На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
К сожалению, с информацией по Каинскому уезду большие проблемы, в связи с тем , что эти данные разбросаны по нескольким архивам, таким как Новосибирский, Томский, Омский и др. А также в связи с тем, что описи некоторых архивов отражают только небольшой % имеющихся в делах информации (как пример -описи м.к. Томского архива). В связи с этим, предлагаю всю имеющуюся информация по этому уезду скидывать в данную тему. Особенно по наличию метрик, ревизок Каинского уезда в архивах разных областей, сведений о переселенцах в Каинский уезд, годов образований населённых пунктов, заселений территорий уезда и т.д.
>> Ответ на сообщение пользователя KovalevVV от 3 июля 2024 13:22
Владимир, позвоните в архивный отдел Чистоозерной администрации, там очень отзывчивый персонал. У архивном отделе хранятся подворовые карточки, можно написать им заявление отправить на эл.почту и Вам бесплатно пришлют сканы подворовых карточек. ТОлько вот годы в основном 1939 и после военные, но в них указаны все, кто жил в это дворе ФИО, возраст, степень родства
>> Ответ на сообщение пользователя KovalevVV от 3 июля 2024 13:22
Владимир, позвоните в архивный отдел Чистоозерной администрации, там очень отзывчивый персонал. У архивном отделе хранятся подворовые карточки, можно написать им заявление отправить на эл.почту и Вам бесплатно пришлют сканы подворовых карточек. ТОлько вот годы в основном 1939 и после военные, но в них указаны все, кто жил в это дворе ФИО, возраст, степень родства
[/q]
Уже сделал. По всем своим бабушка и дедушкам получены ответы из Чистоозерного архива. К сожалению там очень мало информации сохранилось. Годы в основном послевоенные. По Черненковым вообще ничего нет от слова совсем. По Кучерявенко удалось что то собрать. В общем сейчас ищу информацию с учетом того что со своего архива все получил что можно было.
Метрическая книга о рождении, браке, смерти Богородице-Казанской церкви с. Кундран за 1918 г. [ГАНО. Д-156, оп.1, д.4094] ум. 21.мар - погребен 23.мар Каинский мещанин Алексей Евсеев Беляев, 22л, от чахотки погребен на сельском кладбище
>> Ответ на сообщение пользователя siadeblanc от 10 июля 2023 12:39
Здравствуйте! Нашли своего Захара Иванова? По моим данным в Кушагах жил Захар Иванов Щербаков в 1823 году ему было 18 лет, и судя по всему именно его брак вы нашли.
В поисках следов латгальской культуры набрел на книгу о фольклоре северной части Каинского уезда. "Васюганье. Путь в никуда?" Искомого фольклора не инашел, но нашел в ней интерестные сведения о деятельности Ф.З. Коркина в Гражданской войне и тайну Кыштовки, достойную внимания Игоря Прокопенко и Анны Чапман...
По порядку: 1) Сказ о том, как красный партизан Федор Коркин с отрядом колчаковцев в прятки играл: Командир партизанского отряда Ф. З. Коркин писал: "Мы базировались в селе Биаза. Нам сообщили, что из села Верх-Тарка вышел крупный отряд белых в сторону Биазы. Принимать бой нам было невыгодно. Мы вышли через поселок Морозовку, мимо поселка Остяцк-Медвеженки по болотным тропам, то есть по Затарью. Шли в село Верх-Тарку, в тыл ушедшего из него отряда, зная, что основные силы отряда ушли в Биазу. Наша разведка донесла, что в Верх-Тарке остался отряд, созданный из предателей. Мы внезапным налетом заставили его бежать из села. Беляки узнали, что мы у них далеко в тылу, воротились в Верх-Тарку. Мы снова по нашей партизанской тропе - в Биазу. Опять оказались у них в тылу".
