http://web1.kunstkamera.ru/sib...sostav.dochttp://s155239215.onlinehome.u...TeleRu.htmТЕЛЕ
Л. П. Потапов (1905-2000)
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЛТАЙЦЕВ
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАкадемия Наук СССР Сибирское Отделение
Институт Истории, Филологии и Философии
Горно-Алтайский научно-исследовательский Институт Истории Языка и Литературы
Издательство "Наука", Ленинградское Отделение, Ленинград, 1969
Ответственный Редактор Акад. А.П. Окладников
.....Мы установили в предшествующих главах, что ближайшими историческими предками современных южных Алтайцев были главным образом Тюрко-язычные скотоводческие племена Телеутов-Теленгутов, Теленгитов и Телесов, которые четыре столетия тому назад кочевали по территории Сибири, не только в ее южной, особенно горной части в Саяно-Алтайском нагорье, но и в лесо-степях и степях междуречья Оби и Иртыша, к югу от линии Омск-Новосибирск-Томск. Нельзя не заметить, что во всех перечисленных названиях - этнонимов, если отбросить окончания множественного числа, основой слова является термин Теле. Это дает основание утверждать, что в основе этнического состава подавляющей части современных южных Алтайцев лежат Тюрко-язычные компоненты, связанные с древним этнонимом Теле. Нам необходимо теперь проследить по имеющимся источникам наличие данного этнонима у кочевников Центральной Азии в более ранние исторические времена.
Как сообщают Китайские письменные источники, уже в первой половине 1 тысячелетия нашей эры под названием Теле была известна целая группа племен кочевников-скотоводов, обитавших преимущественно в восточной части Центральной Азии, по северную сторону Гоби. Древние кочевые племена Теле, разумеется, могут быть сопоставлены в этногенетическом отношении с Телеутами, Теленгитами и Телесами. Такое сопоставление поможет пролить свет на раннюю этническую историю современных южных Алтайцев, так как оно прояснит вопрос об их ранних исторических предках.....
...Телесы
Относительно Алтайских Телесов мы с полной достоверностью можем утверждать их наиболее древнюю этногенетическую историческую связь, по крайней мере с 13 в., с Телесами Монгольского периода. Нет никакого сомнения, что Телесы и Tуласы Монгольского и Персидского источников являются предками современных Алтайских Телесов. Однако этногенетические истоки этих средневековых Телесов, с их более ранними историческими предками, проследить довольно трудно. Тем не менее такую попытку необходимо предпринять......
....Kыпчаки и Кимаки
Теперь предстоит затронуть вопрос об этнонимах Kыпчак, Тодош и Найман, выступающих у южных Алтайцев в качестве названия сеоков, но хорошо известных в истории Центральной Азии (особенно Kыпчак и Найман) как наименование больших народов или племенных общностей. Этноним Kыпчак безусловно должен быть отнесен к древним племенным названиям.....
...
Пришельцы, разумеется, должны были увеличить количество ясачного местного населения. Следует заметить, что ясачные пришельцы скотоводы-кочевники должны были перейти на оседлый образ жизни, и не только в силу потери своих стад в связи трагическими событиями в их жизни, сопутствовавшими разгрому Джунгарии, "но особенно потому, что плодородные степи и лесостепи Кузнецкого округа занимало и распахивало (также использовало и под покосы) оседлое население, как русское, так и местное ясачное. Неслучайно поэтому после реформы 1822 г. (Устав об инородцах Сперанского) в Кузнецком округе было учреждено 7 волостей "оседлых инородцев", настолько прочно и далеко здесь зашло оседлое состояние, главным образом у различных групп Телеутов и у родственных им так называемых "Кузнецких Татар".
Обратимся теперь к некоторым историческим материалам, кстати сказать еще не опубликованным. По данным, собранным Г. Ф. Миллером, в 1734 г., т. е. примерно за четверть века до массового вхождения Алтайцев (Teleuts) в Русское государство, в Кузнецком округе официально числились следующие ясачные волости:
Ниже г. Кузнецка, вниз по р. Томи и р. Чумышу, расположены:
1. Керетская волость, в местах прежнего жительства Абинских Татар, в устье р. Абы. Жители называют себя Кереш, из них 10 человек платят подати (ясак).
2. Телеутская, или волость так называемых Белых Калмыков, от Рождественского монастыря до устья р. Уската, на северо-восточном берегу р. Томи. 122 Из них 151 человек платят подати.
3, 4. Тюлюбердская и Баянская. От впадения р. Уската до границ Мунгатского острога. 123 В первой платят подати только 4 человек, во второй 28.Г. Миллер отмечает, что название баянских Татар в обычной речи почти неизвестно и обе волости обозначаются общим именем Тюлюберды (Bayan was a dynastic tribe at one time, and its vestiges are widely spread among the Türkic and Slavic peoples. Apparently, a name of a Bayan's leader later superceded and substituted their ancient ethnonym among this small splinter - Translator's Note).
5. Кыштымская, жители которой называют себя Кыштымами, находится по р. Бочату, впадающей с запада в Уень или Иню, и в верховьяхр. Чумыша. В ней имеется 63 человек, платящих подати.
