Интересное повествование о заселении Сибири
Трапезников В. Н. Первобытное население Севера России https://www.booksite.ru/fulltext/izv_3/2.htm#2выдержки:
Пермь оставила после себя народность пермяков, которые и по языку, и по нравам и обычаям, и по образу жизни ничем не отличаются от зырян. Это те же зыряне, только именуемые на русском языке другим наименованием, а себя называющие тем же словом «коми-морт», которым именуют себя и зыряне. Следовательно, можно прийти к выводу, что Пермь летописи является племенем пермской группы, прямыми предками нынешних пермяков и зырян.
Родственная близость зырян и пермяков и объединение этих народностей в понятие «Перми» у летописца подтверждается целым рядом исторических данных.
Последнее и самое отдаленное племя, перечисленное в летописи
- Югра. Это племя упоминается еще у арабских писателей X века (Ибн-Батуты, Ибн-Фодлана). Эти писатели сообщают о торговле Болгар с Югрой, о том, как в Югру надо ехать на собаках, упоминают, что Югра граничит с Ледовитым морем.
Летопись под 1096 годом приводит рассказ Гюря Торговича Новгородца о том, как его отрок, посланный на Печеру, «оттуду иде на Югру: Югра же людие языкы нем и седят с Самоядью на полуночных странах. Суть горы, заидуче луку моря им же высота яко до неба. Есть же путь до тех гор непроходим пропастьми, снегом и лесом»...
В этом отрывке летописи совершенно определенно указывается местопребывание Югры, очевидно, представлявшей для Новгорода самую отдаленную народность. И эта отдаленность давала возможность Югре больше других чудских народностей отстаивать свою самостоятельность. По крайней мере,
под 1187 годом в летописи значится, что в Югре было восстание против Новгородских сборщиков дани: «В то же время избиени быша Печерские данники и Югорские в Печере, a другие за волоком».
Под 1193 годом летопись отмечает: «В то же лето идоша из Новгорода в Югру ратью с воеводой Ядреем и придоша в Югру и взяша город и придоша к другому городу».
Летопись под 1483 г. упоминает о походе на Асыку, на князя вогульского, да и в Югру, на Обь великую, что совершенно определенно дает географическое место Югре. Герберштейн, путешествовавшей по Руси в 1551 г., тоже отмечает, что Угричи и Вогуличи сидят по реке Оби. На географической карте царевича Федора Борисовича (1613 г.) Югра показана на левой стороне Оби между Обью и Иртышем, а книга Большого Чертежа говорит: «а те грады по Сысве и Сосве – Югра». И сказание неизвестного новгородца XV века отмечает «Каменскую самоедь», т. е. самоедов приуральских, - самоедь, которая по словам автора рукописи, «облежит около югорское земли».
Югра народность тоже чудская, т. е. принадлежащая к той же пра-пермской группе, что и остальные народности севера. Это явствует из языка Югры.
Под 1499 годом в летописи записан рассказ об окончательном покорении Югры под власть великого князя Московского. В этом году великий князь Иван Васильевич «посла воинство на Угорскую землю и на Гогуличи и шедше взяша град их и землю повоеваша и князей поплени».
Под 1502 годом в летописи содержится описание нового похода на Югру, при каковом походе воеводы «поймали 33 города». Летопись перечисляет эти города, и название их с несомненностью устанавливает их чудское происхождение: Ир-кар, Вой-кар, Ур-кар, Шер-кар, Нецкар-кор, Саб-дынь, Сус-кор, Ис-кар, Хюли-кор. Все эти названия исключительно чудские, названия того языка, который обозначал словом «кар» - город, а словом «дынь» - населенное место. Замечательно и чрезвычайно ценно, что некоторые из поиманных городов имеют в летописи еще, кроме чудского, и русское название, русский перевод чудского слова: Вой-кар или Ночной, а по-зырянски «вой» и значит: ночь, Сус-кор или Роговой, а по-зырянски «сус» значит рог, Ур-кар, или Белой, «ур» по-зырянски значит белка. Из этого перечисления югорских городов видно, что Югра принадлежала к пермской группе народностей. Зырянский язык убеждает в этом еще и с другой стороны. В нем до сего времени сохранилось название народности «Югра» или «Егра», - каковым именем называются Вогулы и Остяки. Таким образом по-пермски Егра и Вогулы - одно и то же; характерно, что и в летописи наблюдается то же самое отождествление в рассказе о походе на Угорскую землю да на Гогуличи...
Проанализировав с исторической точки зрения летописное сообщение о том, что на севере России «седят чудь и вси языци», мы приходим к выводу, что все народности, перечисленные летописцем: Печера, Югра, Пермь и Емь - все принадлежат к пра-пермской группе, к тем народам, которые некогда говорили одним языком и которые оставили нам не только курганы, как остатки своих жилищ, но что гораздо важнее для их познания - названия урочищ и рек, непонятные для нас теперь, но переходящие из поколения в поколение, как окаменелые остатки давно отживших народов.
Эти остатки дают нам основание утверждать, что весь северо-восток России был в X веке занят так называемыми чудскими народностями, самой отдаленной из которых надлежит признать Югру, расселенную в северо-восточной части нынешней Архангельской губ. В соседстве с нею жили нынешние зыряне по рекам Печоре и Сысоле, Пермь по берегам Вычегды и Камы, Емь по берегам Двины, Емцы, Выми, Лузы, юга до берегов Камы и Вологды.
К народностям той же пра-пермской группы принадлежит и «самоедь» или «самоядь», самое название которой говорит об ее родстве с сумью, или же с народом суоми, т. е. финнами нашего времени. Из финского названия суоми, наверное, путем обрусения образовалось и название «самоед».
К сожалению, время сохранило нам мало антропологических остатков от чудской народности. Насколько мне известно, в раскопках найден лишь один человеческий череп, по которому можно было бы судить о типе народа, населявшего север. По словам Рютимейера, этот череп - вроде эскимосского: «При всей мягкости очертаний своих форм он поражает развитием мускульных прикреплений; лоб правильный, вертикальный, височные полукруглые линии подымаются высоко, равно как и затылочные». Примитивные же портреты чудаков на так называемых чудских образках поразительно похожи на костюм современного зырянского охотника.