2) Тайна кыштовской катакомбы: Иду в магазин культтоваров. Спрашиваю продавцов и покупателей: - Что за здание? Давно ли построено? - Давно. Купцом. - Что-нибудь примечательное в нем происходило? - Нет, ничего не было. - Трактор нонче провалился под землю, - добавляет одна из покупательниц. Действительно, метрах в сорока от магазина, перед трибуной, асфальт на площади провалился под трактором, и открылась подземная галерея. Кто и когда ее построил, с какой целью, что скрывается в ней, так и осталось тайной. Чтобы она не потянула в подземелье рискованные мальчишеские головы, провал завалили и заасфальтировали. Это еще свежо в памяти, будоражит людей. А что происходило десятилетия назад в родных краях, в зданиях, в которых приходится работать, - никого не интересует. Я уже не говорю о чувствах и интеллектуальном поиске, нет элементарного любопытства.
Читать исторический очерк полностью:
В двадцатых-тридцатых годах история родного края, события гражданской войны были в центре всей работы изб-читален, народных домов , клубов. В школах изучалось краеведение. И в школах , и в учреждениях культуры давно забыли об этой чрезвычайно ценной работе. Не удивительно, что те же ичкалинские ребята практически ничего не смогли рассказать о своем славном земляке — сибирском Сусанине — Пешкове. А дети соседних сел не слышали о нем вообще. Спасибо старому партизану Кузьме Елизаровичу Зырянову из села Северного. Он вспоминал: «Иван Степанович Пешков прожил долгую жизнь. Здоровьем его бог не обидел! Родился он в деревне Ичкала Биазинской волости в одна тысяча восемсот сорок семом году. Сильнушший был человек! Один на один на медведя с рогатиной хаживал. А потом и с ружьем. Охотником-медвежатником был. Ни глаза, ни руки ни разу не подвели! Тайга ему — дом родной: каждая тропка знакома. Тыщи верст исходил. И там побывал, куда до него ни один человек не хаживал. Когда революция совершилась, ему уже семьдесят лет стукнуло. А что революция? Она эвон где! Он и охотился, как ни в чем не бывало. Одно все изнали: ни перед кем Пешков сроду шапку не ломал. Достатка большого не имел, одно слово «с ружья кормился»: когда густо, когда пусто. А шапку ни перед кем не ломал. В политику не лез. Все больше молчком. А когда Колчак свирепствовать начал, Иван Степанович не стерпел — решительно стал на сторону Советской власти. Для партизан он был просто находкой. Сколь раз спасал отряды от неминуемой гибели! Колчаковцы обложат партизан со всех сторон — конец! А они как вода промеж пальцев, - были и нету! Глядят, в другом месте объявились. Колчаковцы с ног сбились! А что получили? На-ка, выкуси! (Показывает фигу.) И все Иван Степанович выводил! В девятнадцатом году, в июне, поручик Кашин привел в Биазу отряд колчаковцев. Более ста человек их было. А сунуться в лес боялись: знали, что партизаны им бой готовят. Четвертого июля пришло пополнение. Стало их около трехсот. Отряд этот под командой Кашина выступил на поимку партизан. Пешков договорился с партизанами, все как надо, и вызвался провести белых через болото. Знал, что навстречу смерти идет, да еще со смертью за плечами, а пошел. Вывел колчаковцев, как и договорились, через болота и прямок речке Белуге, к тому месту, где партизаны засели. Ну, и вдарили! Белые — назад. А там их уже отряд Золоторенко поджидает. Из огня да в полымя! И Пешков с имя. Водит и водит Иван Савватеевич белых по болотам. Коней потопили, кои сами потопли. Много. Те, что твыжили, побросали оружие, выбрались на тракт и — в Потюканово. Был отряд, да весь вышел! В августе туго пришлось партизанам. Многие сложили свои головы. Пешков сотни людей спас от верной гибели. Обложили каратели партизанскую армию — ни хода, ни выхода. Думаем: крышка! Спасибо Ивану Степановичу — вывел. Вывел из окружения отряды Ерошенко, Коркина, Чубыкина… Колчаковцы новые отряды присылают. А кругом — хляби непроходимые, сами небось видите. Без проводника в болота не сунешься. Кто поведет? А кто поведет? Рази Иван Степанович? На него и показывают. Он опять ведет. Партизаны конечно не дремлют. А пуля, она брат, не разбирает, кто наш, кто белый. Попали на партизанскую засаду — бьют. Да Пешков что заговоренный! Ни одна пуля не тронула . Выжил Иван Степанович! После гражданской снова охотничал. За геройство его Сусаниным прозвали и орден Красного Знамени плучил. Еще тридцать лет охотничал. В Москве побывал, в Ленинграде, отечественную пережил. В одна тысяча девятьсот сорок семом помер. Сто лет стукнуло — помер! В Ичкале и похоронили...» Слушаешь стариков, и, как живые, встают перед глазами герои и мученики, чьи имена следовало бы врезать в людскую память навечно, а на обелисках выбить золотыми буквами. «Партизанского связного |Бухтиярова долго допрашивали. Били нещадно. Ничего он не сказал. Ночью его расстреляли...
