Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

Уникальный памятник находится в центре Москвы, и в центре исследовательских интересов, но остается за границей понимания

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: gavrilovs
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
Иконописные аллегории.

Для анализа памятника церковной архитектуры, кроме построения планов и фасадов самого памятника, надо обратиться к аналогии иконописной традиции, к церковным текстам, в том числе, к тексту Евангелия. Всякий храм есть "Тело Христово" и "Храм Святого Духа", "Храм Гроба Господня" и "Горний Иерусалим". Это основные символы Божественного Домостроительства. Каждый храм не столько посвящен одному конкретному празднику, сколько всей Священной Истории, рассказанной ("обозначенной") в архитектурных формах (символах).
(Не являлась ли архитектурная символика своего рода "дирижерской палочкой", какими являлись иконописные аллегории на фасадах для церковных песнопений?)
Обращение к аналогии икон при анализе церковной архитектуры правомерно, т.к. церковная архитектура и иконопись принадлежат к изобразительному искусству, подчиненному единому сакральному смыслу. "Технологии" обоих видов искусства во многом сходны. Часто оба вида искусства соединялись вместе: иконописные сюжеты размещались на стенах и сводах храмов, как внутри, так и снаружи, сливались с архитектурными формами; на самих иконах изображались храмы и другие архитектурные сооружения. Геометрическое построение композиций отдельных икон часто напоминало композицию иконостасов, являвшихся архитектурными элементами. Наиболее полно и конкретно Священная История изображается на иконах праздничного чина. Каждый иконостас содержал набор основных "праздников".
Сопоставим композиции фасадов церкви Вознесения Господня с построением иконописных изображений некоторых "праздников".
Для анализа обратимся, прежде всего, к тем иконам, которым отдавала, в силу каких-то причин сама великокняжеская чета. Кроме "Вознесения" главными праздниками семьи были "Преображение", "Успение Богоматери" и "Покров". Этим праздникам великий князь посвятил престолы церквей в Москве, Александровой Слободе, монастырях29 и в своих государевых селах: Коломенском, Острове30 и других.
По мнению некоторых историков, именно в Дьякове располагался дворец Ивана Грозного, возникший, возможно, еще при Василии III. Поэтому, можно предположить, что главный фасад церкви Вознесения мог быть обращен в сторону Дьякова. В сторону Дьякова была обращена звонница церкви Вознесения на южном крыльце31. В Дьяковской церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи звонница находится на главном западном фасаде. Как правило, на главном фасаде храма располагалась икона, соответствовавшая наименованию главного престола32. Поэтому схему построения южного фасада сопоставим, прежде всего с храмовой иконой Вознесения.
file.php?fid=21344&key=1651807001

file.php?fid=20934&key=1533683952

Икона Вознесения, Московкая школа, начало XVIв

Начнем с южного фасада, который смотрел прямо на дьяковскую церковь. Мы вынуждены сделать следующее допущение: на месте существующей каменной церкви, построенной в середине XVI в. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в 1529 г. была освящена деревянная церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константино-Еленинским (отсылаю читателя к статье В.В.Кавельмахера, с которым считаю возможным согласиться)33. Посвящение престолов очень красноречиво и не допускает никакого иного толкования, кроме интересовавшего великокняжескую бездетную чету. Предполагаю, что деревянная дьяковская церковь заложена одновременно с церковью Вознесения летом 1528 г., как единый великокняжеский моленный комплекс. О существовании дьяковской церкви при возведении южного крыльца церкви Вознесения свидетельствует поворот верхнего марша от осевого направления точно по направлению церкви Предтечи, примерно на 3,5 градуса – это не много, но заметно. Случайность или иная мотивация подобной корректировки, думается, исключены.
На иконе Вознесения, в верхней части изображается Иисус Христос в круглой славе34. Верхняя часть церкви Вознесения имеет в плане восьмигранную форму, которую в XVI-XVII в. в. называли "круглой", т.к. строили с помощью описанного круга.
От фигуры Иисуса исходят лучи.
На гранях шатра белокаменный декор, вполне возможно, изображает лучи, исходящие от верхнего восьмерика, (от завершающего храм креста). Изображение солнца с завихренными (закрученными) лучами на верхней точке свода – традиционном месте изображения Бога – известно. Интересно, что подобные изображения имеют два архитектурных памятника в Коломенском середины XVI в.: церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове и Вознесенская колокольня, именуемая в музее "Георгиевской". Сама конструкция сводов включала в себя кладку, полностью совпадающую по рисунку с этим изображением. Подобная конструкция кладки всегда выходила наружу и давала возможность возводить свод с облегченной опалубкой, потому и применялась.
Возведение сложных строительных элементов: арок, куполов, особенно главного, всегда предполагала усиленное обращение за помощью к божественным силам и символам. Свидетельством этому служат изображения вихревых розеток (красное солнышко с закрученными лучами) и Спасителя на одном месте – в верхней части куполов. А удачное завершение этих сложных элементов уже могло восприниматься, как чудо.
Между изображением Иисуса Христа и апостолами видны лещадки горы Елеон и дубы.
Над четвериком церкви Вознесения расположен ярус кокошников и восьмерик. Кокошники символически изображают Елеонскую гору, а пилястры на углах восьмерика имеют капители, украшенные резными дубовыми листьями.
Нижняя часть иконы Вознесения отведена под фигуры 12 апостолов и стоящей в центре Богоматери.
Нижний ярус церкви Вознесения оформлен двенадцатью пилястрами, трактованными как столпы. Подкупольные столпы традиционно являются символами апостолов. На южном фасаде вперед выступала осевая звонница, поставленная над южным крыльцом, поэтому казалась крупнее. Звонница или колокольня – символ Богоматери.