6, 7. Таганская и Тогульская. Обе вниз по р. Чумышу, до русских деревень, лежащих на той же реке за Белоярском. В первой насчитывается 39, во второй - 31 человек плательщиков. Последняя получила свое название от впадающей с востока в Чумыш речки Тогул; выше нее в Чумыш впадает с той же стороны другая маленькая речка, под названием "икелеп" (L.Potapov cites "Ikelep" in quotation marks, apparently to reflect that the name may be a semantical moniker "Two lands" or something similar - Translator's Note). Несколько Тогулов живут еще по р. Абе, смешанно с русскими.
122 См. "Реестр деревням от Кузнецка вниз по Томи, составленный С.П.Крашенинниковым, а также его "Дневник путешествия в 1734- 1735 гг." в указанной выше книге "С. П. Крашенинников в Сибири"; Г. Ф. Миллер. Описание Кузнецкого уезда, лл. 21-24 об. Рождественский монастырь находился на нагорной стороне в 3 верстах ниже Кузнецка.
123 Этот острог был построен в 1715 г. Кузнецким воеводой Б. Синявиным, в окрестностях р. Мунгат (левый берег Томи).
Выше Кузнецка по р. Томи до границ Красноярского уезда лежат волости:
1. 2. 3. Богоракова, там, где Мрасса впадает в Томь. В ней живут 27 человек плательщиков ясака.
4. Мойнакова, выше Богораковой волости, между речками Усой и Бельсу, впадающими в Томь. Здесь 49 плательщиков ясака.
5. Сагайская, недалеко от истоков Томи, по речке Аскыс, впадающей в Абакан, и в одном из истоков Чулыма - р. Июс. Здесь 53 человек плательщика.
6. Бельтирская, в степях по р. Абакану, и по р. Таштыпу. В ней 45 человек плательщиков.
По р. Мрассе и впадающим в нее речкам:
1. Бешбоякова, 10 верст вверх по Мрассе от ее устья. Численность плательщиков ясака - 46.
2. Едеева по Мрассе, выше Умзаса и по притоку Мрассы Ташильга.Здесь 24 человек плательщиков ясака.
3. Тогоякова, выше по р. Умзас, в горах (на расстоянии полдня пути верхом) - 4 человек плательщика.
4. Елейская по р. Мрассе (выше речки Ташильга) - 27 человек плательщиков.
5. Ближняя Карга по р. Ортону, впадающей в Мрассу с востока.Ясачных 43 человек. Слово карга, замечает Миллер, означает по-Татарски ворону. Жители, однако, сами не знают, почему им дали такое название (see Yu.Zuev - Ancient Türks for a genrtical link to the Usun kagan tribe)..
6. Кузешева (Kuzen) Карга, по р. Мрассе, в местности, где в нее впадает с запада речка Сюртка, а немного выше с востока - речка Таяс. В ней17 ясачных плательщиков.
7. Кызыл Карга по речке Пызасу (правый приток Мрассы). Здесь платят ясак 15 человек
8. Кивинская, выше речки Пызаса, 31 человек плательщиков ясака.
9. Кивинская в верховьях Мрассы, с 12 плательщиками ясака.
10. Изушерская (Узут-Шор) по речке Пызасу, выше Кызыл-Каргинской, в ней 21 человек плательщиков ясака.
По р. Кондоме:
1. Барсояцкая, 30-40 верст выше устья. Ясачных 35 человек
2. Бешбоякова, или Катунская, 30-40 верст выше Барсояцкой, в районе впадения в Кондому (с востока) речек Тельбеса и Мондубаша (на последнем добывается особенно высококачественная железная руда). Название Катунская произошло от горы Катун, находящейся на правой стороне Кондомы между Барсяцкой и Бешбояковой волостями. Ясачных людей 44 человек
3. Етиберская, вверх по Мундымашут (у Миллера Мандабаш), 40-50 верст от устья, где в нее впадают Базас, Анзас и Манзас. Жители ее называются также Kалары, хотя в настоящее время, отмечает Миллер, это название не особенно употребительно. Ясачных 34 человек плательщика.
4. Етиберская, на Кондоме, в 50 верстах выше Бешбояковой волости, где впадает р. Антроп (левый приток). В ней 47 человек плательщиков ясака.
5. Елейская, в 40-50 верстах выше Етиберской (Кондомской). Здесь 27 человек плательщиков ясака.
6. Карачерская, иначе Шорская, так как жители обычно называются Шорами, и это наименование они передали остальным своим соседям. Находится на 30 верст выше предыдущей волости по Кондоме. К ней относятся 72 плательщика ясака.
124 Р. Кондома у Шорцев называется Мондум, Мондубаш, или Мондумаш, ее приток (справа) может означать либо "вершина Кондомы", либо "Кондомка".
132
На реке Бие и Алтыновском озере (Телецком) и в других соседних местностях находятся волости:
1. Шелкальская, на р. Ку, или Лебедь, в 60-70 верстах от ее впадения в р. Бию; здесь 43 человек плательщиков.
2. Каргинская, ниже предыдущей на той же реке, состоит только из 11 человек плательщиков ясака.
