о старообрядческих корнях в роду
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Наверх ##
20 мая 7:59 20 мая 8:03 21.07.1867 г. родная сестра моего прапрадеда Федора - Ольга Ивановна Санникова, 17 лет, девица, первым браком обвенчалась с Царства Польского Единоверческой церкви в селе Покровском, пономарем Николаем Пастуховым, 23 лет, первым браком, вероисповедания единоверческого. Поручителями были: по жениху: клинцовские купцы: Василий и Лазарь Димитриевичи Долговы, мещанин Иван Семенович Барышников. По невесте: новозыбковский мещанин Василий Иванович Гончаров, ардонский купец Василий Иванович Постухов (ему 35 лет по ИВ Ардонской Рождество Богородицы един.церкви за 1867 г., у него жена Мария Михайловна 31 год, дети Михаил 11 лет и Ольга 4 г.), мещанин Александр Михайлович Скрипкин
поиски показали. что такого села Покровского на земле Брянщины или Черниговщины не существовало... были созвучные или же деревни, или же где-то существенно подальше...но такового не было, по итогу поиски привели к тому, что этим храмом мог быть нынешний костёл Святого Семейства в местечке Каролин в Республике Польша. Адрес: Польша, Подляское воеводство, Сейненский повят, гмина Гибы, село Каролин дом 31 Нашел в источниках, что это бывшая Покровская единоверческая церковь в селе Покровское; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует. Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1847 и 1850. Архитектор:К.А. Тон (дополнение 1844, лист 8)
Судя по информации в открытом доступе в Интернете польского сегмента метрические книги по этой церкви за интересующий период в оцифрованном виде отсутствуют, через местных польских жителей нашел возможность запросить информацию в местном архиве, возможно еще не все фонды оцифрованы и документы сохранились на бумажном носителе... хотя и полагаю это маловероятным... как вариант еще можно попытаться поискать в наших архивах, если где-то у нас сохранялись данные по Варшавской епархии или же где-то в Москве может аккумулировались сведения по духовным лицам, назначаемым на службу в Польское царство (или в принципе заграницу) и потом также возвращенных куда-то в другие храмы на территорию Империи... может кто-то из опытных исследователей подскажет где подобная инфа могла храниться...
 | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | тут еще можно ответить такой факт, что родная тётка вышеупомянутой Ольги Ивановны Пастуховой (Санниковой) - Татьяна Потаповна Санникова (1833-1887) также вышла замуж за духовное лицо - её мужем был Ардонский мещанин Тепикин Дмитрий Федорович 1833 г.р., который по исповедной ведомости Ардонской единоверческой Рождества Богородицы за 1856 и по МКЦ этой же церкви за 1858 г. исполнял должность причётника церкви, однако, по исповедной ведомости за 1860 уже указан как и.д. пономаря, а за 1867 г. указан как просто мещанин. Вот такие интересные выверты церковной карьеры... | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | sannikov_rb написал: [q] 21.07.1867 г. родная сестра моего прапрадеда Федора - Ольга Ивановна Санникова, 17 лет, девица, первым браком обвенчалась с Царства Польского Единоверческой церкви в селе Покровском, пономарем Николаем Пастуховым, 23 лет, первым браком, вероисповедания единоверческого. ... Нашел в источниках, что это бывшая Покровская единоверческая церковь в селе Покровское; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует. Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы ...
[/q]
Волшебным образом, за что огромная благодарность неравнодушному человеку, оказавшем неоценимую помощь - DMITRIY MGZ, удалось найти выписки метрических книг вышеуказанной Единоверческой Покровской церкви, согласно которым было установлено, что в данной церкви Николай Григорьевич Пастухов служил на различных должностях - причетника, пономаря, псаломщика, вместе со своим отцом дьяком Григорием Ивановичем Пастуховым (1823 г.р.) с 1860 по 1880 годы. В этой же церкви были крещены и дети Николая Григорьевича и законной его жены Ольги Ивановны (в девичестве Санниковой) - Николай (1871 г.р.) и Анна (1876 г.р.)
    | | Лайк (1) |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Наверх ##
16 июля 21:03 16 июля 21:04 И вновь огромное спасибо Дмитрию- - DMITRIY MGZ, который нашел еще троих детей вышеуказанных Николая Григорьевича и Ольги Ивановны Пастуховых всё в той же церкви в селе Покровском в Царстве Польском Российской Империи. Потрясающе широкой души отзывчивый человек! Итого в семьи родились: 1. Мария в 1868 г. 2. Василий в 1870 г. 3. Николай в 1871 г. 4. Александра в 1874 г. 5. Анна в 1876 г.
   | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Одно очень интересное наблюдение, что возникло при внимательном изучении сохранившихся по отдельным слободам ревизских сказок за 1765 и 1782 годы, а также Румянцевской описи по Суражскому и Новозыбковскому уездам земель Стародубья. Ни одного раза не встретилось, чтобы жители старообрядческих слободок взяли замуж, ну а девушки, соответственно, чтобы выходили замуж за кого-то не из старообрядческих "раскольничьих" слобод! Всё время брали себе в супруги жителей либо той же слободы, либо из любой другой, но обязательно старообрядческой - Злынки, Клинцов, Шелом, Зыбкой, Деменки, Ардони, Тимошкиного Перевоза, Еленки, Воронка и т.д., даже из белорусских (или как тогда зачастую писалось - жителей "польской нации") - Ветки, Тарасовки и т.п. Все они были основаны старообрядцами. А вот из множества соседних "православных" деревень и сёл супругов никого не брали. | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | вот чем хорош данный форум ВГД, тем что он полон отзывчивых душевных людей, готовых помогать другим, для которых и ты сам готов сделать тоже что-то доброе, хорошее, правильное хороший парень Dmitry, зная из чата фамилию поисков моих предков в телеграмм-канале "Новозыбковская генеалогия" (t.me/novozybkov_roots), прислал мне один очень интересный документ по потомкам одной из ветвей моего Рода, о присоединении в 1901 году к православию из раскола (в числе прочих) мещанина Феодора Иродионова Санникова, 54 лет (1847 г.р.), о котором ранее никакой информацией не располагал, никаких документов, где бы он упоминался, не сохранилось. Источник: Черниговские епархиальные известия №3 за 1902 год
 | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Наверх ##
26 августа 10:58 26 августа 11:02 >> Ответ на сообщение пользователя sannikov_rb от 28 июля 2025 11:00 Важно понимать, что значительную часть своих интересов старообрядцы распространяли на другие такие же старообрядческие слободы (посады), решали вопросы экономические, торговые, матримониальные, жилищно-бытовые и т.п. Так, совершенно неожиданно в посаде Радуле Городницкого уезда Черниговской губернии удалось обнаружить одного из представителей Рода, который там умер от простуды ( по метрической книге Покровской церкви за 1858 год). То есть, если предки были из староверов то однозначно на каком-то этапе возникнет необходимость просматривать сохранившиеся архивные материалы по этим слободам (посадам) в поисках дополнительной информации. Высока вероятность кого-то из своего Рода там таки найти. Вот перечень раскольничьих слобод Стародубья: 1. Климовской посад 2. Зыбковской 3. Клинцовской посад 4. Лужковской 5. Злынской 6. Митьковской 7. Шеламовской 8. Еленской 9. Добрянской 10. Воронковской посад 11. Деменка 12. Чуровичи 13. Тимошкин перевоз 14. Свяцкая 15. Ардонь 16. Млинка 17. Радуль.
 | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Наверх ##
27 августа 17:38 учитывая, что в XVIII веке с Польшей граница была совсем-совсем рядом, в частности от Злынки было что-то около 3 верст, и подданные Российской Империи шастали туда-сюда через форпосты, особенно старообрядцы, которые зачастую то селились на Стародубье, то бежали на польскую сторону в район Ветки, где компактно осели старообрядцы и также основали свои слободы еще ранее, чем на Стародубье, то видимо есть резон обратить внимание и на эти слободы, ныне это земли белорусские: 1. Косецкая 2. Дубовой Луг 3. Папсуевка 4. Марьина 5. Миличи 6. Красная 7. Костюковичи 8. Буда 9. Крупец 10. Гродня 11. Нивки 12. Грабовка 13. Тарасовка 14. Спасовка
 | | |
| sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 148 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 75 | Наверх ##
15 ноября 21:41 Неожиданным образом удалось отыскать сведения об имеющихся в фондах РГИА еще двух дел по представителям Рода - вышеупомянутом по другому делу раскольнике 3-й гильдии купце Иване Петрове Санникове, а также о родном брате прапрадеда Федора Иванова Санникова - Константине.
Благодаря помощи замечательной девочки Nargiz из телеграмм-канала Суражской генеалогии удалось получить выписки из этих двух дел:
Фонд 1284, опись 222, дело 94, 1896 год.