file.php?fid=21343&key=95663320,
file.php?fid=20933&key=278268091,file.php?fid=21111&key=1748405241
Перевернутая икона Андрея Рублева, начала XVв. Икона конца XV-начала XVIв из собрания Третьяковской галереи

От южного фасада движемся по часовой стрелке ("по солнцу" – как вокруг престола) к западному и в соответствии с календарной последовательностью от храмового праздника Вознесения, приходящегося на конец весны, к празднику, который приходится на конец лета – празднику Преображения Господня.
С построением иконы Преображения Господня из собрания Третьяковской галереи рубежа XV-XVI вв.35. обнаруживаем наибольшее сходство геометрии построения западного фасада церкви.
Соотношение высоты изображения к ширине изображения на иконе равно трем к двум. Высота фигуры Иисуса Христа равна половине высоты изображения. Иисус стоит на вершине горы Фавор, поверхность горы дробится многочисленными лещадками, от Него исходят лучи. В нижней части иконы – фигуры трех апостолов, пораженных сиянием белого одеяния Иисуса Христа и поверженных на землю. Между апостолами и фигурой Иисуса изображены мамврийские дубы.
Соотношение высоты к ширине с крыльцами церкви равно трем к двум. На половине высоты церкви проходит граница, выше нее находится восьмерик с шатром – объем, на который не попадают падающие тени. Поэтому он всегда светлый, в отличие от нижнего яруса и вполне мог быть символом Иисуса Христа. Ниже границы – кокошники, их очень беспокойная поверхность символизирует гору Фавор. Пилястры четверика с капителями, украшенными резными дубовыми листьями – символы (аллегории?) дубов. Трем апостолам иконы соответствуют три крыльца (лествицы) церкви. Очертания крылец близки иконным очертаниям падших на землю апостолов: Петра и Иоанна Богослова на четвереньках (северное и западное крыльца), а Иакова, лежащего на спине (южное крыльцо).
Соответствия иконным фигурам пророков по обе стороны Христа в композиции церкви не находим. Однако объяснить это можно довольно просто: в Евангелии от Матфея о завершающей сцене Преображения сказано: "Но Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Подняв глаза, они не увидели никого, кроме одного Иисуса"36.
Могут возразить, что это чересчур подробное повествовательное толкование, но это, наоборот, служит доводом в пользу такого толкования, ведь современная церкви Вознесения иконопись и церковная литература все насквозь были пронизаны повествовательностью. И это отмечают многие историки культуры.