А кто-то выдал партизан. Отряд партизанский был тогда еще маленьким. Партизаны ничего не знали. Кто винтовку чистил, кто заплатки на одежду лепил. Выстрелы! Это — дозорные, Леонтий Черношвец да Иван Казанцев. Упредили Товарищей. Партизаны — в тайгу. А колчаковцы — вот они! Казанцев решил спасти товарища: - Беги , Левонтий! Я один… Тут его и шибануло. Тогда Леонтий стал Ивана спасать. Выскочил на колчаковцев — и в другую сторону. Они, конечно, - за им. Он очень хорошо знал те места — скрылся, удалось все-таки. Колчаковцы — к землянкам. Нашли Казанцева. Иван был тяжелораненый, уйти не мог. Поиздевались всласть! Мучительную смерть принял: на костре сожгли...» Слушаю, и сердце щемит от боли и гордости. Какое удивительное величие духа! В самую страшную минуту и один, и другой не о себе думали, старались спасти другого. Сколько таких событий было только в Биазаинской волости. «Никита был веселым парнишкой. Умерли у него сначала отец, а потом и мать. Совсем один остался. Никого у него не было. Взял его богатый заимщик Казанцев. Когда помер — сыновей и дочерей у него не было, - хозяйство все Никите завещал… Никита стал по-своему хозяйничать: скотину беднякам роздал, а сам стал охотой, рыбалкой да смолокурением заниматься. Охотничья землянка Никиты стала партизанским перевалочным пунктом. Сам по деревням ездил, привозил партизанам продукты, патроны, все про беляков вызнавал. Нужно было партизанам Ефиму Бабарыкину и Василию Циррукину укрыться на время, Никита их в косарей «переделал». Тут каратели нагрянули. Прапорщик орет, издевается. Никита притворился незнайкой. Потом будто согласился вести их на партизан. Болото за болотом, да и увел их в другую сторону. Лошади в трясине потопли: гиблые места! Поняли белые, что их одурачили. Били, истязали Никиту до потери сознания. А когда очухался, изрубили саблями..." Живы ли потомки Ивана Степановича Пешкова, Ивана Казанцева, Леонтия Черношвеца, Никиты Молчуна или хотя бы дальние их родственники? Что знают они о своих славных родичах? Помнят ли что-либо, кроме имен и фамилий, о них односельчане? А ведь о них надо слагать песни, очищающие души, легенды. Даже из скупых, документально-сухих воспоминаний встают герои, славы которых хватило бы целым народам. Еще живы последние свидетели тех героических и трагических событий, а внуки героев почти ничего не знают о них. Герои и мученики Васюганья - партизанского края! Будь я идеологическим работником, заказал бы лучшим поэтам и композиторам песню-балладу о каждом из вас. И сделал бы эти песни основой гражданских обрядов. Школьная линейка, пионерское построение. - Знаменосцы, вперед! Прошли, чеканя шаг, замерли перед строем. - Никита Молчунов! - Повторили подвиг Ивана Сусанина! Пал под саблями карателей! -Иван Казанцев! -Спас партизанский отряд. Сожжен колчаковцами на костре! -Иван Степанович Пешков!.. Склоняются знамена с траурными лентами, преклоняют колена комсомольские и пионерские вожаки - звучат песни-плачи, песни-гимны... - Продолжить дела героев-партизан будьте готовы! - Всегда готовы! Надо аресовываться к чувствам детей, сделать историю звучащей, зримой, волнующей! Это не очередная агитка. Еще в середине пятидесятых годов, будучи директором Ордынской МТС, я внедрял подобные обряды и видел облагороженными, одухотворенными людей. Почему бы в родительские дни, в день день Победы на могилках, у обелисков и мемориалов, по местному радио не звучать плачам матерей о погибших в войну