребений и вещественный комплекс, позволят после научной обработки значительно дополнить историческую информацию, имеющуюся в письменных источниках о селе Кривощеково 18 и 19 веков. Село Кривощеково было первым русским поселением на территории города Новосибирска. В селе Кривощеково были построены первые православные церкви (1746,1824 г.г.) на территории города Новосибирска, включая Никольскую церковь 1881 года постройки. Умершие жители села Кривощеково образовали первое православное кладбище в 18 веке на территории города Новосибирска. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
11 декабря 2020 18:24 11 декабря 2020 18:27 --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
11 декабря 2020 18:34 https://sibkray.ru/news/1/916698/Четвертый мост на церкви и костях: как повторяется история13 сентября 2018 15:32 Виктория Бурбилова Фото: Виктория Бурбилова одно из замечаний к статье - А Ваше мнение??? Vladimir Zverev2018.09.13 23:47 Раскопки, которые ведутся здесь под руководством С.В. Колонцова - очень важное и нужное дело. Но вот публикация, как говорится, изобилует... 1) Самым крупным протогородским поселением на территории Новосибирска было не Большое Кривощеково, а Малое, как это ни покажется парадоксальным. .....
2) Основание села датируется не XIX веком, а, вероятнее всего, началом XVIII-го. 3) Смысл работы археологов заключается вовсе не в том, чтобы что-то "вынуть из земли". 4) "Захороненные могильники" - масло масляное. 5) В 1879-81 гг. церковь не ставили "прямо на костях" - здесь уже раньше была церковь. 6) материалы будут переданы "в запасники музея истории этнографии" (?) - музей в Академгородке именуется совсем по-другому. 7) Кирпичи начала ХХ в. в раскопе не имеют отношения к Никольской церкви - ее в середине 1890-х гг. перенесли в Бугры. ИМХО - бутыльки тоже нужно внимательно датировать. 8) Сергей КолонцОв вовсе не КолонцЕв. 9) "Поселок на телеутской земле" - а может, на чатской? 10) "На встречу" здесь пишется "навстречу"  11) Церковь перенесли не на правый берег, а в соседнюю деревню Бугринскую, которая располагалась тоже в левобережье Оби, в устье Тулы. 12) Да, и название публикации озадачивает: как можно снова снести уже однажды полностью снесенное село? Вот всё же "Аркадий, не говори красиво". Ах, да, Виктория... --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
8 января 2021 14:55 https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22061552План участка реки Оби от деревни Малое Кривощеково до деревни Тюголинские Юрты / Управление Томского Округа путей сообщения. - г. Томск Период создания: 1899-1900 гг. Материал, техника: бумага, тушь черная, чертеж, акварель, рукопись Размер: 57,5 х 57,5 Место создания: г. Томск Номер в Госкаталоге:  21925900 Номер по КП (ГИК): НГКМ ОФ-22798/4 Инвентарный номер: — Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Новосибирский государственный краеведческий музей" без переплета на отдельных листах плотной бумаги, вручную черной тушью и акврелью нарисованы планы и нанесены различные координаты. На первом листе-обложке план, под ним название в 7 строк: "Планъ участка р. Оби отъ д.Малое-Кривощеково до д.Тюгалинскiя юрты. По изследованiю Обской описной партии произведенному въ 1899 г. Мастштабъ 100 саж. въ 0,01 саж." . В левом нижнем углу: "Заведующiй 1 мъ отделенiем партии техникъ п.с. (подпись). Начальник участка инженер (подпись). В правом нижнем углу запись: "Работы приведены къ условному низкому горизонта 10 Сентября 1899 г. К нижней части карты подклеена бумажная полоска с текстом: "Составлено по изследованiям, произведеннымъ въ 1899 году описной партiей при Управленiи Томскаго Округа пут. сообщ. Подъ руководствомъ Инж. А. Степанова." На каждом листе проставлено расстояние в верстах. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
8 января 2021 14:59 Фотография. Тихомиров Николай Михайлович, начальник 9-го участка службы пути Каргат-Кривощеково Западно-Сибирской железной дороги.  Период создания: 1890-е гг. Материал, техника: фотобумага (матовая, фотопечать (черно-белая Размер: 26,2 х 39,6 Место создания: — Номер в Госкаталоге: 21435609 Номер по КП (ГИК): НОКМ ОФ-10619/1 Инвентарный номер: Ф.Т-2а. Оп.1.Фф-14 Внешняя ссылка: — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21565885Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Новосибирский государственный краеведческий музей" вертикальной ориентации. Портрет (анфас, взгляд устремлен влево) человека средних лет с бородой и усами, одетого в форменный сюртук железнодорожного ведомства с перекрещенными топором и якорем в петлицах. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | Лайк (1) |