file.php?fid=21367&key=1886082269

file.php?fid=21346&key=1529306178

На северном фасаде передний план занимает северное крыльцо. Если, согласно принятому нами соответствию архитектурных символов, считать, что на переднем плане иконы должна быть фигура какого-либо апостола, то наилучший вариант находим в иконе Успения.
Сравним этот фасад с иконой Успения Богоматери. Праздник Успения Богоматери по календарю следует за праздником Преображения Господня.
Композиция иконы Успения Богоматери составлена из двух основных фигур: вертикального тела Иисуса Христа в верхней части иконы на втором плане и лежащего тела Богоматери на первом плане.
В композиции северного фасада им соответствуют столп основного объема на втором плане и горизонтально вытянутая паперть на первом плане.
На иконе вокруг Богоматери стоят апостолы и другие предстоящие.
На фасаде церкви – угловые пилястры, архитектурно трактованные как столпы (архитектурные символы апостолов),
На переднем плане, у изголовья Богоматери, на самом первом плане, апостол Петр, за изголовьем стоят апостолы Иоанн и Иаков.
На самом переднем плане, даже перед папертью, северное крыльцо (лествица), символ апостола Петра, как бы перешедшего с предыдущего западного фасада, символизировавшего икону Преображения. Построенный на крутом берегу храм Вознесения в Коломенском, встречал приходящих из Москвы своим северным фасадом.
Северный фасад обращен в сторону Москвы, а покровителями Москвы была Богоматерь, икона Успения и одноименный главный храм города.
Градозащитной семантике Успенских храмов на Руси интересные строки посвятил Д.С.Лихачев36. Строители Успенского собора Печерского монастыря в Киеве видели "чудо": строители-греки видели во сне Богоматерь, которая позвала их во Влахерны. «и вот увидели мы Царицу (Богоматерь-Д.Л.) и множество воинов при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: "Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам"». Далее Богоматерь дает строителям икону-свой образ, Влахернской Богоматери. Затем сам план церкви выжигается на земле небесным огнем и проявляется выпавшей росой…иконописцы чудесным образом видят Успенский собор уже построенным высоко на горе, над рекой. Эти легенды объясняют не только однотипность Успенских храмов на Руси, но и обычное для них расположегние на горе, на крутом берегу, что сохраняется почти на тысячелетие.
file.php?fid=21347&key=1843564162file.php?fid=20936&key=1355950424