сыновьях? Звукозаписывающая аппаратура позволяет это сделать без особого труда: магнитофоны пригодны не только для рока. Почему бы длинные общие речи не заменить словами памяти о каждом погибшем земляке? Можно в прех-четырех предложениях сказать людям, какой след на земле оставил человек. Пусть склонят знамена в память о них - Петре Иванове, Владимире Кузнецове... Это будет незабываемый политдень! Способность сочувствовать, сопереживать тоже надо воспитывать. Во время Великой Отечественной войны мы, ее рядовые, думали не только о Великой Родине, но и о ее конкретном воплощении в родных краях, о малых отечествах, о своих деревеньках. И думы эти окрыляли, рождали высокие патриотические чувства. Может, передержка? Тик ли важно человеку, где он родился, как жили его земляки!
Верх-Тарка на первый взгляд ничем особенно не примечательна. Типичное чалдонское село. Правда, постарше соседних деревень. О нем упоминалось уже в 1850 году (поселок Верхне-Кулябинский). Ему было суждено играть ключевую роль в партизанском движении Васюганья. Начало партизанской войне положили партизаны из Верх-Таркской волости в июне 1919 года. Оргаизованные в отряд Иваном Саввотеевичем Чубыкиным, они попытались захватить размещенную в бывшем магазине купца Лузьянова колчаковскую милицию, обзавестись оружием. Предупрежденные кем-то, колчаковцы ждали нападения в полной боевой готовности. Партизаны понесли существенные потери, но начало было положено. Верх-Таркская волость дала много отважных партизан. Они крепко побили и обратили в бегство каинских жандармов, творивших расправу в деревне Кулиба (из воспоминаний партизана Г. Г. Данилова). Командир партизанского отряда Ф. З. Коркин писал: "Мы базировались в селе Биаза. Нам сообщили, что из села Верх-Тарка вышел крупный отряд белых в сторону Биазы. Принимать бой нам было невыгодно. Мы вышли через поселок Морозовку, мимо поселка Остяцк-Медвеженки по болотным тропам, то есть по Затарью. Шли в село Верх-Тарку, в тыл ушедшего из него отряда, зная, что основные силы отряда ушли в Биазу. Наша разведка донесла, что в Верх-Тарке остался отряд, созданный из предателей. Мы внезапным налетом заставили его бежать из села. Беляки узнали, что мы у них далеко в тылу, воротились в Верх-Тарку. Мы снова по нашей партизанской тропе - в Биазу. Опять оказались у них в тылу".
Партизаны малыми силами били карателей. Но и партизанскими могилами отмечены почти все деревни Васюганья. Особенно много их в Верх-Таркском углу. Для мальчишек двадцатых-тридцатых годов они говорили о многом: о кровавых сражениях, зверских расправах, о героизме и предательстве. Оставшиеся в живых партизаны пользовались любовью и уважением, своими рассказами воспитывали борцов за народное счастье. Этим мальчишкам и довелось встать на пути фашистских полчищ. И далеко не случайно, что три воина из Верх-Таркского сельсовета стали Героями Советского Союза: Михаил Евдокимович Волков из Верх-Тарки, Василий Ефимович Чернявский из Леонтьевки, Пантелей Данилович Юрченко из Петровки. Родились и выросли они на земле, щедро политой горячей кровью ее лучших сынов. Над их колыбелями, вместе с песнями матерей, звучали партизанские были. Подростками они во всем старались подражать прославленным партизаним - оказались в годы испытаний огнем достойными своих отцов и дедов. У каждого из них, кроме большой Родины, была своя маленькая родина, были глубокие духовные корни, была нетленная память. Сумели ли мы ее сохранить в суете будней?