| KIrnira Сибирь Сообщений: 491 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 971
| Наверх ##
8 января 2021 15:02 П.Я. Пясецкий Станция Кривощеково. 1890-е годы. Фрагмент картины-панорамы "Великий Сибирский путь". Открытка из набора "Западно-Сибирской железной дороге 100 лет"  Период создания: 1994 г. Материал, техника: печать типографская цветная, бумага, краска типографская, характеристика бумаги: плотная Размер: 9х21 см Место создания: г. Новосибирск Номер в Госкаталоге: 7427112 Номер по КП (ГИК): ОМК-15931/12 Инвентарный номер: ФФ-898 Внешняя ссылка: — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7561643Местонахождение Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный историко-краеведческий музей" Длинный узкий лист, сложенный пополам. На переднем плане изображены железнодорожные пути. Справа - деревянная платформа и одноэтажные деревянные строения. Слева - деревянные дома огороженные забором. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | Лайк (1) |
| grishina Москва Сообщений: 1262 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2362
| Наверх ##
10 января 2021 11:27 10 января 2021 11:47
   | | Лайк (1) |
| Julia6883 Сообщений: 477 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1289
| Наверх ##
24 апреля 2021 13:11 24 апреля 2021 15:21 Из книги Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII - XVIII веках.- Новосибирск: Наука, 1980. 296 с. ( https://kemhistory.ru/teleuty-i-russkie-v-xvii-xviii-vekah/) стр. 179 [q] Правда, несмотря на запреты торговля шла «тайным обычаем» и притом подчас в крупных масштабах. Так, в 1708 r. в д. Кривощеково на «телеутской меже» томичи А. Степнов и другие привезли на обмен свой товар (300 аршин сермяжноrо сукна, 300 аршин холста, юфти, меха и др.) на 3 лодках, а ойраты, телеуты и бухарцы туда же доставили на 22 верблюдах и 10 лошадях десятки вьюков зенденей, выбоек, китайки, но тем не менее такой торг носил эпизодический характер. [42] [42] ЦГАДА, ф, 214, оп. 5, ед. хр. 2691. л. 1-Зlоб. ; ед. хр. 1770, л. 1-7об.[/q]
Из книги Уманский А.П. Телеуты и их соседи в XVII-первой четверти XVIII века. Барнаул, 1995. ( https://old.altspu.ru/history/...nskiy.html) стр. 46-47 [q] До начала 60-х гг. XVII в. главные телеутские кочевья находились на правобережье Оби, в 1663-1664 гг. они были перенесены на левый берег Оби и в алтайские предгорья[1], а с начала XVIII в. - в горы Алтая, включая Южный Алтай (Бухтарма и др. притоки Иртыша)[2], хотя отдельные группы телеутов кочевали в Верхнем Приобье вплоть до 1718 года.[3] Рубежи области телеутского обитания по актовым материалам представляются в следующем виде: 1) на севере (nравый берег Оби) границей телеутских земель была р. Иня (Уеиь), южнее которой, в междуречье Ини н Берди еще в 60-х гг. было кочевье «белых калмыков князца Табуна с улусными его людьми»[4], а до конца века находились «зверовья» этого Улуса.[5] На левом берегу Оби эта граница проходила по широте д. Кривощековой: еще в 1708 г., когда возникла эта деревня, считалось, что она стоит «на меже телеутской».[6] Крайним северо-западным пунктом «Телеутской землицы» были Желтые Воды, которые мы отождествляем с современными озерами Capгул и Сары-Балык, находившимися в XVII в. в «Колмыцкой земле» (в данном случае в земле телеутов).[8]. 2) На юго-западе этот рубеж проходил по верхнему течению р. Алей[9]; 3) Южная граница телеутской области кочевания определяется по документам с меньшей точностью. «Карагайская землица», где в конце века кочевал со своим улусом телеутский князек Ирка Уделеков, находилась в гоpax северо-западного Алтая, по верхнему и среднему течению Чарыша, Алея, а также Кана.[1] Тау-телеуты и телесы, видимо, не заходили в горы южнее широты Телецкого озера[2]; 4) На востоке и северо-востоке пределом телеутского расселения служили верховья Чумыша, Ини и р. Ускат, где жили телеутские роды аз-кештим и др.[3], а также «выезжие телеуты»[4] и, наконец, верховья Томи, rде обитали шорцы - кыштимы телеутов.