Последний по кругу фасад – восточный, более статичен по построению. Он ориентирован на восход солнца в день Покрова и уже этим фактически связан с праздником.
На иконе "Покрова еженедельного" XVI в. из собрания Н.П.Лихачева37 изображен белый константинопольский Влахернский храм, завершенный тремя ярусами закомар и тремя главами. На фоне четверика – "Господь серафимов" в киотчатой славе. Ниже, под парящим Покровом – Богоматерь. По сторонам от нее симметрично стоят пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики. В нижней ярусе иконы изображен внутренний вид влахернской церкви. В центре на амвоне сладкопевец Роман оглашает песнь во славу Богоматери в день Рождества Христова. По сторонам: царь, царица, патриарх и другие реальные действующие лица38.
Трехглавому завершению (символу Троицы) на трех ярусах закомар храма с иконы Покрова равнозначны трехгранная ортогональ восьмерика (как символ трех ипостасей Троицы) на трех ярусах кокошников церкви Вознесения. Если их мысленно совместить, то иконописному объему четверика с изображенной на нем фигурой Господа соответствует объем четверика церкви Вознесения с киотчатой формой тимпана кокошника в центре. Тогда Покров совпадет с кровлей галереи, фигура Богоматери должна разместиться в центре композиции под кровлей. В ряд с ней (это место в объеме церкви занимают нижние части 12 угловых пилястр и столбы 2-го яруса восточной галереи) расположатся апостолы , святители, чудотворцы. Изображения сводов иконописного влахернского храма совместятся с аркадой I-го яруса восточной галереи коломенской церкви. В арках I-го яруса восточной галереи церкви Вознесения устроены круглые, не несущие никакой функции, непонятные отверстия. Может быть, они буквально заимствованы с иконы Покрова, на которой в сводах храма изображены точно такие же круглые люкарны? Нижний ярус иконы с "реальными действующими лицами иконы" совместится со столбами 1-го яруса галереи, стоящим на земле.
Действительность храма отличается тем, что первый ярус был отведен под подклет, а помост храма поднят на 2-ой ярус. Поэтому великий князь с княгиней, митрополит и другие реальные действующие лица, соответствовавшие изображению реальных лиц на иконе Покрова, также переместились на второй ярус галереи. Это зона аллегорий.
В центре реальных действующих лиц на восточной галерее церкви Вознесения, по ходу строительства, в стену вделан белокаменый резной "трон", назначение которого до сих пор не известно. Судя по тому,что трон был вставлен в уже выложенную кладку восточной стены церкви, произошло это не ранее лета 1530 г. Поводом устройства трона могло служить рождение наследника в конце лета 1530г. Под кровлей паперти, непосредственно над "троном" устроено слуховое окно, выходящее из алтаря церкви. Сам "трон" мог соответствовать иконописному амвону сладкопевца Романа, расположенному на иконе в одном ряду с реальными лицами (в зоне аллегорий). И с него через восточное слуховое окно архидиакон каждое воскресение мог оглашать песнь во славу Покрова Богоматери и Рождества Христова. Но, безусловно, могло подразумеваться и прославляться рождение долгожданного наследника великого князя – Ивана IV.
На восточном фасаде церкви Вознесения можно предположить размещение иконы Покрова Богоматери. По описи 1742 г39. "на паперти за олтарем место царское каменное, над оным местом Спасителев образ с предстоящими ветхой и полинял, на стене написан". Предположительно, именно эту фреску в 1684 г. поновляли иконописцы Оружейной палаты40. В 1836 г41. "образа Всех святых на стене паперти, сверх места царского" предполагали возобновлять. Фреска "Святителей Вселенских и Московских чудотворцев на террасе Вознесенской церкви около царского места" под кровлей восточной галереи существовала вплоть до 1884 г.. Фреску собирались возобновлять, однако "бывшие изображения святых на камне уже сколоты рабочими" - фреска была сбита и образа написаны на луженом железе42. Над ними в 1884 г. был изображен Саваоф43 ... Все названные в описях "персонажи" вполне могли относиться к иконе Покрова. Хотя отсутствует сама Богоматерь – главный персонаж, но после 1742 г. из описаний иконы исчезает и Спаситель.
Первоначальная фреска, вероятно, могла погибнуть еще при пожаре 1571 г., поэтому иконописная аллегория восточного фасада могла быть изменена уже тогда, но совсем не обязательно, что это произошло на самом деле.
При восходе солнца в день Покрова44 восточный фасад освещается прямым светом, теней нет, поэтому выглядит более плоским "иконным". Кровля паперти резонировала пение в честь Покрова Богоматери к роднику и на левый берег Москвы-реки, по которой проходила нижняя дорога из Москвы на юг. Не трудно представить, какое впечатление производила живая икона Покрова с вписанными в нее живыми митрополитом, великим князем, княгиней и наследником.
Внушить народу законность и богоизбранность будущего наследника – для программы создания храма трудно представить задачу большую этой. И можно ли поверить, что удачное решение этой сверх задачи возникло случайно. Тем более нельзя поверить, что об архитектурной символике храма ктиторы и зодчий ничего не знали и не думали, а возникла она только в голове незадачливого исследователя XXI в.

Хор во время литургии мог из-за стесненности церкви находиться на папертях, перед тремя порталами. В каждом портале церкви Вознесения устроены слуховые окна. Основная часть хора могла находиться на восточной паперти, перед "троном", над которым устроено самое большое из слуховых окон.
В каждом портале коломенского храма устроены небольшие треугольные ниши. Это, судя по тому, что все простенки под кровлей папертей были заняты резными белокаменными частами порталов и другого места для икон нет, киоты для маленьких треугольных икон. Треугольная форма весьма удобна для размещения на ней пирамидального сюжета праздников. Иконы, выносимые на фасады храмов, аллегорически отображали то, что символически отображали архитектурные формы, т.е. те же события Священного Писания. Иконы и фрески на фасадах должны быть укрыты от непогоды, поэтому все они размещались под кровлей папертей. Аллегории размещались на стенах храмов компактно.
Одной из икон должна была быть икона Вознесения Господня. Можно предположить, что располагалась она над южным входом в церковь, обращенным в сторону Дьякова. Предполагаю, что над западным и северным входами могли стоять иконы Преображения Господня и Успения Богоматери.