3. Кумандинская, у впадения р. Ку в Бию, примерно в полдня пути по р. Бие. Здесь 105 человек плательщиков ясака. "Всю эту местность и Татары и Калмыки называют Куманда" - пишет Г. Миллер.
4. Юская, или лучше Ютская, потому что жители называют себя Ютами (Yenti), находится в горах между pp. Бией и Катунью, в полдня пути от самых нижних Кумандинских улусов, на речке (ручье) Кишча (?), впадающей с востока в Катунь. Здесь платят ясак 11 человек
5. Кузенская, в полдня пути вверх по Бие от Кумандинской волости. В ней 28 человек плательщиков ясака. Несколько выше ее в Бию впадает (с восточной стороны) речка Талей (Тулой).
6. Комляшская, в половине пути от предыдущей волости вверх по Бие,где в нее с запада впадает р. Копша. Здесь 49 человек плательщиков.
7. Кергешская (Turgesh), в половине дня пути вверх от Комляшской, на восточном берегу Бии, где она берет начало из Алтынского озера. Здесь 39 человек, платящих ясак.
8. Тау-Телеутская, в горах, откуда она и получила свое название, на р. Катуни, где в нее с запада впадает Сема, а с востока Ишпа и Иша. В ней 34 человек плательщиков.
9. Телецкая на Алтынском озере и в устьях впадающих в него рек Чулышмана и Чульча. В этой волости живут Телецкие (Телес) Татары, но они платят лишь добровольно определенное количество ясака в год, также пушниной.
Таким образом, в описании Миллера значится 36 ясачных волостей, из которых в 35 указано количество ясачных плательщиков, что дает общую цифру в 1317 человек (не дана численность только для Телесской волости, где жили Телесы).
Миллер сообщает также, что Tау-Телеуты платят только по одному соболю с человека, так как вносят ясак добровольно, как и Телесы, только последние платят 60 соболей в год, независимо от численности населения. Миллер показал, что Телеутская народность на Калмыцкой границе, т. е. Tау-Телеуты, насчитывала до 350 семейств, что, по его мнению, приближалось к численности Телесов, живших за Телецким озером (Altyn Gol).
Целесообразно теперь сопоставить изложенные материалы Г. Ф. Миллера как с более ранними, так и более поздними. Для первого периода мы должны сослаться на ответы, присланные из Кузнецка В. Н. Татищеву, которые основаны на "переписи 1719 и по свидетельству 1723 годов" и перечисляют те же названия 34 волостей, в которых указано 1376 человек, несомненно только плательщиков ясака (This is a first direct indication by L.Potapov that all the counts given above referred only to the yasak paying heads of the households, and the total number of population should be ajusted accordingly by a factor of 4-5, as in the examples with the Kyrgyz wagon carts or Teleuts deported to Volga Kalmyks - Translator's Note). 125 В списке Татищева нет Тау-Телеутской волости, в которой было 34 плательщика, и Телецкой волости, указанных у г. Миллера. С добавлением Тау-Телеутской волости в списке Татищева могло бы значиться 1410 ясачных плательщиков, т. е. на 93 человека больше, чем это зафиксировал Миллер по данным 1734 г. Разница, как видно, небольшая, и это лишь укрепляет доверие к обоим спискам.
125 Архив Акад. наук СССР, ф. 21, оп. 5, № 152. "Города Кузнецка суплемент, сочиненный в Кузнецкой канцелярии по силе указов ее императорского величества из Сибирской губернии канцелярии и географическим описанием", лл. 252-281 об.
ОГЛАВЛЕНИЕТитульная часть
Часть 1 => Часть 2 => Часть 3 =>
Введение 3
Перспективы 7
Часть 1. Этнический состав Алтайцев в конце 19 и начале 20 в. 14
Южные Алтайцы 24
Алтайцы 32
Тодош 36
Kыпчаки 38
Мундуз 38
Найман 39
Северные Алтайцы 46
Ярык и Ялан 51
Кумандинцы и Челканцы
54
Челканцы
69
Часть 2. Ближайшие исторические предки Алтайцев - New Time and Late Middle Age 80
Historical review 17th c. 80
Чагаты - Чики 82
Телеуты 85
Енисейские Кыргызы 87
Тувинцы 88
Русские идут 88
Аргыны 90
Монголы 91
Телеуты 98
Найманы 103
Асы 103
Теленгуты 103
Телесы 104
Куманды 107
Челканды 111
Исторический обзор 18 в.(продолжение) 112
Teleuts 114
Southern Altaians 140
Часть 3. Древние элементы в этническом составе Алтайцев - Antique Period 147
Tele 147
Tele, Teles, and Türks 162
Асы и Азы 166
Чики 167
Аба 168
Асы и их киштымы. Тухас (Тохары) 169
Kypchaks and Kimaks 170
Naiman 175
Teleut ethnography 176
Boma and Alats 178
Dubo 179
Solu or So 183
Toba 185
Tas 186
Tirgeshes and Dulu
186
Bokli
187
Si - Tatabs
188
Türks Tukue
188
Теле, Телес, и Тюрки 194
Алтай кижи 194
Северные Алтайцы 194