[1] ААН - Ф. 21 - Оп. 4 - Кн. 18 - № 202, Л. 370-371 об., и др. [2] Памятники Сибирской истории XVIII в. - Кн. 2 - СПб., 1885 - № 104 - С. 434-435. :46 [3] ААКМ - Ф. 1 - Оп. 1 - Папка № 11 - Л. 46; ЦГАДА - Ф. 1134 - Оп. 1 - Д. 7 - Л. 47. [4] ААН - Ф. 21 - Оп. 4 - Кн. 18 - N 202 - Л. 371 об. [5] Там же, Л. 371 - 371 об.; и др. [6] ЦГАДА - Ф. 214 - Оп. 5 - Ед. хр. 2691 - Л. 15 об. [7] РИБ - Т. VlIl-LXXXIII - С. 671-672. [8] ЦГАДА - Ф. 214 - Стб. 31 - Л. 632. [9] ДАИ - Т. VII - № 72 - V - С. 399.
[1] ЦГАДA - Ф. 199 - Пертф. 478 - Ч. III - Д. 32 - Л. 2; и др. [2] Г. Ф. Миллер. Указ. соч. - Т. II - Прил. 409 - С. 486-489; ААН - Ф. 21 - Оп. 4 - Кн. 17 - № 262 - в - Л. 512-515 об.; и др. [3] ААН - Ф. 21 - Оп. 4 - Кн. 18 - N 16 - Л. 24 об., № 18 - Л. 29 и др. [4] ЦГАДА - Ф. 214 - Стб. 1071 -Ч. 1 - Л. 171 и др.[/q]
стр. 48 [q] На чертеже Томского уезда конца XVII в. четко обозначен северный рубеж «Телеутской землицы». На правом берегу Оби он проведен по р. Бердь, вдоль которой есть надпись «р. Бердь мeжa с Телеутской землею и по р. Лаилахан (выше Берди впадает в Обь), у которой тоже написано «межа с телеутами». На левом берегу Оби южный рубеж между русскими и телеуткими владениямн проходил по р. Ирмень, выше которой, судя по расположенню на чертеже надписи «З. Телеутская», находились территорин телеутов. [2] Северный рубеж межи здесь, видимо, проходил по р. Уень. На этом же чертеже есть несколько больших текстов с упоминанием названия «Телеутская землица». В одном определяется расстояние до устья Берди по воде, в другом - по суше. «От Томска рекою Томь на низ и рекою Обью вверх до рубежа Телеутской землицы до реки Барды (описка, нужно: Берди - А.У) 3 недели». Другой текст помещен вдоль сухопутной дороги из Томска к устью Берди (сама дорога при копировке чертежа осталась необозначенной): «От Томска до рубежа Телеутской земли до речки Берди на лошадях...». [3] Показания чертежа расходятся с данными актов, согласно которым телеуты кочевали до р. Ини и до широты д. Кривощековой. Дело в том, что северные рубежи «Телеутской землицы» в конце XVII в. были отодвинуты томскими властями к югу, чтобы узаконить захват телеутских охотничъих угодий в Бердь-Ининском междуречье и на левом берегу Оби севернее р. Ирмени. Инициатива этого переноса межи принадлежала воеводе И. Конищеву, о чeм подробнее говорится ниже. [4] Таким образом, русские владения отделялись от телеутских кочевий межой, которую в русских актах называли «телеутской» и которая представляла собою по чертежу Томского уезда полосу ничейной земли между реками Уенью и Ирменью на левом берегу Оби и между реками Бердь и Ланлахан - на правобережье Оби. [2] Чертежная книга Cибири 1701 года - Л. 13; Атлас Л. С. Багрова - л. 128 и 168. [З] Там же - Л. 13. В « Чертежной книга Сибири 1701 г.» и в атласе Л. С. Багрова (Л. 128) число дней пути равно 8 дням, а на листе 168 этого же атласа «Грани Томского города с уездами» видно более четко: «l неделя». [4] ААН - Ф. 21 - Оп. 4 - Кн 18 - № 202 - Л. 371-371 об.[/q]
стр. 51 [q] Следы пребывания телеутов в Верхнем Приобье сохранились в тоnонимике этой области. Мы специально не берем Горный Алтай, ибо эта часть «Телеутской землицы» до сих пор населена алтайцами, и в частности телеутами, а потому топонимы здесь в массе остались туземными, в то время как в Верхнеобье мноrие из них утратились, заменены русскими. Apeaл топонимов, разъясняемых из диалектов алтайского языка, по А. П. Дульзону, протянулся по правобережью Оби широкой полосой (между 82 и 90 градусами восточной долrоты) от 49 до 55 градуса северной широты. [1] Так как исторически зaфиксировано пребывание в этом районе, включающем Верхнюю Обь до устья Ини (Новосибирская область) и правобережье Катуни в горах Алтая, телеутов или «белых калмыков», то естесственно предположить, что тюркские по происхожнедению топонимы этих мест являются, прежде всего, телеутскими по принадлежности. А. П. Дульзон, в частности, полагает, что, по