Этот ряд из четырех праздничных икон можно продолжить, и, наверное, трудно найти икону, не имеющую никаких аналогий (параллелей) в символике архитектуры и декора церкви Вознесения. Например, на иконе Сошествия Святого Духа нимбы 12 апосолов образуют дугу и от каждой главы исходят языки пламени. Расположенные на окружности капители 12 угловых пилястр-"столпов", в ракурсе образуют дугу. И в таком случае, ветви архивольтов кокошников, может быть, изображают языки пламени, исходящие от голов апостолов?45. "Горний Иерусалим" – кроме похожего плана, на данной иконе в нижней части изображен источник, текущий из основания крутой горы... И т.д., но в реальной жизни всегда было ограничение. Не могло ли отчасти ограничиваться число и наименование праздничных икон-аналогов теми праздниками, которые могли приходиться на время пребывания великокняжеской семьи в Коломенском, т.е. со дня Вознесения до дня Покрова Богоматери?
Даже если мы ограничимся только названными сюжетами, то и тогда выходит, что архитектурными символами Иисуса Христа могли являться иногда шатер с верхним восьмеричком (икона Вознесения Господня), иногда вся восьмериковая часть выше кокошников (икона Преображения Господня), иногда весь храм (икона Успения Богоматери). Тон и цвет одеяния на разных иконах разный: сияюще-белый – на "Преображении", сдержанно-золотистый – на "Вознесении" и "Успении". На иконе Покрова фоном служит белый фасад Влахернской церкви. Никакого яркого, темного, красного цвета выше папертей на церкви Вознесения не было. Штукатурка цемяночная, т.е. розовато-золотистая, а сверху была известковая побелка, сквозь которую просвечивала подложка и это вполне соответствовало любому иконографическому образу. Нижняя часть иконописных изображений, особенно на иконе "Вознесения", насыщена цветом. Однако, во-первых, известно, что, по крайней мере, с восточной стороны была написана фреска, а, во-вторых, во время литургического действа паперти-галереи и крыльца (лествицы) заполнялись процессией и народом в праздничном ярком одеянии, с хоругвями, иконами и свечами. Это создавало живые праздничные образы.

Примечания:
29 Покровский собор Покровского монастыря в Суздале 1513-15. Напомним, что именно в этом монастыре находилась в заточении Соломония Сабурова до своей смерти.
30 упоминавшаяся под 1525 годом в литературе дата закладки церкви Спаса Преображения Господня в государевом селе Остров, вероятно, относилась к деревянной церкви, хотя такой знаток древнерусской архитектуры, как Н.Н.Свешников считал, что именно так должна датироваться существующая каменная церковь.
31 Гаврилов С.А. ст. Церковь Вознесения в Коломенском в сб. "Реставрация и архитектурная археология", М. 1991 г., сс. 165,166.
32 так было не всегда. Например на главном (?) западном фасаде Борисоглебского собора сер. XVI в. в Дмитрове располагалась икона Вознесения.
33 Кавельмахер В.В. К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьякове. М 1990 г..
34 для анализа использовано изображение иконы Вознесения московской школы 2-ой половины XV в. из собрания Третьяковской галереи. Алпатов М.В. этюды по истории Русского искусства. М. Искусство 1967, фото 123.
35 там же, фото 90.
36 текст в Евангелиях от Марка и от Луки отличается тем, что апостолы там не падали на землю, но в заключитель-ной сцене также видели только одного Иисуса Христа.
36 Лихачев Д.С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси. в кн. Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М "Наука" 1985 сс. 17-23.
37 Лихачев Н.П., Материалы для истории русского иконописания. Атлас, ч. I, СПб., 1906, №234. Триста веков искусства. М. Искусство 1976. с.196. фото с. 192.
38 Триста веков искусства. М. Искусство 1976.
39 РГАДА, ф. 1239, д. 486, 1742 г. Росписной список от управителя А.Ермолова о принятии и у бывшего управителя поручика А.Хитрово команды, л. 1.
40 РГАДА. ф. 1684 г. XVII в.
41 ремонт 1836 г под руководством архитектора Тюрина. РГАДА. ф. 1239, оп. 3, д. 29785. л. 39-41.
42 РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 24296, 1883 г., л. 11, рисунок стенописи возле царского места: "Изображения четырех Святителей Московских - Алексея, Филиппа, Ионы и Петра; Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Кессарийского (?), Иоанна Златоуста; вверху изображение Саваофа; д. 24368, 1884 г., лл. 1-4. О возобновлении стенной живописи: " на террасе Вознесенской церкви около царского места нужно возобновить изображения Святителей Вселенских и Московских чудотворцев".
43 разновременные описи называют то Саваофа, то Спасителя, но полная опись фрески на восточном фасаде нами не обнаружена.
44 С 25 февраля по 1 октября ст. ст. солнце проходит эту точку горизонта около 7 часов утра. Продолжается освещение одного восточного фасада при погруженных в тень северном и южном фасадах около 25 минут.
45 Икона Сошествия Святого Духа
Liolia

Liolia

Москва
Сообщений: 1576
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1282
gavrilovs
Очень интересная и полная подборка материала, спасибо!