Двенадцатого июля 1987 года - Петров День. Районный центр Кыштовка. Молодежь спешит в парк. Звучит танцивальная музыка. На скамейках около изб и даже многоквартирных кирпичных домов - пожилые люди. Им не надо спешить, беседы ведут тихие, неторопливые. Подхожу то к одной, то к другой группам молодежи. - Скажите, у вас можно увидеть что-нибудь интерестное? Одни недоуменно пожимают плечами, другие удивляются в открытую: - Хотите у нас, в Кыштовке, найти интересное?! - Ну, а старинные постройки, исторические места? Тут же шли партизанские бои... - Сходите в редакцию газеты: они что-то писали. В редакции газеты "Правда Севера" действительно работают люди неравнодушные. Не беден историческими свидетельствами и редакционный портфель. Печатались воспоминания и рассказы о гражданской войне в Васюганье. И вот передо мной подшивка газет, партизанские записки в подлинниках. Рукопись А. В. Сидорова почти в двести машинописных страниц. Многое из написанного через десятки лет после памятных событий требует проверки, уточнения, снятия субъективных оценок. Но есть бесспорные документальные сведения. Их больше в письме в редакцию. Цитирую А. В. Сидорова: Черносотенцы вместе с карателями хватали красных партизан и сочувствующих их борьбе в "Агачаулове, Вятке, Коровенке, загнали в подвал кирпичного двухэтажного магазина купца Грибкова (Кыштовка. - М. М.), где теперь контора райпотребсоюза и магазин культтоваров, а потом изрубили саблями. Погибли там: Г. А. Затолокин, бывший казначей совдепа, Алхименко, Бывший секретарь совдепа, С. Т. Козлов, П. В. Волков, И. В. Волков, И. И. Фомченко, Г. Д. Федюков, Г. Д. Зюриков, И. Л. Горячкин. Ф. Г. Дроздецкий вырвался из подвала весь в крови, бежал... догнали и добили за Чалтаком, влево от дороги. Там же был избит и пристрелен Иван Егорович Винокуров за службу в Красной гвардии". Иду в магазин культтоваров. Спрашиваю продавцов и покупателей: - Что за здание? Давно ли построено? - Давно. Купцом. - Что-нибудь примечательное в нем происходило? - Нет, ничего не было. - Трактор нонче провалился под землю, - добавляет одна из покупательниц. Действительно, метрах в сорока от магазина, перед трибуной, асфальт на площади провалился под трактором, и открылась подземная галерея. Кто и когда ее построил, с какой целью, что скрывается в ней, так и осталось тайной. Чтобы она не потянула в подземелье рискованные мальчишеские головы, провал завалили и заасфальтировали. Это еще свежо в памяти, будоражит людей. А что происходило десятилетия назад в родных краях, в зданиях, в которых приходится работать, - никого не интересует. Я уже не говорю о чувствах и интеллектуальном поиске, нет элементарного любопытства. А почему бы на то же здание магазина культтоваров не повесить мемориальную доску со словами: "В подвале этого здания саблями колчаковских карателей зарублены борцы за Советскую власть..." Дальше - фамилии, имена. Над ними - Красный флаг с траурной каймой на полочке - цветы и, по старому русскому обычаю, - полотенце, кружка воды и краюха хлеба. Человек, проходящий мимо, остановился бы, задумался, почтил память погибших. Снова читаю письмо А. В. Сидорова. "В доме, где сейчас райвоенкомат, распологалась земуправа. В июне 1918 г. на втором этаже проводился съезд делегатов Кыштовского волостного совета крестьянских и солдатских депутатов. Доклад сделал председатель совдепа Александр Лобанов. Через неделю совет был разогнан" "30 августа 1918 на зеленой мураве двора земуправы расставили скамьи. На них сидели 170 делегатов (крестьян и бывших фронтовиков) из восьми волостей". Съезд принял резолюцию: не отдавать мольдежь в колчаковскую армию. Знают ли об этом каштовцы? Спрашиваю работников военкомата, посетителей. Нет, ничего не знают, не слышали. А ведь тут их неграмотные