данным топонимики, телеуты «раньше» (имеется ввиду, видимо, XVII в. - А. У) жили между устьями Ини и Берди. [2] Мы считаем, что и на левобережье Оби, южнее обской npотоки Уень немало топонимов, которые можно разъяснить из диалектов алтайского языка. Таковы: р. Tоло, приток Оби (по-телеутски «толо» - «полный», «полная»); р. Агунуса («быстрая» - от «аrын су» - «текучая вода», «быстрина»; либо «куропатья» - от «aryнa» - «куропатка» и «су» - «река», «вода»): р. Ордо ( «средняя - от «орто» - «средина»), протока Уень («медленная» от «yйен» - «непроворная»), и др. (Кстати в Уени вода течет медленно, поэтому в ней водятся караси). [3] [1] А .П. Дульзон. Топонимика Западной Сибири как один из источник ее древней истории. // Некоторые вопросы древней истории Заnадной Сибири - Сб. тезисов - Томск. 1959; Его же. Кетские топонимы Западной Сибири // Ученые записки Томского roc. пединститута - Т. XVIII - Томск, 1959 - С. 91 - 111; Его же. Дорусское население Западной Сибири. // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока - Новосибирск, 1961 - С. 36 - 371. [2] А .П. Дульзон. Кетские топонимы Западной Сибири - С. 110-111 - Рис. 1 и 2. [3] В. Вербицкий. Словарь алтайскоrо и аладаrскоrо наречий тюркскоrо языка - Казань, 1884 - С. 3, 12, 222-223, 410 и др.[/q]
стр. 55 [q] И. Унковский, русский посол в Джунгарию в 1722-24 гг., которому хан также предъявил эти претензии, считал рекой Кара Омь реку Уень в Кузнецком уезде (ныне р. Иня). [3] На самом деле, телеутское предание имеет здесь ввиду левобережную Уень, протоку Оби, сохранившую свое имя до наших дней и известную на чертеже Томского уезда из «Чертежной книги Сибири» под двойным названием «Ион-Ичеус».[4] Доныне coxpaнились, правда, с некоторым изменением название рч. Омбо XVlll в.: ныне это рч. Амба: километрах в 20 севернее современного г. Колывани эта речка сливается с Уеныо (именно с Новой Уенью).[5] Речка «Ион-Ичеус» чертежа Томского уезда полностью отождестествляется с современными Уенью и Чаусом, сливающимися в половодье в одну речку - рч. Амба (Омбо). В таком случае современная Уень должна быть отождествлена с рч. Хара Онь (Кара Омь), о которой говорится в телеутском предании. [3] Путевой журнал И. Унковскоrо: в кн. «Посольство...» - С. 236 [4] Чертежная книга Сибири 1701 rода - Л. 13. [5] Б. С. Семенов. Указ. соч. - С. 5-6 и карта в конце брошюры.[/q]
стр. 69 [q] Наиболее интенсивным телеутский торг в русских городах становился в те годы, когда телеуты кочевали nоблизости от Томска и Кузнецка. В одной из челобитных томских служилых людей от 1648 r. отмечается, что «колмацкие кочюют от Томскова города поблизку, а белые колмаки (телеуты - А. У.) и орчаки приходят пот Томской город с торгами почасту». [3] Впрочем, даже в годы обострения противоречий масштабы меновых операций были довольно значительными. Об этом можно судить по данным 1708 г. В начале этого года «зимним путем» томичи И. Степнов и его родич - выезжий телеут В. Анчош вывезли на межу с «Телеутской землицей» «для продажи и мены с черными калмыки и с телеуты» «сукон аглинских и сермяжных з 200 аршин и болше и юфтей кож 20, выдр и лисиц красных». Они выменяли у калмыков и телеутов, приезжавших на 20 верблюдах и 20 лошадях , «39 тюков 6 концов китаек, да зенденей и выбоек 110 концов». [4] Тогда же И. Капканщиков и С. Ильин, взяв у купца Ф. Горяинова «русского товару кож красных н юфтей, 100 аршин сукна сермяжного, 300 аршин холста», а также сукна немецкие и шкурки выдр, меняли этот товар в д. Кривощеково «на китайские и эркецкие товары». Они выменяли 400 концов зенденей н выбоек. Их партнеры по торгу - калмыки и телеуты - привозили свой товар на 22 верблюдах и 10 вьючных лошадях. [5] [2] ЦГАДА - Ф. 214 - Стб. 53 - Л. 119 и др.; Ф. 199 - Портф. 478 - Ч. III - Д . З2 - Л. 2-3. [3] Там же - Ф. 214 - Стб. 241 - Л. 118. [4] ЦГАДА - Ф. 214 - Oп. 5 - Ед. хр. 2691 - Л. 13, 14 и др. [5] Там же - Л. 14 об. 15, 16 и др.[/q] | | Лайк (1) |
|