По метрическим книгам ц.Вознесения с Коломенского, которые я просматривала, явствует что захоранивали при цервки вплоть до 1800 года.
---
Ищу:в Московском у.- Карасевых (д.Новинки и с.Коломенское), Ворониных (д.Батюнино), Никитиных (д.Братеево),Клоповых (д.Шипилово), Поздняковых -Удаловых(д.Нагатино) . Рязанская обл.,Милославский р-он (Данковский у.) Мареевых , Колбаскиных, Семешовых
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
file.php?fid=21112&key=1068295386
Состояние церкви в начале 1970-х.
К 1979году памятник приобрел вид, возобновленный в 2007 году. Т.е., если не вдаваться в подробности, то мы не найдем отличия между видом памятника 1979г и видом 2007г.
file.php?fid=21118&key=149689876
Юго-восточная часть папертей после кап ремонта 2004-2007гг.
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
file.php?fid=21120&key=460097559
Южная часть восточной галереи после кап.ремонта 2004-2007гг.

file.php?fid=21113&key=240667419
Южная часть восточной галереи до начала реставрации 1970-х гг.
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
file.php?fid=21115&key=732530499
Столб северной паперти до начала реставрации 1970-х гг.
Справа видна нижняя часть звонницы. От северного варианта звонницы отказались в процессе строительства храма.

file.php?fid=21116&key=1635701331
Столбы северной паперти до начала реставрации 1970-х гг. Пьедесталы были полностью переделаны и скрыты землей.
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
file.php?fid=21117&key=1997875688
Южная часть храма в 1-ой половине 1970-х гг. В арке Николай Николаевич Свешников.

file.php?fid=21119&key=1018930689
Нижняя часть храма с юго-запада. Вид после кап. ремонта 2004-2007гг.
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
.file.php?fid=21114&key=1816711118
Арка под северным крыльцом в 1970-е гг.

file.php?fid=21513&key=269227524
Арка под северным крыльцом в 2008-м

gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
file.php?fid=21564&key=410767302.file.php?fid=21565&key=569888931
Восточная галерея изнутри в начале 1970-х и в 1980-е гг.

file.php?fid=21567&key=1561132147.file.php?fid=21566&key=1785492909.file.php?fid=21572&key=1615901827
Восточная галерея снаружи в начале 1970-х и в 1977г.


file.php?fid=21568&key=519697161.
Снятие культурного слоя в 1975 году.
file.php?fid=21570&key=949421967.file.php?fid=21569&key=1011099085
Под поздней облицовкой в 1975г.были обнаружены фрагменты первоначальных архитектурных деталей. Последнее фото - 1982г.

file.php?fid=21571&key=2007809147.file.php?fid=21573&key=1286910650.file.php?fid=21574&key=1092272252
Об объемах работ 1970-х гг. можно судить по этим фотографиям.
Но работы в те годы не были столь засекречены, как при кап. ремонте XXI века.










gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
Состоится ли дискуссия о коломенских памятниках? Поживем - увидим.
http://oiru.archeologia.ru/phorum/read.php?17,7694
gavrilovs
Администратор

gavrilovs

g.Dmitrov,Moskovskayaoblast
Сообщений: 1959
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1624
До начала строительного сезона 1529г. проект церкви Вознесения был завершен. Ключ в основании берега под церковью был включен в единую композиционную связь. Для этого пришлось поставить храм на высокий подклет и окружить его двухъярусными папертями.
file.php?fid=21635&key=926798201
Вид церкви от ключа. Подклет полностью скрыт крутым берегом,
но сам храм полностью открыт - ни полслова лишнего сверх того, что нужно!
И ключ с восточного гульбища виден. Фото 1986г.
Можно предположить, что кровля над восточной галереей служила резонатором для хора, находившегося возле "царского места", и церковное пение было слышно у родника.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: gavrilovs
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник gavrilovs » ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ [тема №16224]
Вверх ⇈