Обложка дела II частная опись бумаг Лист 1 Господину Министру Внутренних Дел, 17 июля 1896 г.
Препровождая при сем представленные Могилевской казенной палаты, за № 3500, по ходатайству мещанина посада Злынка, Черниговской губернии, старообрядца Константина Иванова Санникова, о перечислении его с женой Матреною Яковлевою, и детьми Феопентом, Татьяной и Аграфеной, в число мещан города Гомеля, без представления метрических свидетельств о бракосочетании просителя и о рождении его детей, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, ввиду 520 ст. Т.IX Зак.Сост., почтить Министерство Финансов, с возвратом приложений, по настоящему делу заключениям.
Листы 2-2об.-3
Усматривая из означенной переписки, что указанный состав семейства Санникова сверху дописано «приемный» подтверждается приговором мещанского общества г.Гомеля, где он проживает. Что же касается перечисления вместе с Санниковым именуемой им жены по расколу, то таковое по мнению не должно быть допущено впредь до записи брака его в установленной для сего полицейской метрической книге.
Фонд 1284, опись 205, дело 749
Листы 1-1об.-2 Господину Министру Внутренних Дел от 16 сентября 1850 года. Черниговская Палата Уголовного Суда представила ко мне дело о Злынском 3-й гильдии купце Иване Санникове, преданном суду за распространение раскола. Уголовная Палата по делу сему определила подсудимого купца 3-й гильдии Ивана Санникова за отклонение иноков Александра и Ипполита от присоединения к единоверию, на основании 199 статьи Уложения выдержать в тюрьме три месяца и строго внушить с обязанием подпискою, чтобы впредь не осмеливался обнаруживать свою ересь к соблазну других.
Относительно же того, что будто бы Санников бранил мещанина Алексея Санникова за присоединение к единоверию и подговаривал купцов Ефима Санникова и Рубцова отдать за это Санникова в рекруты, на основании 1169 и 1176 статей 15 тома Свода Законов Уголовных, оставить его Санникова от всякого взыскания свободным.
Дело это началось 1844 года ноября 1-го. В разсмотрении Секретного Совещательного Комитета. Следствием произведено и в Злынскую Ратушу к решению поступило 1847 года июля 10. Злынскою Ратушею за дополнением решено 1850 года апреля 19. Уголовною палатою решено июля 13 и приведенное в порядок представлено ко мне сентября 9 и 3, что подсудимый Иван Санников находится на свободе Подпись за губернатора вице-губернатор Н.Скалон(?).
Лист 3-16 с оборотами. Краткая записка о деле. Иван Петров Санников, 3-й гильдии купец, за отклонение от присоединения к единоверию бывших раскольников Малино(?)-Островского монастыря инаков Александра и Ипполита, коих ныне первый Игуменом, а последний Иеромонахом. Также фигурирует умерший игумен Тимофей. Николай Рубцов. В показаниях фигурирует Марфа Быхова, мать Ипполита. Рубцов Николай записан как Злынский купеческий брат. У Ивана Санникова есть сын Родион и его жена (имя не указано). Писец второго разряда Павел Бордовский. Коллежский регистратор Тарнавский. Ефим Санников пишется как Ермил Санников.
Далее - изложение дела. Выписка. С листа 18 положение дела. Листы 25-25об. Заключение. 19.10.1850 г. Купца Ивана Санникова, подвергнутого по распоряжению Епархиального Архиерея самому истязательному увещанию о обращении в Святую Веру, но если он не присоединится к Православию или Единоверию, то оставить его по предмету распространения раскола в подозрении, строжайше внушить ему, чтобы на будущее время отнюдь не осмеливался обнаруживать свою ересь к соблазну других, под опасением неизбежного взыскания по законам, а за действиями его в отношении Веры укрепить надзор со стороны местных Духовного и Гражданского начальства. О сим имею честь представить на усмотрение комитета Главного Министра. Подпись Министр Внутренних Дел Граф Перовский.
Лист 31. Господину Министру Внутренних Дел от 5 мая 1851 года. Преосвященный Черниговский и Нежинский уведомил, что раскольник купец посада Злынки Иван Санников, сужденный по подозрению распространения раскола был троекратно подвергаем увещанию в Духовной Консистории, но на принятие Православия или Единоверия желания не изъявил. Об учреждении надзора за купцом Санниковым, в отношении Веры, я вместе с сим отнесся к Преосвященству Черниговскому и Нежинскому и предписал местному Помощнику Пристава посада Злынки. Гражданский губернатор
| | |
|