и полуграмотные земляки учились политически мыслить, набирались революционного опыта, чтобы уже через год создать несколько партизанских армий. Об этом забыли. Неудивительно что дом, в котором в 1919 году размещался штаб партизанского восстания против Колчака и белочехов, снесен. Дом купца Грибкова, ныне общежитие учащихся СПТУ, - единственный в селе богато украшенный рельефной резьбой по дереву. В нем размещались каратели. В конце августа 1919 года партизаны закидали их гранатами, захватили оружие, боеприпасы, около двадцати пленных(из воспоминаний А. В. Сидорова)... Останавливаю прохожих, спрашиваю о памятных событиях, связанных с домом. Работник райисполкома Ольга Ремнева: -Дом купца. Нет, никаких событий с ним не связано. Работник милиции Антошкин: -Ничего интересующего о доме не слышал. Так отвечали почти все, кто пять-шесть раз в день проходит мимо магазина культтоваров, райвоенкомата, общежития СПТУ. Будто кто-то, одержимый идеей зла, взял и безжалостным топором вырубил из сознания людей историческую память. Пушкину была присуща гордость за свой древний род, ведущий свое начало - это подтверждено документами - от героя войны со шведами в 1240 году, сподвижника легендарного Александра Невского Гаврилы Алексича. Почему же мы лишаем права на законную гордость наших детей и внуков? Не обкрадываем ли мы тем самым их духовную суть? Конечно. И тем наносим непоправимый вред делу патриотического, нравственного воспитания детей и молодежи. Кто ничего не имеет, тому не жалко все потерять! Это народная мудрость. Старики еще помнят рямы, где располагались партизанские базы, гривы и повороты рек, около которых проходили сражения партизан с колчаковцами. Но я не видел ни одного обелиска, памятной доски, указателя, напоминающих о героических и трагических событиях. Молчат рямы, дороги, околицы деревень с могилами героев. Беспамятство - социальная болезнь, чреватая далеко идущими последствиями.
[Мельников М.Н. "Васюганье. Путь в никуда?" Новосибирск 1989г. с.56-66 ]
--- В Армии Колчаковской прадедушка служил
В холодной Сибири порядок наводил.
Добрый день!подскажите пожалуйста в каком направлении искать мой прапрадед Левин Иван Самуилович работал котельщиком депо, выдано удостоверение начальником железной дороги 5 участок. На фотографии г.Каинск.так же удостоверение его жене выдано Левиной Анне Семеновне.в медиархиве Новосибирска нет ни в актах о браке сведений.как прапрабабки девичью фамилию узнать. Да и любую информацию о их нахождении а Каинске.
--- Ищу сведения о Иваницких, Левиных,Томская область, КВЖД. Мурашкины Амурская область.Алтайский край
ГАК Д-60 Оп.1 Д.102 Метрическая книга записей о рождении, браке и смерти церкви с. Афонинского
1872
Часть 2 - О бракосочетавшихся
Дата венчания: 14 февраля. № записи 12
Жених: Тобольской губернии, Тарского округа, Карташевской волости села Карташевского крестьянин Егор Данилов Лапин, православного вероисповедания, вторым браком. Возраст 44
Невеста: Томской губернии, Каинского округа Казанской волости села Зюзинского государственная крестьянка, девица Анастасия Егорова Козьмина, православного вероисповедания, первым браком. Возраст: 29
--- Помощь в Государственном архиве Томской области.
Добрый день!подскажите пожалуйста в каком направлении искать мой прапрадед Левин Иван Самуилович работал котельщиком депо, выдано удостоверение начальником железной дороги 5 участок. На фотографии г.Каинск.так же удостоверение его жене выдано Левиной Анне Семеновне.в медиархиве Новосибирска нет ни в актах о браке сведений.как прапрабабки девичью фамилию узнать. Да и любую информацию о их нахождении а Каинске.
Приходы церквей Томской епархии (1834-1917 гг.)
Переселенцы: Каинский уезд Каргатская волость Сведения из МК Богородице-Казанской церкви